Оглавление → Крейсера → Лёгкий "Nürnberg"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лёгкий крейсер (Leicht Kreuzer)
Германия, 1935 (проект 1933 г., рук. - гл. стр. директор ВМФ Blechschmidt) * Nürnberg *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
После заказа на постройку "Leipzig" в строительстве крейсеров в Германии наступила пауза, длившаяся пять с половиной лет, в течение которых велись дискуссии о том, какие крейсера нужны Германии. Обсуждалось вооружение крейсеров, их водоизмещение и защита. Отказ от Версальских ограничений позволял создать более сбалансированный проект, однако к тому времени основное внимание конструкторов было сосредоточено на создании тяжелых крейсеров (будущий тип "Admiral Hipper"), а проектирование легкого велось по остаточному принципу, поэтому кардинально-новый проект легкого крейсера не разрабатывался. Когда в 1932 г. было утверждено строительство лёгкого крейсера "F" ("Ersatz Nymphe"), под него спешно пришлось перерабатывать чертежи "Leipzig", внеся в него ряд улучшений. Была несколько увеличена длина корпуса, улучшено внутреннее расположение, видоизменены надстройки, добавлена четвертая 88-мм/76 спаренная установка. При этом проектное водоизмещение нового крейсера увеличили на 100 т, и оно достигло 8000 т. Этим достигалась лучшая прочность корпуса, усиливалось бронирование башен, погребов боезапаса, зенитная артиллерия и увеличилась скорость хода. Но этого не хватило на увеличение вместимости топливных цистерн. Проект крейсера разработал конструктор Блехшмидт.
Основное отличие "Nürnberg" от предшественников заключалось в более развитых надстройках, тогда как компоновка, конструкция корпуса и силовая установка практически полностью повторяли "Leipzig". Водоизмещение увеличилось почти на 1000 т, однако из-за возросшего "верхнего" веса существенно ухудшилась мореходность. Корпус был аналогичен корпусу "Leipzig", имел 16 отсеков, двойное дно на 83% от длины корабля и более усиленную конструкцию.
Бронирование Схема бронирования осталась прежней. Пояс толщиной 50 мм охватывал отсеки между погребами концевых башен. Он проходил от 19 шп. (чуть в корму за башню "С") до 149 шпангоута в носу, в корме его толщина уменьшалась до 35 мм, а в носу — всего до 18 мм (против 20 мм на "Leipzig"). Бронепалуба сохранила полукруглую форму. Она имела толщину 20 мм и загнутый скос в нижней части пояса толщиной 25 мм. В корме она оканчивалась 25-мм скосом, прикрывавшим рулевую машину. Палуба платформы в оконечностях имела 10-мм бронирование и обеспечивала дополнительную защиту ниже ватерлинии, а носовая таранная переборка имела толщину 20-мм. Башни главного калибра были защищены аналогично "Leipzig", за исключением тыльной части (35 мм) и палубы (пола) башни (20-35 мм). Остальное бронирование было полностью аналогично "Leipzig". (по другим данным, толщина лобовых плит башен увеличилась с 30 до 80 мм, тыльных — до 32 — 35 мм). Барбеты получили 60-мм бронирование. Ряд постов снабжался локальной защитой: 15-мм обвесы штурманского мостика, 20-мм броня поста управления огнем на фор-марсе и 14-мм — постов зенитной артиллерии. Боевая рубка имела 100-мм вертикальную броню, 50-мм крышу и 60-мм броневую трубу, которая вела из нее в центральный пост ниже броневой палубы.
Вооружение Состав основного вооружения практически не изменился по сравнению с предшественниками. "Nürnberg" был вооружен 9 150-мм орудиями. Они были той же модели, имели такое же число и тип боезапаса и размещались так же, как на "Leipzig". Система управления огнем главного калибра включала главный командно-дальномерный пост, который находился на топе фок-мачты. Он состоял из двух визиров и стереодальномера с базой 6 метров, второй 6-метровый дальномер находился на крыше штурманской рубки, третий 6-метровый дальномер на кормовой надстройке за башней "С", рядом с визирным постом. В глубине корпуса в носовой части под броневой палубой находился центральный артиллерийский пост (ЦАП), в котором вырабатывались данные для стрельбы. В кормовой части находился аналогичный резервный пост. Универсальная артиллерия с самого начала состояла из 88-мм орудий модели С-32 в двухствольных установках (боекомплект 3200 снарядов), причем их число было увеличено до четырех и изменено расположение: две у трубы по бортам на палубе надстройки, две аналогичным образом, но ближе к корме. Система управления огнем включала: командно-дальномерный пост SL-2, в котором находился 3-метровый комбинированный дальномер-высотомер. Данные от SL-2 поступали в центральный пост управления огнем, находившийся внизу на палубе платформы. Малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 8 37-мм автоматов в 4-х двухствольных установках, 4 20-мм одноствольных автоматов, при этом вторую пару 37-мм установок перенесли к кормовой надстройке. В систему управления их огнем входили переносные дальномеры. Торпедное вооружение состояло из 12 533-мм торпедных труб в 4 трехтрубных аппаратах, установленных побортно с боекомплектом из 24 торпед. В систему управления торпедной стрельбой входили визирные посты на крыльях мостика. Рядом с центральным артиллерийским постом находился и центральный пост управления торпедной стрельбой. На корабле имелись съемные минные рельсы по бортам и на юте. Максимальное количество мин, принимаемых на борт, составляло 150 шт. В отличие от предшественников, "Nürnberg" получил авиационное вооружение сразу же после вступления в строй. На нем базировались 2 гидросамолета. Первоначально на крейсере базировались Не-60, а со второй половины 1939 года - Ar-196. Стартовали они с катапульты, которую, в отличие от предшественника, установили позади дымовой трубы. Изменение компоновки зенитной артиллерии не оставляло места для крана, которым самолёты поднимались из воды на предыдущих типах. Решение нашли, объединив его с катапультой. Крановое устройство хранилось на палубе и при необходимости крепилось к передней части катапульты. При демонтаже стрела крана хранилась по левому борту рядом с трубой на высоте около 2,5 м над палубой надстройки.
Радиоэлектронное вооружение сперва было представлено пассивной гидроакустической станцией. Силовая установка Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов производства кильского завода "Germania". Пар от них поступал к 2 турбинам производства верфи-строителя, работающим каждая на свой бортовой вал. В каждую турбину входили 1 турбина высокого давления, 2 турбины низкого давления и холодильник. Вес каждой турбины составлял 79500 кг., мощность 33000 л.с. Общая мощность механизмов равнялась 66000 л.с., наибольшая скорость хода 32 узла. Запас топлива равнялся 1125 т (нефти). На испытаниях крейсер показал следующие результаты: мощность механизмов 66075 л.с. и при 290 оборотах винта в минуту достиг скорости 32,2 узла. Для экономического хода, как и на "Leipzig", имелись 4 дизеля производства завода "MAN" (7 цилиндровые, 2 двухтактные) общей мощностью 12400 л.с., работавшие через зубчатый агрегат на центральный вал. Из-за сокращения объема топливных цистерн дальность плавания упала. Запас дизельного топлива равнялся 348 т. Дальность составляла: 3280 миль со скоростью 15 узлов, 2260 - 21 узел, 1700 - 27 узлов, 922 - 29,9 узла. Электроэнергию вырабатывали 4 турбогенератора мощностью 300 киловатт каждый, 2 дизельгенератора мощностью каждый 350 киловатт (общая мощность 1300 киловатт, напряжение в сети 220 вольт). По другим данным, электроэнергию вырабатывали: 2 турбогенератора мощностью каждый 350 киловатт и 4 дизельгенератора мощностью по 160 киловатт каждый. Прочее Обладал хорошей мореходностью с плавной, мягкой качкой; отлично управлялся на всех операционных скоростях, но из за объёмной носовой надстройки заметно уваливался при сильном ветре и волнении. Имел активные успокоители качки. Во время службы численность экипажа постоянно росла. На момент вступления в строй экипаж состоял из 637 человек (из них 25 офицеров). В 1944-1945 годах экипаж крейсера достигал 935 человек из них 35 офицеров и 300 курсантов). Схема окраски: Принята 15 апреля 1896 г.
Использовались во время войны. Во время прохождения испытаний и учений на Балтике в 1941 г. корабль нёс т. н. "Балтийский камуфляж".
При службе в Норвегии нёс т.н. "норвежский" камуфляж.
При проведении операций для опознавания своей авиацией на палубе либо на постеленном брезенте на баке и на юте рисовали свастику. Для тех же целей на крупных кораблях красили в определённый цвет (обычно красный или жёлтый) крыши башен и орудийных установок.
Данные об известных изменениях окраски здесь приводятся в хронологической последовательности. Nürnberg
Это крейсер вошёл в строй уже в Кригсмарине, но новый флаг ещё не был готов, и несколько дней корабль ходил под флагом Рейхсмарине. Гидросамолет также сперва еще имел трехцветную полосу на хвостовом оперении. "Nürnberg", назначенный флагманом разведсил, носил полные регалии Кригсмарине, в том числе имена башен на лобовой плите, а также гербы по обоим сторонам. Имена и гербы были: Rear Admiral Ludwig von Reuter на башне "A", Captain Karl von Schönberg на башне "B" и Graf von Spee на башне "C". Герб корабля на обеих сторонах форштевня обозначал серебро и золото, представленные светло-серым и светлой охрой. Многие из гербов на кораблях Кригсмарине судов, как правило, имели очень много цветов и деталей, обозначающих металлы. "Nürnberg" опознавался по расположению башен и отсутствию «белых кругов» или темных поверхностей на их крышах. Они оставались таковыми до начала 1940 года. Бак и квартердек был покрыт бирманским тиком, в то время как жилая палуба была покрыта линолеумом, скреплённым медными полосами. Открытые носовой и кормовой мостики, возможно, были покрыты линолеумом или окрашены под сталь с деревянными решетками, чтобы обеспечить нескользкость и изоляцию от холода. Во время походов на патрулирование в Испанию на крышах и боках башен наносилось изображение государственного флага. Как флагман разведсил, во время операции в Норвегии "Nürnberg" использовал специальный "ранний норвежский" тип камуфляжа, который в то время применялся на нескольких кораблях Кригсмарине. Для него использовали стандартные цвета мирного времени с небрежно нанесёнными пятнами серого - вероятно, результат попытки сделать "много из немногого", используя штатную краску корабля. Существуют фотографии левого борта с камуфляжной окраской корпуса, по правому борту были закрашены только надстройки. Флаги распознавания с воздуха были выкрашены на палубе в оконечностях. Аналогично, движущиеся части(якорные цепи и шпили) - обычно не закрашивались. Крыши башен, как и на других кораблях в тот период, были окрашены в желтый или красный, но на рис. (операция "Нора", Тронхейм, 14-19 июня 1940) представлены в темно-сером виде. К этому времени линолеум с палубы был снят. В 1941 крейсер носил стандартный "балтийский" камуфляж с красными крышами башен, за исключением крыши перископа креплений, которая осталась светло-серой. Другие фотографии показывают светло-серые крыши башен, вероятно, их окраска регулярно менялась, в зависимости от того, был ли корабль в порту, в походе в дружественных водах или лишен прикрытия Люфтваффе. Существует довольно хорошая фотография "Leipzig" в этот период, и одна интересная деталь - использование трех цветов в Балтийском камуфляже: нос и на корма по обе стороны корпуса были черными, а не темно-серыми, как полосы. Во время пребывания на Балтике в 1941 корабль нёс т. н. "балтийский" камуфляж с белыми и чёрными косыми полосами. Горизонтальные поверхности оставались без изменений. Позже использовались и другие варианты камуфляжа. К концу войны корабль нёс стандартную окраску.
До войны производились незначительные работы: изменилась лишь форма адмиральского мостика. В период с 1.07.1939 по 1.04.1940 предполагалось осуществить модернизацию "Nürnberg" по образцу проведенной на "Karlsruhe", но начало войны положило конец этим планам. Летом 1940 года на "Nürnberg" смонтировали размагничивающую обмотку (MES-Anlage), в 1941 году сняли два задних торпедных аппарата (позднее их установили на линкоре "Scharnhorst"). Летом 1941 года вместо носового КДП установили радиолокационную станцию FuMO-21. Во время большого ремонта с февраля по май 1942 года сняли авиационное вооружение. Его место занял двухствольный 37-мм/83 полуавтомат С/30. В этот же период на крейсере появились два четырехствольных 20-мм зенитных автомата Flak-38 на армейских лафетах. Один автомат находился на крыше башни "В", второй на крыше штурманской рубки. Число одноствольных 20-мм/65 автоматов увеличили до пяти. Один стоял на крыше боевой рубки, два на мостике, два на платформе у трубы. РЛС FuMO-21 заменили на FuMO 22 на фок-мачте. Следующее усиление зенитного вооружения провели в 1944 году и в то же время модернизировали радиоэлектронное вооружение. В рамках программы 1944 г. по усилению зенитного вооружения было установлено 2x1 40-мм/56 автомата. 2x4 20-мм автомата армейского образца заменены морскими установками "Vierling" С/38, а число 20-мм доведено до 10x2 и 1x1. РЛС FuMO 22 была заменена на FuMO 25, дополнительно установлена FuMO 63 "Hohentweil-K" на кормовой легкой мачте и 5 детекторов радиолокационного излучения FuMB 4 "Sumatra" (позже частично заменены на FuMB 6 "Palau"). На момент капитуляции малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 2 40-мм одноствольных, 8 37-мм двухствольных, 29 20-мм (2 четырехствольных, 10 двухствольных и 10 одноствольных установок) орудий. По другим данным, 9 мая 1945 года малокалиберная зенитная артиллерия крейсера была следующей: 6 37-мм (2 двухствольных), 28 20-мм (2 четырехствольных, 10 двухствольных) и 3 73-мм пусковых установки неуправляемых зенитных ракет (73-RAG "Fohn"). Во время службы в СССР под именем "Адмирал Макаров", конструкторы ЦКБ-17 разработали проект модернизации крейсера. Работы провели в 1949-1951 годах. С крейсера сняли почти все легкое зенитное вооружение. Остались только 2 счетверенных 20-мм автомата. На борту появились 10 двухствольных 37-мм автоматов модели В-11. Немецкое радиоэлектронное вооружение было дополнено советской радиолокационной станцией управления огнем "Редан-2". Позднее все радиолокационные станции заменили отечественными аналогами. Самое заметное отличие - была демонтирована массивная прожекторная площадка вокруг трубы.
16 июня 1933 года (по другим данным, 16 марта 1933 года) заводу "Дойче Верке" в Киле заказали крейсер, который получил бюджетное название "Kreuzer F" или "Ersatz Nymphe’' для замены старого крейсера "Nymphe". Корабль заложили 4 ноября 1933 года. Церемония крещения и спуска была проведена 8 декабря 1934 года — крейсер получил название "Nürnberg". Он унаследовал имя от крейсера кайзеровского флота "Nürnberg", погибшего в бою у Фолклендских островов. На торжествах с речью выступил обер-бургомистр Вилли Лебел, крестной матерью стала фрау Вальбург Лeфельдт, дочь командира погибшего "Nürnberg". На церемонии также присутствовала вдова командира фрау Алиса фон Шонберг. Церемония прошла в двадцатую годовщину боя у Фолклендских островов. 2 ноября 1935 года корабль вошел в состав флота, на нем сначала подняли флаг уже несуществующей Веймарской республики, но уже через пять дней, 7 ноября, на нем подняли военно-морской флаг Третьего Рейха. С ноября по апрель 1936 года крейсер проходил испытания в Балтийском море, изредка возвращаясь на завод для устранения обнаруженных недостатков и установки адмиральского мостика. После завершения испытаний, 9 апреля 1936 г. он стал флагманским кораблем Разведывательных сил флота (BdA) и на нем поднял флаг контр-адмирал Бэм. С 14 апреля по 8 мая 1936 прошло первое атлантическое плавание "Nürnberg". Крейсер посетил Санта-Круз, Лиссабон, затем прошел курс боевой подготовки. С августа по октябрь корабль находился в испанских водах, оказывая помощь мятежникам генерала Франко. В ноябре-декабре 1936 состоялся второй поход в испанские воды. 19 ноября "Nürnberg" попал в шторм, на нем появились трещины в корпусе и на верхней палубе. По возвращении в Германию корабль прошел ремонт с исправлением повреждений и затем короткий курс боевой подготовки. В апреле-мае 1937 года совершил третий поход в испанские воды. Вернувшись в Германию, "Nürnberg" занимался боевой подготовкой как индивидуально, так и в составе соединения. В июле-августе 1937 совершил очередной, четвертый поход в испанские воды. Обратный переход в Германию прошел в составе эскадры: с броненосным кораблем "Admiral Graf Spee" и 4-й флотилией миноносцев. По возвращении в родные воды эскадра приняла участие в осенних маневрах, где самой яркой страницей стала флотская торпедная стрельба. С 29 сентября по 20 ноября "Nürnberg" прошел текущий ремонт на "Дойче Верке" в Киле. В декабре состоялась серия учебных торпедных стрельб. Первые два месяца нового 1938 года крейсер выполнял различные торпедные и артиллерийские стрельбы, а в марте принимал участие в маневрах Разведывательных сил. В апреле-июне 1938 года крейсер прошел ремонт на верфи-строителе, в ходе которого была демонтирована площадка на фок-мачте. После выхода из ремонта последовал короткий курс боевой подготовки. С 29 июня по 7 июля состоялся учебный поход в норвежские воды, после его окончания крейсер возвратился на Балтику, где затем провел торпедные стрельбы, а в августе артиллерийские стрельбы. 22 августа крейсер, как и весь немецкий флот, принимал участие в параде, посвященном спуску на воду тяжелого крейсера "Prinz Eugen". После парада прошли показательные маневры. Затем "Nürnberg" вернулся к обычной службе: в конце сентября он участвовал в больших осенних маневрах, с 12 по 20 ноября прошёл докование в Киле, а в декабре провёл серию артиллерийских стрельб. 8 декабря "Nürnberg" принимал участие в церемонии спуска на воду авианосца "Graf Zeppelin". В январе 1939 года крейсер проходил индивидуальную боевую подготовку. 14 февраля крейсер участвовал в спуске на воду линкора "Bismarck" и затем встал в текущий ремонт в Киле. Уже в марте "Nürnberg" участвовал в "бескровной" агрессии против Мемеля. 1 апреля состоялись очередные торжества, на этот раз посвященные спуску на воду линкора "Tirpitz". Со 2 по 4 мая крейсер совершил серию пробегов на мерной линии у Пиллау, с 6 по 10 мая состоялся визит в шведский порт Гетеборг, с 10 по 14 мая обход норвежских фиордов. В июне "Nürnberg" провел серию артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям и принял участие в маневрах флота, 1 июля находился в Бремене и принимал участие в торжествах, посвященных спуску на воду тяжелого крейсера "Lützow", в июле участвовал в эскадренной стрельбе, а в первой половине августа — в торпедных стрельбах.
Участие в войне В середине августа началась мобилизация немецкого флота, а в двадцатых числах блокада польского побережья. После того, как три польских эсминца ушли в Англию, командование немецкого флота приняло решение перевести крейсера "Leipzig" и "Nürnberg" в Северное море, и 1 сентября они проследовали Кильским каналом. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. В начале войны одной из основных задач немецкого флота стала постановка системы минных заграждений "Вестваль". В ночь с 3 на 4 сентября "Nürnberg" в составе соединения ("Leipzig", минный заградитель "Grille" и 6-я флотилия миноносцев) принимал участие в постановке одного из фрагментов этого заграждения. В ночь с 5 на 6 сентября прошла аналогичная операция: в немецкое соединение входили крейсера "Nürnberg", "Leipzig", эсминцы "Georg Thile", "Friedrich Ihn", "Erich Steinbrinck", "Friedrich Eckoldt" и три миноносца. Всего он участвовал в пяти операциях по прикрытию минных постановок в Северном море. Весь сентябрь и начало октября крейсер выполнял различные задачи. 6 октября 1939 года во время одного из выходов в море, вместе с миноносцем "Falke", "Nürnberg" был атакован британской подводной лодкой "Seawolf". Торпеды прошли мимо цели. Вероятно, после этого выхода крейсер покинул Северное море и ушёл на Балтику, затем с середины октября до начала ноября проходил ремонт в Киле. 21 октября должность командующего Разведывательными силами занял контр-адмирал Гюнтер Лютьенс. В качестве флагмана он выбрал "Nürnberg". Но фактически его флаг на корабле был поднят 9 ноября. После завершения работ корабль вернулся в район боевых действий, и первым заданием крейсера стала встреча немецких эсминцев, ставивших мины у английского побережья. Первая операция подобного рода была проведена в ночь с 12 на 13 ноября, в операции принимали участие крейсера "Nürnberg", "Königsberg" и миноносцы из 6-й флотилии. Все прошло благополучно. Вторая операция состоялась в ночь с 17 на 18 ноября, на этот раз, кроме "Nürnberg", в море вышли "Königsberg" и несколько иной состав миноносцев из той же 6-й флотилии. При возвращении на "Nürnberg" произошла авария механизмов. Скорость хода упала до 25 узлов. После короткого ремонта крейсер вновь вернулся в состав флота. Вечером 12 декабря "Nürnberg" вывел в море соединение — "Leipzig" и "Köln". 13 декабря 1939 года "Nürnberg" и "Leipzig" были торпедированы английской подводной лодкой "Salmon". Первым торпеду получил "Leipzig" (11 ч 25 мин). Затем сигнальщики флагмана увидели следы еще двух торпед. Маневр уклонения удался частично — мимо цели прошла лишь одна торпеда. В 11 ч 27 мин вторая торпеда поразила "Nürnberg". Взрыв прогремел в носовой части, часть носа ниже ватерлинии оторвало, и вода очень быстро затопила носовые отсеки. Потери экипажа оказались незначительны, всего 16 раненых. Энергетическая установка не пострадала. В 11 ч 28 мин Г. Лютьенс отправил радиограмму командованию группы ВМФ "Вест": "Торпедированы "Leipzig" и "Nürnberg". В это же время были обнаружены следы еще трех торпед, немецким морякам повезло, они прошли мимо цели. За кормой кому-то из экипажа померещился перископ, и из кормовой башни произвели несколько выстрелов.
Повреждения германского легкого крейсера “Nürnberg” 13 декабря 1939 г.(Из книги И. М. Короткина Боевые повреждения надводных кораблей. Судпромгиз. 1960.)
13 декабря 1939 г. крейсер, шедший со скоростью 24 узла, был торпедирован английской подводной лодкой. Центр взрыва торпеды пришелся в правый борт в носовой части корабля {отсек XVI) в районе 163 шп на 3 м ниже ватерлинии. Состояние моря в момент торпедирования 3-4 балла. В результате взрыва корабль получил следующие повреждения. По корпусу. Носовая оконечность корабля была разрушена до 156 шп. (8 м от центра взрыва) при этом верхние 2-3 пояса носовой оконечности борта вместе с якорными клюзами остались целыми. Ширстрек на протяжении от 49 до 118 шп. (70 м) в 9 местах имел разрывы по сварным швам и целому металлу. Такие же разрывы на большом протяжении образовались в нижележащих поясьях борта. Кроме того, было отмечено много разрывов по сварке в скуловом, киле. Верхняя палуба получила много разрывов длиной до 3 м (преимущественно поперечных) на протяжении от 40 до 118 шп. (более 75 м). Оказались разорванными многие продольные подпалубные связи. Короткие разрывы получило второе дно в районе отсеков V и VI (помещения электростанции и дизель-моторов). Отмечено появление большого числа трещин в надстройке корабля, в частности, по вертикальным ее стенкам. Было повреждено и частично вышло из строя оборудование в надстройках, затоплены носовые отсеки XV и XVI по высоте до нижней палубы и по длине до 150 шп. Несмотря на затопление носовых отсеков, корабль почти не имел дифферента. Общая прочность корабля в результате разрушений пострадала настолько, что кораблю угрожала опасность перелома. По механизмам и электрооборудованию. Главные механизмы не пострадали, но линии валов были нарушены сотрясением. Отмечены отдельные повреждения вспомогательных механизмов, дизелей, распределительных щитов и электрокабелей. Прожекторы сорвало со своих фундаментов. По вооружению. Башни главного калибра № 1 и 3 получили различные повреждения и вышли на 10 часов из строя. От повреждений бронированного кабеля частично вышло из строя управление одной зенитной установкой, которое было введено в действие спустя 4 часа после повреждения. Корабль остался на плаву и мог самостоятельно отправиться в базу для выполнения ремонта, который длился несколько месяцев. Выводы. Попадание 1 торпеды (340 кг взрывчатого вещества типа ТГА) в носовую часть крейсера "Nürnberg" привело к значительным повреждениям, ослаблению общей прочности корпуса и выходу корабля из строя на несколько месяцев. 2. Объем полученных кораблем повреждений был значительным и включал разрушение носовой оконечности (без отрыва ее) и затопление части носовых помещений, отдельные повреждения вспомогательных механизмов, электрооборудования и вооружения вследствие ударных сотрясений. Необходимо отметить, что бронирование носовой оконечности ограничило объем разрушения корпуса в этом районе и, возможно, способствовало тому, что нос корабля не был оторван полностью. На опыте повреждений этого корабля немцами был сделан вывод о необходимости усиления общей прочности корпуса крейсера, особенно за счет его верхних связей. 3. Действия личного состава в борьбе за живучесть корабля в основном заключались в восстановлении вышедшего из строя вооружения.
По сравнению с "Leipzig" повреждения флагмана были незначительны. Поступление воды быстро прекратили, но из-за разрушения в носовой части ухудшилась маневренность корабля, скорость упала до 18 узлов. Из-за сотрясения возникли неполадки в системе управления артиллерийским огнем. В 12 ч на мостик из поста энергетики и живучести доложили о завершении работ по подкреплению переборок. В 12 ч 10 мин "Nürnberg" атаковали два британских самолета, после чего Г. Лютьенс решил разделить свое соединение на две части. Каждому крейсеру были приданы эсминцы. "Nürnberg" достался "Hermann Künne", и утром 14 декабря они без дальнейших приключений добрались до своих берегов, и затем поврежденный крейсер проследовал Кильским каналом на верфь-строитель, которая приступила к ремонтным работам. Ремонт продолжался 4 месяца и завершился 29 апреля 1940 года. При этом на корабле смонтировали размагничивающую обмотку. С 14 по 19 июня "Nürnberg" вместе с эсминцем "Erich Steinbrinck" и тральщиками из состава 2-й флотилии находились в охранении транспорта "Lewante", с горными стрелками на борту, приняв участие в операции с кодовым названием "Норд". Переход конвоя из Киля в Тронхейм прошел без происшествий. 25 июля 1940 года крейсер стал флагманским кораблем соединения. В него вошли эсминцы "Hans Lody", "Friedrich Ihn", "Paul Jacobi", "Karl Galster". Целью операции стало обеспечение перехода поврежденного линкора "Gneisenau" в Германию на ремонт. Первый день перехода был без каких-либо происшествий, 26-го произошла встреча с миноносцами. Вскоре один из них, "Luchs", погиб от таинственного подводного взрыва. 28 июля конвой прибыл в порт назначения. Конец 1940 года прошел для "Nürnberg" в рутинной службе. В ночь с 4 на 5 декабря "Nürnberg" и "Köln'’ вышли в море на минную постановку в проливах Каттегат и Скагеррак, но из-за плохой погоды предстоящую операцию "Франкфурт" отменили. 7 февраля 1941 года "Nürnberg", вместе с тремя оставшимися в строю крейсерами, стал фактически учебным кораблем. До сентября крейсер выполнял свои новые обязанности. 8 сентября командование немецкого флота отдало приказ о формировании "Балтийского флота". "Nürnberg" вошел в состав Северной группы и с 25 сентября по 1 октября крейсировал у Аландских островов сначала с линейными силами, потом с эсминцами 8-й флотилии. 29 сентября крейсер столкнулся с танкером "Rigel", получив незначительные повреждения. В конце 1941 года А. Гитлер объявил Норвегию "Зоной судьбы" и приказал перевести туда основные силы немецкого флота. "Nürnberg" вошел в их число, но исполнение приказа затянулось. С января по август 1942 года крейсер находился у заводской стенки, проходя капитальный ремонт, во время которого произвели замену турбин и усилили зенитное вооружение, а также демонтировали катапульту и заменили РЛС. После завершения работ "Nürnberg" прошел испытания, затем курс боевой подготовки и с 11 ноября по 2 декабря перешел в Норвегию, на замену уходящего в Германию на капитальный ремонт "Admiral Scheer". Крейсер не принимал участие в боевых действиях - из-за плохой мореходности использование крейсера в Арктике было признано невозможным. После "Новогоднего боя" А. Гитлер приказал вывести из состава флота все тяжелые корабли, которые все же удалось отстоять новому главкому ВМФ К. Деницу. Что касается "Nürnberg", то его вернули в учебные крейсера. 7 марта 1943 года крейсер находился у Нарвика в бухте Богем. Дул сильный ветер, и корабль снесло на сеть противоторпедного заграждения. В сети запутались винты, подоспевшие тральщики и буксир оттащили корабль, и позднее водолазы приступили к их очистке. В мае 1943 года "Nürnberg" вернули в Германию. Во время перехода у Ставангера его атаковали два британских торпедных катера, но безрезультатно. Оставшийся путь прошел без происшествий. После прибытия в Германию крейсер зачислили в отряд учебных кораблей. В этом качестве он прослужил до конца 1944 года. 30 марта 1944 года на корабле в лазарете произошел первый пожар, а 13 июня 1944 года второй (возгорание кабелей в 3 отсеке). Оба пожара были быстро потушены. 12 октября "Nürnberg" в составе соединения проводил маневры восточнее острова Борнхольм, где немецкие корабли были обнаружены советской подводной лодкой "Лембит". Так как они выполняли различные маневры, и к тому же на большой скорости, попытки выхода в атаку не увенчались успехом. 28 октября в центральной части Балтийского моря проводили учения "Admiral Scheer", "Lützow", "Admiral Hipper", 6-я флотилия эсминцев и 2 миноносца. Но из-за сильного шторма программу учений сократили, и корабли вернулись в базу. Позднее "Nürnberg" не пришлось принимать участие в обстрелах наступавших частей Советской Армии. 3 января 1945 года в качестве флагманского корабля FdZ, сменив поврежденный "Emden", крейсер вышел в море из Свинемюнде на минную постановку в водах Южной Норвегии. В операции принимали участие минные заградители "Linz" и "Elsass". Ход операции был омрачен гибелью минного заградителя "Elsass" 5 (по другим данным, 6) января на немецких минах у датского побережья. После завершения операции крейсер находился в Осло-Фиорде. После короткого перерыва, 13-14 января 1945 года прошла очередная операция по постановке оборонительного минного заграждения "Титус-1". В операции принимали участие крейсер "Nürnberg" (флаг командующего эсминцами контр-адмирал Л. Крайша), минный заградитель "Linz", эсминцы "Theodor Riedel", "Friedrich Ihn", миноносцы "Т-19", "Т-20" и 7 катеров-тральщиков из состава 8-й флотилии. Операция была успешной, несмотря на противодействие британской авиации. В немецком соединении потерь не было. 27 января крейсер прибыл в Копенгаген — война для него закончилась — в Германии катастрофически не хватало нефти, и экипажу вполне боеспособного крейсера в качестве зрителей пришлось безучастно наблюдать агонию Германии. Последним эпизодом войны стало отражение 5 мая попытки членов датского движения сопротивления уничтожить корабль с использованием взрывающегося катера. Нападение отбили огнем зенитных автоматов. Потери экипажа при этом составили 4 человека. Поздно вечером 8 мая Германия капитулировала перед западными союзниками (в СССР в этот момент уже наступило 9 мая). Жизнь на немецких кораблях, оказавшихся в Копенгагене, шла прежним чередом. Вечером 9 мая в аэропорту Копенгагена высадилась рота 13 парашютного батальона 6-й британской воздушно-десантной дивизии, затем появились и английские моряки. К ним примкнул военный корреспондент Вудворд, который стал свидетелем следующей исторической сцены:
Вскоре "Nürnberg" и все остальные находящиеся в порту корабли номинально перешли под британский контроль. С крейсера выгрузили боезапас и 24-26 мая его под охранением британских крейсеров "Dewonshire" и "Dido" перевели в Копенгаген, а затем в Вильгельмсхафен. В Вильгельмсхафене "Nürnberg" ждал решения своей участи. Летом 1945 года бывшие союзники делили остатки немецкого флота. "Nürnberg" вошел в советскую долю. Как только об этом стало известно англичанам, которые не забыли самозатопления немецкого флота в Скапа-Флоу, они сразу же приняли меры. В воскресенье 16 декабря 1945 года была проведена операция "Силвер" — морская пехота заняла немецкие корабли, передаваемые СССР, экипажи перевели в лагеря для военнопленных, крейсер во избежание "случайностей" поставили в док. 5 (по другим данным, 19) ноября корабль был зачислен в списки советского военно-морского флота. В Кронштадте начато формирование "спецкоманды" для приемки "Nürnberg", в нее вошли 309 человек, из них 21 офицер. Первым советским командиром был назначен капитан 2 ранга С. С. Ворков, в 1941-1944 годах командовавший гвардейским черноморским эсминцем "Сообразительный". В декабре 1945 года советские моряки прибыли в Вильгельмсхафен и приступили к приемке крейсера. Официальная церемония передачи была проведена 2 января 1946 года. На "Nürnberg" подняли флаг вице-адмирала Ю. Ф. Ралля, и переданные корабли ушли в Лиепаю, куда прибыли 5 января. Официальный акт о передаче крейсера был подписан, немецкий экипаж перевели на плавбазу и отправили в западную зону оккупации. Завершая историю "Nürnberg", следует отметить, что его последний командир — Гисслер основал общество ветеранов "Scharnhorst" и "Nürnberg". Сейчас это единственная активно действующая ветеранская организация Кригсмарине.
13 февраля крейсер переименовали в "Адмирал Макаров" и 15 февраля 1946 года его зачислили в состав Северо-Балтийского флота с главной базой в Таллине. После того, как экипаж освоил корабль, началась рутинная служба. Каждый год "Адмирал Макаров" приходил в Ленинград на майские и ноябрьские праздники. Летом крейсер занимался боевой подготовкой, а зимой становился к заводской стенке. В 1949-1951 годах он прошёл модернизацию с заменой зенитного вооружения и части оборудования на советское. В сентябре 1951 года "Адмирал Макаров" стал "киноактером", он снимался в фильме "Незабываемый 1919", изображая британский крейсер "Диомид". 13 октября 1954 года (по другим данным, 24 декабря 1955 года) корабль переклассифицировали в учебный крейсер и перевели в состав Кронштадтской военно-морской крепости. В 1954-1955 годах крейсер прошёл капитальный ремонт. Самое заметное внешнее отличие - была демонтирована не используемая массивная прожекторная площадка вокруг трубы. 27 марта 1956 г. приняли решение о переводе корабля на Север. При этом планировали использовать его в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. Летом 1957 года прошел большой поход с курсантами по Балтике и Северному морю, а 28 августа 1958 г. решение о переводе на север отменили, 20 февраля 1959 года "Адмирал Макаров" исключили из списков флота, передали Отделу Фондового Имущества для разборки на металл. По некоторым данным, разборка крейсера затянулась, и до конца 1960-х годов он использовался в качестве плавказармы в Кронштадте.
|