Оглавление → Крейсера → Учебно-артиллерийский "Mars"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-артиллерийский корабль (Artillerieschulschiff)
Германия, 1881 г. 1 ед. (проект 1876 г.) * Mars *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Построенный в 1857 "Renown", выводившийся на позицию тендером или буксиром, настолько устарел, что морской флот нуждался в его замене. C этой целью в 1876 был заказан корабль специальной постройки. В то время подготовка была довольно грубой: на каждый корабль флота проводилось одно испытание в год, которое заключалось в стрельбе по мишеням на расстоянии 500, 1500 и 2500 метров. Эту проблему начали исправлять только в 1885 году, когда главным артиллеристом флота был назначен Август фон Томсен и он начал улучшать режим тренировок, особенно в отношении стрельбы на большие дистанции. Новый корабль получил машину и котлы предшественника. Сперва он унаследовал и его вооружение, но с развитием корабельной артиллерии и изменениями требований руководства флота позже оно менялось. Сначала стояли 2-15 см, 2-17 см, 1-21 см и 1-24 см орудия. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
После завершения работ по оснащению, 1 марта 1881 год "Mars" был сдан флоту для ходовых испытаний. Он быстро завершил испытания и в том-же месяце был направлен на базу ВМФ Северного моря в Вильгельмсхафен, где был приписан к военному порту Северного моря и принял вооружение и оборудование с "Renown", хотя технически он находился под контролем артиллерийских офицеров Императорского Адмиралтейства. 1 апреля "Mars" вступил в строй под командой капитана-цур-зее графа Хааке и начал артиллерийское обучение на рейде Шиллиг недалеко от Вильгельмсхафена. Всего через несколько недель, 26 апреля 1881, во время учебной стрельбы на борту корабля взорвался один из 21-сантиметровых снарядов, в результате чего девять человек погибли и еще восемнадцать были ранены. Об этом до сих пор напоминает памятник, установленный на бывшем гарнизонном кладбище. В конце года "Mars" вернулся во внутреннюю гавань Вильгельмсхафена, где остался на зимовку. 1 октября 1883 года он был переведен в недавно сформированную Морскую артиллерийскую инспекцию. В остальном служба корабля, соответственно его назначению, не отличалась разнообразием, исключения из рутинной службы были редки. Так, в 1884 году "Mars" был отправлен буксировать корвет "Sophie" в Вильгельмсхафен после того, как он был протаранен и серьезно поврежден пароходом компании NDL "Hohenstaufen", 31 августа 1884 на на борт поднялись новый начальник Адмиралтейства Лео фон Каприви, начальник штаба Каприви контр-адмирал Эдуард фон Кнорр и командир Учебной эскадры вице-адмирал Вильгельм фон Викеде для осмотра недавно построенных укреплений на острове Вангероге. После этого в августе-сентябре "Mars" принял участие в ежегодных осенних маневрах флота 1884, в составе отряда учебных судов. Осенью 1890 с борта корабля предпринимались многообещающие опыты с привязным аэростатом, чтобы проверить, насколько этот метод был пригоден для морского наблюдения. В качестве наблюдателя корабль присутствовал на объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890. Во время маневров флота 1892 года в августе-сентябре на "Mars" держал флаг командующмй учениями адмирал фон дер Гольц, при этом впервые в немецком флоте флагман не входил ни в одно из соединений и руководил эволюциями со стороны. Ту-же функцию он выполнял и на маневрах флота 1893 года, Гольц и Тирпиц снова руководили учениями с его борта. В 1894 году корабль проводил артиллерийские учения по стрельбе на дальние дистанции в южной Норвегии. В 1895 он принимал участие в открытии канала Императора Вильгельма, а после - в осенних маневрах флота 1895 года, где вновь выполнял роль флагманского корабля для адмирала Кнорра и его штаба, возглавляемого капитаном цур-зее А. фон Тирпицем. На юбилейной регате Гельголанд-Дувр в июне 1897 "Mars" служил как корабль, обозначающий финиш; император Вильгельм II на яхте "Hohenzollern" с целью точного наблюдения финиша находился рядом с ним. 10 сентября 1904, к празднику 100-летия адмирала Карла Рудольфа Бромме, первого командующего немецким имперским флотом, Вильгельм II пригласил всех высших немецких морских офицеров на банкет на стоящий в Брунсбюттелькооге Mars. Поскольку со временем артиллерийская подготовка ВМФ все чаще проходила на боевых кораблях, временно приписанных для этой цели к эскадре артиллерийских учебных кораблей, "Mars" в основном использовался как учебная аудитория и жилой корабль. В 1906 инспекции корабельной артиллерии передали новый линкор Schwaben и тем самым заменили Mars. С 1908 он служил только лишь как плавказарма военного порта Балтийского моря. Известно три прозвища корабля. С личным составом флота на борту, что бывало во время осенних маневров, его называли «резиновым броненосцем» (Gummipanzer), в качестве учебного артиллерийского корабля называли «пушечным цирком» (Kanonenzirkus), а в составе флотских соединений он имел прозвище «симулятор» (Simulaker). В 1914 корабль вычеркнули из списков военных кораблей, но в связи с началом войны, продолжали использовать как плавказарму. Корпус был разобран в 1921 в Любеке.
|