Оглавление → Крейсера → Лёгкие типа "Cöln II"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малые крейсера (с броневым поясом) (Kleinerkreuzer) типа
Германия, 1918 г. 2 (10) ед. (проект 1914 г.) * Cöln * Dresden * Wiesbaden * Magdeburg * Leipzig * Rostock * Frauenlob *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
К 1916 году в ходе Первой мировой войны были потеряны тринадцать немецких легких крейсеров. Чтобы заменить их, Кайзерлихмарине в 1915 заказало десять новых крейсеров. Проект был немного измененной версией предыдущего типа "Königsberg". Крейсера имели несколько большую длину, водоизмещение и запас топлива. Их вооружение было усилено за счет замены 500-мм ТА на 600-мм. Было улучшено разделение корпуса на отсеки. Типовая для германских легких крейсеров Первой мировой войны боевая рубка на палубе полубака позади носового орудия, как бы "оторванная" от ходового мостика, оказалась не самым удачным решением, и на этой серии перешли к двухъярусной рубке по образцу линкоров и линейных крейсеров. Мачты и трубы, для упрощения постройки, сделали вертикальными. Немецкие моряки оценивали корабли как обладающие хорошей мореходностью, имеющие плавную качку. Они были очень маневренными и имели малый радиус поворота, но теряли при этом скорость, при полностью положенном на борт руле - до 60 %. Кроме того, на высокой скорости их корма имела тенденцию принимать много воды. Схема окраски: Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Отличия и изменения Основным отличием было размещение передних бортовых орудий; на головном, как и на предыдущем типе, они были подняты на полубак, но на серийных по каким то причинам от этого отказались, и орудия вернули на срезы верхней палубы, как на довоенных крейсерах.
"Ersatz Ariadne" был заказан для замены бронепалубного крейсера "Ariadne" (1901), погибшего 28 августа 1914 в бою при Гельголанде, заложен верфью "Blohm & Voss" в Гамбурге в 1915, спущен 5 октября 1916 и получил имя в честь малого крейсера "Cöln", который также погиб 28 августа 1914 в бою при Гельголанде. Из за отсутствия материалов и персонала корабль смог войти в строй только 17 января 1918. После окончания испытаний он был выделен II разведывательной группе. Кроме нескольких минных постановок в Немецкой бухте и обеспечения выхода подводных лодок, "Cöln" участвовал лишь в одном в походе флота - в Норвежские воды 23-24 апреля 1918. I и II разведгруппы со 2-й флотилией миноносцев должны были напасть на в тщательно охраняемый британский конвой в Норвегию, остальная часть Флота Открытого Моря осуществляла поддержку. Немцы не смогли определить местонахождение конвоя, который фактически пересек море за день до того, как флот покинул порт. В результате адмирал Райнхард Шеер прервал операцию и корабли вернулись на базу ни с чем. В октябре 1918 "Cöln" должен был участвовать в последнем боевом выходе в последние дни войны. "Cöln", "Dresden", "Pillau" и "Königsberg" должны были напасть на торговые суда в устье Темзы, в то время как остальная часть II разведгруппы должна была бомбардировать цели во Фландрии, чтобы выманить британский флот и дать ему генеральное сражение. Восстание во флоте ночью 29 октября вынудило адмиралов Рейнхарда Шеера и Франца фон Хиппера отменить операцию. В конце войны крейсер стоял в Вильгельмсхафене. 22 ноября 1918 по условиям перемирия крейсер был интернирован Великобританией в бухте Скапа-Флоу. По пути туда его капитан радировал командующему, что у одной из паровых турбин судна потёк конденсатор. Рёйтер послал к нему другой легкий крейсер, чтобы при необходимости взять его на буксир. Несмотря на проблемы с турбиной, "Cöln" смог придти в порт, идя последним в немецкой линии. Крейсер стал на якорь северо-восточнее острова Кафа. 21 июня 1919 из-за угрозы передачи союзникам интернированных кораблей по репарациям получил приказ на затопление. Оставшийся на борту "Cöln" сокращённый экипаж открыл кингстоны. Около 13:50 крейсер опрокинулся на правый борт и опустился на дно Скапа-Флоу. В отличие от большинства затопленных там немецких кораблей его не поднимали. Его обломки, лежащие на правом борту в позиции 58° 53′ 32″ N, 3° 3′ 0″ W на глубине 35 м - сегодня популярная цель для спортсменов-подводников и считается одной из лучших целей погружения в Скапа-Флоу. Корабль почти цел. При спасательных работах были сняты оба передних орудия, щиты и лафеты, а также винты и якоря. Ближе к корме, в районе машинного отделения, образовалась дыра в корпусе. Борт поднимается до глубины 20 м. Проникновение во внутренние части корабля из-за больших количеств отложений считается очень опасным. Из за них может внезапно ухудшиться видимость. В обломках уже были несколько смертельных случаев при погружении.
"Ersatz Dresden" был заказан для замены малого крейсера "Dresden" (1908), 14.03.1915 погибшего в Тихом океане, он был заложен верфью "AG Howaldtswerke" в Киле в 1916, спущен 25 апреля 1917 и получил имя крейсера, в замен которого и строился, введен в ВМС Германии 28 марта 1918, став, таким образом, последним крейсером ФОМ. Так как "Dresden" нуждался в длительных испытаниях, только в августе 1918 он смог присоединиться ко II разведывательной группе. "Dresden" участвовал лишь в одном в походе флота - 23-24 апреля 1918 в Норвежские воды. I и II разведгруппы со 2-й флотилией миноносцев должны были напасть на в тщательно охраняемый британский конвой в Норвегию, остальная часть Флота Открытого Моря осуществляла поддержку. Немцы не смогли определить местонахождение конвоя, который фактически пересек море за день до того, как флот покинул порт. В результате Адмирал Райнхард Шеер прервал операцию и корабли вернулись на базу ни с чем. В том же месяце крейсер получил попадание торпеды и был отправлен на ремонт. В октябре 1918 "Dresden" должен был участвовать в последнем боевом выходе в последние дни войны. "Cöln", "Dresden", "Pillau" и "Königsberg" должны были напасть на торговые суда в устье Темзы, в то время как остальная часть II разведгруппы должна была бомбардировать цели во Фландрии, чтобы выманить британский флот и дать ему генеральное сражение. Восстание во флоте ночью 29 октября вынудило адмиралов Рейнхарда Шеера и Франца фон Хиппера отменить операцию. Во время восстания "Dresden" приказали идти к Экернферде, чтобы служить "маяком" на входе в Киль. Коммуникации там были нарушены восстанием. Мятежный линкор "Markgraf", расположенный на пути "Dresden", отказался освободить путь и нацелил одну из своих 30.5 см орудийных башен на крейсер, но вскоре позволил ему покинуть порт. Крейсер прибыл в Свинемюнде, где после появления слухов, что мятежные корабли приближались, чтобы атаковать крейсера, его команда частично вывела его из строя. После того, как стало ясно, что слухи оказались ложными, "Dresden" попытались вернуть в мореходное состояние, но это не удалось, и 7 ноября 1918 с него были выгружены боеприпасы и он был выведен в резерв. 16 декабря 1918 по условиям перемирия "Dresden" интернирован Великобританией в бухте Скапа-Флоу, но вследствие плохого состояния после мятежа, он не смог выйти с остальной частью флота в ноябре и прибыл только 6 декабря, ужасно протекая. Его якорная стоянка находилась к востоку от острова Кава. 21 июня 1919 крейсер был затоплен экипажем из-за угрозы передачи союзникам интернированных кораблей по репарациям. "Dresden" начал погружаться в 13:50. В числе 7 кораблей он так и не был поднят и сегодня еще лежит на глубине между 38 и 27 метрами на дне Скапа-Флоу к юго-востоку от острова Кава, являясь очень популярным объектом для аквалангистов.
"Ersatz Nürnberg" был заказан для замены малого крейсера "Nürnberg" (1908), погибшего 8 декабря 1914 в битве у Фолклендских островов, заложен верфью "AG. Vulcan" в Штеттине в 1915, спущен 3 марта 1917 и получил имя крейсера "Wiesbaden", погибшего в Ютландском сражении 31 мая 1916. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 5 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1920 разобрали на лом.
"Ersatz Magdeburg" был заказан для замены малого крейсера "Magdeburg" (1912), погибшего 26 августа 1914 в в крушении в Финском заливе, заложен верфью "Howaldtswerke" в Киле в 1916, спущен 17 ноября 1917 и получил имя крейсера, в замен которого и строился. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 9 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1921-1922 разобрали на лом.
"Ersatz Leipzig" был заказан для замены малого крейсера "Leipzig" (1906), погибшего 8 декабря 1914 в бою у Фолклендских островов, заложен верфью "AG. Weser" в Бремене в 1915, спущен 28 января 1918 и получил имя крейсера, в замен которого и строился. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 7 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1921 разобрали на лом.
"Ersatz Mainz" был заказан для замены малого крейсера "Mainz" (1909), погибшего 28 августа 1914 в Гельголандской битве, заложен верфью "AG. Vulcan" в Штеттине в 1915, спущен 6 апреля 1918 и получил имя крейсера "Rostock", погибшего 1 июня 1916 в Ютландской битве. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 13 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1921 разобрали на лом.
"Ersatz Königsberg" был заказан для замены малого крейсера "Königsberg" (1907), погибшего 11 июля 1915 в Германской Восточной Африке, заложен императорской верфью в Киле в 1915, спущен 16 сентября 1918 и получил имя крейсера "Frauenlob", погибшего 31 мая 1916 в Ютландской битве. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 13 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1921 разобрали на лом.
"Ersatz Cöln" был заказан для замены малого крейсера "Cöln" (1911), погибшего 28 августа 1914 в Гельголандской битве, заложен верфью "AG. Weser" в Бремене в 1916. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось спустить, при готовности 13% строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и 21 июня 1921 он был продан за 400 тыс. М, и в 1921 разобран в Гамбурге. "Ersatz Emden" был заказан для замены малого крейсера "Emden" (1910), погибшего 9 ноября 1914 в бою у Кокосовых островов, заложен верфью "AG. Weser" в Бремене в 1916. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось спустить, при готовности 10% строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и 25 июня 1921 он был продан за 400 тыс. М, и в 1921 разобран в Гамбурге-Альтенвердере. "Ersatz Karlsruhe" = "крейсер А" был заказан 20 августа 1915 для замены малого крейсера "Karlsruhe" (1914), погибшего 4 ноября 1914 у острова Тринидад от внутреннего взрыва, заложен императорской верфью в Киле в 1916. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось спустить, строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и разобрали на лом в Шпантене.
|