входоглавлениекрейсера → лёгкие типа "Cöln II"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые крейсера (с броневым поясом)
(Kleinerkreuzer) типа

 Cöln II 


Германия, 1918 г. 2 (10) ед. (проект 1914 г.)

 

*
Cöln
*
Dresden
*
Wiesbaden
*
Magdeburg
*
Leipzig
*
Rostock
*
Frauenlob
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Cöln <Blohm & Voss>, Гамбург, стр. № 247, "Ersatz Ariadne" 1915 23.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 в 13:50 затоплен экипажем.
5.10.1916
17.01.1918
2 Dresden <Howaldtswerke>, Вильгельмсхафен, стр. № 595, "Ersatz Thetis" 1916 6.12.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 в 13:30  затоплен экипажем.
25.04.1917
28.03.1918
3 Wiesbaden <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 433, "Ersatz Nürnberg" 1915 в 12.1918, примерно за 5 месяцев до окончания, постройка остановлена, 17.11.1919 исключён, планировалось перестроить, но в 1920 был разобран.
3.03.1917
---
4 Magdeburg <Howaldtswerke>, Вильгельмсхафен, стр. № 602, "Ersatz Magdeburg" 1916 в 12.1918, примерно за 9 месяцев до окончания, постройка остановлена, 17.11.1919 исключён, корпус продан за 1300 тыс. М, в 1922 использован при постройке северного мола в Киле.
17.11.1917
---
5 Leipzig <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 235, "Ersatz Leipzig" 1915 в 12.1918, примерно за 7 месяцев до окончания, постройка остановлена, 17.11.1919 исключён, продан, в 1921 слом в Гамбурге.
28.01.1918
---
6 Rostock <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 433, "Ersatz Mainz" 1915 в 12.1918, примерно за 7 месяцев до окончания, постройка остановлена, 17.11.1919 исключён, продан, в 1921 слом в Гамбурге.
6.04.1918
---
7 Frauenlob <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 42, "Ersatz Königsberg" 1915 в 12.1918, примерно за 13 месяцев до окончания, постройка остановлена, 17.11.1919 исключён, продан, в 1921 слом на Deutsche Werke в Киле.
16.09.1918
---
8 --- <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 236, "Ersatz Cöln" 1916 в 12.1918 постройка остановлена при готовности 13%, 17.11.1919 исключён, 21.06.1921 продан за 400 тыс. М, в 1921 слом в Гамбурге.
---
---
9 --- <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 237, "Ersatz Emden" 1916 в 12.1918 постройка остановлена при готовности 10%, 17.11.1919 исключён, 25.06.1921 продан за 400 тыс. М, в 1921 слом в Гамбурге-Альтенвердере.
---
---
10 --- <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 43, "Ersatz Karlsruhe, Kreuzer A" 1916 заказан 20.08.1915, в 12.1918 постройка остановлена, 17.11.1919 исключён, в 1920 слом в Шпантене.
---
---
ТТХ
Водоизмещение нормальное 5620 т
полное 7486 т
регистровое 4650 брт., 2200 нрт.
Размерения длина ВЛ 149,8 м
полная 155,5 м
ширина корпус 14,2 м
осадка носом 6,01 м
кормой 6,43 м
1 см осадки = 15,53 т. водоизмещения
высота борта на миделе 8,76 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,5 м
4 МО 2 ВМ ТУ
5 КО 14 ВМ ПК (8 угольных, 6 нефтяных, 16 атм, 5700 м²)
проектная мощность 31000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 27,5 уз.
на испытаниях "Cöln" : 29,3 уз. при 48708 л.с., 358 об/мин.
"Dresden" : 27,8 уз. при 49428 л.с., 338 об/мин.
запас топлива 350/1340 т. угля + 150/500 т. нефти
дальность плавания на 12 уз. "Cöln" : 4850 миль
серийные: 5400 миль
на 25 уз. серийные: 1200 миль
Экипаж штат 559 чел. (17 офицеров, 542 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-каркасной схеме, 24 отсека, двойное дно на 45%.
электроснабжение 2 турбо-генератора, 1 дизель-генератор, 300 кВт, 220 В.
управление 1 нормальный крейсерский руль
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент 10690 мт
на кораблях постройки "Blohm & Voss" и "Kaiserl. Werft" стояли успокоители качки
цена ?
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
пояс 0-60-18 мм (от кормы в нос)
палуба 20-40-20 мм/скосы 60-40 мм
таранная переборка 40 мм
подачные трубы 20 мм
щиты орудий 50 мм
рубка 100 мм, крыша 20 мм
дальномер 30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
штат
8 - 150 мм/45 [1040 снаряда], 17600 м (840 м/с, 30°)
2 (по проекту - 3) - 88 мм/45 зенитки
4 ТА-600 мм (палубные) [8 торпед]
200 мин
4 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА И СУДЬБА

Cöln / Dresden / Wiesbaden / Magdeburg / Leipzig / Rostock / Frauenlob / не спущенные

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

К 1916 году в ходе Первой мировой войны были потеряны тринадцать немецких легких крейсеров. Чтобы заменить их, Кайзерлихмарине в 1915 заказало десять новых крейсеров. Проект был немного измененной версией предыдущего типа "Königsberg". Крейсера имели несколько большую длину, водоизмещение и запас топлива. Их вооружение было усилено за счет замены 500-мм ТА на 600-мм. Было улучшено разделение корпуса на отсеки.

Типовая для германских легких крейсеров Первой мировой войны боевая рубка на палубе полубака позади носового орудия, как бы "оторванная" от ходового мостика, оказалась не самым удачным решением, и на этой серии перешли к двухъярусной рубке по образцу линкоров и линейных крейсеров. Мачты и трубы, для упрощения постройки, сделали вертикальными.

Немецкие моряки оценивали корабли как обладающие хорошей мореходностью, имеющие плавную качку. Они были очень маневренными и имели малый радиус поворота, но теряли при этом скорость, при полностью положенном на борт руле - до 60 %. Кроме того, на высокой скорости их корма имела тенденцию принимать много воды.

Схема окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
На "Breslau" при службе в Турецком флоте трубы были окрашены в очень светлый оттенок серого.
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

     

Отличия и изменения

Основным отличием было размещение передних бортовых орудий; на головном, как и на предыдущем типе, они были подняты на полубак, но на серийных по каким то причинам от этого отказались, и орудия вернули на срезы верхней палубы, как на довоенных крейсерах.

 

 

 

СЛУЖБА И СУДЬБА

 

S.M.S. Cöln

 

"Ersatz Ariadne" был заказан для замены бронепалубного крейсера "Ariadne" (1901), погибшего 28 августа 1914 в бою при Гельголанде, заложен верфью "Blohm & Voss" в Гамбурге в 1915, спущен 5 октября 1916 и получил имя в честь малого крейсера "Cöln", который также погиб 28 августа 1914 в бою при Гельголанде.

Из за отсутствия материалов и персонала корабль смог войти в строй только 17 января 1918. После окончания испытаний он был выделен II разведывательной группе. Кроме нескольких минных постановок в Немецкой бухте и обеспечения выхода подводных лодок, "Cöln" участвовал лишь в одном в походе флота - в Норвежские воды 23-24 апреля 1918. I и II разведгруппы со 2-й флотилией миноносцев должны были напасть на в тщательно охраняемый британский конвой в Норвегию, остальная часть Флота Открытого Моря осуществляла поддержку. Немцы не смогли определить местонахождение конвоя, который фактически пересек море за день до того, как флот покинул порт. В результате адмирал Райнхард Шеер прервал операцию и корабли вернулись на базу ни с чем.

В октябре 1918 "Cöln" должен был участвовать в последнем боевом выходе в последние дни войны. "Cöln", "Dresden", "Pillau" и "Königsberg" должны были напасть на торговые суда в устье Темзы, в то время как остальная часть II разведгруппы должна была бомбардировать цели во Фландрии, чтобы выманить британский флот и дать ему генеральное сражение. Восстание во флоте ночью 29 октября вынудило адмиралов Рейнхарда Шеера и Франца фон Хиппера отменить операцию.

В конце войны крейсер стоял в Вильгельмсхафене.

22 ноября 1918 по условиям перемирия крейсер был интернирован Великобританией в бухте Скапа-Флоу. По пути туда его капитан радировал командующему, что у одной из паровых турбин судна потёк конденсатор. Рёйтер послал к нему другой легкий крейсер, чтобы при необходимости взять его на буксир. Несмотря на проблемы с турбиной, "Cöln" смог придти в порт, идя последним в немецкой линии. Крейсер стал на якорь северо-восточнее острова Кафа.

21 июня 1919 из-за угрозы передачи союзникам интернированных кораблей по репарациям получил приказ на затопление. Оставшийся на борту "Cöln" сокращённый экипаж открыл кингстоны. Около 13:50 крейсер опрокинулся на правый борт и опустился на дно Скапа-Флоу. В отличие от большинства затопленных там немецких кораблей его не поднимали.

Его обломки, лежащие на правом борту в позиции 58° 53′ 32″ N, 3° 3′ 0″ W на глубине 35 м - сегодня популярная цель для спортсменов-подводников и считается одной из лучших целей погружения в Скапа-Флоу. Корабль почти цел. При спасательных работах были сняты оба передних орудия, щиты и лафеты, а также винты и якоря. Ближе к корме, в районе машинного отделения, образовалась дыра в корпусе. Борт поднимается до глубины 20 м. Проникновение во внутренние части корабля из-за больших количеств отложений считается очень опасным. Из за них может внезапно ухудшиться видимость. В обломках уже были несколько смертельных случаев при погружении.

         
01 - 10.1918 фрегаттен-капитан Erich Raeder
10 - 11.1918 фрегаттен-капитан Ludwig Kaulhausen
11.1918 - 06.1919 капитан-лейтенант Johann Heinemann

 

 

S.M.S. Dresden

 

"Ersatz Dresden" был заказан для замены малого крейсера "Dresden" (1908), 14.03.1915 погибшего в Тихом океане, он был заложен верфью "AG Howaldtswerke" в Киле в 1916, спущен 25 апреля 1917 и получил имя крейсера, в замен которого и строился, введен в ВМС Германии 28 марта 1918, став, таким образом, последним крейсером ФОМ.

Так как "Dresden" нуждался в длительных испытаниях, только в августе 1918 он смог присоединиться ко II разведывательной группе.

"Dresden" участвовал лишь в одном в походе флота - 23-24 апреля 1918 в Норвежские воды. I и II разведгруппы со 2-й флотилией миноносцев должны были напасть на в тщательно охраняемый британский конвой в Норвегию, остальная часть Флота Открытого Моря осуществляла поддержку. Немцы не смогли определить местонахождение конвоя, который фактически пересек море за день до того, как флот покинул порт. В результате Адмирал Райнхард Шеер прервал операцию и корабли вернулись на базу ни с чем. В том же месяце крейсер получил попадание торпеды и был отправлен на ремонт.

В октябре 1918 "Dresden" должен был участвовать в последнем боевом выходе в последние дни войны. "Cöln", "Dresden", "Pillau" и "Königsberg" должны были напасть на торговые суда в устье Темзы, в то время как остальная часть II разведгруппы должна была бомбардировать цели во Фландрии, чтобы выманить британский флот и дать ему генеральное сражение. Восстание во флоте ночью 29 октября вынудило адмиралов Рейнхарда Шеера и Франца фон Хиппера отменить операцию.

Во время восстания "Dresden" приказали идти к Экернферде, чтобы служить "маяком" на входе в Киль. Коммуникации там были нарушены восстанием. Мятежный линкор "Markgraf", расположенный на пути "Dresden", отказался освободить путь и нацелил одну из своих 30.5 см орудийных башен на крейсер, но вскоре позволил ему покинуть порт. Крейсер прибыл в Свинемюнде, где после появления слухов, что мятежные корабли приближались, чтобы атаковать крейсера, его команда частично вывела его из строя. После того, как стало ясно, что слухи оказались ложными, "Dresden" попытались вернуть в мореходное состояние, но это не удалось, и 7 ноября 1918 с него были выгружены боеприпасы и он был выведен в резерв.

16 декабря 1918 по условиям перемирия "Dresden" должен был быть интернирован в бухте Скапа-Флоу, но вследствие плохого состояния после мятежа, он не смог выйти с остальной частью флота в ноябре и прибыл только 6 декабря, ужасно протекая. Его якорная стоянка находилась к востоку от острова Кава.

21 июня 1919 крейсер был затоплен экипажем из-за угрозы передачи союзникам интернированных кораблей по репарациям. "Dresden" начал погружаться в 13:50. В числе 7 кораблей он так и не был поднят и сегодня еще лежит на глубине между 38 и 27 метрами на дне Скапа-Флоу к юго-востоку от острова Кава, являясь очень популярным объектом для аквалангистов.

           
03 - 11.1918 корветтен-капитан Prinz Adalbert von Preußen
11.1918 капитан-цур-зее Kurt Franck
6 - 16.11.1918 корветтен-капитан Albert Gayer
11 - 12.1918 корветтен-капитан Johann-Bernhard Mann
12.1918 - 06.1919 капитан-лейтенант Ludwig Fabricius

 

 

 

S.M.S. Wiesbaden

 

"Ersatz Nürnberg" был заказан для замены малого крейсера "Nürnberg" (1908), погибшего 8 декабря 1914 в битве у Фолклендских островов, заложен верфью "AG. Vulcan" в Штеттине в 1915, спущен 3 марта 1917 и получил имя крейсера "Wiesbaden", погибшего в Ютландском сражении 31 мая 1916.

Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 5 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1920 разобрали на лом.

 

 

S.M.S. Magdeburg

 

"Ersatz Magdeburg" был заказан для замены малого крейсера "Magdeburg" (1912), погибшего 26 августа 1914 в в крушении в Финском заливе, заложен верфью "Howaldtswerke" в Киле в 1916, спущен 17 ноября 1917 и получил имя крейсера, в замен которого и строился.

Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 9 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1921-1922 разобрали на лом.

 

 

S.M.S. Leipzig

 

"Ersatz Leipzig" был заказан для замены малого крейсера "Leipzig" (1906), погибшего 8 декабря 1914 в бою у Фолклендских островов, заложен верфью "AG. Weser" в Бремене в 1915, спущен 28 января 1918 и получил имя крейсера, в замен которого и строился.

Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 7 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1921 разобрали на лом.

 

 

S.M.S. Rostock

 

"Ersatz Mainz" был заказан для замены малого крейсера "Mainz" (1909), погибшего 28 августа 1914 в Гельголандской битве, заложен верфью "AG. Vulcan" в Штеттине в 1915, спущен 6 апреля 1918 и получил имя крейсера "Rostock", погибшего 1 июня 1916 в Ютландской битве.

Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 13 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1921 разобрали на лом.

 

 

S.M.S. Frauenlob

 

"Ersatz Königsberg" был заказан для замены малого крейсера "Königsberg" (1907), погибшего 11 июля 1915 в Германской Восточной Африке, заложен императорской верфью в Киле в 1915, спущен 16 сентября 1918 и получил имя крейсера "Frauenlob", погибшего 31 мая 1916 в Ютландской битве.

Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось закончить. За 13 месяцев до запланированной сдачи флоту строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и в 1921 разобрали на лом.

 

 

не спущенные

 

"Ersatz Cöln" был заказан для замены малого крейсера "Cöln" (1911), погибшего 28 августа 1914 в Гельголандской битве, заложен верфью "AG. Weser" в Бремене в 1916. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось спустить, при готовности 13% строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и 21 июня 1921 он был продан за 400 тыс. М, и в 1921 разобран в Гамбурге.

"Ersatz Emden" был заказан для замены малого крейсера "Emden" (1910), погибшего 9 ноября 1914 в бою у Кокосовых островов, заложен верфью "AG. Weser" в Бремене в 1916. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось спустить, при готовности 10% строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и 25 июня 1921 он был продан за 400 тыс. М, и в 1921 разобран в Гамбурге-Альтенвердере.

"Ersatz Karlsruhe" = "крейсер А" был заказан 20 августа 1915 для замены малого крейсера "Karlsruhe" (1914), погибшего 4 ноября 1914 у острова Тринидад от внутреннего взрыва, заложен императорской верфью в Киле в 1916. Из за отсутствия материалов и персонала до конца войны крейсер не удалось спустить, строительные работы были остановлены. 17 ноября 1919 корабль вычеркнули из списков флота и разобрали на лом в Шпантене.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

   

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Koehler, Herford
3 Gerhard Koop, Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903–1918, Bremen bis Cöln-Klasse. Band 12 aus Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine. Bernard & Graefe, München 2004
на английском
4 Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985.
5 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1984.
6 Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1995.
7 Herwig, Holger. "Luxury" Fleet: The Imperial German Navy 1888–1918. Amherst, NY: Humanity Books, 1980
8 Tarrant, V. E. Jutland: The German Perspective. London, UK: Cassell Military Paperbacks, 1995.
9 van der Vat, Dan. The Grand Scuttle. Worcester: Billing & Sons Ltd., 1986.
10 Woodward, David. The Collapse of Power: Mutiny in the High Seas Fleet. London, UK: Cassell, 1918.
на русском
11 Рейнхард Шеер. Германский флот в Мировую войну. М, 1940.
12 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
13 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
14 Кофман В. - Прямые наследники по имени // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№6.
15 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 4.02.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1918-1920
Cöln
Модель "Cöln".
Dresden
Модель "Dresden".
Dresden
Модель "Dresden".

"Ersatz Leipzig" и "Ersatz Emden" на стапеле верфи "AG. Weser", конец 1917
Фрауэнлоб (Хвала женщине, нем. Frauenlob — псевдоним, настоящее имя Генрих фон Мейсен — нем. Heinrich von Meißen; 1250/1260 — 1318 г.) — немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга, воспевал женщин. Восхваляемая frouwe — это Дева Мария.
Росток (нем. Rostock) или Ганзейский город Росток (нем. Hansestadt Rostock) — город в Германии, расположен на Балтийском море, в центре северного побережья Мекленбургской земли, в устье реки Варнов (нем. Warnow).
Лейпциг (нем. Leipzig, лат. Lipsia, в.-луж. Lipsk) — самый большой город земли Саксония в Германии, известен своими ярмарками. Славянское поселение Липск возникло около 900 года. Первое письменное упоминание о нем (urbs Libzi) датируется 1015 годом.
Магдебург (нем. Magdeburg, н.-нем. Meideborg, Madeborg) город в Германиии в составе Бранденбурга. Расположен на Эльбе. Упоминается как торговый пункт с 805 года.
Висбаден (нем. Wiesbaden, лат. Aquae Mattiacae, Aquae Mattiacorum) — город в Германии, в составе прусской провинции Гессен-Нассау, второй по величине город Гессена после Франкфурта, с пригородами почти слит с Франкфуртом.
Dresden
Расположение обломков "Dresden" на дне.
Dresden
Расположение обломков "Dresden" на дне.
Dresden
Расположение обломков "Dresden" на дне.
Dresden
Расположение обломков "Dresden" на дне.
Dresden
Расположение обломков "Dresden" на дне.
Dresden
Расположение обломков "Dresden" на дне.
Dresden
Расположение обломков "Dresden" на дне.
Dresden
"Dresden"
Dresden
"Dresden"
Dresden
"Dresden"
Dresden
"Dresden"
Dresden
"Dresden"
Дрезден (нем. Dresden, в.-луж. Drježdźany) — город в Германии, административный центр Саксонии, на реке Эльбе. Один из крупнейших культурных центров, в немецкой литературе получил название "Флоренция на Эльбе" (нем. Elb-Florenz)
Cöln
Расположение обломков "Cöln" на дне.
Cöln
Расположение обломков "Cöln" на дне.
Cöln
Расположение обломков "Cöln" на дне.
Cöln
Расположение обломков "Cöln" на дне.
Cöln
Расположение обломков "Cöln" на дне.
Cöln
Расположение обломков "Cöln" на дне.
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Кёльн (нем. Köln, рип. Kölle, лат. Colonia Claudia Ara Agrippinensium, англ., фр. Cologne) - один из старейших городов Германии, в земле Северный Рейн — Вестфалия, который играл значительную роль в истории Европы на протяжении всего своего существования, начиная с Римской эпохи.
Dresden
"Dresden"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln"
Следующая страница - германские проекты "флотских" крейсеров типа "FK"
Предыдущая страница - германские малые (лёгкие) крейсера типа "Königsberg II"