
Оглавление → Крейсера → Лёгкие типа "M"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лёгкие крейсера (Leichte Kreuzer) типа
Германия, не построены, план 6 (12) ед. (проект 1938/1940 гг., рук. - Drießen) ![]() * M * N * O * P * Q * R *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
В середине 1936 года бюро проектов разработало эскизный проект крейсера с мощностью механизмов 100000 л.с., двухвальной энергетической установкой, максимальной скоростью хода 35 узлов и вооружением из 8 150-мм орудий в 4 двухствольных башнях. Правда, уже на этом этапе появились определенные сомнения в возможности установки на борту крейсера 4-х башен. Начали предлагать трехорудийные башни. Но вскоре они пропали из проекта, из-за вскрывшихся недостатков при эксплуатации имеемых на флоте. В конце августа появился новый проект. Водоизмещение нового крейсера осталось прежним — 8000 тонн, но главное, энергетическая установка стала трехвальной, а расчетная скорость - 35-36 узлов. Произведенные расчеты показали, что при размещении на крейсерах двухвальной энергетической установки при возможности развития такой же скорости хода, дальность плавания была бы равна 5800-6200 миль пори скорости хода 20 узлов. Бронирование сохранили такое же, как у "Nürnberg".
Чертежи рассматривались 8 месяцев. Представители AIV за это время провели сравнение проекта с иностранными аналогами. Еще раз перепроверили расчеты конструкторов. При этом было высказано мнение, что следует увеличить мощность главной энергетической установки. В итоге собрали совещание, на котором обсуждалась установка на крейсере дизелей для экономического хода. Хотя сотрудники AIV настаивали на скорейшем обсуждении проекта, следующее совещание было собрано только в феврале 1937 года. Конструкторы высказали мнение, что на "Nürnberg" и в новом проекте невозможно установить энергетическую установку в 100000 л.с., поэтому были представлены два альтернативных проекта: а) крейсер водоизмещением 18000 тонн, со скоростью хода 35 узлов, забронированный аналогично "Nürnberg", вооруженный 4 двух-орудийными 150-мм башнями; б) большой небронированный эсминец, со скоростью 40 узлов, вооруженный 6-8 150-мм орудиями.
Конструкторы выдвинули следующее предложение. Водоизмещение нового крейсера не менее 11000 т, скорость хода 34 узла (максимальная), 32,75 узлов (в течение длительного времени). Но представители отдела Развития раскритиковали и этот проект: по их мнению, водоизмещение было велико, а скорость мала. В свою очередь конструкторы Через восемь месяцев конструкторы сделали заявление, суть которого заключалась в следующем: водоизмещение не может быть 8000 тонн для удовлетворения требований по скорости хода и вооружению. По мнению конструкторов, минимальное водоизмещение равнялось 10000 тонн. Оставалось еще одно значительное расхождение между конструкторами и отделом AIV. По мнению конструкторов, вес корпуса и главной энергетической установки был равен 4250 т, а по мнению отдела Развития, этот показатель составлял 3440 т.
В конце июля доктор Шмидт переработал проект, в AIV он был изучен, специалисты признали, что остойчивость крейсера улучшилась. В июле состоялась встреча руководителя
После этого совещания началась рутинная работа. Уточнялись отдельные проектные элементы. В декабре 1937 года механический отдел рассмотрел возможность замены центральной турбины дизелем. Господствующая в это время доктрина крейсерской войны требовала корабли с большой автономностью, поэтому главная энергетическая установка крейсеров должна была включать в себя две турбины, каждая мощностью 40000 л.с. и 1 дизель мощностью 16500 л.с., скорость полного хода не менее 36 узлов.
29 апреля 1938 года адмирал Э. Редер утвердил проект корабля со 150-мм орудиями с условным названием “Атлантический 8000-тонный крейсер”. Планировалось с 1939 по 1944 годы построить 11 таких кораблей. На строительство одного корабля отводилось 2,5 года. Крейсера имели следующие ТТД: водоизмещение 7952 т (стандартное), с крейсера “Q” 8705 т (стандартное), 10366 т (полное).
Механизмы: 2 турбины (систем Броун Бовери, Вагнера или Военно-морского типа, 4 котла Вагнера, 2 дизеля MAN, Мощность механизмов 100000 л.с. (турбины) и 16500 л.с. (дизели). Скорость хода 35,5 узла, дальность плавания 8000 миль при скорости 19 узлов. Бронирование: пояс толщиной 30 мм в верхней части и 50 мм в нижней части (от нижней к бронированной палубе шел скос толщиной 35 мм), верхняя палуба 30 мм, жизненно важные места 20 мм, боевая рубка толщиной 20-100 мм, башни главного калибра 20-80 мм.
Экипаж. 28 офицеров и 892 матроса. 150-мм орудия и башни были такого же типа, как и на строившемся линкоре "Bismarck". В объединенных снарядно-зарядных погребах находилось по 120 снарядов на орудие (не считая осветительных). Зенитная артиллерия была слабым местом крейсеров этого проекта. Но решение немецких конструкторов оправдывает то, что крейсера должны были действовать в океане, где встреча с авиацией, по представлениям того времени, была маловероятной. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
На первых двух крейсерах планировалось установить турбины производства завода “Браун Бовери” и котлы, изготовленные заводом “Дешимаг", на третьем и четвертом крейсерах турбины и котлы производства завода “Германия” концерна Круппа. Поставщиком дизелей для всех крейсеров стала фирма MAN.
Не были заложены также пятый и шестой крейсера, которые заказали по "удлинённому" проекту, “Q” - верфи “Ф. Шихау” в Данциге, “R” - “Дойче Верфь” в Киле. С началом войны три заложенных крейсера первоначально законсервировали. После успешного завершения военной кампании па Западе было собрано совещание, на котором решался вопрос об их дальнейшей судьбе. На нем приняли решение об их достройке, так как большая часть их механизмов была готова, но в марте 1941 года строительство крейсеров Крейсера типа “М” стали последними кораблями класса легких крейсеров, заложенные в Германии. Но проектирование новых кораблей продолжалось. В июле 1937 года объявлен конкурс на проектирование нового легкого крейсера, победитель которого получал 200000 рейхсмарок. Но секретность была очень высокой, и в конкурсе приняли участие только большие заводы. Основные параметры проектного задания были следующими: водоизмещение 8000 тонн, бронирование пояса 50 мм, в районе жизненно важных частей корабля 30 мм, палубы 20 мм, скосов 25 мм, барбетов башен главного калибра 30 мм, скорость полного хода 35-36 узлов (минимальная) при наличии на борту 80% запаса топлива, дальность плавания 6000 миль со скоростью 19 узлов. Вооружение оставили таким же, как на крейсерах типа “М”.
Проект "Seeadler" имел водоизмещение 8400 тонн (превышение по сравнению с заданием), 6 котлов производства завода “Дешимаг”, трехвальную установку (на бортовые валы работали турбины мощностью 40000 л.с. каждая, на центральный вал 4 дизеля общей мощностью 18000 л.с.), скорость хода (по результатам прогона моделей) 35,5 узлов, бронирование такое же, как в задании, вооружение 8 150-мм орудий в 4 двухорудийных башнях, 3 88-мм орудия. Проект "Wehr dich" имел водоизмещение 8128 тонн, трехвальную комбинированную турбинно-дизельную установку с мощностью турбин 45000 л.с. (каждая), дизелей 31000 л.с., скорость хода Проект "Motorkreuzer" имел водоизмещение 8959 тонн (самое большое из представленных на конкурсе), двухвальную, чисто дизельную, главную энергетическую установку мощностью на каждом валу 59000 л.с., вооружение из 9 150-мм орудий в трех трехорудийных башнях (две в носу, одна в корме). Проект "Trotz alledem" с дизельной энергетической установкой представили в незаконченном виде. Ни один из этих кораблей не превосходил по своим ТТД крейсера типа “М”, их слабые стороны выяснились быстро и вопрос о реализации не подымался.
|