Оглавление → Крейсера → Шлюпы типа "Habicht"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
канонерские лодки-шлюпы, с 1884 крейсера IV класса (Kanonenboote / Kreuzer IV. Cl.) типа
Германия, 1880 г. 2 ед. (проект 1878 г.) ![]() * Habicht * Möwe *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
![]() ![]() Увеличенный вариант и развитие типа "Albatross". Проектировались, как авизо, но по вступлении в строй числились канонерскими лодками I класса, изначально предполагались для колониальной службы. По британской классификации относились к шлюпам, поэтому, а также для поднятия ранга командира, учитывая ответственность колониальных задач, в 1884 г. были официально перечислены в крейсера IV класса. Обладали очень хорошей мореходностью и хорошо ходили под парусами, имели мягкую качку, палуба почти не заливалась, но корабли сильно теряли скорость на встречном волнении. Хорошо маневрировали и держали курс. После переделки такелажа имели по 1 паропроводной трубе перед и за дымовой трубой. Оба имели полубак, а "Möwe" также полуют. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
С 1880 г. канонерская лодка служила стационером в Южном море. 13 октября 1880 она вышла из Вильгельмсхафена и 27 февраля 1881 г. прибыла в Мельбурн, где вместе с однотипной "Möwe" и корветом "Hertha" представляла Германию на Всемирной выставке. Важной задачей "Habicht" были также гидрографические работы.
На обратном пути в Германию 1 апреля 1882 года в Ла Валетте "Habicht" получил приказ идти в Египет, чтобы защитить интересы Германии во время англо-египетской войны. Там же находились: канонерские лодки "Möwe", "Cyclop" и корветы "Gneisenau" и "Nymphe". Когда 8 июля 1882 англичане обстреляли почти беззащитную Александрию, там возникла сильная обида на всех европейцев, и 10 июля "Habicht" принял на борт немецких беженцев, при этом немецкие команды были по ошибке обстреляны британскими береговыми отрядами. 27 октября лодка достигла Вильгельмсхафена, где была выведена из кампании для капитального ремонта.
В марте 1886 года крейсер ушёл в Кейптаун для капитального ремонта и отдыха экипажа, так как малярийная область Камеруна и Дуала в качестве гавани были совершенно непригодны. По этой причине в том же году "Habicht" ходил на британский остров Вознесения. 12-13 июля 1886 года из-за восстания против дуала был использован десантный отряд из 63 человек, отправленный вверх по течению на лодках "Wuri" и "Abo". Во время карательной экспедиции двое членов экипажа погибли, 36 других участников заболели малярией. В дальнейшем малярией заболел и командир, корветтен-капитан Бурихь. Его пришлось заменить и отправить домой на пассажирском пароходе, но он умер в пути.
Затем в устье реки Або восстало одноимённое племя, заняло и укрепило деревню Мианг. Губернатор убедил капитана "Habicht", фон Дрески (von Dresky), как старшего военно-морского офицера на западноафриканской станции, поддержать боевую группу капитана фон Гравенройте при занятии Мианга и наказании людей Або. Фон Дрески обещал поддержку и вместе с экипажем "Hyäne" сформировал два десантных отряда. Для снабжения десантных сил использовался небольшой правительственный пароход "Soden", силы состояли из: 18-19 октября 1891 группы выполнили штурм Мианга и экспедиция была закончена. 20 ноября 1892 года, после восьми лет пребывания за границей, "Habicht" прибыл в Киль и был выведен из кампании для капитального ремонта с заменой котлов. 16 декабря 1896 года крейсер снова прибыл к Дуале в Западной Африке, чтобы сменить там "Sperber". В октябре 1897 года часть экипажа использовалась для поддержки камерунских сил безопасности в борьбе с повстанцами в Криби. Во время Второй англо-бурской войны "Habicht" и "Hyäne" были посланы в Капскую колонию, что вызвало напряженность в отношениях между Империей и Великобританией. Поскольку Кейптаун был больше не доступен для ремонта и докования, поэтому в 1901 году работы были проведены в Луанде в португальской Западной Африке (Ангола). В 1902/03 "Habicht" посетил ряд западноафриканских портов. Во время восстания Гереро в 1904 году "Habicht" нёс станционерную службу в колонии. 18 января 1904 он прибыл на рейд Швакопмунд. После нормализации отношения 10 января 1904 года крейсер вернулся в Кейптаун для планового ремонта, где по телеграфу получил известие о восстании гереро в немецкой Юго-Западной Африке. 14 января штаб в Берлине телеграфировал, что надо немедленно идти в Свакопмунд, высадить десант из 54 человек (в том числе врача), обеспечить безопасноое место в Карибибе и безопасность железнодорожной линии Свакопмунд- Карибиб. 18 января корабль прибыл в Свакопмунд и его командир, капитан Гудевилль, принял там руководство и сразу развил обширную деятельность. Уже вечером первая часть десантного отряда во главе с первым офицером лейтенантом Гансом Гигасом покинула гавань по железной дороге и на следующий день прибыла в Карибиб. 20 января прибыла вторая группа. Корпус был оснащен пятью револьверными пушками и двумя пулеметами. Револьверные пушки были частью вооружения корабля и фактически не предназначались для использования на суше. Машинная команда помогала персоналу железной дороги в ремонте локомотивов и другого оборудования. Железнодорожная линия была местами сильно разрушена из-за проливных дождей. Ущерб, нанесенный повстанцами Гереро, однако, был довольно незначительным. Очевидно, у них не было необходимых инструментов для разрушения рельсов, но они были способны убрать шпалы. 21 января десант занял позиции и затем был подкреплён прибышим из Германии экспедиционным корпусом морской пехоты. 16 февраля 1904 г. он принял участие в битве против гереро в Отжимбингве, а 20 февраля - у Большого Бармена. После этого большинство десантных отрядов было возвращено на борт, только несколько моряков остались в качестве железнодорожной охраны. В апреле / мае этого года некоторые члены экипажа снова служили патрульными полицейскими, что-бы освободить солдат сил безопасности для крупной операции. Тем временем Гудевилл заболел и умер по пути в Германию. 7 мая 1904 года "Habicht" отправился на ремонт в Кейптаун. После полугода ничем не примечательной службы, 16 декабря 1904 года он встретился у Луанды с большим крейсером Vineta, принял с него начальника Восточно-Американской крейсерской эскадры коммодора Людвига Шредера и в январе 1905 года ходил с ним в Конго. В конце февраля / начале марта 1905 года крейсер снова ненадолго заходил в Свакопмунде. 3 августа 1905 г. он покинул станцию и 21 сентября прибыл в Киль. Уже 24 марта 1906 года корабль был исключен из списка военных кораблей в Данциге и 28 августа продан в Гамбург-Харбург на слом за 71 тыс. марок.
Когда 8 июля 1882 англичане начали вмешательство в египетское восстание с обстрела Александрии, естественно там возникла сильная обида на всех европейцев, так что Немецкая империя была вынуждена послать канонерские лодки "Habicht" и "Möwe" для защиты немецких и австрийских беженцев. Там же находились: канонерка "Cyclop" и корветы "Gneisenau" и "Nymphe", чтобы навести порядок в городе, по крайней мере, в местах, где собирались беженцы, при этом немецкие команды были по ошибке обстреляны британскими береговыми отрядами.
В январе 1885 года беспорядки окончательно утихли и в марте Кнорр отправил "Möwe" в Восточную Африку, где ожидалось основание новой колонии, но в это время Густав Нахтигаль тяжело заболел и Кнорр временно отозвал канонерку и направил её для перевозки больного в лучший климат на Канарские острова. Все же, уже 20 апреля 1885 тот умер на борту и был похоронен в Дуале. "Möwe" снова отправилась в Восточную Африку, как первоначально планировалось, но теперь через Средиземное море.
В 1888-1890 годах в регионе произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"), для подавления которого прибыла крейсерская эскадра. С ней 5 и 6 сентября 1888 "Möwe" обстреливала Тангу, 8 сентября "Leipzig", "Olga" и "Möwe" высадили туда силы, которые освободили из заключения колонистов, арестованных повстанцами. 22 сентября "Möwe" обстреляла Кильва-Кивинье (причем были убиты два немецких служащих DOAG).
После ремонта, в 1891 году "Möwe" вернулся в Восточную Африку. С марта по май 1892 и с февраля по март 1893 корабль присоединялся ко временно оперирующей в этих водах постоянной крейсерской эскадре, а с 1894 года служил на станции Южного моря на Самоа. На рубеже столетий корабль использовался как гидрографическое судно для измерения побережья Немецкой Новой Гвинеи. 9 декабря 1905 крейсер был вычеркнут из списка военных кораблей. После этого корабль использовался как блокшив в Циндао, пока не был продан в 1910 году. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|