Оглавление → Крейсера → Шлюпы типа "Habicht"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
канонерские лодки-шлюпы, с 1884 крейсера IV класса (Kanonenboote / Kreuzer IV. Cl.) типа
Германия, 1880 г. 2 ед. (проект 1878 г.) * Habicht * Möwe *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Увеличенный вариант и развитие типа "Albatross". Проектировались, как авизо, но по вступлении в строй числились канонерскими лодками I класса, изначально предполагались для колониальной службы. По британской классификации относились к шлюпам, поэтому, а также для поднятия ранга командира, учитывая ответственность колониальных задач, в 1884 г. были официально перечислены в крейсера IV класса. Обладали очень хорошей мореходностью и хорошо ходили под парусами, имели мягкую качку, палуба почти не заливалась, но корабли сильно теряли скорость на встречном волнении. Хорошо маневрировали и держали курс. После переделки такелажа имели по 1 паропроводной трубе перед и за дымовой трубой. Оба имели полубак, а "Möwe" также полуют. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
"Habicht" (бюджетное наименование - канонерская лодка B) заложен верфью "F. Schichau" в Эльбинге в 1878, спущен 13 мая 1879, введен в состав ВМС Германии 18 марта 1880. С 1880 г. канонерская лодка служила стационером в Южном море. 13 октября 1880 она вышла из Вильгельмсхафена и 27 февраля 1881 г. прибыла в Мельбурн, где вместе с однотипной "Möwe" и корветом "Hertha" представляла Германию на Всемирной выставке. Важной задачей "Habicht" были также гидрографические работы. Весной/летом 1881 года лодка была нанята консулом Германии Отто Цембшем для расследования убийств немецких торговцев Штудцинки и Теодора Кляйншмидта. Было выяснено, что Штудцинку убил работник Том в северной части Нового Мекленбурга, мотивы были неизвестны. Цембш попросил командира лодки, корветен-капитана Франца Куна, подойти к прибрежной деревне Тубтуб и потребовать выдачи Тома. Когда лодка добралась до деревни, жители убежали. Тогда Кун поджег поселение, а затем выпустил в руины несколько гранат. Вскоре после этого "Habicht" отправился на архипелаг Бисмарка, чтобы расследовать убийство Кляйншмидта. Здесь удалось избежать применения силы, и вождь племени предостерег туземцев от нападений на белых. По некоторым данным, в июле 1881 года лодка также провела карательную экспедицию на Адмиралтейские острова, но это не подтверждают официальные документы в Федеральном Военном архиве. На обратном пути в Германию 1 апреля 1882 года в Ла Валетте "Habicht" получил приказ идти в Египет, чтобы защитить интересы Германии во время англо-египетской войны. Там же находились: канонерские лодки "Möwe", "Cyclop" и корветы "Gneisenau" и "Nymphe". Когда 8 июля 1882 англичане обстреляли почти беззащитную Александрию, там возникла сильная обида на всех европейцев, и 10 июля "Habicht" принял на борт немецких беженцев, при этом немецкие команды были по ошибке обстреляны британскими береговыми отрядами. 27 октября лодка достигла Вильгельмсхафена, где была выведена из кампании для капитального ремонта. В 1884 г. лодка была официально перечислена в малый крейсер, а 19 января 1885 года он снова был введён в строй для службы на западноафриканской станции и 31 марта 1885 года был включён в так называемую западноафриканскую эскадру. В ноябре/декабре он посетил несколько прибрежных городов в Камеруне и Того. В марте 1886 года крейсер ушёл в Кейптаун для капитального ремонта и отдыха экипажа, так как малярийная область Камеруна и Дуала в качестве гавани были совершенно непригодны. По этой причине в том же году "Habicht" ходил на британский остров Вознесения. 12-13 июля 1886 года из-за восстания против дуала был использован десантный отряд из 63 человек, отправленный вверх по течению на лодках "Wuri" и "Abo". Во время карательной экспедиции двое членов экипажа погибли, 36 других участников заболели малярией. В дальнейшем малярией заболел и командир, корветтен-капитан Бурихь. Его пришлось заменить и отправить домой на пассажирском пароходе, но он умер в пути. 9-10 июля 1891 крейсер использовался в Камеруне против Бакоко. Из-за нападения на немецкого торговца жители деревни Бенджадеко под предводительством Нсонге должны были понести наказание. После пятнадцатиминутного марша десантная группа была в пустой деревне - жители скрылись в кустах. Разрушив жилища. группа вернулась на борт. Затем в устье реки Або восстало одноимённое племя, заняло и укрепило деревню Мианг. Губернатор убедил капитана "Habicht", фон Дрески (von Dresky), как старшего военно-морского офицера на западноафриканской станции, поддержать боевую группу капитана фон Гравенройте при занятии Мианга и наказании людей Або. Фон Дрески обещал поддержку и вместе с экипажем "Hyäne" сформировал два десантных отряда. Для снабжения десантных сил использовался небольшой правительственный пароход "Soden", силы состояли из: 18-19 октября 1891 группы выполнили штурм Мианга и экспедиция была закончена. 20 ноября 1892 года, после восьми лет пребывания за границей, "Habicht" прибыл в Киль и был выведен из кампании для капитального ремонта с заменой котлов. 16 декабря 1896 года крейсер снова прибыл к Дуале в Западной Африке, чтобы сменить там "Sperber". В октябре 1897 года часть экипажа использовалась для поддержки камерунских сил безопасности в борьбе с повстанцами в Криби. Во время Второй англо-бурской войны "Habicht" и "Hyäne" были посланы в Капскую колонию, что вызвало напряженность в отношениях между Империей и Великобританией. Поскольку Кейптаун был больше не доступен для ремонта и докования, поэтому в 1901 году работы были проведены в Луанде в португальской Западной Африке (Ангола). В 1902/03 "Habicht" посетил ряд западноафриканских портов. Во время восстания Гереро в 1904 году "Habicht" нёс станционерную службу в колонии. 18 января 1904 он прибыл на рейд Швакопмунд. После нормализации отношения 10 января 1904 года крейсер вернулся в Кейптаун для планового ремонта, где по телеграфу получил известие о восстании гереро в немецкой Юго-Западной Африке. 14 января штаб в Берлине телеграфировал, что надо немедленно идти в Свакопмунд, высадить десант из 54 человек (в том числе врача), обеспечить безопасноое место в Карибибе и безопасность железнодорожной линии Свакопмунд- Карибиб. 18 января корабль прибыл в Свакопмунд и его командир, капитан Гудевилль, принял там руководство и сразу развил обширную деятельность. Уже вечером первая часть десантного отряда во главе с первым офицером лейтенантом Гансом Гигасом покинула гавань по железной дороге и на следующий день прибыла в Карибиб. 20 января прибыла вторая группа. Корпус был оснащен пятью револьверными пушками и двумя пулеметами. Револьверные пушки были частью вооружения корабля и фактически не предназначались для использования на суше. Машинная команда помогала персоналу железной дороги в ремонте локомотивов и другого оборудования. Железнодорожная линия была местами сильно разрушена из-за проливных дождей. Ущерб, нанесенный повстанцами Гереро, однако, был довольно незначительным. Очевидно, у них не было необходимых инструментов для разрушения рельсов, но они были способны убрать шпалы. 21 января десант занял позиции и затем был подкреплён прибышим из Германии экспедиционным корпусом морской пехоты. 16 февраля 1904 г. он принял участие в битве против гереро в Отжимбингве, а 20 февраля - у Большого Бармена. После этого большинство десантных отрядов было возвращено на борт, только несколько моряков остались в качестве железнодорожной охраны. В апреле / мае этого года некоторые члены экипажа снова служили патрульными полицейскими, что-бы освободить солдат сил безопасности для крупной операции. Тем временем Гудевилл заболел и умер по пути в Германию. 7 мая 1904 года "Habicht" отправился на ремонт в Кейптаун. После полугода ничем не примечательной службы, 16 декабря 1904 года он встретился у Луанды с большим крейсером Vineta, принял с него начальника Восточно-Американской крейсерской эскадры коммодора Людвига Шредера и в январе 1905 года ходил с ним в Конго. В конце февраля / начале марта 1905 года крейсер снова ненадолго заходил в Свакопмунде. 3 августа 1905 г. он покинул станцию и 21 сентября прибыл в Киль. Уже 24 марта 1906 года корабль был исключен из списка военных кораблей в Данциге и 28 августа продан в Гамбург-Харбург на слом за 71 тыс. марок.
"Möwe" (бюджетное наименование - канонерская лодка C) заложен верфью "F. Schichau" в Эльбинге в 1878, спущен 8 октября 1879, введен в состав ВМС Германии 31 мая 1880. Когда 8 июля 1882 англичане начали вмешательство в египетское восстание с обстрела Александрии, естественно там возникла сильная обида на всех европейцев, так что Немецкая империя была вынуждена послать канонерские лодки "Habicht" и "Möwe" для защиты немецких и австрийских беженцев. Там же находились: канонерка "Cyclop" и корветы "Gneisenau" и "Nymphe", чтобы навести порядок в городе, по крайней мере, в местах, где собирались беженцы, при этом немецкие команды были по ошибке обстреляны британскими береговыми отрядами. К середине 1880-х годов европейские державы начали борьбу за Африку, и немецкие фирмы, в том числе Jantzen & Thormählen и Woermann-Linie, начали оказывать давление на правительство Германии с целью приобретения колоний. С этой целью фирмы пытались спровоцировать нападения местных правителей Западной Африки на немецких торговцев в регионе, чтобы попытаться заставить правительство поставить регион под контроль Германии. В результате этих происшествий Бисмарк, несмотря на свою давнюю неприязнь к заморским колониям, 19 мая 1884 поручил немецкому генеральному консулу в Тунисе, исследователю Африки доктору Густаву Нахтигалю, отправиться в Западную Африку, чтобы принять "... проживающих там немцев под немецкую защиту", для чего предоставляло ему в распоряжение канонерку "Möwe", которую в этом, 1884 году официально перечислили в малый крейсер. Инструкция относилась к береговой полосе между дельтой Нигера и Габоном, в частности, область рядом с испанским островом Фернандо По, устье реки Камерун до мыса Сент-Джон. В приказе говорилось, что учреждение управления, а также гарнизона немецких войск не запланировано. 4 июля 1884 "Möwe" стала на якорь в Багиде. 11 июля 1884 в Бимбии (позже Камерун) был подписан первый защитный договор. После того, как агенты фирм "Woermann" и "Jantzen & Thormählen" провели подготовку, доктору Нахтигалю и его провожатому, имперскому комиссару доктору Бухнеру, удалось подписать защитный договор с королями Белл и Аква, которые вследствие английского влияния до сих пор были против. 14 июля были заключены защитные договоры с африканскими вождями в деревнях Белл (Дуала), Аква и Дидотаун и в присутствии "Möwe" был торжественно поднят немецкий флаг. Великобритания опоздала на несколько дней, несмотря на то что ещё в 1882 предложила своё покровительство, на что аборигены, однако, не ответили. В течение следующих недель и месяцев доктором Бухнером были заключены другие договоры во внутренней части и на юге Камеруна. Затем "Möwe" подняла флаги в областях побережья Габона, Того и Анголы и участвовала в основании колонии Юго-Западной Немецкой Африки. Для усиления канонерской лодки решили направить в бухту Биафра крейсера. 17 сентября 1884 года Адмиралтейство организовало Западно-Африканскую крейсерскую эскадру под командованием контр-адмирала Эдуарда фон Кнорра, в которую сперва входили 4 корвета и 1 транспорт, но пока они шли, ситуация в Западной Африке успокоилась, и часть кораблей была отпущена в другие регионы. 17 декабря 1884 к устью реки Вури прибыли только "Bismarck" (флагман контр-адмирала Кнорра) и "Olga". "Möwe" с Густавом Нахтигалем на борту присоединилась к эскадре 31 декабря 1884 года, когда все боевые действия уже закончились. В январе 1885 года беспорядки окончательно утихли и в марте Кнорр отправил "Möwe" в Восточную Африку, где ожидалось основание новой колонии, но в это время Густав Нахтигаль тяжело заболел и Кнорр временно отозвал канонерку и направил её для перевозки больного в лучший климат на Канарские острова. Все же, уже 20 апреля 1885 тот умер на борту и был похоронен в Дуале. "Möwe" снова отправилась в Восточную Африку, как первоначально планировалось, но теперь через Средиземное море. С августа 1885 по август 1889 лодка служила в качестве стационера в Восточной Африке, сперва в паре с канонеркой "Hyäne", с августа 1887 по август 1888 с "Nautilus". В 1888-1890 годах в регионе произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"), для подавления которого прибыла крейсерская эскадра. С ней 5 и 6 сентября 1888 "Möwe" обстреливала Тангу, 8 сентября "Leipzig", "Olga" и "Möwe" высадили туда силы, которые освободили из заключения колонистов, арестованных повстанцами. 22 сентября "Möwe" обстреляла Кильва-Кивинье (причем были убиты два немецких служащих DOAG). Между 11 и 16 января 1889 происходила беспрерывная цепь атак на лагерь Суахили у Багамойо, которые отбивались артиллерийским огнем "Schwalbe" и "Möwe". 15 февраля "Möwe" успешно отразила атаку на Багамойо. 6 июня последовал обстрел Саадани при участии десантной части "Leipzig", "Pfeil", "Schwalbe" и "Möwe". Затем последовало занятие Увиджи десантной частью "Möwe". 8 июля при участии десантных частей "Leipzig", "Carola", "Schwalbe", "Möwe" и "Pfeil" был захвачен Пангани, а через 2 дня с помощью тех же сил - Танга. К концу июля 1889 восстание почти закончилось, поэтому "Möwe" в августе отправился домой. После ремонта, в 1891 году "Möwe" вернулся в Восточную Африку. С марта по май 1892 и с февраля по март 1893 корабль присоединялся ко временно оперирующей в этих водах постоянной крейсерской эскадре, а с 1894 года служил на станции Южного моря на Самоа. На рубеже столетий корабль использовался как гидрографическое судно для измерения побережья Немецкой Новой Гвинеи. 9 декабря 1905 крейсер был вычеркнут из списка военных кораблей. После этого корабль использовался как блокшив в Циндао, пока не был продан в 1910 году.
|