ОглавлениеКрейсера → Шлюпы типа "Habicht"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

канонерские лодки-шлюпы, с 1884 крейсера IV класса
(Kanonenboote / Kreuzer IV. Cl.) типа

 Habicht 


Германия, 1880 г. 2 ед. (проект 1878 г.)

 

*
Habicht
*
Möwe
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Habicht <F. Schichau>, Эльбинг, стр. № 144, "Kanonenboote B" 1878 в основном за границей, 24.03.1906 исключена, 28.08.1906 продана на слом в Гамбурге.
13.05.1879
18.03.1880
2 Möwe <F. Schichau>, Эльбинг, стр. № 144, "Kanonenboote C" 1878

служил за границей, к 1897 ГИСУ, 9.12.1905 исключена, блокшив в Циндао, в 1910 продана, в 1914 затонула там же (?).

8.10.1879
31.05.1880
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 840 т
полное 1005 т
регистровое 569 брт, 256 нрт
Размерения длина ВЛ 53,8 м
полная 59,2 м
ширина 8,9 м
осадка носом 3,52 м
кормой 4,18 м
глубина трюма 3,63 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 3,23 м
1 МО 1 горизонтальная 3-цилиндровая ПМ двойного расширения
1 КО 2 цилиндрических ПК (4 топки, 6 атм., 251/241 м²) с 1895 новые ПК производства "Kaiserl. Werft" в Киле
мощность проектная 600 л.с.
паруса баркентины, 847 м²,
позже - 3-мачтовые топсельные шхуны, 601 м²
Möwe с 1890 - шхуна с реями, 361 м²
Ходовые данные скорость проектная 11 уз.
на испытаниях Habicht: 11,4 уз. при 801 л.с., 124 об/мин.
Möwe: 11,7 уз. при 886 л.с., 130 об/мин.
запас топлива 100 т. угля
дальность плавания со скоростью 9 уз. 2010 миль
со скоростью 11 уз. 1230 миль
Экипаж 127 чел. (6 офицеров, 121 матрос)
Möwe с 1890 - 133 чел. (7 офицеров, 126 матросов)
Дополнительные данные корпус железный с деревянными палубами, набор по поперечной схеме, 9 отсеков, цинковая обшивка подводной части на деревянной подкладке
электроснабжение отсутствовало
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой и 1 гребной катер, 2 яла, 1 шлюпка, 1 гичка
кренящий момент 1071 мт
цена Habicht: 661 тыс. марок
Möwe: 668 тыс. марок
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1882 Möwe с 1890
1 - 150 мм/22 [115 снарядов], 4600 м 4 - 125 мм/23 [620 снарядов], 5600 м 2 - 125 мм/23 [246 снарядов]
4 - 120 мм/23 [440 снарядов], 5500 м 5 - 37 мм револьверных 5 - 37 мм револьверных, позже демонтированы

 


 

Увеличенный вариант и развитие типа "Albatross". Проектировались, как авизо, но по вступлении в строй числились канонерскими лодками I класса, изначально предполагались для колониальной службы. По британской классификации относились к шлюпам, поэтому, а также для поднятия ранга командира, учитывая ответственность колониальных задач, в 1884 г. были официально перечислены в крейсера IV класса.

Обладали очень хорошей мореходностью и хорошо ходили под парусами, имели мягкую качку, палуба почти не заливалась, но корабли сильно теряли скорость на встречном волнении. Хорошо маневрировали и держали курс. После переделки такелажа имели по 1 паропроводной трубе перед и за дымовой трубой. Оба имели полубак, а "Möwe" также полуют.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

S.M.S. Habicht

"Habicht" (бюджетное наименование - канонерская лодка B) заложен верфью "F. Schichau" в Эльбинге в 1878, спущен 13 мая 1879, введен в состав ВМС Германии 18 марта 1880.

С 1880 г. канонерская лодка служила стационером в Южном море. 13 октября 1880 она вышла из Вильгельмсхафена и 27 февраля 1881 г. прибыла в Мельбурн, где вместе с однотипной "Möwe"  и корветом "Hertha" представляла Германию на Всемирной выставке. Важной задачей "Habicht" были также гидрографические работы.

Весной/летом 1881 года лодка была нанята консулом Германии Отто Цембшем для расследования убийств немецких торговцев Штудцинки и Теодора Кляйншмидта. Было выяснено, что Штудцинку убил работник Том в северной части Нового Мекленбурга, мотивы были неизвестны. Цембш попросил командира лодки, корветен-капитана Франца Куна, подойти к прибрежной деревне Тубтуб и потребовать выдачи Тома. Когда лодка добралась до деревни, жители убежали. Тогда Кун поджег поселение, а затем выпустил в руины несколько гранат. Вскоре после этого "Habicht" отправился на архипелаг Бисмарка, чтобы расследовать убийство Кляйншмидта. Здесь удалось избежать применения силы, и вождь племени предостерег туземцев от нападений на белых. По некоторым данным, в июле 1881 года лодка также провела карательную экспедицию на Адмиралтейские острова, но это не подтверждают официальные документы в Федеральном Военном архиве.

На обратном пути в Германию 1 апреля 1882 года в Ла Валетте "Habicht" получил приказ идти в Египет, чтобы защитить интересы Германии во время англо-египетской войны. Там же находились: канонерские лодки "Möwe", "Cyclop" и корветы "Gneisenau" и "Nymphe". Когда 8 июля 1882 англичане обстреляли почти беззащитную Александрию, там возникла сильная обида на всех европейцев, и 10 июля "Habicht" принял на борт немецких беженцев, при этом немецкие команды были по ошибке обстреляны британскими береговыми отрядами. 27 октября лодка достигла Вильгельмсхафена, где была выведена из кампании для капитального ремонта.

В 1884 г. лодка была официально перечислена в малый крейсер, а 19 января 1885 года он снова был введён в строй для службы на западноафриканской станции и в марте был включён в так называемую западноафриканскую эскадру. В ноябре/декабре он посетил несколько прибрежных городов в Камеруне и Того.

В марте 1886 года крейсер ушёл в Кейптаун для капитального ремонта и отдыха экипажа, так как малярийная область Камеруна и Дуала в качестве гавани были совершенно непригодны. По этой причине в том же году "Habicht" ходил на британский остров Вознесения. 12-13 июля 1886 года из-за восстания против дуала был использован десантный отряд из 63 человек, отправленный вверх по течению на лодках "Wuri" и "Abo". Во время карательной экспедиции двое членов экипажа погибли, 36 других участников заболели малярией. В дальнейшем малярией заболел и командир, корветтен-капитан Бурихь. Его пришлось заменить и отправить домой на пассажирском пароходе, но он умер в пути.

9-10 июля 1891 крейсер использовался в Камеруне против Бакоко. Из-за нападения на немецкого торговца жители деревни Бенджадеко под предводительством Нсонге должны были понести наказание. После пятнадцатиминутного марша десантная группа была в пустой деревне - жители скрылись в кустах. Разрушив жилища. группа вернулась на борт.

Затем в устье реки Або восстало одноимённое племя, заняло и укрепило деревню Мианг. Губернатор убедил капитана "Habicht", фон Дрески (von Dresky), как старшего военно-морского офицера на западноафриканской станции, поддержать боевую группу капитана фон Гравенройте при занятии Мианга и наказании людей Або. Фон Дрески обещал поддержку и вместе с экипажем "Hyäne" сформировал два десантных отряда.

Для снабжения десантных сил использовался небольшой правительственный пароход "Soden", силы состояли из: 
 a) десантной группы "Habicht" из 2 офицеров, 4 сержантов, 2 гобоистов и 55 матросов,
 b) десантной группы "Hyäne" из 2 офицеров, 1 доктора, 4 сержантов и 33 матросов,
 c) экспедиции капитана фон Гравенройта, из 3 негритянских отрядов по 100 человек и 50 женщин, чтобы нести грузы,
 d) 25 человек, предоставленных правительством.

18-19 октября 1891 группы выполнили штурм Мианга и экспедиция была закончена. 20 ноября 1892 года, после восьми лет пребывания за границей, "Habicht" прибыл в Киль и был выведен из кампании для капитального ремонта с заменой котлов.

16 декабря 1896 года крейсер снова прибыл к Дуале в Западной Африке, чтобы сменить там "Sperber". В октябре 1897 года часть экипажа использовалась для поддержки камерунских сил безопасности в борьбе с повстанцами в Криби. Во время Второй англо-бурской войны "Habicht" и "Hyäne" были посланы в Капскую колонию, что вызвало напряженность в отношениях между Империей и Великобританией. Поскольку Кейптаун был больше не доступен для ремонта и докования, поэтому в 1901 году работы были проведены в Луанде в португальской Западной Африке (Ангола). В 1902/03 "Habicht" посетил ряд западноафриканских портов.

Во время восстания Гереро в 1904 году "Habicht" нёс станционерную службу в колонии. 18 января 1904 он прибыл на рейд Швакопмунд.

После нормализации отношения 10 января 1904 года крейсер вернулся в Кейптаун для планового ремонта, где по телеграфу получил известие о восстании гереро в немецкой Юго-Западной Африке. 14 января штаб в Берлине телеграфировал, что надо немедленно идти в Свакопмунд, высадить десант из 54 человек (в том числе врача), обеспечить безопасноое место в Карибибе и безопасность железнодорожной линии Свакопмунд- Карибиб. 18 января корабль прибыл в Свакопмунд и его командир, капитан Гудевилль, принял там руководство и сразу развил обширную деятельность.

Уже вечером первая часть десантного отряда во главе с первым офицером лейтенантом Гансом Гигасом покинула гавань по железной дороге и на следующий день прибыла в Карибиб. 20 января прибыла вторая группа. Корпус был оснащен пятью револьверными пушками и двумя пулеметами. Револьверные пушки были частью вооружения корабля и фактически не предназначались для использования на суше. Машинная команда помогала персоналу железной дороги в ремонте локомотивов и другого оборудования. Железнодорожная линия была местами сильно разрушена из-за проливных дождей. Ущерб, нанесенный повстанцами Гереро, однако, был довольно незначительным. Очевидно, у них не было необходимых инструментов для разрушения рельсов, но они были способны убрать шпалы. 21 января десант занял позиции и затем был подкреплён прибышим из Германии экспедиционным корпусом морской пехоты. 16 февраля 1904 г. он принял участие в битве против гереро в Отжимбингве, а 20 февраля - у Большого Бармена. После этого большинство десантных отрядов было возвращено на борт, только несколько моряков остались в качестве железнодорожной охраны. В апреле / ​​мае этого года некоторые члены экипажа снова служили патрульными полицейскими, что-бы освободить солдат сил безопасности для крупной операции. Тем временем Гудевилл заболел и умер по пути в Германию.

7 мая 1904 года "Habicht" отправился на ремонт в Кейптаун. После полугода ничем не примечательной службы, 16 декабря 1904 года он встретился у Луанды с большим крейсером Vineta, принял с него начальника Восточно-Американской крейсерской эскадры коммодора Людвига Шредера и в январе 1905 года ходил с ним в Конго. В конце февраля / начале марта 1905 года крейсер снова ненадолго заходил в Свакопмунде. 3 августа 1905 г. он покинул станцию и 21 сентября прибыл в Киль. Уже 24 марта 1906 года корабль был исключен из списка военных кораблей в Данциге и 28 августа продан в Гамбург-Харбург на слом за 71 тыс. марок.

1880 - 1882 корветтен-капитан Franz Kuhn
1885 - 1886 корветтен-капитан Burich
1886 - 1891 нет данных
1891-1892 корветтен-капитан von Dresky
1896 - 1904 нет данных
1904 корветтен-капитан Hans Gudewill
1904 - 1906 нет данных

 

S.M.S. Möwe

"Möwe"  (бюджетное наименование - канонерская лодка C) заложен верфью "F. Schichau" в Эльбинге в 1878, спущен 8 октября 1879, введен в состав ВМС Германии 31 мая 1880.

Когда 8 июля 1882 англичане начали вмешательство в египетское восстание с обстрела почти беззащитного города Александрии, естественно там возникла сильная обида на всех европейцев, так что Немецкая империя была вынуждена послать канонерские лодки "Habicht" и "Möwe" для защиты немецких и австрийских беженцев. Там же находились: канонерка "Cyclop" и корветы "Gneisenau" и "Nymphe", чтобы навести порядок в городе, по крайней мере, в местах, где собирались беженцы, при этом немецкие команды были по ошибке обстреляны британскими береговыми отрядами.

В 1884 была образована Западно-африканская крейсерская эскадра, в которую вошли "Bismarck" (флагман контр-адмирала Кнорра), "Ariadne", "Gneisenau", "Olga" и "Möwe". На борту последней находился немецкий исследователь Африки Густав Нахтигаль. 4 июля 1884 "Möwe" стала на якорь в Багиде и Того был объявлен немецкой колонией. 14 июля 1884 Густав Нахтигаль в присутствии "Möwe" заключил защитные договоры с африканскими вождями в Белльштадте (Дуала), поднял немецкий флаг и овладел для Немецкой империи Камеруном. Затем "Möwe" подняла флаги в областях побережья Габона, Того и Анголы. Потом она участвовала в основании колонии Юго-Западной Немецкой Африки.  В этом году лодка была официально перечислена в малый крейсер.

20 апреля 1885 на борту "Möwe" умер Густав Нахтигаль и был похоронен в Дуале.

С августа 1885 по август 1889 лодка служила в Восточной Африке. В 1888-1890 годах там произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание").

5 и 6 сентября 1888 "Möwe" обстреливала Тангу, 8 сентября "Leipzig", "Olga" и "Möwe" высадили туда силы, которые освободили из заключения колонистов, арестованных повстанцами. 22 сентября "Möwe" обстреляла Кильва-Кивинье (причем были убиты два немецких служащих DOAG).

Между 11 и 16 января 1899 происходила беспрерывная цепь атак на лагерь Суахили у Багамойо, которые отбивались артиллерийским огнем "Schwalbe" и "Möwe". 15 февраля "Möwe" успешно отразила атаку на Багамойо. 6 июня последовал обстрел Саадани при участии десантной части "Leipzig", "Pfeil", "Schwalbe" и "Möwe". Затем последовало занятие Увиджи десантной частью "Möwe". 8 июля при участии десантных частей "Leipzig", "Carola", "Schwalbe", "Möwe" и "Pfeil" был захвачен Пангани, а через 2 дня с помощью тех же сил - Танга.

Сопротивление местного населения в северной и средней части Немецкой Восточной Африки было сломлено летом 1890. Это повлекло значительное сокращение заданий для крейсерской эскадры, поэтому "Möwe" в августе отправился домой.

С марта по май 1892 и с февраля по март 1893 корабль служил в Китае, с 1894 на станции Южного моря на Самоа, на рубеже столетий корабль использовался как гидрографическое судно для измерения побережья Немецкой Новой Гвинеи.

9 декабря 1905 крейсер был вычеркнут из списка военных кораблей. После этого корабль использовался как блокшив в Циндао, пока не был продан в 1910 году.

   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Ratingen o. J. (Einbändiger Nachdruck der siebenbändigen Originalausgabe, Herford 1979ff.,) Bd. III., S. 34–36.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.12.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1906
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1880-1903
Möwe
"Möwe"
Möwe
На борту "Möwe", 1896 г.
Habicht
"Habicht"
Möwe
На борту "Möwe", 1896 г.
Möwe
На борту "Möwe", 1896 г.
Möwe
На борту "Möwe", 1896 г.
Möwe
"Möwe"
Möwe
"Möwe"
Habicht
"Habicht"
Чайки (нем. Möwe, лат. Larus) — многочисленный род крупных либо среднего размера птиц, обитающих как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах.
Möwe
списанный "Möwe" в Циндао, снимок с борта "Fürst Bismarck"
Möwe
"Möwe"
Habicht
"Habicht"
Habicht
"Habicht"
Ястреб-тетеревятник (нем.Habicht , лат. Accipiter gentilis) — хищная птица рода ястребов семейства ястребиных, широко распространённая в Европе, Азии и Северной Америке.
Habicht
"Habicht", гравюра.
Следующая страница - колониальная лодка / крейсер "Adler"
Предыдущая страница - колониальные лодки / крейсера типа "Albatross"