Оглавление → Крейсера → Бронепалубный "Gefion"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
крейсер III класса (бронепалубный) (Kreuzerkorvette, Geschütztekorvette, Kreuzer III classe, Kleine Kreuzer)
Германия, 1894 г. 1 ед. (проект 1891 г.) * Gefion *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
К концу 1888 года адмирал Фридрих фон Хольман стал начальником военно-морского управления (Reichsmarineamt). Он представил в Рейхстаг меморандум с просьбой о финансировании программы строительства новых корадлей, предлагая в течение следующих трех лет построить в общей сложности семь новых крейсеров для замены старых винтовых корветов, которые все еще составляли основную часть крейсерского флота, утверждая, что они больше не пригодны в качестве военных кораблей из-за распространения современных кораблей даже в небольших флотах по всему миру, а также достижения в области морских паровых двигателей, которые разгоняли торговые суда до скоростей, на которых корветы не могли их догнать. Бюджетный совет рейхстага посчитал это "безграничными потребностями" и вместо трех кораблей, которые Холлманн запросил на 1890/1891 финансовый год, санкционировал только два, которым были присвоены предварительные обозначения «J» и «K». В то время крейсера делились на два основных типа: подходящие для плавания на дальние расстояния, или оптимизированные для службы при флоте. У Германии не было финансовых ресурсов для строительства отдельных кораблей для каждой роли, и, как и многие флоты того времени, немецкий был вынужден строить корабли, которые могли бы выполнять обе роли. Любые новые крейсера должны были быть способны патрулировать колониальную империю и служить разведчиком основного боевого флота. Первая задача включала в себя охрану немецких владений и подавление местных беспорядков в мирное время, а во время войны - действие в качестве торгового рейдера. Эти задачи требовали большого радиуса плавания и относительно тяжелого вооружения. В то-же время крейсерам, оптимизированным для службы при флоте, требовалась высокая максимальная скорость для эффективной разведки и тяжелая броня, чтобы устоять в сражениях. Немецкому военно-морскому командованию и его конструкторскому штабу предстояло не только совместить запутанное стратегическое мышление того времени с необходимостью объединения обоих типов крейсеров в одном корабле, но также с быстро развивающимся состоянием военно-морской техники. Когда в 1889 году финансирование начала работ над новым кораблем было обеспечено, старшие военно-морские офицеры начали процесс выработки требований к новому проекту. Сперва рассматривалось повторение "Kaiserin Augusta" с некоторыми улучшениями, включая вооружение из 15-см орудий SK L/35. Капитан-цур-зее Август фон Томсен из Главного управления выразил обеспокоенность тем, что эти орудия слишком тяжелы. Желательным был радиус плавания в 9000 морских миль, но Министерство строительства проинформировало командование, что для этого корабль придется увеличить, чтобы обеспечить достаточно места для хранения угля, о чём из-за противодействия Рейхстага дальнейшему увеличению бюджета не могло быть и речи. Споры по поводу главного калибра продолжались до 1890 года; Гольц в качестве оправдания более тяжелого вооружения указывал на современные французские крейсера, поскольку они считались наиболее вероятными противниками в будущей войне. 15-см орудие было необходимо для пробития тяжелой брони броненосных крейсеров "Dupuy de Lôme" и "Amiral Charner". Главный конструктор Альфред Дитрих отметил, что для установки такой батареи 15-см орудий потребуется водоизмещение, значительно превышающее 6000 т, что является значительным увеличением размеров и стоимости по сравнению с "Kaiserin Augusta". Другие офицеры, в том числе группа под руководством Томсена, предпочитали батарею из двадцати орудий калибра 10,5 см SK L/35. В декабре Военно-техническая комиссия окончательно решила, что вопрос веса требует установки 10,5-см пушки, и ее начальник вице-адмирал Ганс фон Кестер представил предложение по кораблю, вооруженному десятью пушками. Кроме того, из-за сложной ситуации с бюджетом размер корабля был уменьшен с 6000 тонн до примерно 3700 тонн. Крейсер-корвет "J" был утвержден в бюджете 1890–1891 годов. Проект был разработан Конструкторским бюро Императорского морского ведомства в 1891 г. Контракт на постройку был заключен с компанией Schichau-Werke в конце 1891 года. В результате конкурирующих требований к проектированию конечный проект оказался неудовлетворительным. К моменту ввода в строй числился крейсером III класса, в 1899 переклассифицирован в малый крейсер. "Gefion" имел длину 109,2 метра по ватерлинии и общую длину 110,4 м (на 13 метров короче "Kaiserin Augusta"). Он имел ширину 13,2 м (на 2,4 метра уже "Kaiserin Augusta") и осадку 6,47 м носом и 6,27 м кормой (почти такую-же, как у "Kaiserin Augusta"). Он был рассчитан на водоизмещение 3746 тонн (на 2300 меньше, чем у "Kaiserin Augusta"), но с полным боекомплектом, запасами и топливной загрузкой его водоизмещение достигало 4275 тонн (на 2000 меньше, чем у "Kaiserin Augusta"). Корпус был построен из стальных шпангоутов и продольных связей, за исключением нижней части форштевня и кормовой части, которые были изготовлены из бронзы. Подводная часть корпуса была обшита древесиной и, чтобы уменьшить обрастание, покрыта медными листами, которые поднимались на 1 м над ватерлинией. Это означало, что корабль предназначался для службы в тропических водах, то-есть преимущественно за границей. "Gefion" был оснащен двумя вертикальными 3-цилиндровыми паровыми машинами тройного расширения, которые приводили в движение пару 3-лопастных винтов диаметром 4,2 м (в отличие от трёхвальной установки на "Kaiserin Augusta"). Пар вырабатывался шестью (на "Kaiserin Augusta" восемью) двойными угольными цилиндрическими водотрубными котлами, выходящими в три вертикальные трубы. Машины были рассчитаны на мощность 9000 лошадиных сил (на "Kaiserin Augusta" 12000 л.с.), необходимую для достижения максимальной скорости 19 узлов (на "Kaiserin Augusta" 21 уз.). На испытаниях машины выдали 9827 л.с. и скорость 20,5 узлов (на "Kaiserin Augusta" 21,5 уз.). Корабль мог вместить до 860 т угля ("Kaiserin Augusta" 750/810), что позволяло ему с крейсерской скоростью 12 узлов преодолеть растояние 3500 морских миль ("Kaiserin Augusta" 3240 миль). Электроэнергию обеспечивали три генератора общей мощностью 40 киловатт ("Kaiserin Augusta" четыре на 48 кВт) при напряжении 67 вольт. "Gefion" был вооружен основной батареей из десяти орудий 10,5 cm SK L/35, которые монтировались индивидуально на шарнирных установках. Две размещались побортно впереди, еще пара – побортно в корме, два орудия были размещены ниже, в амбразурах, рядом с первой трубой и еще две пары с орудийными щитами размещались на верхней палубе между трубами и грот-мачтой. Последние были заметно смещены в корму, чтобы освободить место для дополнительных угольных бункеров. Боекомплект этих орудий составлял в общей сложности 807 выстрелов. Такое же вооружение получали и все последующие немецкие бронепалубные и легкие крейсера вплоть до 1916 года, что дорого обошлось германскому флоту. Дальнобойность этих орудий составляла всего 10,8 км, тогда как британские 152-мм пушки Мк.VII образца 1900 стреляли на 13,35 км; Мк.Х1 образца 1906 — на 13,08 км. Поражающие возможности шестидюймовых снарядов тоже существенно превосходили возможности четырехдюймовых. Крейсер также был оснащен шестью "противомининосными" 5-см орудиями SK L/40 с боезапасом 1500 патронов. Они также устанавливались в одиночных станках; две были размещены в носовой части в амбразурах, два также в кормовой части, ещё две со щитами стояли рядом со второй трубой. У них была дальность стрельбы 6200 м. Корабль также был оснащен двумя палубными торпедными аппаратами диаметром 45 см с пятью торпедами. Корабль защищала легкая броневая палуба, состоящая из стали, однако она прикрывала лишь машинные и котельные помещения. Палуба имела толщину 25 мм и наклонные скосы толщиной 30 мм. Над машинами цилиндры двигателя закрывал гласис толщиной 100 мм, подкрепленный слоем тика толщиной 180 мм. Небольшой участок из 25-мм бронелиста прикрывал рулевой механизм в корме. В основаниях труб имелись комингсы толщиной 40 мм, которые защищали воздухозаборники котлов. "Gefion" имел на обеих мачтах прицелы для облегчения артиллерийской стрельбы. Экипаж корабля состоял из 13 офицеров и 289 рядовых. На борту имелось несколько небольших лодок, в том числе один пикетный катер, один пиннас, два куттера, два яла и одна динги. Рулевое управление осуществлялось одним рулем с углом поворота 40°. Дымовые трубы были прямоугольными в плане со слабо закругленными углами. Корабль имел посредственную мореходность, испытывал сильную бортовую качку, при встречном волнении в открытом море палубу заливало, имел сильный боковой снос. Был очень легко построен. Тем не менее он отлично маневрировал и держал курс, имел небольшой радиус поворота. Потеря скорости при повороте доходила до 65%, но на волнении она была незначительной. Поперечная метацентрическая высота 0,55 м, продольная - 131 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 71°, нулевая при > 90°. Даже после реконструкции имел очень плохую вентиляцию. Схемы окраски: Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Киль нового крейсера был заложен 28 марта 1892 года на верфи Шихау-Верке в Данциге, а готовый корпус был спущен на воду 31 марта 1893 года. На его спуске на воду присутствовал кайзер Вильгельм II, а речь произнес директор Императорской верфи в Данциге, капитан-цур-зее Курт фон Хаугвиц (Graf Kurt von Haugwitz). Крейсер получил имя "Gefion" в честь парусного фрегата и учебного корабля прусского флота, сданного на слом за два года до этого. Ходовые испытания начались 27 июня 1894 года в Киле и продолжались до 2 октября. В ходе испытаний были выявлены серьезные дефекты конструкции, в частности в высшей степени плохая вентиляция машинных отделений, что предъявляло крайне высокие требования к физическим силам кочегаров. Выявились и другие проблемы, которые не могли быть устранены окончательно: небольшие аварии механической установки, слишком слабая конструкция корпуса и вибрация на высоких скоростях значительно уменьшали надежность эксплуатации. Соответственно, после завершения испытаний корабль был переведён в резерв и отправлен для доработок на Kaiserliche Werft в Киле. Работы продолжались до середины 1895 года, и 5 июня корабль был готов к вводу в строй. В июне 1895 "Gefion" принимал участие в торжествах по случаю открытия канала Императора Вильгельма. Затем он из за своей хорошей скорости каждый год до 1897 использовался как тендер императорской яхты "Hohenzollern" при традиционном летнем вояже. Первый раз это произошло в июле 1895, когда крейсер сопровождал яхту Вильгельма II во время визита к королю Швеции и поездки на регату Каус в Британии. После этого оба корабля посетили Лейт в Ферт-оф-Форте. 17 августа 1895 "Gefion" вернулся в Вильгельмсхафен. Во время ежегодных осенних маневров флота 1895 года "Gefion" был при наблюдательной группе, всё также в качестве конвоира императорской яхты. В ходе маневров 28 августа "Gefion" с двумя миноносцами сопровождал спасательный корабль в поисках потерпевшего крушение в заливе Яммер у Дании миноносца "S.41". Вторая попытка была предпринята 24 сентября, но тоже не увенчалась успехом. После крейсер возобновил свои обязанности эскорта императорской яхты и в этот период провёл дальнейшие ходовые испытания, которые подтвердили его дальность плавания, бывшую на тот момент самой большой среди всех немецких кораблей. В феврале 1896 года "Gefion" был назначен сторожевым кораблем в Киле. С 24 по 30 мая он участвовал в маневрах на Балтийском море вместе со 2-й дивизией 1-й эскадры; это были четыре броненосца типа "Sachsen". В июле "Gefion" снова присоединился к "Hohenzollern" в качестве конвоира во время путешествия Вильгельма II в Норвегию. Находясь там, 10 июля крейсер помог вытащить застрявший на мели французский пароход "Chanzy". С 9 августа по 15 сентября "Gefion" участвовал в осенних манёврах 1896 г. в Балтийском и Северном морях, в которых он входил в группу разведывательных кораблей. К 17 сентября он вернулся в Киль, чтобы возобновить свои обязанности вахтенного корабля. Со 2 по 14 декабря он сопровождал II дивизию в переходе через Каттегат и Скагеррак, в начале 1897 года вернулся в Киль и до июня продолжал нести вахтенную службу. В апреле 1897 "Gefion" доставил адмирала Кёстера в Засниц на празднование открытия первого телеграфного кабеля между Германией и Швецией. В июне он начал выполнять также функции учебного корабля для кочегаров. В этот период крейсер сопровождал "Hohenzollern" на парусную регату в устье Эльбы, за которой в июле последовала еще один поход в Норвегию и Швецию. 30 июля "Gefion" вернулся в Киль, но с 4 по 13 августа снова сопровождал императорскую яхту, на этот раз вместе с I и II дивизиями домашнего флота в Кронштадт для встречи Вильгельма II с царем России Николаем II. После этого "Gefion" присоединился к осенним маневрам 1897 года, которые продолжались до 22 сентября, по окончании которых вернулся в Киль для периодического ремонта. После завершения этой работы в декабре "Gefion" был включен во вновь сформированную II дивизию Восточноазиатской эскадры. ДАЛЬНИЙ ЗАГРАНИЧНЫЙ ПОХОД, КИТАЙ, 1897-1901 Дивизией командовал принц Генрих, брат Вильгельма II, который нёс свой флаг на перестроенном броненосном крейсере "Deutschland". Третьим кораблем дивизии стал бронепалубный крейсер "Kaiserin Augusta". Вильгельм II проинструктировал экипажи: «Если кто-то попытается помешать вам в надлежащем осуществлении наших законных прав, нанесите ему удар бронированным кулаком». 15 декабря 1897 три корабля покинули Германию. Дивизия направлялась на недавно завоеванную базу в Циндау на арендованной территории залива Цзяочжоу. Они прибыли на Восточноазиатскую станцию 5 мая 1898 года и встретили остальную часть эскадры, которой командовал вице-адмирал Отто фон Дидерихс. Незадолго до прибытия II дивизии ВМС США уничтожили испанский флот в битве при Манильском заливе во время испано-американской войны. Дидерихс поручил "Gefion" расследовать ситуацию в Маниле, на предмет основания база на Филиппинах. В конце марта 1899 года крейсер был отправлен в Киаочоу в ответ на жестокое обращение с немецкими миссионерами. Капитан-лейтенант Франц Грапов сошел на берег с десантом из 132 морских пехотинцев и артиллеристов, чтобы наказать правонарушителей. В апреле 1899 принц Генрих сменил Дидерихса на посту командира эскадры. В том же месяце "Gefion" пришлось покинуть гавань Вусонга, чтобы помочь "Deutschland", у которого был поврежден двигатель. В конце месяца "Gefion" поднялся по реке Янцзы до Ханькоу. Начиная с июня 1899 он посетил японские порты, включая Нагасаки, и в августе российский порт Владивосток, прежде чем ему снова пришлось оказывать помощь "Deutschland", после того как последний наскочил на риф в заливе Самса в провинции Фуцзянь. В качестве меры предосторожности он сопроводил "Deutschland" в Гонконг для ремонта. В конце 1899 года "Gefion" встретился с "Deutschland" в Бангкоке; последний с принцем Генрихом направлялся обратно в Германию. В январе 1900 года прибыл вице-адмирал Феликс фон Бендеман, чтобы принять командование Восточно-Азиатской эскадрой на борту своего флагманского корабля — большого крейсера "Hertha". В первой половине года "Gefion" и остальная часть эскадры курсировали по немецким колониям в центральной части Тихого океана. К концу мая 1900 года беспорядки, вызвавшие Боксерское восстание, начали возникать и на полуострове Шаньдун, особенно вокруг немецкой базы в Циндау. После начала восстания "Gefion" и остальная часть эскадры присоединились к кораблям других европейских флотов, чтобы начать экспедицию против восставших под командованием Эдварда Хобарта Сеймура. Корабли обстреляли китайскую береговую оборону к юго-востоку от Тяньцзиня и отправили экспедиционный корпус на берег в битве при фортах Таку 16–17 июня 1900. Корабль выделил десантную группу под командованием капитана-лейтенанта Отто Венигера, в будущем командира корабля. Эти люди участвовали в штурме Великого арсенала Си-Ку в Тяньцзине. С середины июля 1900 "Gefion" находился за пределами устья Янцзы для наблюдения за движением транспорта в этом районе. В ноябре 1900 он отправился в Гонконг на капитальный ремонт. В январе 1901 года командир корабля был назначен временно управлять базой Циндау вместо заболевшего губернатора. В период с февраля по апрель 1901 "Gefion" находился в Нагасаки, а в июне 1901 - в Шанхае. Он оставался там до сентября 1901, когда Адмиралштаб приказал ему возвращаться в Германию. 1 сентября крейсер покинул воды Китая и 22 октября прибыл в Германию. В РЕЗЕРВЕ, 1902-1918 После прибытия в Вильгельмсхафен 22 сентября 1901 он был выведен из компании и до 1904 находился в капитальном ремонте на верфи Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене. При этом верхняя палуба была закрыта, стоящие на ней 105-мм пушки в переставлены в орудийные порты в центре корпуса (49,0 м, 54,0 м и 59,0 м от кормы); 50-мм пушки у 2-й дымовой трубы были перенесены дальше в корму, к 3-й, торпедные аппараты демонтированы. Были установлены новые, более мощные электрические генераторы. После завершения работ "Gefion" был оставлен в резерве, где и пробыл до начала Мировой войны. После начала Первой мировой войны в августе 1914 года Адмиралштаб приказал ввести крейсер в строй, 10 августа 1914 корабль был внесён в списки мобилизации, командиром был назначен корветтен-капитан Вальдейер (Waldeyer). Однако из-за нехватки персонала экипаж не удалось собрать, и поэтому корабль фактически в строй не вводился. 21 августа Вальдейера перевели на другой корабль. в 1916 году "Gefion" был переведен в Данциг, где до клонца войны использовался в качестве плавказармы для экипажей кораблей, ремонтируемых там на Kaiserliche Werft. 5 ноября 1919 корабль был вычеркнут из списков военных кораблей и продан Северогерманскому обществу глубоководного строительства в Берлине (Norddeutsche Tiefbaugesellschaft). СУДЬБА Новые хозяева в 1920 в Данциге перестроили корабль в наливной теплоход. При этом большинство надстроек и механическая установка были демонтированы и вместо этого установлены дизели, 2 грузовых стрелы и танки для воды. Новая двигательная установка состояла из 2 дизельных двигателей мощностью по 1500 л.с., которые первоначально были заказаны для недостроенных подводных крейсеров U-115 и U-116. С новыми двигателями он мог развить скорость 11 узлов и имел грузоподъемность 2600 т. Под именем "Adolf Sommerfeld" бывший крейсер недолгое время эксплуатировался пароходной компанией Danziger Hochbau und Tiefbau GmbH, однако использование бывшего крейсера в качестве "купца" оказалось крайне неэкономичным. Во многом это было результатом узости корпуса и значительного внутреннего разделения на отсеки, что затрудняло использование в качестве грузового судна. В результате "Adolf Sommerfeld" прослужил очень недолго и уже в 1923 был сдан на слом в Данциге.
|