с 22.09.1901 в резерве, в 1901-1904 модернизирован на "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, с 1916 плавказарма в Данциге, 5.11.1919 исключён, в 1920 продан компании "Norddeutschen Tiefbaugesellschaft m.b.H." в Берлине и перестроен в наливной теплоход, введен в эксплуатацию компанией "Danziger Hoch- und Tiefbau GmbH как "Adolf Sommerfeld", в 1923 - слом в Данциге.
31.05.1893
27.06.1894
ТТХ
Водоизмещение
нормальное
3746 т
полное
4275 т
регистровое
2549 брт, 1147 нрт.
Размерения
длина
ВЛ
109,2 м
полная
110,4 м
ширина
корпус
13,2 м
осадка
носом
6,47 м
кормой
6,27 м
1 см осадки =
9,58 т. водоизмещения
высота борта на миделе
7,87 м
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 4,2 м
2 МО
2 вертикальные 3-цилиндровые ПМ тройного расширения
стальной с мюнцметаллической обшивкой днища на деревянной подкладке (от 1 м выше КВЛ) , набор по продольно-поперечной схеме, 10 отсеков, двойное дно на 52% длины корпуса.
электроснабжение
3 динамо-машины, 40 кВт, 67 В
позже 3 динамо-машины, 58 кВт, 110 В
2 ТА-450 мм (палубные), [5 торпед] *в 1901 демонтированы
2 прожектора
Проект Конструкторского бюро Императорского морского ведомства крейсера-корвета "J" разрабатывался в 1891 г. В основу проекта легла идея создания слабо бронированного корабля, способного вести разведку в интересах линейных эскадр, охранять колонии и использоваться в качестве "истребителя торговли". Сперва числился крейсером III класса, в 1899 переклассифицирован в малый крейсер.
По проекту корабль предполагалось вооружить десятью 150-мм/35 орудиями, но в строй он вступил, вооруженный новыми скорострельными 105-мм пушками. Такое же вооружение получали и все последующие немецкие бронепалубные и легкие крейсера вплоть до 1916 года, что дорого обошлось германскому флоту. Дальнобойность этих орудий составляла всего 10 км, тогда как британские 152-мм пушки Мк.VII образца 1900 стреляли на 13,35 км; Мк.Х1 образца 1906 — на 13,08 км. Поражающие возможности шестидюймовых снарядов тоже существенно превосходили возможности четырехдюймовых.
Подводная часть корпуса была обшита древесиной и покрыта медными листами, соответственно, корабль предназначался преимущественно для службы за границей.
Корабль имел посредственную мореходность, испытывал сильную бортовую качку, в открытом море палубу заливало. Отлично маневрировал и держал курс, потери скорости при повороте доходили до 65%, на волнении они были незначительные. Имел сильный боковой снос. Поперечная метацентрическая высота 0,55 м, продольная - 131 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 71°, нулевая при > 90°. угол поворота 40°.
Даже после реконструкции имел очень плохую вентиляцию. Был очень легко построен. Дымовые трубы были прямоугольными в плане со слабо закругленными углами.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
После испытаний "Gefion" вступил в строй 2 октября 1894. Уже при испытаниях выявились проблемы, которые не могли быть устранены окончательно: небольшие аварии механической установки, слишком слабая конструкция корпуса и вибрация на высоких скоростях значительно уменьшали надежность эксплуатации. К этому можно прибавить в высшей степени плохую вентиляцию машинных отделений, что предъявляло крайне высокие требования к физическим силам кочегаров.
В июне 1895 корабль принимал участие в торжествах по случаю открытия канала Императора Вильгельма. Затем он из за своей хорошей скорости каждый год до 1897 использовался как тендер императорской яхты "Hohenzollern" при традиционном летнем вояже. В осенних манёврах 1896 г. он входил в группу разведывательных кораблей.
В сентябре 1897 г. "Gefion" получил приказ перейти в Китай и присоединился к Восточноазиатской эскадре в Циндау 16 декабря года. Там он выполнял представительские обязанности корабля-станционера и неоднократно посещал русские и японские гавани.
Во время боксерского восстания в 1900 г. корабль выделил десантную группу под командованием капитана-лейтенанта Отто Венигера, в будущем командира корабля, которая приняла участие в неудачной экспедиции Сеймура в июне 1900. В следующем году "Gefion" вернулся на родину.
После прибытия в Вильгельмсхафен 22 сентября 1901 он был выведен из компании и до 1904 находился на верфи в капитальном ремонте. При этом верхняя палуба была закрыта, стоящие на ней 105-мм пушки в переставлены в позиции в центре корпуса (49,0 м, 54,0 м и 59,0 м от кормы); 50-мм пушки у 2-й дымовой трубы перенесены к 3-й, торпедные аппараты демонтированы.
Сразу после модернизации выведен в резерв, где и пробыл до начала Мировой войны.
10 августа 1914 корабль был внесён в списки мобилизации, но из за нехватки персонала фактически в строй не вводился. В 1916 стал использоваться как плавказарма в Данциге.
5 ноября 1919 корабль был вычеркнут из списков военных кораблей и продан Северогерманскому обществу глубоководного строительства в Берлине (Norddeutsche Tiefbauges). Оно в 1920 перестроило корабль в Данциге в наливной теплоход. При этом большинство надстроек и механическая установка были демонтированы и вместо этого установлены дизели, 2 грузовых стрелы и танки для воды. Новая двигательная установка состояла из 2 дизельных двигателей мощностью по 1500 л.с., которые первоначально были заказаны для подводного крейсера Императорского морского флота. Под именем "Adolf Sommerfeld" бывший крейсер недолгое время эксплуатировался пароходной компанией Danziger Hochbau und Tiefbau GmbH, однако использование бывшего крейсера в качестве "купца" оказалось крайне неэкономичным, и уже в 1923 он был сдан на слом в Данциге.
*ГЕФИОНА (сканд. Gefion, от исланд. gefa - давать) - в северной мифологии: строго девственная богиня, принимавшая в свое лоно всех умерших девицами; она почиталась также богиней плодородия земли.