Оглавление → Броненосцы и линкоры → тип "Kaiser"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казематные броненосные фрегаты (Schiff I. Ranges, Kasemattschiff, Panzerfregatte) типа
Германия, 1875 г. 2 ед. (проект 1869 г.) * Kaiser * Deutschland *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
После заказа фрегатов типа "Preußen", в виду медленной постройки новых кораблей, морское министерство перед самой войной с Францией решило заказать два следующих броненосца в Англии. Как и в предыдущих типах, была выбрана казематная схема, однако корабли проектировались в Англии и были выполнены по одноярусной английской схеме. Превосходство британской промышленности вылилось в то, что корабли были готовы раньше предыдущего типа, и вошли в строй одновременно с заложенным на 3-4 года раньше корветом "Hansa". "Kaiser" и "Deutschland" стали последними германскими броненосцами, построенными за границей. Они отличались хорошей мореходностью и большую часть активной службы провели в заграничных плаваниях.
Проект кораблей разработал английский кораблестроитель Э. Рид в 1869 году. За прототип он взял английский броненосец Hercules, но с более широким казематом для увеличения секторов обстрела орудий. Постройка кораблей велась в соответствии с первой программой германского судостроения, принятой в 1873 г. Их заказ в Англии был обусловлен тем, что строительство броненосцев типа "Preußen" на собственных верфях велось крайне медленно. Оба однотипных броненосца, "Kaiser" и "Deutschland" строили на верфи "Samuda Brothers Poplar" в Лондоне. "Kaiser" заложили в 1871 году, спустили на воду 19 марта 1874 года. Первоначально его планировали назвать "Sedan". Испытания с персоналом верфи начались 7 января 1875 года на Темзе. Договорная скорость 14 узлов была превышена. Его стоимость составила 8 226 032 марки. 13 февраля корабль был введен в эксплуатацию под командованием капитана-цур-зее Германа Роберта Пржевизинского и с 13 по 15 февраля переведен в Вильгельмсхафен. 23 марта корабль был отправлен на верфь для установки пушек Круппа. "Deutschland" заложили в 1872 году, спустили 12 сентября 1874 года. Испытания с персоналом верфи начались весной 1875 года на Темзе. Германской казне корабль обошёлся в 8 240 450 марок. 20 июля 1875 года состоялись приемочные испытания. 7 августа корабль был введен в строй под командованием капитана-цур-зее Арчибальда Маклина и с 17 по 19 августа переведен в Вильгельмсхафен. 6 сентября корабль был отправлен на верфь для установки пушек Круппа и замены части рангоута.
Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 7319 т проектное, 7645 т нормальное, 8940 т полное (Kaiser), 8736 т Длина 88,5 м по конструктивной ватерлинии, 89,34 наибольшая, ширина 19,1 м по конструктивной ватерлинии, осадка 7,39 носом и 7,93 м кормой у "Kaiser" и 7,15 м носом и 7,65 м кормой у "Deutschland", высота борта на миделе 12,46 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 13,27 т. Корпус набирался из судостроительного железа по бракетной системе, и его конструкция была подобна конструкции корпуса английского броненосца "Audacious". Для улучшения маневренности (одно из основных требований германского морского ведомства) Э. Рид пошёл на увеличение соотношения длины к ширине, что потребовало усиления поперечной прочности (для этого все шпангоуты сделали неразъёмными). Корабли имели по два боковых киля с каждого борта. Междудонное пространство разделялось на 32 отделения. Непотопляемость рассчитывалась на затопление любых четырёх отделений и сохранения при этом положительной плавучести. Борт в надводной части слегка заваливался внутрь. Батарею устроили на выступах, нависающих над бортом. Таран углублялся на 1,5 м и выступал вперёд от форштевня на 2,4 м. Бронировались корабли коваными железными броневыми плитами, уложенными на тиковую подкладку толщиной от 90 до 226 мм (позднее ее заменили на сталь). Пояс по ватерлинии имел два ряда броневых плит. Верхний ряд имел толщину 127 мм в носу, 203 мм в центре и 127 мм в корме, нижний соответственно 127, 254 и 127 мм. Общая высота броневого пояса равнялась 3,6 м (над ватерлинией он возвышался на 1,65 м). Броневая палуба покрывалась броневой сталью: верхняя палуба над броневыми казематами листами 10 мм, вне казематов 6 мм, батарейная палуба 6 и 12 мм, в районе броневых казематов 38 и 51-мм. Броневые казематы имели 203-мм броню, у портов до 254 мм. Кормовой броневой редут (установлен позже 216 и 126 мм). Боевая рубка (была установлена после приёмки кораблей в казну) защищалась 30-и 50-мм плитами на "Kaiser", и 30- и 100-мм на "Deutschland". В 1885-1897 гг. оба корабля имели противоминные сети. Корабли имели по одной горизонтальной паровой машине простого расширения. Механизмы и 8 коробчатых котлов пролётного типа для каждого корабля изготавливались заводом "J. Perm & Sons" в Гринвиче. Позднее их заменили на новые, производства немецких заводов "Kaiserliche Werft" (40, на "Deutschland" позже 36 топок, 2 атм., 2202-2230-2183 м²). Для "Kaiser" котлы изготавливали в Вильгельмсхафене, для "Deutschland" в Данциге. Трубы - телескопические. Корабли имели одно машинное, два котельных отделения, один четырёхлопастный винт Гриффитса и один руль обыкновенного типа с паровым и ручным приводом. Перекладка руля с борта на борт занимала 12 секунд. На испытаниях корабли после шести пробегов на мерной миле полным ходом показали следующую скорость при развитой мощности механизмов: "Kaiser" 14,6 узла при 5779 инд. л.с. и 61 обороте винта, "Deutschland" 14,5 узла при 5637 инд. л.с. и 65 оборотах винта. Запас угля и дальность плавания кораблей составили: для "Kaiser" при 684 т угля 2 470 миль при 10-узловой скорости и 1115 миль полным 14-узловым ходом, для "Deutschland" при 680/880 тт. угля 3200 миль (10-узловым ходом) или 1440 миль на полном ходу в 14 узлов. Автономность броненосцев по запасам провизии составила 84 дня, по питьевой воде 28. В процессе службы на корабли установили по 3 динамо-машины мощностью 30 кВт (впоследствии повышена до 33 кВт) и напряжением 65 В. Броненосцы имели полную фрегатскую оснастку с высокими, полыми железными мачтами (они еще использовались для вентиляции внутренних помещений). Нижние реи были стальные. Высота грот-мачты до эзельгофта равнялась 27 м. Оба корабля показали себя как хорошие в управлении мореходные суда и неплохие парусники. Хорошо слушались руля и легко поворачивали под парусами. Результаты испытаний на поворотливость оказались следующими: "Kaiser" на полном ходу при положении руля "право на борт" выполнял поворот (радиус циркуляции 445 м) за 5 мин. 25 сек., в положении "лево на борт" (радиус циркуляции 425 м) за 5 мин., "Deutschland" в положении "лево на борт" (радиус циркуляции 400 м) за 3 мин. 39 сек. Броненосцы имели на вооружении 8 260-мм стальных казнозарядных орудий Круппа весом в 22 т с боезапасом 768 снарядов (96 на одно орудие) и 1 210-мм орудие весом 13 т. В 1882 году на них установили по 7 150-мм орудий. В 1882 г. установили три боевых прожектора (1 на марсе, 2 на мостиках). Экипаж каждого корабля составлял 32 офицера и 568 матросов ("Kaiser", как флагман соединения, имел на борту ещё 9 офицеров и 47 матросов. "Deutschland", как второй флагман, 6 офицеров и 35 матросов). Оба корабля имели по 2 паровых катера, 1 баркас, 2 вельбота, 2 катера, 2 яла и 2 двухвесельных яла. Схемы окраски Принята 21 июня 1867 г., изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась на кораблях без такелажа в заграничном плавании.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята в 1898 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п., получил 15 августа 1907.
О фрегате "Kaiser" (Из журнала "Морской сборник" № 5 за 1874 г.)
Подробности о фрегате "Kaiser", сколько нам известно, только впервые появляются на страницах морских хроник, а потому будет небезынтересно посмотреть, какое место между броненосцами, уже существующими, по военным его качествам, будет ему принадлежать. Только что приведенное английское описание "Kaiser" мимоходом сравнивает его с фрегатом "Hercules", а потому, зная место последнего, в военном его назначении, нам нужно только проверить уже сделанное сравнение, чтобы получить совершенно ясное понятие о значении германского фрегата. В № 5 за 1873 г. "Revue Maritime et Coloniale", в лекции г. Хенвуда, можно найти официальную табличку, составленную английским адмиралтейством, в которой все броненосцы распределены по рангам и их военным достоинствам. Из этой таблички видно, что 1-го ранга судами из бортовых броненосцев англичане считают только "Hercules" и "Sultan". Таблицы английского броненосного флота дают нам возможность объяснить себе причину постановки "Hercules'a" первым в ряду бортовых броненосцев, а вместе с тем выясняется: те элементы, которые влияют на военное значение броненосцев известного типа, определяя собой их относительную цену, придется приложить к данному судну, чтобы тотчас увидеть его настоящее военное достоинство. Прежде всего таблицы показывают бесспорное первенство "Hercules" по силе артиллерии. Весь залп обоих бортов этого судна уступает только весу залпа "Northumberland", но зато сила отдельных пушек у последнего гораздо слабее. Относительно скорости хода таблицы заключают в себе цифры, полученные на пробной миле, но, по некоторым позднейшим известиям, можно заключить, что в настоящее время лучшим из ходоков является "Hercules". Затем остается принять в соображение прикрытие, которое у рассматриваемого судна также оказывается сильнее, чем у какого-либо из остальных высокобортных броненосцев Англии. Таким образом, первое место "Hercules" определяется его первенством по пяти различным пунктам. Положение "Kaiser" относительно тех же пунктов сравнительно с "Hercules" следующее: Вес металла у "Hercules" 116 пуд., у "Kaiser" 100 пудов; сила этого металла у первого 165, у второго, несколько более — 173,4. Следовательно, по артиллерии эти суда можно считать приблизительно равными. Несколько меньший вес у "Kaiser" вознаграждается большей силой пушек. Ход у обоих судов совершенно одинаковый. Индикаторных сил на тонну водоизмещения у "Kaiser'a" приходится 1,052 — значительно более, чем у "Hercules'a". Поворотливость, рассуждая теоретически, должна быть гораздо лучше, так как это качество обратно пропорционально длине судов. А этот элемент у английского броненосца 325 ф., а у германского 280 ф. Прикрытие, у "Hercules'a" 9 и 8 д.; у "Kaiser'a" 10 и 8 д. Таким образом, нам кажется, что, будучи английским судном, "Kaiser" в общем списке занял бы место выше.
Приказом от 19 мая 1875 года Kaiser был введён в состав эскадры броненосцев под командованием вице-адмирала Людвига фон Хенка. После ряда испытаний, 28 мая он прибыл в Киль, а 3 июня присоединился к эскадре: более старым Kronprinz и König Wilhelm и новому Hansa. Учебная эскадра из четырёх кораблей провела весь поход на Балтике. Он закончился маневрами у Засница и 22/23 сентября - смотром кайзером Вильгельмом I на рейде Варнемюнде. Обратный переход в Вильгельмсхафен в тяжелую погоду длился восемь дней - до 3 октября 1875 года. В то время как другие бронированные корабли были выведены из кампании, Kaiser остался своего рода сторожевым кораблем с сокращенным дежурным экипажем. Deutschland прибыл в Германию в июле 1875, уже с немецкой командой, но ещё без пушек. Он был готов к службе слишком поздно, чтобы принять участие в летних учебных маневрах 1875 года и был введён в кампанию только 1 апреля 1876 года. В апреле 1876 учебная эскадра вновь была собрана; контр-адмирал Карл Фердинанд Бач (Batsch) заменил Хенка в качестве командующего эскадрой. Kaiser служил флагманом эскадры, которая теперь включала также Deutschland, Kronprinz и Friedrich Karl. В то время, как эскадра готовилась к летнему походу, в Салониках был убит Генрих Абботт, немецкий консул в Османской империи. Опасались дальнейших нападений на немецких граждан, живущих в этой области, и 22 мая 1876 Бачу приказали идти в Средиземное море, чтобы устроить там военно-морскую демонстрацию. К броненосцам присоединилась канонерка Comet, предназначенная в качестве Средиземноморского стационера. 30 мая при выходе из Плимута отказала машина на Deutschland, попытка буксировки с помощью Kaiser не удалась и какое-то время корабль шёл под парусами. На следующий день машину смогли запустить, но отказы повторялись на протяжении всего пути. В конце пути на Deutschland также разразилась эпидемия кори. Эскадра шла через Гибралтар и Ла-Валлетту и 25 июня прибыла в Салоники, где к ней присоединился вызванный из Вест-Индии корвет Medusa и авизо Pommerania. Немецкий адмирал действовал вместе с французскими, русскими, австрийскими и итальянскими кораблями. После того, как немцы и французы получили удовлетворительные объяснения от османского правительства, Адмиралтейство хотело вывести эскадру, однако Министерство иностранных дел сочло необходимым её дальнейшее присутствие. Поэтому 23 августа отправилась домой только часть эскадры: Бач отбыл на родину с Kaiser и Deutschland, а другие два броненосца оставались в Средиземноморье до конца года. Kaiser, Deutschland и Medusa через Сирос, Мальту, Гибралтар и Плимут 13 сентября вернулись в Вильгельмсхафен. Затем в соответствии с планом обслуживания 28 сентября Kaiser, а 29 сентября Deutschland были выведены из кампании для текущего ремонта. 7 мая 1877 года Deutschland, а 19 мая - Kaiser были возвращены на службу и присоединились к учебной эскадре, снова под командой Бача, в которую входили также Friedrich Karl и новый башенный броненосец Preußen. Эскадру сопровождало авизо Falke. 1 июня 1877 года эскадру снова послали в Средиземноморье, в ответ на волнения в Османской империи, связанные с русско-турецкой войной. Кроме того, в Средиземном море находился корвет Gazelle, канонерская лодка Comet и авизо Pommerania. В центре внимания деятельности эскадры на этот раз было у побережья Палестины и Эгейское море. 1 июля 1877 эскадра прибыла в Порт-Саид, 5 июля ушла в Яффу, откуда адмирал, его штаб и команда отправились на экскурсию в Иерусалим, с 30 июля по 4 августа эскадра заходила в Салоники и с 13 августа и с 10 по 25 сентября в Пирей. При этом 6 сентября во время шторма у Сироса Kaiser сел на мель, но был снят с помощью Deutschland. 25 сентября корабли отправились домой. Дорога с 5 октября была сильно затруднена плохой погодой, на широте Лиссабона Kaiser чуть не столкнулся с французским паровым фрегатом. Deutschland во время шторма у мыса Финистерре 14 октября получил повреждение руля и в течение долгого времени был неуправляем, а 19 октября в Песках Гудвина возле Южного Сандхеда руль вторично вышел из строя, в результате чего броненосец протаранил и серьезно повредил плавучий маяк. 21 октября корабли вернулись в Вильгельмсхафен, 2 ноября Kaiser и 6 ноября Deutschland были в соответствии с планом выведены из кампании. В 1878 г. недавно вошедшие в строй Friedrich der Große и Großer Kurfürst заменили Kaiser и Deutschland на маневрах 1878 года, во время которых Großer Kurfürst был случайно протаранен и затонул с большим количеством жертв. Kaiser и Deutschland оставались в запасе в течение следующих шести лет. Они были расконсервированы лишь 1 мая 1883 года для летних маневров в составе учебной эскадры под командой Вильгельма фон Викеде. Поход 1883 года был первым, когда немецкий флот полностью отказался от использования парусов на больших броненосцах, но из-за длительного периода без службы, во время учебного похода механизмы броненосцев испытывали проблемы. Маневры были временно приостановлены, когда сломались паровые машины на Deutschland, Kaiser, и Kronprinz. По окончании манёвров 1883 оба "Кайзера" ушли в Киль, где 27 сентября Kaiser, а 6 октября Deutschland были выведены в резерв при станции Балтийского моря. В следующем году манёвры прошли без них: учения проводились однородной эскадрой из четырех броненосцев типа Sachsen. Kaiser оставался в резерве четыре года. За это время старые лафетные 15-см пушки были заменены семью более современными поворотными и дополнительно были установлены пять 35-см торпедных аппаратов. Впервые на корабле были испытаны противоторпедные сети. Броненосец находился в строю с 3 мая по 21 сентября 1887 года, когда он присоединился к König Wilhelm и Oldenburg, составившим 1-ю эскадру в ходе трехнедельных маневров 1887 с остальной частью флота. На этих манёврах присутствовал баварский принц Людвиг. Deutschland в этом и следующем году оставался в резерве. Следующий раз Kaiser находился в строю с 8 мая 1888 года по 30 сентября 1891. В мае 1888 он представлял Германию на Всемирной выставке в Барселоне, которая включала военно-морской парад. С 14 июля он участвовал в туре по Балтике недавно коронованного кайзера Вильгельма II на яхте Hohenzollern. В ходе 17-дневного похода флот останавливался в Санкт-Петербурге, Стокгольме и Копенгагене, после чего принял уастие в летних маневрах 1888 года. После окончания активной службы в сентябре 1888 года были реорганизованы резервные соединения. Kaiser стал флагманом резервной дивизии Балтийского моря, при этом оставаясь на вооружении даже зимой, неся брандвахтенную службу в Киле. В ноябре он доставил брата императора, лейтенанта-командора принца Генриха в Копенгаген, в качестве представителя императора на юбилее датского короля Кристиана IX. В мае 1889 года начались обычные учения флота под руководством контр-адмирала Фридриха фон Гольмана на Kaiser. Для участия в них 1 мая 1889 года был наконец выведен из резерва простоявший там шесть лет Deutschland (оставался в кампании до 31 октября 1894 года). С 31 июля по 10 августа вся учебная эскадра сопровождала Вильгельма II во время его первого государственного визита в Великобританию. Kaiser и Deutschland с Preußen и Friedrich der Große составили II-й эскадру. Затем флот провёл маневры 1889 в Северном море под командой контр-адмирала Фридриха Холльмана. Все четыре корабля составили учебную эскадру флота в 1889–1890, первое соединение броненосцев имперского германского флота, поддерживающее круглогодичную готовность. К этому времени броненосцы получили электрическое освещение и по два прожектора. 23 октября эскадра с авизо Wacht эскадра отправилась в Средиземное море, сопровождая кайзера Вильгельма II в Афины на свадьбу его сестры Софи с наследным принцем Греции Константином. Сам император находился на флагмане Kaiser, а его жена Августа Виктория воспользовалась яхтой Hohenzollern. По пути корабли посетили Плимут, Гибралтар, Геную и Специю. В Афинах к ним присоединились стационеры Loreley и Pfeil. Затем императорская пара на яхте посетила османского султана Абдулхамида II. Яхту конвоировал Kaiser, которому в виде исключения было разрешено пройти через Дарданеллы. На обратном пути зашли на Корфу, чтобы посетить там австрийскую императрицу Елизавету. 12 ноября императорская чета покинула флот в Венеции, а эскадра посетила австро-венгерские порты Пола и Фиуме. После долгого пребывания на Адриатике, в январе 1890 корабли снова посетили Смирну и в феврале отправились домой, нанеся попупно визиты на Мальту, в итальянские порты, в Кадис и Лиссабон и 22 марта 1890 года вернулись в Вильгельмсхафен. В конце июня 1890 эскадра под командованием контр-адмирала Вильгельма Шредера сопровождала Вильгельма II, который поднялся на флагманский корабль Kaiser, во время официального визита в Копенгаген к датскому королю Кристиану IX, затем в Кристианию (теперь Осло) к королю Швеции и Норвегии Оскару II, а в августе корабли присутствовали при передаче Британией острова Гельголанд. Затем оба участвовали в маневрах флота в сентябре 1890, где эскадра броненосцев из восьми единиц изображала российский флот, блокирующий Киль. Зимой 1890–1891 II эскадра, включая Kaiser и Deutschland, составила учебную дивизию под командой контр-адмирала Вильгельма Шредера и снова совершила поход в Средиземноморье. В ноябре корабли эскадры помогали тушить крупный пожар в Александрии. В декабре Kaiser и Pfeil посетили Константинополь, где командир эскадры с частью офицерского корпуса был принят султаном. В дальнейшем корабли посетили несколько портов Османской империи, в том числе Смирну и Салоники, а также итальянские и австрийские порты, в конце марта 1891 года отправились домой. Попутно в начале апреля был нанесён визит в Лиссабон, в котором флагманский Kaiser удостоился посещения португальского короля Карлоса I. 18 апреля 1891 года эскадра прибыла в Вильгельмсхафен. Kaiser оставался флагманом учебной эскадры, которой теперь руководил контр-адмирал Кестер взял на себя. Для маневров флота 1891 г. эскадра сформировала II дивизию. Во время оба броненосца - Kaiser и Deutschland выскочили на неизвестную мель в данцигской бухте, но сошли с неё без повреждений и продолжили участие в маневрах до их окончания 18 сентября. 30 сентября 1891 года Kaiser был выведен из компании и поставлен на модернизацию на Императорской верфи в Вильгельмсхафене. Deutschland с января по апрель 1892 года прошёл на Императорской верфи в Киле только капитальный ремонт без модернизации и в составе учебной эскадры участвовал в учениях и маневрах флота 1892 года. 21 июня 1893 года на нём произошла тяжелая авария машины у Апенраде, и броненосец пришлось буксировать в Киль для необходимого ремонта, однако он смог принять участие в маневрах флота 1893 года, прошедших с 20 августа по 23 сентября, которые моделировали войну на два фронта против Франции и России; эскадра изображала российский флот. 2 июля 1894 года Deutschland был повреждён в Киле в результате столкновения с авизо Wacht, что не помешало обоим кораблям принять участие в маневрах флота 1894, прошедших с 19 августа по 21 сентября 1894 года, в ходе которых II эскадра фон Дидерикса действовала как противостоящая сила на Балтике, имитируя российский флот, нападающий на Балтийское побережье Германии. По окончании манёвров, 31 октября 1894 года Deutschland также поставили на модернизацию.
В 1890-х гг. корабли прошли модернизацию ("Kaiser" в 1891-1895 г., "Deutschland" в 1894-1897 гг.). На них заменили вооружение за исключением 8 260-мм орудий. После модернизации "Kaiser" имел в дополнение к орудиям главного 1 150-мм (боезапас 109 снарядов), 6 105-мм (боезапас 600 снарядов), 9 88-мм (боезапас 2200 снарядов), 4 37-мм револьверных и 12 малокалиберных пушек, "Deutschland" 8 150-мм орудий (общий боезапас 800 снарядов), 8 88-мм (с боезапасом в 2000 снарядов), 4 37-мм револьверных и 12 малокалиберных пушек. Оба корабля имели 5 350-мм торпедных аппаратов (1 кормовой, 2 бортовых и 2 носовых) с боезапасом из 13 торпед Уайтхеда. Экипаж стал составлять 36 офицеров и 620 матросов (как у флагманов на них находились ещё 11 офицеров, 57 матросов и 9 офицеров и 48 матросов соответственно). Ремонт занял больше времени, чем планировалось. 25 января 1897 г. оба корабля переклассифицировали в крейсера и до 1899-1900 годов большая часть их службы прошла в заграничном плавании. 27 апреля 1895 года Kaiser вступил в строй и уже 8 мая отправился на усиление Восточно-Азиатской эскадры которая также включала крейсера Irene, Prinzess Wilhelm и несколько судов меньшего размера. это стало необходимо после победы Японии в войне над Китаем, чтобы остановить усиление её влияния, для чего был сформирован "Восточноазиатский тройной альянс" с Францией и Россией. 18 июня Kaiser прибыл в Сингапур, затем посетил Гонконге и Сямэнь и 10 июля был в Шанхае, где флагман эскадры контр-адмирал Пауль Хоффман перенёс на него свой флаг. Сперва Kaiser посетил японскую гавань Хакодате. Если до этого корабли дивизии были в основном у китайского побережья, в марте и апреле 1896 года они дольше оставались в Иокогаме, чтобы улучшить свои отношения с Японией. После прибытия 11 мая в Нагасаки парохода Северного Германского Ллойда со сменными экипажами, до 1914 этот порт стал привычным местом смены немецких экипажей. Во время периода дипломатической напряженности между Великобританией и Германией, вызванной телеграммой Вильгельма II президенту Южно-Африканской Республики Паулю Крюгеру, Kaiser и нескольким другим заграничным крейсерам было приказано вернуться в немецкие воды. Этот приказ был быстро отменен, поскольку было решено, что это может быть расценено Великобританией как признак слабости. В апреле 1896, входя в порт Амоя, Kaiser ударился об неотмеченную на карте скалу. Повреждения корпуса были незначительными, но судно вышло из строя на двадцать два дня для ремонта в Гонконге. В начале июня Kaiser перешёл в Шанхай, где 15 июня 1896 года дивизию принял контр-адмирал Тирпиц. В его задачи также входила разведку и, возможно, приобретение подходящей базы. Тирпиц дважды навестил императора - в августе и сентябре, а время визита во Владивосток с 13 по 21 сентября (Kaiser и Irene) подробно обсудил с российским губернатором Восточной Азии, генералом адмиралом Евгением Ивановичем Алексеевым, вопрос занятия для базы бухты Киатчоу, после чего вернулся в Шанхай, посетив по пути японские порты. В ноябре 1896 вся дивизия длжна была собраться перед Сямэнем, чтобы подготовить его оккупацию. Однако, различные задачи потребовали распределения кораблей. Kaiser должен был отправиться в Гонконг на ремонт, Тирпиц перешёл на Irene и отправился в Манилу, поскольку там было неспокойно и ранее туда уже ушла Arcona. Prinzeß Wilhelm должен был исправить серьезные проблемы с машиной на месяц застрял в Нагасаки. У китайского побережья остался только малый крейсер Cormoran. В январе 1897 года Тирпиц вернулся на Kaiser, который 25 января был переклассифицирован в большой крейсер. В марте эскадра прибыла в Йокогаму для смены экипажей, после чего на предмет пригодности в качестве базы был исследован залив Самса на побережье Фуцзянь в Тайваньском проливе. В Нагасаки Тирпиц получил приказ вернуться в Германию, поскольку он был назначен государственным секретарем управления ВМФ. Его преемник в качестве начальника эскадры, контр-адмирал Отто фон Дидерихс, прибыл 11 июня 1897 года и на борту Kaiser отправился на рейд Вусунг у Шанхая, затем вся эскадра сходила в Японию. Из Хакодате Флагман и Prinzeß Wilhelm перешли в Иокогаму, в то время как Irene и Arcona посетили Владивосток. 8 сентября корабли встретились в Иокогаме и вернулись в Шанхай. Kaiser служил флагманом контр-адмирала Отто фон Дидерихса в течение всего срока его пребывания в качестве командующего эскадры. Дидерихс продолжил искал подходящую концессию, которую можно использовать в качестве главного порта Восточно-Азиатской эскадры, но после того, как 1 ноября 1897 года в Цзяо-Чжоу (Киатсчоу) были убиты два немецких католических миссионера Найса и Хенле из Миссии Штайлера, кайзер Вильгельм II дал Дидерихсу разрешение занять это место силой. 10 ноября, после того, как стемнело, Kaiser вышел из Шанхая и направился в Цзяо-Чжоу. Крейсера Prinzeß Wilhelm и Cormoran должны были выйти на следующий день, чтобы смягчить подозрение. Эти три судна 12-го встретились в море. Дидерихс решил двинутся в Цзяо-Чжоу 14-го и захватить порт. В этот день 6:00 Cormoran вошёл в залив, чтобы обстрелять китайские форты, в то время как Kaiser и Prinzeß Wilhelm высадили на берег десантную группу из 717 человек под командованием капитана-цур-зее Хуго Цайена. В течение двух часов группа захватила центральные и отдаленные форты и разрушила китайский телеграф, не дав им уведомить своих начальников о нападении. В ходе переговоров с генералом Чангом, командующим гарнизона Цзяо-Чжоу, Дидерихс фактически без сопротивления добился китайской концессии Цзяо-Чжоу для Германии, которую он объявил в 14:20. 17 ноября из Шанхая прибыла Arcona, а 2 декабря из Гонконга - Irene. После успешной конфискации порта, 23 ноября Дидерихс был повышен в звании до вице-адмирала. Адмиралтейство и министерство иностранных дел ожидали гораздо больших проблем и поэтому 19 ноября на усиление эскадры направили из Средиземного моря крейсер Kaiserin Augusta, который прибыл в Сингапур 14 декабря, а также решили отправить из Германии Deutschland и новый крейсер Gefion. Эти три корабля составили II дивизию восточно-Азиатской эскадры, командиром которой был брат императора принц Генрих. Быстрее, чем II дивизия прибыла в Циндау, 26 января пришёл пароход NDL "Darmstadt" с 1200 солдатами недавно созданного III батальона морской пехоты, что позволило военным кораблям вернуть свои десантные группы обратно на борт. 5 февраля "Crefeld" доставил батарею полевых орудий и 300 человек из недавно созданной дивизии морской артиллерии. 27 января 1898 года Циндау был объявлен немецкой колонией в подчинении военно-морского управления, а 28 апреля 1898 года Германия заключила по этому поводу договор с Китаем. Deutschland был введён в строй после модернизации 2 декабря 1897 года. Он стал флагманом недавно сформированной II дивизии восточно-Азиатской эскадры под командованием контр-адмирала принца Генриха Прусского и 15 декабря отправился Киля. Император сопровождал брата на борту до Рендсбурга. Выход сопровождался неудачами, так как машина оказалась ненадежной и несколько раз пришлось идти на буксире у напарника - крейсера Gefion. Также были недоразумения при заказе угля, что привело к дальнейшим задержкам, так что пересечение Индийского океана началось только 1 февраля 1898 года. Из Коломбо шли вместе с двумя русскими броненосцами ("Наварин" и "Сиссой Великий"). Только в апреле Deutschland достиг Гонконга, где он стал в док. Принц Генрих продолжил путь в Шанхай на Gefion. Выйдя из Гонконга, Deutschland осталась без хода из-за аварии машины, и Gefion пришлось вернуться, чтобы взять аварийный корабль на буксир. Лишь 5 мая 1898 года эскадра собралась в Циндау. В мае Принц Генрих с офицерами посетил китайского императора Гуансу и правящую императорскую вдову в Пекине. По прибытии подкрепления, в мае 1898 Дидерихс послал Kaiser в Нагасаки для текущего ремонта. Служба крейсерской эскадры тем временем определялась вспыхнувшей летом 1898 Испанско-американской войной, которая происходила на Филиппинах и в Манильском заливе и требовала немецкого военно-морского присутствия в регионе, чтобы защитить свои интересы и подданных. Kaiser был все еще на ремонте в Нагасаки, и Дидерихс приказал ему и Prinzeß Wilhelm, также стоящему в доке, прибыть к нему в Манилу, как только это станет возможно. Irene уже находились там с конца апреля, Cormoran - несколько меньше, 12 июня в Манилу прибыла Kaiserin Augusta, 18-го - Prinzeß Wilhelm, а 20-го также Kaiser. Концентрация пяти немецких военных кораблей на Филиппинах вызвала серьезный кризис в отношениях с американским флотом. Контр-адмирал Джордж Дьюи возразил против размера немецкой силы и встрече Дидерихса и генерал-губернатора Августина, испанского губернатора Филиппин. Немецкие военно-морские силы ушли из Филиппин после падения Манилы в августе (8 июля Irene, у которой было больше всего проблем с американцами, 15 июля - Cormoran, 13 августа - Kaiserin Augusta с испанским генерал-капитаном на борту, а 21-го - командир эскадры на Kaiser), но напряженные отношения с Соединенными Штатами в течение некоторого времени оставались. Kaiser после этого посетил Батавию для участия в церемонии коронации нидерландской королевы Вильгельмины 6 сентября 1898 года, а затем вернулся в Гонконг через Сингапур. Deutschland с Gefion всё это время до конца июля оставались в Циндау, а затем отправились в поход по северному району станции. Deutschland посетил несколько российских портов до Владивостока, где встретился с Gefion, который ходил в японские порты. 21 ноября 1898 в Шанхае Deutschland и Irene присутствовали при открытии памятника погибшей в тайфун канонерке Iltis. Конец года оба большими крейсера с Kaiserin Augusta и Gefion встретили в Гонконге, Prinzeß Wilhelm и Cormoran в Шанхае, в Циндао оставалась только Arcona, а Irene дежурила у Манилы. В ноябре 1898 Kaiser пошёл к Фучжоу для артиллерийской практики. 15 ноября входя в залив Самса корабль сел на неотмеченную на карте скалу. Arcona и Cormoran прибыли, чтобы отбуксировать его от скал, после чего сопровождали в Гонконг для ремонта. Оттуда Дидерихс отправился с почтовым пароходом в Циндао до февраля использовал в качестве флагмана Prinzeß Wilhelm. Kaiser вернулся в строй в феврале 1899 года. Kaiser оставался флагманом до 14 апреля 1899, когда Дидерихс передал командование принцу Генриху и отправился на корабле домой. Флагманом эскадры стал Deutschland. С 11 июня 1899 Kaiser отправился в обратный путь, пополнив запасы угля на Сейшельских островах. В Палермо ему было поручено с 3 по 5 сентября показать немецкий флаг в Танжере, а 21 сентября он вернулся в Киль через Кадис и Плимут. Прежде чем Kaiser был окончательно выведен из компании 16 октября 1899 года после более чем 24-летней службы, он был удостоен посещения кайзера Вильгельма II в Данцигской бухте. Deutschland с эскадрой посетил всю территорию станции от Александровска в Татарском проливе до Сингапура, в том числе в июне - короля Кореи Годзонга, а в июле - японского императора Муцухито. 6 ноября корабль стал на капитальный ремонт в Гонконге, где принца Генриха повысили в звании до вице-адмирала. С Deutschland и Gefion он совершил еще один визит к сиамскому королю Чулалонгкорну - корабли стояли на якоре на рейде Пакнам с 16 по 30 декабря. 4 января 1900 года Deutschland отправился из Сингапура на родину и 9 марта прибыл в Киль. Принц Генрих вернулся пассажирским пароходом. Его преемником в Восточной Азии стал бывший начальник адмирал-штаба вице-адмирал Феликс Бендеманн. Deutschland был выведен из кампвнии 28 марта 1900 г. Повторная отправка корабля в Восточную Азию, которая рассматривалась в июле в ходе подкрепления из-за восстания боксеров, была исключена из-за плохого конструктивного состояния корабля, который находился в эксплуатации более 25 лет.
Kaiser с 3 мая 1904 г. использовался как портовое судно. 12 октября 1905 г. его переименовывали в "Uranus", так как его имя понадобилось новому дредноуту, 21 мая 1906 г. исключили из списков флота и с мая 1907 использовали как плавказарму при 1-м торпедном отделе в Мёкенбурге. В 1908 году она была отбуксировна во Фленсбург - Мюрвик, где служила плавказармой и учебным корпусом при торпедной школе вместе с "Würtemberg". В 1920 г. его корпус был разобран в Гамбурге. Для его замены построен большой крейсер "Roon". Deutschland с 3 мая 1904 г. использовался как портовое судно и 22 ноября 1904 г. был переименован в "Jupiter", так как его имя понадобилось новому броненосцу. Корабль исключили из списков флота 21 мая 1906 г. и использовали как цель. В 1908 г. его продали за 120 тысяч марок на слом, но разобрали в Гамбурге только в 1920 году. Для его замены построен большой крейсер "Yorck". ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ И КОМАНДИРЫ
|