Оглавление → Броненосцы и линкоры → тип "Kaiser"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казематные броненосные фрегаты(Schiff I. Ranges, Kasemattschiff, Panzerfregatte, с 1884 Panzerschiff, с 1893 Panzerschiff II. Klasse)типа
Германия, 1875 г. 2 ед. (проект 1869 г.) ![]() * Kaiser * Deutschland *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Превосходство британской промышленности вылилось в то, что корабли были готовы раньше предыдущего типа, и вошли в строй одновременно с заложенным на 3-4 года раньше корветом Hansa.
Назначанный главой адмиралтейства 1 января 1871 года генерал-лейтенант Альбрехт фон Штош указом о том, что все немецкие корабли должны были строиться в Германии, документально зафиксировал линию, согласно которой он будет следовать при дальнейшем расширении императорского флота. В соответствии с этим руководством была предпринята попытка немедленно расторгнуть контракт на постройку двух броненосных фрегатов в Англии, но это не удалось из-за больших издержек, поскольку существующие в Германии пригодные для строительства больших кораблей королевские верфи в Киле и Вильгельмсхафене, как и частная верфь "Vulkan" в Штеттине, были заняты постройкой кораблей типа Preußen, строительство которых велось крайне медленно. Кроме того, немецкая промышленность с точки зрения качества еще не была адаптирована к потребностям снабжения таких боевых кораблей материалами. Поэтому пришлось, хотя и неохотно, принять решение оставить оба заказа за границей. Интересно, что Штош уже подробно обсуждал постройку этих кораблей в переписке со своим другом, журналистом Густавом Фрейтагом (Freytag) ещё до назначения на должность шефа флота, в ноябре/декабре 1871 года. Фрейтаг прислал Штошу вырезку из газеты «Везер-Цайтунг» от 12 декабря 1871 года, в которой критиковалось судостроение, указывая, что средства, использованные на эти корабли, лучше было бы потратить на расширение военно-морских мощностей в Киле и Вильгельмсхафене. Ответ Штоша по этому поводу ясно показывает, что он также нашел этот заказ весьма проблематичным, не столько потому, что он был размещён в Англии, сколько потому, что сомневался в ценности таких кораблей, "которые можно использовать только дома". Он так и не избавился до конца от своего внутреннего неприятия больших бронированных океанских кораблей, и здесь, возможно, кроется тот факт, что за время его пребывания у власти не было построено никаких других крупных броненосцев (кроме значительно меньших типа "Baden"). Проект кораблей разработал известный английский кораблестроитель Э. Рид в 1869 году. За прототип он взял английский броненосец Hercules, но с более широким казематом для увеличения секторов обстрела орудий. Каземат предусматривал размещение восьми 26-см орудий, четыре из которых имели выгодные углы обстрела, остальные же могли вести огонь только как с батарейных палуб. Для усиления тылового огня также была установлена 21-см пушка для стрельбы через кормовой порт. В целом их считали удачно сконструированными, как с точки зрения судостроительных элементов, так и на счёт механизмов, поставленных гринвичской компанией Penn and Sons. Мореходные корабли со спокойной, плавной качкой, они на протяжении десятилетий входили в состав ядра немецкого флота в исходном состоянии и даже после модернизаций.
Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 7319 т проектное, 7645 т нормальное, 8940 т полное (Kaiser), 8736 т (Deutschland).
Бронировались корабли коваными железными броневыми плитами, уложенными на тиковую подкладку толщиной от 90 до 226 мм (позднее ее заменили на сталь). Пояс по ватерлинии имел два ряда броневых плит. Верхний ряд имел толщину 127 мм в носу, 203 мм в центре и 127 мм в корме, нижний соответственно 127, 254 и 127 мм. Общая высота броневого пояса равнялась 3,6 м (над ватерлинией он возвышался на 1,65 м).
В 1885-1897 гг. оба корабля имели противоминные сети.
На испытаниях корабли после шести пробегов на мерной миле полным ходом показали следующую скорость при развитой мощности механизмов: "Kaiser" 14,6 узла при 5779 инд. л.с. и 61 обороте винта, "Deutschland" 14,5 узла при 5637 инд. л.с. и 65 оборотах винта. Запас угля и дальность плавания кораблей составили: для "Kaiser" при 684 т угля - 2470 миль при 10-узловой скорости и 1115 миль полным 14-узловым ходом, для "Deutschland" при 680/880 тт. угля - 3200 миль 10-узловым ходом и 1440 миль на полном ходу в 14 узлов. Автономность броненосцев по запасам провизии составила 84 дня, по питьевой воде 28. В процессе службы на корабли установили по 3 динамо-машины мощностью 30 кВт (впоследствии повышена до 33 кВт) и напряжением 65 В. Броненосцы имели полную фрегатскую оснастку с высокими, полыми железными мачтами (они еще использовались для вентиляции внутренних помещений). Нижние реи были стальные. Высота грот-мачты до эзельгофта равнялась 27 м.
Экипаж каждого корабля составлял 32 офицера и 568 матросов ("Kaiser", как флагман соединения, имел на борту ещё 9 офицеров и 47 матросов. "Deutschland", как второй флагман, 6 офицеров и 35 матросов). Оба корабля имели по 11 плавсредств: 2 паровых катера, 1 баркас, 2 вельбота, 2 куттера, 2 яла и 2 двухвесельных ялика. Схемы окраски Принята 21 июня 1867 г., изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась на кораблях без такелажа в заграничном плавании.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята в 1898 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п., получил 15 августа 1907.
О фрегате "Kaiser" (Из журнала "Морской сборник" № 5 за 1874 г.)
Подробности о фрегате "Kaiser", сколько нам известно, только впервые появляются на страницах морских хроник, а потому будет небезынтересно посмотреть, какое место между броненосцами, уже существующими, по военным его качествам, будет ему принадлежать. Только что приведенное английское описание "Kaiser" мимоходом сравнивает его с фрегатом "Hercules", а потому, зная место последнего, в военном его назначении, нам нужно только проверить уже сделанное сравнение, чтобы получить совершенно ясное понятие о значении германского фрегата. В № 5 за 1873 г. "Revue Maritime et Coloniale", в лекции г. Хенвуда, можно найти официальную табличку, составленную английским адмиралтейством, в которой все броненосцы распределены по рангам и их военным достоинствам. Из этой таблички видно, что 1-го ранга судами из бортовых броненосцев англичане считают только "Hercules" и "Sultan". Таблицы английского броненосного флота дают нам возможность объяснить себе причину постановки "Hercules'a" первым в ряду бортовых броненосцев, а вместе с тем выясняется: те элементы, которые влияют на военное значение броненосцев известного типа, определяя собой их относительную цену, придется приложить к данному судну, чтобы тотчас увидеть его настоящее военное достоинство. Прежде всего таблицы показывают бесспорное первенство "Hercules" по силе артиллерии. Весь залп обоих бортов этого судна уступает только весу залпа "Northumberland", но зато сила отдельных пушек у последнего гораздо слабее. Относительно скорости хода таблицы заключают в себе цифры, полученные на пробной миле, но, по некоторым позднейшим известиям, можно заключить, что в настоящее время лучшим из ходоков является "Hercules". Затем остается принять в соображение прикрытие, которое у рассматриваемого судна также оказывается сильнее, чем у какого-либо из остальных высокобортных броненосцев Англии. Таким образом, первое место "Hercules" определяется его первенством по пяти различным пунктам. Положение "Kaiser" относительно тех же пунктов сравнительно с "Hercules" следующее: Вес металла у "Hercules" 116 пуд., у "Kaiser" 100 пудов; сила этого металла у первого 165, у второго, несколько более — 173,4. Следовательно, по артиллерии эти суда можно считать приблизительно равными. Несколько меньший вес у "Kaiser" вознаграждается большей силой пушек. Ход у обоих судов совершенно одинаковый. Индикаторных сил на тонну водоизмещения у "Kaiser'a" приходится 1,052 — значительно более, чем у "Hercules'a". Поворотливость, рассуждая теоретически, должна быть гораздо лучше, так как это качество обратно пропорционально длине судов. А этот элемент у английского броненосца 325 ф., а у германского 280 ф. Прикрытие, у "Hercules'a" 9 и 8 д.; у "Kaiser'a" 10 и 8 д. Таким образом, нам кажется, что, будучи английским судном, "Kaiser" в общем списке занял бы место выше.
![]() ![]() Забастовки рабочих верфи отложили спуск на воду второго корабля до 12 сентября 1874 года. По поручению кайзера Вильгельма I, корабль крестила жена военного атташе посольства в Лондоне фон Шрётера (v. Schröter), который председательствовал на крещении, присвоив ему название Deutschland. Дальнейшие работы на Kaiser велись относительно быстро. Уже 17 декабря Адмиралтейство назначило штаб, который должен был перевести корабль в Германию. 7 января 1875 года корабль, ещё с персоналом верфи, совершил первый официальный испытательный пробег у песков Маплин в устье Темзы. На пробеге присутствовал наблюдатель капитан-цур-зее Хассенштайн и будущий первый командир броненосца капитан-цур-зее Пшевизинский. Никаких нареканий не было, оговоренная в договоре скорость 14 узлов была даже превышена. 21 января последовал первый испытательный пробег с немецким экипажем, а 13 февраля Kaiser был официально принят флотом и впервые поднял немецкий флаг. Стоимость корабля составила 8 226 032 марки. Дальнейшие забастовки стали причиной того, что испытательные походы Deutschland на Темзе с персоналом верфи смогли начаться только весной 1875 года. Лишь 20 июля 1875 года состоялись приемочные испытания, а официальный приём в состав флота произошёл 7 августа в Гринхите. Германской казне корабль обошёлся в 8 240 450 марок. Характеристики двигательной установки, изготовленной компанией J. Penn & Sons, оказались выше оговоренных в контракте, однако позже за время службы корабль считался самым аварийным в плане механизмов.
1876, 1-й поход в в Средиземное море
В то время, как эскадра готовилась к запланированным летним учениям в домашних водах, в Салониках был убит немецкий консул в Османской империи Генрих Абботт. Канцлер Бисмарк хотел как можно быстрее отправить учебную эскадру в Левант, чтобы показать военно-морскую мощь Германии на равных с другими крупными державами и заставить Турцию выплатить компенсацию. 22 мая начальник штаба Адмиралтейства контр-адмирал Бач (Batsch) принял командование эскадрой в Вильгельмсхафене, подняв флаг на Kaiser. Вечером того же дня он вышел с эскадрой в море. К броненосцам присоединилась канонерка Comet, предназначенная в качестве Средиземноморского стационера.
Эскадра шла через Гибралтар и Ла-Валлетту и 25 июня прибыла в Салоники, где к ней присоединился вызванный из Вест-Индии корвет Medusa и авизо Pommerania. Немецкий адмирал действовал вместе с французскими, русскими, австрийскими и итальянскими кораблями.
1877, 2-й поход в в Средиземное море
Броненосцы должны были отработать новый порядок упражнений, в разработке которых большую роль сыграл начальник штаба Адмиралтейства контр-адмирал Бетч. Однако планы пришлось отменить, так, как Бетч снова был назначен командиром эскадры броненосцев, чтобы опять отправиться с ними в Средиземное море, теперь - в ответ на начало русско-турецкой войны и вызванные её волнения на Балканах. 28 мая он поднял свой флаг на борту Kaiser.
1 июля 1877 эскадра прибыла в Порт-Саид. На этот раз зона действия не ограничивалась исключительно водами перед входом в Дарданеллы, но простиралась до побережья Палестины, так как там опасались столкновений между христианами и мусульманами. 5 июля эскадра перешла в Яффу откуда адмирал, его штаб и часть команды отправились на экскурсию к святым местам в Иерусалиме. Когда ситуация успокоилась, эскадра продолжила путь, посетив острова (Кипр, Сирос, Наксос) и материковые порты Эгейского моря. На Балканах продвижение русских привело к возобновлению волнений, которые, однако, не оказали никакого влияния на побережье. С 30 июля по 4 августа эскадра заходила в Салоники и 13 августа в Пирей. 7 сентября во время шторма у Сироса Deutschland сел на мель, но был снят с помощью Kaiser. Когда эскадра стояла в Пирее во второй раз (10/25 сентября), поступил приказ вернуться домой.
Путь домой с 5 октября был сильно затруднён плохой погодой. Во время шторма у мыса Финистерре в ночь с 14 на 15 октября Deutschland получил повреждение руля, в течение долгого времени был неуправляем и смог присоединиться к эскадре только на следующий день, а 19 октября в Песках Гудвина возле Южного Сандхеда руль вторично вышел из строя, в результате чего броненосец протаранил и серьезно повредил плавучий маяк. 21 октября корабли вернулись в Вильгельмсхафен, 2 ноября Kaiser и 6 ноября Deutschland были в соответствии с планом выведены из кампании.
В 1878 г. недавно вошедшие в строй Friedrich der Große и Großer Kurfürst заменили Kaiser и Deutschland на маневрах 1878 года, во время которых Großer Kurfürst был случайно протаранен и затонул с большим количеством жертв. Kaiser и Deutschland оставались в запасе в течение следующих шести лет. Объяснение этому состоит в том, что офицеров и солдат морской службы хватало только на одну учебную эскадру броненосцев и на заграничную крейсерскую службу, поэтому половина существующих броненосцев вынуждена была оставаться в резерве. Deutschland это время использовал для длительного ремонта механизмов на верфи "Германия".
Длительный перерыв был использован для перевооружения кораблей: установлены по семь 15-см пушек, бесполезное 21-см кормовое орудие было снято. Такелаж был сокращён и так называемые "боевые мачты" несли теперь только по два рея, а позже - по одному под марсом. Были установлены по пять 35-см торпедных аппаратов. 1883, учёба в домашних водах и последующий резерв.
Компания 1883 года была первой, когда немецкий флот полностью отказался от использования парусов на больших броненосцах, но из-за длительного периода без службы, во время учебного похода их механизмы испытывали постоянные проблемы. Маневры приостанавливались, когда ломались паровые машины на Deutschland, Kaiser, и Kronprinz. В остальном учения не принесли никаких особых событий. По их окончании оба броненосца ушли в Киль, где 27 сентября Kaiser, а 6 октября Deutschland были выведены в резерв при станции Балтийского моря. В следующем году манёвры прошли без них: учения проводились однородной эскадрой из четырех броненосцев типа Sachsen. Kaiser оставался в резерве три с половиной года, а Deutschland - более пяти лет.
В учебной эскадре, 1889
До конца июня эскадра отрабатывала построения в водах западной и восточной Балтики, а 1 июля вошла в состав маневренного флота как 2-й дивизион для проведения маневров 1889 в Северном море, прерванных с 31 июля по 10 августа, когда флот сопровождал яхту кайзера Вильгельма II во время его первого государственного визита в Великобританию. По окончании учений 31 августа маневренный флот был расформирован. В то время, как маневренная эскадра отправилась в резерв, все четыре корабля учебной эскадры остались на службе и она стала первым соединением броненосцев имперского германского флота, поддерживающим круглогодичную готовность.
После длительного пребывания в Адриатике эскадра вернулась в Эгейское море, в январе 1890 года посетила Смирну, а в феврале отправились домой, нанеся попупно визиты в итальянские порты, на Мальту, в Кадис и Лиссабон. В последней части пути в Дувре на борт Kaiser поднялся новый командующий эскадрой - вице-адмирал Фон дер Гольц, который совершал официальный визит в Британское Адмиралтейство в Лондоне (прибыл на авизо Pfeil). 22 марта 1890 года корабли вернулись в Вильгельмсхафен, Хольман спустил свой флаг и через несколько дней был назначен государственным секретарем Рейхсмаринеамта. В учебной эскадре, 1890
В конце июня 1890 эскадра сопровождала Вильгельма II, который поднялся на флагманский корабль Kaiser, во время официального визита в Копенгаген к датскому королю Кристиану IX, а с 9 по 27 июля - в Кристианию (теперь Осло) к королю Швеции и Норвегии Оскару II. В августе корабли присутствовали при передаче Британией острова Гельголанд. Затем оба участвовали в маневрах флота в сентябре 1890, где эскадра броненосцев из восьми единиц изображала российский флот, блокирующий Киль. 4-й поход в Средиземное море, 1890-1891
В учебной эскадре, 1891 Kaiser оставался флагманом учебной эскадры, которой теперь руководил контр-адмирал Кёстер. Его флаг-офицером остался лейтенант Ойген Калау фон Хофе. Для маневров флота 1891 г. эскадра сформировала II дивизию маневренного флота. Формально к ней был приписан крейсер Prinzeß Wilhelm, который, однако, использовался почти исключительно для выполнения специальных миссий.
Deutschland в 1891-1894 Кёстер перенёс свой флаг на Friedrich Karl, а место Kaiser в дивизии занял модернизированный броненосец Kronprinz. Зимние заграничные походы прекратились и в этом году район маневров учебной эскадры ограничился Северным морем до Шетландских островов.
В это время началось развитие эскадры из восьми кораблей, и обозначение "учебная эскадра" в 1892 году было заменено на "II дивизия маневренного флота", а в 1893 году на "II дивизия маневренной эскадры". Deutschland всё это время оставался в составе соединения и продолжал участвовать в учениях и маневрах. 21 июня 1893 года у Апенраде на нём произошла тяжелая авария машины, и броненосец пришлось буксировать в Киль для необходимого ремонта, однако он смог принять участие в маневрах флота 1893 года, прошедших с 20 августа по 23 сентября, которые моделировали войну на два фронта против Франции и России; эскадра изображала российский флот. 2 июля 1894 года при выходе из Киля Deutschland столкнулся с авизо Wacht и в результате получил повреждения с левого борта прямо перед мостиком, что не помешало обоим кораблям принять участие в маневрах флота 1894, прошедших с 19 августа по 21 сентября 1894 года, в ходе которых II эскадра фон Дидерикса действовала как противостоящая сила на Балтике, имитируя российский флот, нападающий на Балтийское побережье Германии. С боевой готовностью новых линкоров начался вывод старых броненосцев из маневренного флота. После расформирования осеннего учебного флота Deutschland 25 сентября перешёл из Киля в Вильгельмсхафен и 31 октября был там выведен из кампании и на Императорской верфи началась его масштабная реконструкция.
Модернизированные корабли не стали современным - в то время, когда конструкция военных кораблей претерпевала существенные изменения, их 25-летний возраст не позволял существенно поднять их ценность. Однако, поскольку обстановка в Рейхстаге была крайне неблагоприятной для развития германского флота и госсекретарь морской администрации вице-адмирал Холльманн не смог добиться принятия своих идей, моряки были рады, что имеются хотя-бы такие корабли. Kaiser на Дальнем востоке, 1895-1897 Работы на Kaiser заняли больше времени, чем планировалось. Первоначально предполагалось, что реконструкция будет завершена к лету 1893 года, однако срок не был соблюден и корабль вступил в строй лишь весной 1895 года.
1895
Затем корабли направились в Нагасаки, куда 11 мая прибыл пароход Северо-Германского Ллойда со сменными экипажами. До 1914 этот порт стал привычным местом смены немецких команд. Во время этой замены произошли некоторые изменения и в составе руководства дивизии: Йешке и на постах командира Kaiser и начальника штаба был заменен на капитана-цур-зее Цейе, лейтенант-цур-зее фон Аммон стал новым флаг-лейтенантом (вместо Даймлинга). Из Нагасаки Prinzeß Wilhelm был отправлен к реке Янцзы, став первым крупным немецким кораблём, поднявшимся по этой реке до Ханькоу, где тогда произошли нападения на немецких военных инструкторов, размещенных там китайским правительством. 1896
В апреле 1896, входя в порт Амоя, Kaiser ударился об неотмеченную на карте скалу. Повреждения корпуса были незначительными, но корабль вышел из строя на двадцать два дня для ремонта в Гонконге. В начале июня Kaiser перешёл в Шанхай, где 15 июня 1896 года дивизию принял контр-адмирал Тирпиц. Он собрал весь состав кораблей перед Чифу, чтобы провести учения по построению. Согласно особому приказу кайзера, в задачи Тирпица также входила разведка и, возможно, приобретение подходящей базы. В рамках этих поисков в середине июля он отправил из Чифу в залив Киатсчоу канонерскую лодку Iltis, чтобы получить подробный отчет от ее командира капитана-лейтенанта Брауна, своего близкого соратника со времен «торпедной эпохи», но 23 июля Iltis затонул во время тайфуна у мыса Шантунг. Тирпиц лично дважды посетил бухту Киатчоу на Kaiser - в августе и сентябре, а время визита во Владивосток с 13 по 21 сентября (Kaiser и Irene) подробно обсудил с российским губернатором Восточной Азии, генералом адмиралом Евгением Ивановичем Алексеевым, вопрос занятия для базы Киатчоу, после чего вернулся в Шанхай, посетив по пути японские порты, сначала Иокогаму, затем Токио, чтобы нанести визит японскому правителю Муцухито, и после - Нагасаки.
1897
Так, как в домашних водах не осталось ни одного полноценного крейсера, кайзер вновь хотел отозвать Kaiser, Prinzeß Wilhelm и Irene в Германию, но канцлер Гогенлоэ-Шиллингсфюрст и командующий адмирал фон Кнорр, хоть и с трудом, но смогли отговорить его от этого, указав на то, что тогда единственным крупным немецким кораблем в Восточной Азии останется старая Arcona. В марте 1896 эскадра прибыла в Йокогаму для смены экипажей, после чего на предмет пригодности в качестве базы был исследован залив Самса на побережье Фуцзянь в Тайваньском проливе. 29 марта в Нагасаки Тирпиц получил приказ вернуться в Германию, поскольку он был назначен государственным секретарем управления ВМФ. До прибытия его преемника - контр-адмирала Дидерихса, бывшего начальника штаба Верховного главнокомандования, командование дивизией принял на себя командир Kaiser, капитан-цур-зее Цейе. Отто фон Дидерихс прибыл 11 июня 1897 года и поднялся на борт Kaiser на рейде Вусунг у Шанхая. После недолгого пребывания в Желтом море (до конца июля) корабли дивизии направились в японские воды. Из Хакодате флагман и Prinzeß Wilhelm перешли в Иокогаму, в то время как Irene с фон Дидерихсом на борту и Arcona посетили российские порты (Корсаковск, залив Владимира и Владивосток). 8 сентября 1896 корабли встретились в Иокогаме, где Дидерихс снова поднял флаг на Kaiser, и вместе вернулись в Шанхай.
Когда вся дивизия находилась на рейде Усун, 8 ноября 1896 поступил приказ идти в залив Цзяучжоу (Киатсчоу) - 1 ноября в на полуострове Шаньдун были убиты два немецких католических миссионера Низ и Хенле из миссии Штайлера, и кайзер Вильгельм II дал Дидерихсу разрешение использовать этот повод чтобы занять это место силой.
Адмиралтейство и министерство иностранных дел ожидали больших последствий и сочли, что относительно слабой крейсерской дивизии в Восточной Азии уже недостаточно, что привело к немедленному приказу об усилении дальневосточных военно-морских сил сразу после получения уведомления об оккупации. 19 ноября на усиление эскадры направили из Средиземного моря крейсер Kaiserin Augusta, который прибыл в Сингапур 14 декабря, а 23 ноября был отдан приказ о формировании II дивизии крейсеров, в которую включили модернизированный крейсер I класса Deutschland и новый крейсер Gefion а также находящуюся в пути Kaiserin Augusta. Командиром II дивизии был назначен принц Генрих Прусский, брат императора. Тогда-же было приказано объединить две дивизии в новую «эскадру крейсеров», командование которой будет передано командиру предыдущей дивизии крейсеров фон Дидерихсу. Помимо этого укрепления морской силы, также проводились сухопутные военные мероприятия. Ещё до II дивизии, 26 января в Циндау прибыл пароход NDL "Darmstadt" с 1200 солдатами недавно созданного III батальона морской пехоты, что позволило военным кораблям вернуть свои десантные группы обратно на борт. 5 февраля другой пароход, "Crefeld", доставил батарею полевых орудий и 300 человек из недавно созданной дивизии морской артиллерии. 27 января 1898 года Циндау был объявлен немецкой колонией в подчинении военно-морского управления, а 28 апреля 1898 года Германия заключила по этому поводу договор с Китаем. Не смотря на опасения в Берлине, в целом военная обстановка на оккупированной территории оставалась спокойной. Kaiser и Deutschland на Дальнем востоке, 1898-1899
16 декабря 1897 дивизия отправилась в Восточную Азию. У берегов Алжира адмирал направил корабли поближе к берегу и, подняв французский флаг на марсе, дал салют из 21 орудия, чтобы еще раз подчеркнуть добрые отношения, существовавшие в то время между Германией и Францией, которым кайзер особенно способствовал. 1898 Так как машина Deutschland оказалась ненадежной, в Средиземном море ему несколько раз пришлось идти на буксире у напарника - крейсера Gefion, но позже от этого пришлось отказаться, поскольку швартовные тумбы флагманского корабля были оторваны от палубы. В Красном море произошел отказ двигателя. Также были недоразумения при заказе угля с пароходов вблизи островов Сокотра/Перим, что привело к дальнейшим задержкам, и в Индийский океан корабли вышли только 1 февраля 1898 года. Продолжающиеся неисправности машины вынудили экипаж ремонтировать её с использованием бортовых средств и снова идти на буксире Gefion. В Коломбо встретили также направлявшиеся на восток российские линкоры "Наварин" и "Сисой Великий" командиры которых прежложили идти дальше вместе, принц Генрих принял эту просьбу. 3 февраля оба русских броненосца с двумя немецкими крейсерами вышли из Коломбо и взяли курс на Пенанг. У Малаккского пролива корабли разделились: немцы пошли в Сингапур, а русские — в Пенанг. В апреле 1898 со значительным опозданием дивизия достигла Гонконга, где в целом хороший контакт с многочисленными иностранными военными кораблями был испорчен самонадеянным поведением командующего американской эскадрой коммодора Дьюи. По выходе из Гонконга Deutschland снова потерял ход из-за аварии машины, и Gefion пришлось вернуться, чтобы взять аварийный корабль на буксир. Deutschland вынужден был стать в док и принц Генрих отправился в Шанхай на Gefion. Лишь 5 мая 1898 года вся эскадра собралась в Циндау. По прибытии подкрепления, Дидерихс послал Kaiser в Нагасаки для текущего ремонта. В том же месяце принц Генрих в сопровождении своего адъютанта, фрегаттен-капитана Георга Александра Мюллера, флаг-офицера капитан-лейтенанта графа фон Шпее и офицера связи, старшего лейтененанта-цур-зее Редера, нанес визит китайскому императору Гуансу и вдовствующей императрице в Пекине. Филлипинский кризис 1898 Служба крейсерской эскадры тем временем определялась вспыхнувшей летом Испанско-американской войной, события которой происходили на Филиппинах и в Манильском заливе, что потребовало немецкого военно-морского присутствия в регионе для защиты свои интересов и подданных. Проблема, которая изначально существовала только между США и Испанией, со временем превратилась в вопрос большой политики из-за претензий Великобритании, Франции и России на Филиппины. Кайзер Вильгельм II приказал вице-адмиралу фон Дидерихсу лично проверить ситуацию на архипелаге. Поскольку его флагманский корабль Kaiser был все еще на ремонте в Нагасаки, Дидерихс отправился в Манилу на Kaiserin Augusta и прибыл туда 12 июня. Irene уже находились там с 8 мая, Cormoran - с 9 мая. Kaiser и Prinzeß Wilhelm, также стоящему в доке, было приказано прибыть в Манилу, как только это станет возможно, он прибыл 18 июня, а Kaiser 20-го.
***
1899 В первые четыре месяца 1899 года продолжались новые индивидуальные походы и ремонтные работы, за исключением Kaiserin Augusta, которая в феврале сменила Irene у берегов Манилы и наконец покинула воды, ставшие американскими. Самые старые корабли крейсерской эскадры, все еще оснащенные рангоутом Arcona и Cormoran, теперь смогли покинуть Восточно-Азиатскую станцию. Единственным кораблём, высланным им на замену была новая канонерская лодка Iltis.
11 июня 1899 Kaiser отправился в обратный путь, пополнив запасы угля на Сейшельских островах. В Палермо ему было поручено с 3 по 5 сентября показать немецкий флаг в Танжере, а 21 сентября он вернулся в Киль через Кадис и Плимут. Прежде чем Kaiser был окончательно выведен из компании 16 октября 1899 года после более чем 24-летней службы, он был удостоен посещения кайзера Вильгельма II в Данцигской бухте. Deutschland на Дальнем востоке, 1899 В связи с запрошенным продлением полномочий принца Генриха в Восточной Азии и его назначением командующим всей эскадрой крейсеров, 14 апреля флагманом стал Deutschland. В этот период примечательными стали два официальных визита принца Генриха к главам государств Восточной Азии: в июне — к королю Кореи Ли Хуэю в Сеуле и в июле - к императору Японии Муцухито в Токио.
Deutschland, как с эскадрой, так и один обошёл всю территорию станции от Александровска в Татарском проливе до Сингапура и 12 сентября 1899 года отметил свое 25-летие. Осенью эпидемия тифа в Циндао вынудила военные корабли покинуть порт. В октябре в район станции прибыли большой крейсер Hansa и канонерская лодка Jaguar. Приказом императора от 10 октября была создана должность начальника штаба эскадры крейсеров, и порученная по совместительству командиру Deutschland капитану-цур-зее Георгу Александру Мюллеру.
Оба корабля стояли в резерве до 3 мая 1904 года, когда были перечислены в портовые суда.
2 октября 1905 г. переименовывали и Kaiser, который назвали Uranus. Так как его прежнее имя присвоили новому дредноуту только через 6 лет, можно предположить, что переименование было обусловлено скорее монархическими настроениями, чем объективными причинами. 21 мая 1906 года оба портовых судна были исключены из списков флота, а для их замены по бюджету были заказаны большие крейсера Yorck и Roon.
Хорошо сохранившийся корпус Uranus, изначально также предназначавшийся только для стрельбовых испытаний, был переоборудован в казарму и с мая 1907 года поставлен на якорь в качестве замены полностью изношенному корпусу Prinz Adalbert при 1-м торпедном отделе в Мёкенбурге. Когда 7 ноября 1907 года в результате сильного взрыва оказался непригодным к использованию корпус Blücher - плавказармы учебного торпедного судна Württemberg, Uranus был отбуксирован во Фленсбург в качестве замены и прослужил там плавказармой до конца Первой мировой войны. В 1920 г. его корпус был разобран в Гамбурге. *** ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ И КОМАНДИРЫ
|
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Zeye Erster Offiz.: Kapt. L. Paschen Kapt. L. Lietzemann Kapt. L. Meurer L. z. S. Langemak L. z. S. Rohardt L. z. S. Schlicht L. z. S. Oberius U. L. z. S. Schultz (Wilhelm) U. L. z. S. Nippe U. L. z. S. Schmidt (Friedrich) U. L. z. S. Goffner U. L. z. S. Brandt U. L. z. S. Breuer S. L. Fabrizius v. II. Seebat Masch. Ing. Jackobsen (s. Divisionstab) Ob. St. Arzt 2.Kl. Schubert (desgl.) Assist. Arzt 2. Kl. Hansen M. Zahlm. Landwehr Divisionstab Div. Chef: Kontre Adm. Tirpitz Flagg L.: L. z. S. v. Ammon Diw. Ing.: Masch. Ing. Jacobsen Diw. Arzt: Ob. St. Arzt 2. Kl. Schubert Diw. Audit.: M. Audit., Justiz Rath, P. L. Tielitz Diw. Zahlm.: M. Ob. Zahlm. Ringe Diw. Pfarrer: M. Pfarrer Rumland |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Piraly Erster Offiz.: Kapt. L. Follenius Kapt. L. Grapow (Max), zugl. Mar. Akad Kapt. L. Goette L. z. S. Schultz (Friedrich) L. z. S. Behucke (Paul) L. z. S. Czech L. z. S. Bechtel U. L. z. S. Schmaltz U. L. z. S. Tagert (Wilhelm) U. L. z. S. Siewert U. L. z. S. Braun S. L. Preuß v. I. Seebat Masch. Ing. Dittrich St. Arzt v. Koch Assist. Arzt 2. Kl. v. Garbsch M. U. Zahlm. Struwe |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Herz Erster Offiz.: Korv. Kapt. v. Arend Kapt. L. Heintzmann Kapt. L. Grapow L. z. S. Wuthmann Kapt. L. Behncke I Kapt. L. Nordmann Kapt. L. Bechtel U. L. z. S. Runge U. L. z. S. Lebahn U. L. z. S. Lüdecke U. L. z. S. Frielinghaus U. L. z. S. Gygas Seekad. v. Krohn Seekad. Frhr. v. Bibra Seekad. Lieber Seekad. Krueger Seekad. Tepfer Seekad. Ebert Seekad. Gr. v. Mörner Seekad. Luppe Seekad. v. Gordon S. L. Frhr. v. Liliencron v. I. Seebat Masch. Ing. Dittrich St. Arzt Dr. Koch Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Schlick M. U. Zahlm. Struwe |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Jaeschke Erster Offiz.: Korv. Kapt. Gildemeister Kapt. L. Boerner L. z. S. v. Studnitz (Ernst) L. z. S. v. Lehften L. z. S. Kranzbühler L. z. S. Michaelis (William) L. z. S. Heine U. L. z. S. Ewers U. L. z. S. Eberius U. L. z. S. Hoffmann (Anton) U. L. z. S. v. Hornhardt U. L. z. S. v. Meuron P. L. Frhr. v. Liliencron u. i. Seebat Masch. Ing. Zirpel (s. Divtstonsstab) Ob. St. Arzt 2. Kl. Dr. Nenvers (s. Divtstonsstab) Assist. Arzt 2. Kl. Hansen M. Zahlm. Scherler (s. Divtstonsstab) Divisionstab Div. Chef: Kontre Adm. Hoffmann Chef d. Stabes: Kapt. z. S. Jaeschke Flagg L.: L. z. S. Deimling Diw. Masch. Ing.: Masch. Ing. Zirpel Diw. Arzt: Ob. St. Arzt 2. Kl. v. Renvers Diw. Audit.: M. Audit., S. L. v. Thadden Diw. Zahlm.: M. Zahlm. Scherler Diw. Pfarrer: M. Pfarrer Heim |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Herz Erster Offiz.: Kapt. L. v. Arend Kapt. L. Heintzmann L. z. S. Wuthmann L. z. S. Behncke I L. z. S. Nordmann L. z. S. Bechtel U. L. z. S. Engels U. L. z. S. Gr. v. Saurma-Zeltsch U. L. z. S. v. Bülow U. L. z. S. Haber U. L. z. S. Schmaltz U. L. z. S. Runge Seekad. Frhr. v. Bibra Seekad. Schultz I Seekad. Lieber Seekad. West Seekad. Krueger Seekad. Wolff Seekad. Tepfer Seekad. Mersmann Seekad. Ebert Seekad. Loesch Seekad. Gr. Mörner af Morlanda Seekad. Brandt Seekad. Luppe Seekad. Schulze II Seekad. Mysing Seekad. v. Gordon Seekad. Giebler S. L. Frhr. v. Liliencron v. i. Seebat Masch. Ing. Dittrich St. Arzt Dr. Koch Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Schlick M. U. Zahlm. Jahn |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Oldekop Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Schneider Kapt.-Lieut. Franz Kapt.-Lieut. Vanselow Lieut. z. S. Nickel Lieut. z. S. Lietzmann Lieut. z. S. Puttfarcken Lieut. z. S. v. Zitzewitz Lieut. z. S. Langemak Unt.-Lieut. z. S. Hollweg Unt.-Lieut. z. S. Frhr. v. Keyserling Unt.-Lieut. z. S. Hahn Unt.-Lieut. z. S. v. Manteuffel Seekadett Frhr. Naitz v. Frentz Seekadett Goetze Seekadett Fielitz Seekadett Michel Seekadett v. Schönberg Seekadett Seebohm Seekadett Reiche Seekadett Dominik Seekadett v. Krohn Seekadett Foerster Seekadett Schirmacher Seekadett Albert Seekadett v. Hornhardt Seekadett Erdmann Seekadett v. Lengerke Seekadett v. Meuron Seekadett Boland Seekadett Kehrl Seekadett Wendrich Sek.-Lieut. v. I. Seebai. v. Thierry Masch.-Ing. Nasser Stabs-Arzt Weinheimer Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. v. Foerster Mar.-Unt.-Zahlm. Wapnewski |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Oldekop Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Heßner Kapt.-Lieut. Friedrich Kapt.-Lieut. Franz Lieut. z. S. Zosephi Lieut. z. S. Nickel Lieut. z. S. Henkel Lieut. z. S. v. Zitzewitz Unt.-Lieut. z. S. Hollweg Unt.-Lieut. z. S. Kühnemann Unt.-Lieut. z. S. Behncke II Unt.-Lieut. z. S. v. Koppelow II Seekadett v. Koschembahr Seekadett Frhr. Naitz v. Frentz Seekadett Fielitz Seekadett Michel Seekadett Seebohm Seekadett Reiche Seekadett Krohn Seekadett Foerster Seekadett Albert Seekadett v. Hornhardt Seekadett Erdmann Seekadett v. Meuron Seekadett Boland Seekadett Wendrich Sek.-Lieut. v. I. Seebai. v. Bahl Masch.-Ing. Rasier Stabs-Arzt Weinheimer Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. v. Foerster Mar.-Unt.-Zahlm. Wapnewski |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Frhr. v. Bodenhausen Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Kalau v. Hofe Kapt.-Lieut. Schröder I Kapt.-Lieut. Gildemeister Kapt.-Lieut. Klincksieck Lieut. z. S. Kinderling Lieut. z. S. Weber Lieut. z. S. Schmidt II Unt.-Lieut. z. S. v. Grumbkow Unt.-Lieut. z. S. Haber Unt.-Lieut. z. S. Schmaltz Unt.-Lieut. z. S. Koethner Unt.-Lieut. z. S. Griese Seekadett Michaelis I Seekadett Rohardt Seekadett Most Seekadett v. Hahnke Seekadett Heinemann Seekadett Maerker Seekadett Fischer I Seekadett Braun Seekadett Wilbrandt Seekadett Hoffmann-Lamütsch Edler v. Waffenstein Sek.-Lieut. v. I. Seebat. v. Scheve Masch.-Ing. Bräunig Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Wendt (f. Geschwaderstab) Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Löbner Mar.-Unt.-Zahlm. Wolschke Geschwaderstab Geschw.-Chef: Kontre-Adm. Koester Flagg-Lieut.: Kapt.-Lieut. Kalau v.Hofe Geschw.-Masch.-Ing.: Masch.-Ob.-Ing. Aßmann Geschw.-Arzt: Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Wendt Geschw.-Zahlm.: Mar.-Zahlm. Koepke I Geschw.-Pfarrer: Mar.-Psarrer Wangemann |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Oldekop Erster Offiz.: Korv.-Kapt. da Fonseca-Wollheim Kapt.-Lieut. Friedrich Kapt.-Lieut. Franz Kapt.-Lieut. Ruetz Lieut. z. S. Josephi Lieut. z. S. Nickel Lieut. z. S. Henkel Unt.-Lieut. z. S. v. Ammon Unt.-Lieut. z. S. Senner Unt.-Lieut. z. S. Müller Unt.-Lieut. z. S. Jantzen II Unt.-Lieut. z. S. Hollweg Unt.-Lieut. z. S. Ehrhardt Seekadett Rösing Seekadett v. Bülow I Seekadett v. Egidy Seekadett Vollerthun Seekadett Graßhoff Seekadett Michelsen Seekadett Kranzbühler Seekadett v. Kameke I Seekadett Tägert I Seekadett Frhr. v. d. Goltz Seekadett Behncke Seekadett Löhlein Seekadett v. Natzmer Seekadett v. Restorff Seekadett Fischer I Seekadett Haun Seekadett Memminger Seekadett Bach I Seekadett Runge Seekadett Bronsart v. Schellendorff Sek.-Lieut. v. I. Seebat. Hübsch Masch.-Jng. Franke Stabs-Arzt Weinheimer Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. v. Schab Mar.-Zahlm. Kasper |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Reiche Erster Offiz.: Korv.-Kapt. da Fonseca-Wollheim Kapt.-Lieut. Friedrich Kapt.-Lieut. Vaschett I Kapt.-Lieut. Nueß Lieut. z. S. Josephi Lieut. z. S. v. Dambrowski Lieut. z. S. Nickel Lieut. z. S. Henkel Unt.-Lieut. z. S. Herzog Friedrich Wilhelm von Wecklenburg-Schwerin H. Unt.-Lieut. z. S. Janßen II Unt.-Lieut. z. S. Redlich Unt.-Lieut. z. S. Hering Unt.-Lieut. z. S. Thorbecke Unt.-Lieut. z. S. Vles Seekadett thor Straten Seekadett Rösing Seekadett v. Egidy Seekadett Graßhoff Seekadett Kranzbühler Seekadett Tägert I Seekadett Behncke Seekadett v. Naßmer Seekadett Fischer I Seekadett Memminger Seekadett Runge Prem.-Lieut. vom II. Seebat. Frhr. v. Ende Masch.-Ing. Franke Stabs-Arzt Dr. Dippe Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. v. Schah Mar.-Unt.-Zahlm. Kasper |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Frhr. v. Bodenhausen Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Rosendahl Kapt.-Lieut. Schröder Kapt.-Lieut. Sommerwerck Kapt.-Lieut. Klincksieck Lieut. z. S. Kinderling Lieut. z. S. v. Koppelow Lieut. z. S. Schmidt II Unt.-Lieut. z. S. Meyer II Unt.-Lieut. z. S. Petruschky Unt.-Lieut. z. S. v. Zachmann Unt.-Lieut. z. S. v. Grumbkow Unt.-Lieut. z. S. Ahlert Unt.-Lieut. z. S. Wedding Seekadett Michaelis Seekadett Zenker Seekadett Saxer Seekadett Tägert II Seekadett Butterlin Seekadett Fraustaedter Seekadett Reclam Seekadett Most Seekadett Frommann Seekadett Bartels Seekadett Siewert Seekadett v. Hahnke Seekadett Jaeger Seekadett Mörsberger Seekadett v. Kameke II Seekadett Lindes Seekadett- v. Zelberschwecht-Laszewski Seekadett . Donner Seekadett Möllermann Seekadett Fischer II Seekadett Schlicht Seekadett Ackermann Seekadett Braun Sek.-Lieut. v. I. Seebat. Funck Masch.-Ing. Bräunig Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Wendt (s. Geschwaderstab) Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Huber Mar.-Unt.-Zahlm. Wolschke Uebungsgeschwader Geschwaderstab Geschw.-Chef: Kontre-Adm. Schröder Flagg-Lieut.: Kapt.-Lieut. Kalau v.Hofe Geschw.-Masch.-Ing.: Masch.-Ob.-Ing. Aßmann Geschw.-Arzt: Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Wendt Geschw.-Audit.: Stat.-Audit. Fielitz Geschw.-Zahlm.: Mar.-Zahlm. Koepke I Geschw.-Pfarrer: Mar.-Pfarrer Wangemann |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Frhr. von Bodenhausen Erster Offiz.: Korv.-Kapt. v. Rosen Kapt.-Lieut. Schröder Kapt.-Lieut. Sommerwerck Lieut. z. S. Kinderling Lieut. z. S. v. Koppelow Lieut. z. S. Schmidt II Unt.-Lieut. z. S. Petruschky Unt.-Lieut. z. S. v. Mantey Unt.-Lieut. z. S. Pieper Unt.-Lieut. z. S. Gr. v. Saurma-Jeltsch Unt.-Lieut. z. S. Küsel Unt.-Lieut. z. S. Schlemmer Seekadett Michaelis Seekadett Zenker Seekadett Saxer Seekadett Most Seekadett Trommann Seekadett Bartels Seekadett v. Hahnke Seekadett Jaeger Seekadett Mörsberger Seekadett v. Kameke II Seekadett Donner Seekadett Tischler II Seekadett Braun Prem.-Lieut. v. I. Seebat. Ludendorff Masch.-Ing. Hollaender (s. Geschwaderstab) Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Wendt (s. Geschwaderstab) Assist.-Arzt 2. Kl. Huber Mar.-Zahlm. Baetge (s. Geschwaderstab) Uebungsgeschwader Geschwaderstab Geschw.-Chef: Kontre-Adm. Schröder Flagglieut.: Kapt.-Lieut. Kalau v. Hofe Geschw.-Ing.: Masch.-Ing. Hollaender Geschw.-Arzt: Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Wendt Geschw.-Zahlm.: Mar.-Zahlm. Baetge Geschw.-Pfarrer: Mar.-Pfarrer Wangemann |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Reiche Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Maschke Kapt.-Lieut. Zachmann Kapt.-Lieut. Paschen Lieut. z. S. Mandt Lieut. z. S. Prowe Lieut. z. S. v. Dambrowski Lieut. z. S. van Nießen Lieut. z. S. Brüll Unt.-Lieut. z. S. Herzog Friedrich Wilhelm von Wecklenburg-Schwerin H. Unt.-Lieut. z. S. Evert Unt.-Lieut. z. S. Philipp Unt.-Lieut. z. S. Boedicker Unt.-Lieut. z. S. Meyer IV Unt.-Lieut. z. S. Engels Seekadett Rösing Seekadett v. Bülow Seekadett v. Egidy Seekadett Vollerthun Seekadett Graßhoff Seekadett Michelsen Seekadett Kranzbühler Seekadett v. Kameke I Seekadett Tägert I Seekadett Schmaltz Seekadett Behncke Seekadett Löhlein Seekadett v. Naßmer Seekadett v. Restorff Seekadett Fischer I Seekadett Haun Seekadett Memminger Seekadett Bach I Seekadett Wachtel Seekadett v. Koschembahr Seekadett Runge Prem.-Lieut. vom II. Seebat. Frhr. v. Wangenheim Masch.-Ing. Franke Stabs-Arzt Dr. Dippe Assist.-Arzt 2. Kl. Ahlemann Mar.-Unt.-Zahlm. Kasper |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Hoffmann Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Rüdiger Kapt.-Lieut. du Bois Kapt.-Lieut. v. Bunsen Lieut. z. S. Sommerwerck Lieut. z. S. Rampold Lieut. z. S. v. Koppelow Lieut. z. S. Musculus Unt.-Lieut. z. S. Kröncke Unt.-Lieut. z. S. Gudewill Unt.-Lieut. z. S. Engelhardt I Unt.-Lieut. z. S. Meurer II Unt.-Lieut. z. S. v. Manteuffel Seekadett Siegmund Seekadett Frhr. v. Diepenbroick-Grüter Seekadett Karpf Seekadett Schröder Seekadett Redlich Seekadett Eitner Seekadett Jacobi Seekadett Keller Seekadett Lübbert Seekadett Goette II Seekadett Gr. v. Saurma-Zeltsch Seekadett Keyl Seekadett v. Obernitz Seekadett thor Straten Seekadett Vles Seekadett Schlemmer Seekadett Credner Seekadett Zannsen Prem.-Lieut. v.I.Seebat. Gr.v.Herzberq Masch.-Ing. Ehrenkönig Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Globig (s. Geschwaderstab) Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Uthemann Mar.-Zahlm. Baetge (s. Geschwaderstab) Mar.-Pfarrer Runze (s. Geschwaderstab) Uebungsgeschwader Geschwaderstab Geschw.-Chef: Kontre-Adm. Hollmann Flagglieut.: Kapt.-Lieut. Gercke Geschw.-Arzt: Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Globig Geschw.-Zahlm.: Mar.-Zahlm. Baetge Geschw.-Pfarrer: Mar.-Pfarrer Runze |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Hoffmann Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Burich Kapt.-Lieut. v. Haeseler Kapt.-Lieut. Hobein Lieut. z. S. v. Möller I Lieut. z. S. Deubel Lieut. z. S. Prowe Lieut. z. S. Musculus Unt.-Lieut. z. S. v. Kühlwetter Unt.-Lieut. z. S. Scheidt Unt.-Lieut. z. S. Gudewill Unt.-Lieut. z. S. Meyer V Unt.-Lieut. z. S. v. Zachmann Unt.-Lieut. z. S. Engelhardt Masch.-Ing. Ehrenkönig Masch.-Unt.-Ing. Buschmann (Lehrer i. Elektrotechnik) Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Frentzel-Beyme Mar.-Unt.-Zahlm. Hoffmann |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Hoffmann Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Hornung Kapt.-Lieut. Follenius Kapt.-Lieut. Hobein Lieut. z. S. Hoepner Lieut. z. S. v. Möller I Lieut. z. S. Jacobs Lieut. z. S. Musculus Unt.-Lieut. z. S. v. Kühlwetter Prem.-Lieut. i. Seebat. v. Etzel Masch.-Ing. Ehrenkönig Stabs-Arzt Dr. Brunhoff Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Frentzel-Beyme Mar.-Unt.-Zahlm Hoffmann |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Heusner 1. Offiz.: Korvkapt. Büchsel Kaptlt. Burich Kaptlt. v. Kries Kaptlt. Bethge Kaptlt. Fuchs Lt. z. S. Köllner Lt. z. S. Becker I Lt. z. S. Heyn Untlt. z. S. d. Seew. Mählmann Untlt. z. S. Gerdes Untlt. z. S. Dunbar Untlt. z. S. Lans Untlt. z. S. Gr. v. Spee Kadett Behm Kadett Heuschmann Kadett Berninghaus Kadett Friese Kadett Moog Kadett Gr. v. Platen zu Hallermund Kadett Nieten Seklt. v. Seebat. Glahn Stabsarzt Dr. Bugge Assistenzarzt 2. Kl. Dr. Krause Maschinening. Ballerstaedt Maschinenuntering. Podewils Untzahlm. Korte |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Schröder 1. Offiz.: Korvkapt. Schwarzlose Kaptlt. Wilm Kaptlt. Lavaud Kaptlt. Schneider Kaptlt. Credner (siehe Geschwstab) Kaptlt. Rosendahl Lt. z. S. Truppel Lt. z. S. Schönfelder I Untlt. z. S. v. Dambrowski Untlt. z. S. Kinderling Untlt. z. S. Miessner Untlt. z. S. v. Koppelow Untlt. z. S. v. Mittelstaedt Kadett Hintze Kadett v. Born Kadett Polis Kadett Funke Kadett Fromm Kadett Reche Kadett Gaedeke Kadett Hennings Kadett Kirchhoff Kadett Grüttner Kadett Mirre Seklt. v. Seebat. Geissler Oberstabsarzt 2. Kl. Dr. Klefeker (siehe Geschwstab) Assistenzarzt 2. Kl. Dr. Nocht Maschinening. Gebhardtsbauer Maschinenuntering. Roeske Zahlm. Dregler (siehe Geschwstab) |
![]() |
Comdt.: Capt. z. S. Kinderling 1. Offiz.: Corv.-Capt. Ditmar Capt.-Lieut. Frhr. v. Hollen Capt.-Lieut. Mensing II Capt.-Lieut. Frhr. v. Rössing Lieut. z. S. Böters Lieut. z. S. Frhr. v. Bodenhausen Lieut. z. S. Maschke Lieut. z. S. d. Seew. v. Rentzell Unt.-Lieut. z. S. da Fonseca - Wollheim Unt.-Lieut. z. S. Ascher Unt.-Lieut. z. S. Rosendahl Unt.-Lieut. z. S. Dietert Unt.-Lieut. z. S. Stiege Unt.-Lieut. z. S. Jäckel Unt.-Lieut. z. S. Hüpeden See-Cadet Graf v. Bernstorff See-Cadet Oesterreich See-Cadet Brüssow See-Cadet Sonntag See-Cadet Klincksieck Pr.-Lieut. Sorsche d. Seebat., Detachementsführer M.-Ob.-Stabs-Arzt Dr. Bäuerlein M.-Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Pieper M.-Masch.-Unt.-Ing. Gebhardtsbauer M.-Zahlm. Dombrowsky |