ОглавлениеКрейсера → Лёгкие типа "Wiesbaden"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые крейсера (с броневым поясом) (Kleinerkreuzer) типа

 Wiesbaden 


Германия, 1915 г. 2 ед. (проект 1912 г.)

 

*
Wiesbaden
*
Frankfurt
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Wiesbaden <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 357, "Ersatz Gefion" 1913 1.06.1916 в 2:45 потоплен артиллерией британских кораблей в Ютландском сражении (57°01'N/05°53'O), 589 убитых.
30.11.1915
23.08.1915
2 Frankfurt <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 40, "Ersatz Hela" 1913 26.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 при попытке затопления отбуксирован британцами на мель, 07.1919 передан США, 18.07.1921 в 18:25 потоплен бомбардировщиками как мишень у мыса Генри.
20.03.1915
20.08.1915
ТТХ
Водоизмещение нормальное 5180 т
полное 6601 т
регистровое 4001 брт., 1331 нрт.
Размерения длина ВЛ 141,7 м
полная 145,3 м
ширина корпус 13,9 м
осадка носом 5,76 м
кормой 6,06 м
1 см осадки = 14,83 т. водоизмещения
высота борта на миделе 8,62 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,5 м
4 МО 2 ВМ ТЗА
4 КО 12 ВМ ПК (10 угольных, 2х2 нефтяных, 24 (20+4) топок, 16 атм, 5560 м²)
проектная мощность 31000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 27,5 уз.
испытания не проводились
запас топлива 350/1280 т. угля + 150/470 т. нефти
дальность плавания на 12 уз. 4800 миль
на 25 уз. 1200 миль
Экипаж штат 474 чел. (17 офицеров, 457 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-каркасной схеме, 17 отсеков, двойное дно на 47%.
электроснабжение "Wiesbaden": 2 турбо-генератора, 2 дизель-генератора, 300 кВт, 220 В.
"Frankfurt": 2 турбо-генератора, 240 кВт, 220 В.
управление 1 нормальный крейсерский руль
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент ?
цена ?
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
пояс 0-60-18 мм (от кормы в нос)
палуба 20-40-20 мм/скосы 60-40 мм
таранная переборка 40 мм
подачные трубы 20 мм
щиты орудий 50 мм
рубка 100 мм, крыша 20 мм
дальномер 30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
штат позже
8 - 150 мм/45 [1024 снаряда], 17600 м
4 - 52 мм/44 2 - 88 мм/45 зенитки
4 ТА-500 мм (2 палубных, 2 бортовых подводных) [8 торпед]
120 мин
4 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА

Wiesbaden / Frankfurt

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Первые германские крейсера, оснащенные турбинами с зубчатой передачей. Дальнейшего развития машинная установка данных кораблей не получила из-за сложности и малой надежности. За исключением ЭУ, и связанным с этим некоторым увеличением размеров, полностью повторяли предшественников типа "Graudenz" - те же котлы, то же бронирование, тот же проектный состав вооружения.

Опыт начала войны показал слабость 105-мм скорострелок, прекрасных орудий, но вряд ли подходящими для сражений с так же добротно одетыми в броню английскими крейсерами типа "С". Было решено усилить артиллерию собственных кораблей, поэтому уже в ходе достройки "Wiesbaden" и "Frankfurt" получили по восемь тяжёлых 150-мм пушек, не считая пары 88-мм зениток. На первый взгляд они вроде бы вдвое превышали по мощи своих соперников (первые корабли типа "С" даже после модернизации несли в лучшем случае только четыре шестидюймовки), но фактически преимущество являлось далеко не столь значительным. Англичане могли выставить в бортовом залпе все свои орудия, тогда как на "висбаденах" одновременно на борт стреляли только пять пушек из восьми. Впрочем, на корабле водоизмещением чуть больше 5000 т одиночные установки в таком количестве едва ли было возможно разместить более удачным образом.

Несмотря на явную нехватку современных крейсеров, с постройкой "Wiesbaden" и "Frankfurt" уже не слишком торопились: приоритет отдавался другим классам боевых судов, представлявшимся тогда более насущно необходимыми. Всё же осенью 1915 года они вступили в строй и успели поучаствовать в главном морском сражении войны — Ютланде.

В целом же, крейсера были хорошими мореходными кораблями с вполне удовлетворительной маневренностью и поворотливостью. Они хорошо вели себя в плохую погоду, имели слабую и мягкую качку, но при волнении и большой зыби теряли в скорости почти 60%, а из-за высокого надводного борта в сильный ветер достаточно заметно уваливались на подветренный борт и сильно дрейфовали. Поперечная метацентрическая высота 0,79 м, продольная - 229 м. Максимальная остойчивость при крене в 58°. Угол поворота руля 40°.

Схема окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
На "Breslau" при службе в Турецком флоте трубы были окрашены в очень светлый оттенок серого.
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Отличия и изменения

На "Frankfurt" передняя и средняя труба были круглые, задняя овальная, на "Wiesbaden" круглой была только передняя дымовая труба. Паропроводные трубы у всех дымовых труб были как на "Regensburg". На "Wiesbaden" все трубы имели кожух до половины высоты, на "Frankfurt" средняя, круглая дымовая труба была облицована до верхнего края, иногда для обмана был нарисован козырёк. Позже на фок-мачте "Frankfurt" в 6 м под салингом появилось "воронье гнездо". На "Wiesbaden" по 2 прожектора на каждой мачте устанавливались на общей площадке, на "Frankfurt" - на отдельных площадках друг над другом. Позже на "Wiesbaden" передние прожектора перенесли на специальный мостик за фок-мачтой.

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign

 

 

 

СЛУЖБА

 

S.M.S. Wiesbaden

 

"Ersatz Gefion", строит. № 357, заложен верфью "Vulcan-Werke Hamburg und Stettin AG" в Штеттине в 1913, как замена старого крейсера Gefion (1894), спущен 30 января 1915 и получил имя "Wiesbaden", введен в ВМС Германии 23 августа 1915 (по другим данным 1 сентября).

После боевой подготовки в Балтийском море с 23 октября по 1 декабря, корабль вошёл в состав II разведывательной группы. Начиная с декабря 1915 "Wiesbaden" нёс дозоры в Северном море и принимал участие в минно-заградительных операциях. 16-18 декабря 1915 с другими кораблями II разведывательной группы прикрывал операцию трёх флотилий миноносцев. 5-6 и 25-26 марта участвовал в операциях в Северном море (набег на восточное побережье Великобритании в районе Хуфдена и выход до линии Зильт-Амрумбанк на перехват британских Гарвичских сил). 31 марта - 1 апреля 1916 выходил в Северное море на помощь потерпевшему аварию дирижаблю "L-13". 21-22 апреля участвовал в операции у Хорнс-рифа, 24-25 апреля - в набеге на Лоустофт и Ярмут. 3 мая безуспешно пытался спасти дирижабль L-20.

31 мая 1916 "Wiesbaden" в составе II разведывательной группы принял участие в Ютландском сражении. Уже в начале битвы корабль получил прямое попадание в машинное отделение и остался без управления. В ходе битвы он оказался между линиями линкоров и постоянно был под обстрелом британских кораблей. Позже он получил попадание торпеды в корму. При этом корабль показал удивительную стойкость и затонул только 1 июня 1916 около 2.45, почти со всем экипажем, 22 матроса смогли спастись на 3 плотах, но только старший кочегар Гюго Сенне через 2 дня единственный остался в живых и был снят норвежским пароходом "Willy". 589 членов экипажа погибли. Среди них находился также немецкий поэт Иоганн Кинау, известный как Горх Фок.

Гибель германского крейсера "Wiesbaden" 1 июня 1916 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою".)

 

"Wiesbaden" из состава второй германской разведывательной группы, шел в колонне вторым и по вступлении в бой находился под обстрелом нескольких английских кораблей различных классов.

Первым нанес ему существенные повреждения "Defence" (4 - 234-мм орудия), когда в 17 часов 05 минут он накрыл его вторым залпом; далее попадания следовали одно за другим. Снаряды, попавшие в машинное отделение, вывели из, строя обе турбины, и корабль остался без движения. Кроме того, на корабле начался пожар.

Около 17 часов 36 минут английский крейсер "Chester" приблизился к "Wiesbaden" на 30 каб., но был отогнан огнем артиллерии кораблей второй германской разведывательной группы, которые находились в этом районе.

Звуки артиллерийской стрельбы привлекли внимание третьей эскадры английских линейных кораблей (305-мм орудия), которые через некоторое время с дистанции 53 каб. открыли по "Wiesbaden" оживленный огонь; в результате пострадавшему кораблю пришлось зажечь дымовые коробки, чтобы укрыться за дымовой завесой.

Около 18 часов 50 минут эскадренный миноносец "Onslow" (3-102-мм орудия) вел бой с "Wiesbaden" на дистанции 10-20 каб., выпустив в него до 50 снарядов; он же выпустил в "Wiesbaden" и одну торпеду, которая попала в район носовой боевой рубки.

Несмотря на сильные артиллерийские повреждения, пожары и торпедную пробоину, "Wiesbaden" оставался на плаву и временами развивал интенсивный огонь в ответ противнику.

В 18 часов 54 минуты у "Wiesbaden" была сорвана носовая таранная переборка до ватерлинии. Примерно, в это же время упали за борт две дымовые трубы.

Пламя распространялось по кораблю по всем направлениям, спускаясь к воде, но, достигая ватерлинии, оно тухло. К 19 часам, получив много попаданий (сколько, неизвестно). "Wiesbaden" был окончательно разбит, и командующий Флотом Открытого моря послал на помощь ему 3-4 миноносца с тем, чтобы снять команду, но выполнение этого намерения не состоялось, так как англичане отогнали миноносцы артиллерийским огнем.

Корабль держался на плаву (по английским сведениям) до 19 часов, а затем он медленно лег на борт и затонул. Погибло 589 человек экипажа, спасся только один кочегар.

Итоги. За 1 час 55 минут боя "Wiesbaden" получил много попаданий полубронебойными и фугасными снарядами различных калибров (305, 234 и 102-мм), которые привели его к гибели.

Положение его сделалось тяжелым после попаданий 234-мм снарядов "Defence" в турбины, когда он лишился хода и стал неподвижной мишенью, постепенно превращаясь в развалины. В конце концов, он был весь охвачен огнем, распространившимся по всем направлениям. Из экипажа спасся один человек.

 

 

Обломки были найдены водолазами военно-морских сил ФРГ в 1983 на глубине 52 м. Кусок волнолома был поднят морскими водолазами Немецкого морского флота в рамках упражнения погружения и подарен музею Куксхафена. В конце июня 2011 обломки снова были обследованы группой немецких водолазов. При этом было установлено, что отсутствуют оба винта крейсера. Предполагают, что они были подняты ещё до 1983. По последним данным запланировано поднять части корабля и выставить в Международном Морском музее Гамбурга в память о последней морской битве.

до 1.06.1916 фрегаттен-капитан Reiss

 

 

S.M.S. Frankfurt

 

"Ersatz Hela", строит. № 40, заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Киле в январе 1913, как замена старого крейсера "Hela" (1896), спущен 20 марта 1915 и получил имя "Frankfurt", введен в ВМС Германии 20 августа 1915. После окончания испытаний 12 октября 1915 вошёл в состав II разведывательной группы, но до 3 декабря продолжал учения на Балтике.

4 декабря отправился в Северное море и 16-18 декабря с другими кораблями II разведывательной группы прикрывал операцию трёх флотилий миноносцев. В марте-апреле 1916 участвовал в операциях флота (5-6 марта - набег на восточное побережье Великобритании в районе Хуфдена, 24-26 марта - выход до линии Зильт-Амрумбанк на перехват британских Гарвичских сил, 2-3 апреля - поход западнее Хорнс-Рифа, 21-22 апреля - поход к Хорнс-Рифу), при этом 21 апреля был безрезультатно атакован британской ПЛ. 24 апреля во время прикрытия линейных крейсеров в ходе обстрела Ярмута потопил британский вооруженный патрульный пароход.

Во время Ютландской битвы он был флагманским кораблем II разведывательной группы под руководством контр-адмирала Фридриха Бэдикера. В ходе боя получил несколько попаданий.

С 4 июня по 7 июля 1916 крейсер прошёл ремонт в Киле. 18-19 августа "Frankfurt" прикрывал операцию флота (поход для обстрела Сандерленда), 25-26 сентября поддерживал рейд миноносцев на перехват конвоев у банки Терсхеллинг, 27 ноября участвовал в выходе для оказания помощи дирижаблю "L-22", весной 1917 нёс дозоры в Северном море и проводил учения на Балтике.

С 29 мая по 18 июня 1917 крейсер прошёл ремонт в Вильгельмсхафене, после чего продолжил патрулирование в Северном море, где прикрывал тральщики. 16 августа 1917 во время подобной операции, которую прикрывали "Frankfurt", "Karlsruhe"  и три миноносца, в 12:55, на одном из тральщиков заметили приближающуюся британскую эскадру из трех легких крейсеров и шестнадцати эсминцев. Тральщики под покрытием дымовых завес ушли на юг, после чего британцы прервали нападение. "Frankfurt" и остальная часть эскорта не успели прибыть на помощь и командующий операцией был впоследствии отстранён от командования.

С 3 по 22 сентября корабль проводил учения на Балтике, а с 23 сентября по 27 октября 1917 принимал участие в занятии Балтийских островов (операция Oesel).

Затем он вернулся в Северное море и 2-3 ноября провёл разведку в Германской бухте. 16-17 ноября 1917 во время очередной разведки крейсер принял участие во втором бою при Гельголанде. Он получил несколько попаданий и потерял 6 человек убитыми и 18 ранеными, после чего до 17 декабря ремонтировался в Киле.

По окончании ремонта с 21 января по 10 февраля 1918 крейсер проходил боевую подготовку на Балтике. 10-13 марта участвовал в борьбе с судоходством у Ютланда, а 10-13 мая в минной постановке.

12 августа 1918 корабль передали IV разведывательной группе, где он сменил "Brummer", и перевели в Балтийское море для участия в занятии Кронштадта и Санкт-Петербурга (операция Schlußstein), но уже через 5 дней "Frankfurt" был заменён на "Regensburg" и вернулся в Северное море. После ремонта повреждений фундаментов турбин в Вильгельмсхафене с 30 сентября по 8 октября, крейсер снова перешёл в Балтийское море. 21 октября 1918 во время учений он случайно протаранил и потопил подводную лодку "UB 89".

После окончания войны 26 ноября 1918 корабль был интернирован в Скапа-Флоу. Его якорная стоянка находилась на севере залива, у побережья острова Майнлэнд.

Когда 21 июня 1919 поступил приказ затопить корабль, на "Frankfurt" также открыли кингстоны, но британцам удалось предотвратить затопление, посадив корабль на мель.

       
08.1915 - 11.1916 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Thilo von Trotha
11.1916 - 09.1917 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Fritz Rebensburg
09.1917 - 08.1918 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Otto Seidensticker
08 - 11.1918 фрегаттен-капитан Alfred Lassen
11.1918 - 21.06.1919 капитан-лейтенант Hans Beesel

 

В июле 1919 крейсер подняли и летом 1921 передали по репарациям США. Он был временно введён в строй под своим именем для перехода в США, где после изучения конструкции 18 июля 1921 был потоплен у мыса Генри как мишень при испытании авиабомб.

                                                   

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                                                         

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Koehler, Herford
3 Gerhard Koop, Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903–1918, Bremen bis Cöln-Klasse. Band 12 aus Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine. Bernard & Graefe, München 2004
4 Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984
на английском
5 Campbell, John. Jutland: An Analysis of the Fighting. London: Conway Maritime Press, 1998.
6 Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985.
7 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1984.
8 Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1995.
9 Herwig, Holger. "Luxury" Fleet: The Imperial German Navy 1888–1918. Amherst, NY: Humanity Books, 1980
10 Miller, Roger G. Billy Mitchell: Stormy Petrel of the Air. Washington, DC: Office of Air Force History, 2009
11 Staff, Gary. Battle for the Baltic Islands. Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword Maritime, 2008
12 Tarrant, V. E. Jutland: The German Perspective. London, UK: Cassell Military Paperbacks, 1995.
13 Woodward, David. The Collapse of Power: Mutiny in the High Seas Fleet. London, UK: Cassell, 1918.
на русском
14 Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов.
15 Рейнхард Шеер. Германский флот в Мировую войну. М, 1940.
16 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
17 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
18 Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995.
19 Кофман В. - Прямые наследники по имени // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№6.
20 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 4.02.2018

 

 

Последнее обновление: 10.11.2017

 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1915-1919
Frankfurt
Тонущий "Frankfurt".
Frankfurt
"Frankfurt" под американским флагом.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Frankfurt
Модель "Frankfurt".
Frankfurt
Модель "Frankfurt".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Frankfurt
Модель "Frankfurt".
Frankfurt
Модель "Frankfurt".
Frankfurt
Модель "Frankfurt".
Frankfurt
Модель "Frankfurt".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Wiesbaden
Модель "Wiesbaden".
Frankfurt
"Frankfurt" тонет.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
"Frankfurt" в качестве мишени.
Frankfurt
Затопленный "Frankfurt" в Скапа-Флоа.
Frankfurt
Затопленный "Frankfurt" в Скапа-Флоа.
Frankfurt
Затопленный "Frankfurt" в Скапа-Флоа.
Frankfurt
"Frankfurt" в Скапа-Флоа.
Frankfurt
"Frankfurt" в Скапа-Флоа.
Frankfurt
"Frankfurt" в конце службы.
Frankfurt
"Frankfurt" во втором бою при Гельголанде 16-17 ноября 1917 г.
Frankfurt
"Frankfurt" в начале службы.
Frankfurt
"Frankfurt" в начале службы.
Франкфурт-на-Майне (нем. Frankfurt am Main) — часто называемый просто Франкфурт, крупнейший город земли Гессен и пятый по величине в Германии.
Wiesbaden
"Wiesbaden" в бою, рисунок.
Wiesbaden
"Wiesbaden", рисунок.
Wiesbaden
"Wiesbaden"
Wiesbaden
"Wiesbaden"
Wiesbaden
"Wiesbaden"
Wiesbaden
"Wiesbaden"
Висбаден (нем. Wiesbaden, лат. Aquae Mattiacae, Aquae Mattiacorum) — город в Германии, в составе прусской провинции Гессен-Нассау, второй по величине город Гессена после Франкфурта, с пригородами почти слит с Франкфуртом. Название буквально означает "луговые ванны". Один из старейших курортов Европы.
Frankfurt
"Frankfurt"
Frankfurt
"Frankfurt" к концу войны.
Wiesbaden
"Wiesbaden" с переставленными прожекторами и поднятыми на полубак боковыми пушками (проект).
Wiesbaden
"Wiesbaden" в первоначальном виде.
Следующая страница - германские малые (лёгкие) крейсера-заградители типа "Brummer"
Следующая страница - германские малые (лёгкие) крейсера типа "Königsberg II"
Предыдущая страница - германские малые (лёгкие) крейсера типа "Pillau"