Оглавление → Крейсера → Лёгкие типа "Wiesbaden"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малые крейсера (с броневым поясом) (Kleinerkreuzer) типа
Германия, 1915 г. 2 ед. (проект 1912 г.) * Wiesbaden * Frankfurt *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Первые германские крейсера, оснащенные турбинами с зубчатой передачей. Дальнейшего развития машинная установка данных кораблей не получила из-за сложности и малой надежности. За исключением ЭУ, и связанным с этим некоторым увеличением размеров, полностью повторяли предшественников типа "Graudenz" - те же котлы, то же бронирование, тот же проектный состав вооружения. Опыт начала войны показал слабость 105-мм скорострелок, прекрасных орудий, но вряд ли подходящими для сражений с так же добротно одетыми в броню английскими крейсерами типа "С". Было решено усилить артиллерию собственных кораблей, поэтому уже в ходе достройки "Wiesbaden" и "Frankfurt" получили по восемь тяжёлых 150-мм пушек, не считая пары 88-мм зениток. На первый взгляд они вроде бы вдвое превышали по мощи своих соперников (первые корабли типа "С" даже после модернизации несли в лучшем случае только четыре шестидюймовки), но фактически преимущество являлось далеко не столь значительным. Англичане могли выставить в бортовом залпе все свои орудия, тогда как на "висбаденах" одновременно на борт стреляли только пять пушек из восьми. Впрочем, на корабле водоизмещением чуть больше 5000 т одиночные установки в таком количестве едва ли было возможно разместить более удачным образом. Несмотря на явную нехватку современных крейсеров, с постройкой "Wiesbaden" и "Frankfurt" уже не слишком торопились: приоритет отдавался другим классам боевых судов, представлявшимся тогда более насущно необходимыми. Всё же осенью 1915 года они вступили в строй и успели поучаствовать в главном морском сражении войны — Ютланде. В целом же, крейсера были хорошими мореходными кораблями с вполне удовлетворительной маневренностью и поворотливостью. Они хорошо вели себя в плохую погоду, имели слабую и мягкую качку, но при волнении и большой зыби теряли в скорости почти 60%, а из-за высокого надводного борта в сильный ветер достаточно заметно уваливались на подветренный борт и сильно дрейфовали. Поперечная метацентрическая высота 0,79 м, продольная - 229 м. Максимальная остойчивость при крене в 58°. Угол поворота руля 40°. Схема окраски: Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Отличия и изменения На "Frankfurt" передняя и средняя труба были круглые, задняя овальная, на "Wiesbaden" круглой была только передняя дымовая труба. Паропроводные трубы у всех дымовых труб были как на "Regensburg". На "Wiesbaden" все трубы имели кожух до половины высоты, на "Frankfurt" средняя, круглая дымовая труба была облицована до верхнего края, иногда для обмана был нарисован козырёк. Позже на фок-мачте "Frankfurt" в 6 м под салингом появилось "воронье гнездо". На "Wiesbaden" по 2 прожектора на каждой мачте устанавливались на общей площадке, на "Frankfurt" - на отдельных площадках друг над другом. Позже на "Wiesbaden" передние прожектора перенесли на специальный мостик за фок-мачтой.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
"Ersatz Gefion", строит. № 357, заложен верфью "Vulcan-Werke Hamburg und Stettin AG" в Штеттине в 1913, как замена старого крейсера Gefion (1894), спущен 30 января 1915 и получил имя "Wiesbaden", введен в ВМС Германии 23 августа 1915 (по другим данным 1 сентября). После боевой подготовки в Балтийском море с 23 октября по 1 декабря, корабль вошёл в состав II разведывательной группы. Начиная с декабря 1915 "Wiesbaden" нёс дозоры в Северном море и принимал участие в минно-заградительных операциях. 16-18 декабря 1915 с другими кораблями II разведывательной группы прикрывал операцию трёх флотилий миноносцев. 5-6 и 25-26 марта участвовал в операциях в Северном море (набег на восточное побережье Великобритании в районе Хуфдена и выход до линии Зильт-Амрумбанк на перехват британских Гарвичских сил). 31 марта - 1 апреля 1916 выходил в Северное море на помощь потерпевшему аварию дирижаблю "L-13". 21-22 апреля участвовал в операции у Хорнс-рифа, 24-25 апреля - в набеге на Лоустофт и Ярмут. 3 мая безуспешно пытался спасти дирижабль L-20. 31 мая 1916 "Wiesbaden" в составе II разведывательной группы принял участие в Ютландском сражении. Уже в начале битвы корабль получил прямое попадание в машинное отделение и остался без управления. В ходе битвы он оказался между линиями линкоров и постоянно был под обстрелом британских кораблей. Позже он получил попадание торпеды в корму. При этом корабль показал удивительную стойкость и затонул только 1 июня 1916 около 2.45, почти со всем экипажем, 22 матроса смогли спастись на 3 плотах, но только старший кочегар Гюго Сенне через 2 дня единственный остался в живых и был снят норвежским пароходом "Willy". 589 членов экипажа погибли. Среди них находился также немецкий поэт Иоганн Кинау, известный как Горх Фок. Гибель германского крейсера "Wiesbaden" 1 июня 1916 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою".)
"Wiesbaden" из состава второй германской разведывательной группы, шел в колонне вторым и по вступлении в бой находился под обстрелом нескольких английских кораблей различных классов. Первым нанес ему существенные повреждения "Defence" (4 - 234-мм орудия), когда в 17 часов 05 минут он накрыл его вторым залпом; далее попадания следовали одно за другим. Снаряды, попавшие в машинное отделение, вывели из, строя обе турбины, и корабль остался без движения. Кроме того, на корабле начался пожар. Около 17 часов 36 минут английский крейсер "Chester" приблизился к "Wiesbaden" на 30 каб., но был отогнан огнем артиллерии кораблей второй германской разведывательной группы, которые находились в этом районе. Звуки артиллерийской стрельбы привлекли внимание третьей эскадры английских линейных кораблей (305-мм орудия), которые через некоторое время с дистанции 53 каб. открыли по "Wiesbaden" оживленный огонь; в результате пострадавшему кораблю пришлось зажечь дымовые коробки, чтобы укрыться за дымовой завесой. Около 18 часов 50 минут эскадренный миноносец "Onslow" (3-102-мм орудия) вел бой с "Wiesbaden" на дистанции 10-20 каб., выпустив в него до 50 снарядов; он же выпустил в "Wiesbaden" и одну торпеду, которая попала в район носовой боевой рубки. Несмотря на сильные артиллерийские повреждения, пожары и торпедную пробоину, "Wiesbaden" оставался на плаву и временами развивал интенсивный огонь в ответ противнику. В 18 часов 54 минуты у "Wiesbaden" была сорвана носовая таранная переборка до ватерлинии. Примерно, в это же время упали за борт две дымовые трубы. Пламя распространялось по кораблю по всем направлениям, спускаясь к воде, но, достигая ватерлинии, оно тухло. К 19 часам, получив много попаданий (сколько, неизвестно). "Wiesbaden" был окончательно разбит, и командующий Флотом Открытого моря послал на помощь ему 3-4 миноносца с тем, чтобы снять команду, но выполнение этого намерения не состоялось, так как англичане отогнали миноносцы артиллерийским огнем. Корабль держался на плаву (по английским сведениям) до 19 часов, а затем он медленно лег на борт и затонул. Погибло 589 человек экипажа, спасся только один кочегар. Итоги. За 1 час 55 минут боя "Wiesbaden" получил много попаданий полубронебойными и фугасными снарядами различных калибров (305, 234 и 102-мм), которые привели его к гибели. Положение его сделалось тяжелым после попаданий 234-мм снарядов "Defence" в турбины, когда он лишился хода и стал неподвижной мишенью, постепенно превращаясь в развалины. В конце концов, он был весь охвачен огнем, распространившимся по всем направлениям. Из экипажа спасся один человек.
Обломки были найдены водолазами военно-морских сил ФРГ в 1983 на глубине 52 м. Кусок волнолома был поднят морскими водолазами Немецкого морского флота в рамках упражнения погружения и подарен музею Куксхафена. В конце июня 2011 обломки снова были обследованы группой немецких водолазов. При этом было установлено, что отсутствуют оба винта крейсера. Предполагают, что они были подняты ещё до 1983. По последним данным запланировано поднять части корабля и выставить в Международном Морском музее Гамбурга в память о последней морской битве.
"Ersatz Hela", строит. № 40, заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Киле в январе 1913, как замена старого крейсера "Hela" (1896), спущен 20 марта 1915 и получил имя "Frankfurt", введен в ВМС Германии 20 августа 1915. После окончания испытаний 12 октября 1915 вошёл в состав II разведывательной группы, но до 3 декабря продолжал учения на Балтике. 4 декабря отправился в Северное море и 16-18 декабря с другими кораблями II разведывательной группы прикрывал операцию трёх флотилий миноносцев. В марте-апреле 1916 участвовал в операциях флота (5-6 марта - набег на восточное побережье Великобритании в районе Хуфдена, 24-26 марта - выход до линии Зильт-Амрумбанк на перехват британских Гарвичских сил, 2-3 апреля - поход западнее Хорнс-Рифа, 21-22 апреля - поход к Хорнс-Рифу), при этом 21 апреля был безрезультатно атакован британской ПЛ. 24 апреля во время прикрытия линейных крейсеров в ходе обстрела Ярмута потопил британский вооруженный патрульный пароход. Во время Ютландской битвы он был флагманским кораблем II разведывательной группы под руководством контр-адмирала Фридриха Бэдикера. В ходе боя получил несколько попаданий. С 4 июня по 7 июля 1916 крейсер прошёл ремонт в Киле. 18-19 августа "Frankfurt" прикрывал операцию флота (поход для обстрела Сандерленда), 25-26 сентября поддерживал рейд миноносцев на перехват конвоев у банки Терсхеллинг, 27 ноября участвовал в выходе для оказания помощи дирижаблю "L-22", весной 1917 нёс дозоры в Северном море и проводил учения на Балтике. С 29 мая по 18 июня 1917 крейсер прошёл ремонт в Вильгельмсхафене, после чего продолжил патрулирование в Северном море, где прикрывал тральщики. 16 августа 1917 во время подобной операции, которую прикрывали "Frankfurt", "Karlsruhe" и три миноносца, в 12:55, на одном из тральщиков заметили приближающуюся британскую эскадру из трех легких крейсеров и шестнадцати эсминцев. Тральщики под покрытием дымовых завес ушли на юг, после чего британцы прервали нападение. "Frankfurt" и остальная часть эскорта не успели прибыть на помощь и командующий операцией был впоследствии отстранён от командования. С 3 по 22 сентября корабль проводил учения на Балтике, а с 23 сентября по 27 октября 1917 принимал участие в занятии Балтийских островов (операция Oesel). Затем он вернулся в Северное море и 2-3 ноября провёл разведку в Германской бухте. 16-17 ноября 1917 во время очередной разведки крейсер принял участие во втором бою при Гельголанде. Он получил несколько попаданий и потерял 6 человек убитыми и 18 ранеными, после чего до 17 декабря ремонтировался в Киле. По окончании ремонта с 21 января по 10 февраля 1918 крейсер проходил боевую подготовку на Балтике. 10-13 марта участвовал в борьбе с судоходством у Ютланда, а 10-13 мая в минной постановке. 12 августа 1918 корабль передали IV разведывательной группе, где он сменил "Brummer", и перевели в Балтийское море для участия в занятии Кронштадта и Санкт-Петербурга (операция Schlußstein), но уже через 5 дней "Frankfurt" был заменён на "Regensburg" и вернулся в Северное море. После ремонта повреждений фундаментов турбин в Вильгельмсхафене с 30 сентября по 8 октября, крейсер снова перешёл в Балтийское море. 21 октября 1918 во время учений он случайно протаранил и потопил подводную лодку "UB 89". После окончания войны 26 ноября 1918 корабль был интернирован в Скапа-Флоу. Его якорная стоянка находилась на севере залива, у побережья острова Майнлэнд. Когда 21 июня 1919 поступил приказ затопить корабль, на "Frankfurt" также открыли кингстоны, но британцам удалось предотвратить затопление, посадив корабль на мель.
В июле 1919 крейсер подняли и летом 1921 передали по репарациям США. Он был временно введён в строй под своим именем для перехода в США, где после изучения конструкции 18 июля 1921 был потоплен у мыса Генри как мишень при испытании авиабомб.
Последнее обновление: 10.11.2017 |