Проекты "флотских" крейсеров (Flottenkreuzer) типа
FK
Германия, не строились (проекты 1916 г.).
*
FK-1
*
FK-1a
*
FK-2
*
FK-3
*
FK-4
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
проект
год подписания
примечания
1
FK-1
1916
3000 т, 5-150 мм.
2
FK-1a
1916
4025 т, 5-150 мм + мины
3
FK-2
1916
4500 т, 5-150 мм
4
FK-3
1916
6000 т, 7-150 мм
5
FK-4
1916
7500 т, 8-150 мм
ТТХ
FK-1
FK-1a
FK-2
FK-3
FK-4
Водоизмещение
нормальное
3000 т
4025 т
4500 т
6000 т
7500 т
полное
3800 т
4850 т
5350 т
6900 т
8650 т
Размерения
длина
ВЛ
128,0 м
131,0 м
139,0 м
155,0 м
? м
полная
130,0 м
136,0 м
144,0 м
159,0 м
170,0 м
ширина
корпус
11,6 м
12,4 м
13,0 м
14,2 м
15,4 м
осадка
носом
4,9 м
? м
5,5 м
5,8 м
6,0 м
кормой
4,1 м
4,6 м
4,8 м
5,2 м
5,4 м
высота борта на миделе
7,85 м
? м
? м
? м
? м
Энергетическая установка
состав и тип
2/3/? вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 3,5 м
2 гребных винта
3 гребных винта
? гребных винта
2/3/? МО
2 ВМ ТУ
3 ВМ ТУ
? ВМ ТУ
5/6/7/? КО
5 ВМ ПК (нефтяные, 15 топок, 18 атм, ок. 8000 м²)
5х2 ВМ ПК (нефтяные)
6 ВМ ПК (нефтяные)
13 ВМ ПК (нефтяные)
15 ВМ ПК (6 угольных, 9 нефтяных)
мощность
проектная
35000 л.с.
? л.с.
46000 л.с.
55000 л.с.
60000 л.с.
форсированная
48000 л.с.
52000 л.с.
60000 л.с.
70000 л.с.
73000 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
30/32 уз.
33/? уз.
30/32 уз.
30/32 уз.
31/32 уз.
запас топлива
200/1000 т. нефти
300/1150 т. нефти
350/1200 т. нефти
500/1400 т. нефти
800 т. угля + 650/1000 т. нефти
дальность плавания
на 17 уз.
2800 миль
? миль
? миль
? миль
? миль
Экипаж
штат
356 чел. (15 офицеров, 341 матрос)
?
?
?
?
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по продольно-каркасной схеме
15 отсеков, двойное дно на 52%
двойное дно на 45-50%
электроснабжение
3 дизель-генератора, 300 кВт, 220 В.
?
?
?
управление
1 нормальный крейсерский руль
плавсредства
1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 2 катера, 1 ял.
?
?
?
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
FK-1, FK-1a
FK-2, FK-3
FK-4
пояс
0-40-18 мм (от кормы в нос)
0-50 мм (от кормы в нос)
60-0 мм (от кормы в нос)
палуба
30-50 мм/скосы 30 мм
20 мм
таранная переборка
30 мм
? мм
подачные трубы
20 мм
? мм
щиты орудий
50 мм
? мм
рубка
80 мм, крыша 20 мм
100 мм
дальномер
30 мм
? мм
ВООРУЖЕНИЕ
FK-1
FK-1a
FK-2
FK-3
FK-4
5 - 150 мм/45 [500/650 снарядов]
5 - 150 мм/45 [550 снарядов]
7 - 150 мм/45 [840 снарядов]
8 - 150 мм/45 [1040 снарядов]
2 - 88 мм/45 зенитки [200 снарядов]
3 - 88 мм/45 зенитки [300 снарядов]
4 ТА-600 мм (палубные) [8 торпед]
4 ТА-600 мм (палубные) [6 торпед]
---
100 мин
---
За крейсерами типа "Cöln II" должна была последовать постройка крейсеров, предназначенных для действия в составе эскадр. Всего было разработано 4 проекта.
Первый, в котором подчеркивалась роль разведчика и высокая скорость преобладала над боевой мощью, по просьбе кайзера Вильгельма II, основывался на новых британских крейсерах типа "С". Его вариант FK-1a отличался возможность принимать на борт мины, для чего увеличили ширину.
По мере того, как, в ходе процесса проектирования, флот добавлял новые требования к конструкции, размер проектируемых крейсеров увеличивался. Это привело к созданию проекта "FK 2". Длина увеличилась на 8 м, водоизмещение увеличилось на 500 т, количество труб выросло до 3, при этом вооружение, скорость и дальность плавания не изменились. Дымовые трубы располагались, как на "Pillau", но короткий бак и орудийные установки напоминали "Dresden".
В следующем проекте, FK 3, возрастающие требования привели к еще большему увеличению размеров, которые стали вдвое больше, чем у оригинальной конструкции и аналогичными, как у крейсеров типа "Cöln II". Вооружение было доведено до уровня модернизированных крейсеров (семь 15-см, как на типах "Straßburg" и "Graudenz"). Поскольку размер корабля увеличился, была необходима более мощная силовая установка, для чего был добавлен третий комплект турбин, а количество котлов было увеличено до тринадцати. "FK 3" с длинным баком был очень похож на "Cöln"
Окончательный проект, FK 4, был еще больше. Стандартное водоизмещение достигло 7500, длина - 170 м, в результате он должен был стать самым большим немецким лёгким крейсером. Вооружение снова было увеличено, теперь до стандарта типа "Cöln" (восемь 15-см орудий). Силовая установка была выполнена смешанной угольно-нефтяной.
В конечном счете, ни одна из этих конструкций никогда не строилась, как и другие проекты второй половины войны. Немецкое судостроение в тот период в значительной степени отказалось от строительства надводных военных кораблей и сосредоточилось на постройке подводных лодок.
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на английском
2
Herwig, Holger. "Luxury" Fleet: The Imperial German Navy 1888–1918. Amherst, NY: Humanity Books, 1980
3
Friedman, Norman. Naval Weapons of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 2011.
4
Weir, Gary. Building the Kaiser's Navy. Annapolis: Naval Institute Press, 1992.
на русском
5
Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий