Шлезвиг-Гольштейн, с 1848 г. 1 ед. (б. датская, 1833)
*
Elbe
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
имя
место постройки
в строю
примечания
1
Elbe
Верфь флота, Нихольм, Дания, стр. № 27
3.04.1848
б. датская военная шхуна Elben (спущена 9.11.1831), в 03.1848 досталась Шлезвиг-Гольштейну в Альтоне, 3.4.1848 зачислена как военная шхуна и учебный корабль для школы курсантов военно-морского училища в Киле, в 03.1851 возвращена датскому флоту, в 1858 списана, в 1866 слом.
ТТХ
Водоизмещение
140 т
Размерения
длина
КВЛ
23,9 м
полная
26,0 м
ширина
6,37 м
осадка
носом
2,27 м
кормой
2,74 м
высота борта
3,4 м
Энергетическая установка
паруса
шхуна, 474 м²
Ходовые данные
скорость
?
Экипаж
12 чел. + 28 кадетов
Дополнительные данные
корпус
дубовый, набор по поперечной схеме
управление
1 руль
плавсредства
1 лодка
ВООРУЖЕНИЕ
в 1848
8 - 12-фунтовых пушек
с 1950
6 - 12-фунтовых пушек
В апреле 1848 Киль был блокирован 26-пушечным датским корветом "Galathea". Капитан торгового судна "Arnis" Петер Гансен обещал захватить его, напав со шлюпок. В мае 1848 он был принят на морскую службу герцогств в звании "адмирала немецкого флота" и обогатил историю восстания одним из самых гротескных эпизодов. Нападение на "Galathea" потерпело неудачу, так как в намеченный им срок адмирал Гансен был совершенно пьян. Исход этого предприятия указал, что борьба за господство на море была слишком важной, что бы можно было предоставлять её авантюристам.
Потому, в конце июня 1848 временное правительство в Киле по предложению профессора Римского права в университете Кристиана Альбрехта поручило создать флотилию для защиты побережья и судоходства Йоханнесу Кристиансену. Сооружение флота началось с нуля. Только расположенный в Алтьоне датский вахтенный корабль "Elben" попал в руки Шлезвиг-Гольштейнцам в марте 1848.
Датская военная шхуна "Elben" (спущена 9.11.1831) в тот момент служила брандвахтой при зимней квартире датского флота в Алтьоне и оказалась единственным кораблём, который не смог уйти с началом восстания.
3 апреля 1848 "Elbe" была принята на службу как "боевая шхуна" но также использовалась и как учебный корабль для школы курсантов военно-морского училища в Киле. Её командир, Иоганн Доннер (1808 - 1873), стал первым главнокомандующим флотилии. Так как военных офицеров с морским опытом не было, обратились к капитанам и штурманам торгового судоходства. Команды набирались из торговых моряков.
В августе 1850 "Elbe" базировалась на базу флота в Киле в составе резервного формирования вместе со сторожевым судном"Löwe", вооружённым пароходом "Bonin" и канонерскими лодками №№ 3, 6, 7, 9, 10, 12, никаких боевых контактов с противником не имела.
В 03.1851 после поражения восстания шхуна была автоматически возвращена в состав датского флота, 1858 списана, и в 1866 сдана на слом.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2
Förderverein des Marinemuseums Dänholm e.V. (Hrsg.): Der Schoner “Stralsund” und die Anfänge der preußischen Marine. Schriftenreihe des Marinemuseums Dänholm, Heft 2, Stralsund 1992
3
Jann Markus Witt und Heiko Vosgerau (Hrsg.), Schleswig-Holstein von den Ursprüngen bis zur Gegenwart - Eine Landesgeschichte, Hamburg, 2002, Convent-Verlag
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 14.08.2020
Королевский флот Дании (Kongelige Danske Marine) 1831-1848, 1851-1858
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1848-1851