использовался как учебный корабль для кадетов, с 1900 плавучая мастерская, с 1901 штабной корабль флота, в 1902-1903 перестроен на <Kaiserl. Werft>, Киль, с 1906 портовое судно, 24.06.1911 исключён, плавказарма в Киле, с 1920 по 1921 плавказарма Морской артиллерийской школы, с 1.04.1923 Hulk C, в 1925 продан компании "Emil Retzlaff" в Штеттине, морской лихтер Nixe, в 1930 слом в Вевельсфлете.
23.07.1885
1.04.1886
ТТХ
Водоизмещение
нормальное
1781 т
полное
1982 т
регистровое
1451 брт, 1036 нрт.
Размерения
длина
ВЛ
54,35 м
полная
63,3 м
ширина
13,2 м
осадка
носом
5,52 м
кормой
6,36 м
высота борта
9,28 м
1 см осадки = 5,05 т. водоизмещения
Энергетическая установка
состав и тип
1 вал
1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 3,86 м
1 МО
1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения
1 КО
2 цилиндрических ПК, (4 топки, 5 атм., 240 м²)
мощность
проектная
700 л.с.
паруса
полный корабль, 1579 м², в 1903 сокращено.
Ходовые данные
скорость
проектная
9 уз.
на испытаниях
10,4 уз. при 724 л.с. / 88 об/мин.
запас топлива
105/125 т. угля
дальность плавания
на 8 уз.
1480 миль
на 10 уз.
1120 миль
Экипаж
штат
358 чел. (27 офицеров, 331 нижний чин)
с 1903
371 чел. (17 офицеров, 354 нижних чина, в т. ч. 125 юнг)
Дополнительные данные
корпус
железный с медной обшивкой днища на подкладке из жёлтой ели, набор по поперечной схеме, 9 отсеков.
Малый корвет строился для замены "Medusa", приблизительно аналогичный ему по размерам и вооружению. Как военный корабль уже при постройке безнадежно устарел. Он был задуман как учебное судно для гардемаринов и юнг с возможностью боевой учёбы.
Обладал плохой мореходностью (паруса мало спасали), при поворотах сильно заливало, хорошо вёл себя только в дрейфе. При волнении сильно терял ход, сильно уваливался под ветер, без опорного паруса (Stützsegel) всегда приходилось держать руль 5-10° в подветренную сторону.
Под конец службы получил 2 грузовых стрелы на грот-мачте, в дальнейшем нёс только по одной рее на фок- и грот-мачте. Кают-кампания доходила до грот-мачты.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.
белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.
чёрный
- корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски, позже полоса убрана, а надстройки перекрашены в белый.
S.M.S. Nixe
Корабль был заложен в 1883 г. на императорской верфи в Данциге для замены корвета "Medusa", но из за сокращений и перенесений выплат средств рейхстагом корпус был готов к спуску на воду только 23 июля 1885. При спуске корвет назвали "Nixe" (водяной, русалка).
Крейсер вступил в строй 1 апреля 1886, и с самого начала использовался как учебное судно гардемаринов. Уже 15 июня 1886 года он вышел в заграничный учебный поход на Карибы. По возвращении, с 6 по 28 августа 1887 года корвет был включен в состав манёвренной эскадры флота для манёвров на Балтике. С 17 сентября 1887 по 17 апреля 1888 года служил брандвахтой Морской станции Северного моря в Вильгельмсхафене, при этом экипажем был сокращён до 116 человек.
В апреле 1888 года снова началась учебная служба с короткими походами из Киля в Балтийское море. С 4 июня 1888 года по 9 сентября 1889 года "Nixe" выполнил заграничный учебный поход в Вест-Индию и Канаду, и 30 сентября 1889 года был поставлен на зиму на капитальный ремонт.
В апреле 1890 года снова начались обычные тренировочные выходы в Балтийское море, а 10 июня - дальний учёбный поход в Вест-Индию, Венесуэлу и Норфолк (Вирджиния). Корабль вернулся в Киль 25 августа 1891 года, и до 18 сентября участвовал в осенних маневрах флота, а 30 сентября 1891 года был выведен из кампании.
С 1 апреля 1892 года "Nixe" вернулась в строй и отправилась в учебный поход по Средиземному морю, который летом был прерван из-за вспышки эпидемии брюшного тифа на борту. В сентябре 1892 года корабль принял участи в маневрах флота, а 23 сентября 1892 года вышел в зимний поход в Вест-Индию.
Эта схема коротких тренировочных выходов с новыми курсантами весной, затем длительным походом за границу и (часто) участием в осенних маневрах, оставалась нормой в последующие годы. Исключением стал вывод из кампании в марте 1894 года для капитального ремонта, в ходе которого было модернизировано вооружение.
В последующие годы снова совершались длительные поездки в Карибское море, американское Восточное побережье и Западную Африку (1897/98) и Южную Америку (1898/99). Поход в Западную Африку (Камерун) длился с 21 августа 1897 года по 17 марта 1898 года и описан Р. фон Узларом в его книге "С SMS "Никсе" в Камеруне, 1897–1898". В 1899 году "Nixe" некоторое время патрулировала у Пуэрто-Кабелло для защиты граждан Германиии во время восстания Киприано Кастроса против президента Игнасио Андраде в Венесуэле, но в ноябре 1899 года её сменил крейсер-фрегат Stosch. По возвращении из этого похода, корабль вывели в резерв.
С 1900 - плавучая мастерская (Werkstattschiff), с 1901 плавучий штаб флота (Büroschiff der Flotte), с 1902 по 1903 отремонтирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле, с 1 ноября 1906 по май 1910 года - портовое судно (Hafenschiff), служебный корабль при штабе флота открытого моря.
Исключен 24 июня 1911 и использовался как плавучая казарма (Wohnhulk) в Киле, с 17 октября 1920 по 1921 - плавучая казарма при Морской артиллерийской школе в Киль-Вике, с 1 апреля 1923 назывался "Hulk C", продан Эмилю Ретцлаффу (Emil Retzlaff) в Штеттине и в 1925 переоборудован в морскую баржу (Seeleichter) "Nixe", выведен из эксплуатации и в 1930 разделан в Вевельсфлете.
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2
Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3
Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
4
Georg Wislicenus: Deutschlands Seemacht: sonst und jetzt. Grunow, Leipzig, 1896
на русском
5
Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 30.09.2019
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1925
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1886-1903
"Nixe"
Обложка книги В. Узлара "На SMS Nixe в Камерун"
Carl Saltzmann - "SMS Nixe у мыса Горн"
"Nixe"
"Stein" и "Nixe", 1899.
"Nixe"
"Nixe", 1887.
"Nixe", рисунок на открытке.
"Nixe", 1892.
Средиземноморская эскадра 1889 в Киле: "Blitz"-"Irene"-"Nixe"-"Louise"-"Niobe"-"Kaiser"-"Deutschland"
"Nixe", вышивка на ткани.
Никсы (нем. Nix/Nixe/Nyx/Nixen) — это русалки или водяные в средне- и северо-европейском фольклоре.
Никсы - в фольклоре германских народов фейри, которые стерегут водные пути (реки и ручьи) в Волшебную Страну пропускают тех, кого следует, а кого не следует - отгоняют. Могут быть мужского и женского пола Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях мелодию эльфийcкого короля, которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и заключают их в клетки.