
Прямое развитие типа "Blitz", появилась броневая палуба. Оказались неудачными. Имели плохую мореходность, сильную килевую и бортовую качку. Палубу очень сильно заливало. Манёвренность и устойчивость на курсе плохие. Потеря скорости на волне незначительная. Поперечная метацентрическая высота 0,465 м, продольная - 107 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 31°, нулевая - ок. 54°. На "Wacht" позже труба на 3 м выше.
Схемы окраски:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы |
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов |
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше |
деревянные части - лакированные с естественным цветом |
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий
- всё |
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения |
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
S.M.S. Wacht
Посыльное судно E (с 1899 малый крейсер) было заложено в августе 1886 на верфи "AG Weser" в Киле, 27 августа 1887 корабль был спущен на воду. Вице-адмирал Александр фон Монтс, тогда шеф военного порта Северного моря, окрестил новостройку именем "Wacht" (вахта, караул). Имя относится к военному вниманию и являлось одной из задач посыльного судна, которое применялось также как разведчик флота.
Весной 1888 корабль перешёл в Вильгельмсхафен, где было смонтировано вооружение. Новым на корабле было освещение всех трюмов 145 лампами накаливания, дополнительно дуговая лампа в 20.000 HK была установлена как прожектор на рубке управления.
"Wacht" был принят в эксплуатацию 9 августа 1888 и приступил к испытаниям. После их окончания 13 декабря корабль в течение зимы находился в резерве. 1 мая 1889 "Wacht" снова ввели в строй и провели испытания машин. Затем корабль с практической эскадрой принял участие в манёврах, во время которых 20 июня на корабле сломалась труба. Повреждения устранялись на Императорской верфи в Данциге. В начале августа "Wacht" принял участие в визите в Великобританию. Вместе с практической эскадрой, флагманским кораблём которой был "Kaiser", посыльное судно сопровождало императорскую чету в Афины, где состоялась свадьба принцессы Софии фон Пройссен с греческим наследным принцем Константином. После посещения Турции, а также захода в Триест 12 декабря, "Wacht" должен был зайти на военную верфь в Поле, чтобы произвести ремонт котла. 23 декабря корабль представлял Немецкую империю на параде в заливе Мульгз перед императором Францем Йозефом I. 29 января 1890 "Wacht" покинул Полу и через 3 дня у Мальты снова встретился с практической эскадрой. После того, как корабль 22 февраля вернулся в Вильгельмсхафен, 6 марта он был отправлен на капитальный ремонт. В ходе его орудия заменили на более современные.
"Wacht" снова вошёл в строй 6 октября 1891 и до конца февраля 1892 проводил испытания в Балтийском море. С 8 марта 1892 он принадлежал ко II дивизии практической эскадры и принимал участие в учениях. Они проводились вплоть до северной Норвегии. С 4 по 8 июня "Wacht" сопровождал яхту "Hohenzollern", на которой Вильгельм II ходил на встречу с русским царем Александром III. Посыльное судно снова было выведено из эксплуатации 12 октября.
Следующая активизация "Wacht" произошла 13 января 1893. До начала марта корабль служил как учебный для кочегаров и машинистов при дивизионе миноносцев в Киле. В середине апреля "Wacht" сопровождал из Свинемюнде в Киль введенную в эксплуатацию 8 апреля новую императорскую яхту "Hohenzollern", причем посыльное судно 15 апреля взяло на буксир потерпевший бедствие Фленсбургский пароход "Electra". 25 апреля 1893 в Киле была сформирована I флотилия миноносцев, лидером которой стал "Wacht". Флотилия под командой корветтен-капитана Густава Шмидта имела 12 миноносцев. Последовали учения с флотилией, а в начале июля с флотом в Северном море, с 20 августа по 23 сентября - осенние маневры в Северном и Балтийском море. После их окончания I флотилия миноносцев была расформирована. "Wacht" с 27 сентября сопровождал "Hohenzollern" на испытаниях, доходя до Швеции и Норвегии, и 11 октября был выведен из эксплуатации.
3 апреля 1894 "Wacht" снова ввели в эксплуатацию и придали II дивизии практической эскадры. С ней корабль предпринял походы в Норвегию и на Шетландские острова. Во время выхода из Киля 2 июля посыльное судно навалилось на броненосец "Deutschland" и должно было провести на 3 недели на Императорской верфи в Киле для ликвидации повреждений. Во время осенних маневров 1894 с 19 августа по 21 сентября "Wacht" входил во II дивизию I практической эскадры. Из за плохого состояния машин 8 декабря корабль был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене и отправлен на ремонт.
18 марта 1896 "Wacht" снова вошёл в строй в состав II дивизии I эскадры. До конца мая корабль принял участие в длительном походе в Норвегию и в Нидерланды. В июне и июле участвовал в объединённых учениях, с 9 августа по 15 сентября проводились осенние маневры флота. 5 сентября "Wacht" должен был их покинуть из за столкновения с миноносцем в Скагерраке, и до середины декабря стоял на ремонте в Киле. 4 мая 1897 "Wacht" был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене.
"Wacht" снова был введён в эксплуатацию 6 апреля 1899. В конце месяца корабль потерпел аварию винтов на волнах. В июле крейсер во время учений I эскадры и на манёврах флота в августе использовался как разведчик. 12 сентября у Корсёра случился взрыв котла, при котором погибли 4 матроса и ещё 5 были ранены. "Wacht" на буксире броненосца "Bayern" был доставлен в Киль, где крейсер прошёл временный ремонт. Наконец, 27 сентября корабль был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене.
Лишь 11 августа 1901 "Wacht" смог закончить ремонт и войти в строй. Через 6 дней он был включен в I Разведывательную группу и принял участие в проведенных вместе со II эскадрой учениях в Северном море.
"Wacht" также принял участие в начавшихся 31 августа 1901 осенних маневрах. 4 сентября к северу от Рюгена по пути в Гданьскую бухту "Hela" и "Wacht" получили приказ пересечь курс идущего в кильватерной колонне флота. Этот маневр обладающий плохой манёвренностью "Wacht" не смог выполнить. Корабль оказался непосредственно перед броненосцем "Sachsen" и был протаранен им в среднюю часть. Крейсер затонул в т. 54°41 N / 13°31 O, но, так как он тонул медленно, весь экипаж был спасён.
Позже были предприняты безуспешные попытки поднять корабль. Позже часть обломков подорвали, остальные лежали на глубине более 40 м и не представлял угрозы. Последний командир "Wacht", корветтен-капитан Гюго фон Коцхаусен, был оправдан военным судом 8 октября 1901. Этот приговор был подтвержден также апелляционным судом.
Для замены "Wacht" был заказан и в 1907 спущен на воду малый крейсер Stettin.
9.08 - 11.1888 |
корветтен-капитан |
Hirschberg |
?.11 - 13.12.1888 |
корветтен-капитан |
van Hofen |
1.05 - 09.1889 |
корветтен-капитан |
Burich |
09.1889 - 6.03.1890 |
корветтен-капитан |
Friedrich Graf von Baudissin |
6.10.1891 - 03.1892 |
корветтен-капитан |
Hermann da Fonseca-Wollheim |
03 - 09.1892 |
корветтен-капитан |
Ludwig Borckenhagen |
?.09 - 12.10.1892 |
капитан-лейтенант |
Obenheimer |
13.01 - 11.10.1893 |
капитан-лейтенант |
Alfred Ehrlich |
3.04 - 09.1894 |
корветтен-капитан |
Meuß |
?.09 - 8.12.1894 |
корветтен-капитан |
Eduard Holzhauer |
18.03 - 12.1896 |
корветтен-капитан |
Carl Friedrich |
01 - 02.1897 |
капитан-лейтенант |
Persius |
?.03 - 4.05.1897 |
корветтен-капитан |
Otto Mandt |
6.04 - 27.09.1899 |
капитан-лейтенант / корветтен-капитан |
von Oppeln-Bronikowski |
11.08 - 4.09.1901 |
корветтен-капитан |
Hugo von Cotzhausen |
|
S.M.S. Jagd
Посыльное судно (с 1899 малый крейсер), заказанное для замены Pommerania было заложено в августе 1887 на верфи "AG Weser" в Киле, 7 июля 1888 корабль был спущен на воду. Инспектор II морской инспекции, контр-адмирал Карл Август Дайнхард осуществил крестины новостройки на имя "Jagd" (Охота). В середине 1889 корабль был передан Императорскому морскому флоту.
"Jagd" был принят в эксплуатацию 25 июня 1889. Сначала проводились испытания, однако 6 августа они были прерваны и продолжились только с 15 апреля 1890. Всё это время корабль простоял в резерве. В конце июня испытания были закончены. Затем "Jagd" время от времени служил посыльным судном при императорской яхте "Hohenzollern". С 1 августа по 11 сентября был брандвахтенным судном военного порта Балтийского моря в Киле, затем участвовал в качестве наблюдателя в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890. 3 октября он был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене, после чего прошёл перевооружение на новые пушки.
21 апреля 1891 "Jagd" снова был введён в эксплуатацию и служил брандвахтенным судном в Вильгельмсхафене. Кроме того, он участвовал в походе вдоль побережья Северного моря и использовался как тендер яхты "Hohenzollern" в визитах в Амстердам и Норвегию. Во время осенних маневров "Jagd" служил репетичным судном. 5 октября он был выведен из эксплуатации.
Через год, 13 октября 1892, корабль снова вошёл в строй как брандвахтенное судно в Вильгельмсхафене. После окончания осенних маневров 1893 г., в которых "Jagd" принимал участие, посыльное судно снова вывели из эксплуатации 30 сентября 1893. В течение зимы 1893/94 на Императорской верфи в Вильгельмсхафене корабль получил более современную котельную установку.
Следующая реактивация произошла 8 марта 1895. Посыльное судно в конце апреля стало первым немецким военным кораблем, который прошёл каналом Кайзера Вильгельма c испытательными целями еще перед его официальным открытием. До очередного вывода со службы 19 декабря, "Jagd" принадлежал к практической эскадре.
18 марта 1896 корабль снова был введён в эксплуатацию и придан I эскадре. С ней посыльное судно посетило Нидерланды и Норвегию, а в августе-сентябре приняло участие в осенних манёврах флота. В течение зимы и всего 1897 года "Jagd" оставался в активном использовании. Только 8 марта 1898 этот самый длинный период эксплуатации посыльного судна закончился.
В последний раз "Jagd", теперь уже как малый крейсер, был введён в эксплуатацию 27 сентября 1899, чтобы заменить однотипный "Wacht" в I эскадре. Кратковременно с 14 октября по 23 ноября 1900 корабль применялся для спасательной службы в Северном море. После ремонта в начале 1901 с 28 января по 7 февраля 1901 "Jagd" принадлежал соединению, которое представляло Немецкую империю в Великобритании во время церемонии похорон королевы Виктории. В апреле крейсер принял участие в гидрографических работах на банке Адлер-Грунд, где 2 апреля сел на мель и сильно пострадал броненосец "Kaiser Friedrich III".
В середине июля при обследовании на Императорской верфи в Вильгельмсхафене было установлено, что конструктивное состояние "Jagd" больше не допускает использование корабля. Поэтому крейсер окончательно был выведен из эксплуатации 11 августа 1901.
3 мая 1904 "Jagd" стал портовым судном. Через 6 лет, 14 мая 1910 корабль был вычеркнут из списка военных кораблей. Затем он использовался как блокшив и пристрелочная станция для торпедного цеха во Фридрихсорте. В 1920 корабль был сдан на слом в Рюстрингене.
25.06 - 6.08.1889 |
корветтен-капитан |
Max Piraly |
15.04 - 3.10.1890 |
капитан-лейтенант |
Reinhold Jachmann |
21.04 - 5.10.1891 |
корветтен-капитан |
Hermann da Fonseca-Wollheim |
13.10.1892 - 04.1893 |
капитан-лейтенант |
Obenheimer |
?.04 - 30.09.1893 |
корветтен-капитан |
John Hermann |
8.03 - 09.1895 |
корветтен-капитан |
Eduard Holzhauer |
?.09 - 19.12.1895 |
корветтен-капитан |
Carl Friedrich |
18.03 - 09.1896 |
корветтен-капитан |
Guido von Usedom |
09.1896 - 09.1897 |
корветтен-капитан |
Hermann Lilie |
09.1897 - 8.03.1898 |
корветтен-капитан |
Fritz Sommerwerck |
27.09.1899 - 03.1901 |
корветтен-капитан |
von Oppeln-Bronikowski |
?.03 - 11.08.1901 |
корветтен-капитан |
Hugo von Cotzhausen |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Hildebrand J, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. |
на русском |
3 |
Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 20.07.2018
