Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосный фрегат (Schiff I. Ranges, Batterieschiff, Panzerfregatte)

 König Wilhelm 


Германия, 1869 г. 1 ед. (проект 1866-1867 гг.)

König Wilhelm 

*
König Wilhelm
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 König Wilhelm <Thames Iron Works>, Блэкуолл, Великобритания 1865 1878 - 1882 модернизирован на <Ks. Werft>  Вильгельмсхафен,  в 1895-1897 перестроен в большой крейсер на <Blohm&Voss> Гамбург, с 3.05.1904 - плавказарма, к 1.10.1907 перестроен в учебный блокшив на <Ks. Werft>  Вильгельмсхафен, в 1920 исключён, 4.01.1921 сдан на слом. Для его замены построен большой крейсер "Prinz Adalbert".
25.04.1868
20.02.1869
ТТХ
 
Водоизмещение официальное 9603 т
пустой 9574 т
нормальное 9757 т
полное 10591 - 10761 т
регистровое 5085 брт, 2822 нрт
Размерения длина МП 108,6 м
наибольшая 112,2 м
ширина ВЛ 17,8 м
полная 18,3 м
осадка носом 8,56 м после модернизации 1882: 8,18 м
кормой 8,12 м
1 см осадки = 16,5 т. водоизмещения
высота борта 12,94 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный винт, Ø 7 м.
1 МО 1 горизонтальная ПМ простого расширения "Maudslay" (2 цил.)
2 КО 8 коробчатых ПК "J. Perm & Sons"
с 1882: 8 коробчатых ПК "Kaiserliche Werft" Вильгельмсхафен (40 топок, 2 атм, 2098-2230 м²)
мощность номинальная 1150 л.с.
индикаторная 8000 л.с.
паруса полное корабельное вооружение, 2600 м², с 1882 - 1100 м², с 1897 - без парусов.
Ходовые данные скорость проектная 14 уз.
на испытаниях 14,7 уз. при 8440 л.с., 65,3 об/мин
запас топлива первоначальный 750 т угля
с 1882 г. 893 т угля
с 1896 г. 830-1030 т угля
дальность плавания первоначальная, на 10 уз. 1300 миль (10)
с 1882 г., на 10 уз. 1750 миль (10)
с 1896 г. на 10 уз. 2240 миль
на 14 уз. 1570 миль
Экипаж штат 730 чел. (36 офицеров, 694 матроса)
как флагман флота + штаб - 56 чел. (9 офицеров, 47 матросов)
с 1897 г. как крейсер 748 чел. (36 офицеров, 712 матросов)
как флагман + штаб - 68 чел. (11 офицеров, 57 матросов)
с 1907 г. (как учебное судно) 1158 чел. (38 офицеров, 1120 матросов и кадетов)
Дополнительные данные корпус железный, с набором по поперечно-продольной схеме, 11 отсеков, двойное дно на 70 % длины
электроснабжение сперва отсутствовало, позже - 4 динамо-машины, 60-68 кВт, 65 В
управление 1 руль обыкновенного типа
кренящий момент 1030 мт
плавсредства 2 паровых катера, 2 баркаса, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла, 2 шлюпки
стоимость 10 млн. 103 тыс. марок
БРОНИРОВАНИЕ
кованное железо, после модернизации - сталь, на тиковой подкладке
бортовой пояс сверху 305-152 мм (с кормы в нос: 152-305-0) подкладка 90-250-90 мм
снизу 178-127 мм (с кормы в нос: 127-178-127)
батарея 150-203-150 мм
палуба сперва небронированная, с 1897: 37 мм
рубка 100-30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
по проекту фактически с 1882 или 1887 г. с 1897 г. (как крейсер) с 1907 (как блокшив) с 1915 (как блокшив)
33-72 ф. (210 мм) гладкоствольных 18-240 мм/20 нарезных Круппа (-4°+7,5°, 4500 м) [1440 снарядов] 22-240 мм/20 (18: -4°+7,5°, 4500 м; 4: -6°+20°, 9100 м, позже  -4°+9°, 5400 м) [1426 снарядов] - -
5-210/22 мм нарезных Круппа (-5°+13°, 5900 м) 4-210/22 мм (не подтверждено)
- - 7-150 мм/30 нарезных Круппа (не подтверждено) 1-150 мм/30 (8700 м) [109 снарядов]
- - 4-80 мм 18-88 мм/30 [4500 снарядов] 16-88 мм/30 4-88 мм/30
- - 6-37 мм - - -
- - 5 надводных 350 мм  торпедных аппаратов (1 кормовой, 2 бортовых, 2 носовых) [13 торпед] - -

König Wilhelm


 

Самым большим и сильным кораблем, поднявшим в 70-е годы флаг с черным немецким орлом, стал купленный буквально по случаю железный броненосный фрегат "König Wilhelm". Спроектированный в Англии Э. Ридом по заказу турецкого правительства, броненосец "Fatikh" был в стадии постройки, когда стало ясно, что финансовые возможности заказчика не позволят выкупить свое "имущество". В результате бывшего "турка" приобрела Пруссия. Имевший хорошую скорость и мощное вооружение, этот корабль в течение 24 лет был флагманом флота объединившейся Германии.

Построенный по амбициозному заказу Турции, как "самый сильный корабль в мире", он, безусловно, на тот период таковым и являлся. Хвалёные британские судостроители создали вполне современный корабль. Успех немцев состоял в моментальной реакции: как только Турция отказалась от корабля по финансовым причинам (он вышел очень дорогим), Германия быстро нашла необходимую сумму и, обойдя конкурентов, в том числе и британское адмиралтейство, получила отличный корабль. Кроме того, в процессе достройки, он был перекомпонован под размещение более крупных пушек в новомодной центральной батарее, что ещё более увеличило его боевую мощь.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ФИНАЛ СЛУЖБЫ

 

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

 

Проект корабля разработан английским кораблестроителем Э. Ридом в 1866-1867 гг. по заказу турецкого правительства. Корабль был заложен в 1865 г. в Блэкуолле на верфи "Thirties Iron Work & Shipbuilding Corp." и первоначально назывался "Fatikh", впоследствии был переименован (ещё числясь турецким) в "Turkestan". Из-за финансовых затруднений правительство Турции отказалось от его покупки и после демонстрации модели на всемирной выставке в Париже в 1867 году корабль приобрела (ещё в период постройки) Пруссия. 10 января 1867 года он был переименован в "Wilhelm I", хотя официальная сделка состоялась лишь 6 февраля 1867 г. 14 декабря 1867 года корабль переименовали в "König Wilhelm". Спущен он был 25 апреля 1868 г., вступил в строй прусского флота 20 февраля 1869 г.

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 9603 т официальное, 9757 т нормальное, 10761 т полное.  Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 16,5 т.

Длина 108,6 м (по конструктивной ватерлинии), 112,2 м (наиб.), ширина 18,3 м (по конструктивной ватерлинии), осадка 8,56 (носом), 8,12 (кормой), высота борта на миделе 12,94 м.

Корпус корабля железный с двойным дном, двойными бортами и продольными переборками. Обводы подводной части полные, форштевень подан вперёд и заканчивался острым тараном, выступавшим от носового перпендикуляра на 2,5 м. Незакруглённая корма имела значительный свес для прикрытия руля и винта и оканчивалась острой кромкой, что, по мнению знаменитого французского кораблестроителя Дюпюи де Лома, имело значение для заднего хода. Внутри корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков. Таран выступал на 2,7 м от носового перпендикуляра и был погружён на 2,4 м.

На верхней палубе корабля, несколько впереди бизань-мачты проходил мостик, под которым с каждого борта выступало на 4 фута по одной полубашне. Средняя часть судна, по длине 230 футов (70,15 м), образовывала собою каземат, отделённый от оконечностей броневыми переборками, причём передняя, выходя на верхнюю палубу, в средней части имела значительную погибь вперёд, прикрывая собою носовые орудия.

Броневая защита "König Wilhelm" состояла из броневого пояса (кованая броня на тиковой подкладке была изготовлена заводом Брауна в Шеффилде, в 1876-1882 гг. и позднее заменена на броневую сталь), проходящего по всей длине судна и спускающегося ниже ватерлинии на 6,49 футов (1,98 м) у миделя, на 4,59 фута (1,4 м) в носу и на 1,96 фута (0,6 м) в корме. Над ватерлинией броневой пояс возвышался до батарейной палубы. По бокам каземат защищался броневыми плитами. Таким образом, носовая часть корабля, как это и было принято в 1860-1880 гг. XIX века, не была защищена совсем. Её прикрывал лёгкий броневой щит, возвышавшийся до планширя.

Пояс по ватерлинии имел следующую толщину: верхний 152-305 мм, нижний 127-178-127 мм. Листы брони укладывались на тиковую подкладку толщиной 90-250-90 мм. Толщина брони батарейной палубы равнялась 12 мм, на верхней палубе были уложены железные листы толщиной 6 мм. Батарея защищалась 203-мм бронёй (длина батареи 69,6 м). Имелся и 150-мм броневой редут в адмиральской каюте. Носовая боевая рубка бронировалась 30-100 мм бронёй на тиковой подкладке. Тиковая подкладка под плитами главного броневого пояса укреплялась железными продольными связями, на уровне ватерлинии за ней был уложен второй ряд тиковых брусьев 150-200 мм толщины, прикрытый внутренней 3,7 мм обшивкой и укреплённый полушпангоутами из углового железа 200-мм толщины. Кормовой редут для ретирадного огня защищался бронёй на высоте 2,5 м от ахтерштевня.

В 1885-1897 гг. корабль имел противоминные сети.

Главные механизмы: одна двухцилиндровая горизонтальная паровая машина простого расширения, изготовлена в Лондоне, фирмой "Maudsley, Son & Field". 8 коробчатых котлов пролётного типа изготовлены фирмой "J. Perm & Sons" в Гринвиче. Позднее их заменили на 8 коробчатых котлов немецкого производства "Kaiserliche Werft" (Вильгельмсхафен) с перегревателями (40 топок, 2 атм, 2098-2230 м²). Корабль имел одно машинное и два котельных отделения, один руль обыкновенного типа и один четырёхлопастный винт системы Гриффитса диаметром 6 м. Трубы - телескопические.

На испытаниях в 1869 г. "König Wilhelm" развил скорость 14,7 узла при мощности 8440 индикаторных л.с. и 65,3 оборотах винта. На другой пробе была показана на мерной линии скорость 14,0 узла при мощности машин 8000 л.с. В 1875 г. (по прошествии 6 лет службы) корабль развил на испытаниях 14,5 узла. Средняя скорость в процессе эксплуатации редко превышала 10 узлов.

Корабль, с запасом топлива в 750 т угля, мог пройти 1300 миль со скоростью 10 узлов (как видим, в сравнении с "Кронпринцем" и "Фридрихом Карлом", дальность плавания далеко не большая). Возможно, "Фатих" проектировался для Чёрного и Мраморного морей, где большая дальность плавания и не нужна, но так получилось, что корабль свою долгую службу провёл как раз там, где, наряду с мореходностью, была необходима и максимальная дальность.

"König Wilhelm", как броненосный фрегат, нёс вначале полную фрегатскую оснастку с площадью парусов 2690 кв. м. Имел высокий рангоут с бом-брамселями (высота грот-мачты до эзельгофта 30,5 м). Такелаж был проволочный, руслени отсутствовали. Парусное вооружение фрегата оказалось малоэффективным из-за низкой скорости, хотя как парусное судно зарекомендовал себя хорошо, выделяясь отличной поворотливостью. Под парами же, наоборот, маневрировал плохо, хотя полученные результаты считались приемлемыми для такого крупного судна. Бортовая качка оказалась довольно порывистой, килевая спокойной и тихой.

Вначале корабль планировалось вооружить 33-мя 210-мм (72-х фунтовыми) пушками. Но затем "König Wilhelm" получил новейшие, для того времени, стальные казнозарядные орудия Круппа. 18 240-мм орудий стояли в батарее (вес каждого орудия 14,5 т); 5 210-мм орудий на верхней палубе и в кормовой каюте (вес каждого 13 т). В батарее имелось по 14 орудийных портов на каждом борту с расстоянием между центрами 4,8 м и высотой нижних косяков от воды 3,0 м.

Шлюпочное вооружение включало 2 паровых катера, 2 баркаса, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла, 2 двухвесельных яла.

Экипаж состоял из 36 офицеров и 694 матросов. Как флагман соединения дополнительно имел на борту ещё 9 офицеров, 47 матросов. Позже экипаж составлял 36 офицеров и 712 матросов, а после переоборудования в учебное судно 38 офицеров и 1290 матросов и кадетов.

Схемы окраски

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Примечания:
с 28.01.1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - фальшборт и все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась на кораблях без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п. с 15 апреля 1896 г. - серый
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
Примечания:
15.04.1896 г. серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята в 1898 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
Примечания:
с 17.08.1899 г. казематы и орудия красились в золотистый в тех местах, где они попадали в его уровень
1904 г. "König Wilhelm" последний раз был в заграничном похорде

 

Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п., получил 15 августа 1907.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски
Примечания:
по некоторым данным трубы и мачты были жёлтые, деревянные части надстроек - естественного цвета, но это, вероятно, связано с художником, который ретушировал чёрно-белую фотографию по образцу "старого" флота. Также возможно, что подобную классическую "кёниговскую" окраску кораблю, в обход устава, по высшему повелению, придавали во время праздников, а художники и фотографы именно в этот момент и могли проявить свой высокохудожественный интерес, будучи абсолютно не знакомы с уставом...

 

 

Как и большинство броненосцев первого поколения, он подвергся неоднократным переоборудованиям:

В 1871 г, сразу после войны, на нём был частично сокращён рангоут.

В 1882 г. рангоут ещё более сокращён, переделан таран. Также были установлены мелкие противоминные пушки и торпедные аппараты, но по другим данным, корабль получил их только перед выводом из резерва в 1887. В этот период, в 1885 году корабль получил противоторпедные сети, которые оставались на нём до следующей модернизации в 1897 г.

По одним данным, в 1890 году на "Вильгельме" установили семь 150-мм скорострельных пушек Круппа, по другим - они были установлены ещё в 1882 году со снятием одной 210-мм и добавлением мелкой артиллерии. Третьи источники вообще не упоминают этих пушек. Стоит отметить, что в том-же 1882 по семь 150-мм орудий установили на "Kaiser" и "Deutschland", возможно, это имеет отношение к возникшей путанице.

Кроме того, встречается информация, что 210-мм пушки уже в 1882 заменили на 240-мм, что-бы уравнять калибо батареи, но большинство источников сходятся на том, что это было выполнено только при следующем переоборудовании.

Переоборудование 1895-1896 гг: было усилено бронирование оконечностей, настлана броня на палубе, заменены котлы и усилено вооружение. В батарее оставили все 18х240-мм орудий, 4 таких же теперь размещались на верхней палубе, 1х150-мм — в адмиральской каюте, 18х88-мм — на верхней палубе. Рангоут был полностью демонтирован и заменён на мачты с массивными марсами. Были сооружены современные надстройки и надстроен полубак.

С 1907 г. числился блокшивом, одновременно будучи учебным судном школы юнг, на нём оставили только 16х88-мм пушек, а с 1915 года он имел всего 4х88-мм орудия.

 

 

 

 

 

  S.M.S. "KÖNIG WILHELM"  

  история службы  

 

Спущен на воду 25 апреля 1868. Назван в честь на тот момент здравствующего короля Пруссии, будущего германского императора Вильгельма I.

Спуск прусского фрегата "König Wilhelm I" (Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1868 г.)

25 апреля состоялся спуск прусского броненосного фрегата "König Wilhelm I", который строился на верфи темзенской К° в Блэквале и о котором так много говорили в последнее время. Этот фрегат, впрочем, вполне заслуживает внимание, потому что есть самое сильное из современных броненосных судов всей Европы, за исключением разве "Hercules", с коим его постоянно сравнивают.

Спуск фрегата, состоявшийся в присутствии принца Адальберта, генерал-адмирала прусского флота, нарочно приехавшего по этому случаю, удался как нельзя лучше.

История этого фрегата весьма замечательна. Он был заказан турецким правительством, которое просило у лордов адмиралтейства позволения поручить составление чертежей его г. Риду и предоставило ему при этом полную свободу, ограничиваясь только одним условием, чтобы новый фрегат, как по силе, так и по системе постройки отвечал всем современным требованиям и не имел бы себе равного в европейских флотах.

По составлении чертежей контракт на постройку фрегата был заключен с темзенской К°, но после первого платежа финансовые затруднения Турции побудили правительство султана отказаться от фрегата, и темзенская К°, на руках коих он оставался, предложила его английскому адмиралтейству за ту же цену, что обязывался заплатить султан, т. е. за 400000 ф.ст. (2 800000 р.с.).

Несмотря на то, что адмиралтейство находило это судно весьма сильным и хорошим, оно медлило с ответом, и темзенская К°, не желая терять время и держать такой капитал на руках без пользы, обратилась к прусскому правительству, которое тотчас же купило его. Как только это предложение было принято Пруссией, английское адмиралтейство прислало согласие на покупку фрегата. Но было уже поздно. Компания не могла разорвать контракт, заключенный с прусским правительством. Таким образом Англия потеряла фрегат, который был бы хорошим прибавлением к ее флоту.

Г. Рид исполнил сделанное ему условие и построил самое сильное судно, вполне удовлетворяющее современным требованиям. Размерения его следующие: длина между перпендикулярами 355 ф. 10 д., крайняя длина 365 ф., длина по килю 302 ф. 9 5/8 д., ширина 60 ф., глубина интрюма 41 ф. 9 д., углубление форштевнем 24 ф. 6 д., углубление ахтерштевнем 26 ф. 6 д., водоизмещение 5938 71/94 тонн.

Фрегат железный и вооружен острым тараном, выдающимся на 9 ф. вперед от носового перпендикуляра и находящимся на глубине 8 ф. ниже грузовой ватерлинии. Он построен по так называемой продольной системе, т. е. с непрерывными кильсонами, положенными во всю длину судна в 7 ф. расстоянии один от другого, и шпангоутами из частей, вставленных между этими кильсонами, в подводной части в расстоянии 9 ф., а в надводной 2 ф. один от другого. Не входя в дальнейшие подробности постройки, мы повторим, что в нем введены все последние усовершенствования железного судостроения.

Броня 8 д. толщиной положена, как видно на прилагаемом рисунке, поясом по ватерлинии и на средней части занимает пространство в 232 ф. по длине судна. Толщина эта уменьшается в нижнем подводном ряде пояса до 7 д., в носу до 6, а в корме под подзором до 4 д. Подкладкой под броню служат тиковые брусья 1 0 д. толщиной с угловыми горизонтальными стрингерами, расположенными в 2 ф. расстояния один от другого.

Пояс брони шириной в носовой части 7 ф., из коих 5 ф. ниже грузовой ватерлинии, в кормовой же 12 ф. 6 д., из коих 5 ф. 6 д. ниже грузовой ватерлинии. Посредине судна нижняя грань пояса находится на глубине 6 ф. 6 д.

Кроме пояса и середины, броня положена также блиндажом в кормовой части, для защиты ретирадного орудия, и на поперечных переборках, ограждающих батарею и поднятых выше верхней палубы, где они обделаны полукругом с портами для легких орудий. Кормовая переборка, кроме того, продолжена несколько за борт и загибается полукругом, образуя снаружи судна полубашню, назначаемую для продольного обстреливания борта по линии, параллельной килю. Плиты на переборках, кормовом блиндаже и полубашнях, имеют 6 д. толщины, с подкладкой 18 дюймов. Полный вес брони около 2000 тонн. Половина плит уже наложена на место и прикреплена.

В бронированной части батареи прорезано по 14 портов на сторону, с расстоянием между директрисами в 16 ф. Высота нижних косяков их от воды, по середине судна, равняется 10 футам.

Машина в 1150 л. сил изготовляется на заводе гг. Модзлэя и Фильда и будет работать с силой 7000 лошадей, так что должна дать от 13 до 14 узлов хода. Запас угля в 700 тонн; дневной же расход его не менее 80 тонн.

Вооружение фрегата будет состоять, как говорят, из двадцати семи 8-д. стальных орудий Круппа, из коих двадцать два поставят на батарее, одно за кормовом блиндажом, и по два за поперечными переборками. Впрочем, орудия верхней батареи будут, кажется, меньшего калибра.

Рангоут, которым вооружат этот фрегат, полный фрегатский, с бом-брамселями.

 

 

Корабль вступил в строй 20 февраля 1869. Первым командиром был капитан-цур-зее Людвиг фон Хенк.

Испытания прусского броненосного фрегата "König Wilhelm I" (Из журнала "Морской сборник" № 3 за 1869 г.)

 

Идеи г. Рида во второй раз в продолжение двух месяцев увенчались полным успехом. 15 февраля н. с. прусский фрегат "König Wilhelm I", построенный по его чертежам, выходил на пробы по вымеренной миле близ Маплин-Санда и достиг блистательных результатов, превзойдя даже в некоторых отношениях занимающий ныне умы английской публики фрегат "Hercules".

"König Wilhelm I" построен на верфи темзенской компании в Блеквалле. Мы не станем входить здесь в подробности, касающиеся до постройки его, и попросим желающих познакомиться с ними, обратиться к № 6 нашего журнала за 1868 год. Напомним только читателям, что броня этого фрегата состоит из 8 и 9-дюймовых плит, покрывающих сплошь всю ватерлинию и 232 фута по борту, и что вооружение его будет заключаться в 28 орудий 10- и 8-дюймового калибра. Зато мы остановимся на подробностях, касающихся до его машины, во-первых, потому, что наше морское общество еще мало знакомо с механизмом лучшего судна соседнего к нам северогерманского флота, а во-вторых, на том основании, что машина "König Wilhelm I" дала результаты, неслыханные доныне, развив силу по индикатору, превосходившую в 7 1/2 раз нарицательную. Машина эта построена на заводе Модзлея и Фильда, трехцилиндровой системы, имеет 1150 нар. сил, диаметр цилиндров в 95 дюймов и ход поршня, равный 4 футам 6 дюймам.

Во время пробы фрегата они делали средним числом 64 оборота в минуту, достигая по временам до 65,333 оборотов. Машина имеет холодильники с поверхностным охлаждением, представляющие в общей сложности 17250 кв. фут поверхности. Холодильники эти снабжены наклонными трубками, через которые проходит пар, а вода, служащая для охлаждения, окружает их наружную поверхность. Таких трубок в обоих холодильниках 9272, длина 8 фут 6 дюймов, что составляет 15 миль общей длины всех трубок. Охлаждающая вода прогоняется через трубки холодильников двумя помпами двойного действия, которые приводятся в движение главной машиной. Эти помпы могут доставлять, если нужно, 12000 галлонов (4000 ведер) воды в минуту и снабжены всасывающими клапанами, чтобы брать воду из трюма, если понадобится.

Паровые цилиндры рассчитаны для действия при давлении от 25 до 30 фунтов на кв. дюйм. Расширение пара на них может изменяться от одной трети до одной шестой хода поршня. Котлов восемь, по четыре с каждой стороны судна; нагревательная поверхность их равна 22000 кв. фут, а поверхность колосников 890 кв. футам. Топок 40, по пяти на каждом котле. Котлы содержат 4400 медных трубок, длиной в 6 футов 6 дюймов и диаметром в 2 1/2 дюйма. Каждый котел снабжен пароперегревателем, состоящим из нескольких рядов сплю щенных трубок, расположенных над верхним рядом дымогарных трубок. Пар проходит внутри этих трубок, а нагретый воздух, идущий в дымовую трубу, стремится между ними, чему способствует их сплющенный вид, представляющий более поверхности и менее сопротивления, чем обыкновенный круглый вид трубок. Винт четырех лопастной, диаметром в 23 фута. Число тонн угля помещающегося в угольных ящиках, 870.

Общий вес механизма с водой в котлах и всеми запасными частями равняется 1057 тоннам, что составляет 2,5 центнера (7,5 пуд.) на индикаторную силу.

Обстоятельства были не особенно хороши для испытаний. Ветер дул с силой 3 баллов, что действовало неблагоприятно на огромный рангоут фрегата, и, сверх того, на самой вымеренной миле попадалось навстречу много мелких судов которые нередко принуждали "König Wilhelm I" уклоняться в сторону, во избежание столкновения. Среднее число оборотов машины равнялось 64, а средняя скорость, полученная фрегатом, 14,499 узлов. Средняя индикаторная сила, развитая машиной, равнялась 8344, при давлении на поршни 22,483 фунт.

Пар в котлах держался хорошо. При последнем переходе по вымеренной миле, индикаторная сила машины возросла даже до 8663 при давлении на поршни 22,866 фунтов. Испытания проводились по всем правилам, принятым английским адмиралтейством; уголь был лучшего качества Никсона, кочегары были от Портсмутского порта, а индикаторные диаграммы снимал специалист по этой части, назначенный Ширнесским адмиралтейством.

Подробности испытаний прусского фрегата "König Wilhelm I" 15 февраля 1867 г.

Водоизмещение 5938 71/94 тонн.
Миделевое сечение 1306 кв. фут.
Вооружение полное фрегатское
Машина: Система: трехцилиндровая, "Модзлея и Фильда".
Диаметр цилиндров 7 фут. 11 дюйм.
Ход поршня 4 фут. 6 дюйм.
Нарицательная сила 1150 лош. сил.
Индик. сила, средняя 8345 лош. сил.
Индик. сила, наибольшая 8663,889 лош. сил.
Груз предохранит, клапанов 30 фунт.
Давление в котлах 30,5 фунт.
Наиб. число оборотов в минуту 65,333.
Среднее число оборотов в минуту 64.
Гребной винт:
Система: четырехлопастной
Диаметр 23 фут. 0 дюйм.
Скорость судна: минимальная 13,139 узл. максимальная 15,652 узл., средняя 14,723 узл.

 

 

Вместе с броненосцами "Friedrich Karl" и "Kronprinz" они составили первую германскую линейную эскадру и в августе и сентябре 1869 провели совместные учения.

В мае 1870 года "König Wilhelm", "Kronprinz" и "Friedrich Karl" и таран "Prinz Adalbert" отправились с визитом в Великобританию, и хотя "Friedrich Karl" был поврежден при посадке на мель в Большом Бельте и вернулся в Киль для ремонта, остальные продолжили путь в Плимут. 1 июля там к ним присоединился отремонтированный "Friedrich Karl" и они отправились в учебный поход к Азорским островам. Но напряженность с Францией из-за кандидатуры Гогенцоллернов на вакантный испанский престол достигла критической точки. Проходя через Ла-Манш на восток, на кораблях узнали о растущей вероятности войны, и отправили "Prinz Adalbert" в Дартмут, чтобы быть в курсе событий. Остальная часть эскадры присоединилась к ему 13 июля, и, поскольку война казалась неизбежной, эскадра завершила поход и 16 июля вернулась домой в Вильгельмсхафен, за три дня до того, как Франция объявила войну.

С началом Франко-Прусской войне 1870-1871 годов французский флот накрепко заблокировал все побережье Германии. Значительно уступающий по численности прусский флот занял оборонительную позицию. "König Wilhelm", "Kronprinz" и "Friedrich Karl" были сосредоточены в Северном море в порту Вильгельмсхафен. Впоследствии к ним присоединился монитор "Arminius". Эти четыре корабля, под командой вице-адмирала Эдуарда фон Яхмана, в начале августа 1870 сделали вылазку к Доггер-Банке, но не встретили никаких французских военных кораблей. Несмотря на большое французское военно-морское превосходство, французы не провели достаточное довоенное планирование штурма прусских военно-морских объектов и не получив ожидаемой помощи от Дании, не решились на активные действия.

В дальнейшем три бронированных фрегата оставались у острова Вангероге. Они страдали от хронической неисправности машин, поэтому больше операций не проводилось. 11 сентября эти три фрегата были снова готовы к действию, они присоединились к "Arminius" для новой операции, но французский флот к этому времени уже вернулся во Францию.

König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm

После войны прусский флот стал имперским и возобновил учебные занятия мирного времени. Командующим флотом стал генерал Альбрехт фон Штош, который переориентировал флот на береговую оборону, поэтому в начале 1870-х годов броненесные фрегаты служили с перерывами, чередуя периоды учений с периодами пребывания в резерве. Как правило они вводились в кампанию для летних тренировочных циклов, после чего на зиму выводились в резерв, кроме одного или двух, оставленными в эксплуатации, но в качестве брандвахт с уменьшенным экипажем. С 3 июня по 24 сентября 1875 г. "König Wilhelm" был кораблём флагмана учебной эскадры контр-адмирала Людвига фон Хенка, совершив поход в местных водах, а в августе 1875 эскадра провела маневры у Засница, за которыми наблюдал кайзер Вильгельм I. В 1876 и 1877 годах "König Wilhelm" оставался в резерве.

Второй раз флагманом эскадры, теперь под командованием контр-адмирала Фердинанда Батша, корабль был с 27 мая 1878 г. В ходе манёвров уже 31 мая "König Wilhelm" протаранил фрегат "Großer Kurfürst", который затонул с большим количеством жертв. При ударе таран "Вильгельма" согнулся и получил от разорвавшихся листов обшивки большую пробоину, через которую вода, наполнив форпик, проникла и в другие отделения. "König Wilhelm" погрузился носом, затем, когда воду перепустили в другие отсеки, выпрямился и направился в Портсмут, вопреки приказанию выброситься на берег из опасения, что фрегат утонет.

В 1878-1882 гг. корабль прошёл капитальный ремонт (во время исправления повреждений, полученных во время столкновения). Рангоут был сокращён, переделан таран. После ремонта водоизмещение равнялось 9574 т. С запасом 893 тонны угля, "König Wilhelm" мог десятиузловым ходом пройти уже 1750 миль. На нём добавили 4 80-мм, 6 скорострельных 37-мм пушек, минное вооружение (оно состояло из 5 350-мм торпедных аппаратов (1 кормовой, 2 бортовых, 2 носовых) с запасом из 13 торпед) и 3 боевых прожектора (1 на марсе, 2 на мостиках), для чего на корабле установили электростанцию: 4 динамо-машины мощностью 60 кВт (позднее мощность повысили до 68 кВт). По другим данным всё это оборудование было установлено в течение 1882-1887 годов, пока корабль стоял в резерве. Также в 1885 установили противоторпедные сети.

Имеется информация об установке в этот период (или к 1890-му году) семи 15-см скорострелок Круппа (шести на ВП и одной в корме вместо кормовой 210-мм пушки), но это не подтверждено. По другим данным кормовая пушка была заменена на 15-см только в 90-х годах, а остальные шесть вообще никогда не монтировались.

"König Wilhelm" вернулся в строй только в 1887 году для участия в церемониях, посвященных началу строительства канала Кайзера Вильгельма, который должен был соединить Киль с Северным морем. Он оставался в компании на период летних учений 1887, в составе I дивизии флота. Корабль также участвовал в учебном цикле 1888 года, включая маневры флота 1888 в августе-сентябре, после чего снова стоял в резерве с 1889 до конца 1892 года, возобновив службу для участия в учебном походе зимой 1892–1893 годов.

В 1893 "König Wilhelm" назначили флагманом II эскадры немецкого флота; четыре бронированных корвета типа "Sachsen" составили I эскадру. Корабль ходил под флагом адмирала Отто фон Дидерикса, базировался в Вильгельмсхафене и принял участие в маневрах флота 1893 года. 20 февраля 1894 на борту прошла специальная церемония в ознаменование 25-й годовщины ввода корабля в строй. Церемонию посетил Кайзер Вильгельм II, также как и Людвиг фон Хенк, который к тому времени стал вице-адмиралом.

В апреле 1894 II эскадра провела учебный поход, чтобы подготовиться к ежегодным летним маневрам. Во время похода "König Wilhelm" выскочил на мель у фризского побережья. "Deutschland" и "Friedrich der Große" быстро стянули его с минимальными повреждениями. Корабли продолжали путь к Шотландии через Осло и Берген. Эскадра вернулась в Киль в конце мая, чтобы пополнить запасы угля и снабжения для летних учений. Во время маневров 1894 года II эскадра фон Дидерикса действовала как противостоящая сила на Балтике, имитируя российский флот, нападающий на Балтийское побережье Германии. После окончания маневров в сентябре, Адмирал Дидерикс оставил эскадру и был заменен адмиралом Карлом Барандоном.

После участия в церемонии открытия канала Кайзера Вильгельма в 1895, "König Wilhelm" вошел в сухой док в верфи Blohm & Voss в Гамбурге для обширной реконструкции.

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

На верфи на нём было усилено бронирование оконечностей, настлана броня на палубе, заменены котлы и усилено вооружение. В батарее установили 18х240-мм орудий (вес орудия 14,5 т, длина ствола 20 калибров, боекомплект 1426 снарядов), 4 таких же 240-мм орудия на верхней палубе, 1х150-мм/30 калибров — в адмиральской каюте (вес орудия 4,0 т, боекомплект 189 снарядов), 18х88-мм — на верхней палубе (боекомплект 4500 снарядов).

С запасом угля в 830/ 1020 т корабль после модернизации мог отправиться в плавание протяжённостью 2240 миль со скоростью 10 узлов. На полном ходу в 14 узлов "König Wilhelm" преодолевал 1750 миль.

Работы продлились до 1896, и в августе-сентябре в новом облике корабль принял участие в осенних маневрах 1896 года под флагом командира 2-й дивизии контр-адмирала фон Арнима.

König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm

 

25 января 1897 броненосец переклассифицировали в крейсер I класса (броненосный), видимо, имея в виду "фрегатское" прошлое, а также, чтобы понизить ранг старого корабля до приемлемого уровня и 26 июня он представлял Германию на параде британского флота в честь "бриллиантового" юбилея королевы Виктории. При этом две неудачно расположенные на прощадке в носу 88-мм пушки были опущены на палубу.

König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm

 

В следующем, 1898 году сняли не оправдавшую себя лёгкую бизань. Из за малой скорости применение корабля в качестве крейсера было исключено и он нёс почётную службу учебного корабля для кадетов, ходя при этом в дальние заграничные походы до 1904 года.

König Wilhelm  König Wilhelm

 

 

ФИНАЛ СЛУЖБЫ

 

3.05.1904 корабль перечислили в портовое судно. С 1 июля 1907 г. числился блокшивом, одновременно будучи учебным судном школы юнг в Киле, а с 1909 г. при Военно-морской академии в Мюрвике. Как на учебном судне на нём оставили только 16х88-мм пушек, а с 1915 года он имел всего 4х88-мм орудия. С 1910 вспомогательным судном при нём была "Charlotte", а с 1917 - "Medusa".

 

König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm  König Wilhelm

Долгое время, до момента вступления в строй в начале 1890-х гг. серии броненосцев типа "Brandenburg", корабль был флагманом немецкого флота. Сотни немецких офицеров, тысячи матросов прошли обучение на палубе "König Wilhelm" в 1870-1890-х гг. Этот корабль видели во многих странах мира: Швеции и Дании, России, Великобритании и Франции, Испании, Италии, Греции, Австро-Венгрии, Японии и Китае. На его мостиках стояли Альфред фон Тирпиц, Рейнхард Шеер, Максимилиан фон Шпее, Ингеноль, Гуго фон Поль, Франц Хиппер и другие деятели военно-морского флота Германии. К сожалению, экономическая ситуация начала 1920-х гг. и положение, в котором оказалась Германия после первой мировой войны не позволили сохранить "König Wilhelm". Корабль был продан на слом 4 января 1921 г. за 10 млн. 102 тыс. 830 марок и вскоре разобран в Ренебеке.

König Wilhelm

 

некоторые командиры "König Wilhelm" (развернуть)
1869 капитан-цур-зее Ludwig v. Henck
1869 - 06.1874 нет данных
07.1874 - 13.02.1875 капитан-цур-зее Hermann Robert Przewisinski
13.02. - 23.03.1875 нет данных
23.03.1875 - 04.1876 капитан-цур-зее Hermann Robert Przewisinski
05.1875 - 1878 нет данных
1878 капитан-цур-зее Heinrich Kühne
1878 - 1887 нет данных
1887 капитан-цур-зее Hans Koester
1887 - 10.1892 нет данных
10.1892 - 1894 капитан-цур-зее Curt von Prittwitz und Gaffron
1894 - 1904 нет данных

 

МОДЕЛЬ

   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982
2 Hansen Hans Jürgen - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998
3 Hansen Clas Broder: Deutschland wird Seemacht. Urbes Verlag, Gräfeling 1991
на английском
4 Dodson, Aidan. The Kaiser's Battlefleet: German Capital Ships 1871–1918. Barnsley: Seaforth Publishing. 2016
5 Chesneau, Roger and Kolesnik, Eugene M., ed., Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1860-1905, Conway Maritime Press, London, 1979
6 Gardiner, Robert, ed. Conway's All the World's Fighting Ships 1860-1905. Greenwich: Conway Maritime Press. 1979
7 Gibbons, Tony: The Complete Encyclopedia of Battleships and Battlecruisers: A Technical Directory of All the World's Capital Ships From 1860 to the Present Day. London: Salamander Books, Ltd., 1983
8 Gottschall, Terrell D. By Order of the Kaiser. Annapolis: Naval Institute Press. 2003
9 Herwig, Holger. "Luxury" Fleet: The Imperial German Navy 1888–1918. Amherst, New York: Humanity Books. 1980
10 Irving, Joseph. The Annals of Our Time. London: Macmillan and Co. 1879
11 Massey, Robert K.: Castles of Steel. Random House Publishing Group, 2003
12 Sondhaus, Lawrence. Naval Warfare, 1815-1914. London: Routledge. 2001
13 Wilson, Herbert Wrigley. Ironclads in Action: A Sketch of Naval Warfare from 1855 to 1895. London: S. Low, Mars ton and company. 1896
на русском
14 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
15 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
16 Кофман В. - Броненосцы входят в моду // журнал "Моделист-конструктор".-1991.-№4.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

последнее обновление: 23.06.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Северо-Германского союза(Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1869-1903
König Wilhelm
На борту блокшива "König Wilhelm", Мюрвик, 1918.
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
"König Wilhelm" и тонущий "Großer Kurfürst". Рисунок.
König Wilhelm
König Wilhelm
Повреждения форштевня "König Wilhelm".
König Wilhelm
Модель "König Wilhelm".
König Wilhelm
"König Wilhelm" в Киле, рисунок.
König Wilhelm
блокшив "König Wilhelm"
König Wilhelm
блокшив "König Wilhelm"
König Wilhelm
блокшив "König Wilhelm"
König Wilhelm
блокшивы "König Wilhelm" и "Charlotte"
König Wilhelm
блокшивы "König Wilhelm" и "Charlotte"
König Wilhelm
"König Wilhelm" после модернизации.
König Wilhelm
Прусские броненосцы в Плимуте. Гравюра.
König Wilhelm
"König Wilhelm" после модернизации.
König Wilhelm
"König Wilhelm" после модернизации.
König Wilhelm
König Wilhelm
В машинном отделении

Вице-адмирал Кёстер и офицеры корабля. 1894 г.
König Wilhelm
Офицеры корабля, в центре Тирпиц. 1893 г.
König Wilhelm
якорь "König Wilhelm" в Куксхафене
König Wilhelm
блокшивы "König Wilhelm" и "Charlotte"
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
рисунок "König Wilhelm" на колоде игральных карт того времени
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
"König Wilhelm" после ремонта
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
"König Wilhelm" в Грэйвсэнде (Англия)
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
"König Wilhelm" в 1868 г.
König Wilhelm
König Wilhelm
Эскадра в 1875: "König Wilhelm", "Kronprinz", "Kaiser", "Hansa", "Falke"
König Wilhelm
Тонущий "Großer Kurfürst", за ним - "König Wilhelm", рисунок
König Wilhelm
Столкновение "König Wilhelm" и "Großer Kurfürst", рисунок
König Wilhelm
König Wilhelm
"König Wilhelm", гравюра
König Wilhelm
"König Wilhelm", гравюра
König Wilhelm
Повреждения форштевня "König Wilhelm".
König Wilhelm
"König Wilhelm"салютует на рейде, вид с кормы, гравюра
König Wilhelm
спуск на воду "König Wilhelm", гравюра
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
König Wilhelm
"König Wilhelm"
Вильгельм I (нем. Wilhelm I. Friedrich Ludwig), (1797 - 1888) король Пруссии с 2 января 1861 года, с 18 января 1871 года - германский император. Прусский генерал-фельдмаршал. Первый правитель возникшей после объединения страны Германской империи (Второго рейха). Служил в армии с 1814, сражался против Наполеона, и был, по отзывам, очень храбрым солдатом, также превосходным дипломатом.
"König Wilhelm", красивый рисунок, но серьёзно нарушены пропорции. Возможно - вина верстальщиков - изображение альбомной ориентации сплющили, чтобы поместиь на страницу в книжной ориентации. Но слишком низкая "палуба таранного бака", которая по проекту - продолжение верхней - тут без комментариев...
Следующая страница - броненосный корвет "Hansa"
Предыдущая страница - броненосные фрегаты типа "Friedrich Karl"