входоглавлениекрейсера → проект "I/10"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Проект "версальского" "броненосного" крейсера
(Panzerschiff)

 I/10 


Германия, 1923 г. не строился.

 

*
I/10
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект год подписания примечания
1 I/10 1923 крейсерский вариант проекта 10000-тонного броненосца
ТТХ
Водоизмещение нормальное 10000 т
полное ? т
Размерения длина 176 м
ширина 18,8 м
осадка 6,5 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 гребных винта
? МО 2 ТУ
? КО 10 ПК
мощность 80000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 22 уз.
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
пояс 80 мм
палуба 30 мм
колпаки башен 100 мм
подачные трубы ? мм
рубка ? мм
ВООРУЖЕНИЕ
8 (4х2) - 210 мм
4 (4х1) - 88 мм (зенитные)
8 (4х2) торпедных аппаратов 500 мм



 

 

После поражения в первой мировой войне Германии пришлось подписать в Версале (Франция) договор с державами-победительницами, сильно ограничивавший ее вооруженные силы. Впредь ей разрешалось иметь не более 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 эсминцев и 12 миноносцев. Запрещалось строительство и приобретение подводных лодок, создание военной (в том числе и морской) авиации. При этом замена одного корабля другим разрешалась не ранее истечения 20-летнего срока службы первого, считая с момента спуска. Новые линкоры не должны были превышать по водоизмещению 10 000 "длинных" тонн, крейсера - 6000 т. Положение осложнялось катастрофическим состоянием экономики, непомерно высокими репарациями в пользу держав-победительниц и раздробленностью государства.

Ограничения Версальского договора казались союзникам безусловно достаточными. Однако они не заметили, что оставляют в, казалось бы, сверхнадежном "заборе", огородившем немецкий флот, несколько брешей. Во-первых, чрезмерная осторожность привела к тому, что в списках остались только очень старые суда, спущенные на воду в 1902 — 1906 годах. Это означало, что уже с 1922 года Германия могла начать замену кораблей, а в 1926 году полностью обновить состав флота. Во вторых - ввиду практической невозможности создать в пределах отпущенного водоизмещения одновременно защищенный, скоростной и хорошо вооруженный корабль предельный калибр пушек будущих "германцев" не ограничивался.

Указанные соображения можно было бы признать вполне разумными, однако всего через пару лет мировое военное кораблестроение свернуло с вольной дороги и попало в рамки договорных ограничений. Вашингтонский договор 1922 года практически заморозил постройку новых линейных кораблей, каждый из которых приобрел особую ценность, а следующий по мощи класс крейсеров был ограничен не только водоизмещением (теми же 10 000 т), но и максимальным калибром орудий (203 мм). В результате побежденные получили редкую возможность создавать свои боевые единицы в условиях менее жестких ограничений, чем сами победители. Более того, если бы немцам удалось создать проект, угрожающий существующему равновесию сил, бывшим союзникам пришлось бы тратить драгоценный линкорный тоннаж на то, чтобы парировать такой выпад.

В 1921 г. был заложен легкий крейсер "Emden". А уже в 1920 г., когда ни финансы, ни экономика еще не позволяли приступить к практической реализации задуманного, стали появляться первые проекты боевых кораблей, предназначенных для замены броненосцев-додредноутов. К 1923 г. создали 4 проекта на максимально возможное водоизмещение 10 000 т. с их многочисленными вариантами, предлагавшими богатый выбор вооружения, бронирования, энергетических установок. Составлял эти проекты конструкторский отдел военно-морского флота (Reichsmarine) под руководством доктора технических наук, инженера Пауля Прессе. Не все они были броненосцами: первый проект (I/10) являлся вполне приемлемым "вашингтонским" крейсером, эскизные чертежи которого появились в начале 1923 года. Ввиду недостатка времени и средств инженеры сильно не мудрствовали, просто увеличив в размерах последний вариант своего легкого крейсера и разместив на нем 4 двухорудийные башни. Получился увеличенный "Emden", практически неотличимый по внешнему виду от первого проекта этого корабля, но с заменой 150-мм орудий на 210-мм. Силовая установка состояла из двух турбин общей мощностью 80 000 л.с., что позволило бы достичь 32-узловой скорости.

Моряки остались недовольными защитой, состоявшей из 80-мм пояса и 30-мм палубы со скосами к нижней кромке бортовой брони, хотя, как показала история, эти данные выглядели просто замечательно на фоне "жестянок" — 8-дюймовых крейсеров первого поколения всех основных морских держав - Англии, Франции, США и Италии. Более того, когда Германия вновь вернулась к вопросу о тяжелом крейсере, итогом многолетних усилий стал "Admiral Hipper", имевший формально те же основные характеристики, в частности, бронирование. Конечно же, оборудование корабля конца 30-х годов сильно отличалось от возможного оснащения "версальского" крейсера, однако мало сомнений в том, что немцам удалось бы на практике создать весьма удачный вариант и в конце предыдущего десятилетия. Но отказ от него также вполне объясним: даже хороший 8-дюймовый крейсер становился всего лишь одним из многих единиц этого класса в мире и не мог существенно угрожать морскому могуществу бывших противников. С другой стороны, такой океанский корабль казался малополезным для обороны собственных берегов, поскольку вести бой с любым линкором, даже из числа додредноутов, он не мог. Альтернативой скоростному и слабо вооружённому крейсеру стал 10000-тонный броненосец.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на русском
1 Михайлов А. А. - Броненосные корабли типа "Deutschland". СПб., 1999.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 




 

 
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1935
I/10
Проект "I/10".
Следующая страница - германские лёгкие крейсера типа "Königsberg"
Предыдущая страница - германский лёгкий крейсер "Emden"