Оглавление → Крейсера → Винтовое авизо "Grille"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
авизо и королевская яхта (Aviso / Königjacht)
Пруссия, 1858 г. 1 ед. (проект Msr. A. Normand, 1856) ![]() * Grille *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
В мирное время понравившийся королю корабль использовался как королевская и императорская яхта, в военное время - как младший флагман канонерских и броненосных лодок, периодически патрулировал в качестве корабля охраны рыболовства. Обладал отличной мореходностью, имел плавную бортовую качку, маневрировал и управлялся очень хорошо, при поворотах и на волне терял скорость незначительно. Паруса несли только стабилизирующую функцию. Передний павильон присутствовал только время от времени. В 1880-1902 на крыше павильона стоял прожектор. Построен из очень качественного материала: стал самым долговечным кораблём в Императорском морском флоте, прослужив 62 года и при списании на продажу корпус был еще совершенно пригоден. Схемы окраски: сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую. Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании. Изменения:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась при службе в домашних водах.
Корабль был заложен в 1856 году и спущен на воду 9 сентября 1857 года. На церемонии спуска на воду присутствовал король Фридрих Вильгельм IV, а Французский император Наполеон III прислал принца Жерома Бонапарта. Пока завершались работы по оснащению, учебное судно "Hela" доставило в Гавр экипаж авизо. "Grille" была сдана в эксплуатацию 3 июня 1858 года. Корабль направился в свой порт приписки в Данхольме в Балтийском море и провёл там ходовые испытания без вооружения, которые длились до 22 октября 1858, когда авизо было выведено из компании.
Поскольку к концу года напряженность между Пруссией и Данией снова возросла, "Grille" была назначена флагманом принца Адальберта, командующего прусским флотом. После начала войны в феврале 1864 года она была введена в строй в этой роли 10 марта. К этому времени на корабле была установлена пара 12-фунтовых орудий. Когда в марте Эдуард фон Яхманн вывел в море несколько судов в атаку на блокирующую датскую блокаду, что привело к битве при Ясмунде, "Grille" оставалась в порту. Адальберт поднялся на борт корабля 29 марта в Штральзунде, а 6 апреля он наблюдал за учениями канонерских лодок в Грайфсвальдском заливе. 14 апреля 1864 "Grille" с Адальбертом на борту совершила вылазку в Померанский залив, что привело к столкновению с датским линейным кораблем "Skjold" и паровым фрегатом "Sjælland". "Grille" открыла огонь с большого расстояния, что привело к нерешительному двухчасовому бою, в котором "Grille" легко ушла от более мощных датских кораблей. Полным ходом она вернулась обратно в Свинемюнде, где ее бегство прикрыли канонерские лодки 1-й флотилии и эскадра Яхмана. Когда стало темнеть, датский командующий адмирал Эдвард ван Докум решил прекратить преследование.
После окончания войны "Grille" присоединилась к основной эскадре, которая в августе посетила ряд портов в новоприобретенных провинциях на западе Балтики. Во время круиза 24 августа 1864 она села на мель у Траве. При помощи канонерских лодок "Comet" и "Cyclop" авизо стащили на воду после значительного облегчения корабля. После этого "Grille" отправилась для ремонта на верфь Schweffel & Howaldt в Киле, после чего возобновила путешествие с эскадрой, которое завершилось 18 сентября 1864 в Киле. В октябре принц Адальберт провел там еще один военно-морской смотр, он наблюдал за флотом с борта "Grille". После этого 1 декабря 1864 авизо вернулось в Данхольм, где было выведено из кампении и разоружено, чтобы вернуться к мирной службе в качестве яхты.
В середине сентября "Grille" включили в состав Средиземнорской эскадры, приглашённой султаном Османской империи Абдулазиза на торжества по случаю открытия Суэцкого канала в 1869 году. В эскадру вошли также корветы "Hertha", "Arcona", "Elisabeth" и канонерская лодка "Delphin". Во время остановки в Пирее (Греция) 22 октября 1869 на борт "Grille" поднялся принц Фридрих, который должен был представлять на церемониях Северогерманскую Конфедерацию. Корабли отправились сначала в столицу Османской империи Константинополь, где оставались с 24 по 29 октября, а Фридрих встретился с Абдулазизом. По пути к каналу эскадра останавливалась в Яффо и Бейруте. По прибытию в Порт-Саид корабли задержались до 15 ноября 1869 из-за отсутствия портовых лоцманов, о которых должен был позаботиться командир "Grille", корветтен-капитан Ратцебург (Ratzeburg), но не смог этого сделать. Вместо этого британский адмирал направил суда на ночь на безопасную якорную стоянку. За невыполнение своих обязанностей Ратцебург получил "домашний" арест в своей каюте на двадцать четыре часа. В рамках церемонии 20 ноября 1869 на борту "Grille" наследный принц прошел через канал. Эскадра покинула Порт-Саид 1 декабря, проследовав в Александрию, где ждала возвращения Фридриха из экспедиции на Нил. 9 декабря 1869 Фридрих пересел на "Elisabeth" для путешествия в Италию. "Grille" оставался в Неаполе до 29 января 1870 г., после чего возобновил путешествие домой, по пути остановившись в Британии, где корабль посетили принц Эдуард и принцесса Александра. 26 апреля 1870 авизо наконец прибыло в Киль и проследовало в Данхольм, где 5 мая было выведено из компании.
6 октября 1870 "Grille", "Elisabeth" и несколько канонерских лодок прошли через Каттегат и Скагеррак в Северное море и через три дня прибыли в Вильгельмсхафен, не встретив французских военных кораблей. В остальное время года "Grille" использовался для патрулирования Немецкой бухты; она встретила французские корабли в море только один раз, 12 октября 1870, но они не вступили в бой. К середине декабря реки в этом районе начали покрываться льдом, что вынудило "Grille" на зиму встать на якорь на военно-морской базе в Геестемюнде. К тому времени, как в марте 1871 года зимние льды отступили, война уже закончилась, поэтому "Grille" в компании с корветом "Elisabeth" и броненосцем "Arminius" вернулась на Балтику. После прибытия в Киль 17 апреля авизо вывели из кампании и разоружили.
После следующего ввода в строй 2 июля 1872 года "Grille" вернулся к службе в качестве королевской яхты и в течение августа использовался для летнего круиза наследного принца и его семьи, а с 4 сентября служил комиссии по береговой обороне для тура по побережью Померании, Мекленбурга и Шлезвиг-Гольштейна. Затем корабль был выведен из эксплуатации на зиму и вновь вернулся в строй в апреле 1873 года. 3 мая на борт снова поднялся принц Фридрих, на этот раз, чтобы идти в Кристианию (Норвегия), на церемонию коронации Оскара II, нового короля Швеции и Норвегии. Два дня спустя "Grille" встретилась с немецкой учебной эскадрой, и корабли вошли в Кристианию. По окончании церемоний 9 мая 1873 "Grille" вышла из порта и направилась в Мальмё, где 19 мая принц Фридрих вернулся на борт, чтобы идти домой. На обратном пути Фридрих принял приглашение от Кристиана IX из Дании посетить страну: это был первый раз, когда член прусского дома Гогенцоллернов посетил Данию после Второй Шлезвигской войны. 22 мая 1873 яхта прибыла в Киль. Первоначально военно-морской флот не планировал вводить "Grille" в кампанию в 1874 году, но после того, как канонерская лодка "Albatross" была отправлена в испанские воды, военно-морской флот поспешно поручил "Grille" занять ее место посыльного и репетичного судна при учебной эскадре на ежегодных маневрах флота, проводимых в сентябре. 19 сентября на борт поднимался кайзер Вильгельм I, чтобы провести смотр учебной эскадры, а на следующий день "Grille" присутствовала на церемонии спуска на воду нового броненосца "Friedrich der Große". "Grille" вернулась к яхтенным обязанностям при принце Фридрихе в 1875 году, а в сентябре того же года для очередного смотра флота на борт поднялся император Вильгельм I и несколько "князей" (Bundesfürsten). В 1876 и 1877 годах яхта простояла в запасе, а в следующем, 1878 году вновь была введена в строй. С 10 по 17 мая она приняла на борт нескольких членов Рейхстага и Бундесрата во время церемонии спуска на воду броненосца "Bayern", за которым последовали демонстрации торпед у Фридрихсорта.
В 1879 году "Grille" в качестве яхты была заменена на новый Hohenzollern, возвращена в состав флота в качестве авизо и получила наконец постоянное вооружение из одной 125-мм пушки в корме и двух 80-мм скорострелок. С 5 по 22 мая 1879 "Grille" служила посыльным и репетичным судном в составе учебной эскадры, а в конце июня помогала броненосцу "Friedrich der Große" и двум буксирам доставить плавучий док из Киля в Свинемюнде. С 10 по 15 сентября в Данцигском заливе кайзер устроил смотр флота по окончании ежегодных учений флота, а 25 сентября 1879 "Grille" была выведена из кампании. "Grille" вернулась в строй в начале 1880 года и с принцем Фридрихом на борту присоединилась к учебной эскадре для учений с 3 по 25 мая. 28 июля 1880 корабль присутствовал при спуске на воду броненосца "Baden". Авизо использовалось при первых испытаниях прожектора для обнаружения миноносцев, атакующих ночью. Участие корабля в итоговых манёврах 1880 вероятно, но не подтверждено. В следующем, 1881 году "Grille" приняла участие в майских маневрах эскадры, а в июле принимала на борту принца Вильгельма во время визита британской эскадры. Нет достоверных данных и об участии авизо в итоговых манёврах 1881 года, но по их окончании в сентябре 1881 на "Grille" находился кайзер во время встречи с русским царем Александром III. Следующие два года (1882 и 1883) прошли по аналогичной схеме полугодовых учений с флотом. С мая по август 1882 г. командиром корабля был корветтен-капитан Карл Барандон (Carl Barandon), а во время итоговых манёвров 1882 года с августа по сентябрь - капитан-лейтенант Отто Флихтенхёфер (Otto Flichtenhöfer). В 1882 вооружение корабля было дополнено тремя револьверными пушками. В 1883 году "Grille" стала участницей инцидента, когда выстрелила по носу идущего без флага норвежского торгового судна. Разбор показал, что это было сделано в соответствии с международным правом. Как и в предыдущие три года, нет данных об участии авизо в итоговых манёврах учебной эскадры 1883 года, хотя корабль числился при ней. С 22 апреля по 5 сентября 1884 года "Grille" служила на флоте под командованием капитана-лейтенанта Оскара фон Шукмана (Oscar von Schuckmann), а во время ежегодных маневров флота 1884 в конце этого периода был флагманом дивизии броненосных канонерских лодок, которой командовал капитан-цур-зее Карл Август Дайнхард (Karl August Deinhard). В 1885 году "Grille" использовалась для гидрографических работ у побережья Мекленбурга, залива в Аросунне и вокруг Рюгена, пройдя расстоянии около 104 морских миль.
В 1886 году корабль был отправлен на капитальный ремонт на императорскую верфь в Данциге. Он получил новую силовую установку и новую обшивку палуб. Изменился и внешеий вид: уменьшены бушприт и дымовая труба, новая палубная рубка занимала место на расстоянии 23,0 - 36,0 м от кормы, кормовой павильон остался, 3 штыревых мачты (высотой 8-24-24 метра от КВЛ) находились на расстоянии от кормы в 9,0; 23,0 и 40,0 м, мостик располагался перед дымовой трубой. Работы были завершены в конце 1888 г., и 1 января 1889 г. "Grille" была приписана в качестве учебного судна к недавно созданной Резервной дивизии Балтийского моря. 2 мая она начала серию походов вдоль побережья с морскими офицерами на борту, чтобы познакомить их с различными местами на Балтийском побережье Германии. Она также принимала участие в маневрах с остальной частью флота, в том числе участвовала в учебном походе в западной части Балтийского моря и в реку Эльба перед ежегодными учениями флота в сентябре 1889. В начале 1890-х годов "Grille" продолжала ту же деятельность.
С 1909 по 1913 год "Grille" служила всё также тендером и штабом, периодически выполняя одни и те же учебные походы, и за этот период не произошло никаких примечательных событий. В то время она числилась при военно-морской станции Северного моря в Вильгельмсхафене в конце каждого года и выводилась там из эксплуатации. В последний раз в мирное время корабль был введён в строй 1 апреля 1914 г., а уже во время июльского кризиса, 19 июля вновь выведен из эксплуатации и к началу войны находился в резерве. Вновь корабль ввели в строй 10 июля 1915 года для использования в качестве тендера при учебном корабле "Freya", базирующегося в военно-морском училище Мюрвика, и "Grille" служила в этой роли на протяжении всей войны, пока на была списана в последний раз 17 декабря 1918 г. "Grille" была исключена из военно- морского реестра 7 января 1920 г . К тому времени она прослужила почти шестьдесят два года, что стало самым долгим сроком службы среди всех кораблей Имперского флота. После этого она была продана на металлолом и разобрана в Гамбурге-Моорбурге.
|