ОглавлениеКрейсера → Винтовое авизо "Grille"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

авизо и королевская яхта (Aviso / Königjacht)

 Grille 


Пруссия, 1858 г. 1 ед. (проект Msr. A. Normand, 1856)

 

*
Grille
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Grille <Chantiers et Ateliers Augustin Normand>, Гавр, Франция 1856 использовался как королевская яхта, в 1885-1888 модернизирован на <Kaiserlich Werft> в Данциге, с 1892 учебный корабль, использовался как адмиральская яхта, в 1897-1898 модернизирован на <Kaiserlich Werft> в Киле, с 07.1915 тендер при учебном судне "Freya", 7.01.1920 исключён и продан на слом в Гамбурге-Моорбурге.
9.09.1857
3.06.1858
ТТХ
  первоначально с 1888 с 1898
Водоизмещение нормальное 350 т    
полное 491 т 508 т  
регистровое 326 брт., 187 нрт    
Размерения длина ВЛ 52,5 м
полная 56,86 м    
ширина 7,38 м
осадка носом 2,84 м    
кормой 3,2 м    
1 см осадки = 2,66 т    
высота борта 4,12 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 2,74 м
1 МО 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ однократного расширения "J. Penn & Sons" (Гринвич), 148 об/мин. 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения "A. G. Vulcan" (Штеттин), 155 об/мин
1 КО 2 цилиндрических ПК "J. Penn & Sons" (4 топки, 7 атм., 200 м²) 2 цилиндрических ПК "A. G. Vulcan" (Штеттин) 2 цилиндрических ПК "Borsig" (Берлин-Тегель)
мощность проектная 700 л.с. 760 л.с.
на испытаниях 738 л.с.    
паруса трёхмачтовая шхуна, 436 кв. м 1 опорный парус ---
Ходовые данные скорость номинальная 13 уз. 14,4 уз.
на испытаниях 13,2 уз.    
запас топлива 65 т. угля    
дальность плавания со скоростью 7 уз. 3230 миль    
со скоростью 9 уз. 2160 миль    
Экипаж 70 чел. (5 офицеров и 65 нижних чинов) 78 чел. (6 офицеров и 72 нижних чина) 75 чел. (7 офицеров и 68 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус из красного дерева с медной обшивкой днища, набор по поперечно-диагональной схеме, задняя и боковые стены котельной - железные, 3 отсека.
электроснабжение отсутствовало 1 динамо-машина, 2,3 кВт, 67 В (позже 4,2 кВт, затем 5,0 кВт)
управление 1 руль
кренящий момент 652 мт    
плавсредства 2 яла, 2 шлюпки    
цена 648 тыс. талеров    
ВООРУЖЕНИЕ
первоначальный штат с 1879 с 1882 с 1898 позже
2 - 12-ф длинных пушки
устанавливались только в военное время
(1864, 1870-1871)
1-125 мм/23 [140 снарядов], 520 м. 6-37 мм револьверных пушек Гочкиса [3000 снарядов] 2-37 мм револьверных пушки Гочкиса [1280 снарядов]
2-80 мм/23
  3-37 мм револьверные пушки Гочкиса



 

  

Заказан во Франции в 1856 году, как лидер канонерских лодок и посыльное судно, разработан строителем, Chantiers et Ateliers Augustin Normand из Гавра. Крестины провёл король Фридрих Вильгельм IV, назвав корабль "Сверчок" (Die Grille) в честь известного тогда произведения актрисы-писательницы Шарлотты Бирх-Пфайффер (Charlotte Birch-Pfeiffer), которое, в свою очередь, было драматической интерпретацией произведения Жорж Санд.

В мирное время понравившийся королю корабль использовался как королевская и императорская яхта, в военное время - как младший флагман канонерских и броненосных лодок, периодически патрулировал в качестве корабля охраны рыболовства.

Обладал отличной мореходностью, имел плавную бортовую качку, маневрировал и управлялся очень хорошо, при поворотах и на волне терял скорость незначительно. Паруса несли только стабилизирующую функцию. Передний павильон присутствовал только время от времени.  В 1880-1902 на крыше павильона стоял прожектор.

Построен из очень качественного материала: стал самым долговечным кораблём в Императорском морском флоте, прослужив 62 года и при списании на продажу корпус был еще совершенно пригоден.

Схемы окраски:


сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения.
жёлтый - мачты и стеньги, тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП.
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Изменения:

с 28 января 1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения (с 26.12.1902 г.- позолоченные)
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

НАЧАЛО СЛУЖБЫ

Корабль был заложен в 1856 году и спущен на воду 9 сентября 1857 года. На церемонии спуска на воду присутствовал король Фридрих Вильгельм IV, а Французский император Наполеон III прислал принца Жерома Бонапарта. Пока завершались работы по оснащению, учебное судно "Hela" доставило в Гавр экипаж авизо. "Grille" была сдана в эксплуатацию 3 июня 1858 года. Корабль направился в свой порт приписки в Данхольме в Балтийском море и провёл там ходовые испытания без вооружения, которые длились до 22 октября 1858, когда авизо было выведено из компании.

Корабль был повторно введен в эксплуатацию в начале мая 1859 года из-за усиления напряженности между Данией и Пруссией, хотя угроза войны в тот раз быстро прошла. Вооружение на корабль так и не установили. Командиром в этот период, с мая по июнь 1859, был лейтенант-цур-зее Генрих Келер (Heinrich Köhler), а "Grille" совершила только один поход вдоль прусского побережья с принцем Адальбертом на борту, после чего была вновь выведена в резерв. В том же году ее ненадолго активировали во второй раз, с августа по октябрь 1859. Об этом периоде ничего не известно, за исключением того, что командиром был капитан-лейтенант Людвиг фон Хенк (Ludwig von Henk). В следующий раз корабль был введен в строй в июне 1860 года под командованием корветтен-капитана Ганса Куна (Hans Kuhn) с намерением отправить судно в круиз по Средиземному морю, но от этого плана отказались, в том числе потому, что корабль все еще был без вооружения. В августе 1860 экипаж сократили до стояночной вахты, при этом Куна сменил лейтенант-цур-зее Герман Пшевизински (Hermann Przewisinski), а в октябре 1860 корабль снова был выведен в резерв и в течение следующих двух лет он не использовался, а 16 января 1862 года был официально назначен королевской яхтой. В следующий раз "Grille" была введена в кампанию под командованием лейтенанта-цур-зее Франца Киндерлинга (Franz Kinderling) в июле 1863 года для использования наследным принцем Фридрихом и его семьей для коротких поездок.

ВОЙНА С ДАНИЕЙ 1864

Поскольку к концу года напряженность между Пруссией и Данией снова возросла, "Grille" была назначена флагманом принца Адальберта, командующего прусским флотом. После начала войны в феврале 1864 года она была введена в строй в этой роли 10 марта. К этому времени на корабле была установлена пара 12-фунтовых орудий. Когда в марте Эдуард фон Яхманн вывел в море несколько судов в атаку на блокирующую датскую блокаду, что привело к битве при Ясмунде, "Grille" оставалась в порту. Адальберт поднялся на борт корабля 29 марта в Штральзунде, а 6 апреля он наблюдал за учениями канонерских лодок в Грайфсвальдском заливе. 14 апреля 1864 "Grille" с Адальбертом на борту совершила вылазку в Померанский залив, что привело к столкновению с датским линейным кораблем "Skjold" и паровым фрегатом "Sjælland". "Grille" открыла огонь с большого расстояния, что привело к нерешительному двухчасовому бою, в котором "Grille" легко ушла от более мощных датских кораблей. Полным ходом она вернулась обратно в Свинемюнде, где ее бегство прикрыли канонерские лодки 1-й флотилии и эскадра Яхмана. Когда стало темнеть, датский командующий адмирал Эдвард ван Докум решил прекратить преследование.

24 апреля 1864 "Grille" снова совершила боевой выход, теперь в сопровождении канонерских лодок резервной дивизии. В этой операции она служила флагманом командира дивизии канонерских лодок капитана-цур-зее Куна. У Хиддензее корабли обнаружили датский паровой фрегат "Tordenskjold", в результате чего завязался 90-минутный бой. Первоначально "Grille" оставалась за пределами досягаемости датских орудий, но после того, как она сама несколько раз попала в снасти противника, датский фрегат сократил дистанцию, что побудило прусские корабли прекратить бой и ретироваться в порт. Два дня спустя "Grille" предприняла еще один выход у Хиддензее, но обнаружила там датскую эскадру: "Skjold", "Sjælland", "Tordenskjold" и вооруженную шхуну "Absalon", что побудило пруссов отступить, не вступая в бой. 6 мая "Grille" провела последнюю операцию под руководством Яхманна; в компании с винтовым корветом "Nymphe", 1-й флотилией и резервной дивизией канонерских лодок корабль снова выступил против блокадной эскадры, теперь в составе фрегата "Sjælland" и броненосца "Dannebrog". Обнаружив у противника броненосец, Яхманн прервал операцию и вернулся в порт. Через шесть дней вступило в силу перемирие, положившее конец войне. Король Вильгельм I и наследный принц Фридрих поднялись на борт корабля для военно-морского смотра в устье реки Одер 6 июня 1864.

МЕЖДУ ВОЙН

После окончания войны "Grille" присоединилась к основной эскадре, которая в августе посетила ряд портов в новоприобретенных провинциях на западе Балтики. Во время круиза 24 августа 1864 она села на мель у Траве. При помощи канонерских лодок "Comet" и "Cyclop" авизо стащили на воду после значительного облегчения корабля. После этого "Grille" отправилась для ремонта на верфь Schweffel & Howaldt в Киле, после чего возобновила путешествие с эскадрой, которое завершилось 18 сентября 1864 в Киле. В октябре принц Адальберт провел там еще один военно-морской смотр, он наблюдал за флотом с борта "Grille". После этого 1 декабря 1864 авизо вернулось в Данхольм, где было выведено из кампении и разоружено, чтобы вернуться к мирной службе в качестве яхты.

1 мая 1865 года "Grille" был повторно введен в кампанию для круиза наследного принца Фридриха и его семьи; капитаном корабля с июня по сентябрь того года был капитан-лейтенант Арчибальд Маклин (Archibald MacLean). В 1866 году авизо не служило, а в 1867 году было введено в строй для очередного плавания семьи наследного принца, под командованием Германа Пшевисинского, теперь уже корветтен-капитана. В 1868 году "Grille" отправилась в Данциг для капитального ремонта, который в основном был сосредоточен на ремонте котлов. В следующем году "Grille" возобновила службу, чтобы 17 июня 1869 принять участие в церемонии, посвященной открытию военно-морской базы в Вильгельмсхафене. 30 августа она присоединилась к прусской броненосной эскадре — первый раз, когда подразделение было активировано — для учений в Киле.

В середине сентября "Grille" включили в состав эскадры, приглашённой султаном Османской империи Абдулазиза на торжества по случаю открытия Суэцкого канала в 1869 году. В эскадру вошли также корветы "Hertha", "Arcona", "Elisabeth" и канонерская лодка "Delphin". Во время остановки в Пирее (Греция) 22 октября 1869 на борт "Grille" поднялся принц Фридрих, который должен был представлять на церемониях Северогерманскую Конфедерацию. Корабли отправились сначала в столицу Османской империи Константинополь, где оставались с 24 по 29 октября, а Фридрих встретился с Абдулазизом. По пути к каналу эскадра останавливалась в Яффо и Бейруте. По прибытию в Порт-Саид корабли задержались до 15 ноября 1869 из-за отсутствия портовых лоцманов, о которых должен был позаботиться командир "Grille", корветтен-капитан Ратцебург (Ratzeburg), но не смог этого сделать. Вместо этого британский адмирал направил суда на ночь на безопасную якорную стоянку. За невыполнение своих обязанностей Ратцебург получил "домашний" арест в своей каюте на двадцать четыре часа. В рамках церемонии 20 ноября 1869 на борту "Grille" наследный принц прошел через канал. Эскадра покинула Порт-Саид 1 декабря, проследовав в Александрию, где ждала возвращения Фридриха из экспедиции на Нил. 9 декабря 1869 Фридрих пересел на "Elisabeth" для путешествия в Италию. "Grille" оставался в Неаполе до 29 января 1870 г., после чего возобновил путешествие домой, по пути остановившись в Британии, где корабль посетили принц Эдуард и принцесса Александра. 26 апреля 1870 авизо наконец прибыло в Киль и проследовало в Данхольм, где 5 мая было выведено из компании.

ВОЙНА С ФРАНЦИЕЙ 1870-1871

После начала франко-прусской войны 19 июля 1870 года "Grille" была возвращена в строй 24 июля, чтобы служить флагманом дивизии канонерской флотилии, дислоцированной в Штральзунде. При этом на корабле установили штатную пару 12-фунтовых орудий с арсенала. Подразделение, в которое вошли также канонерки "Blitz", "Drache" и "Salamander", было передано под командование корветтен-капитана Франца фон Вальдерзее (Franz von Waldersee). 17 июля 1870 Вальдерзее с "Grille" и тремя канонерскими лодками совершили вылазку, чтобы атаковать начавшую блокаду Балтийского побережья французскую эскадру, которая использовала в качестве своей базы залив Кёге на острове Зеландия. Он встретил три фрегата и авизо. Последовавшая безрезультатная перестрелка закончилось, когда "Grille" зашла на мелководье, где французы не могли продолжить преследование. Хотя ни одна из сторон не нанесла другой ущерба, нападение Вальдерзее сорвало планы французов по нападению на Свинемюнде, за что позже он был награжден Железным крестом. 10 сентября 1870 флотилия была расформирована и корабли распределены по вахтенным позициям. "Grille" была назначена флагманом контр-адмирала Эдуарда Хельдта (Eduard Heldt), командующего военно-морскими силами на Балтике. Авизо провело разведывательный обход Борнхольма и Малого Бельта, который показал, что французы уже покинули Балтику.

6 октября 1870 "Grille", "Elisabeth" и несколько канонерских лодок прошли через Каттегат и Скагеррак в Северное море и через три дня прибыли в Вильгельмсхафен, не встретив французских военных кораблей. В остальное время года "Grille" использовался для патрулирования Немецкой бухты; она встретила французские корабли в море только один раз, 12 октября 1870, но они не вступили в бой. К середине декабря реки в этом районе начали покрываться льдом, что вынудило "Grille" на зиму встать на якорь на военно-морской базе в Геестемюнде. К тому времени, как в марте 1871 года зимние льды отступили, война уже закончилась, поэтому "Grille" в компании с корветом "Elisabeth" и броненосцем "Arminius" вернулась на Балтику. После прибытия в Киль 17 апреля авизо вывели из кампании и разоружили.

СЛУЖБА В КАЧЕСТВЕ ЯХТЫ В 1870-Е ГГ.

После следующего ввода в строй 2 июля 1872 года "Grille" вернулся к службе в качестве королевской яхты и в течение августа использовался для летнего круиза наследного принца и его семьи, а с 4 сентября служил комиссии по береговой обороне для тура по побережью Померании, Мекленбурга и Шлезвиг-Гольштейна. Затем корабль был выведен из эксплуатации на зиму и вновь вернулся в строй в апреле 1873 года. 3 мая на борт снова поднялся принц Фридрих, на этот раз, чтобы идти в Кристианию (Норвегия), на церемонию коронации Оскара II, нового короля Швеции и Норвегии. Два дня спустя "Grille" встретилась с немецкой учебной эскадрой, и корабли вошли в Кристианию. По окончании церемоний 9 мая 1873 "Grille" вышла из порта и направилась в Мальмё, где 19 мая принц Фридрих вернулся на борт, чтобы идти домой. На обратном пути Фридрих принял приглашение от Кристиана IX из Дании посетить страну: это был первый раз, когда член прусского дома Гогенцоллернов посетил Данию после Второй Шлезвигской войны. 22 мая 1873 яхта прибыла в Киль.

Первоначально военно-морской флот не планировал вводить "Grille" в кампанию в 1874 году, но после того, как канонерская лодка "Albatross" была отправлена в испанские воды, военно-морской флот поспешно поручил "Grille" занять ее место посыльного и репетичного судна при учебной эскадре на ежегодных маневрах флота, проводимых в сентябре. 19 сентября на борт поднимался кайзер Вильгельм I, чтобы провести смотр учебной эскадры, а на следующий день "Grille" присутствовала на церемонии спуска на воду нового броненосца "Friedrich der Große". "Grille" вернулась к яхтенным обязанностям при принце Фридрихе в 1875 году, а в сентябре того же года для очередного смотра флота на борт поднялся император Вильгельм I и несколько "князей" (Bundesfürsten). В 1876 и 1877 годах яхта простояла в запасе, а в следующем, 1878 году вновь была введена в строй. С 10 по 17 мая она приняла на борт нескольких членов Рейхстага и Бундесрата во время церемонии спуска на воду броненосца "Bayern", за которым последовали демонстрации торпед у Фридрихсорта.

СЛУЖБА В КАЧЕСТВЕ АВИЗО В 1880-Е ГГ.

В 1879 году "Grille" в качестве яхты была заменена на новый Hohenzollern, возвращена в состав флота в качестве авизо и получила наконец постоянное вооружение из одной 125-мм пушки в корме и двух 80-мм скорострелок. С 5 по 22 мая 1879 "Grille" служила посыльным и репетичным судном в составе учебной эскадры, а в конце июня помогала броненосцу "Friedrich der Große" и двум буксирам доставить плавучий док из Киля в Свинемюнде. С 10 по 15 сентября в Данцигском заливе кайзер устроил смотр флота по окончании ежегодных учений флота, а 25 сентября 1879 "Grille" была выведена из кампании.

"Grille" вернулась в строй в начале 1880 года и с принцем Фридрихом на борту присоединилась к учебной эскадре для учений с 3 по 25 мая. 28 июля 1880 корабль присутствовал при спуске на воду броненосца "Baden". Авизо использовалось при первых испытаниях прожектора для обнаружения миноносцев, атакующих ночью. Участие корабля в итоговых манёврах 1880 вероятно, но не подтверждено. В следующем, 1881 году "Grille" приняла участие в майских маневрах эскадры, а в июле принимала на борту принца Вильгельма во время визита британской эскадры. Нет достоверных данных и об участии авизо в итоговых манёврах 1881 года, но по их окончании в сентябре 1881 на "Grille" находился кайзер во время встречи с русским царем Александром III.

Следующие два года (1882 и 1883) прошли по аналогичной схеме полугодовых учений с флотом. С мая по август 1882 г. командиром корабля был корветтен-капитан Карл Барандон (Carl Barandon), а во время итоговых манёвров 1882 года с августа по сентябрь - капитан-лейтенант Отто Флихтенхёфер (Otto Flichtenhöfer). В 1882 вооружение корабля было дополнено тремя револьверными пушками. В 1883 году "Grille" стала участницей инцидента, когда выстрелила по носу идущего без флага норвежского торгового судна. Разбор показал, что это было сделано в соответствии с международным правом. Как и в предыдущие три года, нет данных об участии авизо в итоговых манёврах учебной эскадры 1883 года, хотя корабль числился при ней. С 22 апреля по 5 сентября 1884 года "Grille" служила на флоте под командованием капитана-лейтенанта Оскара фон Шукмана (Oscar von Schuckmann), а во время ежегодных маневров флота 1884 в конце этого периода был флагманом дивизии броненосных канонерских лодок, которой командовал капитан-цур-зее Карл Август Дайнхард (Karl August Deinhard). В 1885 году "Grille" использовалась для гидрографических работ у побережья Мекленбурга, залива в Аросунне и вокруг Рюгена, пройдя расстоянии около 104 морских миль.

СЛУЖБА ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (1888)

В 1886 году корабль был отправлен на капитальный ремонт на императорскую верфь в Данциге. Он получил новую силовую установку и новую обшивку палуб. Изменился и внешеий вид: уменьшены бушприт и дымовая труба, новая палубная рубка занимала место на расстоянии 23,0 - 36,0 м от кормы, кормовой павильон остался, 3 штыревых мачты (высотой 8-24-24 метра от КВЛ) находились на расстоянии от кормы в 9,0; 23,0 и 40,0 м, мостик располагался перед дымовой трубой. Работы были завершены в конце 1888 г., и 1 января 1889 г. "Grille" была приписана в качестве учебного судна к недавно созданной Резервной дивизии Балтийского моря. 2 мая она начала серию походов вдоль побережья с морскими офицерами на борту, чтобы познакомить их с различными местами на Балтийском побережье Германии. Она также принимала участие в маневрах с остальной частью флота, в том числе участвовала в учебном походе в западной части Балтийского моря и в реку Эльба перед ежегодными учениями флота в сентябре 1889. В начале 1890-х годов "Grille" продолжала ту же деятельность.

1890 году под командованием корветтен-капитана Георга Сарнова (Georg Sarnow) "Grille" с правительственными чиновниками на борту присутствовала при церемонии передачи Великобританией Гельголанда Германии, а в 1891 году посетила порты Шотландии с капитаном-лейтенантом Эрнстом Гюлихом (Ernst Gülich) в качестве командира. В июне 1892 года "Grille" присутствовала при спуске на воду новой императорской яхты "Hohenzollern". С апреля по сентябрь этого года командиром корабля был капитан-лейтенант Карл Держевски (Carl Derzewski). 1893 и 1894, как и предыдущие годы, прошли без происшествий. В 1894 году командиром авизо был корветтен-капитан Макс фон Бассе (Max von Basse), в осенних манёврах 1894 в составе 3-й дивизии корабль изображал "немецкий" флот. Затем он был выведена из эксплуатации в Данциге для очередного капитального ремонта, а в июне 1895 года уже присутствовал на церемонии открытия канала кайзера Вильгельма, а на осенних маневрах 1895 года корабль сопровождал яхту кайзера в составе наблюдательной группы. Во время парусной регаты "Кильская Неделя" в 1896 году на борту "Grille" назодилась императрица Августа. Кораблём тогда командовал командованием капитан-лейтенант Карл Дик (Karl Dick). В осенних маневрах 1896 года авизо участвовало в составе группы разведывательных кораблей. Следующий, 1897 год прошел по той же схеме, без каких-либо примечательных инцидентов.

СЛУЖБА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (1899)

В конце 1898 года "Grille" была снова реконструирована на Kaiserliche Werft в Киле, что включало уменьшение такелажа и удаление салона в корме: оставлены 2 мачты, появилась длинная надстройка во всю ширину корпуса. На вооружении оставили только скорострелки и теперь оно состояло из шести 37-мм револьверных пушек Гочкиса. В следующем, 1899 году в прибрежные круизы стали включать членов только что созданного Адмиралштаба. С мая по сентябрь 1899 г. командиром корабля был корветтен-капитан Вильгельм Беккер (Wilhelm Becker). На осенних маневрах 1901 года авизо было репетичным судном при флагмане флота "Kaiser Wilhelm II".

На осенних маневрах 1902 года с 17 августа "Grille" была флагманским кораблём главнокомандующнго флотом адмирала Кестера, но 2 сентября 1902 года отправилась в ремонт из-за протекания труб котла. После того, как он был завершён, "Grille" вернулась к I эскадре в качестве авизо и штабного корабля, выполняя эти функции в том числе и во время осенних маневров 1903 года. Она также использовалась в качестве тендера флота, и в этой роли впервые оставалась в строю на зиму 1903–1904 гг.

С 28 ноября 1904 г. по 5 марта 1905 г. корабль прошёл техническое обслуживание в Данциге, после чего вновь служил тендером и штабным судном флота. Большую часть этого периода "Grille" находилась в Киле. С 4 марта по 10 апреля 1906 г. последовал еще один капитальный ремонт в Данциге, после чего "Grille" возобновила свой обычный распорядок походов и позже в том же году была назначена в Учебную инспекцию. После участия в манёврах флота 1906 в составе вспомогательного соединения, с 21 сентября 1906 корабль стал штабным при флагмане флота "Deutschland". "Grille" вернулась в Данциг 14 ноября, где 26 марта 1907 года была выведена из компании для ремонта котлов. Корабль возобновил прибрежные походы в 1908 г., а 3 июня экипаж отпраздновал пятидесятилетие службы "Grille". Кайзер Вильгельм II издал приказ кабинета министров, чтобы отметить это событие.

С 1909 по 1913 год "Grille" служила всё также тендером и штабом, периодически выполняя одни и те же учебные походы, и за этот период не произошло никаких примечательных событий. В то время она числилась при военно-морской станции Северного моря в Вильгельмсхафене в конце каждого года и выводилась там из эксплуатации. В последний раз в мирное время корабль был введён в строй 1 апреля 1914 г., а уже во время июльского кризиса, 19 июля вновь выведен из эксплуатации и к началу войны находился в резерве. Вновь корабль ввели в строй 10 июля 1915 года для использования в качестве тендера при учебном корабле "Freya", базирующегося в военно-морском училище Мюрвика, и "Grille" служила в этой роли на протяжении всей войны, пока на была списана в последний раз 17 декабря 1918 г. "Grille" была исключена из военно- морского реестра 7 января 1920 г . К тому времени она прослужила почти шестьдесят два года, что стало самым долгим сроком службы среди всех кораблей Имперского флота. После этого она была продана на металлолом и разобрана в Гамбурге-Моорбурге.

3.07. - 22.10.1858 ? ?
05. - 06.1859 лейтенант-цур-зее Heinrich Köhler
08. - 10.1859 капитан-лейтенант Ludwig von Henk
06. - 08.1860 корветтен-капитан Hans Kuhn
08. - 08.1867 лейтенант-цур-зее Hermann Przewisinski
07. - ос.1863 лейтенант-цур-зее Franz Kinderling
10.03. - 1.12.1864 капитан-цур-зее (?) Hans Kuhn (?)
1.05. - 09.1865 (?) капитан-лейтенант Archibald MacLean
лето 1867 корветтен-капитан Hermann Przewisinski
17.06.1869 - 26.04.1870 (?) корветтен-капитан Ratzeburg
24.07.1870 - 17.04.1871 (?) корветтен-капитан (?) Franz von Waldersee (?)
2.07. - ос.1872 ? ?
04. - ?.1873 ? ?
08. - 09.1874 ? ?
?. - 09.1876 ? ?
05. - ?.1878 ? ?
5.05. - 25.09.1879 ? ?
нач. - ос.1880 ? ?
05. - 09.1881 ? ?
05. - 08.1882 корветтен-капитан Carl Barandon
08. - 09.1882 капитан-лейтенант Otto Flichtenhöfer
нач. - ос.1883 ? ?
22.04. - 5.09.1884 капитан-лейтенант Oscar von Schuckmann
1885 ? ?
2.05. - ?.09.1889 ? ?
1890 корветтен-капитан Georg Sarnow
1891 капитан-лейтенант Ernst Gülich
04. - 09.1892 капитан-лейтенант Carl Derzewski
1893 ? ?
1894 корветтен-капитан Max von Basse
1895 ? ?
1896 капитан-лейтенант Karl Dick
1897 ? ?
05. - 09.1899 корветтен-капитан Wilhelm Becker
1900 ? ?
1901 ? ?
1902 ? ?
1903 - 11.1904 ? ?
05.1905 - 03.1906 ? ?
04.1906 - 03.1907 ? ?
1908 ? ?
1909 ? ?
1910 ? ?
1911 ? ?
1912 ? ?
1913 ? ?
1.04. - 19.07.1914 ? ?
10.07.1915 - 17.12.1918 ? ?

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen, Hans Jürgen: Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Urbis Verlag, 1973.
3 Hildebrand, Hans H. ; Röhr, Albert ; Steinmetz, Hans-Otto: Biographien : ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 4: Geschichtlicher Überblick. Schiffsbiographien von Greif bis Kaiser. Mundus, Essen, 1997.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 28.05.2023


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1903
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1858-1867
Grille
Бой у Хиддензее, на переднем плане фпанцузские корабли, "Grille" справа на заднем плане.
Grille
Учебный корабль "Grille" после первой модернизации 1888 г.
Grille
"Grille" в первоначальном виде.
Grille
Учебный корабль "Grille" после первой модернизации 1888 г.
Grille
Учебный корабль "Grille" после первой модернизации 1888 г.
Grille
"Grille" в первоначальном виде.
Grille
"Grille" в первоначальном виде.
Grille
Учебный корабль "Grille" после второй модернизации 1898 г.
Grille
Учебный корабль "Grille" после второй модернизации 1898 г.
Grille
Учебный корабль "Grille" после второй модернизации 1898 г.
Grille
Учебный корабль "Grille" после второй модернизации 1898 г.
Grille
Учебный корабль "Grille" после второй модернизации 1898 г.
Grille
"Grille" в бою с французскими кораблями, 12 августа 1870 г.
Grille
"Grille" до модернизации.
Grille
канонерские лодки и "Grille"
Grille
"Grille" в первоначальном виде.
Grille
"Grille" в первоначальном виде.
Grille
"Grille" в первоначальном виде.
Сверчок.
Следующая страница (развитие типа) - прусское колёсное авизо "Loreley"
Следующая страница (как гос. яхта) - германское колёсное авизо-яхта "Hohenzollern"
Предыдущая страница - прусские колёсные авизо типа "Nix"