


После выхода Пруссии из войны с Данией рейхстаг согласился выделять деньги на постройку новых кораблей. Как известно, в ходе войны все враждующие стороны применяли колёсные паровые корабли, Пруссия тоже не была исключением, арендовав у почтовой службы "Preußischer Adler", поэтому выбор принца Адальберта в пользу колёсного корвета был вполне закономерен. Так-же, как и авизо, он решил заказать корабль британскому конструктору Скоту Расселу, известному своими волновыми теориями при проектировании обводов. Корвет должен был строится на британской верфи Robinson & Russel, но для поддержания и развития отечественной промышленности рейхстаг настоял на его постройке на немецкой верфи. Рассел выполнил проектные работы и ему пришлось уступить производство котло-машинной группы, так, как немецкая промышленность была ещё не готова выполнить этот заказ. Для постройки корпуса была выбрана известная на тот период данцигская верфь J. W. Klawitter и таким образом корвет стал первым крупным кораблём, специально построенный для прусского флота на прусской верфи.
"Danzig" был готов в ноябре 1852 г., но испытания начали только после зимовки, 1 июня 1853 г. Они показали, что корабль обладал отличной мореходностью, под парами имел удовлетворительную маневренность, но на волнении сильно терял скорость, а под парусами ходил откровенно плохо. 12 июля корвет ушёл в Англию для установки артиллерии.
Ставший флагманом прусского флота, "Danzig" сперва использовался довольно активно. 3 сентября 1853 он вышел в первый поход - в Турцию, и 25 сентября прибыл в Константинополь. 30 ноября крейсер повредил корму по правому борту, столкнувшись с турецким фрегатом, и стал на ремонт на верфь турецкого ВМФ. В январе 1854 г. корабль отправился домой, в Пирее встретил парусные фрегаты "Gefion" и "Mercur", в феврале зашёл в Александрию, и прибыл в Кадис, где получил приказ опять идти в Грецию в связи со вспыхнувшим там восстанием. 16 апреля "Danzig" прибыл в Пирей, но в события не вмешивался. 1 июня крейсер снова вышел в путь домой, на о. Сирос принял груз мрамора для берлинского музея, и с остановками в Ла-Валетте, Малаге и Дартмуте, 1 июля 1854 прибыл в Данциг, где экипаж был сокращён, а корабль назначен в вахтенную службу.
В 1853 году великий герцог Ольденбургский Николай Фридрих Пётр уступил прусскому правительству небольшую береговую полосу в заливе Яде для постройки военного порта, за что Пруссия обязалась охранять с моря владения великого герцогства. Торжественная передача форта Heppens произошла 23 ноября в присутствии великого князя Николая Фридриха Петра Ольденбургского и принца Адальберта с кораблями "Danzig", "Salamander" и "Nix". По другим данным, этот визит состоялся 7 августа 1854 г., а 9 сентября крейсер был выведен в резерв.
В 1856 принц Адальберт поднял свой флаг на "Danzig", и с "Thetis", "Amazone", "Mercur" и "Frauenlob" отправился на Мадейру с различными заданиями, ходил также в Средиземное море и решил навести порядок на марокканском побережье, где рифские пираты несколько лет назад ограбили штеттинский корабль. У мыса Трес-Форкас он высадился на лодке на побережье, но внезапно оказался под огнем. Немцы высадили маленькую десантную партию матросов и морских пехотинцев на сушу и атаковали марокканцев, но вынуждены были отступить с 7 убитыми и 22 ранеными.
По прибытии, осенью 1856 г. корабль был поставлен в док на переоборудование, но оно не было закончено из за отсутствия средств, с 1858 стоял в резерве.
1 сентября 1862 "Danzig" был исключён из состава флота из-за серьезной сухой гнили корпуса, в октябре 1863 продан за 56 тыс. талеров английской фирме "Dorsett and Blythe" и переименован в "Eagle". 11 декабря 1865 пароход был перепродан Японии (сёгунат Токугава) и получил имя "Kaiten" (回天). 24 декабря он покинул Лондон и 29 июня 1866 прибыл в Нагасаки.
По имеющемуся рисунку можно предположить, что японцы демонтировали рангоут и использовали корабль только, как пароход, но его служба новым хозяевам оказалась недолгой: в 1868 во время гражданской войны Boshin, после ликвидации сёгуната Токугава он перешел на остров Хоккайдо и был введен в состав ВМС Республики Эдзо, 7 мая 1869 тяжело поврежден кораблями Японской Империи в бухте Аомори у г. Хокадате и сел на грунт, после чего 20 июня 1869 сожжён экипажем, что-бы предотвратить его захват противником.
1.06.1853 - 9.09.1854 |
корветтен-капитан |
Indebetou |
30.04 - 20.11.1856 |
корветтен-капитан |
Prinz Wilhelm von Hessen-Philippsthal-Barchfeld |
1.06 - ?.07.1859 |
корветтен-капитан |
von Bothwell |
07 - 08.1859 |
лейтенант-цур-зее 1 кл. |
Henk |
08 - 00.09.1859 |
корветтен-капитан |
von Bothwell |
2.07 - 30.09.1860 |
лейтенант-цур-зее 1 кл. |
Rogge |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч.https://www.forum-marinearchiv.de/ |
последнее обновление: 9.08.2020