ОглавлениеКрейсера → Колёсный паровой корвет "Danzig"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсный паровой корвет (Radkorvette)

 Danzig 


Пруссия, 1853 г. 1 ед. (проект Scott Russell, 1850)

 

*
Danzig
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Danzig <J. W. Klawitter>, Данциг 24.08.1850 с 1858 в резерве, 1.09.1862 исключён, с 10.1863 гражданский п/х Eagle, Британия, с 1864 Kaiten, сёгунат Токугава, Япония, 7.05.1869 тяжело поврежден и сел на грунт в бухте Аомори у г. Хокадате, 20.06.1869 сожжён экипажем.
13.11.1851
1.06.1853
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1450 т
полное 1920 т
регистровое 1200 брт.
Размерения длина ВЛ 70,18 м
полная 75,66 м
ширина ВЛ 10,4 м
по кожухам 16,5 м
осадка 4,27 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 8 лопастей Ø 7,75 м
1 МКО 2 качающиеся 2-цилиндровые ПМ однократного расширения "Robinson & Russell" (Лондон), 26 об/мин.
4 коробчатых ПК (1,33 атм)
мощность проектная 1800 л.с.
номинальная 400 л.с.
паруса барк, 1620 кв. м
Ходовые данные скорость номинальная 10 уз.
на испытаниях 11,6 уз.
запас топлива 380 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 3500 миль
Экипаж 220 чел.
Дополнительные данные корпус деревянный корпус (дуб) с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме, 3 отсека.
управление 1 руль
плавсредства 4 больших и 2 малых лодки
цена ?, машины стоили 20 тыс. £, или 27 тыс. талеров.
ВООРУЖЕНИЕ
*пушки с британского арсенала в Вулвиче
12, позже 8 - 68-ф бомбических орудий



 

После выхода Пруссии из войны с Данией рейхстаг согласился выделять деньги на постройку новых кораблей. Как известно, в ходе войны все враждующие стороны применяли колёсные паровые корабли, Пруссия тоже не была исключением, арендовав у почтовой службы "Preußischer Adler", поэтому выбор принца Адальберта в пользу колёсного корвета был вполне закономерен. Так-же, как и авизо, он решил заказать корабль британскому конструктору Скоту Расселу, известному своими волновыми теориями при проектировании обводов. Корвет должен был строится на британской верфи Robinson & Russel, но для поддержания и развития отечественной промышленности рейхстаг настоял на его постройке на немецкой верфи. Рассел выполнил проектные работы и ему пришлось уступить производство котло-машинной группы, так, как немецкая промышленность была ещё не готова выполнить этот заказ. Для постройки корпуса была выбрана известная на тот период данцигская верфь J. W. Klawitter и таким образом корвет стал первым крупным кораблём, специально построенный для прусского флота на прусской верфи, при этом медь была добыта недалеко от Берлина, древесина для корпуса поступала с окраин Данцига, однако железо импортировалось из Англии.

"Danzig" был готов в ноябре 1852 г., но испытания начали только после зимовки, 1 июня 1853 г. Они показали, что корабль обладал отличной мореходностью, под парами имел удовлетворительную маневренность, но на волнении сильно терял скорость, а под парусами ходил откровенно плохо. 12 июля корвет ушёл в Англию для установки артиллерии. Орудия пришлось установить в Британии, так как их нельзя было отдельно вывозить из-за требований на время Крымской войны.

Ставший флагманом прусского флота, "Danzig" сперва использовался довольно активно. 3 сентября 1853 он вышел в первый поход - в Турцию для защиты прусских интересов во время конфликта между Османской и Российской империями, и 25 сентября прибыл в Константинополь. 30 ноября крейсер повредил корму по правому борту, столкнувшись с турецким фрегатом, и стал на ремонт на верфь турецкого ВМФ. В январе 1854 г. корабль отправился домой, в Пирее встретил парусные фрегаты "Gefion" и "Mercur", в феврале зашёл в Александрию, и прибыл в Кадис, где получил приказ опять идти в Грецию в связи со вспыхнувшим там восстанием. 16 апреля "Danzig" прибыл в Пирей, но в события не вмешивался. 1 июня крейсер снова вышел в путь домой, на о. Сирос принял груз мрамора для берлинского музея, и с остановками в Ла-Валетте, Малаге и Дартмуте, 1 июля 1854 прибыл в Данциг, где экипаж был сокращён, а корабль назначен в вахтенную службу.

В 1853 году великий герцог Ольденбургский Николай Фридрих Пётр уступил прусскому правительству небольшую береговую полосу в заливе Яде для постройки военного порта, за что Пруссия обязалась охранять с моря владения великого герцогства. Торжественная передача форта Heppens произошла 23 ноября в присутствии великого князя Николая Фридриха Петра Ольденбургского и принца Адальберта с кораблями "Danzig", "Salamander" и "Nix". По другим данным, этот визит состоялся 7 августа 1854 г., а 9 сентября крейсер был выведен в резерв.

В 1856 принц Адальберт поднял свой флаг на "Danzig", и с "Thetis", "Amazone", "Mercur" и "Frauenlob" отправился в Атлантический океан для учений. По приглашению Наполеона III посетил Шербур, также заходил на Мадейру. Из-за разногласий между принцем Адальбертом и командиром корабля Вильгельмом фон Гессен-Филиппсталь-Барчфельдом принц уволил командира до прибытия в Гибралтар, и далее кораблем командовал Артур фон Ботвелл. Принц Адальберт запланировал карательную экспедицию против риффских пиратов на марокканском побережье Средиземного моря, несколько лет назад (в 1852 году) ограбивших штеттинский бриг "Flora". У мыса Трес-Форкас он высадился на лодке на побережье, но внезапно оказался под огнем. Немцы высадили маленькую десантную партию матросов и морских пехотинцев на сушу и атаковали марокканцев, но вынуждены были отступить с 7 убитыми и 22 ранеными, в том числе 16-летний Эдуард фон Кнорр, впоследствии адмирал. Эта экспедиция потерпела неудачу как с военной, так и с политической точки зрения. Битва считается одним из первых примеров немецкой дипломатии канонерских лодок.

После битвы корабль отплыл в Сиру, где погрузили старинные гробы для музеев Берлина. 20 ноября 1856 года он вернулся в Данциг, где был поставлен в док на переоборудование, но оно не было закончено из за отсутствия средств, с 1858 стоял в резерве.

Из-за серьезного повреждения корпуса сухой гнилью военно-морской флот рассматривал возможность замены деревянного корпуса на железный, но в конечном итоге этот план был отклонен по соображениям стоимости. 1 сентября 1862 "Danzig" был исключён из состава флота, а в октябре 1863 продан за 56 тыс. талеров английской фирме "Dorsett and Blythe" и переименован в "Eagle". 11 декабря 1865 пароход был перепродан Японии (сёгунат Токугава), вооружен 13 пушками и получил имя "Kaiten" (回天). 24 декабря он покинул Лондон и 29 июня 1866 прибыл в Нагасаки. По имеющемуся рисунку можно предположить, что перед боем японцы демонтировали рангоут и использовали корабль только, как пароход.

Его служба новым хозяевам оказалась недолгой: в 1868 во время гражданской войны Boshin, после ликвидации сёгуната Токугава "Kaiten" перешел на остров Хоккайдо и был введен в состав ВМС Республики Эдзо. Он был ключевой фигурой в морском сражении у залива Мияко 6 мая 1869, в котором после неудачной попытки взять на абордаж броненосец "Kōtetsu" (однотипный с прусским "Prinz Adalbert"), был вынужден бежать. 7 мая 1869 "Kaiten" был флагманом флота республики Эдзо во время морского сражения в заливе Хакодате, где был тяжело поврежден кораблями Империи и выброшен на берег в заливе Аомори недалеко от Хакодате, после чего 20 июня 1869 сожжён экипажем, что-бы предотвратить его захват противником. Случайно при сожжении присутствовал прусский корвет "Medusa".

1.06.1853 - 9.09.1854 корветтен-капитан Indebetou
30.04 - 20.11.1856 корветтен-капитан Prinz Wilhelm von Hessen-Philippsthal-Barchfeld
1.06 - ?.07.1859 корветтен-капитан von Bothwell
07 - 08.1859 лейтенант-цур-зее 1 кл. Henk
08 - 00.09.1859 корветтен-капитан von Bothwell
2.07 - 30.09.1860 лейтенант-цур-зее 1 кл. Rogge

 

МОДЕЛЬ

  

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert; Steinmetz, Hans-Otto - Die Deutschen Kriegsschiffe, Vol. 2. Mundus, Ratingen, 1993
3 Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, vol. 2, Ratingen
4 Günter Stavorius, Peter P.E. Günther (ed.) - Tagebuch an Bord Sr. Majestät Dampf-Korvette "Danzig" auf der Reise von Danzig nach London, Konstantinopel, Athen, Syra 1853/54. Geführt von Eduard Arendt, Leutnant zur See 2. Klasse, Berlin und Trappenkamp, 1998
5 Otto Mielke - Die erste preußische Dampfkorvette. Raddampfkorvette "Danzig", SOS-Schicksale deutscher Schiffe No. 146, Moewig-Verlag, München, 1958
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч.
https://www.forum-marinearchiv.de/

последнее обновление: 07.06.2023

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1853-1862
Сёгунат Токугава (徳川幕府) 1864-1869
Danzig
Модель "Danzig".
Kaiten
Останки сгоревшего "Kaiten".
Kaiten
"Kaiten" с демонтированным рангоутом.
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Kaiten
"Kaiten" (под японским флагом)
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"

Данциг (нем. Danzig) - главный город прусской провинции Западной Пруссии, важный торговый пункт и крепость при впадении соединенных Мотлау и Родауне в Вислу, приблизительно в 4 км от Данцигской бухты, входил в Ганзейский союз. В описываемый момент - главная развивающаяся судостроительная база Пруссии.

Следующая страница - прусские винтовые фрегаты типа "Arcona"
Следующая страница - прусские винтовые корветы типа "Nymphe"
Предыдущая страница - северо-германский колёсный фрегат "Hansa"