Оглавление → Крейсера → Вспомогательные крейсера типа "Berlin"
→ Минные заградители →

  Крейсера  
  Минные заградители  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательные крейсера, минный заградитель (Hilfskreuzer, Minenleger) типа

 Berlin 


Германия, 1914 г. 1 (2) ед. (пассажирские п/х, 1907-1908 гг.)

 

*
Berlin
*
Prinz Friedrich Wilhelm
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Berlin <AG Weser>, Бремен, стр. № 164 / 7.11.1908 18.09.1914 = Hilfskreuzer C, пассажирский лайнер комп. "Norddeutscher Lloyd", 19.11.1914 интернирован в Норвегии, с 1921 "Arabic", Британия, 1931 - слом.
2 Prinz Friedrich Wilhelm <Joh. C. Tecklenborg>, Геестемюнде, стр. № 211 / 22.10.1907 --- пассажирский лайнер комп. "Norddeutscher Lloyd", 08.1914 интернирован в Норвегии, с 1919 США, с 1920 - Канада, с 1921 "Empress of China", затем "Empress of India", c 1923 "Montlaurier", с 1925 "Monteith", затем "Montnairn", 1929-1930 - слом.
ТТХ
  Berlin Prinz Friedrich Wilhelm
Водоизмещение нормальное 23700 т .
полное 26000 т .
регистровое 17326 брт 17082 брт
Размерения длина МП 182,7 м .
полная 186,80 м 186,67 м
ширина 21,21 м 20,82 м
осадка 8,8 м .
высота борта на миделе 12,72 м .
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 6,3 м 2х4-лопастных гребных винта
2 МО 2 вертикальные 4-цилиндровые ПМ четверного расширения 2 вертикальные 4-цилиндровые ПМ четверного расширения
. КО 7 цилиндрических ПК (15,5 атм.) .
мощность 14000/16000 л.с. 14500/. л.с.
Ходовые данные скорость 17,5/19,0 уз. ./19,0 уз.
запас топлива 4000 т. угля .
дальность плавания на () уз. 4000 миль (10) .
Экипаж . гражд. 400 чел.
Дополнительные данные корпус 4 палубы, стальной, 11 отсеков стальной
управление 1 руль 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
Berlin
6 - 105 мм/40
4 - 37 мм рев.
200 мин

 

 

В числе лайнеров, изначально оборудованных для возможного использования в качестве вспомогательных крейсеров - рейдеров, были также два больших двухтрубных судна компании "Norddeutscher Lloyd". Как и четырёхтрубники, не смотря на несколько различные размеры, мощность и тип машин, а также построенные на разных верфях, они фактически относились к одному типу.

После постройки британских чемпионов "Lusitania" и "Mauretania", Norddeutscher Lloyd решил отказаться от затратных гонок за "голубой лентой Атлантики" и следующие два больших лайнера обладали умеренной скоростью. Они не уступали размерами четырёхтрубникам, но были ориентированы в первую очередь на перевозку большого количества эмигрантов в III классе.

Лайнеры, названные в честь столиц государств, для рейсов между которыми они были предназначены: "Washington" и "Berlin", были заказаны разным верфям, но строились по аналогичным проектам. "Washington", правда, ещё в ходе постройки переименовали в "Prinz Friedrich Wilhelm". К началу войны он находился в рейсе и был интернирован в Норвегии, поэтому о его переоборудовании в крейсер не могло быть и речи. "Berlin" к началу войны стоял в Германии и был мобилизован. Согласно тактическим планам того времени, он должен был сперва выставить мины, затем отправиться в рейдерство. И если с рейдерством у него ничего не вышло, то минная постановка оказалась на редкость удачной, хотя известно об этом стало далеко не сразу.

СОДЕРЖАНИЕ:

Berlin / Prinz Friedrich Wilhelm

 

Berlin

 

"Berlin" был построен в 1909 году на верфи AG Weser в Бремене. У него было две трубы, две мачты и рабочая скорость 17,5 узлов. Он был оборудован для 266 пассажиров I класса, 246 II класса и 2700 пассажиров III класса. Он был спущен на воду 7 ноября 1908 года и завершен 25 апреля 1909 года. Он имел тоннаж 16786 тонн брутто и 9657 тонн нетто. Для пассажиров была доступна кормовая палуба 21 метр в длину, прогулочная - 109 и на баке - 12 метров. Корабль имел 3 покрытых тиком открытых стальных палубы, 4 стальных палубы в корпусе, 9 водонепроницаемых поперечных переборок и одну продольную в машинном отделении. Лайнер был оснащён электрическим освещением, холодильным оборудованием, аварийной сигнализацией и беспроводной связью. Двойное дно было длиной 158 метров. Корабль приводили в движение две паровые машины с 4 цилиндрами каждая, обеспечивая 2127 номинальных лошадиных сил. Пар давали 6 двойных и 1 одинарный котёл, имевшие в сумме 51 топку.

В первый рейс из Бремерхафена в Нью-Йорк пароход вышел 1 мая 1909 года. Уже 15 мая он впервые покинул Нью-Йорк в направлении Неаполя и Генуи и с 1909 по 1914 год ходил на линии между США в Средиземным морем. 14 мая 1914 года он в последний раз вышел из Генуи через Неаполь в Нью-Йорк, а 4 июня впервые из Нью-Йорка вернулся в Бремерхафен. 18 июля 1914 года он закончил свой последний рейс под немецким торговым флагом.

После начала Первой мировой войны 18 сентября 1914 года "Berlin" был мобилизован ВМФ и перестроен на Kaiserliche Werft (KWW) в Вильгельмсхафене во вспомогательный крейсер, получив официальный индекс "Hilfskreuzer C" (вместо погибшего "Kaiser Wilhelm der Große"). Было установлено шесть 105-мм и четыре 37-мм пушки. Кроме этого корабль получил получил слип для мин в корме. Для размещения мин были срезаны 24 переборки в каютах на верхней палубе.

21 сентября 1914 года "Berlin" вышел из Бремерхафена в свой первый боевой поход, чтобы минировать маршруты в Глазго и затем вести торговую войну, но капитан-цур-зее Ханс Пфундхеллер (Hans Pfundheller, в 1910–1912 гг. командир малого крейсера "Danzig"), пройдя 280 миль, утром 22 сентября 1914 г. решил повернуть назад из-за светлых лунных ночей. 16 октября 1914 года "Berlin" снова под командованием Пфундхеллерса покинул Вильгельмсхафен с 200 минами на борту. Покрашенный под внешне похожий "Calgarian" британской компании Allan Line, на этот раз он должен был выставить мины в устье реки Клайд в Шотландии, а затем вести торговую войну в зоне между Исландией и Архангельском. Он достиг устья Клайда 22 октября 1914 года, но из-за отключенного прибрежного освещения не смог определить место и мины не ставил. Вместо этого, 23 октября он выставил их у острова Тори к северу от Ирландии, в десяти милях от входа в Лох-Суилли. Затем он повернул назад в Северное море, поскольку интенсивный радиообмен между британскими кораблями говорил о том, что выход в Северную Атлантику был слишком опасным.

После двух недель безрезультатного крейсерства, из-за нехватки топлива и начавшегося урагана 17 ноября "Berlin" вынужден был зайти в Тронхейм в нейтральной Норвегии, где стал заливе Хоммельвик на южном краю Стьёрдас-фьорда. Усиливающийся ураган не позволил судну покинуть норвежские воды в течение 24 часов и по международному праву он был интернирован Норвегией.

Сперва руководство ВФМ отнесло этот рейд к безусловным неудачам: не было потоплено ни одного судна противника, а минное поле было установлено в другом месте и не было никаких сообщений о подрыве там вражеских кораблей. Только гораздо позже стало известно, что на долю крейсера пришлась самая тяжелая потеря сил Королевского флота в первой половине войны.

Дело в том, что как-раз в это время из-за угрозы нападений подводных лодок британский флот решил временно передислоцироваться из базы в Скапа-Флоу, которая тогда ещё не имела противолодочной защиты, в Лох-Суилли - подальше от Северного моря. Во время этого перехода, 27 октября Гранд-Флит попал на минное поле выставленное рейдером "Berlin", подорвался новый линкор-дредноут "Audacious" и, не смотря на все усилия для его спасения, вскоре затонул. За день до этого, 26 октября 1914 года там-же подорвался и затонул британский почтовый корабль "Manchester Commerce". В этом районе также находился полный пассажиров трансатлантический лайнер "Olympic". Он чудом не попал на мину, что позволило избежать крупного дипломатического скандала. Мины в этом районе были расчищены только осенью 1917 года. Англичане тщательно скрывали гибель линкора и продолжали отрицать, даже когда об этом стало известно.

После окончания войны в июне 1919 года "Berlin" вернулся в Бремерхафен, но 13 декабря 1919 года был передан Великобритания в счёт военных репараций и перешёл в Британию под контролем компании P & O, после чего в 1920 году был продан ливерпульской фирме White Star Line, переоборудован в Портсмуте и переименован в "Arabic". Новый регистровый тоннаж составил 16786 БРТ.

7 сентября 1921 года лайнер отправился по маршруту Саутгемптон - Нью-Йорк, а с 20 сентября выполнял уже привычные рейсы из Нью-Йорка в Средиземное море (Неаполь, Генуя). В 1924 году на "Arabic" были перестроены пассажирские помещения под 500 каютных мест и 1200 - третьего класса, и его перевели на маршрут Гамбург-Нью-Йорк через Саутгемптон, Шербур и Галифакс. 11 октября 1926 года он вышел из Гамбурга в последний рейс США - линия Уайт Стар решила закрыть этот маршрут. Как и другие британские и американские компании, с восстановлением собственного немецкого судоходства эта линия перестала получать прибыль в этой нише.

"Arabic" был сдан в аренду бельгийской судоходной компании Red Star Line из Антверпена и 29 октября 1926 года вышел в свой первый рейс на маршрут Антверпен - Шербур - Плимут - Нью-Йорк и продолжал эксплуатироваться на этой линии 27 декабря 1929 года.

По окончании срока контракта, в 1930 году корабль был возвращён White Star Line и снова пассажирские помещения подверглись перепланировке: теперь имелось 177 каютных, 319 туристических мест и 823 места третьего класса. Новый маршрут вёл из Ливерпуля в Нью-Йорк через Копенгаген, но эксплуатация длилась не долго: 16 июля 1930 года "Arabic" вернулся в Ливерпуль из пятого рейса и был снят с линии, а в декабре 1931 года его продали на слом в Геную.

 

 

Prinz Friedrich Wilhelm

 

По мобилизационному плану переоборудованию во вспомогательный крейсер подлежал и второй лайнер этого типа, заложенный в 1907 году на верфи Joh. C. Текленборг в Гестемюнде под именем "Washington". Судно регистровым тоннажём 16992 тонны брутто имело две трубы, две мачты, два винта и рабочую скорость 17 узлов. Лайнер был более приспособлен для перевозки бюджетных эмигрантов - на нём было всего 46 мест для пассажиров первого класса, 338 - второго класса и 1726 - третьего класса. Во время церемонии спуска корабля на воду 21 октября 1907 года его переименовали в "Prinz Friedrich Wilhelm".

     

6 июня 1908 года лайнер вышел из Бремерхафена в первый рейс в Нью-Йорк через Саутгемптон и Шербур и ходил на этом маршруте до начала войны. Он был одним из нескольких кораблей в районе гибели "Титаника", когда тот затонул. 13 июня 1914 года "Prinz Friedrich Wilhelm" вышел в свой первый полярный круиз по Северному Ледовитому океану. Во время очередного такого рейса его и застало начало войны в августе 1914 года. Не рискуя идти с пассажирами через Северное море лайнер выбрал в качестве убежища Одду в Норвегии и оставался там более года.

Так, как судно было гражданским, оно избежало интернирования и 18 декабря 1916 года, в канун Рождества, корабль удалось перевести в Киль, после предварительной стоянки у острова Самсё. К моменту прибытия "Prinz Friedrich Wilhelm" в Германию, идея переоборудования лайнеров во вспомогательные крейсера уже была признана не состоятельной и корабль до конца войны просто отстаивался у причала.

После войны, 31 марта 1919 года лайнер был конфискован англичанами в счёт военных репараций и вскоре передан ВМС США для использования в качестве военного транспорта. С апреля по август 1919 сохранивший имя "Prinz Friedrich Wilhelm" (ID-4063) совершил пять рейсов из Франции и США и перевез более 15 000 пассажиров, главным образом военнослужащих армии США. По окончании доставки войск на родину, в ноябре 1919 года он был выведен из эксплуатации и передан управлению судоходства США.

           

В 1920 году лайнер был зафрахтован канадской кампанией Canadian Pacific и с 14 июля 1920 года ходил между Ливерпулем и Квебеком. 13 мая 1921 года судно было выкуплено Canadian Pacific и отправлено на ремонт ​​в Глазго. После перестройки регистрационный тоннаж составил 17282 БРТ, а 2 августа 1921 года судно переименовали в "Empress of China", но через несколько недель, ещё до выхода в первый рейс, снова переименовали, теперь в "Empress of China". под этим именем 25 августа 1921 года лайнер был зафрахтован Cunard Line и выполнил два рейса между Саутгемптоном и Нью-Йорком. 23 июня 1922 года он был возвращён Canadian Pacific и сходил в ещё два рейса Ливерпуль - Квебек. 21 августа 1922 года корабль вышел в свой единственный рейс Саутгемптон - Шербур - Квебек.

Затем корабль был переименован в "Montlaurier" и перепланирован только под два класса пассажиров: каютные и III класс. 4 мая 1923 года он вышел в первый рейс между Ливерпулем и Квебеком, однако из-за повреждения котла пришлось развернуться и он смог продолжить путь только 29 июня, после ремонта. 24 января 1925 года он в последний раз вышел из Ливерпуля в Сент-Джон. На обратном пути возле Fastnet Rock у южного побережья Ирландии у корабля отказало рулевое управление и он зашёл в Квинстаун (теперь Cobh), откуда был отбуксирован в Ливерпуль. 14 апреля 1925 года во время ремонта на Cammell, Laird & Co. лайнер был повреждён пожаром, но ущерб оказался незначительным.

5 июня 1925 года название лайнера было в очередной раз изменено, на "Monteith", но оно не прижилось и уже 2 июля 1925 года корабль имел новое имя: "Montnairn". Он снова использовался на линии между Ливерпулем и Квебеком. В июле 1926 года пассажирские помещения вновь были разделены на три класса: каютный, туристический, 3-й. С 4 мая 1927 года были также выполнены рейсы из Антверпена в Квебек через Саутгемптон. 16 сентября 1928 года корабль вышел из Гамбурга в последний рейс в Саутгемптон, Шербур и Квебек, после чего был поставлен на прикол в Саутгемптоне, а 23 декабря 1929 года был продан на слом в Геную. Всего в цветах Canadian Pacific лайнер выполнил 62 рейса через Северную Атлантику.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

         

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Herbert, Carl: Kriegsfahrten deutscher Handelsschiffe. Broschek & Co, Hamburg 1934
3 Walter, John: Piraten des Kaisers – Deutsche Handelsstörer 1914-1918. Stuttgart: Motorbuch Verlag, 1994
4 Kludas, Arnold: Die Seeschiffe des Norddeutschen Lloyd. Band 1: 1857 bis 1919. Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford 1991
5 Kludas, Arnold: Die Geschichte der deutschen Passagierschiffahrt. Band 3: Sprunghaftes Wachstum 1900 bis 1914. Ernst Kabel Verlag, Hamburg 1988
6 Rothe, Claus: Deutsche Ozean-Passagierschiffe 1896 bis 1918. Steiger Verlag, 1986
7 Trennheuser, Matthias: Die innenarchitektonische Ausstattung deutscher Passagierschiffe zwischen 1880 und 1940, Hauschild-Verlag, Bremen 2010
на английском
8 Noppen, Ryan. German commerce raiders 1914-18. Osprey - New Wanguard 228, 2015.
9 Hawkins, Nigel. The Starvation Blockades. Barnsley: Pen and Sword Books. 2002
10 Schmalenbach, Paul. German Raiders: The Story of the German Navy's Auxiliary Cruisers, 1895-1945. Cambridge: Patrick Stephens Ltd. 1977
11 Tate, E. Mowbray. Transpacific Steam: The Story of Steam Navigation from the Pacific Coast of North America to the Far East and the Antipodes, 1867–1941. New York: Cornwall Books 1986
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 2.05.2020

 




 

 
Торговый флаг Германской империи 1907-1918
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1914
Торговый флаг Канады, 1920-1929
Флаг США, 1919
Торговый флаг Британии, 1919-1931
Prinz Friedrich Wilhelm
Модель "Prinz Friedrich Wilhelm".
Prinz Friedrich Wilhelm
Модель "Prinz Friedrich Wilhelm".
Berlin
Модель "Berlin".
Berlin
Модель "Berlin".
Montnairn
"Montnairn"
Montnairn
"Montnairn"
Montlaurier
"Montlaurier"
Montlaurier
"Montlaurier"
Empress of India
"Empress of France", "Empress of India" и "Empress of Britain", 1926 г.
Prinz Friedrich Wilhelm
Солдатская кухня на "Prinz Friedrich Wilhelm" (в качестве войскового транспорта США).
Prinz Friedrich Wilhelm
Кубрик для солдат на "Prinz Friedrich Wilhelm" (в качестве войскового транспорта США).
Prinz Friedrich Wilhelm
Офицерская столовая на "Prinz Friedrich Wilhelm" (в качестве войскового транспорта США).
Prinz Friedrich Wilhelm
Койки экипажа на палубе "Prinz Friedrich Wilhelm" (в качестве войскового транспорта США).
Prinz Friedrich Wilhelm
Офицерская кают-компания на "Prinz Friedrich Wilhelm" (в качестве войскового транспорта США).
Prinz Friedrich Wilhelm
Прогулочная палуба на "Prinz Friedrich Wilhelm" (в качестве войскового транспорта США).
Prinz Friedrich Wilhelm
Рулевая рубка на "Prinz Friedrich Wilhelm" (в качестве войскового транспорта США).
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm" в качестве войскового транспорта США.
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm" в качестве войскового транспорта США.
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm"
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm"
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm"
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm", 1919 г.
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm"
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm" у причала в Бремерхафене.
Prinz Friedrich Wilhelm
Лестница на "Prinz Friedrich Wilhelm".
Prinz Friedrich Wilhelm
Обеденный зал на "Prinz Friedrich Wilhelm".
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm"
Prinz Friedrich Wilhelm
"Prinz Friedrich Wilhelm"
Arabic
"Arabic" в цветах Red Star Line.
Arabic
"Arabic"
Arabic
"Arabic" в цветах Red Star Line.
Arabic
"Arabic"
Arabic
"Arabic" в цветах White Star Line.
Arabic
"Arabic" в цветах White Star Line.
Berlin
Интернированный "Berlin" в Норвегии.

Тонущий линкор "Audacious".
Berlin
Интернированный "Berlin" в Норвегии.
Berlin
Интернированный "Berlin" в Норвегии.
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
Письменный салон на "Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin" в доке в Ньюпорт-Ньюс.
Следующая страница - германские вспомогательные крейсера типа "Kaiserin Auguste Victoria" (не реализованные)
Предыдущая страница - германские вспомогательные крейсера типа "Cap Trafalgar"