|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательные крейсера, минный заградитель (Hilfskreuzer, Minenleger) типа
Германия, 1914 г. 1 (2) ед. (пассажирские п/х, 1907-1908 гг.) * Berlin * Prinz Friedrich Wilhelm *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В числе лайнеров, изначально оборудованных для возможного использования в качестве вспомогательных крейсеров - рейдеров, были также два больших двухтрубных судна компании "Norddeutscher Lloyd". Как и четырёхтрубники, не смотря на несколько различные размеры, мощность и тип машин, а также построенные на разных верфях, они фактически относились к одному типу. После постройки британских чемпионов "Lusitania" и "Mauretania", Norddeutscher Lloyd решил отказаться от затратных гонок за "голубой лентой Атлантики" и следующие два больших лайнера обладали умеренной скоростью. Они не уступали размерами четырёхтрубникам, но были ориентированы в первую очередь на перевозку большого количества эмигрантов в III классе. Лайнеры, названные в честь столиц государств, для рейсов между которыми они были предназначены: "Washington" и "Berlin", были заказаны разным верфям, но строились по аналогичным проектам. "Washington", правда, ещё в ходе постройки переименовали в "Prinz Friedrich Wilhelm". К началу войны он находился в рейсе и был интернирован в Норвегии, поэтому о его переоборудовании в крейсер не могло быть и речи. "Berlin" к началу войны стоял в Германии и был мобилизован. Согласно тактическим планам того времени, он должен был сперва выставить мины, затем отправиться в рейдерство. И если с рейдерством у него ничего не вышло, то минная постановка оказалась на редкость удачной, хотя известно об этом стало далеко не сразу.
"Berlin" был построен в 1909 году на верфи AG Weser в Бремене. У него было две трубы, две мачты и рабочая скорость 17,5 узлов. Он был оборудован для 266 пассажиров I класса, 246 II класса и 2700 пассажиров III класса. Он был спущен на воду 7 ноября 1908 года и завершен 25 апреля 1909 года. Он имел тоннаж 16786 тонн брутто и 9657 тонн нетто. Для пассажиров была доступна кормовая палуба 21 метр в длину, прогулочная - 109 и на баке - 12 метров. Корабль имел 3 покрытых тиком открытых стальных палубы, 4 стальных палубы в корпусе, 9 водонепроницаемых поперечных переборок и одну продольную в машинном отделении. Лайнер был оснащён электрическим освещением, холодильным оборудованием, аварийной сигнализацией и беспроводной связью. Двойное дно было длиной 158 метров. Корабль приводили в движение две паровые машины с 4 цилиндрами каждая, обеспечивая 2127 номинальных лошадиных сил. Пар давали 6 двойных и 1 одинарный котёл, имевшие в сумме 51 топку. В первый рейс из Бремерхафена в Нью-Йорк пароход вышел 1 мая 1909 года. Уже 15 мая он впервые покинул Нью-Йорк в направлении Неаполя и Генуи и с 1909 по 1914 год ходил на линии между США в Средиземным морем. 14 мая 1914 года он в последний раз вышел из Генуи через Неаполь в Нью-Йорк, а 4 июня впервые из Нью-Йорка вернулся в Бремерхафен. 18 июля 1914 года он закончил свой последний рейс под немецким торговым флагом. После начала Первой мировой войны 18 сентября 1914 года "Berlin" был мобилизован ВМФ и перестроен на Kaiserliche Werft (KWW) в Вильгельмсхафене во вспомогательный крейсер, получив официальный индекс "Hilfskreuzer C" (вместо погибшего "Kaiser Wilhelm der Große"). Было установлено шесть 105-мм и четыре 37-мм пушки. Кроме этого корабль получил получил слип для мин в корме. Для размещения мин были срезаны 24 переборки в каютах на верхней палубе. 21 сентября 1914 года "Berlin" вышел из Бремерхафена в свой первый боевой поход, чтобы минировать маршруты в Глазго и затем вести торговую войну, но капитан-цур-зее Ханс Пфундхеллер (Hans Pfundheller, в 1910–1912 гг. командир малого крейсера "Danzig"), пройдя 280 миль, утром 22 сентября 1914 г. решил повернуть назад из-за светлых лунных ночей. 16 октября 1914 года "Berlin" снова под командованием Пфундхеллерса покинул Вильгельмсхафен с 200 минами на борту. Покрашенный под внешне похожий "Calgarian" британской компании Allan Line, на этот раз он должен был выставить мины в устье реки Клайд в Шотландии, а затем вести торговую войну в зоне между Исландией и Архангельском. Он достиг устья Клайда 22 октября 1914 года, но из-за отключенного прибрежного освещения не смог определить место и мины не ставил. Вместо этого, 23 октября он выставил их у острова Тори к северу от Ирландии, в десяти милях от входа в Лох-Суилли. Затем он повернул назад в Северное море, поскольку интенсивный радиообмен между британскими кораблями говорил о том, что выход в Северную Атлантику был слишком опасным. После двух недель безрезультатного крейсерства, из-за нехватки топлива и начавшегося урагана 17 ноября "Berlin" вынужден был зайти в Тронхейм в нейтральной Норвегии, где стал заливе Хоммельвик на южном краю Стьёрдас-фьорда. Усиливающийся ураган не позволил судну покинуть норвежские воды в течение 24 часов и по международному праву он был интернирован Норвегией. Сперва руководство ВФМ отнесло этот рейд к безусловным неудачам: не было потоплено ни одного судна противника, а минное поле было установлено в другом месте и не было никаких сообщений о подрыве там вражеских кораблей. Только гораздо позже стало известно, что на долю крейсера пришлась самая тяжелая потеря сил Королевского флота в первой половине войны. Дело в том, что как-раз в это время из-за угрозы нападений подводных лодок британский флот решил временно передислоцироваться из базы в Скапа-Флоу, которая тогда ещё не имела противолодочной защиты, в Лох-Суилли - подальше от Северного моря. Во время этого перехода, 27 октября Гранд-Флит попал на минное поле выставленное рейдером "Berlin", подорвался новый линкор-дредноут "Audacious" и, не смотря на все усилия для его спасения, вскоре затонул. За день до этого, 26 октября 1914 года там-же подорвался и затонул британский почтовый корабль "Manchester Commerce". В этом районе также находился полный пассажиров трансатлантический лайнер "Olympic". Он чудом не попал на мину, что позволило избежать крупного дипломатического скандала. Мины в этом районе были расчищены только осенью 1917 года. Англичане тщательно скрывали гибель линкора и продолжали отрицать, даже когда об этом стало известно. После окончания войны в июне 1919 года "Berlin" вернулся в Бремерхафен, но 13 декабря 1919 года был передан Великобритания в счёт военных репараций и перешёл в Британию под контролем компании P & O, после чего в 1920 году был продан ливерпульской фирме White Star Line, переоборудован в Портсмуте и переименован в "Arabic". Новый регистровый тоннаж составил 16786 БРТ. 7 сентября 1921 года лайнер отправился по маршруту Саутгемптон - Нью-Йорк, а с 20 сентября выполнял уже привычные рейсы из Нью-Йорка в Средиземное море (Неаполь, Генуя). В 1924 году на "Arabic" были перестроены пассажирские помещения под 500 каютных мест и 1200 - третьего класса, и его перевели на маршрут Гамбург-Нью-Йорк через Саутгемптон, Шербур и Галифакс. 11 октября 1926 года он вышел из Гамбурга в последний рейс США - линия Уайт Стар решила закрыть этот маршрут. Как и другие британские и американские компании, с восстановлением собственного немецкого судоходства эта линия перестала получать прибыль в этой нише. "Arabic" был сдан в аренду бельгийской судоходной компании Red Star Line из Антверпена и 29 октября 1926 года вышел в свой первый рейс на маршрут Антверпен - Шербур - Плимут - Нью-Йорк и продолжал эксплуатироваться на этой линии 27 декабря 1929 года. По окончании срока контракта, в 1930 году корабль был возвращён White Star Line и снова пассажирские помещения подверглись перепланировке: теперь имелось 177 каютных, 319 туристических мест и 823 места третьего класса. Новый маршрут вёл из Ливерпуля в Нью-Йорк через Копенгаген, но эксплуатация длилась не долго: 16 июля 1930 года "Arabic" вернулся в Ливерпуль из пятого рейса и был снят с линии, а в декабре 1931 года его продали на слом в Геную.
По мобилизационному плану переоборудованию во вспомогательный крейсер подлежал и второй лайнер этого типа, заложенный в 1907 году на верфи Joh. C. Текленборг в Гестемюнде под именем "Washington". Судно регистровым тоннажём 16992 тонны брутто имело две трубы, две мачты, два винта и рабочую скорость 17 узлов. Лайнер был более приспособлен для перевозки бюджетных эмигрантов - на нём было всего 46 мест для пассажиров первого класса, 338 - второго класса и 1726 - третьего класса. Во время церемонии спуска корабля на воду 21 октября 1907 года его переименовали в "Prinz Friedrich Wilhelm". 6 июня 1908 года лайнер вышел из Бремерхафена в первый рейс в Нью-Йорк через Саутгемптон и Шербур и ходил на этом маршруте до начала войны. Он был одним из нескольких кораблей в районе гибели "Титаника", когда тот затонул. 13 июня 1914 года "Prinz Friedrich Wilhelm" вышел в свой первый полярный круиз по Северному Ледовитому океану. Во время очередного такого рейса его и застало начало войны в августе 1914 года. Не рискуя идти с пассажирами через Северное море лайнер выбрал в качестве убежища Одду в Норвегии и оставался там более года. Так, как судно было гражданским, оно избежало интернирования и 18 декабря 1916 года, в канун Рождества, корабль удалось перевести в Киль, после предварительной стоянки у острова Самсё. К моменту прибытия "Prinz Friedrich Wilhelm" в Германию, идея переоборудования лайнеров во вспомогательные крейсера уже была признана не состоятельной и корабль до конца войны просто отстаивался у причала. После войны, 31 марта 1919 года лайнер был конфискован англичанами в счёт военных репараций и вскоре передан ВМС США для использования в качестве военного транспорта. С апреля по август 1919 сохранивший имя "Prinz Friedrich Wilhelm" (ID-4063) совершил пять рейсов из Франции и США и перевез более 15 000 пассажиров, главным образом военнослужащих армии США. По окончании доставки войск на родину, в ноябре 1919 года он был выведен из эксплуатации и передан управлению судоходства США. В 1920 году лайнер был зафрахтован канадской кампанией Canadian Pacific и с 14 июля 1920 года ходил между Ливерпулем и Квебеком. 13 мая 1921 года судно было выкуплено Canadian Pacific и отправлено на ремонт в Глазго. После перестройки регистрационный тоннаж составил 17282 БРТ, а 2 августа 1921 года судно переименовали в "Empress of China", но через несколько недель, ещё до выхода в первый рейс, снова переименовали, теперь в "Empress of China". под этим именем 25 августа 1921 года лайнер был зафрахтован Cunard Line и выполнил два рейса между Саутгемптоном и Нью-Йорком. 23 июня 1922 года он был возвращён Canadian Pacific и сходил в ещё два рейса Ливерпуль - Квебек. 21 августа 1922 года корабль вышел в свой единственный рейс Саутгемптон - Шербур - Квебек. Затем корабль был переименован в "Montlaurier" и перепланирован только под два класса пассажиров: каютные и III класс. 4 мая 1923 года он вышел в первый рейс между Ливерпулем и Квебеком, однако из-за повреждения котла пришлось развернуться и он смог продолжить путь только 29 июня, после ремонта. 24 января 1925 года он в последний раз вышел из Ливерпуля в Сент-Джон. На обратном пути возле Fastnet Rock у южного побережья Ирландии у корабля отказало рулевое управление и он зашёл в Квинстаун (теперь Cobh), откуда был отбуксирован в Ливерпуль. 14 апреля 1925 года во время ремонта на Cammell, Laird & Co. лайнер был повреждён пожаром, но ущерб оказался незначительным. 5 июня 1925 года название лайнера было в очередной раз изменено, на "Monteith", но оно не прижилось и уже 2 июля 1925 года корабль имел новое имя: "Montnairn". Он снова использовался на линии между Ливерпулем и Квебеком. В июле 1926 года пассажирские помещения вновь были разделены на три класса: каютный, туристический, 3-й. С 4 мая 1927 года были также выполнены рейсы из Антверпена в Квебек через Саутгемптон. 16 сентября 1928 года корабль вышел из Гамбурга в последний рейс в Саутгемптон, Шербур и Квебек, после чего был поставлен на прикол в Саутгемптоне, а 23 декабря 1929 года был продан на слом в Геную. Всего в цветах Canadian Pacific лайнер выполнил 62 рейса через Северную Атлантику.
|