Оглавление → Крейсера → Учебный "Deutschland"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный крейсер (Schulschiff)
Германия, проект "440" 1963 г., 1 ед. ![]() * Deutschland *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
РЭВ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Использовался в качестве учебного корабля (Schulschiff) в мирное время и планировался для многоцелевых миссий в случае войны: войсковой транспорт, госпитальное судно, минный заградитель, и эскортный корабль. По этой причине имел для своего размера слишком легкое вооружение (без ракет). Техническое оборудование было довольно непрактичным и разнообразным, приспособленным для учебных целей, также имелись крупные учебные классы. Кроме того, вместе с военнослужащими служили и гражданские лица.
Заказан в конце 1958 года, заложен на верфи Nobiskrug в Рендсбурге 11 сентября 1959 года. Через год, 5 ноября 1960, состоялся спуск корабля на воду при участии тогдашнего президента Генриха Любке. Его жена, Вильгельмина Любке, окрестила корабль име6нем "Deutschland" (Германия), традиционным именем для немецких военно-морских сил. Первоначально планировалось назвать корабль "Berlin", но от этой идеи отказались по политическим причинам (в то время Берлин был разделён между ГДР и ФРГ).
Перед первым заграничным учебным походом "Deutschland" выполнил три испытательных рейса: Первый - в августе 1963 года вокруг Великобритании. С 29.01 по 20.03.1964 года - испытания в тёплых водах - посетил порты Гибралтар, Монровия, Абиджан и Санта-Крус-де-Тенерифе, с 28.04 по 29.06.1964 - испытания в холодных водах - визит в норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн. Ниже перечислены учебные походы, выполненные "Deutschland" за время службы:
2: 16.02 – 16.06.1966, поход в Тихий океан через мыс Горн и Панамский канал, 22.224 мили: Киль - Дакар – Сантос – Пуэрто-Бельграно – Вальпараисо – Гуайяквил – станция Родман – Ла-Гуайра – Фуншал - Киль. 3: 31.01 – 20.06 1967, поход в Тихий океан через Панамский канал, 26.746 миль: Киль - Понта-Дельгада – Чарльстон – Хьюстон – Бальбоа – Сан-Диего – Ванкувер – Мацатлан – станция Родман – Новый Орлеан – Гамильтон - Киль.
5: 26.08 – 10.12.1968, поход в южную Атлантику, 18.294 мили: Киль - Лас-Пальмас – Аккра – Рио-де-Жанейро – Сальвадор-да-Байя – Белем – Порт-о-Спэйн – Лиссабон – Брест - Киль. 6: 18.08 – 17.12.1969, поход в Атлантику и Средиземное море, 20.290 миль: Киль - Понта-Дельгада – Галифакс – Нью-Йорк (участие в 16-м параде в честь фон Штойбена) – Гуантанамо – Нассау – Лас-Пальмас – Неаполь (аудиенция у Папы Павла VI в Ватикане) – Картахена - Киль. 7: 15.04 – 23.06.1971, поход в Средиземное море, 12.019 миль: Киль - Ливорно – Стамбул – Касабланка - Киль. -: 8.11 – 19.11 1971, учебный поход в Шербур, 2.332 мили.
-: 27.11 – 7.12.1972, учебный поход в Осло, 1.621 миля. 9: 1.02 – 26.06.1973, поход в Тихий океан через Панамский канал, 28.100 миль: Киль - Понта-Дельгада – станция Родман – Кальяо – Акаютла – Сан-Франциско – Ванкувер – Акапулько – станция Родман – Понта-Дельгада – Алжир - Киль. 10: 1.11 – 14.12.1973, поход в Средиземное море, 9.148 миль: Киль - Измир – Таранто - Киль.
12: 13.02 – 24.04.1975, поход в Средиземное море, 14.157 миль: Киль - Тулон – Венеция – Ла-Маддалена – Оран - Киль. 13: 4.06 – 29.08.1975, поход в Средиземное море, 15.339 миль: Киль - Руан – Пирей – Стамбул – Александрия – Вильгельмсхафен - Киль. 14: 3.02 – 12.05.1977, поход в Атлантику, 20.589 миль: Киль - Лас-Пальмас – Ресифе – Ла-Гуайра – Веракруз – Сан-Хуан – Норфолк – Понта-Дельгада - Киль.
16: 1.02 – 30.08.1978, поход в Тихий океан через Суэцкий канал, на борту - президент Германии Вальтер Шил в сопровождении министра иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера, 39.954 мили: Киль - Порт-Саид – Бомбей – Порт-Келанг – Сингапур – Манила – Токио (президентский прием на борту, посещение бортового хора императором Хирохито) – бухта Апра – Апиа – Нуку-Алофа (Король Тонга Тупоу IV Тауфаахау пригласил 100 членов экипажа на праздник и на следующий день сам был гостем на борту) – Сува – Веллингтон – Фримантл – Коломбо – Порт-Саид – Кадис - Киль. 17: 6.02 – 26.04.1979, поход в южную Атлантику, 16.085 миль: Киль - Фритаун – Порт-о-Спэйн – Кингстон – Гуантанамо – Санто-Доминго (канцлер Гельмут Шмидт на торжественном приеме на борту) – Понта-Дельгада - Киль.
19: 6.02 – 24.04.1980, поход в Средиземное море, 14.272 мили: Киль - Пирей – Стамбул - Риека – Лондон - Киль. 20: 5.06 – 28.08.1980, поход в Испанию, 16.001 миля: Киль - Бордо – Барселона – Венеция – Лиссабон - Киль. -: 28.11 – 9.12.1981, поход к Бергену для глубоководных исследований, 1.489 миль. 21: 15.03 – 28.05.1982, поход в Тихий океан через Панамский канал, 16.403 мили: Киль - Понта-Дельгада – Бриджтаун – Кингстон (президент Карл Карстенс на официальном приеме на борту) – станция Родман – Гуайяквил – Кальяо (президент Перу - гость на борту) – станция Родман – Понта-Дельгада - Киль.
23: 15.03 – 16.08.1983, поход в Юго-Восточную Азию через Суэцкий канал, 31.040 миль: Киль - Порт-Саид – Коломбо – Читтагонг – Джакарта – Сингапур – Пенанг – Манила – Бангкок – Коломбо – Порт-Саид – Кали-Лименес - Киль. -: 25.10 – 29.10.1983, артиллерийские учения у Фленсбурга, 588 миль. -: 6.02 – 17.02.1984, учения у Ньюкасла-на-Тайне со спецгруппой флота SEF 841, 2.328 миль. 24: 15.03 – 30.05.1984, поход в Атлантику, 14.072 миль: Киль - Лас-Пальмас – Фритаун – Абиджан – Ломэ – Либревилль – Абиджан – Дакар – Лас-Пальмас - Киль.
-: 15.10 – 29.10.1984, учения в иностранных водах "AAG 713/84": Вильгельмсхафен - Ден-Хелдер - Рендсбург, 1.776 миль. -: 26.11 – 30.11.1984, учения в иностранных водах "AAG 128/84": Копенгаген, 849 миль.
26: 24.03 – 14.08.1986, поход в южную Атлантику, 25.222 мили: Киль - Лас-Пальмас – Конакри – Абиджан – Монтевидео – Буэнос-Айрес – Рио-де-Жанейро – Белем – Сан-Хуан – Гамильтон – Нью-Йорк (100-летний юбилей статуи Свободы) – Фуншал – Лондон - Киль. -: 20.10. – 2.11.1986, учения в иностранных водах "AAG 707/86": Копенгаген, 1.965 миль.
28: 22.03 – 3.06.1988, поход в Атлантику, 13.373 мили: Киль - Санта-Круз-де-Тенерифе – Норфолк – Санто-Доминго – Бриджтаун – Понта-Дельгада - Киль. 29: 14.07 – 25.09.1988, поход в Атлантику, 10.268 миль: Киль - Понта-Дельгада – Монреаль – река Сен-Лоренц –Торонто – Детройт – Чикаго - Киль. 30: 7.03 – 26.05.1989, поход в Средиземное море, 8.700 миль: Киль - Александрия – Стамбул – Пирей – Неаполь – Виго - Киль.
За время службы на борту "Deutschland" завершили трехмесячный практическую часть обучения тысячи курсантов послевоенного западногерманского флота. В 1989 году, раньше, чем ожидалось, "Deutschland" решили вывести из эксплуатации в следующем году. Оснащение всем необходимым оборудованием и оружием за 27 лет службы устарело, и уже не отвечало требованию быть "зеркальным отражением флота". Даже за большие деньги, корабль уже не мог быть модернизирован настолько, чтобы проводить обучение по последнему слову техники. Высокие эксплуатационные расходы и необходимость обширного ремонта, оцененного в 40 млн. DM (примерно 20,4 млн. евро) стали решающими для принятия решения о списании корабля. Функция учебного судна впоследствии была передана соединению эсминцев. Имя "Deutschland" первоначально должен был получить первый фрегат типа F 123, но это намерение не было реализовано.
Все соображения насчёт того, чтобы оставить корабль в Вильгельмсхафене - в качестве экспоната Морского музея или как отель - не были реализованы. При надлежащем использовании федеральное правительство было готово передать корабль бесплатно, однако, никто не взялся оплатить затраты на переоборудование и эксплуатацию. Таким образом, 27 декабря 1993 г. разоружённый корабль был отведён в последний путь российским глубоководным буксиром "Светломор" на слом в Аланге (Индия), куда прибыл 80 дней спустя. Только один якорь сохранился и сейчас находится на деревенской площади в Зенгвардене. Существует общество ветеранов и друзей корабля "Verein Schulschiff Deutschland 1989 e. V.". На сайте общества есть огромная коллекция фотографий корабля и моряков.
|