Оглавление → Крейсера → Учебный "Deutschland"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный крейсер (Schulschiff)
Германия, проект "440" 1963 г., 1 ед. * Deutschland *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
РЭВ
ВООРУЖЕНИЕ
Построен для учебных заграничных походов и представительских функций, для чего имел большие размеры и обширные помещения. В свое время "Deutschland" был крупнейшим военным кораблём Западной Германии. Разрешение на строительство корабля было предоставлено несмотря на то, что он был больше тоннажём, чем это было разрешено ограничениями, налагаемых WEU на Западную Германию. (Более крупные корабли типа "Berlin" были построены намного позже, уже в объединенной Германии). "Deutschland" стал самым маленьким немецким крейсером после 4385-тонных "Brummer" и "Bremse", построенных в 1915, продолжая традицию германских учебных кораблей крейсерского типа. Использовался в качестве учебного корабля (Schulschiff) в мирное время и планировался для многоцелевых миссий в случае войны: войсковой транспорт, госпитальное судно, минный заградитель, и эскортный корабль. По этой причине имел для своего размера слишком легкое вооружение (без ракет). Техническое оборудование было довольно непрактичным и разнообразным, приспособленным для учебных целей, также имелись крупные учебные классы. Кроме того, вместе с военнослужащими служили и гражданские лица. Как и парусный учебный корабль "Gorch Fock", "Deutschland" предназначался для Военно-морской академии в Мюрвике и должен был в практической работе на борту продолжить образование кандидатов в офицеры и углубить знания, полученные в предыдущем теоретическом учебном курсе. Кроме того, курсанты должны быть знакомы с погодными условиями в море и условиями сосуществования на борту. Заказан в конце 1958 года, заложен на верфи Nobiskrug в Рендсбурге 11 сентября 1959 года. Через год, 5 ноября 1960, состоялся спуск корабля на воду при участии тогдашнего президента Генриха Любке. Его жена, Вильгельмина Любке, окрестила корабль име6нем "Deutschland" (Германия), традиционным именем для немецких военно-морских сил. Первоначально планировалось назвать корабль "Berlin", но от этой идеи отказались по политическим причинам (в то время Берлин был разделён между ГДР и ФРГ). 10 апреля 1963 г. корабль был передан флоту, 25 мая 1963 года в присутствии министра обороны Кая-Уве фон Хасселя и начальника военно-морского флота вице-адмирала Карла-Адольфа Ценкера официально введён в строй и в июле 1963 приступил к службе при военно-морской академии Mürwik во Фленсбурге. Базировался всегда в Киле. Перед первым заграничным учебным походом "Deutschland" выполнил три испытательных рейса: Первый - в августе 1963 года вокруг Великобритании. С 29.01 по 20.03.1964 года - испытания в тёплых водах - посетил порты Гибралтар, Монровия, Абиджан и Санта-Крус-де-Тенерифе, с 28.04 по 29.06.1964 - испытания в холодных водах - визит в норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн. Ниже перечислены учебные походы, выполненные "Deutschland" за время службы: 1: 26.01 – 29.06.1965, кругосветка через Суэцкий и Панамский каналы, 29.845 миль: Киль - Гибралтар – Порт-Саид – Аден – Кочин – Манила – Токио – Осака – Гонолулу – Сан-Франциско – станция Родман – Картахена – Понта-Дельгада – Брест - Киль. 2: 16.02 – 16.06.1966, поход в Тихий океан через мыс Горн и Панамский канал, 22.224 мили: Киль - Дакар – Сантос – Пуэрто-Бельграно – Вальпараисо – Гуайяквил – станция Родман – Ла-Гуайра – Фуншал - Киль. 3: 31.01 – 20.06 1967, поход в Тихий океан через Панамский канал, 26.746 миль: Киль - Понта-Дельгада – Чарльстон – Хьюстон – Бальбоа – Сан-Диего – Ванкувер – Мацатлан – станция Родман – Новый Орлеан – Гамильтон - Киль. 4: 26.02 – 31.05.1968, поход в южную Атлантику, 16.289 миль: Киль - Фуншал – Сальвадор-да-Байя – Фор-де-Франс – Кингстон – Понта-Дельгада - Киль. 5: 26.08 – 10.12.1968, поход в южную Атлантику, 18.294 мили: Киль - Лас-Пальмас – Аккра – Рио-де-Жанейро – Сальвадор-да-Байя – Белем – Порт-о-Спэйн – Лиссабон – Брест - Киль. 6: 18.08 – 17.12.1969, поход в Атлантику и Средиземное море, 20.290 миль: Киль - Понта-Дельгада – Галифакс – Нью-Йорк (участие в 16-м параде в честь фон Штойбена) – Гуантанамо – Нассау – Лас-Пальмас – Неаполь (аудиенция у Папы Павла VI в Ватикане) – Картахена - Киль. 7: 15.04 – 23.06.1971, поход в Средиземное море, 12.019 миль: Киль - Ливорно – Стамбул – Касабланка - Киль. -: 8.11 – 19.11 1971, учебный поход в Шербур, 2.332 мили. 8: 1.02 – 23.06.1972, поход в Атлантику, 23.748 миль: Киль - Сафи – Ла-Гуайра – Картахена – Новый Орлеан – Нью-Йорк – Лас-Пальмас – Брест – Тромсё - Киль. -: 27.11 – 7.12.1972, учебный поход в Осло, 1.621 миля. 9: 1.02 – 26.06.1973, поход в Тихий океан через Панамский канал, 28.100 миль: Киль - Понта-Дельгада – станция Родман – Кальяо – Акаютла – Сан-Франциско – Ванкувер – Акапулько – станция Родман – Понта-Дельгада – Алжир - Киль. 10: 1.11 – 14.12.1973, поход в Средиземное море, 9.148 миль: Киль - Измир – Таранто - Киль. 11: 14.02 – 30.08.1974, кругосветка через мыс Доброй Надежды и Панамский канал с посещением всех пяти континентов, 38.369 миль: Киль - Лас-Пальмас – Саймонс Таун – Порт-Луи – Фримантл – Джакарта – Токио – Гонолулу – Лос-Анжелес – станция Родман – Гамильтон – Лиссабон – Портленд - Киль. 12: 13.02 – 24.04.1975, поход в Средиземное море, 14.157 миль: Киль - Тулон – Венеция – Ла-Маддалена – Оран - Киль. 13: 4.06 – 29.08.1975, поход в Средиземное море, 15.339 миль: Киль - Руан – Пирей – Стамбул – Александрия – Вильгельмсхафен - Киль. 14: 3.02 – 12.05.1977, поход в Атлантику, 20.589 миль: Киль - Лас-Пальмас – Ресифе – Ла-Гуайра – Веракруз – Сан-Хуан – Норфолк – Понта-Дельгада - Киль. 15: 11.06 – 30.08.1977, поход в Персидский залив через Суэцкий канал, 15.439 миль: Киль - Порт-Саид – Маскат – Бандар-Аббас – Порт-Саид – Палермо - Киль. 16: 1.02 – 30.08.1978, поход в Тихий океан через Суэцкий канал, на борту - президент Германии Вальтер Шил в сопровождении министра иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера, 39.954 мили: Киль - Порт-Саид – Бомбей – Порт-Келанг – Сингапур – Манила – Токио (президентский прием на борту, посещение бортового хора императором Хирохито) – бухта Апра – Апиа – Нуку-Алофа (Король Тонга Тупоу IV Тауфаахау пригласил 100 членов экипажа на праздник и на следующий день сам был гостем на борту) – Сува – Веллингтон – Фримантл – Коломбо – Порт-Саид – Кадис - Киль. 17: 6.02 – 26.04.1979, поход в южную Атлантику, 16.085 миль: Киль - Фритаун – Порт-о-Спэйн – Кингстон – Гуантанамо – Санто-Доминго (канцлер Гельмут Шмидт на торжественном приеме на борту) – Понта-Дельгада - Киль. 18: 5.06 – 30.08.1979, поход в Атлантику, 15.984 мили: Киль - Тромсё – Рейкьявик – Монреаль – Понта-Дельгада – Санта-Круз-де-Тенерифе – Дублин - Киль. 19: 6.02 – 24.04.1980, поход в Средиземное море, 14.272 мили: Киль - Пирей – Стамбул - Риека – Лондон - Киль. 20: 5.06 – 28.08.1980, поход в Испанию, 16.001 миля: Киль - Бордо – Барселона – Венеция – Лиссабон - Киль. -: 28.11 – 9.12.1981, поход к Бергену для глубоководных исследований, 1.489 миль. 21: 15.03 – 28.05.1982, поход в Тихий океан через Панамский канал, 16.403 мили: Киль - Понта-Дельгада – Бриджтаун – Кингстон (президент Карл Карстенс на официальном приеме на борту) – станция Родман – Гуайяквил – Кальяо (президент Перу - гость на борту) – станция Родман – Понта-Дельгада - Киль. 22: 2.07 – 15.09.1982, поход в Средиземное море, 11.870 миль: Киль - Лас-Пальмас – Тунис – Фессалоники – Измир – Алжир - Киль. 23: 15.03 – 16.08.1983, поход в Юго-Восточную Азию через Суэцкий канал, 31.040 миль: Киль - Порт-Саид – Коломбо – Читтагонг – Джакарта – Сингапур – Пенанг – Манила – Бангкок – Коломбо – Порт-Саид – Кали-Лименес - Киль. -: 25.10 – 29.10.1983, артиллерийские учения у Фленсбурга, 588 миль. -: 6.02 – 17.02.1984, учения у Ньюкасла-на-Тайне со спецгруппой флота SEF 841, 2.328 миль. 24: 15.03 – 30.05.1984, поход в Атлантику, 14.072 миль: Киль - Лас-Пальмас – Фритаун – Абиджан – Ломэ – Либревилль – Абиджан – Дакар – Лас-Пальмас - Киль. 25: 2.07 – 15.09.1984, поход в Атлантику, 16.554 мили: Киль - Понта-Дельгада – Вашингтон – Норфолк – Сан-Хуан – Новый Орлеан (присутствовал на Всемирной выставке) – Нью-Йорк – Понта-Дельгада - Киль. -: 15.10 – 29.10.1984, учения в иностранных водах "AAG 713/84": Вильгельмсхафен - Ден-Хелдер - Рендсбург, 1.776 миль. -: 26.11 – 30.11.1984, учения в иностранных водах "AAG 128/84": Копенгаген, 849 миль. -: 31.01 – 2.03.1986, групповые учения миноносцев "DESEX 1/86" у Эль-Ферроля, 5.306 миль. 26: 24.03 – 14.08.1986, поход в южную Атлантику, 25.222 мили: Киль - Лас-Пальмас – Конакри – Абиджан – Монтевидео – Буэнос-Айрес – Рио-де-Жанейро – Белем – Сан-Хуан – Гамильтон – Нью-Йорк (100-летний юбилей статуи Свободы) – Фуншал – Лондон - Киль. -: 20.10. – 2.11.1986, учения в иностранных водах "AAG 707/86": Копенгаген, 1.965 миль. 27: 9.04 – 18.09.1987, поход в Тихий океан через Суэцкий канал, 31.395 миль: Киль - Палермо – Порт-Саид – Порт-Судан – Мадрас – Сингапур – Манила – бухта Субик – Инчён – Токио – Шанхай – Джакарта – Порт-Виктория – Момбаса – Порт-Саид – Лиссабон - Киль. 28: 22.03 – 3.06.1988, поход в Атлантику, 13.373 мили: Киль - Санта-Круз-де-Тенерифе – Норфолк – Санто-Доминго – Бриджтаун – Понта-Дельгада - Киль. 29: 14.07 – 25.09.1988, поход в Атлантику, 10.268 миль: Киль - Понта-Дельгада – Монреаль – река Сен-Лоренц –Торонто – Детройт – Чикаго - Киль. 30: 7.03 – 26.05.1989, поход в Средиземное море, 8.700 миль: Киль - Александрия – Стамбул – Пирей – Неаполь – Виго - Киль. 31: 4.07 – 12.09.1989, поход в Атлантику, 6.200 миль: Киль - Фуншал – Эдинбург – Тромсё – Копенгаген – Кристиансанд - Киль. За время службы на борту "Deutschland" завершили трехмесячный практическую часть обучения тысячи курсантов послевоенного западногерманского флота. В 1989 году, раньше, чем ожидалось, "Deutschland" решили вывести из эксплуатации в следующем году. Оснащение всем необходимым оборудованием и оружием за 27 лет службы устарело, и уже не отвечало требованию быть "зеркальным отражением флота". Даже за большие деньги, корабль уже не мог быть модернизирован настолько, чтобы проводить обучение по последнему слову техники. Высокие эксплуатационные расходы и необходимость обширного ремонта, оцененного в 40 млн. DM (примерно 20,4 млн. евро) стали решающими для принятия решения о списании корабля. Функция учебного судна впоследствии была передана соединению эсминцев. Имя "Deutschland" первоначально должен был получить первый фрегат типа F 123, но это намерение не было реализовано. В начале октября 1989 года, корабль был выведен из эксплуатации, около 50 членов экипажа остались в качестве вахтенной команды. Все соображения насчёт того, чтобы оставить корабль в Вильгельмсхафене - в качестве экспоната Морского музея или как отель - не были реализованы. При надлежащем использовании федеральное правительство было готово передать корабль бесплатно, однако, никто не взялся оплатить затраты на переоборудование и эксплуатацию. Таким образом, 27 декабря 1993 г. разоружённый корабль был отведён в последний путь российским глубоководным буксиром "Светломор" на слом в Аланге (Индия), куда прибыл 80 дней спустя. Только один якорь сохранился и сейчас находится на деревенской площади в Зенгвардене. Существует общество ветеранов и друзей корабля "Verein Schulschiff Deutschland 1989 e. V.". На сайте общества есть огромная коллекция фотографий корабля и моряков.
|