|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные почтовые пароходы, планировались в качестве вспомогательных крейсеров (Hilfskreuzer)
тип
Германия в 1914 г. 0 (6) ед. (пассажирские п/х, 1906-1908 гг.)1 ед. использовался в кач. транспорта снабжения (Etappenschiff) * Yorck * Bülow * Kleist * Goeben * Derfflinger * Lützow *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Среди немецких лайнеров, изначально оборудованных для возможного использования в качестве вспомогательных крейсеров - рейдеров, были шесть пароходов второй серии типа "Feldherren" восточно-Азиатской линии бременской компании "Norddeutscher Lloyd" (NDL). Капитаны этих лайнеров имели на этот случай соответствующие инструкции. Необходимость их использования в военных целях обуславливалась тем, что они использовались государственной почтовой службой и получали от государства субсидии. Суда относились к океанским грузо-пассажирским лайнерам относительно небольших размеров с достаточно умеренной скоростью. Они могли разместить большое количество пассажиров на промежуточной и нижней палубах, но обычно это место использовалось только для груза. В передней части главной палубы находились каюты для пассажиров III класса, на верхней палубе - столовая и часть кают 1-го класса, в задней надстройке - столовая и каюты II класса. На прогулочной палубе были еще каюты 1-го класса, а за трубами - курительный салон. Задняя надстройка имела общие комнаты для второго класса. От первой серии отличались несколько большими размерами и поднятым на ярус выше ходовым мостиком. Фактически, ВМФ использовал только один корабль этой серии - "Yorck", который к началу войны находился на Дальнем востоке и, пока Япония не определилась с участием в войне, успел загрузиться в Йокогаме углём и продуктами для Восточно-Азиатской крейсерской эскадры графа фон Шпее, и после выполнения свой миссии был интернирован в Вальпараисо (Чили). Два других были захвачены Британией в Суэцком канале, остальные интернированы в Португалии, Испании и Индонезии и, соответственно в боевых действиях участвовать не могли.
"Yorck" был спущен на воду 10 апреля 1906 г. и стал третим судном типа "Feldherren", построенным на верфи F. Schichau в Данциге для компании Norddeutscher Lloyd. Достройка парохода был завершена 4 ноября 1906 года, стоимость постройки составила 4,04 миллиона золотых марок. Он был рассчитан на 107 пассажиров 1-го класса, 113 - 2-го класса и 130 3-го класса. Мог при необходимости также брать большое количество дешёвых эмигрантов на промежуточную палубу. 23 ноября 1906 года "Yorck" вышел в первый рейс в Нью-Йорк, в январе 1907 года последовал второй, а в марте 1909 - третий. В основном-же корабль эксплуатировался на восточных линиях качестве имперского почтового парохода, выйдя в первый рейс в Австралию 20 февраля 1907 года. Он сделал четыре таких рейса - последний начался 25 ноября 1908. 23 октября 1907 года "Yorck" вышел в первый из 17 рейсов из Европы в Восточную Азию. Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, "Yorck" находился в Японии. 4 августа 1914 года он вышел из Иокогамы под командованием капитана Лёзера (Löser) с 3000 т угля (купленного за 50 тыс. йен), продовольствия и других товаров для Восточно-Азиатской крейсерской эскадры графа фон Шпее и встретился с ней в Пагане (Марианские острова). 13 августа он вышел с эскадрой в океан - шёл вторым в колонне транспортов, за вспомогательным крейсером "Prinz Eitel Friedrich". 19 августа эскадра встала на якорь у аттола Эниветок, где с транспорта на крейсера перегружался уголь. 22 августа он отправился с эскадрой далее, на юго-восток к атоллу Маюро (Маршалловы о-ва), куда прибыл 26 августа, где снова перегружался у. 30 августа эскадра продолжила путь, направляясь к о. Кристмас (Рождества). 21 сентября эскадра бросила якорь в бухте Тавануи на о. Бора-Бора в 160 милях от Таити, где снова выполнялась бункеровка крейсеров. Во второй половине дня 21 сентября эскадра покинула о. Бора-Бора и 22 сентября прибыла на Таити для обстрела Папеэте. Транспорты при этом отправили в охранении крейсера "Nürnberg" на о. Нукухива - главный на французских Маркизских островах, где они остановились 24 сентября. Через два дня туда прибыли броненосные крейсера и, дав продолжительный отдых экипажам, 3 октября эскадра уже находилась на пути к о. Пасхи, где корабли М. Шпее бросили якоря 12 октября. После очередной бункеровки 18 октября немецкие корабли покинули о. Пасхи и направилась к побережью Чили. 26 октября эскадра подошла к о. Мас-а-Фуэра, где в бухте Св. Квентина приступила к погрузке угля, а спустя два дня вышла оттуда в полной боевой готовности на перехват британских крейсеров, который закончился боем у Коронеля 1 ноября 1914 г. "Yorck" в этот раз передал на крейсера последние оставшиеся запасы, был отпущен от эскадры и перешёл в Вальпараисо, где 28 октября 1914 был интернирован чилийским властями. Чтобы предотвратить возможный захват судна, экипаж привёл паровые машины в полную негодность. Прибывший на этом пароходе в Вальпараисо обер-лейтенант-цур-зее доктор Р. Ридигер некоторое время продолжал организовывать "этапы" (обеспечение углем и припасами) для эскадры, а после для рейдеров. После войны "Yorck" смог вернуться в Германию лишь в 1920 году - после ремонта разрушенных машин. По соглашению от августа 1921 года судно не подлежало передаче победившим державам и вошло в число шести оставшихся трансатлантических кораблей Norddeutschen Lloyd. После ремонта и переоборудования "Yorck" брал 795 пассажиров: 303 2-го класса и 492 3-го класса, регистровый тоннаж теперь был 8976 брт. 11 марта 1922 года лайнер вышел в свой первый послевоенный рейс в Нью-Йорк, а с октября 1926 года снова стал ходить также и в Восточную Азию. В апреле 1927 года судно было перестроено и теперь пассажирские помещения разделялись на туристической и III класс. "Yorck" в 1927 году сходил в Балтимор в США и отправился в круиз по Балтике и на Север. В 1928 году последовал еще один северный круиз. Корабль также ходил в Гавану и Галвестон. В 1929 году "Yorck" был выведен из эксплуатации и отправлен в отстой, а в 1933 году был сдан на слом верфь.
"Yorck" был построен в 1906 году на верфи J. C. Tecklenborg в Геестемюнде для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 108 пассажиров 1-го класса, 106 - 2-го класса и 1828 - 3-го класса. Он был спущен на воду 21 апреля 1906 года и 26 сентября 1906 года вышел из Бремена в первый из 18 рейсов на Дальний Восток. 23 января 1907 года он начал свой первый из трех рейсов в Австралию, а 11 января 1990 года - первый рейс в Нью-Йорк. Пятый и последний такой рейс начался 25 января 1913 года. 23 июля 1914 года корабль снова отправился на Дальний Восток, но в связи с началом войны укрылся в Лиссабоне и потому не мог быть использован в военных целях. 23 февраля 1916 года по требованию Великобритании Португалия реквизировала все пришвартованные в её портах немецкие суда. "Yorck" был переименован в "Tráz-oz-Montes", но в 1922 году был поставлен на прикол в Лиссабоне. В 1924 году он был продан фирме Companhia Nacional de Navegaceo и переименован в "Nyassa". Он использовался в основном для рейсов в Южную Америку. В годы второй мировой войны, в 1940-1944 гг. он выполнил 14 рейсов туда и обратно между Лиссабоном, Нью-Йорком, Балтимором или Филадельфией, а также в Южную Америку. В ноябре 1949 года судно поставили в отстой в Лиссабоне, а в 1951 году оно было сдано на слом в Блайте.
"Kleist" был построен в 1906 году на верфи F. Schichau в Данциге для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 104 пассажира 1-го класса, 104 - 2-го класса и 1700 - 3-го класса. Корабль был спущен на воду 3 декабря 1906 года и вышел в первый рейс 17 апреля 1907 года - из Бремена в Австралию через Суэц, после которого судно перевели на линию Бремен - Дальний Восток. Начиная с 22 февраля и 9 апреля 1913 года "Kleist" выполнил два рейса из Бремена в Нью-Йорк, затем еще одно путешествие из Бремена в Австралию. 3 сентября 1913 года корабль возобновил рейсы на Дальний Восток, начав свое последнее путешествие по этому маршруту 13 мая 1914 года. На обратном пути капитан получил по радио сообщение о том, что Россия и Франция объявили войну Австро-Венгрии и Германии, и что мобилизуются Голландия и Бельгия. Он высадил пассажиров в Коломбо на британском Цейлоне, а затем отправился в Голландскую Ост-Индию, где укрылся в Паданге на Суматре. Вероятно, рассматривались варианты использования корабля в качестве рейдера или снабженца, но до этого дело не дошло и он простоял в Паданге да конца войны. В 1919 году он был захвачен Великобританией и передан под управление компании British India SN Co. В 1922 году корабль был присуждён по репарациям Японии, передан компании Nippon Yusen Kaisha (NYK) и переименован в "Yoshino Maru". Ходил из Кобы в Сидней и Мельбурн. 4 мая 1929 года продан компании Kinkai Yusen, KK Line, Токио, с 9 января по 7 декабря 1935 находился на службе компании Kinkai Yusen. В 1937 на верфи Mitsubishi в Кобе был переоборудован в грузовой корабль и с 5 июля 1937 года ходил на маршруте Осака-Такао компании Kinkai Yusen. 7 июля 1937 года началась китайско-японская война и вскоре судно было зафрахтовано Императорской Японской Армией (IJA) в качестве военного транспорта. 29 августа - 2 сентября 1937 года в составе конвоя доставил 1442 солдата и 212 лошадей из Модзи в Вусунг, В июле 1938 года "Yoshino Maru" пострадал от пожара и прошёл ремонт на верфи Mitsubishi в Кобе. 25 октября 1938 года корабль был реквизирован Имперской Армией, ходил в Шанхай, а 8 сентября 1939 передан компании Nippon Yusen Kaisha (NYK), Токио. Затем служил транспортным кораблем во время Второй мировой войны, возил войска и военные грузы в Китай и Маньчжурию. Позже ходил также в Индокитай, Сингапур, Бирму, на Филиппины. В октябре 1942 года "Yoshino Maru" был переоборудован на верфи Mitsubishi в Хиросиме в госпитальное судно, корпус выкрашен в белый цвет с зеленой горизонтальной полосой и большими красными крестами на бортах. В дальнейшем транспорт продолжал регулярно ходить в Китай, Сингапур, на Филиппины и прочие тихоокеанские острова. 7 июля 1944 года вновь перечислен из госпитального корабля в войсковой транспорт, вооружён зенитными автоматами и окрашен в серый цвет. Идя в составе конвоя с 2495 человек войск и 400 т. боеприпасов, 31 июля 1944 года в 4:20 "Yoshino Maru" был повреждён торпедой американской подводной лодки "Steelhead" в проливе Лусона, а в 5:14 добит торпедой американской подводной лодки "Parchee" и затонул в точке 19°10N 120°58E.
"Goeben" был построен в 1906 году на верфи AG Weser в Бремене для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 281 каютного пассажира и 1333 - 3-го класса. Спущенный на воду 11 ноября 1906 года, он стал ходить на Дальний Восток, лишь в июне и августе 1911 года выполнил два рейса по непривычному маршруту Бремен - Саутгемптон - Суэц - Фримантл - Аделаида и Сидней. В августе 1914 года, когда началась война, он был в рейсе и зашёл в Виго в Испании, где был интернирован до конца войны и в результате не мог быть использован в военных целях. В 1919 году корабль был передан Франции, переименован в "Roussillon" и перешёл под контроль Compagnie Generale Transatlantique (French Line). 28 сентября 1920 он вышел в первый рейс из Марселя в Нью-Йорк, а с 3 декабря 1920 ходил из Гавра в Нью-Йорк. В последний рейс на этой линии он вышел 18 сентября 1923 года, а 1 ноября 1923 года перешёл на линию Бордо - Нью-Йорк. Выход в последний рейс из Бордо состоялся 24 августа 1930 года, а в феврале 1931 года корабль был сдан на слом в Пасахес, Испания.
"Derfflinger" был построен в 1907 году на верфи F. Schichau в Данциге для компании Norddeutscher Lloyd и спущен на воду 9 ноября 1907 года. Он был рассчитан на 104 пассажиров 1-го класса, 104 - 2-го класса и 1919 - 3-го класса. Корабль вышел в первый рейс из Бремена в Нью-Йорк 9 мая 1908 года, но после этого ходил на линии Бремен - Суэц - Дальний Восток. С началом войны в августе 1914 году при возвращении из рейса он был захвачен британцами в Порт-Саиде, переименован в "Huntsgreen" и использовался в качестве войскового транспорта. После войны передан судоходной компании Stelp & Leighton. В 1923 лайнер был выкуплен Norddeutscher Lloyd и переоборудован для 290 пассажиров 2-го и 521 - 3-го классов. Ему вернули прежнее имя "Derfflinger", а регистровый тоннаж теперь составлял 9162 брт. 20 сентября 1923 года корабль возобновил рейсы по маршруту Бремен - Нью-Йорк, а с января 1924 - и Бремен - Галифакс - Галвестон, в последний рейс по этому маршруту судно вышло 3 мая 1928 года, после чего использовалось только на дальневосточной линии. В феврале 1927 года корабль был перестроен под пассажиров каютного и III классов. 16 июля 1929 года "Derfflinger" сел на мель у Сиань Кунг Тау в Желтом море. Пассажиры и экипаж были сняты, а корабль доставлен в Циндау для ремонта. 12 ноября 1931 года в устье реки Янцзы корабль спас экипаж севшего на мель в плохую погоду британского шлюпа "Petersfield". В 1932 году судно вывели из эксплуатации и в следующем году сдали на слом в Бремерхафене.
"Lützow" был построен в 1907 году на верфи AG Weser в Бремене для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 104 пассажира 1-го, 104 - 2-го и 1700 - 3-го класса. Он был спущен на воду 17 декабря 1907 года и вышел в свой первый рейс в Нью-Йорк 11 апреля 1908 года. В третий и последний рейс на этой он вышел 20 июня 1908 года, а затем перешёл на линию Бремен - Суэц - Дальний Восток. 14 июня 1913 года лайнер выполнил одиночный рейс из Бремена в Нью-Йорк, а 8 июля 1914 года вышел в свой последний рейс на Дальний Восток. В пути его застала война и 3 августа 1914 года он был захвачен англичанами в Суэцком канале. Под новым именем "Huntsend" корабль использовался, как войсковой транспорт, а также в качестве госпитального судна для эвакуации войск из Галлиполи в 1915 году. 3 января 1917 года недалеко от Крита транспорт был поврежден торпедой немецкой субмарины "UB-47", но остался на плаву, был отбуксирован в порт и позже отремонтирован на верфи Wallsend Slipway & Engineering Company в Тайне. Во время пандемии гриппа "Huntsend " покинул Монреаль 26 сентября 1918 года с 649 канадскими солдатами на борту, врач сообщил о 15 больных гриппом и пневмонией. Несмотря на его обеспокоенность, судно отплыло, и пять процентов из 649 канадцев погибли до того, как смогли высадиться 11 октября 1918 года. Некоторые из зараженных умерли позже. В 1923 году Norddeutscher Lloyd выкупил судно и вернул его в пассажирский сервис под первоначальным именем "Lützow". Он вышел в свой первый рейс Бремен - Галифакс - Нью-Йорк 14 июня 1924 года. В июне 1925 года он впервые провёл три круиза в северные воды. С 12 февраля 1926 году последовало пять круизов по Средиземному морю: "Lützow" за 16 дней доходил из Бремерхафена вокруг Испании до Генуи, оттуда 15 дней шёл через девять промежуточных портов в Венецию, третий, 26-дневный рейс вёл оттуда через через Грецию в Константинополь, через Палестину в Александрию и обратно в Венецию. Четвертый и пятый маршруты повторяли первые два в обратном направлении. В 1927 году в программе были средиземноморские и северные туры, а также круиз по Балтике и Скандинавии. К 1931 году было совершено 17 круизов. С апреля 1927 года "Lützow" стал первым кораблем, на борту которого находился самолет, предлагающий туристам обзорные полеты. Это был Junkers F-13 D-376 "Kronenreiher" Люфтганзы. Для парковки гидросамолёта в открытом море испытывался специальный буксируемый "ковёр". В мае 1929 года пассажирские помещения были перестроены для пассажиров туристического и III класса. 7 апреля 1932 года начался последний североатлантический рейс "Lützow", а 8 июля - еще один в Восточную Азию. 24 декабря 1932 года корабль был продан на слом.
Торговый флаг Германской империи 1906-1918
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1914
Торговый флаг Германии, 1919-1933
Торговый флаг Португалии, 1916-19??
Торговый флаг Британии, 1914-1923
Торговый флаг Японии, 1921-1944
Торговый флаг Франции, 1919-19??
D-298 "Schneeammer" на борту лайнера "Lützow", 1927 г. D-298 "Schneeammer" на борту лайнера "Lützow", 1927 г. D-298 "Schneeammer" у лайнера "Lützow", 1927 г. "Derfflinger" на мели в Желтом море, июль 1929 г. "Lützow" "Huntsend" "Huntsend" "Lützow" Посадочный "ковёр" для гидросамолётов на "Lützow" (в сложенном виде). "Lützow" "Lützow" "Huntsgreen" в годы войны. "Derfflinger" "Derfflinger" "Huntsgreen" "Derfflinger" "Huntsgreen" "Derfflinger" "Roussillon" "Roussillon" "Goeben" "Yoshino Maru" "Yoshino Maru" "Yoshino Maru" "Yoshino Maru" "Kleist" "Kleist" "Bülow" на мели у Портленда. "Bülow" на мели у Портленда. Прогулочная палуба на "Bülow". Тренажёрный зал на "Bülow". Столовая на "Bülow". Салон на "Bülow". Столовая на "Bülow". Салон на "Bülow". "Bülow" "Bülow" "Bülow" "Bülow" "Yorck" "Bülow" "Yorck" "Yorck" "Yorck" "Yorck" |