Оглавление → Крейсера → Яхта-стационер "Loreley"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
яхта-стационер, авизо (Stationsschiff, Einzelschiff)
Германия, c 1896 г. 1 ед. (быв. яхта, 1886 г.) * Loreley *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Шотландская верфь D. & W. Henderson & Company в Glasgow в 1884 получила от фирмы A. H. G Wittey & Co. заказ на постройку паровой яхты. Она была спущена на воду 1 июня 1885 под именем "Mohican" и в следующем году передана заказчику. Корабль снова был продан уже в 1892 году. Авизо германского ВМФ "Loreley" на станции в Константинополе к середине 1890-х было сильно изношено и его необходимо было заменить. Для его замены в начале 1896 и была куплена в Британии паровая яхта "Mohican". Корабль получил временное наименование "Ersatz Loreley". Он был незначительно перестроен и получил вооружение - 2 пушки как на миноносцах. Корабль обладал хорошей мореходностью, но при ходе против волны испытывал сильную килевую качку, грозящую сломать бушприт и принимал на палубу большое количество воды, то же происходило и при поперечной волне, при этом наблюдалась сильная бортовая качка. Корабль хорошо поворачивал, но на левый борт хуже, очень помогали паруса. Посыльное судно первоначально было также рассчитано для возможного использования в качестве военного корабля в случае мобилизации. Поэтому конструкция предусматривала установку 3-105 мм и 12-50 мм орудий. Тем не менее, после начала Первой мировой войны эти планы не были осуществлены. Схемы окраски: Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
После соответствующего оборудования "Ersatz Loreley" 6 августа 1896 ввели в эксплуатацию. Корабль немедленно приступил к переходу в Средиземное море и 7 сентября достиг Константинополя. В тот же самый день старое посыльное судно было выведено из эксплуатации. "Ersatz Loreley" принял от него функцию стационера, а также имя "Loreley". По мирному договору 1856 Османская империя должна была разрешить длительное размещение одиночных военных кораблей великих европейских держав в Босфоре. На основании этого договора и несла службу "Loreley". Из за беспорядков с армянским населением, особенно в 1895 году, страны добились права размещения также второго корабля. Соединенным Штатам, Испании, Нидерландам и Греции было отказано. Немецкая империя и Австро-Венгрия не стали добавлять корабли, и "Loreley" до 1914 оставалась единственным постоянным кораблём Императорского морского флота в Константинополе. Основной задачей корабля были представительские функции. На борту "Loreley" часто был немецкий посол, по соглашению между министерством иностранных дел и командованием морского флота яхта находилась в его распоряжении для дипломатических целей. Кроме того корабль часто выполнял походы в Черное и Эгейское моря и посещал там портовые города. В октябре и ноябре 1898 "Loreley" находилась в распоряжении Кайзера Вильгельма II при посещении им Турции. 17 октября в Тенедосе корабль встретился с императорской яхтой "Hohenzollern" в сопровождении крейсера "Hertha". "Loreley" провела оба корабля в Константинополь и затем предприняла короткий поход в Черное море с императором на борту. Затем последовал поход в Палестину, где Вильгельм II посетил Иерусалим. 15 ноября "Loreley" вернулась на свою якорную стоянку. После пребывания на верфи в Генуе с 8 ноября до начала декабря 1899 "Loreley" находилась в распоряжение императрицы, которая задержалась в Леричи. В этот период, 19 апреля 1900 на корабле из Леричи в Геную со своей матерью вернулся принц Генрих Прусский. После короткой встречи с учебным судном "Moltke" в конце января 1901 "Loreley" посетила различные гавани с немецкими консульствами, производя учет военнообязанных и их освидетельствование. С ноября 1902 по февраль 1903 "Loreley" проходила ремонт в Пирее. В это время на борту корабля было совершено убийство, привлекшее большое внимание. На срок ремонта команда была размещена на суше. На "Loreley" оставалась только маленькая вахта. В ночь с 16 на 17 ноября 1902 вахтенный матрос Колер зарезал стилетом также находящегося на борту маата Бидрицкого и украл сейф с документами и деньгами. Утром 17 ноября проверяющий унтер-офицер нашёл "Loreley" покинутой. Следы крови и отсутствие сейфа указывали на преступление. Водолазы из управления порта в тот же день обнаружили труп Бидрицкого. Считавшийся сначала также мертвым Колер был найден 18 ноября и арестован. Он сознался в преступлении и указал в качестве мотива алчность. Украденный сейф нашли на ближайшем маяке, где Колер оставил его в рыбачьей лодке. Матрос действовал по инициативе иностранной тайной полиции, для которой представляли интерес документы дипломатической службы, находящиеся на "Loreley". Колер был доставлен в Германию на учебном корабле "Stein" и был там отдан под трибунал. В апреле 1904 "Loreley" находилась в распоряжении наследного принца Вильгельм и принца Эйтеля Фридриха при посещении ими Султана. 3 мая корабль ходил из Александрии в Салоники, так как в Македонии произошли беспорядки. Во время празднования 50-летия международной Европейской дунайской комиссии в 1906 году "Loreley" стояла в Галаце. Первоначально вслед за этим планировался поход по различным русским гаваням, которая не произошёл из за политических напряжений. Следующие 2 года характеризовались рутинной службой, причем в 1907 исключение составило лишь участие в свадьбе в греческом королевском доме. В 1909 на южном Анатолийском нагорье снова произошли тяжелые преступления против армянского христианского населения. Поэтому с 20 апреля "Loreley" с военными кораблями других морских держав должна была быть готова к возможному вмешательству. Уже 24 апреля корабль был заменён крейсером "Hamburg". Во время этого четырехсуточного использования понадобились лишь оказание дополнительных услуг немецким и австрийско-венгерским гражданам. 27 апреля "Loreley" вернулась на постоянную якорную стоянку в Терапии. В тот же самый день султан Абдюльхамид II, который хотел отменить сделанные в прошлом году реформы, был свергнут Младотурками и наследником провозглашён его брат Мемед V. Абдюльхамид должен был покинуть Константинополь и был с разрешением османского правительства доставлен на борту "Loreley" в Салоники. Летом 1910 Османская империя закупила два немецких линкора, "Kurfürst Friedrich Wilhelm" и "Weissenurg". 27 августа командир прибывшего соединения контр-адмирал Кох, прибыл на борту "Loreley", чтобы урегулировать формальности передачи. 3 сентября стационер сопровождал оба корабля к якорной стоянке. В ноябре "Loreley" по пути в Триест села на мель у Лепанто и была снята британским эсминцем, повреждения оказались незначительными. В середине месяца в Триесте корабль стал на капитальный ремонт, который был закончен 1 марта 1911. Во время итало-турецкой войны "Loreley", поддерживаемая "Geier", находилась в турецких областях побережья для защиты немецких жителей. После начала Первой балканской войны была образована немецкая Средиземноморская эскадра под командованием контр-адмирала Конрада Труммлера, в которую вошли большой крейсер "Goeben", малый крейсер "Breslau" и "Loreley". Однако яхта преимущественно оставалась на якорной стоянке. Когда стало вероятно занятие греками Салоник, корабль получил приказ вернуть бывшего султана Абдюльхамида в Константинополь. Мехмед V ранее выразил соответствующую просьбу Вильгельму II. 2 ноября 1912 стационер вернулся из этого рейса. Еще до конца войны "Loreley" с 10 февраля по 3 марта 1913 находилась в Тристе, где прошла ремонт. В середине августа корабль помогал в борьбе с пожаром во французском посольстве в Константинополе. Со 2 февраля по 13 марта 1914 "Loreley" стояла на ремонте в Александрии. Во второй половине апреля корабль находился в распоряжении императора, который остановился на Корфу. Последний мирный рейс в области станции, который вел в Смирну, закончился 12 июля. После начала Первой мировой войны, 6 августа "Loreley" вывели из эксплуатации. Командир, корветтен-капитан Хуманн, стал руководителем управления этапов морского флота и офицером сообщений главного морского штаба. "Loreley" во время войны использовалась как тендер, время от времени также для грузовых рейсов в Мраморном море. При этом официальное зачисление на службу снова произошло только в декабре 1917. Экипаж состоял как из немцев, так и из турок, командиром стал капитан-лейтенант резерва Майс. Рейсы частично проходили под имперским торговым флагом. 2 ноября 1918 "Loreley" окончательно вывели из эксплуатации. В тот же день вычеркнули из списков военных кораблей и передали Турции. После некоторого времени, проведённого на приколе, в апреле 1924 корабль купил турецкий судовладелец и использовал как грузовое судно под именем "Haci Paşa". 2 января 1926 корабль вышел в рейс Батум - Самсун и пропал в Черном море.
|
Лорелея (Loreley) - прекрасная дева-сирена Рейна, заманивающая своим пением корабельщиков и рыбаков к опасным рифам у скал. Легенду связывают со скалой Лур-лей близ Бахараха.