Оглавление → Крейсера → Авизо типа "Meteor"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
авизо, с 1899 малые крейсера (Aviso, Kleiner Kreuzer) типа
Германия, 1891-1893 гг. 2 ед. (проект 1888 г.) * Meteor * Comet *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Если на предыдущих авизо проектировщики пытались построить корабли, которые могли бы служить разведчиками для основного флота, а также защищать его от вражеских миноносцев, то в 1888 году военно-морское командование решило, что следующий класс должен быть ориентирован исключительно на противодействие миноносцам. Меньшие по размеру и более быстрые, чем предыдущие авизо тиа "Wacht", были весьма похожи на современные им британские торпедно-канонерские лодки. Для своего водоизмещения имели хорошую защиту, но оказались плохими ходоками. Имели очень плохую мореходность, их сильно заливало, уже при средней погоде вызывали беспокойство. Также они страдали от сильной вибрации надстроек на полном ходу. Манёвренность и устойчивость на курсе были приемлемые. Поперечная метацентрическая высота 0,41 м, продольная - 96,6 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 48°, нулевая - более 90°. Угол поворота руля 40°. В боевой службе могли применятся только при самых благоприятных погодных условиях, поэтому почти не служили. Конструкция "Comet" ещё при достройке была изменена по результатам испытаний "Meteor" - в т. ч. поднята боевая рубка. Дымовые трубы на "Meteor" сперва были короче на 1,5 м. На "Meteor" с 1901/02 кормовая стеньга как на "Comet". Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Посыльное судно F (с 1899 малый крейсер) было заложено в декабре 1888 на верфи "Germaniawerft" в Киле, 20 января 1890 корабль был спущен на воду и получил имя "Meteor" (метеор), в честь канонерской лодки "Meteor" (сп. в 1865), прославившейся в Германо-французской войне. Весной 1891 верфь провела испытания и передала корабль Императорскому морскому флоту. "Meteor" вошёл в строй 15 мая 1891. Первоначально он использовался в качестве флагмана командующего Военно-морской базы Балтийского моря и размещался в качестве брандвахтенного судна в Киле, заменив в этой роли корвет "Stosch". Однако, так, как флот еще не провел собственные испытания корабля, и 30 июля он был переведен в резерв I линии, а его роль флагмана взял на себя учебный торпедный корабль "Blucher". "Meteor" прошёл испытания, которые завершились доделками на верфи с 30 июля по 24 августа 1891, а 28 августа (по др. данным 28 сентября) вернулся к своим охранным обязанностям, однако, служба продлилась лишь до 3 октября. В этот день корабль снова был отправлен на верфь, чтобы устранить выявленные недостатки. При этом дымовые трубы были удлинены на 1,5 м, чтобы ликвидировать задымление пушек на кормовой палубе. 20 мая 1892 "Meteor" снова был принят в эксплуатацию, чтобы закончить испытания после завершения модификаций. Кроме того, он снова нёс брандвахтенную службу в Киле. Во время осенних маневров флота 1892 с середины августа до 26 сентября посыльное судно действовало в качестве лидера II флотилии миноносцев, на борту корабля поднимал свой флаг командир флотилии корветтен-капитан Карл Розендаль. После того, как в начале ноября корабль посетил император Вильгельм II, его снова вывели из эксплуатации 6 декабря. К этому времени флот объявил испытания корабля официально завершенными. В 1893 году "Meteor" расконсервировали 5 апреля и придали I дивизии практической эскадры. После окончания осенних маневров 1893 его снова вывели в резерв. В 1894 году с 30 июня корабль использовался как тендер новой яхты "Hohenzollern", на которой император предпринял поход на Север. Эта служба однако закончилась преждевременно, после того, как в Ставангере случилась поломка машины. Она могла быть отремонтирована бортовыми средствами, но "Meteor" был отпущен на ремонт в Киль и его заменил крейсер "Prinzeß Wilhelm". После участия в осенних маневрах 1894, где корабль выполнял функции разведчика, авизо снова было выведено из эксплуатации 30 сентября 1894. С 19 марта 1895 "Meteor" служил в службе охраны рыболовства у немецкого побережья Северного моря. Эта деятельность с 14 по 22 июня прерывалась участием в открытии канала Кайзера Вильгельма и окончилась 27 августа, когда "Meteor" вошёл в практическую эскадру для осенних маневров 1895 года. После их окончания корабль вывели из эксплуатации в Киле 24 сентября. С 18 марта 1896 "Meteor" снова нёс службу рыбоохраны в Северном море. В середине апреля посыльное судно ходило в Дувр, чтобы сопровождать оттуда новую парусную яхту принца Генриха Прусского на ее переходе в Германию. Начиная с конца мая "Meteor" помимо патрулирования использовался также как учебный корабль для машинистов и кочегаров. С 3 по 6 июня корабль находился в Лоустофте, где происходила встреча по обмену опытом британских, нидерландских и немецких кораблей рыбоохраны. Осенние маневры 1896 года прошли с 9 августа до начала сентября, "Meteor" использовался как разведчик флота, после чего вернулся к рыболовным патрулям. Активное применение посыльного судна закончилось выводом в резерв 4 октября 1896. Из за незначительной мореходности "Meteor" больше не применялся для корабельной службы. Для спасательной службы он также был неподходящим, так как патрулируемая область увеличивалась и дальность плавания корабля была уже недостаточной. Его сменил "Zieten". Сначала "Meteor" стоял без применения и 3 мая 1903 был перечислен в портовое судно. С 3 мая 1904 года он был назначен брандвахтенным судном в Киле. Для его замены уже в 1905 был построен малый крейсер "Königsberg". 24 июня 1911 корабль вычеркнули из списка военных кораблей и использовали как жилой корабль для экипажей подводных лодок в Киле, а в 1919 сдали на слом в Рендсбурге-Аудорфе.
После того, как в январе 1890 был спущен на воду "Meteor", со строительством однотипного судна решили подождать до тех пор пока не появятся первые результаты испытаний. Только в ноябре 1891, через 6 месяцев после зачисления "Meteor" на службу, на верфи AG Vulcan был заложен киль посыльного судна G. Для второго корабля чертежи переделывались в соответствии с результатами испытаний. Была изменена Форма подводной части, максимальная осадка сократилась более чем на 1 м. Кроме того, несколько изменились ширина и длина по ватерлинии, конструктивное водоизмещение возросло на 31 т. Кроме того, обе дымовых трубы получили большую высоту. Посыльное судно было готово к спуску 15 ноября 1892. Генеральный директор Императорской верфи в Киле, капитан-цур-зее Отто фон Дидерихс провёл крестины на имя "Comet" (Комета), в честь канонерской лодки "Comet" (сп. в 1865), бывшей одно время стационером в Константинополе. После окончания заводских испытаний 14 апреля 1893 корабль перешёл в Киль и с 29 апреля 6 июля проходил флотские испытания, после чего был выведен из эксплуатации. В следующем, 1894 году "Comet" активировался лишь с 5 по 30 июня, а в 1895 вообще в море не выходил. Вместо этого в конструкцию вносились различные поправки, с 22 января по 26 апреля 1896 снова проводились испытания в Северном море, а уже 2 мая 1896 "Comet" был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене и отправлен в резерв. В 1897 он вернулся в Киль без официального ввода в эксплуатацию. Хотя "Comet" был ещё новым кораблём, он более не применялся. В 1901 с 3 другими старыми кораблями он перешёл в Данциг для охраны рейда и 3 мая 1903 перечислен в портовое судно и служил в качестве брандвахты в Данциге. Для его замены в 1907 был спущен на воду малый крейсер "Dresden". 24 июня 1911 корабль исключили из списка военных кораблей. Корпус "Comet" в июне 1914 отбуксировали в Эмден и использовали там как минный блокшив для крейсера-заградителя "Arcona". В 1921 "Comet" был сдан на слом в Гамбурге.
|