
Оглавление → Крейсера → Лёгкий "Leipzig"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лёгкий крейсер (Leicht Kreuzer)
Германия, 1931 (проект 1927 г., рук. - гл. стр. директор ВМФ Blechschmidt) ![]() * Leipzig *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
В начале войны "Leipzig" находился в Северном море, участвовал в прикрытии минно-заградительных операций у побережья Британских о-вов, в ходе чего 13.12.1939 торпедирован брит. ПЛ "Salmon". После ремонта использовался только в качестве учебного корабля. 15.10.1944 тяжело поврежден в результате столкновения с КРТ "Prinz Eugen". После войны затоплен союзниками в Скагерраке.
В конструкции корпуса были устранены недостатки предыдущего типа. Хотя сохранился продольный набор и широкое применение электросварки (до 90% конструкций выполнялись сварными), надстройки не включались в расчет продольной прочности, а для улучшения остойчивости была несколько увеличена ширина. Принципиально новым стало введение булей, охватывавших весь пояс, и бульбообразной носовой оконечности. Кормовая часть стала типично крейсерской вместо применявшейся на типе "К" транцевой. Корпус делился на 16 отсеков, двойное дно занимало около 2/3 длины корабля. Но крейсер по-прежнему оставался слишком легко построенным.
Состав вооружения практически не претерпел изменений, за исключением перестановки кормовых башен в диаметральную плоскость. Зенитное вооружение "Leipzig", как и крейсеров типа "К", первоначально ограничивалось 2x1 88-мм/45 пушками С/13, стоявшими между башней "В" и кормовой надстройкой. Первоначально крейсер вооружался 500-мм ТА; в 1934 г. они заменены на 533-мм.
Корабль стал трёхвальным. Вместо маломощных моторов, на "Leipzig" на среднем валу устанавливались четыре 7-цилиндровых дизеля MAN М7 Zu30/44 мощностью по 3150 л.с., работавших через зубчатый редуктор фирмы "Vulkan" и обеспечивавших скорость 16,5 уз. При подключении турбин центральный вал разобщался с дизелями. Для дизелей была предназначена небольшая труба около возвышенной кормовой башни. Расположения мостика, рубки и комнаты ночного управления было аналогично типам "Königsberg" и "Deutschland".
Стандартное водоизмещение 6619 т (подругам данным, 6614 т), полное 8382 т (по другим данным, 8427 т.). Размерения: длина корпуса 177,1 м (наибольшая), 165,8 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,2 м, осадка 5.69 м (максимальная), 4,88 м (средняя). Бронирование
Башни главного калибра имели лобовое бронирование из 80-мм, боковое из 20-мм. тыльной части из 32-мм плит. Барбет башен имел 60-мм броню выше ватерлинии, 32 мм ниже ее. Верхняя палуба в некоторых, наиболее жизненно важных местах, достигала толщины от 20 до 32 мм. Бронирование щитов 88-мм орудий состояло из 12-мм лобовых и 10-мм боковых листов. Вооружение
Главный калибр артиллерии состоял из 9 150-мм орудий системы 8КС-25. Размещены они были так же, как на крейсерах типа "К", в трех трехорудийных башнях — одна в носовой части, две в корме. В отличие от предшествующей серии, кормовые башни находились в диаметральной плоскости. Каждая из башен весила 137 т (из них бронирование 24,8 т). Углы возвышения орудий достигали 40°, снижения 10". Максимальная дальность стрельбы составляла 25000 м. Для этих орудий имелись фугасные и бронебойные снаряды весом 45,5 кг. Боекомплект включал 1080 снарядов или 120 снарядов на ствол. Во время войны боекомплект увеличивался до 1500 снарядов. Основу системы управления огнем артиллерии главного калибра составляли три дальномера с базой 6 метров: один на топе фок-мачты, второй на носовой надстройке, третий на кормовой надстройке.
Первоначально планировалось установить 4 88-мм орудия С25, такие же, какими были вооружены крейсера типа "К". Из-за их неготовности крейсер вооружили 2, а затем 4 одноствольными 88-мм орудиями времен первой мировой войны. В 1936 году на "Leipzig" все же установили 88-мм орудия системы С32. Первоначально смонтировали две двухствольные, затем добавили еще одну двухствольную установку. Основные характеристики установки и орудий были следующими: угол возвышения 80", угол снижения 10", угол поворота орудий 360°, вес снаряда 9 кг, вес заряда 15 кг, дальность стрельбы 19200 м (по морской цели), 12400 м (по воздушной цели). Боекомплект составлял: 800 снарядов для старых 88-мм, и от 1600 до 2400 снарядов для новых 88-мм орудий.
8 20-мм одноствольных орудий имели угол возвышения 85°, снижения 11°, дальность стрельбы 4900 м по морской цели, 3700 м по воздушной цели, максимальную скорострельность 280 выстрелов в минуту на ствол, фактическую 120 выстрелов в минуту. Первоначально "Leipzig" вооружили 12 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных, по два на борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппарата. Боекомплект состоял из 24 торпед: 12 в аппаратах, 12 около них. Имелась централизованная система управления торпедной стрельбой. В случае необходимости крейсер мог выставить 120 мин заграждения. Силовая установка
Одни недостатки в «механике» сменились другими. Так, стремясь разгрузить котельные отделения, конструкторы вынесли два малых вспомогательных котла... на верхнюю палубу, в небольшую надстройку за дымовой трубой. Однако их мощность оставалась недостаточной, а размещение на верхней палубе - просто опасно. Но, по крайней мере, вдвое увеличилось число дизелей, а переключаться с них на турбины стало намного проще. Мощность турбин составляла 60000 л.с., дизелей 12400 л.с. Скорость хода при работе турбин достигала 32 узлов, при работе только дизелей 18 узлов (маршевая скорость), дальность плавания 3780 миль со скоростью 15 узлов, 2980 миль 21 узел и 2220 миль при скорости 32 узла. Запас топлива равнялся 1200 т (нефти) и 310 т мазута (дизельное топливо). "С учетом того, что турбинные и дизельные установки значительно отличались по мощности, на среднем валу крейсера был установлен винт регулируемого шага (ВРШ), позволявший разворачивать лопасти в положение, наиболее эффективное для каждого конкретного режима дизельной установки с учетом скорости корабля. В случае выхода из строя дизельной установки, а также при ходе только под котлотурбинной установкой предусматривалось разворачивать ВРШ во "флюгерное" положение вдоль оси гребного вала. Это позволяло до минимума снизить сопротивление неработающего винта. На испытаниях "Leipzig" во время пробега развил мощность 65585 л.с., 309 оборотов, и достиг скорости 31,9 узла. Электроэнергию для многочисленных потребителей вырабатывали 3 турбо-генератора и 1 дизель-генератор мощностью по 180 киловатт каждый — всего 720 киловатт. Напряжение в сети составляло 220 вольт. Прочее Обладал хорошей мореходностью с плавной, мягкой качкой; отлично управлялся на всех операционных скоростях. Обычно уваливался при сильном ветре и волнении. Имел активные успокоители качки. Экипаж включал 850 человек, из них 26 офицеров. Численность экипажа постоянно росла и вскоре составила 858 человек, из них 30 офицеров. Если "Leipzig" исполнял обязанности флагманского корабля, то добавлялось 26 человек, из них 6 офицеров. Весовые нагрузки крейсера "Leipzig" распределялись следующим образом : корпус (включен вес бронирования башен) 255 т, бронирование 774 т, главные энергетические установки 1637 т, вспомогательные механизмы 394 т, вооружение (включены приборы управления огнем и боезапас) 903 т, оборудование с запасными частями, экипаж со снаряжением 481 т, топливо, вода для котлов, смазочное масло 1681 т. Проектное водоизмещение крейсера равнялось 8427 т. Схема окраски: Принята 15 апреля 1896 г.
Использовались во время войны. Во время прохождения испытаний и учений на Балтике в 1941 г. корабль нёс т. н. "Балтийский камуфляж".
Данные об известных изменениях окраски здесь приводятся в хронологической последовательности. Leipzig
В начале карьеры в Рейхсмарине на "Leipzig" использовался редкий вариант белого кругового идентификатора системы IFF на крыше башни "A" - белая поперечная полоса на темном фоне. Мемориальная доска в честь битвы при Лейпциге на правой стороне открытого переднего мостика - одна из трех, остальные видно на фото справа. Герб Лейпцига на форштевне и металлические пластины с названием корабля по обе стороны кормы завершали маркировку. Башни корабля были названы, от носа к корму: "Dresden", "Leipzig" and "Nürnberg". По немецкой военно-морской традиции, эти имена были присвоены с момента ввода в строй, но гербы отсутствовали до эпохи Кригсмарине. К тому времени белая идентификационная полоса на башне "А" была убрана; вместо этого, сперва все три башни были темно-серые, но вскоре крыша башни "A" была окрашена в светло-серый. Это было идентификатором корабля, пока схема не была отменена в начале 1940. При использовании в составе нейтрального патруля в Испании все три башни получали полосы национальных цветов, при этом крыша носовой перекрашивалась в тёмно-серый, как и на остальных башнях. В 1941 крейсер носил стандартный "балтийский" камуфляж с красными крышами башен, за исключением крыши перископа креплений, которая осталась светло-серой. Другие фотографии показывают светло-серые крыши башен, вероятно, их окраска регулярно менялась, в зависимости от того, был ли корабль в порту, в походе в дружественных водах или лишен прикрытия Люфтваффе. Существует довольно хорошая фотография "Leipzig" в этот период, и одна интересная деталь - использование трех цветов в Балтийском камуфляже: нос и на корма по обе стороны корпуса были черными, а не темно-серыми, как полосы. К началу 1942 "Leipzig" снова был в цветах мирного времени, но почти наверняка он был перекрашен ещё конце 1941, окраска горизонтальных поверхностей неизвестна.
Первой крупной модернизацией стала замена в 1934 году торпедных аппаратов: 500-мм ТА заменены на 533-мм, установлено 2x1 88-мм/45 зенитки С/13 на площадках у кормовой надстройки, 4x2 37-мм/83 полуавтомата С/30 и 4x1 20-мм/65 автомата С/30. Горизонтальные гафели на задней кромке дымохода заменены на большие косые. В 1936 г. "Leipzig" получил авиационное вооружение (катапульту на месте рубки между дымоходом и боевой мачтой и угловой кран вместо левой грузовой стрелы). Смонтирована система управления зенитным огнем SL-1, косой гафель на трубе заменён на мачту на том же месте. Сначала на крейсере базировались биплан "Не-60". В 1938 году на "Leipzig" прошел испытание американский гидросамолет "Chance Vought V-85.G".
В 1939 г. в ходе последнего предвоенного ремонта угловой кран заменён на решётчатый. Из-за проблем, появившихся с прочностью корпуса, в период с 1.04.1940 по 1.04.1941 планировалось провести обширный ремонт с усилением корпуса по типу "Karlsruhe". Планировалось смонтировать в подводной части були, при этом водоизмещение "Leipzig" возрастало бы на 210 т, но осадка оставалась прежней. Дальнейшие расчеты показали, что работа по усилению корпуса и установка нового оборудования должны были увеличить водоизмещение корабля на 270 тонн, к тому же при проектировании заложили резерв в 50 тонн, и водоизмещение увеличивалось на 320 тони. Но после начала войны от этого плана отказались.
В марте 1941 г. кормовые ТА сняты для передачи на линкор "Gneisenau", установлено 2x4 20-мм/65 автомата. Летом 1943 г. на фок-мачте установлена РЛС FuMO 22 и 5 детекторов радиолокационного излучения FuMB 4 "Sumatra" (3 из них впоследствии заменили на FuMB 6 "Palau"). В начале 1944 г. сняты оставшиеся ТА. В 1944 г. планировалось довести состав МЗА до 4x1 40-мм/56. 2x2 37-мм/83 и 8 - 20-мм/65 (по одним данным, в одноствольных установках, по другим, в 4 двухствольных), однако, по всей видимости, работы не проводились. После столкновения с "Prinz Eugen" с "Leipzig" сняли почти все зенитное вооружение. На момент капитуляции оно состояло только из двух 20-мм автоматов. Численность экипажа к началу войны составляла около 620 чел., а ее концу достигала 850 чел.
![]() ![]() ![]() ![]()
С 21 февраля по 15 марта 1933 года состоялся поход в Атлантику с посещением порта Лас-Пальмас (Канарские острова). После возвращения "Leipzig" занимался боевой подготовкой в Северном и Балтийском морях. 1 апреля корабль принял участие в церемонии спуска броненосного корабля "Admiral Scheer". 22 мая на борту "Leipzig" собрались представители новой власти — недавно избранный канцлер Германии А. Гитлер, спикер (председатель) Рейхстага Г. Геринг и главнокомандующий флотом адмирал Э. Редер. Высокопоставленное общество наблюдало за артиллерийскими стрельбами.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Июль был очень насыщенным. В начале месяца из Вильгельмсхафена "Leipzig" вышел в море с крейсером "Königsberg". Целью похода были учения в Атлантике, а также визиты в исландский порт Рейкьявик и английскую военно-морскую базу Портсмут (11 - 15 июля). Это был первый визит немецких кораблей в Англию после 1914 года. В этом же месяце крейсера вернулись в Германию. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
1935 год прошел для "Leipzig" в обычной боевой подготовке. В июле крейсер принимал участие в праздновании Кильской недели. В августе одна из стрельб была произведена в присутствии Гитлера. После осенних учений крейсер отправился на верфь в Вильгельмсхафен, где получил авиационное вооружение (катапульту на месте рубки между дымоходом и боевой мачтой и угловой кран вместо левой грузовой стрелы). ![]() ![]() ![]()
Летом 1936 года в Испании началась гражданская война. Правительство Германии поддерживало мятежников генерала Франко. Корабли германского флота начали походы в испанские воды. Первый поход в испанские воды начался для "Leipzig" 20 августа. В начале октября ему на замену прибыл "Köln". 10 октября "Leipzig" вернулся в Германию. Вскоре крейсер прибыл на верфь Вильгельмсхафена для прохождения текущего ремонта. Работы были завершены в январе 1937 года, и заводские испытания произвели с 21 по 22 января. Затем после курса боевой подготовки в Балтийском море 9 марта крейсер вышел из Киля и направился в Испанию и 12 марта прибыл в главную военно-морскую базу франкистов Эль Ферроль. В водах Испании "Leipzig" сменил "Köln". 13 марта 1937 года "Leipzig" попал в шторм в Бискайском заливе, последствия которого оказались тяжелыми: крейсер был поврежден, произошла деформация верхней палубы, появились трещины в бортах. Но корабль все же дождался своей смены (замена — "Admiral Scheer" появился только в середине мая) и пошел в Германию на ремонт. 19 мая он вернулся в Германию, но уже 1 июня обстановка потребовала его возвращения в испанские воды. 15 и 18 июля крейсер был атакован неизвестными подводными лодками. 29 июня после очередного возвращения в Германию началась боевая подготовка, как индивидуальная, так и в составе соединения. С 24 по 30 июля на "Leipzig" находился командующий флотом адмирал Карльс, во время осенних маневров крейсер был флагманом эскадры "синих", которой командовал контр-адмирал Денш, в ноябре состоялся поход в восточную часть Балтийского моря, с 19 по 23 ноября визит в столицу Эстонии Таллин.
22 августа "Leipzig" принимал участие в большом военно-морском параде, посвященном спуску на воду тяжелого крейсера "Prinz Eugen". Эго событие почтила своим вниманием вся верхушка Третьего Рейха во главе с А. Гитлером, а также венгерским диктатором адмиралом Хорти. 8 и 9 октября крейсер уже принимал участие в торжествах по случаю спуска на воду первого немецкого авианосца "Graf Zeppelin". ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
23 марта "Leipzig" в составе эскадры принял участие в присоединении к Германии Мемеля (Клайпеда). Этот литовский город стал последним мирным приобретением, следующий шаг А. Гитлера привел к войне. С 17 апреля по 18 мая крейсер в составе эскадры ходил в Атлантику в учебный поход. По другим данным, поход продолжался с 18 апреля по 16 мая. "Leipzig" был флагманом Разведывательных сил флота, на нем поднял флаг контр-адмирал Денш. Прошли визиты в порты Понтеведра и Танжер. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Участие в войне
1 сентября 1939 г — нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. Кригсмарине приступил к постановке системы оборонительных минных заграждений "Вестваль". Не остался в стороне и "Leipzig"; в ночь с 19 на 20 сентября он был флагманом минно-заградительного соединения, состоявшего из миноносцев "Seeadler" и "Wolf", прикрытие осуществляли эсминцы "Leberecht Maas" и "Georg Thile". Ими было выставлено заграждение "Марта-4". Операция прошла без происшествий. В конце сентября "Leipzig" вернулся в Балтийское море и в начале октября стал к стенке одного из заводов на двухнедельный ремонт энергетической установки. Во время ремонта произвели полный осмотр всех главных и вспомогательных механизмов, а также чистку котлов. После окончания работ - выход на короткие испытания, артиллерийские и торпедные стрельбы. 21 октября в командование Разведывательными силами флота вступил контр-адмирал Г. Лютьенс. "Leipzig" под его флагом прошел Кильским каналом, бросил якорь на рейде Брюнсбютелля, в последний день октября совершил обратный переход на Балтику и 1 ноября пришел в Свинемюнде. Позднее состоялись совместные учения с крейсерами "Königsberg", "Köln" и "Nürnberg". 7 ноября "Leipzig" в Киле, у дока Хольтенау, в темную и дождливую ночь столкнулся с учебно-артиллерийским кораблем "Bremse". К счастью, повреждение обшивки в кормовой части по правому борту было незначительным, и ремонт на "Дойче Верфт" в Киле занял неделю, после чего "Leipzig" присоединился к Разведывательным силам флота, флагманом которых был "Nürnberg". В это время немецкие эсминцы ставили активные минные заграждения у английского побережья. Для их прикрытия в Северном море развертывались легкие крейсера.
Соединение несколько раз реорганизовалось. 24-25 ноября в его состав был включен карманный линкор "Lützow". После возвращения на базу контр-адмирал Лютьенс перенес свой флаг на "Nürnberg". В ночь с 12 на 13 декабря была запланирована очередная операция по постановке мин у английского побережья. Обычно крейсеры прикрывались миноносцами, но так получилось, что боеспособных кораблей не было, поэтому Лютьенсу пришлось выйти в море без прикрытия. В его распоряжении находились крейсера "Nürnberg", "Leipzig" и "Köln".
Вскоре корабль догнал соединение и немецкие крейсера пошли своеобразным треугольником: "Nürnberg" и "Leipzig" в строю фронта, за ними "Köln". Затем над ними появились 2 гидросамолета Не-115, один из них начал передавать сигнальным фонарем букву "I". Но это предупреждение об угрозе из-под воды неправильно поняли, так как эта же буква была позывным на этот день. Угроза появилась в виде подводной лодки "Salmon", которая была приписана ко 2-й флотилии подводных лодок. Эта лодка получила задание совершить 16-дневный разведывательно-боевой поход в Гельголандскую бухту и у входа в пролив Скагеррак. Поход британских подводников был весьма насыщенным. 4 декабря они потопили немецкую подводную лодку "U-36". 12 декабря прошла, правда, неудачная атака лайнера "Bremen". И вот 13 декабря были обнаружены крейсера Лютьенса. Командир лодки произвел 6-торпедный залп и сразу же ушел на глубину. В 11 ч 25 мин одна из торпед поразила "Leipzig", другая флагманский "Nürnberg".
Между тем в штабе группы "Вест" кипела работа. После получения радиограммы от Г. Лютьенса о повреждении двух крейсеров началось формирование эскорта. В него вошли эсминцы, сторожевые корабли и тральщики, запросили и авиационную поддержку. Соединение Г. Лютьенса разделились на три группы. Первым ушел вперед неповрежденный "Köln", за ним "Nürnberg", последний шел "Leipzig". В его охранении находились эсминец "Herman Schoemann", сторожевые корабли "F-7", "F-9", тральщики из состава 2-й флотилии и катерные тральщики 1-й флотилии. Весь день 13 декабря и ночь на 14 декабря крейсер медленно шел в свою базу. Первая половина для 14 декабря прошла спокойно, но в 12 ч 30 мин "Leipzig" и его охранение было атаковано вражеской подводной лодкой "Ursula". С лодки был произведен четырехторпедный залп. Одна (а возможно, и две) торпеда поразила сторожевой корабль "F-9". Вечером "Leipzig" и его поредевшее охранение прибыли в базу.
Повреждения германского легкого крейсера “Лейпциг” 13 декабря 1939 (Из книги И. М. Короткина Боевые повреждения надводных кораблей. Судпромгиз. 1960.)
В момент повреждения корабль имел ход 28 узлов; состояние моря 2 балла, осадку перед повреждением 5,4 м. Бортовые и междудонные цистерны топлива и питательной воды были заполнены на 85%. Центр взрыва пришелся в район 89 шп. с левого борта почти на 4,0 м ниже ватерлинии в поперечную переборку, разделяющую котельное отделение № 1 и 2. От взрыва крейсер получил следующие повреждения: По корпусу. В районе взрыва образовалась пробоина (10x5 м), причем броня борта была вмята, но не разрушена. Броневая палуба над котельным отделением № 1 и 2 выпучилась, броневой скос левого борта в районе попадания разорван и скручен, внутренний борт, скуловой киль и продольная переборка разрушены, повреждена промежуточная палуба. В зоне взрыва была полностью разрушена поперечная переборка, а днище и внутреннее дно с левого борта оказались частично разрушенными. На протяжении средней трети длины корабля в районе машинно-котельного отделения был отмечен ряд разрывов и трещин (включая ширстрек), верхней палубы (включая палубный стрингер) и других конструкций, причем разрывы происходили как по сварным швам, так и по целому металлу. От сотрясений корпуса ряд фундаментов под приборами получил трещины. Разрывы по обшивке корпуса были настолько значительными, что в штормовых условиях корабль находился бы в очень опасном положении и мог переломиться. Никакого запаса с точки зрения обеспечения боевой прочности корабль не имел. В результате полученных повреждений были затоплены котельные отделения № 1 и 2, а вследствие нарушения водонепроницаемости в местах прохода кабелей через переборки оказались затопленными и некоторые другие помещения. Осадка увеличилась до 6,2 м, и корабль получил крен 4° на левый борт. Поступившее из разрушенных топливных цистерн в котельное отделение топливо достигало с левого борта уровня промежуточной палубы; это привело впоследствии к возникновению пожаров. По механизмам, электрооборудованию и вооружению. Котлы и обслуживающие их механизмы котельных отделений № 1 и 2 оказались разрушенными, от недостатка питательной воды вышло из строя и котельное отделение № 3, а в результате этого и обе турбины. Перестало действовать также и большинство независимых вспомогательных механизмов (в строю остались водоотливной насос котельного отделения № 3 и носовой топливный насос). Средний вал и дизельная установка остались невредимыми, благодаря чему корабль хода не потерял. Из-за отсутствия пара кормовые турбогенераторы вышли из строя (этому способствовали и повреждения основной кабельной трассы левого борта и части трассы правого борта, проложенных по продольным переборкам). Из строя вышла часть радиоаппаратуры и телефонов. Артиллерия, в основном, осталась неповрежденной, за исключением башни главного калибра № 2, которая могла действовать только при ручном управлении. Торпедные аппараты были временно выведены из строя от повреждений электрочасти, но вскоре их вновь ввели в действие. От произошедшей деформации палубы правый кормовой торпедный аппарат управлялся вручную с трудом. Носовой гирокомпас вышел из строя из-за недостатка охлаждающей воды; временно перестал действовать и кормовой гирокомпас. Вышли из строя: главный машинный телеграф (временно), электрическое управление рулем, дальномер и радиостанция. Личный состав вел энергичную борьбу за живучесть корабля. Борьба с водой велась путем задраивания и осушения помещений; приводились в действие вышедшие из строя водоотливные насосы. Восстанавливалась поврежденная техника, в том числе: электрооборудование и кабели, вспомогательные механизмы, телефоны и пр. Устранялись повреждения и приводились в действие артиллерия, торпедное вооружение, радиосвязь. Потери в личном составе составляли: 14 убитых и 22 раненых. Выводы. От воздействия одного контактного взрыва торпеды (340 кг взрывчатого вещества типа ТГА) "Leipzig" получил серьезные повреждения и на длительное время вышел из строя. 2. Объем полученных кораблем повреждений был значительным и включал: разрушение и повреждение корпуса (приведшие к серьезному снижению его общей прочности), затопление ряда помещений (что привело к увеличению осадки на 0,8 м и появлению крена), выход из строя паротурбинной установки и турбогенератора, повреждение кабелей, частичный или временный выход из строя артиллерии, торпедного вооружения и средств управления кораблем и артогнем. Действие взрыва усилило то, что бортовые топливные цистерны в районе взрыва были заполнены почти полностью (на 85%). Хотя корабль в результате взрыва и не переломился, но находился в опасном положении. Наличие в составе корпуса 50-мм брони, расположенной на расстоянии около 3 м от центра взрыва, ограничивало объем разрушений. 3. Наличие дизельной установки на среднем валу способствовало сохранению хода и энергии при полном выходе из строя паротурбинной установки. 4. Прокладка электрокабеля на бортовой продольной переборке способствовала его значительному повреждению на большом протяжении, в результате чего вышли из строя многие механизмы, приборы и вооружение. 5. Действия личного состава по борьбе за живучесть корабля были успешными и заключались в борьбе с водой и пожарами, и восстановлении оружия и технических средств. В результате была введена в строй часть вооружения и механизмов, и корабль своим ходом дошел до ремонтной базы.
Первоначальный ремонт был выполнен верфью "Блом и Фосс" в Гамбурге, затем крейсер был отведен на завод "Дойче Верфь" в Киле. 27 февраля 1940 года "Leipzig" исключили из списков флота, но приняли решение восстанавливать его как учебный крейсер. С него сняли 4 разбитых котла, вместо них оборудовали кубрики для курсантов.
После налетов на Кронштадт немецкому командованию стало ясно, что советские корабли в море не выйдут, соединение, просуществовав несколько дней, было расформировано. "Leipzig" практически сразу же нашли новую задачу. Вермахт в это время проводил операцию по захвату Моонзундских островов, и ему требовалась поддержка флота. Для выполнения этой задачи выделили крейсера "Leipzig" и "Emden" и 3 миноносца. На палубу крейсера был принят самолет для корректировки огня и поиска подводных лодок. Операция получила кодовое название "Вестштурм".
Бой продолжался еще 20 минут, после чего торпедные катера были отогнаны миноносцами. "Leipzig" израсходовал в этом бою 153 снаряда. Немецкие моряки доложили о потоплении двух катеров. Фактически во время этого боя советский флот лишился одного торпедного катера № 83, экипаж с него снял другой катер. В свою очередь катерники доложили о потоплении двух миноносцев, а также нанесении тяжелых повреждений крейсеру и миноносцу. Немцы утверждают, что их корабли не пострадали. Из-за большого расхода боезапаса и топлива немецкое соединение прекратило выполнение задачи и пошло в Либаву. Во время перехода группа радиоразведки на "Emden" перехватила вражескую радиограмму, отправителем которой могла быть подводная лодка. В 14 ч 27 мин, когда немецкое соединение находилось в 20 милях западнее Виндавы, сигнальщики немецких кораблей увидели следы торпед. Они приближались, с правого борта и "Emden", и "Leipzig" выполнили резкий поворот влево, уклоняясь от торпед. Охранявший крейсера "F-7" начал преследовать подводную лодку, вскоре к охоте присоединились еще два миноносца. Но результатов поиска не было, а вернувшиеся из походов советские лодки об атаке крейсеров не доложили. Скорее всего, в атаку выходила "Щ-319", считающаяся пропавшей без вести. Вечером 27-го сентября немецкое соединение прибыло в Либаву, 29 в Киль, где крейсер поставили к стенке завода "Дойче Верфт". Работы завершили 20 октября, после чего "Leipzig" вернулся в Готенхафен. Корабль начал выполнять обязанности учебного корабля: в ноябре прошло совместное учение с тяжелым крейсером "Admiral Hipper", после их завершения - учебные походы по Данцигскому заливу. 18 октября "Leipzig" был кораблем-целью во время стрельб миноносцев и эсминцев. 1942 год прошел для корабля в повседневной службе. В жизни крейсера произошло два примечательных события — это испытание нового образца противоминной обмотки и прохождение текущего ремонта в Либаве. После "Новогоднего боя" А. Гитлер приказал отправить на слом все большие надводные корабли. Но новому главкому К. Деницу удалось отстоять большую их часть. Но не "Leipzig", боевая ценность которого была уже незначительной. В феврале экипаж корабля сократили и 4 марта 1943 года "Leipzig" исключили из списков флота. Военно-морской флаг на корабле спустили, а корабль ушел в Либаву на отстой с небольшим экипажем во главе с исполняющим обязанности командира фрегаттен-капитаном Асмусом. В июле 1943 г. вновь приняли решение вернуть крейсер в состав флота в качестве учебного корабля для рулевых и штурманов, при этом была установлена РЛС FuMO-22. 1 августа "Leipzig" вошел в состав флота. Но крейсер по-прежнему продолжали преследовать неудачи. 10 августа произошел пожар в котельном отделении № 3. После короткого ремонта последовали новые испытания и курс зенитных стрельб, с сентября по декабрь - учебные походы по центральной части Балтийского моря и совместные учения с "Nürnberg". С 5 по 31 января 1944 г. "Leipzig" прошел текущий ремонт на Готенхафенском филиале "Дойче Верфт", где провели замену лейнеров 150-мм орудий, при этом были демонтированы оставшиеся ТА. С 28 февраля по 2 марта прошли совместные учения с крейсером "Prinz Eugen", 16 марта последовали боевые учения в Гданьском заливе. Тем временем обстановка ухудшалась. Фронт приближался к районам боевой подготовки немецкого флота. Старые товарищи "Leipzig" уже вступили в войну, обстреливая наступавшие вдоль побережья Советские войска. Но "Leipzig" в военных действиях не участвовал. В начале сентября он провел совместные учения с тяжелым крейсером "Admiral Scheer", 21 сентября - учения у острова Борнхольм, 26 сентября "Leipzig" охранял войсковой конвой из Свинемюнде в Готенхафен, а затем участвовал в совместных учениях с тяжелым крейсером "Admiral Hipper", легким крейсером "Köln" и учебным кораблем — бывшим линкором "Schlesien". С 8 по 14 октября 1944 г. "Leipzig" прошел докование на верфи "Шихау" в Данциге. После выхода из дока крейсер получил настоящее боевое задание: постановку минного заграждения у входа в пролив Скагеррак. Но ближайшие минные арсеналы находились в Свинемюнде, и "Leipzig" вышел туда из Готенхафена. 15 октября в 19 ч 50 мин крейсер прошел оконечность мыса Хела. По условиям военного времени, корабль шел без огней. Скорее всего, радионавигационные и гидроакустические вахты не неслись, хотя боевая тревога была пробита. Около 20 ч 00 мин "Leipzig" остановился для отключения турбин и дальнейшего перехода под дизелями. Стоял сильный туман, из которого в буквальном смысле выскочил тяжелый крейсер "Prinz Eugen", шедший в Готенхафен для пополнения боезапаса. Удар был настолько сильным, что офицер, находившийся в центральном посту "Leipzig", записал в журнале "20.04. Попадание торпеды". Так же в первые минуты считали и многие моряки "Leipzig". Удар пришелся в тот же район, в который угодила торпеда в декабре 1939 года. После удара погасло освещение, но зажглись тусклые плафоны аварийного освещения. Фактически обстановка была следующей: нос "Prinz Eugen" вошел в борт "Leipzig" между носовой надстройкой и дымовой трубой, носовые котельные отделения № 2 и № 3 были затоплены, в прилегающие отсеки начала поступать вода (всего в корпус поступило 1600 т воды), потери экипажа составили 11 человек убитыми, 6 пропавших без вести, 31 человек был ранен (по другим данным, погибло 27 человек). В основном погибли расчеты зенитных автоматов. Погибших могло быть гораздо больше, в ранее разрушенной котельной находились кубрики курсантов, но по боевой тревоге они прибыли на свои боевые посты. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Командующий флотом вице-адмирал Меендсен Болькен осмотрел повреждение крейсера и принял следующее решение: "Prinz Eugen" срочно отремонтировать, а "Leipzig" исключить из списков флота. Теперь "Leipzig" превратили в несамоходный учебный корабль, а большая часть экипажа получила новые назначения. Повреждения корпуса наспех залатали, котлы в строй не вводились. И хотя несколько новых котлов находились на заводской стенке, установить их не успели, так как всем было не до этого: Третий Рейх трещал по швам и разваливался, Красная Армия продолжала стремительное наступление. Приняли решение использовать корабль в качестве неподвижной плавающей батареи. С 11 по 24 марта "Leipzig" обстреливал наступавшие советские войска, израсходовав при этом 896 снарядов. 25 марта он ушел с рейда Хела на запад, увозя с собой около 500 беженцев и раненых. Переход проходил на дизелях, и скорость была небольшой. Но все обошлось благополучно, несмотря на угрозу со стороны советской авиации и подводных лодок, "Leipzig" добрался до небольшой датской бухты Аабенраа, что севернее Фленсбурга, пройдя через пролив Малый Бельт. 9 мая 1945 г. Германия капитулировала. Победившие союзники начали раздел немецкого флота. Первым делом корабли Кригсмарине разделили на три группы. Израненный "Leipzig" признали кораблем категории "С". В статье Потсдамских соглашений было записано, что эта категория должна быть разобрана не позднее 15 августа 1946 г.
11 июля корабль находился в точке затопления. В 10 ч 59 мин буксировочную партию сняли, вскоре после этого взорвали подрывные заряды, и "Leipzig" затонул, перевернувшись вверх килем. Место затопления корабля — точка с координатами 57°53N,60°13O. (По другим данным, "Leipzig" был затоплен 20 июля и без химического оружия). Судовой колокол находится в церкви молодежного центра в Телгте.
|