входоглавлениекрейсера → лёгкий "Leipzig"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Лёгкий крейсер
(Leicht Kreuzer)

 Leipzig 


Германия, 1931 (проект 1927 г., рук. - гл. стр. директор ВМФ Blechschmidt)

 

*
Leipzig
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Leipzig <Marinewerft>, Вильгельмсхафен, стр. № 117, Kreuzer E = "Ersatz Amazone" 18.04.1928 13.12.1939 повреждён торпедой брит. ПЛ "Salmon" в Скагерраке, 27.02.1940 г. выведен из состава в Киле, ремонт в Данциге, с 1.10.1940 учебный, 15.10.1944 повреждён в столкновении с КРТ "Prinz Eugen" у Хелы, стационарный учебный корабль, 05.1945 капитулировал в Апенраде, с 30.06.1945 плавказарма в Вильгельмсхафене; 16.12.1946 затоплен британцами у Листера.
18.10.1929
8.10.1931
ТТХ
Водоизмещение официальное 6310 т
нормальное 6820 т
полное 8100 т
регистровое 5825 брт, 1816 нрт
Размерения длина ВЛ 165,8 м
полная 177,0 м
ширина 16,3 м
осадка норм. 4,75 м
полн. 4,88 м
макс. 5,69 м
1 см осадки = 21,4 т. водоизмещения
высота борта на миделе 9,00 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 4,25 м + 1х3-лопастный гребной винт Ø 3,0 м с поворотными лопастями
4 МО (1+2+1) + 2 (1+1) ДО 2 ВМ ТЗА "Germaniawerft", Kiel (2360 об/мин) + 4 дизеля "MAN" (7 цил. 2 такт., 600 об/мин) с 1 центральной передачей
3 (1+1+1) КО 6х2 военно-морских нефт. ПК (16 атм, 6700 м²), с 1940 - 4х2 ПК в кормовых КО
мощность проектная 60000 л.с., 400 об/мин. + 12400 л.с., 600 об/мин.
форсированная 65585 л.с., 309 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 32 уз. / под дизелями 16,5 уз.
на испытаниях 31,9 уз.
запас топлива 550/1200 т. нефти + 75/310 т. соляра
дальность плавания на 10 уз. (диз) 3900 миль
на 16,5 уз. (ТУ) 2800 миль
Экипаж 534 чел. (26 офицеров, 508 матросов)
как младший флагман: + 26 чел. (6 офицеров, 20 матросов
позже 658 чел. (30 офицеров, 628 матросов)
под конец - 870 чел. (24 офицера, 826 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной с бульбом и булям, набор по продольно-каркасной схеме, на 90% сварной, 14 отсеков, двойное дно на 83%.
электроснабжение 3 электростанции: 3 ТГ 180 + 3 ДГ 180 = 1080 кВт, 220 В.
управление 1 балансирный руль
плавсредства 2 больших моторных катера, 2 малых моторных катера, 2 баркаса, 1 катер
кренящий момент 16057 мт
цена 38 млн. RM
БРОНИРОВАНИЕ
никелевая сталь Круппа Pz240
пояс 50-35 мм
траверсы 20-18 мм
палуба 20 мм, скос - 25 мм
противоторпедная переборка 15 мм
башни 30/20/20/20 мм
барбеты 30 мм
рубка 100/50 мм, крыша 30 мм, шахта 50 мм
ПУО 20 мм (ГК), 14 мм (СК)
ВООРУЖЕНИЕ
штат с 1934 с осени 1939 с 1942 с 1944
главный калибр
9 (3х3) - 150 мм/60, [1080-1500 снарядов], +40°/-10°, 25700 м
зенитный калибр дальнего боя
2 (2х1) - 88 мм/45 [800 снарядов], 10000 м 6 (3х2) - 88 мм/76 [800/1600/2400 снарядов]
малый зенитный калибр
--- 8 (4х2) - 37 мм/83 [9600 снарядов] 4 (2х2) - 37 мм
6 (6х1) - 20 мм/65 [2400 снарядов] 14 (2x4, 6х1) - 20 мм/65 8 - 20 мм
торпедное и минное вооружение
12 (4х3) ТА-500 (*с 1934 - 533) мм (палубные) [24 торпеды] 12 (4х3) ТА-533 мм (палубные) [24 торпеды] ---
120 мин
авиационное вооружение
--- 2 самолёта ("Heinkel-60", к началу войны - "Arado-196"), 1 катапульта. В 1938 испытывался "Chance Vought V-85.G"
радиоэлектронное вооружение
--- РЛС "FuMO 22" (с 1943)
5 прожекторов 4 прожектора



 



 

Новый крейсер являлся развитием типа "К", отличаясь, прежде всего, конструкцией энергетической установки. Корабль стал трёхвальным, на средний вал работали 4 дизеля "MAN" мощностью по 3150 л.с., обеспечивая скорость 18 — 19 уз. Дымоходы котлов выводились в единственную трубу, для дизелей была предназначена небольшая труба около возвышенной кормовой башни. Конструкцию корпуса усилили, применили були, охватывавшие броневой пояс, и бульбообразную носовую оконечность. Пояс с наклоном 18° наружу имел толщину 50 мм в средней части, 20 мм в носу и 35 мм в корме. Броневая палуба в середине была плоской, а к бортам закруглялась в виде дуги и соприкасалась с нижней кромкой пояса, причем толщину ее в этой части увеличили с 20 до 25 мм. Протяженность броневой цитадели составляла около 70% длины корабля. Состав вооружения оставили без изменений, но кормовые башни перенесли в диаметральную плоскость.

В начале войны "Leipzig" находился в Северном море, участвовал в прикрытии минно-заградительных операций у побережья Британских о-вов, в ходе чего 13.12.1939 торпедирован брит. ПЛ "Salmon". После ремонта использовался только в качестве учебного корабля. 15.10.1944 тяжело поврежден в результате столкновения с КРТ "Prinz Eugen". После войны затоплен союзниками в Скагерраке.

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНСТРУКЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИИ / СЛУЖБА

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

В 1928 году немецкий конструктор Блехшмидт получил задание на проектирование очередного легкого крейсера для Рейхсмарине. Создатели прекрасно понимали ущербность своих детищ, поэтому в следующем, четвёртом лёгком крейсере "Е" (или "Ersatz Amazone") они попытались хотя бы частично устранить самые очевидные недостатки. Однако "Версаль" с его 6000-тонным лимитом оставался практически непреодолимым препятствием. Так что в результате "Leipzig" отличался от своих предшественников не слишком сильно.

В конструкции корпуса были устранены недостатки предыдущего типа. Хотя сохранился продольный набор и широкое применение электросварки (до 90% конструкций выполнялись сварными), надстройки не включались в расчет продольной прочности, а для улучшения остойчивости была несколько увеличена ширина. Принципиально новым стало введение булей, охватывавших весь пояс, и бульбообразной носовой оконечности. Кормовая часть стала типично крейсерской вместо применявшейся на типе "К" транцевой. Корпус делился на 16 отсеков, двойное дно занимало около 2/3 длины корабля. Но крейсер по-прежнему оставался слишком легко построенным.

Значительно изменилась схема защиты, ознаменовавшая возвращение к схеме "пояс+скос". Пояс с наклоном 18º наружу имел толщину 50 мм в средней части, 20 мм в носу и 35 мм в корме. Броневая палуба в середине была плоской, а к бортам закруглялась в виде дуги и соприкасалась с нижней кромкой пояса, причем толщина ее в этой части была увеличена с 20 до 25 мм. Протяженность броневой цитадели составляла около 70% длины корабля. "Leipzig" стал первым германским кораблем, на котором применялась броня марки Wh.

Состав вооружения практически не претерпел изменений, за исключением перестановки кормовых башен в диаметральную плоскость. Зенитное вооружение "Leipzig", как и крейсеров типа "К", первоначально ограничивалось 2x1 88-мм/45 пушками С/13, стоявшими между башней "В" и кормовой надстройкой. Первоначально крейсер вооружался 500-мм ТА; в 1934 г. они заменены на 533-мм.

Серьезно была улучшена силовая установка, хотя номинально ее параметры (количество и тип котлов, давление пара, мощность) остались прежними. Число котельных отделений сократилось до трех. Дымоходы котлов выводились в единственную трубу. ТЗА размещались в изолированных машинных отделениях (носовой работал на правый вал, кормовой — на левый), между которыми располагался отсек редукторов.

Корабль стал трёхвальным. Вместо маломощных моторов, на "Leipzig" на среднем валу устанавливались четыре 7-цилиндровых дизеля MAN М7 Zu30/44 мощностью по 3150 л.с., работавших через зубчатый редуктор фирмы "Vulkan" и обеспечивавших скорость 16,5 уз. При подключении турбин центральный вал разобщался с дизелями. Для дизелей была предназначена небольшая труба около возвышенной кормовой башни.

Расположения мостика, рубки и комнаты ночного управления было аналогично типам "Königsberg" и "Deutschland".

 

 

КОНСТРУКЦИЯ

 

Технико-тактические элементы проекта нового крейсера были следующими:

Стандартное водоизмещение 6619 т (подругам данным, 6614 т), полное 8382 т (по другим данным, 8427 т.).

Размерения: длина корпуса 177,1 м (наибольшая), 165,8 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,2 м, осадка 5.69 м (максимальная), 4,88 м (средняя).

Бронирование

Значительно изменилась схема защиты, ознаменовавшая возвращение к схеме "пояс + скос". Пояс устанавливался с наклоном 18' наружу и имел толщину 50 мм в средней части, в кормовой части в районе румпельного отделения 25 мм, в носовой части 20-мм (по другим данным, 18 мм). Броневая палуба в середине была плоской, толщиной 20 мм, а к бортам закруглялась в виде дуги и соприкасалась с нижней кромкой пояса, причем толщина ее в этой части была увеличена до 25 мм. Для защиты использовали никелевую сталь завода Круппа - "Leipzig" стал первым кораблем, на котором применялась броня марки Wh. Протяженность броневой цитадели составляла около 70% длины корабля. Противоминная защита состояла из 15-мм продольной переборки.

Боевая рубка защищалась 100-мм (вертикальные) от 50 до 30 мм (горизонтальные) плитами. Из боевой рубки в центральный пост вела 50-мм наклонная шахта, со скоб-трапом внутри. Марс фок-мачты был забронирован 20-мм (вертикальные), 15-мм (горизонтальные) плитами. Носовой дальномер имел 20-мм вертикальное и горизонтальное бронирование, стабилизированный пост управления огнем 88-мм орудий — 14-мм защиту.

Башни главного калибра имели лобовое бронирование из 80-мм, боковое из 20-мм. тыльной части из 32-мм плит. Барбет башен имел 60-мм броню выше ватерлинии, 32 мм ниже ее. Верхняя палуба в некоторых, наиболее жизненно важных местах, достигала толщины от 20 до 32 мм. Бронирование щитов 88-мм орудий состояло из 12-мм лобовых и 10-мм боковых листов.

Вооружение

Состав вооружения практически не претерпел изменений, за исключением перестановки башен в диаметральную плоскость.

Главный калибр артиллерии состоял из 9 150-мм орудий системы 8КС-25. Размещены они были так же, как на крейсерах типа "К", в трех трехорудийных башнях — одна в носовой части, две в корме. В отличие от предшествующей серии, кормовые башни находились в диаметральной плоскости. Каждая из башен весила 137 т (из них бронирование 24,8 т). Углы возвышения орудий достигали 40°, снижения 10". Максимальная дальность стрельбы составляла 25000 м. Для этих орудий имелись фугасные и бронебойные снаряды весом 45,5 кг. Боекомплект включал 1080 снарядов или 120 снарядов на ствол. Во время войны боекомплект увеличивался до 1500 снарядов.

Основу системы управления огнем артиллерии главного калибра составляли три дальномера с базой 6 метров: один на топе фок-мачты, второй на носовой надстройке, третий на кормовой надстройке.

Зенитное вооружение "Leipzig", как и крейсеров типа "К", первоначально ограничивалось 2x1 88-мм/45. стоявшими между башней "В" и кормовой надстройкой.

Первоначально планировалось установить 4 88-мм орудия С25, такие же, какими были вооружены крейсера типа "К". Из-за их неготовности крейсер вооружили 2, а затем 4 одноствольными 88-мм орудиями времен первой мировой войны. В 1936 году на "Leipzig" все же установили 88-мм орудия системы С32. Первоначально смонтировали две двухствольные, затем добавили еще одну двухствольную установку. Основные характеристики установки и орудий были следующими: угол возвышения 80", угол снижения 10", угол поворота орудий 360°, вес снаряда 9 кг, вес заряда 15 кг, дальность стрельбы 19200 м (по морской цели), 12400 м (по воздушной цели). Боекомплект составлял: 800 снарядов для старых 88-мм, и от 1600 до 2400 снарядов для новых 88-мм орудий.

Малокалиберная зенитная артиллерия включала 8 37-мм орудий системы СЗО (4 двухствольных установки имели угол возвышения 85", снижения 10", дальность стрельбы 8500 м по морской цели, 5800-6800 по воздушной цели) с максимальной скорострельностью 160 выстрелов в минуту на ствол, практической 80 выстрелов. Боекомплект 37-мм снарядов состоял из 9600 выстрелов.

8 20-мм одноствольных орудий имели угол возвышения 85°, снижения 11°, дальность стрельбы 4900 м по морской цели, 3700 м по воздушной цели, максимальную скорострельность 280 выстрелов в минуту на ствол, фактическую 120 выстрелов в минуту.

Первоначально "Leipzig" вооружили 12 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных, по два на борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппарата. Боекомплект состоял из 24 торпед: 12 в аппаратах, 12 около них. Имелась централизованная система управления торпедной стрельбой. В случае необходимости крейсер мог выставить 120 мин заграждения.

Силовая установка

Серьезно улучшена неудачная силовая установка крейсеров типа "К", хотя номинально ее параметры (количество и тип котлов, давление пара, мощность) остались прежними. Корабль стал трехвальным. Число котельных отделений сократилось до трех, в которых размещалось 6 военно-морских котлов низкого давления (16 атмосфер). Дымоходы котлов выводились в единственную трубу, для дизелей имелась небольшая труба около возвышенной кормовой башни. ТЗА системы Парсонса производства Кильской фирмы "Germania" состояли из ступени высокого давления и двух ступеней низкого давления, в каждую из которых была встроена турбина заднего хода. Турбинные агрегаты размещались в изолированных машинных отделениях (носовой работал на правый вал. кормовой — на левый), между которыми располагался отсек редукторов.

Абсолютно новой стала установка экономического хода, вместо маломощных моторов, на "Leipzig" на среднем валу устанавливались четыре 7-цилиндровых дизеля "MAN" M7 Zu30/44 мощностью по 3150 л.с. работавшие через зубчатый редуктор фирмы "Vulkan" и обеспечивавшие скорость 16,5 уз. При подключении турбин центральный вал разобщался с дизелями.

Одни недостатки в «механике» сменились другими. Так, стремясь разгрузить котельные отделения, конструкторы вынесли два малых вспомогательных котла... на верхнюю палубу, в небольшую надстройку за дымовой трубой. Однако их мощность оставалась недостаточной, а размещение на верхней палубе - просто опасно. Но, по крайней мере, вдвое увеличилось число дизелей, а переключаться с них на турбины стало намного проще.

Мощность турбин составляла 60000 л.с., дизелей 12400 л.с. Скорость хода при работе турбин достигала 32 узлов, при работе только дизелей 18 узлов (маршевая скорость), дальность плавания 3780 миль со скоростью 15 узлов, 2980 миль 21 узел и 2220 миль при скорости 32 узла. Запас топлива равнялся 1200 т (нефти) и 310 т мазута (дизельное топливо). "С учетом того, что турбинные и дизельные установки значительно отличались по мощности, на среднем валу крейсера был установлен винт регулируемого шага (ВРШ), позволявший разворачивать лопасти в положение, наиболее эффективное для каждого конкретного режима дизельной установки с учетом скорости корабля. В случае выхода из строя дизельной установки, а также при ходе только под котлотурбинной установкой предусматривалось разворачивать ВРШ во "флюгерное" положение вдоль оси гребного вала. Это позволяло до минимума снизить сопротивление неработающего винта. На испытаниях "Leipzig" во время пробега развил мощность 65585 л.с., 309 оборотов, и достиг скорости 31,9 узла.

Электроэнергию для многочисленных потребителей вырабатывали 3 турбо-генератора и 1 дизель-генератор мощностью по 180 киловатт каждый — всего 720 киловатт. Напряжение в сети составляло 220 вольт.

Прочее

Обладал хорошей мореходностью с плавной, мягкой качкой; отлично управлялся на всех операционных скоростях. Обычно уваливался при сильном ветре и волнении. Имел активные успокоители качки.

Экипаж включал 850 человек, из них 26 офицеров. Численность экипажа постоянно росла и вскоре составила 858 человек, из них 30 офицеров. Если "Leipzig" исполнял обязанности флагманского корабля, то добавлялось 26 человек, из них 6 офицеров.

Весовые нагрузки крейсера "Leipzig" распределялись следующим образом : корпус (включен вес бронирования башен) 255 т, бронирование 774 т, главные энергетические установки 1637 т, вспомогательные механизмы 394 т, вооружение (включены приборы управления огнем и боезапас) 903 т, оборудование с запасными частями, экипаж со снаряжением 481 т, топливо, вода для котлов, смазочное масло 1681 т. Проектное водоизмещение крейсера равнялось 8427 т.

Схема окраски:

Принята 15 апреля 1896 г.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
На "Breslau" при службе в Турецком флоте трубы были окрашены в очень светлый оттенок серого.
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
отдельным распоряжением устанавливалась окраска труб, а также мачт выше уровня трубы в чёрный, серебристый или красный цвет.

 

Использовались во время войны.

Во время прохождения испытаний и учений на Балтике в 1941 г. корабль нёс т. н. "Балтийский камуфляж".

серый - центральная часть корпуса и надстройки
тёмно-серый - оконечности
чёрный - диагональные полосы по корпусу и надстройкам
белый - диагональные полосы по корпусу и надстройкам и ложные буруны

 

 

Данные об известных изменениях окраски здесь приводятся в хронологической последовательности.

Leipzig

 

В начале карьеры в Рейхсмарине на "Leipzig" использовался редкий вариант белого кругового идентификатора системы IFF на крыше башни "A" - белая поперечная полоса на темном фоне. Мемориальная доска в честь битвы при Лейпциге на правой стороне открытого переднего мостика - одна из трех, остальные видно на фото справа.

Герб Лейпцига на форштевне и металлические пластины с названием корабля по обе стороны кормы завершали маркировку.

Башни корабля были названы, от носа к корму: "Dresden", "Leipzig" and "Nürnberg". По немецкой военно-морской традиции, эти имена были присвоены с момента ввода в строй, но гербы отсутствовали до эпохи Кригсмарине. К тому времени белая идентификационная полоса на башне "А" была убрана; вместо этого, сперва все три башни были темно-серые, но вскоре крыша башни "A" была окрашена в светло-серый. Это было идентификатором корабля, пока схема не была отменена ​​в начале 1940.

При использовании в составе нейтрального патруля в Испании все три башни получали полосы национальных цветов, при этом крыша носовой перекрашивалась в тёмно-серый, как и на остальных башнях.

В 1941 крейсер носил стандартный "балтийский" камуфляж с красными крышами башен, за исключением крыши перископа креплений, которая осталась светло-серой. Другие фотографии показывают светло-серые крыши башен, вероятно, их окраска регулярно менялась, в зависимости от того, был ли корабль в порту, в походе в дружественных водах или лишен прикрытия Люфтваффе.

Существует довольно хорошая фотография "Leipzig" в этот период, и одна интересная деталь - использование трех цветов в Балтийском камуфляже: нос и на корма по обе стороны корпуса были черными, а не темно-серыми, как полосы.

К началу 1942 "Leipzig" снова был в цветах мирного времени, но почти наверняка он был перекрашен ещё конце 1941, окраска горизонтальных поверхностей неизвестна.

 

 

 

Модернизации

В 1931-32 гг. временно был без заднего ПУАО и торпедного поста управления.

Первой крупной модернизацией стала замена в 1934 году торпедных аппаратов: 500-мм ТА заменены на 533-мм, установлено 2x1 88-мм/45 зенитки С/13 на площадках у кормовой надстройки, 4x2 37-мм/83 полуавтомата С/30 и 4x1 20-мм/65 автомата С/30. Горизонтальные гафели на задней кромке дымохода заменены на большие косые.

В 1936 г. "Leipzig" получил авиационное вооружение (катапульту на месте рубки между дымоходом и боевой мачтой и угловой кран вместо левой грузовой стрелы). Смонтирована система управления зенитным огнем SL-1, косой гафель на трубе заменён на мачту на том же месте.

Сначала на крейсере базировались биплан "Не-60". В 1938 году на "Leipzig" прошел испытание американский гидросамолет "Chance Vought V-85.G".

АВИАГРУППА (не полный список)

номер тип эскадрилья стр. № поступил примечания убыл примечания
D-IVYN He.60 ? ? 1.02.1936 испытания катапультного старта
60+A95 He.60 BoFlGr 5./196 ? 1936 использовался в Испании 1937  
60+C95 He.60 BoFlGr 5./196 ? 1936 использовался в Испании 1937  
60+X95 He.60 BoFlGr 5./196 ? 1936 использовался в Испании 1937  
D-ITIX Vought V 85 G E-Stelle Travemünde 1074 1938 испытания
6W+_N He.60 BoFlGr 5./196 ? 09.1939 получен в Хольтенау 16.11.1939  
6W+_N He.60 BoFlGr 5./196 ? 12.12.1939 крейсерство в Северном море 13.12.1939 из за повреждения корабля торпедой сдан на берег в Листе на Зюлте
T3+IH Ar.196 A2 BoFlGr 1./196 1960043 24.09.1941 операция "BALTENFLOTTE" 27.09.1941 без катапульты

 

В 1939 г. в ходе последнего предвоенного ремонта угловой кран заменён на решётчатый.

Из-за проблем, появившихся с прочностью корпуса, в период с 1.04.1940 по 1.04.1941 планировалось провести обширный ремонт с усилением корпуса по типу "Karlsruhe".  Планировалось смонтировать в подводной части були, при этом водоизмещение "Leipzig" возрастало бы на 210 т, но осадка оставалась прежней. Дальнейшие расчеты показали, что работа по усилению корпуса и установка нового оборудования должны были увеличить водоизмещение корабля на 270 тонн, к тому же при проектировании заложили резерв в 50 тонн, и водоизмещение увеличивалось на 320 тони. Но после начала войны от этого плана отказались.

В декабре 1939 года крейсер был торпедирован. В ходе восстановительного ремонта на верфи "Deutsche Werke" в Гамбурге (27.2.1940 — 1.12.1940) демонтировано 2 ПК из носового КО, максимальная скорость упала до 24 уз., снята катапульта. Тогда же на корабле установили два трёхствольных 20-мм автомата. Малокалиберная зенитная артиллерия в этот период имела 4 двухствольных 37-мм и 6 20-мм автоматов. В это же время на "Leipzig" установили размагничивающее устройство (MES Anlage).

В марте 1941 г. кормовые ТА сняты для передачи на линкор "Gneisenau", установлено 2x4 20-мм/65 автомата.

Летом 1943 г. на фок-мачте установлена РЛС FuMO 22 и 5 детекторов радиолокационного излучения FuMB 4 "Sumatra" (3 из них впоследствии заменили на FuMB 6 "Palau").

В начале 1944 г. сняты оставшиеся ТА.

В 1944 г. планировалось довести состав МЗА до 4x1 40-мм/56. 2x2 37-мм/83 и 8 - 20-мм/65 (по одним данным, в одноствольных установках, по другим, в 4 двухствольных), однако, по всей видимости, работы не проводились.

После столкновения с "Prinz Eugen" с "Leipzig" сняли почти все зенитное вооружение. На момент капитуляции оно состояло только из двух 20-мм автоматов.

Численность экипажа к началу войны составляла около 620 чел., а ее концу достигала 850 чел.

 

изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

Leipzig

 

16 апреля 1928 года (по другим данным, 14 апреля) на Военно-морской верфи был заложен легкий крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer "Е" (или "Ersatz Amazone") для замены старого крейсера "Amazone". 18 октября 1929 года состоялась церемония крещения корабля и спуск на воду. День был выбран не случайно, это была очередная годовщина "Битвы Народов" с Наполеоном в 1815 году у Лейпцига. Поэтому крейсер назвали "Leipzig". Он унаследовал это имя у крейсера "Leipzig", героически погибшего в 1914 г. в неравном бою у Фолклендских островов. Речь во время церемонии произнес обер-бургомистр Лейпцига доктор Рот, крестной матерью корабля стала вдова командира погибшего "Leipzig" фрау Сюзанна Гауи.

   

Испытания "Leipzig" начались 8 октября 1931 года и проводились сначала в Северном, а потом в Балтийском морях. В целом они прошли успешно, и 18 декабря "Leipzig" вернулся на верфь-строитель для устранения выявленных недостатков. К 12 февраля 1932 г. работы были завершены, корабль прошел испытание и приступил к боевой подготовке, но 26 февраля повредил винт при буксировке в Свинемюнде и с 27 февраля по 1 марта ремонтировался на "Deutsche Werke" в Киле. Остальная часть 1932 года была заполнена пробными и учебными выходами.

18 августа крейсер зачислили в состав Разведывательных сил флота. В сентябре "Leipzig" участвовал в осенних маневрах флота. С 3 по 5 сентября за ходом учений наблюдал обер-бургомистр Лейпцига доктор Герделер. После завершения учений крейсер находился в распоряжении артиллерийской и торпедной инспекции. Остаток года прошел в рутинной службе.

С 21 февраля по 15 марта 1933 года состоялся поход в Атлантику с посещением порта Лас-Пальмас (Канарские острова). После возвращения "Leipzig" занимался боевой подготовкой в Северном и Балтийском морях. 1 апреля корабль принял участие в церемонии спуска броненосного корабля "Admiral Scheer". 22 мая на борту "Leipzig" собрались представители новой власти — недавно избранный канцлер Германии А. Гитлер, спикер (председатель) Рейхстага Г. Геринг и главнокомандующий флотом адмирал Э. Редер. Высокопоставленное общество наблюдало за артиллерийскими стрельбами.

С 19 июня по 10 июля 1933 года "Leipzig" выполнил летний учебный поход, посетив финский порт Ханко (23 - 26 июня) и датский порт Орхус (в июле) с визитом на борт короля этой страны. Осенью крейсер принимал участие в больших маневрах флота. На "Leipzig" находился главнокомандующий адмирал Э. Редер. После завершения маневров прошел большой парад. Остаток 1933 корабль занимался боевой подготовкой.

               

В первые месяцы 1934 года крейсер прошёл ремонт, в ходе которого горизонтальные гафели на задней кромке дымохода были заменены на большие косые. 26 апреля прошел визит в норвежский порт Кристианзанд, затем 21 июня - деловой визит в норвежский порт Ставангер. В ходе похода крейсер оказал помощь лайнеру компаний NDL "Dresden".

Июль был очень насыщенным. В начале месяца из Вильгельмсхафена "Leipzig" вышел в море с крейсером "Königsberg". Целью похода были учения в Атлантике, а также визиты в исландский порт Рейкьявик и английскую военно-морскую базу Портсмут (11 - 15 июля). Это был первый визит немецких кораблей в Англию после 1914 года. В этом же месяце крейсера вернулись в Германию.

               

Остаток 1934 года прошел в ремонте, в ходе которого 500-мм ТА торпедные аппараты были заменены на 533-мм, установлено 2x1 88-мм/45 зенитки С/13 на площадках у кормовой надстройки, 4x2 37-мм/83 полуавтомата С/30 и 4x1 20-мм/65 автомата С/30. На задней кромке дымохода был добавлен вертикальный шток (мачта).

1935 год прошел для "Leipzig" в обычной боевой подготовке. В июле крейсер принимал участие в праздновании Кильской недели. В августе одна из стрельб была произведена в присутствии Гитлера. После осенних учений крейсер отправился на верфь в Вильгельмсхафен, где получил авиационное вооружение (катапульту на месте рубки между дымоходом и боевой мачтой и угловой кран вместо левой грузовой стрелы).

   

С 19 января по 3 февраля 1936 года "Leipzig" был флагманом Разведывательных сил. В январе он вместе с "Köln" занимался боевой подготовкой в Немецкой бухте, а затем в качестве корабля-цели обеспечивал торпедные стрельбы флота на Балтике. 1 февраля провели испытания катапульты. 15 апреля "Leipzig" с "Köln" и "Nürnberg" ушли в Атлантику для испытаний катапульт и проведения ряда учений. 8 мая корабли вернулись в Вильгельмсхафен и начали проведение боевой подготовки в Балтийском море. В ходе коротког ремонта на "Leipzig" гафели на трубе сняли, заменив реей на "трубной" мачте. 29 мая крейсер принял участие в параде, посвященном открытию памятника павшим морякам в первой мировой войне в Лабо (Laboe), а с 25 по 28 июня нанёс визит в вольный город Данциг.

Летом 1936 года в Испании началась гражданская война. Правительство Германии поддерживало мятежников генерала Франко. Корабли германского флота начали походы в испанские воды. Первый поход в испанские воды начался для "Leipzig" 20 августа. В начале октября ему на замену прибыл "Köln". 10 октября "Leipzig" вернулся в Германию. Вскоре крейсер прибыл на верфь Вильгельмсхафена для прохождения текущего ремонта. Работы были завершены в январе 1937 года, и заводские испытания произвели с 21 по 22 января. Затем после курса боевой подготовки в Балтийском море 9 марта крейсер вышел из Киля и направился в Испанию и 12 марта прибыл в главную военно-морскую базу франкистов Эль Ферроль. В водах Испании "Leipzig" сменил "Köln".

13 марта 1937 года "Leipzig" попал в шторм в Бискайском заливе, последствия которого оказались тяжелыми: крейсер был поврежден, произошла деформация верхней палубы, появились трещины в бортах. Но корабль все же дождался своей смены (замена — "Admiral Scheer" появился только в середине мая) и пошел в Германию на ремонт. 19 мая он вернулся в Германию, но уже 1 июня обстановка потребовала его возвращения в испанские воды. 15 и 18 июля крейсер был атакован неизвестными подводными лодками. 29 июня после очередного возвращения в Германию началась боевая подготовка, как индивидуальная, так и в составе соединения. С 24 по 30 июля на "Leipzig" находился командующий флотом адмирал Карльс, во время осенних маневров крейсер был флагманом эскадры "синих", которой командовал контр-адмирал Денш, в ноябре состоялся поход в восточную часть Балтийского моря, с 19 по 23 ноября визит в столицу Эстонии Таллин.

Весь 1938 год был проведен в непрерывной боевой подготовке: отрабатывались минные постановки, производились опыты по передаче топлива в открытом морена эсминцы, крейсер был кораблем-целью для подводных лодок, проводились учения по взаимной буксировке с крейсером "Nürnberg".

22 августа "Leipzig" принимал участие в большом военно-морском параде, посвященном спуску на воду тяжелого крейсера "Prinz Eugen". Эго событие почтила своим вниманием вся верхушка Третьего Рейха во главе с А. Гитлером, а также венгерским диктатором адмиралом Хорти. 8 и 9 октября крейсер уже принимал участие в торжествах по случаю спуска на воду первого немецкого авианосца "Graf Zeppelin".

                 

С 17 декабря 1938 по 15 марта 1939 года корабль стоял на заводе "Дойче Верфь" в Киле на ремонте, в ходе которого угловой кран был заменён на решётчатый.

23 марта "Leipzig" в составе эскадры принял участие в присоединении к Германии Мемеля (Клайпеда). Этот литовский город стал последним мирным приобретением, следующий шаг А. Гитлера привел к войне.

С 17 апреля по 18 мая крейсер в составе эскадры ходил в Атлантику в учебный поход. По другим данным, поход продолжался с 18 апреля по 16 мая. "Leipzig" был флагманом Разведывательных сил флота, на нем поднял флаг контр-адмирал Денш. Прошли визиты в порты Понтеведра и Танжер.

           

 

Участие в войне

В середине августа 1939 г. началась мобилизация, а затем и развертывание Кригсмарине против Польши. Вторжение было запланировано на 26 августа. 23 августа (по другим данным, 24 августа) "Leipzig" приступил к блокаде польского побережья.

1 сентября 1939 г — нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. Кригсмарине приступил к постановке системы оборонительных минных заграждений "Вестваль". Не остался в стороне и "Leipzig"; в ночь с 19 на 20 сентября он был флагманом минно-заградительного соединения, состоявшего из миноносцев "Seeadler" и "Wolf", прикрытие осуществляли эсминцы "Leberecht Maas" и "Georg Thile". Ими было выставлено заграждение "Марта-4". Операция прошла без происшествий.

В конце сентября "Leipzig" вернулся в Балтийское море и в начале октября стал к стенке одного из заводов на двухнедельный ремонт энергетической установки. Во время ремонта произвели полный осмотр всех главных и вспомогательных механизмов, а также чистку котлов. После окончания работ - выход на короткие испытания, артиллерийские и торпедные стрельбы.

21 октября в командование Разведывательными силами флота вступил контр-адмирал Г. Лютьенс. "Leipzig" под его флагом прошел Кильским каналом, бросил якорь на рейде Брюнсбютелля, в последний день октября совершил обратный переход на Балтику и 1 ноября пришел в Свинемюнде. Позднее состоялись совместные учения с крейсерами "Königsberg", "Köln" и "Nürnberg". 7 ноября "Leipzig" в Киле, у дока Хольтенау, в темную и дождливую ночь столкнулся с учебно-артиллерийским кораблем "Bremse". К счастью, повреждение обшивки в кормовой части по правому борту было незначительным, и ремонт на "Дойче Верфт" в Киле занял неделю, после чего "Leipzig" присоединился к Разведывательным силам флота, флагманом которых был "Nürnberg". В это время немецкие эсминцы ставили активные минные заграждения у английского побережья. Для их прикрытия в Северном море развертывались легкие крейсера.

18 ноября "Leipzig" вышел в море с флотилией миноносцев. Всю ночь он курсировал в назначенном районе, в то время, как эсминцы выполняли минную постановку. После встречи с эсминцами соединение пошло на базу, куда и прибыло 19 ноября. В этот же день на "Leipzig" был поднят флаг командующего разведывательными силами. В это соединение также вошел крейсер "Köln" и эсминцы "Karl Galster", "Berndt von Arnim" и "Erich Giese", а также 4 миноносца. 21 ноября немецкие корабли вышли в море, прикрывая уход идущих в крейсерство в Атлантику линкоров "Scharnhorst" и "Gneisenau". 22 ноября крейсера расстались с линкорами и начали выполнение второй фазы операции: поиск вражеских и нейтральных судов с контрабандой, сначала в Северном море, а затем и в Балтийских проливах.

Соединение несколько раз реорганизовалось. 24-25 ноября в его состав был включен карманный линкор "Lützow". После возвращения на базу контр-адмирал Лютьенс перенес свой флаг на "Nürnberg".

В ночь с 12 на 13 декабря была запланирована очередная операция по постановке мин у английского побережья. Обычно крейсеры прикрывались миноносцами, но так получилось, что боеспособных кораблей не было, поэтому Лютьенсу пришлось выйти в море без прикрытия. В его распоряжении находились крейсера "Nürnberg", "Leipzig" и "Köln".

Ночь 13 декабря прошла спокойно. Единственное событие — получение радиограммы из штаба, о том, что через их район проследует пассажирский лайнер "Bremen". Но сигнальщики с крейсеров его не обнаружили. Утром с "Leipzig" и "Nürnberg" взлетели самолеты-разведчики. В 10 ч 40 мин сигнальщики с крейсеров обнаружили датский пароход "Charcow", и Лютьенс приказал "Leipzig" остановить его и досмотреть. Приказ был выполнен: крейсер остановился и спустил катер и, когда выяснилось, что пароход не вез контрабанду, вернулся и был поднят на борт.

Вскоре корабль догнал соединение и немецкие крейсера пошли своеобразным треугольником: "Nürnberg" и "Leipzig" в строю фронта, за ними "Köln". Затем над ними появились 2 гидросамолета Не-115, один из них начал передавать сигнальным фонарем букву "I". Но это предупреждение об угрозе из-под воды неправильно поняли, так как эта же буква была позывным на этот день.

Угроза появилась в виде подводной лодки "Salmon", которая была приписана ко 2-й флотилии подводных лодок. Эта лодка получила задание совершить 16-дневный разведывательно-боевой поход в Гельголандскую бухту и у входа в пролив Скагеррак. Поход британских подводников был весьма насыщенным. 4 декабря они потопили немецкую подводную лодку "U-36". 12 декабря прошла, правда, неудачная атака лайнера "Bremen". И вот 13 декабря были обнаружены крейсера Лютьенса. Командир лодки произвел 6-торпедный залп и сразу же ушел на глубину. В 11 ч 25 мин одна из торпед поразила "Leipzig", другая флагманский "Nürnberg".

Взрыв прогремел в районе 89 шпангоута, чуть в корму от переборки, от трех до четырех метров ниже ватерлинии. В результате корпус имел пробоину от 83 до 96 шпангоута (13 метров в длину), а по вертикали от двойного дна до ватерлинии (5-6 метров в высоту) деформировались листы киля, бронированная палуба вздулась, паропроводы разорвало, переборки между котельными отделениями № 2 и № 1 были разрушены, и вода просочилась над бронированной палубой — это был результат вторичных деформаций. Вода и нефть заполнили обе котельные, погибла вся вахта, состоящая из 15 человек. Одна из турбин вышла из строя, вторая турбина проработала еще 15 минут, получая пар из котельного отделения № 3, но после появления воды в топливе котлы пришлось вывести из действия. Также вышли из строя оба гирокомпаса, дальномер, отказало рулевое управление. "Leipzig" стоял с креном в 8° на левый борт, его положение было критическим, но не безнадежным (из-за удачного деления корпуса на отсеки).

Единственное неповрежденное котельное отделение № 3 было наполнено дымом, а через кабельные вводы в него поступала вода из затопленного котельного отделения № 2. Всего корабль принял 1700 тонн воды. Борьба за живучесть крейсера осложнялась выводом из строя внутрикорабельной связи. В 12 ч 25 мин удалось запустить дизель, и поврежденный крейсер пошел в базу. В это время над немецкими крейсерами появились английские самолеты.

Между тем в штабе группы "Вест" кипела работа. После получения радиограммы от Г. Лютьенса о повреждении двух крейсеров началось формирование эскорта. В него вошли эсминцы, сторожевые корабли и тральщики, запросили и авиационную поддержку. Соединение Г. Лютьенса разделились на три группы. Первым ушел вперед неповрежденный "Köln", за ним "Nürnberg", последний шел "Leipzig". В его охранении находились эсминец "Herman Schoemann", сторожевые корабли "F-7", "F-9", тральщики из состава 2-й флотилии и катерные тральщики 1-й флотилии.

Весь день 13 декабря и ночь на 14 декабря крейсер медленно шел в свою базу. Первая половина для 14 декабря прошла спокойно, но в 12 ч 30 мин "Leipzig" и его охранение было атаковано вражеской подводной лодкой "Ursula". С лодки был произведен четырехторпедный залп. Одна (а возможно, и две) торпеда поразила сторожевой корабль "F-9". Вечером "Leipzig" и его поредевшее охранение прибыли в базу.

Повреждения германского легкого крейсера “Лейпциг” 13 декабря 1939 (Из книги И. М. Короткина Боевые повреждения надводных кораблей. Судпромгиз. 1960.)

 

 

Легкий крейсер "Leipzig", находившийся в Северном море, получил попадание торпеды в среднюю часть корпуса. Торпеда была выпущена с английской подводной лодки по траверзу корабля с расстояния не более 600 м (калибр торпеды 533 мм; вес взрывчатого вещества 340 кг).

В момент повреждения корабль имел ход 28 узлов; состояние моря 2 балла, осадку перед повреждением 5,4 м. Бортовые и междудонные цистерны топлива и питательной воды были заполнены на 85%.

Центр взрыва пришелся в район 89 шп. с левого борта почти на 4,0 м ниже ватерлинии в поперечную переборку, разделяющую котельное отделение № 1 и 2. От взрыва крейсер получил следующие повреждения:

По корпусу.

В районе взрыва образовалась пробоина (10x5 м), причем броня борта была вмята, но не разрушена. Броневая палуба над котельным отделением № 1 и 2 выпучилась, броневой скос левого борта в районе попадания разорван и скручен, внутренний борт, скуловой киль и продольная переборка разрушены, повреждена промежуточная палуба. В зоне взрыва была полностью разрушена поперечная переборка, а днище и внутреннее дно с левого борта оказались частично разрушенными. На протяжении средней трети длины корабля в районе машинно-котельного отделения был отмечен ряд разрывов и трещин (включая ширстрек), верхней палубы (включая палубный стрингер) и других конструкций, причем разрывы происходили как по сварным швам, так и по целому металлу. От сотрясений корпуса ряд фундаментов под приборами получил трещины.

Разрывы по обшивке корпуса были настолько значительными, что в штормовых условиях корабль находился бы в очень опасном положении и мог переломиться. Никакого запаса с точки зрения обеспечения боевой прочности корабль не имел.

В результате полученных повреждений были затоплены котельные отделения № 1 и 2, а вследствие нарушения водонепроницаемости в местах прохода кабелей через переборки оказались затопленными и некоторые другие помещения. Осадка увеличилась до 6,2 м, и корабль получил крен 4° на левый борт. Поступившее из разрушенных топливных цистерн в котельное отделение топливо достигало с левого борта уровня промежуточной палубы; это привело впоследствии к возникновению пожаров.

По механизмам, электрооборудованию и вооружению.

Котлы и обслуживающие их механизмы котельных отделений № 1 и 2 оказались разрушенными, от недостатка питательной воды вышло из строя и котельное отделение № 3, а в результате этого и обе турбины. Перестало действовать также и большинство независимых вспомогательных механизмов (в строю остались водоотливной насос котельного отделения № 3 и носовой топливный насос). Средний вал и дизельная установка остались невредимыми, благодаря чему корабль хода не потерял.

Из-за отсутствия пара кормовые турбогенераторы вышли из строя (этому способствовали и повреждения основной кабельной трассы левого борта и части трассы правого борта, проложенных по продольным переборкам). Из строя вышла часть радиоаппаратуры и телефонов.

Артиллерия, в основном, осталась неповрежденной, за исключением башни главного калибра № 2, которая могла действовать только при ручном управлении. Торпедные аппараты были временно выведены из строя от повреждений электрочасти, но вскоре их вновь ввели в действие. От произошедшей деформации палубы правый кормовой торпедный аппарат управлялся вручную с трудом.

Носовой гирокомпас вышел из строя из-за недостатка охлаждающей воды; временно перестал действовать и кормовой гирокомпас. Вышли из строя: главный машинный телеграф (временно), электрическое управление рулем, дальномер и радиостанция.

Личный состав вел энергичную борьбу за живучесть корабля. Борьба с водой велась путем задраивания и осушения помещений; приводились в действие вышедшие из строя водоотливные насосы. Восстанавливалась поврежденная техника, в том числе: электрооборудование и кабели, вспомогательные механизмы, телефоны и пр. Устранялись повреждения и приводились в действие артиллерия, торпедное вооружение, радиосвязь.

Потери в личном составе составляли: 14 убитых и 22 раненых.

Выводы.

От воздействия одного контактного взрыва торпеды (340 кг взрывчатого вещества типа ТГА) "Leipzig" получил серьезные повреждения и на длительное время вышел из строя.

2. Объем полученных кораблем повреждений был значительным и включал: разрушение и повреждение корпуса (приведшие к серьезному снижению его общей прочности), затопление ряда помещений (что привело к увеличению осадки на 0,8 м и появлению крена), выход из строя паротурбинной установки и турбогенератора, повреждение кабелей, частичный или временный выход из строя артиллерии, торпедного вооружения и средств управления кораблем и артогнем. Действие взрыва усилило то, что бортовые топливные цистерны в районе взрыва были заполнены почти полностью (на 85%). Хотя корабль в результате взрыва и не переломился, но находился в опасном положении. Наличие в составе корпуса 50-мм брони, расположенной на расстоянии около 3 м от центра взрыва, ограничивало объем разрушений.

3. Наличие дизельной установки на среднем валу способствовало сохранению хода и энергии при полном выходе из строя паротурбинной установки.

4. Прокладка электрокабеля на бортовой продольной переборке способствовала его значительному повреждению на большом протяжении, в результате чего вышли из строя многие механизмы, приборы и вооружение.

5. Действия личного состава по борьбе за живучесть корабля были успешными и заключались в борьбе с водой и пожарами, и восстановлении оружия и технических средств. В результате была введена в строй часть вооружения и механизмов, и корабль своим ходом дошел до ремонтной базы.

 

 

Ремонт длился до 1.12.1940, после чего крейсер использовался только в качестве учебного (демонтировано 4 котла, скорость — 24 уз).

Первоначальный ремонт был выполнен верфью "Блом и Фосс" в Гамбурге, затем крейсер был отведен на завод "Дойче Верфь" в Киле.

27 февраля 1940 года "Leipzig" исключили из списков флота, но приняли решение восстанавливать его как учебный крейсер. С него сняли 4 разбитых котла, вместо них оборудовали кубрики для курсантов. Скорость хода "Leipzig" упала до 14 узлов. Часть работ выполнила "Данцигер Верфь". Только почти через год после получения повреждений работы на крейсере завершили. 1 декабря 1940 года "Leipzig" вернулся в состав флота, его приписали к артиллерийской и торпедной школам. При этом с него были сняты катапульта и кормовые ТА, установлено 2x4 20-мм/65 автомата.

В апреле 1941 года "Leipzig" обеспечивал боевую подготовку линкора "Bismarck". Но основной его работой стали учения и артиллерийские стрельбы. 11 июня немецкая эскадра, в которую входил броненосный корабль "Lützow" и крейсера "Emden" и "Leipzig", эскортируемые эсминцами, отправились в норвежские воды и без приключений прибыли в Осло. "Lützow" пошел дальше на север, но был поврежден английским самолетом-торпедоносцем. Пребывание в норвежских водах было коротким, и уже 7 июля корабли вернулись в Германию.

Мирная жизнь "Leipzig" закончилась в сентябре 1941 года, когда было сформировано соединение, получившее название "Балтийский флот". Целью этого соединения стало недопущение ухода советских кораблей в Швецию в случае их прорыва из Ленинграда. "Leipzig" зачислили в состав южной группы, базирующейся в Лиепае.

После налетов на Кронштадт немецкому командованию стало ясно, что советские корабли в море не выйдут, соединение, просуществовав несколько дней, было расформировано. "Leipzig" практически сразу же нашли новую задачу. Вермахт в это время проводил операцию по захвату Моонзундских островов, и ему требовалась поддержка флота. Для выполнения этой задачи выделили крейсера "Leipzig" и "Emden" и 3 миноносца. На палубу крейсера был принят самолет для корректировки огня и поиска подводных лодок. Операция получила кодовое название "Вестштурм".

Вечером 25-го сентября корабли покинули Либаву и пошли к Моонзундским островам. Во время ночного перехода уточнили места обстрелов. В 6 ч утра немецкие корабли открыли огонь. Из-за плохой видимости самолет использовался только для противолодочного патрулирования. Обстрел продолжался до полудня, после чего немецкие крейсера отошли, но стрелять по берегу продолжили тральщики. В этот день расход боезапаса на "Leipzig" составил 377 снарядов.

Ночь корабли немецкой эскадры провели у Моонзундских островов. С утра 27-го "Leipzig" выпустил самолет, и через 5 минут заговорил его главный калибр. Вскоре с побережья начали отвечать советские береговые батареи. Примерно в это же время командир дивизиона торпедных катеров капитан-лейтенант А.Н. Богданов заканчивал формирование ударной группы. В ее состав вошли ТК № 67, № 83, № 111, № 164. Советские катера были обнаружены в море сначала авиаразведкой, а потом и сигнальщиком на топе фок-мачты крейсера "Emden". Обстрел побережья прекратили, и крейсера приготовились к отражению атаки. Первым по катерам в 9 ч 17 мин из носовых орудий открыл огонь "Emden", когда дистанция до них составила 10000 метров. Через несколько минут начали стрелять и остальные корабли. Катера повернули вправо и начали ставить дымзавесу. В это время, по мнению немецких моряков, было видно попадание в один из них. Был намечен поиск новой цели. Через две минуты был обнаружен и обстрелян еще один катер.

Бой продолжался еще 20 минут, после чего торпедные катера были отогнаны миноносцами. "Leipzig" израсходовал в этом бою 153 снаряда. Немецкие моряки доложили о потоплении двух катеров. Фактически во время этого боя советский флот лишился одного торпедного катера № 83, экипаж с него снял другой катер. В свою очередь катерники доложили о потоплении двух миноносцев, а также нанесении тяжелых повреждений крейсеру и миноносцу. Немцы утверждают, что их корабли не пострадали.

Из-за большого расхода боезапаса и топлива немецкое соединение прекратило выполнение задачи и пошло в Либаву. Во время перехода группа радиоразведки на "Emden" перехватила вражескую радиограмму, отправителем которой могла быть подводная лодка. В 14 ч 27 мин, когда немецкое соединение находилось в 20 милях западнее Виндавы, сигнальщики немецких кораблей увидели следы торпед. Они приближались, с правого борта и "Emden", и "Leipzig" выполнили резкий поворот влево, уклоняясь от торпед. Охранявший крейсера "F-7" начал преследовать подводную лодку, вскоре к охоте присоединились еще два миноносца. Но результатов поиска не было, а вернувшиеся из походов советские лодки об атаке крейсеров не доложили. Скорее всего, в атаку выходила "Щ-319", считающаяся пропавшей без вести.

Вечером 27-го сентября немецкое соединение прибыло в Либаву, 29 в Киль, где крейсер поставили к стенке завода "Дойче Верфт". Работы завершили 20 октября, после чего "Leipzig" вернулся в Готенхафен. Корабль начал выполнять обязанности учебного корабля: в ноябре прошло совместное учение с тяжелым крейсером "Admiral Hipper", после их завершения - учебные походы по Данцигскому заливу. 18 октября "Leipzig" был кораблем-целью во время стрельб миноносцев и эсминцев.

1942 год прошел для корабля в повседневной службе. В жизни крейсера произошло два примечательных события — это испытание нового образца противоминной обмотки и прохождение текущего ремонта в Либаве. После "Новогоднего боя" А. Гитлер приказал отправить на слом все большие надводные корабли. Но новому главкому К. Деницу удалось отстоять большую их часть. Но не "Leipzig", боевая ценность которого была уже незначительной. В феврале экипаж корабля сократили и 4 марта 1943 года "Leipzig" исключили из списков флота. Военно-морской флаг на корабле спустили, а корабль ушел в Либаву на отстой с небольшим экипажем во главе с исполняющим обязанности командира фрегаттен-капитаном Асмусом.

В июле 1943 г. вновь приняли решение вернуть крейсер в состав флота в качестве учебного корабля для рулевых и штурманов, при этом была установлена РЛС FuMO-22. 1 августа "Leipzig" вошел в состав флота. Но крейсер по-прежнему продолжали преследовать неудачи. 10 августа произошел пожар в котельном отделении № 3. После короткого ремонта последовали новые испытания и курс зенитных стрельб, с сентября по декабрь - учебные походы по центральной части Балтийского моря и совместные учения с "Nürnberg".

С 5 по 31 января 1944 г. "Leipzig" прошел текущий ремонт на Готенхафенском филиале "Дойче Верфт", где провели замену лейнеров 150-мм орудий, при этом были демонтированы оставшиеся ТА. С 28 февраля по 2 марта прошли совместные учения с крейсером "Prinz Eugen", 16 марта последовали боевые учения в Гданьском заливе.

Тем временем обстановка ухудшалась. Фронт приближался к районам боевой подготовки немецкого флота. Старые товарищи "Leipzig" уже вступили в войну, обстреливая наступавшие вдоль побережья Советские войска.

Но "Leipzig" в военных действиях не участвовал. В начале сентября он провел совместные учения с тяжелым крейсером "Admiral Scheer", 21 сентября - учения у острова Борнхольм, 26 сентября "Leipzig" охранял войсковой конвой из Свинемюнде в Готенхафен, а затем участвовал в совместных учениях с тяжелым крейсером "Admiral Hipper", легким крейсером "Köln" и учебным кораблем — бывшим линкором "Schlesien".

С 8 по 14 октября 1944 г. "Leipzig" прошел докование на верфи "Шихау" в Данциге. После выхода из дока крейсер получил настоящее боевое задание: постановку минного заграждения у входа в пролив Скагеррак. Но ближайшие минные арсеналы находились в Свинемюнде, и "Leipzig" вышел туда из Готенхафена. 15 октября в 19 ч 50 мин крейсер прошел оконечность мыса Хела. По условиям военного времени, корабль шел без огней. Скорее всего, радионавигационные и гидроакустические вахты не неслись, хотя боевая тревога была пробита. Около 20 ч 00 мин "Leipzig" остановился для отключения турбин и дальнейшего перехода под дизелями. Стоял сильный туман, из которого в буквальном смысле выскочил тяжелый крейсер "Prinz Eugen", шедший в Готенхафен для пополнения боезапаса. Удар был настолько сильным, что офицер, находившийся в центральном посту "Leipzig", записал в журнале "20.04. Попадание торпеды". Так же в первые минуты считали и многие моряки "Leipzig". Удар пришелся в тот же район, в который угодила торпеда в декабре 1939 года. После удара погасло освещение, но зажглись тусклые плафоны аварийного освещения.

Фактически обстановка была следующей: нос "Prinz Eugen" вошел в борт "Leipzig" между носовой надстройкой и дымовой трубой, носовые котельные отделения № 2 и № 3 были затоплены, в прилегающие отсеки начала поступать вода (всего в корпус поступило 1600 т воды), потери экипажа составили 11 человек убитыми, 6 пропавших без вести, 31 человек был ранен (по другим данным, погибло 27 человек). В основном погибли расчеты зенитных автоматов. Погибших могло быть гораздо больше, в ранее разрушенной котельной находились кубрики курсантов, но по боевой тревоге они прибыли на свои боевые посты.

               

Оба крейсера дрейфовали в 2,5 милях восточнее Хелы. Из Готенхафена и Данцига прибыли буксиры и военные корабли. Первые для разъединения кораблей, вторые для несения противолодочного дозора. Так "Leipzig" и "Prinz Eugen" проплавали всю ночь. Утром на "Leipzig" подали буксиры, и крейсера разошлись: "Prinz Eugen" дал полный ход назад, а буксиры потянули "Leipzig" лагом в противоположном направлении, после чего привели его в Готенхафен.

Командующий флотом вице-адмирал Меендсен Болькен осмотрел повреждение крейсера и принял следующее решение: "Prinz Eugen" срочно отремонтировать, а "Leipzig" исключить из списков флота. Теперь "Leipzig" превратили в несамоходный учебный корабль, а большая часть экипажа получила новые назначения. Повреждения корпуса наспех залатали, котлы в строй не вводились. И хотя несколько новых котлов находились на заводской стенке, установить их не успели, так как всем было не до этого: Третий Рейх трещал по швам и разваливался, Красная Армия продолжала стремительное наступление. Приняли решение использовать корабль в качестве неподвижной плавающей батареи.

С 11 по 24 марта "Leipzig" обстреливал наступавшие советские войска, израсходовав при этом 896 снарядов. 25 марта он ушел с рейда Хела на запад, увозя с собой около 500 беженцев и раненых. Переход проходил на дизелях, и скорость была небольшой. Но все обошлось благополучно, несмотря на угрозу со стороны советской авиации и подводных лодок, "Leipzig" добрался до небольшой датской бухты Аабенраа, что севернее Фленсбурга, пройдя через пролив Малый Бельт.

9 мая 1945 г. Германия капитулировала. Победившие союзники начали раздел немецкого флота. Первым делом корабли Кригсмарине разделили на три группы. Израненный "Leipzig" признали кораблем категории "С". В статье Потсдамских соглашений было записано, что эта категория должна быть разобрана не позднее 15 августа 1946 г.

Пока решалась судьба корабля, он использовался как плавказарма в Вильгельмсхафене. В начале июня 1946 года на борт крейсера была погружена часть запасов газового оружия Вермахта. 6 июля буксиры вывели "Leipzig" из Вильгельмсхафена. На борту корабля находилась только буксировочная партия.

11 июля корабль находился в точке затопления. В 10 ч 59 мин буксировочную партию сняли, вскоре после этого взорвали подрывные заряды, и "Leipzig" затонул, перевернувшись вверх килем. Место затопления корабля — точка с координатами 57°53N,60°13O. (По другим данным, "Leipzig" был затоплен 20 июля и без химического оружия). Судовой колокол находится в церкви молодежного центра в Телгте.

8.10.1931 24.09.1933 капитан-цур-зее Hans-Hubert Stobwasser
10.1933 - 09.1935 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Otto Hormel
09.1935 - 10.1937 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Otto Schenk
10.1937 - 04.1939 капитан-цур-зее Werner Löwisch
04.1939 - 02.1940 капитан-цур-зее Heinz Nordman
02.1940 - 1.12.1940 в ремонте
1.12.1940 - 08.1942 капитан-цур-зее Werner Stichling
08.1942 - 09.1942 капитан-цур-зее Friedrich Schmitt
25.09.1942 - 18.02.1943 капитан-цур-зее Waldemar Winther
02.1943 - 03.1943 фрегаттен-капитан Joachim Asmus
03.1943 - 1.08.1943 в отстое
1.08.1943 - 25.08.1944 капитан-цур-зее Walter Hulsemann
6.08.1944 - 11.1944 Heinrich Spörel
11.1944 - 01.1945 корветтен-капитан Hagen Küsfer
01.1945 - 12.1945 корветтен-капитан Walter Bach

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                           

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на английском
2 Asmussen J., Leon E., German Naval Camouflage Volume One 1939-1941, Yorkshire, UK
3 Stern R. - German Cruisers of World War Two., Squadron-Signal, Carrollton, Texas, USA, .
4 Jane’s Fighting Ships 1933, London, UK, 1933.
5 Jane’s Fighting Ships 1933, London, UK, 1937.
6 Jane’s Fighting Ships 1940, London, UK, 1937.
7 Jane’s Fighting Ships 1933, London, UK, 1942.
на русском
8 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо. М., 2009.
9 Патянин С. - Крейсера второй мировой. Эксмо. М., 2007.
10 Платонов А., Апальков Ю. - Боевые корабли Германии 1939-1945. СПб., 1995.
11 Трубицын С. - Лёгкие крейсера Германии 1921-1945, часть 2. СПб., 2006.
12 ред. Иванов С. - Крейсера Кригсмарине. // журнал "Война на море".-2005.-№4.
13 Патянин С. - Корабли второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. // журнал "Морская коллекция".-2005.-№8 (77).
14 Джексон Р. - Военно-морской флот III рейха. М., 2005.
15 Шведе Е. - Военные флоты 1939-1940. М. 1940
16 Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира 1944. Военмориздат. М. 1945
17 Кофман В. - В тисках Версаля // журнал "Моделист-конструктор".-2011.-№11.
18 Смирнов Г., Смирнов В. - "Бесславная девятка" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№9.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 18.07.2018

 




 

 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1931-1935
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.
Leipzig
"Leipzig" в Вильгельмсхафене в начале службы.
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
"Leipzig" после войны.
Leipzig
"Leipzig" после войны.
Leipzig
"Leipzig" в июле 1945 г.
Leipzig
"Leipzig" ведёт огонь по наступающим советским войскам, март 1945 г.
Leipzig
Повреждения "Leipzig" после столкновения.
Leipzig
"Leipzig" после столкновения.
Leipzig
Столкновение "Leipzig" и "Prinz Eugen".
Leipzig
Столкновение "Leipzig" и "Prinz Eugen".
Leipzig
Столкновение "Leipzig" и "Prinz Eugen".
Leipzig
Столкновение "Leipzig" и "Prinz Eugen".
Leipzig
Столкновение "Leipzig" и "Prinz Eugen".
Leipzig
Столкновение "Leipzig" и "Prinz Eugen".
Leipzig
Столкновение "Leipzig" и "Prinz Eugen".
Leipzig
"Leipzig" зимой в годы войны.
Leipzig
"Leipzig" на Балтике, 1941 г.
Leipzig
"Leipzig" и "Emden" на Балтике, сентябрь 1941 г.
Leipzig
"Leipzig", 1940 г.
Leipzig
"Leipzig", 1940 г.
Leipzig
"Leipzig", 1940 г.
Leipzig
Повреждения "Leipzig" от взрыва торпеды 13 декабря 1939 г.
Leipzig
Повреждения "Leipzig" от взрыва торпеды 13 декабря 1939 г.
Leipzig
Повреждения "Leipzig" от взрыва торпеды 13 декабря 1939 г.
Leipzig
Повреждённый "Leipzig" возвращается в базу, 13 декабря 1939 г.
Leipzig
"Leipzig", 1939 г.
Leipzig
"Leipzig" и "Deutschland" в Атлантике, 1939 г.
Leipzig
"Leipzig", 1939 г.
Leipzig
"Leipzig" и "Nürnberg", 1939 г.
Leipzig
"Leipzig", 1939 г.
Лейпциг (нем. Leipzig, лат. Lipsia, в.-луж. Lipsk) — самый большой город земли Саксония в Германии, известен своими ярмарками. Славянское поселение Липск возникло около 900 года. Первое письменное упоминание о нем (urbs Libzi) датируется 1015 годом. В 1165 году Оттон II Богатый, маркграф Мейсена, дал Лейпцигу городские права и рыночные привилегии.
Leipzig
"Leipzig", 1939 г.
Leipzig
"Leipzig", 1939 г.
Leipzig
все пять лёгких крейсеров, "Leipzig" крупным планом слева, 1939 г.
Leipzig
"Leipzig", 1939 г.
Leipzig
"Leipzig", 1939 г.
Leipzig
"Leipzig", 1939 г.
Leipzig
"Leipzig", 1936-1939 гг.
Leipzig
"Leipzig" в Вильгельмсхафене, 1936-1939 гг.
Leipzig
"Leipzig", 1936-1939 гг.
Leipzig
"Leipzig", 1936-1939 гг.
Leipzig
"Leipzig", 1936 г.
Leipzig
"Leipzig", 1936 г.
Leipzig
"Leipzig", 1936-1939 гг.
Leipzig
"Leipzig", 1936-1939 гг.
Leipzig
"Leipzig" в Испании, 1936-1939 гг.
Leipzig
"Leipzig" перед отправкой в Испанию, 1937 г.
Leipzig
"Leipzig" в Испании, 1936-1937 гг.
Leipzig
"Leipzig" в ремонте, 1935 г.
Leipzig
"Leipzig", 1935 г.
Leipzig
"Leipzig", 1935 г.
Leipzig
"Leipzig", 1935 г.
Leipzig
"Leipzig", 1935 г.
Leipzig
"Leipzig", 1934 г.
Leipzig
"Leipzig", 1934 г.
Leipzig
"Leipzig", 1934 г.
Leipzig
"Leipzig", 1934 г.
Leipzig
"Leipzig", 1934 г.
Leipzig
"Königsberg" и "Leipzig" в Портсмуте, 1934 г.
Leipzig
"Königsberg" и "Leipzig" в Портсмуте, 1934 г.
Leipzig
"Königsberg" и "Leipzig" в Портсмуте, 1934 г.
Leipzig
"Königsberg" и "Leipzig" в Портсмуте, 1934 г.
Leipzig
"Leipzig" в Киле, лето 1934 г.
Leipzig
"Leipzig" в доке.
Leipzig
вид в корму с топа фок-мачты "Leipzig" в начале службы.
Leipzig
"Leipzig" на манёврах в августе 1933 г.
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.
Leipzig
"Leipzig", 1932.
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.
Leipzig
"Leipzig", 1931.

Leipzig
"Leipzig" в начале службы.
Leipzig
Спуск "Leipzig" на воду.
Leipzig
Спуск "Leipzig" на воду.
Leipzig
Спуск "Leipzig" на воду.
Leipzig
Спуск "Leipzig" на воду.
Leipzig
Изменение крепления антенны на трубе "Leipzig".
Leipzig
"Chance Vought V-85.G" на кататапульте "Leipzig".
Leipzig
Модернизации "Leipzig".
Leipzig
Вид на мостик "Leipzig".
Leipzig
Вид на бак с мостика "Leipzig".
Leipzig
Форштевень "Leipzig".
Leipzig
Схема силовой установки "Leipzig".
Leipzig
Расчёт зенитного орудия на "Leipzig".
Leipzig
Залп кормовой башни "Leipzig", видна также 88-мм зенитка.
Leipzig
Кормовые башни "Leipzig".
Leipzig
Схема бронирования "Leipzig".
Leipzig
Схема бронирования "Leipzig".
Leipzig
Схема бронирования "Leipzig".
Leipzig
Схема обшивки днища и палубы в кормовой части "Leipzig".
Leipzig
"Leipzig" в американском справочнике 1943 г.
Leipzig
"Leipzig" в американском справочнике 1943 г.
Leipzig
"Leipzig" в американском справочнике 1943 г.
Leipzig
"Leipzig" в американском справочнике 1943 г.
Leipzig
"Leipzig"
Leipzig
"Leipzig"
Leipzig
"Leipzig"
Leipzig
"Leipzig"
Leipzig
"Leipzig" в первоначальном виде.
Leipzig
"Leipzig" в первоначальном виде.
Leipzig
"Leipzig"
Leipzig
"Leipzig"
Leipzig
"Leipzig"
Следующая страница - лёгкий крейсер "Nurnberg"
Предыдущая страница - лёгкие крейсера типа "Königsberg"