|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные почтовые пароходы, планировались в качестве вспомогательных крейсеров (Hilfskreuzer)
тип
Германия, 1914 г. 0 (3) ед. (пассажирские п/х, 1910-1914 гг.)факт. использовались в кач. госпитальных судов, транспортов или плавказарм * General * Tabora * Kigoma *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Изначально оборудованными для возможного использования в качестве вспомогательных крейсеров-рейдеров, были и пароходы гамбургской компании "Deutsche Ost-Afrika Linie" (DOAL, Восточно-Африканская линия), по крайней мере те из них, что были построены в Германии специально для компании. Они использовались государственной почтовой службой и получали от государства субсидии. Капитаны этих лайнеров имели на случай войны соответствующие инструкции. Суда относились к океанским пассажирским лайнерам небольших размеров с достаточно умеренной скоростью. Они принадлежали к последней серии почтовых пароходов, построенной для компании и были самыми крупными на линии. Кроме пассажиров эти суда могли брать достаточно большое количество груза. К началу войны эти пароходы всё ещё числились в мобилизационных списках, но фактически уже не имели особой боевой ценности из-за небольшой скорости и в итоге никакие работы по вооружению на них не проводились. В ходе войны ВМФ использовал все три корабля этой серии, но исключительно в качестве вспомогательных судов без вооружения. "General" принял участие в снабжении углём средиземноморской эскадры и затем служил при ней в Константинополе в качестве плавказармы и госпиталя. "Tabora" использовалась в качестве госпитального судна при Восточно-Африканской станции, а "Kigoma" - в качестве транспорта на Балтике, а в конце войны - плавказармы при военно-морской станции.
"General" был спущен на воду 13 июля 1910 года на верфи Blohm+Voss в Гамбурге для компании Deutsche Ost-Afrika Linie. Он был рассчитан на 155 пассажиров 1-го класса, 40 - 2-го класса и 88 3-го класса. Мог при необходимости также использовать 70 мест в промежуточной палубе. Достройка парохода был завершена 25 февраля 1911 года, после чего он ходил на главной линии DOAL (так называемая Всеафриканская служба). В июле 1914 г. корабль вышел из Гамбурга с пассажирами для II национальной выставки в немецкой колонии Восточной Африке, имея на борту необходимые части для строящейся в Таборе крупной радиостанции. Из-за угрозы войны пароход зашёл в Мессину (Италия), где его команда 2 августа помогла углём крейсерам средиземноморской дивизии Сушона ("Goeben" и "Breslau"). На них также перешла часть людей для пополнения экипажей согласно расписанию военного времени. После этого пароход вновь предусмотрительно загрузил трюмы углём, что оказалось очень кстати 4 августа: итальянские власти, опираясь на нейтралитет Италии, не позволяли Сушону брать уголь со складов, и он снова бункеровался с парохода. 6 августа "General" вышел в море вместе с крейсерами, затем отделился и направился к Санторине, где было назначено следующее рандеву с эскадрой, но 7 августа получил от Сушона радиограмму идти вместо условленного рандеву в Смирну для установления радиосвязи с Константинополем, что и выполнил. 9 августа "General" получил новый приказ - идти в Константинополь, куда прибыл 11 августа, встретив там крейсера средиземноморской дивизии. В дальнейшем, на протяжении войны пароход использовался, как жилой блокшив при отряде Сушона в Константинополе, служил штаб-квартирой и клубом немецких военно-морских офицеров в Турции. Часть помещений была оборудована под госпиталь. После заключения брестского мира с Россией судно перешло в оккупированную с 13 марта 1918 года Одессу, а после поражения Центральных держав и перемирия, 26 ноября войска Германии покинули Одессу, а пароход был брошен в порту. 17 декабря 1918 года началась оккупация Одессы французскими войсками и 21 декабря "General" был реквизирован французами. Первоначально судно использовалось для репатриации русских и турецких военнопленных. 7 февраля 1919 года "General" с 3000 французских солдат из Салоников на борту сел на мель на северо-восточном побережье Корсики. К счастью неподалёку оказался буксир "Goliath", который смог стащить судно на глубокую воду. В 1923 году пароход был официально передан Франции в качестве военных репараций и эксплуатировался на восточно-африканской линии компании Messageries Maritimes, также иногда посещая Индокитай и острова в Индийском океане. При этом он был переименован в "Azay le Rideau". В 1931 году пароход пострадал от пожара на борту в Марселе. В январе 1937 года корабль был сдан на слом в Ла-Сейне.
"Tabora" была спущена на воду 18 апреля 1912 года на верфи Blohm+Voss в Гамбурге для компании Deutsche Ost-Afrika Linie. Она была рассчитана на 316 пассажиров (116 I класса, 112 II класса, 88 III класса) и 29 июня 1912 года вышла на главную линию DOAL (так называемую Всеафриканскую службу). Лайнер выполнил много рейсов из Германии в Восточную Африку, а иногда ходил между из Южной Африкой и британским Саутгемптоном. Незадолго до начала Первой мировой войны, 31 июля 1914 года, "Tabora" прибыла из британского Занзибара в Дар-эс-Салам в немецкой колонии в Восточной Африке. От использования судна в качестве рейдера отказались из-за отсутствия запасов угля, заметного силуэта и малой скорости. Кроме того, имеющиеся в наличие пушки были более необходимы на сухопутном фронте. Поэтому в августе, когда началась война, вероятно, по приказу генерала Пола фон Леттоу-Ворбека, пароход был зачислен в число судов Восточно-Африканской станции в качестве стационарного госпитального судна для колониальных войск, которые на тот момент насчитывали 14 000 человек (из них 11 000 были коренными жителями). Со временем британцы стали подозревать, что пароход не был госпитальным судном, а знак Красного Креста, нанесенный по бокам, лишь маскировал его реальный характер. Некоторые немецкие историки считают, что поводом для британской атаки послужило то, что в феврале 1916 года грузовое оборудование судна использовалось при снятии вооружения с тендера "Adjutant" для последующей отправки на фронт на озере Танганьика. В 1916 году Антанта стянула большие силы, которые выступили из Кении, Бельгийского Конго и Ньяссаленда. В течение нескольких месяцев они оттеснили немецкую защитную группу на непроходимый юг страны. В ходе наступления, 26 марта 1916 года в порт Дар-эс-Салам вошли четыре боевых корабля: британских линкор "Vengeance", британские бронепалубные крейсера "Challenger" и "Hyacinth" и австралийский легкий крейсер "Pioneer". Там они застали одиноко стоящую "Tabora". Англичане потребовали разрешения осмотреть судно, чтобы подтвердить или опровергнуть их подозрения в отношении него. Немцы не ответили. "Challenger" получил приказ быть готовым открыть огонь, пои любом подозрительном движении на немецком судне, но ничего не происходило. "Pioneer" получил приказ сделать четыре предупредительных выстрела из 102-мм орудий. В то же время "Vengeance" подал немцам сигнал эвакуировать всех раненых, которые были на борту. Вновь ничего не произошло и британские корабли открыли по судну огонь. Лавина снарядов быстро вызвала пожары на пароходе, он был окутан густыми облаками черного дыма, накренился на левый борт и начал тонуть. Закончив с судном, британские корабли развернулись и ушли, так и не дождавшись ответного огня немцев. "Tabora" затонула с креном на мелководье, со временем полностью перевернувшись на борт, правый борт оставался над водой. Потопление госпитального судна осталось практически незамеченным для общественности. Германская империя не протестовала против британско-австралийской акции, при этом даже не было опубликовано заявление о происшествии. Не известно ни об одном погибшем в этом эпизоде. Всё это указывает на то, что "Tabora", вероятно, к тому бремени была брошена, потому уже не являлась госпитальным судном согласно статей X и XI Гаагской конвенции 1907 года и что её потопление не нарушало международное морское право. Сгоревшие обломки парохода оставались в гавани Дар-эс-Салама до 1955 года, пока они, наконец, не были разобраны итальянской компанией Mawa Handels Anstalt почти через 40 лет после затопления.
"Kigoma" была построена на верфи Reiherstieg в Гамбурге для компании Norddeutscher Lloyd буквально перед самой войной. Он был рассчитан на 120 пассажиров 1-го класса, 110 - 2-го класса и 80 - 3-го класса. Корабль был спущен на воду 30 января 1906 года и 10 мая 1914 года вышел в первый рейс на главную линию DOAL (так называемую Всеафриканскую службу), на которой рейсы вокруг Африки чередовались в восточном и западном направлении. Последний рейс "Kigoma" вёл через Средиземное море в Восточную Африку, а затем обратно через Кейптаун и Атлантику. По дороге домой в Бискайском заливе капитан получил сообщение о международном кризисе, но решил не укрываться в нейтральном порту, как сделали многие, а продолжить путь мимо Британии и 2 августа 1914 года прибыл в Гамбург. "Kigoma" была зачислена в мобилизационные списки, как резервный вспомогательный крейсер - переоборудование предполагалось только в случае необходимости, но такой случай не представился, и с 1915 года пароход, по неподтверждённым данным, использовался как транспорт в Балтийском море. Точно известно, что в самом конце войны, с 7 октября 1918 году он служил плавучей казармой (Wohnschiff) при военно-морской станции Балтийского моря (Station Ostsee). После окончания войны, уже с ноября 1918 судно использовалось транспортным командованием Антанты и ходило под британским флагом под управлением компании Shaw, Savill & Albion Steamship Co. Сперва корабль служил для репатриации немецких военнопленных из Англии, а с 22 января 1919 - для перевозки домой новозеландских солдат, заходил и в Чёрное море. 21 марта 1919 пароход был возвращён владельцу, но уже через 4 для, 25 марта был присуждён Британии в счёт военных репараций. Сперва он ходил в Индию на государственной линии, а в 1921 году был куплен Anchor Line из Глазго и переименован в "Algeria" (II). С 16 февраля 1921 года он выполнил шестнадцать рейсов в Нью-Йорк. 4 декабря 1922 года лайнер купила немецкая компания HAPAG из Гамбурга и после переоборудования для 122 пассажиров 1-го класса и 178 2-го класса, с 18 января 1923 года он ходил на Кубу и в Мексику под новым именем "Toledo". С января 1927 года он вернулся на немецкую линию Восточной Африки. Она ходил в Кейптаун через Роттердам, Саутгемптон, Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Уолфиш-Бей и Людериц. В 1930 году машины заменили на паровые турбины, мощность возросла до 6000 л.с., а скорость до 14 узлов. Однако, новые турбины не спасли судно от разразившегося мирового экономического кризиса и в 1932 году турбоход был выведен из эксплуатации, а в 1934 году продан на слом в Блайт.
|