входоглавлениекрейсера → бронепалубные типа "Bremen"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые (бронепалубные) крейсера
(Kleinerkreuzer) типа

 Bremen 


Германия, 1904-1905 гг. 5 ед. (проект 1901-1902 гг.)

 

*
Bremen
*
Hamburg
*
Berlin
*
Lübeck
*
München
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
в кайзеровском флоте "вторая жизнь" после войны
1 Bremen <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 135, "Kleinerkreuzer L" 1.08.1902 27.03.1914-27.05.1915 модернизирован на <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, до 1914 за границей, 17.12.1915 в 18:04 погиб на 2 минах у Спон-банки в Балтийском море (57°31 N/20°24 O), 250 погибших.  
9.07.1903
19.05.1904
2 Hamburg <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 258, "Kleinerkreuzer K" 1.08.1902 с 15.09.1909 по 2.07.1912 в резерве, с 1912 флагман I флотилии ПЛ, с 08.1914 в составе разведывательных сил флота, с 1917 плавказарма для командования ПЛ в Вильгельмсхафене с 1920 в Рейхсмарине, с 1924 учебный крейсер, с 1927 в резерве, 31.03.1931 исключён, с 1936 плавказарма для экипажей ПЛ в Киле, в 1944 списан, 7.07.1944 отбуксирован в Гамбург на слом, где потоплен британскими бомбардировщиками, в 1949 поднят и к 1956 разобран.
25.07.1903
8.03.1904
3 Berlin <Kaiserl. Werft>, Данциг, стр. № ?, "Ersatz Zieten" 08.1902 с 08.1905 по 1911 и с 1912 в составе разведывательных сил флота, в 1911 за границей, с 29.10.1912 в резерве, с 17.08.1914 в составе разведывательных сил флота, с 11.02.1917 в резерве, с 1918 тендер в Киле (позднее в Свинемюнде), с 12.1919 учебное судно машинистов в Киле. 10.06.1921-1922 модернизирован на <Reichswerft>, Вильгельмсхафен, с 2.07.1922 учебный крейсер, с 10.1925 малый крейсер, с 1.10.1927 учебный крейсер, до 1929 в заграничных плаваниях, с 27.03.1929 в резерве, с 1935 тендер и плавказарма в Киле, в мае 1945 захвачен Великобританией, 31.05.1947 затоплен в Скагерраке с грузом химического оружия.
22.09.1903
4.04.1905
4 Lübeck <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 260, "Ersatz Mercur" 12.05.1903 с 31.03 по 25.04.1906 флагман учебной миноносной флотилии, с 22.08.1906 в составе разведывательных сил флота, с 10 октября 1911 в резерве, с 12.08.1914 в береговой обороне, 13.01.1916 тяжело поврежден при подрыве на мине в Балтийском море, с 28.01.1916 в резерве, в 1916-1917 модернизирован на <A.G.Vulcan>, Штеттин, с 03.1917 мишень для учебных подводных лодок, с 8.03.1918 в резерве, 5.11.1919 исключён, 3.09.1920 передан Антанте как репарационное судно "P", в 1922-1923 разобран.  
26.03.1904
26.04.1905
5 München <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 138, "Kleinerkreuzer M" 08.1903 торпедо-испытательный, с 25.08.1914 в составе разведывательных сил флота, с 10 марта 1916 в дозорной службе, 19.10.1916 тяжело поврежден торпедой английской подводной лодки "E.38" в Северном море и в 11.1916 выведен в резерв, с 1918 плавказарма для службы охраны пролива, 5.11.1919 исключён, 6.07.1920 передан Антанте как репарационное судно "Q", слом.  
30.04.1904
10.01.1905
ТТХ
  Bremen Hamburg Berlin Lübeck München Berlin с 1923
Водоизмещение нормальное 3278 т 3265 т 3278 т 3293 т
полное 3797 т 3651 т 3792 т 3661 т 3780 т 3821 т
регистровое 2421 брт., 1090 нрт. 2547 брт., 1146 нрт.
Размерения длина ВЛ 110,6 м
полная 111,1 м 113,8 м
ширина корпус 13,3 м
осадка носом 5,53 м 5,28 м 5,51 м 5,40 м 5,47 м 5,63 м
кормой 5,53 м 5,46 м 5,53 м 5,43 м 5,54 м 5,58 м
1 см осадки = 9,63 т. водоизмещения
высота борта на миделе 7,75 м
Энергетическая установка состав и тип 2 (на Lübeck - 4) вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 3,9 м
на Lübeck: 12х4-лопастных гребных винтов: 8х Ø 1,1; 2х Ø 1,6 м; 2х Ø 1,75 м, позже 4 винта
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
на Lübeck: 2 ТУ Parsons пр-ва "Brown, Bowery & Co."
3 КО 10 ВМ ПК (20 топок, 15 атм, 2750-2810 м²)
проектная мощность 10000 л.с. (на Lübeck - 11500 л.с.), 150 об/мин. (на Lübeck - 670 об/мин.)
Ходовые данные скорость проектная 22 уз. (на Lübeck - 22,5 уз.)
на испытаниях 23,3 уз. при 12100 л.с., 144 об/мин. 23,3 уз. при 11582 л.с., 148 об/мин. 23,3 уз. при 12140 л.с., 144 об/мин. 23,1 уз. при 14035 л.с., 663 об/мин. 23,3 уз. при 12205 л.с., 143 об/мин. ???
запас топлива 400/860 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 4270 миль 3800 миль 4690 миль ???
Экипаж штат 288-301 чел. (14 офицеров, 274-287 матроса) 349 чел. (19 офицеров, 330 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 12 отсеков, двойное дно на 56%.
электроснабжение 3 динамо-машины, 111 кВт, 110 В. 2 турбо-генератора, 90 кВт, 110 В. ???
управление 1 балансирный руль, 40° (на Lübeck: 38°)
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла, 1 шлюпка. ???
кренящий момент 5944 мт 5820 мт 5915 мт 5855 мт 5920 мт  
цена 4 млн. 746 тыс. M 4 млн. 706 тыс. M 4 млн. 545 тыс. M 5 млн. 436 тыс. M 5 млн. 54 тыс. M ???
БРОНИРОВАНИЕ
броневая сталь и сталь Круппа
палуба 35-20 мм/скосы 80-50 мм (броневая сталь)
гласисы 100 мм (броневая сталь)
щиты орудий 50 мм (сталь Круппа)
рубка 100 мм, крыша 20 мм (сталь Круппа)
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
штат модернизации 1-й мировой послевоенные модернизации
Berlin с 1915 Bremen с 1915 Lübeck с 1916 Hamburg с 1916 Berlin и München с 1916 Hamburg и Berlin с 1921 - 1923 Hamburg и Berlin позже
10-105 мм/40 [1500 снарядов], 12200 м 2-150 мм/45 [280 снарядов], 17600 м, 45 кг., 835 м/с, 4-5 в/мин. 6-105 мм/40 полностью разоружены 10-105 мм/45 [1650 снарядов] 8-105 мм/45
6-105 мм/40, позже 45 [900 снарядов]
10 - 37 мм/22,8, позже количество сокращалось ? ? ? ---
2 ТА-450 мм (бортовых подводных) [5 торпед] 2 ТА-500 мм (бортовых палубных) [4 торпеды] ? 2 ТА-500 мм (бортовых палубных)
--- 80 мин --- 50 мин --- ---
2 прожектора 3-4 прожектора 3 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА В КАЙЗЕРОВСКОМ ФЛОТЕ

Bremen / Hamburg / Berlin / Lübeck / München

СЛУЖБА В РЕЙХСМАРИНЕ

Hamburg / Berlin

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Проект разработан в 1901-1902 как развитие типа "Gazelle". Возросшее водоизмещение было использовано для увеличения мощности главных механизмов и скорости хода, некоторого усиления бронирования и улучшения мореходности. Вооружение оставили прежним.

Серия стала первой, корабли которой получили названия германских городов (затем эта практика стала стандартной до 1945 г.). Силуэт с таким же, как у предшественников, развитым таранным форштевнем отличался наличием трех дымовых труб вместо двух, что было вызвано увеличение числа котлов. Мачты и трубы получили характерный наклон, придававший силуэту стремительность, но на последующих типах от такой практики отказались ввиду её непрактичности. В итоге получился универсальный крейсер с отличной маневренностью и мореходностью, но слабо вооруженный. Эти достоинства и недостатки были характерны и для последующих серий германских легких крейсеров.

"Lübeck" стал первым немецким крейсером с паровыми турбинами (системы Парсонса). Первоначально он имел экспериментальный движитель: 8 гребных винтов на 4 валах, затем число винтов сократили до четырёх.

Крейсера обладали хорошей мореходностью, очень хорошо держали курс, уваливались по ветер незначительно ("Lübeck" и "Berlin" после перестройки носа стали более увальчивыми), имели заметный снос. Маневрировали и поворачивали очень хорошо, но только пройдя 60 - 70 м, при этом теряли до 35% скорости. Против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало, страдали довольно сильной бортовой (до 20°) и килевой качкой. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,58-0,61 м, продольная - ок. 166 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 45°. Угол поворота руля был 40°, но на 4-вальном "Lübeck" - только 38°.

     

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

Отличия и изменения

Между собой различались формой форштевня, на "Berlin" передние "гнезда ласточек" были больше, чем на "Bremen". На "Berlin", "Lübeck" и "München" компасная площадка была на одной стойке.

Прожекторы - по одному на площадках на мачтах (на "Berlin" сперва - только на фок-мачте). Позже на "München" (с 1914), "Hamburg" (с 1915) и "Bremen" (с 1915) на каждой площадке установили по 2 прожектора.

В 1915-1916 "Bremen" и "Lübeck" были модернизированы, носовые и кормовые пары 105-мм пушек были заменены на одиночные 150-мм, фок-мачту перенесли на надстройку, 450-мм подводные торпедные аппараты заменили на 500-мм палубные, количество прожекторов увеличили до 4, на "Lübeck" к тому же перестроили носовую часть и установили оборудование для минных постановок.

На оставшихся к 1918 между кормовых труб была установлена радиорубка. На "Hamburg" фор-марс соединили с рубкой переходным мостиком.

"Berlin" после войны прошёл модернизацию, перестроен нос, установлены орудия с подводных лодок и палубные 500-мм ТА. Позже на нём демонтировали два передних спонсона с орудиями.

 

изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

 

 

СЛУЖБА В КАЙЗЕРОВСКОМ ФЛОТЕ


"Bremen", "Berlin" и "Roon" в Бергене.

 

S.M.S. Bremen

 

Малый крейсер "L" заложен верфью "AG Weser" в Бремене 1 августа 1902, спущен 9 июля 1903 и назван в честь колёсного парового корвета "Bremen" времён 1-й Шлезвигской войны (числился в 1848-1852 гг), введен в состав ВМС Германии 19 мая 1904.

После окончания испытаний 15 июля 1904 "Bremen" был назначен на восточно-американскую станцию, чтобы сменить там малый крейсер "Gazelle". 27 августа 1904 корабль покинул Киль и 25 сентября 1904 прибыл в Рио-де-Жанейро. Затем 9,5 лет крейсер непрерывно служил станционером. При этом посетил много гаваней в Южной, Центральной и Северной Америке. В мае 1910 он прибыл в Монтевидео и с крейсером "Emden" принял участие в праздновании 100-летия независимости Аргентины в Буэнос-Айресе.

В декабре 1912 "Bremen" был послан в Западную Африку, чтобы поддерать канонерские лодки "Panther" и "Eber" после начала беспорядков в Либерии. В январе 1913 он вернулся на восточно-американскую станцию, а в июне 1913 отправился на родину. В 1913 году крейсер спас от гибели загоревшийся пароход HSDG "Etruska".

Когда 24 сентября 1913 он прибыл в Фуншал на Мадейре, поступила отмена приказа о возвращении: предназначенный для его замены "Dresden" еще не был готов к службе. "Bremen" отправился к восточному берегу Мексики, где из-за происходящих беспорядков вместе с американскими военными кораблями частично эвакуировал проживающих там европейцев и оставался в районе конфликта до 21 января 1914, когда, наконец, его сменил "Dresden". "Bremen" был отправлен на Гаити, так как там также происходили беспорядки. 13 февраля 1914 он наконец смог приступить к возвращению домой в Германию, куда прибыл 18 марта 1914.

27 марта 1914 "Bremen" вывели из эксплуатации в Вильгельмсхафене и отправили на капитальный ремонт и частичную модернизацию. 4х105-мм орудия на баке и юте были заменены на 2х150-мм пушки. Также были переделаны дымовые трубы, фок-мачта перенесена на рубку, надстроен нос (уменьшен таран).

Таким образом, начало войны "Bremen" застал на верфи, и лишь 27 мая 1915 снова вошёл в строй и был направлен в Балтийское море.

В начале июля 1915 корабль перешёл из Киля в Либау. Вместе с IV эскадрой участвовал в набеге в восточное Балтийское море. 8 августа 1915 "Bremen" поддерживал огнём эсминцы при захвате Рижского залива, имелись несколько боевых соприкосновений с русскими военными кораблями. 16 августа 1915 крейсер прикрывал тральщики и был обстрелян русским ЛК "Слава". "Bremen" спасла поддержка ЛК "Nassau" и "Posen".

17.12.1915 "Bremen" вышел в дозор из Виндавы вместе с ЭМ "V.191" и "V.186". В 17.45 в районе Спон-банки на минах подорвался "V-191", который тут же затонул, унеся с собой 25 человек из 84. При спасении потерпевших, через 19 минут (в 18.04) крейсер сам подорвался на двух минах и после взрывов в носовой части затонул. Погибло 11 офицеров и 187 матросов. 53 оставшихся в живых были спасены "V-186". Мины были поставлены 15.12.1915 русскими ЭМ "Новик", "Победитель" и "Забияка". Место гибели 57°03' N 20°24' О.

Гибель германского крейсера "Bremen" на мине 17 декабря 1915 года.
 (Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)

 

 

Русские эскадренные миноносцы "Новик", "Победитель" и "Забияка" 16 декабря 1915 года поставили на подходах к Виндаве банками 150 мин.

На следующий день германский крейсер "Bremen", выйдя в сопровождении эскадренных миноносцев "V-191" и "V-186" из Виндавы, попал в 17 ч на русское заграждение, причем первым подорвался на нем "V-191", затонувший через 30 мин.

Спасая шлюпками команду миноносца, в 18 ч крейсер носовой частью коснулся двух мин (заряд 100 кг), которые взорвались одна за другой. Поврежденная носовая часть корабля быстро погрузилась в воду, и "Bremen" с высокоподнятой кормой через несколько минут затонул.

Итоги. Крейсер старой постройки, спущенный в 1903 году, после взрыва на двух минах в носовой части корабля в течение нескольких минут затонул. Личного состава погибло 298 человек, что составляло 93,35%. Борьба за живучесть не велась ввиду быстрой гибели корабля.

 

 

 

                                              
05 - 07.1904 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Paul Schlieper
07.1904 - 12.1906 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Richard Koch
5.12.1906 - 15.11.1908 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Hermann Alberts
12.1908 - 10.1909 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Albert Hopman
10.1909 - 10.1911 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Ernst Goette
10.1911 - 04.1912 корветтен-капитан Hans Seebohm
04 - 05.1912 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Heinrich Retzmann
05.1912 - 03.1914 фрегаттен-капитан Hans Seebohm
05 - 12.1915 корветтен-капитан Axel Walter

 

 

S.M.S. Hamburg

 

Малый крейсер "K" заложен верфью "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" в Штеттине 1 августа 1902, спущен 25 июля 1903 и назван в честь колёсного парового корвета "Hamburg" времён 1-й Шлезвигской войны (числился в 1848-1852 гг), введен в ВМС Германии 8 марта 1904 первым из типа, из-за чего иногда серия обозначается также как "тип Hamburg".

В июне 1904 "Hamburg" был тендером императорской яхты "Hohenzollern" в ее ежегодном Северном походе. Во время осенних маневров в том же году он заменил малый крейсер "Niobe" в соединении разведывательных кораблей. В 1905 "Hamburg" снова был тендером "Hohenzollern", затем провёл несколько сравнительных испытаний с турбинным крейсером "Lübeck".

 

В феврале 1908 "Hamburg" с соединением разведывательных кораблей предпринял поход в Атлантику. В мае, при посещении императором Венеции и острова Корфу, он снова был тендером яхты "Hohenzollern". В следующем году крейсер повторил поход. Когда на Анатолийском нагорье начались беспорядки, "Hamburg" 21 апреля 1909 вышел из Корфу к турецкому побережью, где высадил десантную часть. 28 мая 1909 корабль вернулся в Киль. Всё лето продолжалась обычная корабельная служба, а 15 сентября 1909 корабль был выведен из эксплуатации и помещён в резерв флота.

2 июля 1912 "Hamburg" снова был введён в строй и 6 августа 1912 придан флотилии ПЛ как флагманский корабль. 1 июля 1914 флотилия ПЛ была разделена на I и II флотилии и "Hamburg" стал флагманским кораблем I флотилии, с базой в Гельголанде.

С началом Первой мировой войны "Hamburg" вошёл в состав IV разведывательной группы и участвовал в нескольких операциях в Северном море, в ходе которых имел отдельные незначительные соприкосновения с противником.

В 1916 "Hamburg" в составе IV разведывательной группы участвовал в сражении у Скагеррака (Ютландская битва). На обратном пути в ночь на 1 июня вступил в бой с британскими эсминцами. При этом получил 2 попадания и потерял 14 человек убитыми и 25 ранеными. После ремонта, 26 июля 1916 корабль снова был готов к использованию.

Повреждения германского легкого крейсера "Hamburg"
(Из книги К. П. Пузыревского "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою". СПб, 1995.)

 

 

"Hamburg" шел концевым в составе четвертой германской разведывательной группы.

Около 22 часов английский легкий крейсер "Castor", лидер одиннадцатой флотилии эскадренных миноносцев, столкнулся с четвертой разведывательной группой. Освещая корабль прожекторами, немцы открыли артиллерийский огонь. Произошла короткая, но жаркая схватка, во время которой "Hamburg" получил четыре 152-мм фугасных снаряда, причем один из них перебил радиотелеграфную сеть (антенну). Второй снаряд попал в кормовую (третью) дымовую трубу. Следующий фугасный снаряд попал в световой люк и в бортовую угольную яму левого борта; им были выведены из строя три кочегара и прислуга третьего 105-мм орудия.

Через 20 минут четвертым снарядом было убито 10 человек, находившихся на мостике, в его районе и около носового орудия.

Всего пострадало 39 человек. Корабль 1 июня прибыл в базу и встал в заводской ремонт, который окончился 15 июня 1916 г.

Итоги. За 30 минут ночного боя "Hamburg" получил четыре 152-мм фугасных снаряда. Один из них попал в машинный световой люк, а затем проник в бортовую угольную яму. Из надстроек были повреждены носовой мостик и третья дымовая труба, а также радиооборудование на мачте. Личного состава пострадало 13%. "Hamburg" находился в ремонте 14 суток.

 

 

В 1917 "Hamburg" из-за недостаточной боевой ценности и нехватки персонала стал плавучей казармой для командования флотилии подводных лодок в Вильгельмсхафене. После окончания войны устаревший корабль не должен был передаваться победителям. 16 августа 1919 он был выведен в резерв, а 7 сентября 1920 без модернизации вновь введен в состав Рейхсмарине.

03.1904 - 09.1906 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Carl Schaumann
29.09.1906 - 30.09.1907 фрегаттен-капитан Oskar von Platen-Hallermund
1.10.1907 - 15.09.1909 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Ernst von Mann Edler von Tiechler
2.07.1912 - 09.1913 корветтен-капитан Otto Feldmann
09 - 11.1913 корветтен-капитан Max Hahn
9.11.1913 - 13.03.1914 корветтен-капитан Hermann Bauer
03 - 04.1914 капитан-лейтенант (и.о.) Rudolf von dem Hagen
апрель 1914 - март 1917 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Gerhard von Gaudecker
03.1917 - 05.1918 корветтен-капитан Friedrich Lützow
05.1918 - 3.01.1919 корветтен-капитан Karl Hinsch
07 - 16.08.1919 капитан-лейтенант Hermann Mootz

 

 

S.M.S. Berlin

 

"Ersatz Zieten" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Данциге в августе 1902 для замены авизо "Zieten" (на службе в 1876-1899 гг), спущен 22 сентября 1903 и назван в честь столицы Германии, введен в состав ВМС 4 апреля 1905 г.

Сначала "Berlin" использовался как тендер Императорской яхты "Hohenzollern". С августа 1905 служил в составе разведывательных сил флота в Северном и Балтийском море. В соединении он заменил малый крейсер "Amazone", с которого на "Berlin" также перешёл и экипаж. В дальнейшем "Berlin" предпринимал заграничные плавания с флотом в Атлантику.

Во время так называемого "Агадирского кризиса", 28 июня 1911 г. крейсер покинул Киль чтобы сменить в Агадире ставшую "непопулярной" канонерскую лодку "Panther", и дежурил там вместе с канонерской лодкой "Eber" до ноября 1911 г. 14 декабря 1911 "Berlin" вернулся в Киль.

Затем крейсер снова входил в состав разведывательных сил. 27 сентября 1912 большая часть экипажа перешла на новый крейсер "Straßburg". С оставшимся сокращённым экипажем "Berlin" перевели в Вильгельмсхафен, где 29 октября 1912 он был выведен в резерв.

После начала Первой мировой войны, 17 августа 1914 "Berlin" был возвращён в строй, как корабль флагмана базовой флотилии в Вильгельмсхафене. В течение короткого времени, когда ожидали прорыв британских кораблей на Балтику, он в составе IV разведывательной группы использовался для блокады Большого Бельта.

С октября 1914 "Berlin" снова нёс дозорную службу в Немецкой бухте. 24 октября 1915 он перешёл в Балтийское море, где сменил малый крейсер "Bremen" и базировался на Либау, затем на Виндау с малым крейсером "Stuttgart" и V флотилией тральщиков. В январе 1916 "Berlin" вернулся к IV разведывательной группе в Северное море и опять нёс дозоры. Из-за двухмесячного пребывания на верфи корабль не принял участия в битве у Скагеррака (Ютландской). Когда 19 октября 1916 был торпедирован однотипный "München", "Berlin" отбуксировал его на базу. 27 ноября он участвовал в выходе для оказания помощи дирижаблю "L-22".

14 января 1917 "Berlin" перешёл в Данциг, где 11 февраля был выведен в резерв. Последний год войны корабль использовался как тендер в Киле и Свинемюнде, а с декабря 1919 - как учебное судно для машинистов (Schulschiff Fürstr Heizer) в Киле.

С 10 июня 1921 по 1922 корабль был модернизирован на верфи „Reichswerft“ в Вильгельмсхафене и 2 июля 1922 вновь введен в состав Рейхсмарине как учебный крейсер.

                   
4.04 - 09.1905 фрегаттен-капитан Wilhelm Schäfer
09.1905 - 30.09.1907 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Hugo Kraft
1.10.1907 - 09.1908 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Arthur Tapken
09.1908 - 30.09.1909 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Walter Herrklotsch
1.10.1909 - 09.1910 фрегаттен-капитан Eduard Engels
09.1910 - 11.1911 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Heinrich Löhlein
11.1911 - 09.1912 фрегаттен-капитан Wilhelm Tägert
09 - 29.10.1912 корветтен-капитан (и.о.) Egon von Wolf
17.08.1914 - 31.12.1915 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее барон Friedrich von Bülow
1.01.1916 - 11.02.1917 фрегаттен-капитан Walter Hildebrand

 

 

S.M.S. Lübeck

 

Первый германский турбинный крейсер, "Ersatz Mercur", был заложен верфью "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" в Штеттине 12 мая 1903 для замены корвета "Mercur" (быв. "Arcona", на службе 1886-1904), спущен 26 марта 1904 и назван в честь колёсного парового корвета "Lübeck" времён 1-й Шлезвигской войны (числился в 1848-1852 гг). Из за задержек при изготовлении турбин корабль смог быть введен в ВМС Германии только 26 апреля 1905.

     

Затем последовал долгий период совместных испытаний с другими кораблями, чтобы сравнить турбину и паровую машину. 30 октября 1905 испытания были прерваны из-за революционных беспорядков в России. Крейсер с 7 миноносцами отправился в восточное Балтийское море. Миноносцы выполняли прерванный забастовкой железнодорожников почтовый обмен с Санкт-Петербургом, в то время как "Lübeck" крейсировал перед Финским заливом, чтобы при необходимости эвакуировать семью царя при обострении положения. Через 2 недели положение успокоилось и немецкие корабли были отозваны.

Во время дальнейших испытаний с 31 марта по 25 апреля 1906 крейсер использовался как корабль руководителя учебной флотилии миноносцев. Затем, до 17 мая 1906 он входил в соединение учебных и опытовых кораблей. 22 августа 1906 все испытания были закончены. Корабль зачислили в соединение разведывательных кораблей и он принимал участие в обычных походах, учениях и маневрах.

19 апреля 1909 "Lübeck" вышел в поход в Средиземное море, так как на Анатолийском нагорье произошли беспорядки. 2 июня 1909 он отправился назад и 17 июня присоединился к соединению разведывательных кораблей. 10 октября 1911 корабль был выведен в резерв.

После начала Первой мировой войны, 12 августа 1914 "Lübeck" снова ввели в строй. Он служил в береговой охране на Балтике и применялся в операциях в восточном Балтийском море, участвовал в обстрелах побережья.

Первым примечательным событием в боевой жизни корабля явилась попытка заблокировать выход из Либавы 17 октября 1914 г. Крейсер привел к выходу в порт три брандера, которые затем затопили. Несмотря на это, операция не достигла своей цели: британские ПЛ, которые должны были быть заблокированы в порту, смогли выйти в море.

В начале мая 1915 г. "Lübeck" вместе с "Augsburg" поддерживал с моря наступление немецких войск на Либаву. 14 мая 1915 "Lübeck" получил повреждения во время шторма, и использовать находившиеся на его палубе мины стало невозможно. 26 июня 1915 "Lübeck", сопровождаемый ЭМ "S.130", обнаружил русский ЭМ "Новик". После короткой перестрелки русский корабль, воспользовавшись преимуществом в скорости, оторвался от противника. Вечером того же дня "Lübeck" вновь вступил в бой с русскими ЭМ. Русские стреляли хорошо. Одним из снарядов был сбит флаг на корабле. Когда на помощь "Lübeck" подошли другие немецкие корабли, русские отошли.

С 30 июня по 2 июля 1915 "Lübeck" принимал участие в ударе по Готланду, при котором 2.07.1915 произошёл бой с русскими крейсерами у Оденсхольма, в ходе которого был потерян минный заградитель "Albatross". Крейсер добился 8 попаданий в броненосный крейсер "Рюрик", сам попаданий не получил.

13.01.1916 "Lübeck" по пути из Либавы в Киль к северу от мыса Риксхёфт подорвался на русской мине. Вода затопила ряд помещений, были уничтожены три линии вала и руль. Фок-мачта от сотрясения рухнула на мостик. Убито два матроса, ранены 5 человек, в том числе командир, фрегаттен-капитан Хальм. Корабль принял около 240 т воды. После длительной борьбы за живучесть корабль удалось дотащить до Данцига сперва на буксире миноносца "V.189", затем вызванным из порта буксиром "Weichsel".

Повреждение германского крейсера "Lubeck" от минного взрыва 13 января 1916 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)

 

 

Повреждение германского крейсера "Lubeck" от минного взрыва 13 января 1916 года.  (Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)

13 января 1916 года в 10 ч германский крейсер "Lubeck" на переходе из Либавы в Киль на 18-узловом ходу, при свежем ветре, достигавшем 6—8 баллов, и волне, подорвался на мине (масса заряда 116 кг).

Под кормой крейсера с правого борта последовал взрыв, от которого корабль получил пробоину в коридоре правого гребного вала и несколько пробоин в средней палубе.

Руль и оба винта оказались сломанными, причем наружная часть вала правого борта была погнута, а наружная часть левого — получила легкие повреждения, и корабль утратил возможность управляться. Взрыв отразился также и на верхней палубе и на продольном мостике в кормовой части корабля в виде остаточных волнообразных деформаций.

Фок-мачта сломалась ниже прожекторной площадки и упала назад.

Через пробоину вода начала поступать в отделения № 1 и 2 и быстро залила их до уровня средней палубы. Корабль принял 240т воды, вследствие чего возник дифферент на корму (углубление кормы дошло до 6,5 м, а носа — уменьшилось до 4,6 м). Крен на корабле отсутствовал.

Из-за потери хода крейсер развернуло лагом к волне, вследствие чего на сильной качке в корпусе возникли сильные напряжения, так что заметно было даже глазом, как изгибались средняя и верхняя палубы.

Меры борьбы за живучесть состояли в следующем: при съемке с якоря были задраены водонепроницаемые двери переборок, люки и горловины, а заслонки вентиляционных труб — закрыты. Все они, оставшись после взрыва целыми, сохраняли полную водонепроницаемость.

Перед походом на некоторые горловины поставили подпоры, которые достаточно надежно крепили их крышки.

Согласно приказаниям командования кораблем, на походе была оставлена открытой дверь, ведущая в румпельное отделение, и не задраена броневая крышка люка во 2-м отделении.

По мнению командования, это мероприятие в данном случае имело положительный результат потому, что газы от взрыва, распространявшиеся вверх, не повредили других крышек и задраек у горловин и люков, чем была сохранена водонепроницаемость в кормовых отсеках.

Разрывы в бортовой обшивке были заделаны досками и шерстяными одеялами с поставленными на них подпорами. Несмотря на это в бомбовый погреб 3-го отделения все же поступала в незначительном количестве вода, которую удаляли ведрами.

Пробоины в средней палубе были заделаны деревом и паклей, причем успешно применялись в качестве подставок под распоры деревянные обеденные столы и скамейки.

Всего было поставлено 117 подпор, 20 скамеек и 4 обеденных стола.

Водоотливные средства корабельной системы использовались только в кормовом котельном отделении.

В нижней палубе в корме воду откачивали брандспойтами, а поступившую воду между палубами удаляли переносными электрическими помпами. На размахах качки их мощность уменьшалась от засасывания воздуха в приемные трубы.

Поврежденный "Lubeck" был взят на буксир сопровождавшим его эскадренным миноносцем "V-189".

14 января буксирование крейсера было передано буксиру, высланному из Данцига.

Через 29 ч после взрыва крейсер "Lubeck" был приведен в Нойфарвассер.

Итоги. Минным взрывом с правого борта под кормой "Lubeck" была сделана пробоина в коридоре правого гребного вала с уничтожением руля, повреждением винтов и внешних частей гребных валов.

В кормовой части на верхней палубе корабля и на продольном мостике имелась волнообразная остаточная деформация. Под влиянием бортовой качки на большой волне верхняя и средняя палубы изгибались, угрожая разрывом.

Через пробоину в 1-е и 2-е кормовые отделения поступило 240 т воды, что составляло 7,38% от водоизмещения. На корабле имелся дифферент на корму.

Меры борьбы за живучесть: пробоины заделывались деревянными щитами, столами и скамейками с применением шерстяных одеял и пакли. Подпорами служили деревянные брусья, заблаговременно распределенные по помещениям корабля. Было поставлено 117 подпор.

Удаление воды производилось водоотливными средствами корабля, переносными электрическими помпами, брандспойтами и ведрами.

 

 

28 января 1916 корабль вывели из эксплуатации и отбуксировали на верфь Vulcan в Штеттине. "Lübeck" ремонтировался и одновременно перестраивался. 4 из 105 мм орудий заменили на 2 - 150 мм пушки, старый таранный нос заменили современной носовой частью. 15-16 декабря 1916 корабль успешно прошёл испытания, однако оставался в резерве из за отсутствия персонала.

В марте 1917 "Lübeck" снова был введён в эксплуатацию как корабль-цель для учебных подводных лодок (U-Boot-Schule-Zielschiff). 8 марта 1918 он снова был отправлен в резерв. Экипаж перешёл на крейсер-авиатранспорт "Stuttgart".

После окончания войны, 5 ноября 1919 г. корабль вычеркнули из списка военных кораблей и 3 сентября 1920 передали по репарациям Великобритании как корабль "P". С 1922 по 1923 он был разделан на металл в Германии.

09.1905 - 03.1906 фрегаттен-капитан Alexander Meurer
03.1906 - 04.1906 корветтен-капитан Hermann Nordmann
04.1906 - 08.1906 корветтен-капитан Otto Philip
08.1906 - 09.1906 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Paul Gerdes
09.1906 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Hans Grupe
10.1906 - 09.1907 фрегаттен-капитан Felix Funke
09.1907 - 09.1908 фрегаттен-капитан Ferdinand Thyen
10.1908 - 01.1910 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Robert Kühne
01.1910 - 04.1911 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Friedrich Tiesmeyer
04.1911 - 10.1911 фрегаттен-капитан Hans Zenker
08.1914 - 09.1914 фрегаттен-капитан Franz Lustig
09.1914 - 10.1914 фрегаттен-капитан Paul Fischer
10.1914 - 11.1914 фрегаттен-капитан Wilhelm Bunnemann
11.1914 - 01.1916 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Halm
01.1916 капитан-лейтенант (и.о.) Helmut Gerlach
03.1917 фрегаттен-капитан Max Lutter
03.1917 - 11.1917 фрегаттен-капитан Paul Reichardt
11.1917 - 03.1918 фрегаттен-капитан Fritz Müller-Palm

 

 

S.M.S. München

 

Малый крейсер "M" заложен верфью "AG Weser" в Бремене в августе 1903, спущен 30 апреля 1904. Крестины осуществил первый бургомистр Мюнхена барон Боршт в присутствии надворного советника принца Людвига Баварского.

После окончания всех испытаний 10 января 1905 "München" сменил "Nymphe" в качестве опытового судна (Versuchsschiff) Торпедной инспекции.

С 9 декабря 1906 по 21 июня 1907 корабль находился в ремонте на Императорской верфи в Вильгельмсхафене. Затем император с борта "München" наблюдал показ подводной лодки  "U-1". В ходе осенних маневров 1908 года в августе и сентябре, крейсер принадлежал к III разведывательной группе, которая состояла из резервных единиц. В феврале 1910 в крейсер в район машинного отделения врезался миноносец "S.122".

С 25 августа 1914 "München" принадлежал к IV разведывательной группе, которая сперва находилась в Балтийском море, но уже через 3 дня, во время боя при Гельголанде, с крейсером "Danzig" перешёл в Северное море, где он участвовал в различных операциях, а также в битве у Доггер-банки 24 января 1915. Затем "München" снова перешёл в Балтийское море. Там корабль предпринял несколько операций в районе острова Готланд. При этом доходило до соприкосновений с русскими броненосными крейсерами. 31 января 1916 "München" столкнулся с немецким грузовым судном "Moskau" компании "Hanseatischen Dampfschiffahrts GmbH", которое в результате затонуло. 10 марта 1916 "München" снова перевели в службу дозора в Северном море.

В Скагерракской (Ютландской) битве "München" вечером 31 мая 1916 вступил в бой с британской III крейсерской эскадрой. При этом он получил попадания двумя 152 мм снарядами и потерял 4 человека убитыми. Во время обратного пути в ночном бою сразился со II эскадрой лёгких крейсеров. При этом получил ещё 2 попадания, что повлекло за собой 4 убитых и 20 раненых.

Повреждения германского легкого крейсера "München"
 (Из книги К. П. Пузыревского "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою". СПб, 1995.)

 

"München" входил в состав четвертой германской разведывательной группы и во время боя находился в колонне вторым. За период боя в него попало сразу два 152-мм фугасных снаряда (дистанция 49 каб.), один из которых разорвался в катере на левом борту, убил 4 человек и вывел из строя кормовой прожектор. Второй снаряд разорвался в верхней части третьей дымовой трубы и образовал пробоину в 3 м². Давлением газов в момент разрыва повредило облицовку четырех задних котлов так, что пар в котлах поддерживался с большим трудом.

В "München" попало еще три 152-мм снаряда, сведений о которых не имеется. Всего в корабль попало 5 снарядов. Выбыло из строя 28 человек; корабль прибыл в базу 1 июня, встал в заводской ремонт, закончившийся 28 июня 1916 г.

Итоги. За тот же период боя (см. Stettin) "München" получил пять 152-мм фугасных снарядов, из которых один нанес наиболее значительные повреждения четырем котлам, попав в кочегарку через трубу, так как в ней отсутствовали броневые колосники. Это повреждение отозвалось на работе котлов, в которых паропроизводительность сильно упала; кроме того, выходящий пар мешал наблюдению за противником. Личного состава пострадало 9%. Корабль находился в ремонте 28 суток.

 

 

Корабль ремонтировался в Бремене и Вильгельмсхафене и был снова готов к использованию с 30 июня 1916.

Ранним утром 19 октября 1916 во время операции в Северном море "München" получил попадание торпеды британской подводной лодки "E.38". Из за тяжёлых повреждений в ноябре 1916 он был выведен в резерв II очереди, а с 1918 использовался как плавучая казарма для брандвахтенных кораблей пролива.

5 ноября 1919 корабль был вычеркнут из списка военных кораблей и 6 июля 1920 передан по репарациям Великобритании под обозначением "Q" и разделан на металл.

01.1905 – 03.1905 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Wilhelm Schäfer
03.1905 – 05.1905 капитан-цур-зее Ernst Schaefer
05.1905 – 09.1905 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Friedrich Schulz
09.1905 – 03.1906 капитан-цур-зее Ernst Schaefer
03.1906 – 09.1906 корветтен-капитан Ferdinand Thyen
10.1906 – 09.1907 корветтен-капитан Johannes von Karpf
10.1907 – 09.1908 корветтен-капитан Ferdinand Bertram
09.1908 – 03.1910 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Johannes von Karpf
03.1910 – 11.1910 корветтен-капитан Ernst-Oldwig von Natzmer
11.1910 – 12.1910 капитан-лейтенант (и.о.) Paul Wallenberg
12.1910 – 09.1912 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Rudolf Bartels
10.1912 – 03.1915 фрегаттен-капитан /капитан-цур-зее Oswald von Studnitz
03.1915 – 12.1915 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Hans Carl von Schlick
12.1915 – 03.1916 фрегаттен-капитан Fritz Rebensburg
03.1916 – 09.1916 корветтен-капитан Oskar Böcker
09.1916 – 11.1916 фрегаттен-капитан Johannes Tietgenns

 

 

 

ПОСЛЕВОЕННАЯ СЛУЖБА

 

R.M.S. Hamburg

 

7 сентября 1920 "Hamburg" ввели в строй Рейхсмарине снова как малый крейсер. Он стал флагманским кораблем командующего в Северном море. В июле 1921 корабль сопровождал тральное соединение в северный Ледовитый океан, после требования держав победительниц убрать мины, которые в Первую мировую войну там выставил вспомогательный крейсер "Meteor". С 15 октября 1923 по 1 апреля 1925 "Hamburg" был флагманским кораблем главнокомандующего военно-морских сил.

С 1 апреля 1925 - учебный крейсер (Schulkreuzer) инспекции образования морского флота. 14 февраля 1926 вышел в кругосветное путешествие. Посетил Ост-Индию, Центральную Америку, через Панамский канал перешёл к западному побережью Северной Америки, дальше посетил Гавайи, Японию, Филиппины, Индонезию и, наконец, через Суэцкий канал и Средиземное море 20 марта 1927 вернулся в Вильгельмсхафен.

30 июня 1927 выведен в резерв, 31 марта 1931 исключен, с 1936 использовался как плавучая казарма (Wohnschiff) в Киле, 7 июля 1944 списан и отбуксирован в Гамбург на слом, где потоплен британскими истребителями-бомбардировщиками при бомбардировке в июле 1944, поднят в 1949 и разделан на металл в 1956.

                   
7.09.1920 - 09.1922 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Bernhard Bobsien
09.1922 - 09.1924 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Erich Heyden
09.1924 - 05.1925 капитан-цур-зее Friedrich Lützow
05 - 07.1925 капитан-цур-зее
07.1925 - 09.1925 капитан-цур-зее Paul Wülfing von Ditten
09.1925 - 01.1926 корветтен-капитан (и.о.) Hermann Densch
01.1926 - 30.06.1927 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Otto Groos

 

 

R.M.S. Berlin

 

С 10 июня 1921 по 1922 модернизирован на верфи „Reichswerft“ в Вильгельмсхафене. При этом старый таранный форштевень был заменён на современную носовую часть.

2 июля 1922 "Berlin" снова вошёл в строй как учебный крейсер инспекции народного образования. В течение следующих лет он провёл многочисленные учебные походы по европейским гаваням, в Средиземное море и в Южную Америку.

С зачислением на службу нового учебного крейсера "Emden"_ в октябре 1925 "Berlin" был передан флоту командующего в Балтийском море. В 1927 последовало заграничное плавание с флотом в Испанию и Португалию.

1 октября 1927 крейсер снова передали инспекции народного образования в Гамбурге. Последовало путешествие вокруг света с 1 декабря 1927 по 7 марта 1929, которое вело в Восточную Азию и Австралию. После возвращению из этого похода 27 марта 1929 корабль вывели в резерв флота в Киле.

С 1936 по 1945 он использовался как жилой корабль военно-морского флота в Киле, где в мае 1945 был захвачен Великобританией, и 31 мая 1947 затоплен с грузом отравляющих веществ в проливе Скагеррак.

               
2.07.1922 - 30.09.1923 капитан-цур-зее Wilfried von Loewenfeld
1.10.1923 - 07.1925 капитан-цур-зее Paul Wülfing von Ditten
07.1925 - 04.1926 капитан-цур-зее Ernst Junkermann
?.04 - 25.09.1926 корветтен-капитан Friedrich von Arnauld de la Perière
25.09.1926 - 27.03.1929 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Hans Kolbe

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                         

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns. 1954
3 Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford
4 Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848. Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984.
5 Gerhard Koop, Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903-1918, Bremen bis Cöln-Klasse, Band 12 Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine. Bernard & Graefe Verlag München, 2004.
6 Hans-Georg von Friedeburg: 32000 Seemeilen auf blauem Wasser. Erlebnisse auf der Weltreise des Kreuzers "Hamburg" 1926/1927. Wilhelm Köhler Verlag, Minden in Westfalen, o.J. um 1928
на русском
7 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
8 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине, военно-морской флот третьего рейха, Эксмо, Москва, 2009.
9 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
10 Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995.
11 Пузыревский К. П. - Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы. М., Военмориздат, 1942.
12 Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3.
13 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 3.02.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1904-1920
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1935
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin" 24 июля 1905 г.
Bremen
"Bremen" в США.
Bremen
"Bremen" в США.
Bremen
"Bremen" в США.
Bremen
"Bremen" в доке в США.
Bremen
"Bremen" в доке в США.
Bremen
"Bremen" в США.
Lübeck
Винто-рулевая группа "Lübeck".
Hamburg
"Hamburg" эскортирует паром, 1926-1927 гг.
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Bremen
Модель "Bremen".
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" в Буэнос-Айресе.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Berlin
"Berlin" поле модернизации.
Hamburg
"Hamburg", 1926-1927 гг.
Hamburg
На "Hamburg", 1926-1927 гг.
Hamburg
Погрузка угля на "Hamburg", 1926-1927 гг.
Hamburg
"Hamburg" в Лос-Анжелесе, 17-30 мая 1926 г.
Hamburg
"Hamburg" в Гонолулу, 1926-1927 гг.
Hamburg
"Hamburg" в Маниле, 1926-1927 гг.
Hamburg
"Hamburg" в Панамском канале, 1926-1927 гг.
Hamburg
"Hamburg" в шлюзе Мирафлорес Панамского канала, сентябрь 1928 г.
Hamburg
"Hamburg" поле войны.
Hamburg
"Hamburg" поле войны.
Hamburg
Плавказарма "Hamburg", 1937 г.
Hamburg
"Hamburg" выходит из Вильгельмсхафена в кругосветное плавание, 14 февраля 1926 г.
Hamburg
"Hamburg" поле войны.
München
Фото подписано "Leipzig", но фактически снят "Bremen".
München
"München"
München
"München"
München
"München"
München
"München"
München
"München"
München
"München"
München
"München"
München
"München"
Мюнхен (нем. München, бав. Minga, лат. Monacum, Monachium) — город на реке Изар на юге Германии. Свободный город (нем. kreisfreie Stadt), одновременно являющийся столицей Баварии. Впервые город упоминается в документах 1158 года под именем Villa Munichen.
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
Посещение крейсера "Lübeck" любекским бургомистром Иоганном Георгом Эшенбургом в 1905 году.
Lübeck
"Lübeck" в Любеке, 1905 г.
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Lübeck
"Lübeck"
Любек (нем. Lübeck) — город на севере Германии (юго-восток Шлезвиг-Гольштейна). Порт на Балтийском море вблизи устья реки Траве. В истории известен как крупнейший центр Ганзейского союза.
Berlin
"Berlin". Рисунок.
Berlin
Российский император Николай II на борту "Berlin", лето 1905 г.
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin" у Бьёрке (Кронштадт), лето 1905 г.
Berlin
"Berlin" у Бьёрке (Кронштадт), лето 1905 г.
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin"
Berlin
"Berlin" в Кильском канале.
Berlin
"Berlin" в Агадире.
Berlin
"Berlin" в Агадире.
Berlin
"Berlin"
Берлин (нем. Berlin) — столица Германии, самый крупный и самый населённый город Германии. Исторический центр Берлина находится в низине, в пойме реки Шпрее. На тот момент - резиденция династии Гогенцоллернов. Берлин впервые упоминается в 1237 году.
Hamburg
"Hamburg" и миноносец.
Hamburg
"Hamburg"
Hamburg
"Hamburg"
Hamburg
Посещение "Hamburg" императором, 19 июня 1904 года.
Hamburg
Посещение "Hamburg" императором, 19 июня 1904 года.
Hamburg
"Hamburg"
Hamburg
"Hamburg"
Hamburg
"Hamburg"
Hamburg
"Hamburg".
Вольный и ганзейский город Гамбург (нем. Freie und Hansestadt Hamburg, лат. Hammonia) - расположен в Северной Германии по обоим берегам реки Эльба в месте впадения в неё рек Альстер и Билле, примерно на расстоянии 110 км к юго-востоку от того места, где Эльба впадает в Северное море. Основан в 808 году императором Карлом Великим как крепость Хаммабург. Название происходит от старосаксонского слова "хам", что значит — берег реки и слова "бург" — крепость.
Bremen
"Bremen" в заграничном плавании, 1909 г. 37-мм пушка на мостике.
Bremen
"Bremen" в заграничном плавании, 1909 г. Вид на рубку с бака.
Bremen
"Bremen" в заграничном плавании, 1909 г. Вид на рубку с левого борта.
Bremen
"Bremen" в заграничном плавании. Центральное орудие ГК левого борта.
Bremen
"Bremen" в заграничном плавании.
Bremen
"Bremen" в заграничном плавании.
Bremen
"Bremen" в заграничном плавании.
Bremen
"Bremen" в Сармиенто (Аргентина).
Bremen
"Emden", австрийский "Kaiser Karl" и "Bremen" в Монтевидео (Аргентина), 1910 г.
Bremen
"Bremen" в Буэнос-Айресе, 1910 г.
Bremen
"Bremen" в США, 1912 г.
Bremen
"Bremen" в начале службы.
Bremen
"Bremen" в начале службы.
Bremen
"Bremen" в начале службы.
Bremen
"Bremen" в начале службы.
Bremen
"Bremen" в доке.
Bremen
"Bremen" в начале службы.
Bremen
Гибель крейсера "Bremen". С картины художника Н. М. Кочергина.
Bremen
"Bremen" в Кильском канале до 1914 г.
Bremen
"Bremen" в 1915 г.
Bremen
"Bremen" до 1914 г.
Bremen
"Bremen" в 1915 г.
Bremen
"Bremen" после модернизации, 1915 г.
Bremen
"Bremen" до 1914 г.
Бремен (нем. Bremen) — город в Германии, расположен на двух берегах реки Везер, приблизительно в 60 километрах от того места, где она впадает в Северное море. Основан в 787 году Карлом Великим в качестве епископской резиденции. В 1260 году город присоединился к Ганзейскому союзу. Стремительное экономическое развитие позволило Бремену выйти из-под власти архиепископа и стать свободным городом.
Lübeck
"Lübeck" с 1917 - 8-105-мм пушек с подводных лодок, перестроен нос, срезаны передние спонсоны.
Lübeck
"Lübeck" с 1917 - 150-мм пушки, фок-мачта перенесена на надстройку, перестроен нос, установлен кран для минных постановок.
Bremen
"Bremen" с 1915 - 150-мм пушки в оконечностях, фок-мачта перенесена на надстройку, сняты мелкие пушки, уменьшен выступ форштевня.
Berlin München
"Berlin" и "München" - сильно выступающий форштевень, балансирная стойка компаса.
Bremen Hamburg Lübeck
"Bremen", "Hamburg" и "Lübeck" - менее выступающий форштевень, штативная стойка компаса.
Bremen
"Bremen"
Lübeck
"Lübeck" в 1917 г. (15-см концевые ГК, фок-мачта на мостике, перестроена носовая оконечность)
Bremen
"Bremen" в 1915 г. (15-см концевые ГК, фок-мачта на мостике)
Hamburg
"Hamburg" в 1918 г. (4 прожектора + переходной мостик)
München
"München" в 1914 г. (4 прожектора)
Bremen
Схема бронирования "Bremen".
Bremen
"Bremen"
München
"München"
Lübeck
Винто-рулевая группа "Lübeck".
München
"München"
Bremen
"Bremen"
Следующая страница - германские малые (бронепалубные) крейсера типа "Leipzig"
Предыдущая страница - германское малые (бронепалубные) крейсера типа "Gazelle"