

Проект разработан в 1901-1902 как развитие типа "Gazelle". Возросшее водоизмещение было использовано для увеличения мощности главных механизмов и скорости хода, некоторого усиления бронирования и улучшения мореходности. Вооружение оставили прежним.

Серия стала первой, корабли которой получили названия германских городов (затем эта практика стала стандартной до 1945 г.). Силуэт с таким же, как у предшественников, развитым таранным форштевнем отличался наличием трех дымовых труб вместо двух, что было вызвано увеличение числа котлов. Мачты и трубы получили характерный наклон, придававший силуэту стремительность, но на последующих типах от такой практики отказались ввиду её непрактичности. В итоге получился универсальный крейсер с отличной маневренностью и мореходностью, но слабо вооруженный. Эти достоинства и недостатки были характерны и для последующих серий германских легких крейсеров.

"Lübeck" стал первым немецким крейсером с паровыми турбинами (системы Парсонса). Первоначально он имел экспериментальный движитель: 8 гребных винтов на 4 валах, затем число винтов сократили до четырёх.
Крейсера обладали хорошей мореходностью, очень хорошо держали курс, уваливались по ветер незначительно ("Lübeck" и "Berlin" после перестройки носа стали более увальчивыми), имели заметный снос. Маневрировали и поворачивали очень хорошо, но только пройдя 60 - 70 м, при этом теряли до 35% скорости. Против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало, страдали довольно сильной бортовой (до 20°) и килевой качкой. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,58-0,61 м, продольная - ок. 166 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 45°. Угол поворота руля был 40°, но на 4-вальном "Lübeck" - только 38°.
Схемы окраски:
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты |
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета) |

Отличия и изменения
Между собой различались формой форштевня, на "Berlin" передние "гнезда ласточек" были больше, чем на "Bremen". На "Berlin", "Lübeck" и "München" компасная площадка была на одной стойке.
Прожекторы - по одному на площадках на мачтах (на "Berlin" сперва - только на фок-мачте). Позже на "München" (с 1914), "Hamburg" (с 1915) и "Bremen" (с 1915) на каждой площадке установили по 2 прожектора.
В 1915-1916 "Bremen" и "Lübeck" были модернизированы, носовые и кормовые пары 105-мм пушек были заменены на одиночные 150-мм, фок-мачту перенесли на надстройку, 450-мм подводные торпедные аппараты заменили на 500-мм палубные, количество прожекторов увеличили до 4, на "Lübeck" к тому же перестроили носовую часть и установили оборудование для минных постановок.

На оставшихся к 1918 между кормовых труб была установлена радиорубка. На "Hamburg" фор-марс соединили с рубкой переходным мостиком.
"Berlin" после войны прошёл модернизацию, перестроен нос, установлены орудия с подводных лодок и палубные 500-мм ТА. Позже на нём демонтировали два передних спонсона с орудиями.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. DG_Alpha
СЛУЖБА В КАЙЗЕРОВСКОМ ФЛОТЕ

"Bremen", "Berlin" и "Roon" в Бергене.
|

Малый крейсер "L" заложен верфью "AG Weser" в Бремене 1 августа 1902, спущен 9 июля 1903 и назван в честь колёсного парового корвета "Bremen" времён 1-й Шлезвигской войны (числился в 1848-1852 гг), введен в состав ВМС Германии 19 мая 1904.
После окончания испытаний 15 июля 1904 "Bremen" был назначен на восточно-американскую станцию, чтобы сменить там малый крейсер "Gazelle". 27 августа 1904 корабль покинул Киль и 25 сентября 1904 прибыл в Рио-де-Жанейро. Затем 9,5 лет крейсер непрерывно служил станционером. При этом посетил много гаваней в Южной, Центральной и Северной Америке. В мае 1910 он прибыл в Монтевидео и с крейсером "Emden" принял участие в праздновании 100-летия независимости Аргентины в Буэнос-Айресе.
В декабре 1912 "Bremen" был послан в Западную Африку, чтобы поддерать канонерские лодки "Panther" и "Eber" после начала беспорядков в Либерии. В январе 1913 он вернулся на восточно-американскую станцию, а в июне 1913 отправился на родину. В 1913 году крейсер спас от гибели загоревшийся пароход HSDG "Etruska".
Когда 24 сентября 1913 он прибыл в Фуншал на Мадейре, поступила отмена приказа о возвращении: предназначенный для его замены "Dresden" еще не был готов к службе. "Bremen" отправился к восточному берегу Мексики, где из-за происходящих беспорядков вместе с американскими военными кораблями частично эвакуировал проживающих там европейцев и оставался в районе конфликта до 21 января 1914, когда, наконец, его сменил "Dresden". "Bremen" был отправлен на Гаити, так как там также происходили беспорядки. 13 февраля 1914 он наконец смог приступить к возвращению домой в Германию, куда прибыл 18 марта 1914.
27 марта 1914 "Bremen" вывели из эксплуатации в Вильгельмсхафене и отправили на капитальный ремонт и частичную модернизацию. 4х105-мм орудия на баке и юте были заменены на 2х150-мм пушки. Также были переделаны дымовые трубы, фок-мачта перенесена на рубку, надстроен нос (уменьшен таран).
Таким образом, начало войны "Bremen" застал на верфи, и лишь 27 мая 1915 снова вошёл в строй и был направлен в Балтийское море.
В начале июля 1915 корабль перешёл из Киля в Либау. Вместе с IV эскадрой участвовал в набеге в восточное Балтийское море. 8 августа 1915 "Bremen" поддерживал огнём эсминцы при захвате Рижского залива, имелись несколько боевых соприкосновений с русскими военными кораблями. 16 августа 1915 крейсер прикрывал тральщики и был обстрелян русским ЛК "Слава". "Bremen" спасла поддержка ЛК "Nassau" и "Posen".
17.12.1915 "Bremen" вышел в дозор из Виндавы вместе с ЭМ "V.191" и "V.186". В 17.45 в районе Спон-банки на минах подорвался "V-191", который тут же затонул, унеся с собой 25 человек из 84. При спасении потерпевших, через 19 минут (в 18.04) крейсер сам подорвался на двух минах и после взрывов в носовой части затонул. Погибло 11 офицеров и 187 матросов. 53 оставшихся в живых были спасены "V-186". Мины были поставлены 15.12.1915 русскими ЭМ "Новик", "Победитель" и "Забияка". Место гибели 57°03' N 20°24' О.
Гибель германского крейсера "Bremen" на мине 17 декабря 1915 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)
Русские эскадренные миноносцы "Новик", "Победитель" и "Забияка" 16 декабря 1915 года поставили на подходах к Виндаве банками 150 мин.
На следующий день германский крейсер "Bremen", выйдя в сопровождении эскадренных миноносцев "V-191" и "V-186" из Виндавы, попал в 17 ч на русское заграждение, причем первым подорвался на нем "V-191", затонувший через 30 мин.
Спасая шлюпками команду миноносца, в 18 ч крейсер носовой частью коснулся двух мин (заряд 100 кг), которые взорвались одна за другой. Поврежденная носовая часть корабля быстро погрузилась в воду, и "Bremen" с высокоподнятой кормой через несколько минут затонул.
Итоги. Крейсер старой постройки, спущенный в 1903 году, после взрыва на двух минах в носовой части корабля в течение нескольких минут затонул. Личного состава погибло 298 человек, что составляло 93,35%. Борьба за живучесть не велась ввиду быстрой гибели корабля.
05 - 07.1904 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Paul Schlieper |
07.1904 - 12.1906 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Richard Koch |
5.12.1906 - 15.11.1908 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Hermann Alberts |
12.1908 - 10.1909 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Albert Hopman |
10.1909 - 10.1911 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Ernst Goette |
10.1911 - 04.1912 |
корветтен-капитан |
Hans Seebohm |
04 - 05.1912 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Heinrich Retzmann |
05.1912 - 03.1914 |
фрегаттен-капитан |
Hans Seebohm |
05 - 12.1915 |
корветтен-капитан |
Axel Walter |
|

Малый крейсер "K" заложен верфью "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" в Штеттине 1 августа 1902, спущен 25 июля 1903 и назван в честь колёсного парового корвета "Hamburg" времён 1-й Шлезвигской войны (числился в 1848-1852 гг), введен в ВМС Германии 8 марта 1904 первым из типа, из-за чего иногда серия обозначается также как "тип Hamburg".
В июне 1904 "Hamburg" был тендером императорской яхты "Hohenzollern" в ее ежегодном Северном походе. Во время осенних маневров в том же году он заменил малый крейсер "Niobe" в соединении разведывательных кораблей. В 1905 "Hamburg" снова был тендером "Hohenzollern", затем провёл несколько сравнительных испытаний с турбинным крейсером "Lübeck".
В феврале 1908 "Hamburg" с соединением разведывательных кораблей предпринял поход в Атлантику. В мае, при посещении императором Венеции и острова Корфу, он снова был тендером яхты "Hohenzollern". В следующем году крейсер повторил поход. Когда на Анатолийском нагорье начались беспорядки, "Hamburg" 21 апреля 1909 вышел из Корфу к турецкому побережью, где высадил десантную часть. 28 мая 1909 корабль вернулся в Киль. В июне 1909 г. вместе с "Gneisenau" сопровождал яхту кайзера "Hohenzollern" в финские шхеры по случаю встречи и переговоров кайзера Вильгельма II с русским царём Николаем II, а 15 сентября 1909 корабль был выведен из эксплуатации и помещён в резерв флота.
2 июля 1912 "Hamburg" снова был введён в строй и 6 августа 1912 придан флотилии ПЛ как флагманский корабль. С 5 по 27 мая 1913 г. в Северном море "Hamburg" с несколькими подводными лодками принял участие в манёврах флота Открытого моря, где подводная лодка U-9 под командой капитан-лейтенанта Веддингена в результате четырёх атак по решению посредников условно "потопила и повредила три линкора". 1 июля 1914 флотилия ПЛ была разделена на I и II флотилии и "Hamburg" стал флагманским кораблем I флотилии, с базой в Гельголанде.
С началом Первой мировой войны "Hamburg", продолжая оставаться флагманом 1-й флотилии подводных лодок, при проведении операций флота придавался IV разведывательной группе, с которой участвовал в нескольких операциях в Северном море и имел отдельные незначительные соприкосновения с противником. 25 сентября 1914 крейсер был срочно вызван с девятью подводными лодками в Киль для охраны пролива Большой Бельт, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы, но тревога оказалась ложной и утром 27-го они ушли обратно в Северное море.
В 1916 "Hamburg" в составе IV разведывательной группы участвовал в сражении у Скагеррака (Ютландская битва). На обратном пути в ночь на 1 июня вступил в бой с британскими эсминцами. При этом получил 2 попадания и потерял 14 человек убитыми и 25 ранеными.
Повреждения германского легкого крейсера "Hamburg"
(Из книги К. П. Пузыревского "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою". СПб, 1995.)
"Hamburg" шел концевым в составе четвертой германской разведывательной группы.
Около 22 часов английский легкий крейсер "Castor", лидер одиннадцатой флотилии эскадренных миноносцев, столкнулся с четвертой разведывательной группой. Освещая корабль прожекторами, немцы открыли артиллерийский огонь. Произошла короткая, но жаркая схватка, во время которой "Hamburg" получил четыре 152-мм фугасных снаряда, причем один из них перебил радиотелеграфную сеть (антенну). Второй снаряд попал в кормовую (третью) дымовую трубу. Следующий фугасный снаряд попал в световой люк и в бортовую угольную яму левого борта; им были выведены из строя три кочегара и прислуга третьего 105-мм орудия.
Через 20 минут четвертым снарядом было убито 10 человек, находившихся на мостике, в его районе и около носового орудия.
Всего пострадало 39 человек. Корабль 1 июня прибыл в базу и встал в заводской ремонт, который окончился 15 июня 1916 г.
Итоги. За 30 минут ночного боя "Hamburg" получил четыре 152-мм фугасных снаряда. Один из них попал в машинный световой люк, а затем проник в бортовую угольную яму. Из надстроек были повреждены носовой мостик и третья дымовая труба, а также радиооборудование на мачте. Личного состава пострадало 13%. "Hamburg" находился в ремонте 14 суток.
После ремонта, 26 июля 1916 "Hamburg" снова был готов к службе. К этому времени он снова был флагманом всех подводных сил, но из-за недостаточной боевой ценности и нехватки персонала к боевым операциям более не привлекался и с 1917 использовался в качестве стационарного штаба и плавучей казармой для командования флотилии подводных лодок в Вильгельмсхафене.
После окончания войны устаревший корабль не должен был передаваться победителям. 16 августа 1919 он был выведен в резерв, а 7 сентября 1920 без модернизации вновь введен в состав Рейхсмарине.
03.1904 - 09.1906 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Carl Schaumann |
29.09.1906 - 30.09.1907 |
фрегаттен-капитан |
Oskar von Platen-Hallermund |
1.10.1907 - 15.09.1909 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Ernst von Mann Edler von Tiechler |
2.07.1912 - 09.1913 |
корветтен-капитан |
Otto Feldmann |
09 - 11.1913 |
корветтен-капитан |
Max Hahn |
9.11.1913 - 13.03.1914 |
корветтен-капитан |
Hermann Bauer |
03 - 04.1914 |
капитан-лейтенант (и.о.) |
Rudolf von dem Hagen |
апрель 1914 - март 1917 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Gerhard von Gaudecker |
03.1917 - 05.1918 |
корветтен-капитан |
Friedrich Lützow |
05.1918 - 3.01.1919 |
корветтен-капитан |
Karl Hinsch |
07 - 16.08.1919 |
капитан-лейтенант |
Hermann Mootz |
|

"Ersatz Zieten" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Данциге в августе 1902 для замены авизо "Zieten" (на службе в 1876-1899 гг), спущен 22 сентября 1903 и назван в честь столицы Германии, введен в состав ВМС 4 апреля 1905 г.
Сначала "Berlin" использовался как тендер Императорской яхты "Hohenzollern". С ней 24 июля 1905 года посетил Кронштадт, где удостоился визита руссийского императора Николая II.

С августа 1905 крейсер служил в составе разведывательных сил флота в Северном и Балтийском море. В соединении он заменил малый крейсер "Amazone", с которого на "Berlin" также перешёл и экипаж. В дальнейшем "Berlin" предпринимал заграничные плавания с флотом в Атлантику.
Во время так называемого "Агадирского кризиса", 28 июня 1911 г. крейсер покинул Киль чтобы сменить в Агадире ставшую "непопулярной" канонерскую лодку "Panther", и дежурил там вместе с канонерской лодкой "Eber" до ноября 1911 г. 14 декабря 1911 "Berlin" вернулся в Киль.

Затем крейсер снова входил в состав разведывательных сил. 27 сентября 1912 большая часть экипажа перешла на новый крейсер "Straßburg". С оставшимся сокращённым экипажем "Berlin" перевели в Вильгельмсхафен, где 29 октября 1912 он был выведен в резерв.
После начала Первой мировой войны, 17 августа 1914 "Berlin" был возвращён в строй, как корабль флагмана базовой флотилии в Вильгельмсхафене. В течение короткого времени, когда ожидали прорыв британских кораблей на Балтику, он в составе IV разведывательной группы использовался для блокады Большого Бельта.
С октября 1914 "Berlin" снова нёс дозорную службу в Немецкой бухте. 24-25 сентября 1914 привлекался к дозору в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы.
24 октября 1915 крейсер перешёл в Балтийское море, где сменил "Bremen" и базировался на Либау, затем на Виндау с малым крейсером "Stuttgart" и V флотилией тральщиков. В январе 1916 "Berlin" вернулся к IV разведывательной группе в Северное море и опять нёс дозоры. Из-за двухмесячного пребывания на верфи корабль не принял участия в битве у Скагеррака (Ютландской). Когда 19 октября 1916 был торпедирован однотипный "München", "Berlin" отбуксировал его на базу. 27 ноября он участвовал в выходе для оказания помощи дирижаблю "L-22".
14 января 1917 "Berlin" перешёл в Данциг, где 11 февраля был выведен в резерв. Последний год войны корабль использовался как тендер в Киле и Свинемюнде, а с декабря 1919 - как учебное судно для машинистов (Schulschiff Fürstr Heizer) в Киле.
С 10 июня 1921 по 1922 корабль был модернизирован на верфи „Reichswerft“ в Вильгельмсхафене и 2 июля 1922 вновь введен в состав Рейхсмарине как учебный крейсер.
4.04 - 09.1905 |
фрегаттен-капитан |
Wilhelm Schäfer |
09.1905 - 30.09.1907 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Hugo Kraft |
1.10.1907 - 09.1908 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Arthur Tapken |
09.1908 - 30.09.1909 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Walter Herrklotsch |
1.10.1909 - 09.1910 |
фрегаттен-капитан |
Eduard Engels |
09.1910 - 11.1911 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Heinrich Löhlein |
11.1911 - 09.1912 |
фрегаттен-капитан |
Wilhelm Tägert |
09 - 29.10.1912 |
корветтен-капитан (и.о.) |
Egon von Wolf |
17.08.1914 - 31.12.1915 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
барон Friedrich von Bülow |
1.01.1916 - 11.02.1917 |
фрегаттен-капитан |
Walter Hildebrand |
|

Первый германский турбинный крейсер, "Ersatz Mercur", был заложен верфью "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" в Штеттине 12 мая 1903 для замены корвета "Mercur" (быв. "Arcona", на службе 1886-1904), спущен 26 марта 1904 и назван в честь колёсного парового корвета "Lübeck" времён 1-й Шлезвигской войны (числился в 1848-1852 гг). Из за задержек при изготовлении турбин корабль смог быть введен в ВМС Германии только 26 апреля 1905.
Затем последовал долгий период совместных испытаний с другими кораблями, чтобы сравнить турбину и паровую машину. 30 октября 1905 испытания были прерваны из-за революционных беспорядков в России. Крейсер с 7 миноносцами отправился в восточное Балтийское море. Миноносцы выполняли прерванный забастовкой железнодорожников почтовый обмен с Санкт-Петербургом, в то время как "Lübeck" крейсировал перед Финским заливом, чтобы при необходимости эвакуировать семью царя при обострении положения. Через 2 недели положение успокоилось и немецкие корабли были отозваны.

Во время дальнейших испытаний с 31 марта по 25 апреля 1906 крейсер использовался как корабль руководителя учебной флотилии миноносцев. Затем, до 17 мая 1906 он входил в соединение учебных и опытовых кораблей. 22 августа 1906 все испытания были закончены. Корабль зачислили в соединение разведывательных кораблей и он принимал участие в обычных походах, учениях и маневрах.
19 апреля 1909 "Lübeck" вышел в поход в Средиземное море, так как на Анатолийском нагорье произошли беспорядки. 2 июня 1909 он отправился назад и 17 июня присоединился к соединению разведывательных кораблей. 10 октября 1911 корабль был выведен в резерв.

После начала Первой мировой войны, 12 августа 1914 "Lübeck" снова ввели в строй. Он служил в береговой охране на Балтике и применялся в операциях в восточном Балтийском море, участвовал в обстрелах побережья. 24-28 сентября 1914 привлекался к дозору в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы, дежурил в Малом Бельте.
Затем крейсер был передан отряду восточной Балтики, 8-14 октября 1914 участвовал в операции подводных лодок в Финском заливе, приведшей к потоплению русского крейсера "Паллада", 24-30 октября 1914 г. - в повторной операции подводных лодок в Финском заливе, на этот раз безуспешной.
16-17 ноября 1914 "Lübeck" участвовал в попытке заблокировать выход из Либавы. Крейсер привел к выходу в порт четыре брандера, которые затопили, а затем обстрелял, выпустив 270 снарядов. Несмотря на это, операция не достигла своей цели: британские ПЛ, которые должны были быть заблокированы в порту, вышли в море раньше, а обстрел таким малым калибром имел только моральное значение, не нанеся городу особого ущерба.

6 декабря 1914 с отрядом крейсер встречал минный заградитель "Deutschland" после минирования финских портов в Ботническом заливе, при этом у южной оконечности острова Эланд захватил шведский пароход «Vera» с военной контрабандой и сопровождал его в Свинемюнде как приз. 15-18 декабря 1914 участвовал в разведывательном походе к Аландам, в ходе которого обнаружил в Утё вражеские подводные лодки. 27-30 декабря, вероятно, участвовал в демонстрационном выходе к берегам Швеции, а 6-9 января 1915 патрулировал в районе между Свенска Хёгарне и Богшером во время набега на русский наблюдательный пост Утэ. 19 января крейсер был отправлен на Кильскую верфь для ремонтных работ.
После завершения послеремонтной боевой подготовки с конца февраля 1915 "Lübeck" использовался в патрульной службе в центральной части Балтийского моря, к востоку от линии Сандхаммар — Борнхольм — Йерсхёст. В начале мая 1915 г. он вместе с "Augsburg" поддерживал с моря наступление немецких войск на Либаву. 14 мая "Lübeck" получил повреждения во время шторма, и использовать находившиеся на его палубе мины стало невозможно. 3-6 июня крейсер прикрывал минную постановку в Рижском заливе, а 20-26 июня - на подходах к Утэ, при этом 26 июня "Lübeck", сопровождаемый ЭМ "S.130", обнаружил русский ЭМ "Новик". После короткой перестрелки русский корабль, воспользовавшись преимуществом в скорости, оторвался от противника. Вечером того же дня "Lübeck" вновь вступил в бой с русскими ЭМ. Русские стреляли хорошо. Одним из снарядов был сбит флаг на корабле. Когда на помощь "Lübeck" подошли другие немецкие корабли, русские отошли.
С 30 июня по 2 июля 1915 "Lübeck" принимал участие в ударе по Готланду, при котором 2.07.1915 произошёл бой с русскими крейсерами у Оденсхольма, в ходе которого был потерян минный заградитель "Albatross". Крейсер добился 8 попаданий в броненосный крейсер "Рюрик", сам попаданий не получил.
1-2 августа 1915 г. крейсер участвовал в рейде в район между Либавой и Готландом, а 29-31 августа 1915 - в демонстрационном выходе к Готланду.
13.01.1916 "Lübeck" по пути из Либавы в Киль к северу от мыса Риксхёфт подорвался на русской мине. Вода затопила ряд помещений, были уничтожены три линии вала и руль. Фок-мачта от сотрясения рухнула на мостик. Убито два матроса, ранены 5 человек, в том числе командир, фрегаттен-капитан Хальм. Корабль принял около 240 т воды. После длительной борьбы за живучесть корабль удалось дотащить до Данцига сперва на буксире миноносца "V.189", затем вызванным из порта буксиром "Weichsel".
Повреждение германского крейсера "Lubeck" от минного взрыва 13 января 1916 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)
Повреждение германского крейсера "Lubeck" от минного взрыва 13 января 1916 года. (Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)
13 января 1916 года в 10 ч германский крейсер "Lubeck" на переходе из Либавы в Киль на 18-узловом ходу, при свежем ветре, достигавшем 6—8 баллов, и волне, подорвался на мине (масса заряда 116 кг).
Под кормой крейсера с правого борта последовал взрыв, от которого корабль получил пробоину в коридоре правого гребного вала и несколько пробоин в средней палубе.
Руль и оба винта оказались сломанными, причем наружная часть вала правого борта была погнута, а наружная часть левого — получила легкие повреждения, и корабль утратил возможность управляться. Взрыв отразился также и на верхней палубе и на продольном мостике в кормовой части корабля в виде остаточных волнообразных деформаций.
Фок-мачта сломалась ниже прожекторной площадки и упала назад.
Через пробоину вода начала поступать в отделения № 1 и 2 и быстро залила их до уровня средней палубы. Корабль принял 240т воды, вследствие чего возник дифферент на корму (углубление кормы дошло до 6,5 м, а носа — уменьшилось до 4,6 м). Крен на корабле отсутствовал.
Из-за потери хода крейсер развернуло лагом к волне, вследствие чего на сильной качке в корпусе возникли сильные напряжения, так что заметно было даже глазом, как изгибались средняя и верхняя палубы.
Меры борьбы за живучесть состояли в следующем: при съемке с якоря были задраены водонепроницаемые двери переборок, люки и горловины, а заслонки вентиляционных труб — закрыты. Все они, оставшись после взрыва целыми, сохраняли полную водонепроницаемость.
Перед походом на некоторые горловины поставили подпоры, которые достаточно надежно крепили их крышки.
Согласно приказаниям командования кораблем, на походе была оставлена открытой дверь, ведущая в румпельное отделение, и не задраена броневая крышка люка во 2-м отделении.
По мнению командования, это мероприятие в данном случае имело положительный результат потому, что газы от взрыва, распространявшиеся вверх, не повредили других крышек и задраек у горловин и люков, чем была сохранена водонепроницаемость в кормовых отсеках.
Разрывы в бортовой обшивке были заделаны досками и шерстяными одеялами с поставленными на них подпорами. Несмотря на это в бомбовый погреб 3-го отделения все же поступала в незначительном количестве вода, которую удаляли ведрами.
Пробоины в средней палубе были заделаны деревом и паклей, причем успешно применялись в качестве подставок под распоры деревянные обеденные столы и скамейки.
Всего было поставлено 117 подпор, 20 скамеек и 4 обеденных стола.
Водоотливные средства корабельной системы использовались только в кормовом котельном отделении.
В нижней палубе в корме воду откачивали брандспойтами, а поступившую воду между палубами удаляли переносными электрическими помпами. На размахах качки их мощность уменьшалась от засасывания воздуха в приемные трубы.
Поврежденный "Lubeck" был взят на буксир сопровождавшим его эскадренным миноносцем "V-189".
14 января буксирование крейсера было передано буксиру, высланному из Данцига.
Через 29 ч после взрыва крейсер "Lubeck" был приведен в Нойфарвассер.
Итоги. Минным взрывом с правого борта под кормой "Lubeck" была сделана пробоина в коридоре правого гребного вала с уничтожением руля, повреждением винтов и внешних частей гребных валов.
В кормовой части на верхней палубе корабля и на продольном мостике имелась волнообразная остаточная деформация. Под влиянием бортовой качки на большой волне верхняя и средняя палубы изгибались, угрожая разрывом.
Через пробоину в 1-е и 2-е кормовые отделения поступило 240 т воды, что составляло 7,38% от водоизмещения. На корабле имелся дифферент на корму.
Меры борьбы за живучесть: пробоины заделывались деревянными щитами, столами и скамейками с применением шерстяных одеял и пакли. Подпорами служили деревянные брусья, заблаговременно распределенные по помещениям корабля. Было поставлено 117 подпор.
Удаление воды производилось водоотливными средствами корабля, переносными электрическими помпами, брандспойтами и ведрами.
28 января 1916 корабль вывели из эксплуатации и отбуксировали на верфь Vulcan в Штеттине. "Lübeck" ремонтировался и одновременно перестраивался. 4 из 105 мм орудий заменили на 2 - 150 мм пушки, старый таранный нос заменили современной носовой частью. 15-16 декабря 1916 корабль успешно прошёл испытания, однако оставался в резерве из за отсутствия персонала.
В марте 1917 "Lübeck" снова был введён в эксплуатацию как корабль-цель для учебных подводных лодок (U-Boot-Schule-Zielschiff). 8 марта 1918 он снова был отправлен в резерв. Экипаж перешёл на крейсер-авиатранспорт "Stuttgart".
После окончания войны, 5 ноября 1919 г. корабль вычеркнули из списка военных кораблей и 3 сентября 1920 передали по репарациям Великобритании как корабль "P". С 1922 по 1923 он был разделан на металл в Германии.
09.1905 - 03.1906 |
фрегаттен-капитан |
Alexander Meurer |
03.1906 - 04.1906 |
корветтен-капитан |
Hermann Nordmann |
04.1906 - 08.1906 |
корветтен-капитан |
Otto Philip |
08.1906 - 09.1906 |
капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) |
Paul Gerdes |
09.1906 |
капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) |
Hans Grupe |
10.1906 - 09.1907 |
фрегаттен-капитан |
Felix Funke |
09.1907 - 09.1908 |
фрегаттен-капитан |
Ferdinand Thyen |
10.1908 - 01.1910 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Robert Kühne |
01.1910 - 04.1911 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Friedrich Tiesmeyer |
04.1911 - 10.1911 |
фрегаттен-капитан |
Hans Zenker |
08.1914 - 09.1914 |
фрегаттен-капитан |
Franz Lustig |
09.1914 - 10.1914 |
фрегаттен-капитан |
Paul Fischer |
10.1914 - 11.1914 |
фрегаттен-капитан |
Wilhelm Bunnemann |
11.1914 - 01.1916 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Halm |
01.1916 |
капитан-лейтенант (и.о.) |
Helmut Gerlach |
03.1917 |
фрегаттен-капитан |
Max Lutter |
03.1917 - 11.1917 |
фрегаттен-капитан |
Paul Reichardt |
11.1917 - 03.1918 |
фрегаттен-капитан |
Fritz Müller-Palm |
|

Малый крейсер "M" заложен верфью "AG Weser" в Бремене в августе 1903, спущен 30 апреля 1904. Крестины осуществил первый бургомистр Мюнхена барон Боршт в присутствии надворного советника принца Людвига Баварского.
После окончания всех испытаний 10 января 1905 "München" сменил "Nymphe" в качестве опытового судна (Versuchsschiff) Торпедной инспекции.

С 9 декабря 1906 по 21 июня 1907 корабль находился в ремонте на Императорской верфи в Вильгельмсхафене. Затем император с борта "München" наблюдал показ подводной лодки "U-1". В ходе осенних маневров 1908 года в августе и сентябре, крейсер принадлежал к III разведывательной группе, которая состояла из резервных единиц. В феврале 1910 в крейсер в район машинного отделения врезался миноносец "S.122".

С 25 августа 1914 "München" принадлежал к IV разведывательной группе, которая сперва находилась в Балтийском море, но уже через 3 дня, во время боя при Гельголанде, с крейсером "Danzig" перешёл в Северное море, где он участвовал в различных операциях, а также в битве у Доггер-банки 24 января 1915. Затем "München" снова перешёл в Балтийское море. Там корабль предпринял несколько операций в районе острова Готланд. При этом доходило до соприкосновений с русскими броненосными крейсерами. 31 января 1916 "München" столкнулся с немецким грузовым судном "Moskau" компании "Hanseatischen Dampfschiffahrts GmbH", которое в результате затонуло. 10 марта 1916 "München" снова перевели в службу дозора в Северном море.
В Скагерракской (Ютландской) битве "München" вечером 31 мая 1916 вступил в бой с британской III крейсерской эскадрой. При этом он получил попадания двумя 152 мм снарядами и потерял 4 человека убитыми. Во время обратного пути в ночном бою сразился со II эскадрой лёгких крейсеров. При этом получил ещё 2 попадания, что повлекло за собой 4 убитых и 20 раненых.
Повреждения германского легкого крейсера "München"
(Из книги К. П. Пузыревского "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою". СПб, 1995.)
"München" входил в состав четвертой германской разведывательной группы и во время боя находился в колонне вторым. За период боя в него попало сразу два 152-мм фугасных снаряда (дистанция 49 каб.), один из которых разорвался в катере на левом борту, убил 4 человек и вывел из строя кормовой прожектор. Второй снаряд разорвался в верхней части третьей дымовой трубы и образовал пробоину в 3 м². Давлением газов в момент разрыва повредило облицовку четырех задних котлов так, что пар в котлах поддерживался с большим трудом.
В "München" попало еще три 152-мм снаряда, сведений о которых не имеется. Всего в корабль попало 5 снарядов. Выбыло из строя 28 человек; корабль прибыл в базу 1 июня, встал в заводской ремонт, закончившийся 28 июня 1916 г.
Итоги. За тот же период боя (см. Stettin) "München" получил пять 152-мм фугасных снарядов, из которых один нанес наиболее значительные повреждения четырем котлам, попав в кочегарку через трубу, так как в ней отсутствовали броневые колосники. Это повреждение отозвалось на работе котлов, в которых паропроизводительность сильно упала; кроме того, выходящий пар мешал наблюдению за противником. Личного состава пострадало 9%. Корабль находился в ремонте 28 суток.
Корабль ремонтировался в Бремене и Вильгельмсхафене и был снова готов к использованию с 30 июня 1916.
Ранним утром 19 октября 1916 во время операции в Северном море "München" получил попадание торпеды британской подводной лодки "E.38". Из за тяжёлых повреждений в ноябре 1916 он был выведен в резерв II очереди, а с 1918 использовался как плавучая казарма для брандвахтенных кораблей пролива.
5 ноября 1919 корабль был вычеркнут из списка военных кораблей и 6 июля 1920 передан по репарациям Великобритании под обозначением "Q" и разделан на металл.
01.1905 – 03.1905 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Wilhelm Schäfer |
03.1905 – 05.1905 |
капитан-цур-зее |
Ernst Schaefer |
05.1905 – 09.1905 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Friedrich Schulz |
09.1905 – 03.1906 |
капитан-цур-зее |
Ernst Schaefer |
03.1906 – 09.1906 |
корветтен-капитан |
Ferdinand Thyen |
10.1906 – 09.1907 |
корветтен-капитан |
Johannes von Karpf |
10.1907 – 09.1908 |
корветтен-капитан |
Ferdinand Bertram |
09.1908 – 03.1910 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Johannes von Karpf |
03.1910 – 11.1910 |
корветтен-капитан |
Ernst-Oldwig von Natzmer |
11.1910 – 12.1910 |
капитан-лейтенант (и.о.) |
Paul Wallenberg |
12.1910 – 09.1912 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Rudolf Bartels |
10.1912 – 03.1915 |
фрегаттен-капитан /капитан-цур-зее |
Oswald von Studnitz |
03.1915 – 12.1915 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Hans Carl von Schlick |
12.1915 – 03.1916 |
фрегаттен-капитан |
Fritz Rebensburg |
03.1916 – 09.1916 |
корветтен-капитан |
Oskar Böcker |
09.1916 – 11.1916 |
фрегаттен-капитан |
Johannes Tietgenns |
|

7 сентября 1920 "Hamburg" ввели в строй Рейхсмарине снова как малый крейсер. Он стал флагманским кораблем командующего в Северном море. В июле 1921 корабль сопровождал тральное соединение в северный Ледовитый океан, после требования держав победительниц убрать мины, которые в Первую мировую войну там выставил вспомогательный крейсер "Meteor". С 15 октября 1923 по 1 апреля 1925 "Hamburg" был флагманским кораблем главнокомандующего военно-морских сил.
С 1 апреля 1925 - учебный крейсер (Schulkreuzer) инспекции образования морского флота. 14 февраля 1926 вышел в кругосветное путешествие. Посетил Ост-Индию, Центральную Америку, через Панамский канал перешёл к западному побережью Северной Америки, дальше посетил Гавайи, Японию, Филиппины, Индонезию и, наконец, через Суэцкий канал и Средиземное море 20 марта 1927 вернулся в Вильгельмсхафен.
30 июня 1927 выведен в резерв, 31 марта 1931 исключен, с 1936 использовался как плавучая казарма (Wohnschiff) в Киле, 7 июля 1944 списан и отбуксирован в Гамбург на слом, где потоплен британскими истребителями-бомбардировщиками при бомбардировке в июле 1944, поднят в 1949 и разделан на металл в 1956.
7.09.1920 - 09.1922 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Bernhard Bobsien |
09.1922 - 09.1924 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Erich Heyden |
09.1924 - 05.1925 |
капитан-цур-зее |
Friedrich Lützow |
05 - 07.1925 |
капитан-цур-зее |
|
07.1925 - 09.1925 |
капитан-цур-зее |
Paul Wülfing von Ditten |
09.1925 - 01.1926 |
корветтен-капитан (и.о.) |
Hermann Densch |
01.1926 - 30.06.1927 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Otto Groos |
|

С 10 июня 1921 по 1922 модернизирован на верфи „Reichswerft“ в Вильгельмсхафене. При этом старый таранный форштевень был заменён на современную носовую часть.
2 июля 1922 "Berlin" снова вошёл в строй как учебный крейсер инспекции народного образования. В течение следующих лет он провёл многочисленные учебные походы по европейским гаваням, в Средиземное море и в Южную Америку.
С зачислением на службу нового учебного крейсера "Emden"_ в октябре 1925 "Berlin" был передан флоту командующего в Балтийском море. В 1927 последовало заграничное плавание с флотом в Испанию и Португалию.

1 октября 1927 крейсер снова передали инспекции народного образования в Гамбурге. Последовало путешествие вокруг света с 1 декабря 1927 по 7 марта 1929, которое вело в Восточную Азию и Австралию. После возвращению из этого похода 27 марта 1929 корабль вывели в резерв флота в Киле.
С 1936 по 1945 он использовался как жилой корабль военно-морского флота в Киле, где в мае 1945 был захвачен Великобританией, и 31 мая 1947 затоплен с грузом отравляющих веществ в проливе Скагеррак.
2.07.1922 - 30.09.1923 |
капитан-цур-зее |
Wilfried von Loewenfeld |
1.10.1923 - 07.1925 |
капитан-цур-зее |
Paul Wülfing von Ditten |
07.1925 - 04.1926 |
капитан-цур-зее |
Ernst Junkermann |
?.04 - 25.09.1926 |
корветтен-капитан |
Friedrich von Arnauld de la Perière |
25.09.1926 - 27.03.1929 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Hans Kolbe |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns. 1954 |
3 |
Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford |
4 |
Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848. Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984. |
5 |
Gerhard Koop, Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903-1918, Bremen bis Cöln-Klasse, Band 12 Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine. Bernard & Graefe Verlag München, 2004. |
6 |
Hans-Georg von Friedeburg: 32000 Seemeilen auf blauem Wasser. Erlebnisse auf der Weltreise des Kreuzers "Hamburg" 1926/1927. Wilhelm Köhler Verlag, Minden in Westfalen, o.J. um 1928 |
на русском |
7 |
Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997. |
8 |
Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине, военно-морской флот третьего рейха, Эксмо, Москва, 2009. |
9 |
Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006. |
10 |
Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995. |
11 |
Пузыревский К. П. - Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы. М., Военмориздат, 1942. |
12 |
Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3. |
13 |
Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 19.03.2023
