
Проект разработан в 1903 и технически в целом повторял тип "Bremen". Изменения коснулись мачт и надстроек - вернулись к менее эффектным, но более технологичным прямым мачтам и трубам. Для удобства подъёма сигналов фок-мачта была перенесена на рубку, что стало стандартом для всех последующих типов.
Крейсера, как и предшественники, обладали хорошей мореходностью, очень хорошо держали курс, увальчивость была незначительной. Имели заметный снос. Маневрировали и поворачивали очень хорошо, но только пройдя от 60 до 70 м; при этом теряли до 35% скорости, против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало, страдали довольно сильной бортовой (до 20°) и килевой качкой. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,58-0,61 м, продольная - ок. 166 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 45°. Угол поворота руля был 40°.
Схемы окраски:
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты |
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета) |
Отличия и изменения
"Leipzig" отличался паропроводными трубками на дымовых трубах, из за которых они оптически казались толще. На "Danzig" с 1914 на площадке грот-мачты было 2 прожектора.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. DG_Alpha
СЛУЖБА

"Leipzig"
|

Заложен верфью "AG Weser" в Бремене в июле 1904, спущен 21 марта 1905 и назван в честь "закрытого" корвета "Leipzig" (на службе 1877-1894 гг), введен в ВМС Германии 20 апреля 1906 для приемочных ходовых испытаний под командой будущего командующего флотом фрегаттен-капитана Франца Хиппера. В середине июня новый крейсер использовался в летнем вояже императора как тендер императорской яхты, роль которой в этом году выполнял зафрахтованный пароход HAPAG "Hamburg".

C 19 августа 1906 корабль был подготовлен для службы в Восточной Азии, где он должен был сменить большой крейсер "Hansa", который вышел в обратный путь уже в июле и прибыл на родину в октябре. 8 сентября "Leipzig" вышел из Вильгельмсхафена и 19 ноября прибыл к Восточноазиатской крейсерской эскадре. По пути крейсер посетил несколько гаваней Голландской Ост-Индии и 6 января 1907 был в Гонконге. С 25 января по 10 марта "Leipzig" стоял в Циндао. Флагманский корабль "Fürst Bismarck" в это время ходил в Индонезию. Кроме того в эскадру входили малый крейсер "Niobe", 4 канонерских лодки, 3 речных канонерки и 2 миноносца. В июне 1907 новый шеф эскадры, контр-адмирал Карл фон Кёрпер, на "Leipzig" и частично на канонерской лодке "Tiger" поднялся вверх по Янцзы, чтобы быть в курсе тамошних немецких экономических интересов. В походе участвовал также миноносец "S.90". В июне корабль с частью эскадры впервые ходил в северные области станции. Весной 1908 был ещё один подобный поход, в августе - посещение гаваней в Желтом море и осенью - визит в Шанхай и новый поход по Янцзы. 17 ноября "Leipzig" представлял Немецкую империю на японском параде флота в Кобе.



С января 1909 "Leipzig" находился на ремонте в Гонконге, когда получил приказ идти к немецким островам Самоа, так как там начались беспорядки. В Маниле 26 февраля он взял шефа эскадры и 19 марта прибыл в Апиа. В течение следующих дней прибыли также малый крейсер "Arcona", канонерская лодка "Jaguar" и вспомогательное судно "Titania" со 100 полицейскими из Матупи. Адмиралу и губернатору Вильгельму Зольфу удавалось выторговать договор с повстанцами. Главарь с частью его приверженцев 19 апреля был отправлен на "Jaguar" в ссылку на Сайпан. С 14 по 17 мая "Leipzig" перешёл в Суву. Находящийся на борту шеф эскадры отправился оттуда домой, в то время как крейсер вернулся в Апиа ("Arcona" и "Titania" ушли ещё 6 мая). Там до 22 мая крейсер ожидал прибытия "Condor", и только тогда направился в Паго-Паго, затем еще раз в Апиа и, наконец, через Понапе и Манилу в Циндао, куда прибыл 29 июня. В июле-августе 1909 последовал поход с новым флагманским кораблем "Scharnhorst" в северные области станции и в сентябре к гаваням в Желтом море. К рождеству "Leipzig" встретился с флагманским кораблем в Гонконге и с ним и канонерской лодкой "Luchs" в январе 1910 ходил в южную область станции, где посетил Бангкок, Суматру, северное Борнео и Манилу. Оба крейсера 22 марта вернулись в Циндао. С 18 апреля по 31 мая корабли посетили Японию. В июле "Leipzig" на довольно долгое время поднялся по Янцзы до Ханкау, так как там начались беспорядки.
В начале 1911 "Leipzig" должен был сопровождать немецкого наследного принца Вильгельма в поездке по Восточной Азии на "Gneisenau" из Калькутты. Когда он 31 января туда прибыл, из за случаев чумы в некоторых из планируемых к посещению гаваней, вояж был отменён императором. 17 февраля оба крейсера направились в Восточную Азию и через Сингапур, Гонконг и Амой 14 марта прибыли в Циндао.
Во время кризиса в Марокко эскадра находилась в заливе Владимира к северу от Владивостока и приняла только обрывки радиограммы из Берлина, которые указывали на её необходимость в Индийском океане. "Leipzig", не смотря на неясное положение и задержки у русских с телеграфной связью, был послан во Владивосток и там с 15 по 18 августа смог получать достоверную информацию из Берлина, которая прояснила положение. Эскадра снова пошла на юг, посетила гавани в Желтом море и 15 сентября вернулась в Циндао.

После начала Китайской гражданской войны в октябре 1911 "Leipzig" снова был направлен по Янцзы в Ханкау для поддержки расположенных там канонерских лодок "Vaterland" и "Tiger". Положение иностранцев было очень напряженным. На суше действовали международные войска, в которых принимал участие старший офицер "Leipzig", капитан-лейтенант Ребенсбург. На время операции женщины и дети были предусмотрительно эвакуированы в Шанхай. Немецкий шеф эскадры, контр-адмирал Гюнтер фон Кросигк, прибыл на канонерке "Iltis". Так же по реке поднялся миноносец "S.90". Так как на месте мероприятиями руководил японский адмирал, а также из-за падающего уровня воды, Кросигк на "Leipzig" в ноябре вернулся в Шанхай, где перешёл на "Gneisenau". До августа 1912 "Leipzig" ещё неоднократно ходил между Циндао и очагами волнений на Янцзы, прежде чем смог возобновить свою нормальную службу. Он участвовал в траурной церемонии похорон умершего японского императора Мутсуито, а в июле-августе 1913 был свидетелем тяжелой борьбы императорских и республиканских войск в Нанкине. В сентябре и октябре крейсер прошёл капитальный ремонт в Циндао, первый за 6 лет службы в Восточной Азии.

В начале 1914 "Leipzig" выполнил обход южной области станции, а в мае 1914 получил приказ сменить малый крейсер "Nürnberg" на западном побережье Мексики, где необходима была защита немецких жителей во время разгоревшейся там революции. 7 июля 1914 через Гонолулу он достиг Мацатлана.
2 августа 1914 "Leipzig" вышел из гавани и в заливе Магдалены на западном побережье Калифорнии передал 40 беженцев на американский броненосный крейсер, где получил сообщение о начале войны с Великобританией. Согласно плану мобилизации в случае войны он должен был встретиться с остальными кораблями эскадры Восточной Азии. Командир без успеха искал британские корабли и 17 августа прибыл в Сан-Франциско, чтобы загрузиться углём.

Из-за очень узкого истолкования нейтралитета он получил только 500 т. угля и поэтому решил снова идти к мексиканскому побережью. 10 сентября удалось получить удовлетворительное снабжение в 930 т. угля в Гуаймасе, которое гарантировало поход на юг. У Галапагосских островов крейсер встретил немецкие суда "Amasis" и "Abessinia", которые обеспечивали снабжение. 14 октября у острова Пасхи крейсер встретил свою эскадру под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее. С транспортами "Anubis", "Amasis" и "Karnak" компании "DDG Kosmos" он присоединился к эскадре.
1 ноября корабль принял участие в успешном для Императорского морского флота морском бою при Коронеле. "Leipzig" шёл 3-м в строю, в 5 кбт за "Gneisenau", за ним в 7 кбт следовал "Dresden". Бой начался в 18:34. "Leipzig" обстреливал крейсер "Glasgow" и через 10 минут добился накрытия. Дым впереди идущих больших крейсеров скрывал "Leipzig" от "Glasgow". "Dresden" и "Gneisenau" тоже открыли огонь по "Glasgow", но после 19:30 противник отвернул и наступившая темнота скрыла его, какое-то время немцы использовали как цель вспышки его выстрелов. "Glasgow" не добился попаданий в немецкие малые крейсера. "Leipzig" в него попал лишь два раза - в корму и в носовую часть, причём один снаряд не разорвался. Попадания немецких 105 мм снарядов оставляли только незначительные повреждения. Всего за время боя "Leipzig" израсходовал 407 - 105 мм снарядов.
После боя, 3-4 ноября немецкие корабли зашли для снабжения на 24 ч. в Вальпараисо. "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nürnberg" заходили в чилийскую гавань, "Leipzig" держался в 150 милях к западу, принимал посланные угольщики и конвоировал их к Мас-а-Фуэра куда 5 ноября пришла вся эскадра. Между тем из Вальпараисо дошло сообщение, что в Чили распространяются слухи о гибели в бою у Коронеля "Leipzig" и "Dresden". В связи с этим граф Шпee приказал этим крейсерам идти в Вальпараисо, дабы показать флаг и получить возможно более полную информацию о противнике. В полночь с 13 на 14 ноября германские крейсера вошли в гавань Вальпараисо. Простояв положенные 24 часа, "Leipzig" и "Dresden" вышли в море и направились на рандеву с эскадрой в бухту Сент-Квентин в 300 милях к северу от Магелланова пролива. Шеф эскадры пытался собрать в Чили возможно больше запасов. Вследствие этого задерживался дальний поход в Атлантику. Кроме того, утром 2 декабря адмирал передал флажным семафором на корабли эскадры, что намерен идти к Фолклендским островам, чтобы захватить английскую угольную станцию, и просил командиров высказать свое мнение о возможности проведения данной операции. Командир "Leipzig", как его коллеги с "Gneisenau" и "Dresden", принадлежал к противникам этого нападения. Он охотно повёл бы самостоятельную крейсерскую войну.

2 декабря после полудня с левого борта показался канадский барк "Drummuir" (1844 брт) с 2750 т кардифского угля на борту, направлявшийся в Сан-Франциско. С "Leipzig" послали призовую команду и захватил барк. На следующий день у острова Пиктона в Бигль-канале с него перегрузили уголь на корабли эскадры. 6 декабря барк был потоплен огнем "Leipzig" в точке 55°30' ю.ш., 65° з.д.
При нападении на Порт-Стэнли 8 декабря 1914 корабли встретили превосходящие силы противника - эскадру адмирала Стэрди (2 линейных крейсера, 3 броненосных крейсера, 2 лёгких крейсера) и начался бой у Фолклендских островов, в ходе которой почти вся Восточно-Азиатская эскадра была уничтожена.
"Leipzig" шёл задним мателотом, и бой начался с того, что в 12:45 по нему с расстояния 85 кбт открыл огонь линейный крейсер "Inflexible". "Leipzig" вскоре не выдержал огня и отвернул вправо. За ним последовали два других малых крейсера. За ними погнались британские крейсера "Glasgow", "Kent" и "Cornwall".
В то время как оба германских броненосных крейсера отвлекали на себя британские дредноуты, легким крейсерам было приказано рассредоточиться и отходить. Германские легкие крейсера по сигналу начальника отряда в 13.20 повернули на юг. "Dresden", обладавший наибольшим ходом, вскоре скрылся из виду. Однако "Leipzig" в то время уже не мог развивать 6олее 22 узлов и быстро стал отставать от своих. "Leipzig" и "Nürnberg", преследуемые английскими легкими крейсерами, долго держались соединено, причем "Nürnberg" был впереди и левее своего товарища.
В 3-м часу дня "Glasgow" стал нагонять противника и в 14.45 с расстояния 55 кб открыл огонь по "Leipzig" из носового 152-мм орудия. Немецкий корабль развернулся к нему бортом и дал несколько залпов, после чего погоня возобновилась. Это повторялось еще несколько раз, причем при каждом повороте два английских броненосных крейсера все больше приближались к "Leipzig".
В 15.00 "Kent", развивший необычайную для него скорость хода, почти догнал "Glasgow" и, обменявшись несколькими выстрелами с крейсером "Leipzig", повернул влево за крейсером "Nürnberg", тогда как "Glasgow" и броненосный крейсер "Cornwall" продолжали преследовать "Leipzig". Около 16.15 начался бой.
В 16.00 "Cornwall" обогнал своего товарища и в 16.17 открыл огонь, когда расстояние до "Leipzig" было 10 900 ярдов, и последний уже мог стрелять из своих 4-дюймовых орудий, но снаряды его давали одни недолеты, тогда как 6-дюймовые снаряды английского крейсера начинали попадать в цель и в 16.22 снесли переднюю мачту, убив артиллерийского офицера, который управлял огнем с марса. Когда расстояние уменьшилось до 8000 ярдов снаряды германского крейсера начали ложиться у самого борта "Cornwall", и последний отвернул вправо, открыв огонь левым бортом. Примерно час шла эта перестрелка, не причинившая "немцу" серьезных повреждений.
Затем пошел сильный дождь, под прикрытием которого "Leipzig" попытался уйти. Дождь мешал стрельбе, но огонь продолжался и 4,1-дюймовые орудия германского крейсера на расстоянии 48 кб. ещё достигали цели. Увеличив расстояние, англичане на некоторое прекратили время стрельбу, но в 17.30 снова пошли на сближение. Между 17.35 и 17.40, когда дистанция боя была не менее 9000 ярдов (45 кб), "Cornwall", несмотря на дождь и пасмурность, получил 9 попаданий. В 17.50 германский снаряд разорвался в малярной каюте "Cornwall", не причинив большого вреда крейсеру и не вызвав на нем пожара.
Опасаясь скорого наступления темноты, "Cornwall", стрелявший до тех пор одними практическими снарядами — так называемыми "common shells", которых у англичан было более половины боевого запаса, в 18.00 снова пошел на сближение с противником до 40 кабельтовых (7,4 км) и засыпал его лавиной фугасных снарядов. "Leipzig" немедленно покрылся клубами дыма от разрывов, через несколько минут загорелся.
По свидетельству как англичан, так и пленных немцев эффект получился неожиданный и необычный: с одной стороны, каждый разрыв такого снаряда давал хорошо различимую вспышку огня и темного дыма; с другой попадания этих снарядов производили значительно большие разрушения и, главное, пожары, благодаря которым огонь германского крейсера стал быстро ослабевать. Подойдя к нему на расстояние 35 кб, "Cornwall" снова лег на параллельный курс (в 18.35) и в течение получаса расстреливал противника левым бортом, тогда как "Glasgow", державшийся все время на левой раковине головного крейсера, стрелял по "Leipzig", главным образом, из своего бакового 6-дюймового орудия.
Однако немцы не прекращали огня. Только через три часа после начала боя последнее орудие крейсера замолчало, расстреляв весь боезапас (долгое время снаряды подавали на корму из носовых погребов). В 19.15 немцы выпустили три торпеды, которые в цель не попали.
Около 19.00 германский крейсер запылал по всей длине. Англичане временно прекратили стрельбу, но когда дым рассеялся и германский флаг оказался на месте, "Cornwall", подошедший на расстояние 4000 ярдов (23 кб), возобновил стрельбу залпами из орудий правого борта. В 19.45 на пылающем "Leipzig" раздался взрыв, две дымовые трубы и передняя мачта были сбиты, но признаков сдачи не было. Крейсер еще имел малый ход и двигался по направлению к противнику. Выждав примерно полчаса, в 19.50 британские корабли снова открыли огонь и продолжали обстреливать "Leipzig" до 20.10, когда на крейсере начали жечь фальшфейера и огни Вери — сигнал бедствия.
Впоследствии выяснилось, что, выпустив последний снаряд, немцы открыли кингстоны: оставшиеся в живых 150 человек собрались на баке, где вновь оказались под ураганный обстрелом. Бойню прекратили только два зеленых огня, которые сумел показать экипаж: англичане начали спускать шлюпки, но в 21.23 на германском крейсере произошел сильный взрыв, горящий "Leipzig" лег на левый борт и медленно затонул, по словам очевидцев находился в таком положении почти два часа.
Прекратив стрельбу "Cornwall" подошел ближе, спустил шлюпки и принял 18 человек, среди которых было 5 офицеров. "Leipzig" затонул в 21.23, когда было уже темно. 280 человек погибли от разрывов снарядов и переохлаждения. Командир крейсера, не получивший ранений во время боя, тоже погиб в ледяной воде.
Очевидец гибели корабля сообщал в 1917: "Leipzig" расстреливался "Glasgow" и "Cornwall", в 7 ч. вечера кончились боеприпасы. Из 320 человек экипажа только около 100 оставались живы, когда была дана команда покинуть корабль и под пение национального гимна они прыгнули за борт. Многие из них утонули или замёрзли".
04.1906 - 08.1906 |
фрегаттен-капитан |
Franz Hipper |
08.1906 - 08.1907 |
корветтен-капитан |
Jaroslaw von Rothkirch und Penthen |
3.08.1907 - 23.11.1908 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Richard Engel |
11.1908 - 02.1910 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Karl Heuser |
02.1910 - 05.1911 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Hermann Schröder |
05.1911 - 03.1913 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Friedrich Behncke |
03.1913 - 8.12.1914 |
фрегаттен-капитан |
Johann-Siegfried Haun |
|

Заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Данциге в июле 1904, спущен 23 сентября 1905 и крестился данцигским обер-бургомистром, доктором Элерсом в честь прусского колёсного парового корвета "Danzig" (числился в 1853-1862 гг) и города, где был построен, введен в ВМС Германии 1 февраля 1907 с частью экипаже малого крейсера Arcona.
После окончания всех испытаний "Danzig" вошёл в состав Соединения разведывательных кораблей и проводил обычную корабельную службу в домашних водах. С 5 июня 1910 он служил учебным кораблём при инспекции корабельной артиллерии. Во время учений неоднократно сталкивался с другими кораблями, как например, 16/17 октября 1910 с миноносцем "S.76".
В период предвоенной напряженности (с 27 июля 1914 до объявления о мобилизации), находясь в подчинении Командования станции учебных и экспериментальных кораблей (вместе с броненосцем Wittelsbach, крейсером Magdeburg и канонеркой Panther), осуществлял охрану Кильского порта и Кильского залива.
С началом войны "Danzig" перешёл в Северное море, где сперва вошёл в состав II разведывательной группы, но уже 25 августа 1914 его передали IV разведывательной группе. Через 3 дня произошёл первый морской бой между британскими и немецкими кораблями у Гельголанда. "Danzig" в самом бою не участвовал, но спас 170 человек с потопленного крейсера "Ariadne".

После непродолжительной службы в Балтийском море, с мая 1915 "Danzig" снова был в Северном море. 18 мая 1915 он подорвался на мине и был отбуксирован на базу крейсером "Berlin".
Повреждение германского крейсера "Danzig" на мине 16 мая 1915 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей от подводных взрывов". Санкт-Петербург, 1995.)
16 мая 1915 года в районе Доггер-банки германские силы производили практику бездымного плавания. В 10 милях в охранении от английских подводных лодок находился крейсер "Danzig", который подорвался на английском минном заграждении (масса заряда 145 кг).
На корабле в районе машинного отделения и кочегарок почувствовался сильный удар, сбивший людей с ног. В районе взрыва флоры взлетели вверх; электрическое освещение потухло, четыре прожектора и радиотелеграф вышли из строя. Рулевая машина вместе с рулевым приводом оказалась поврежденною. Из одной переговорной трубы шла вода.
При вращении винтов вода поступала через дейдвуды, поэтому попытка управляться машинами не дала результатов.
В 11 ч 15 мин крейсер "Berlin" взял поврежденный крейсер на буксир и под охраной крейсера "München" и семи миноносцев повел к Гельголанду, где его встретило несколько водоотливных судов, при содействии которых он был приведен в Бремен.
В доке верфи на Везере было установлено, что минным взрывом у крейсера оторвало кронштейны гребных валов. Последние висели согнутыми вниз. Лопасти винта частью отсутствовали, частью были повреждены, перо руля и рудерпис были разбиты.
В кормовой части корабля обнаружили вмятины и повреждения большинства офицерских кают. На 16 шпангоуте палубу погнуло, но больше всего пострадали надстройки. Обшивка корпуса здесь образовала складку, и обе кормовые трубы были согнуты у основания.
Итоги. Взрыв мины пришелся, вероятно, в районе 16 шпангоута, то есть в корме (у немцев счет шпангоутов идет с кормы), причем влияние его распространилось в большей степени на кормовую часть корабля, где были повреждены гребные валы, винты и руль, а в корпусе имелись вмятины. Палуба получила изгиб, и пострадали надстройки. В середине корабля взрыв отразился на 2-й и 3-й трубах и обшивке корпуса.
Корабль в базу был приведен на буксире.

Так как ремонт продолжался дольше чем ожидалось, экипаж был переведён на малый крейсер "Frauenlob". Только 13 ноября 1915 "Danzig" снова был готов к службе. Теперь он снова находился в Балтийском море и оперировал у Либавы. 25 ноября 1915 к югу от Готланда он снова подорвался на мине и снова был отбуксирован на базу крейсером "Berlin".
Повреждение германского крейсера "Danzig" на мине 11 ноября 1915 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)
11 ноября 1915года к югу от острова Готланд русские крейсера "Баян", "Адмирал Макаров", "Олег" и "Рюрик" под прикрытием линейных кораблей "Гангут" и "Петропавловск" поставили большое заграждение (560 мин), на котором 24 ноября подорвался крейсер "Danzig", шедший вдоль южного шведского берега в Либаву в сопровождении двух эскадренных миноносцев "V.182" и "G.196". Погода была свежая с большой волной.
В 3 ч 20 мин, проходя мимо банки Хоборг, под кормовой частью крейсера произошел взрыв мины (масса заряда 116 кг), от которого были повреждены оба гребные вала, и сорван руль. От повреждения обшивки два задних отсека заполнились водой. Корабль не мог идти и управляться, а также произвести исправления своими средствами, и принужден был по радио просить помощи, которую он получил от высланного из Либавы крейсера "Berlin"; последний взял его на буксир и через 22 ч привел в Нойфарвассер. Итоги. От взрыва мины под кормой крейсер лишился движителей и руля, оставаясь в беспомощном состоянии до прихода крейсера "Berlin", который отбуксировал его ходом 4,5 уз в порт.

Ремонт на Императорской верфи в Данциге продолжался 6 месяцев. Снова часть экипажа на время перешла на Frauenlob.
В июле 1916 "Danzig" еще раз основательно ремонтировался в Бремене. С августа 1916 он нёс дозор в Немецкой бухте. 1 декабря 1916 корабль снова придали II разведывательной группе. После участия в минных постановках (10 января 1917), в июне 1917 "Danzig" вернулся в Балтийское море, где использовался как мишень. Осенью 1917 он принимал участие в занятии Балтийских островов (операция "Albion"). 25 марта 1918 корабль был выведен в резерв, а с 25 марта 1918 снова использовался как мишень для подводных лодок.
Исключен 5 ноября 1919, получил репарационное обозначение "R", 15 сентября 1920 был передан Великобритании, отбуксирован в Уитби, где с 1922 по 1923 был разделан на металл.
02.1907 - 04.1907 |
корветтен-капитан |
Otto Philipp |
04.1907 - 10.1908 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Herwarth Schmidt von Schwindt |
10.1908 - 09.1909 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Woldemar Hermann |
09.1909 - 06.1910 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Wilhelm Timme |
06.1910 - 04.1912 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Hans Pfundheller |
04.1912 - 04.1914 |
корветтен-капитан / фрегаттен-капитан |
Ernst Evers |
04.1914 - 05.1915 |
фрегаттен-капитан |
Fritz Reiß |
06.1915 - 04.1915 |
капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) |
Wiegandt |
08.1915 - 10.1915 |
капитан-лейтенант резерва |
Johannes Wagner (сокращённый экипаж) |
11.1915 - 12.1915 |
фрегаттен-капитан |
Georg Hoffmann |
12.1915 - 07.1916 |
капитан-лейтенант резерва (сокращённый экипаж) |
Johannes Wagner |
07.1916 - 04.1917 |
фрегаттен-капитан |
Otto Feldmann |
05.1917 - 03.1918 |
корветтен-капитан |
Prinz Adalbert von Preußen |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Hildebrand, Hans H./Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Schiffsbiographien von Kaiser bis Lütjens. Mundus Verlag, Ratingen o. J. (Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Bd. 5) |
3 |
Koop, Gerhard/Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903–1918 (Bremen- bis Cöln-Klasse). Bernard & Graefe Verlag, Bonn 2004. |
4 |
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922. |
на русском |
5 |
Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997. |
6 |
Корбет Ю. - Эскадра адмирала Шпее в бою. СПб, 1994. |
7 |
Невский А.В. - Гибель эскадры вице-адмирала М. фон Шпее. // журнал "Гангут".-№№40-45. СПб, 2007. |
8 |
Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006. |
9 |
Пузыревский К. П. - Повреждения кораблей от подводных взрывов. Санкт-Петербург, 1995. |
10 |
Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3. |
11 |
Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 13.04.2022
