ОглавлениеКрейсера → Бронепалубные типа "Leipzig"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые (бронепалубные) крейсера (Kleinerkreuzer) типа

 Leipzig 


Германия, 1906-1907 гг. 2 ед. (проект 1903 г.)

 

*
Leipzig
*
Danzig
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Leipzig <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 143, "Kleinerkreuzer N" 12.07.1904 служил за границей, 8.12.1914 в 21:23 потоплен артиллерийским огнём британских крейсеров Cornwall и Glasgow в бою у Фолклендских островов (53°55s/55°55w), 315 убитых.
21.03.1905
20.04.1906
2 Danzig <Kaiserl. Werft>, Данциг, стр. № ?, "Ersatz Alexandrine" 12.07.1904 в составе разведывательных сил флота, с 5.06.1910 учебно-артиллерийский корабль, с 08.1914 в составе разведывательных сил флота, с 08.1916 в дозорной службе, с 06.1917 мишень, с 25.03.1918 в резерве, мишень для подводных лодок, 5.11.1919 исключён, 15.09.1920 передан Антанте как репарационное судно "R", в 1921-1923 слом в Уитби.
23.09.1905
1.12.1907
ТТХ
  Leipzig Danzig
Водоизмещение нормальное 3278 т
полное 3816 т 3783 т
регистровое 2421 брт., 1090 нрт.
Размерения длина ВЛ 110,6 м
полная 111,1 м
ширина корпус 13,3 м
осадка носом 5,61 м 5,68 м
кормой 5,60 м 5,38 м
1 см осадки = 9,63 т. водоизмещения
высота борта на миделе 7,75 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 3,9 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО 10 ВМ ПК (20 топок, 15 атм, 2750-2810 м²)
проектная мощность 10000 л.с., 150 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 22 уз.
на испытаниях 22,1 уз. при 11116 л.с., 136 об/мин. 22,9 уз. при 12022 л.с., 146 об/мин.
запас топлива 400/860 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 4690 миль
Экипаж штат 288-301 чел. (14 офицеров, 274-287 матроса)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 12 отсеков, двойное дно на 56%.
электроснабжение 2 турбо-генератора, 90 кВт, 110 В.
управление 1 балансирный руль, 40°
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла, 1 шлюпка.
кренящий момент 5790 мт 5640 мт
цена 5 млн. 43 тыс. M 4 млн. 828 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
броневая сталь и сталь Круппа
палуба 35-20 мм/скосы 80-50 мм (броневая сталь)
гласисы 100 мм (броневая сталь)
щиты орудий 50 мм (сталь Круппа)
рубка 100 мм, крыша 20 мм (сталь Круппа)
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
10-105 мм/40 [1500 снарядов], 12200 м
10 - 37 мм/22,8, позже количество сокращалось
2 ТА-450 мм (бортовых подводных) [5 торпед]
2-3 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОПИСАНИЕ

СЛУЖБА

Leipzig / Danzig

 

ОПИСАНИЕ

 

Проект разработан в 1903 и технически в целом повторял тип "Bremen". Изменения коснулись мачт и надстроек - вернулись к менее эффектным, но более технологичным прямым мачтам и трубам. Для удобства подъёма сигналов фок-мачта была перенесена на рубку, что стало стандартом для всех последующих типов.

Крейсера, как и предшественники, обладали хорошей мореходностью, очень хорошо держали курс, увальчивость была незначительной. Имели заметный снос. Маневрировали и поворачивали очень хорошо, но только пройдя от 60 до 70 м; при этом теряли до 35% скорости, против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало, страдали довольно сильной бортовой (до 20°) и килевой качкой. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,58-0,61 м, продольная - ок. 166 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 45°. Угол поворота руля был 40°.

     

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

14 мая 1910 г. все корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г.

 

 

Отличия и изменения

"Leipzig" отличался паропроводными трубками на дымовых трубах, из за которых они оптически казались толще. На "Danzig" с 1914 на площадке фок-мачты разместили 2 прожектора побортно, позже удвоили их количество и на грот-мачте - но разместили их продольно.

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. DG_Alpha

 

 

 

СЛУЖБА


"Leipzig"

 

S.M.S. Leipzig

 

Крейсер был заказан под контрактным названием "N", заложен на верфи "AG Weser" в Бремене в 12 июля 1904, спущен на воду 21 марта 1905 и назван в честь "закрытого" корвета "Leipzig" (на службе 1877-1894 гг). Однако, в отличие от корвета, название нового крейсера обозначало просто город, а не место битвы при Лейпциге. Работы над кораблем, за исключением установки вооружения, были завершены к февралю 1906 года, когда он прошел заводские испытания. Затем корабль направился в Вильгельмсхафен для установки орудий. Он был введен в состав Флота открытого моря 20 апреля 1906 года для приемочных ходовых испытаний под командой будущего командующего флотом фрегаттен-капитана Франца Хиппера. В середине июня новый крейсер использовался в летнем вояже императора как тендер императорской яхты, роль которой в этом году выполнял зафрахтованный пароход HAPAG "Hamburg".

ЗАГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА НА ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОЙ СТАНЦИИ 1906-1914

19 августа 1906 корабль был приписан к Восточноазиатской эскадре (при Восточноазиатской станции), где он должен был сменить большой крейсер "Hansa", который вышел в обратный путь уже в июле и прибыл на родину в октябре. 19 августа экипаж "Leipzig" начал подготовку к плаванию, 8 сентября корабль вышел из Вильгельмсхафена. По пути крейсер посетил несколько гаваней Голландской Ост-Индии и 6 января 1907 был в Гонконге. С 25 января по 10 марта "Leipzig" стоял в качестве брандвахты в Циндао. Флагманский корабль "Fürst Bismarck" в это время ходил в Индонезию. Кроме того в эскадру входили малый крейсер "Niobe", 4 канонерских лодки, 3 речных канонерки и 2 миноносца.

В июне 1907 новый шеф эскадры, контр-адмирал Карл фон Кёрпер, на "Leipzig" и частично на канонерской лодке "Tiger" поднялся вверх по Янцзы, чтобы быть в курсе тамошних немецких экономических интересов. В походе участвовал также миноносец "S.90". В июне корабль с частью эскадры впервые ходил в северные области станции, обойдя северные порты региона.

В первой половине 1908 года Восточно-Азиатская эскадра отправилась в еще один длительный поход в водах северной части Восточной Азии, а в августе "Leipzig" выполнил короткое путешествие по Желтому морю с посещением тамошних гаваней. В том же месяце командование кораблем принял корветтен-капитан Рихард Энгель. В сентябре и октябре крейсер посетил Шанхай и совершил еще одно путешествие вверх по Янцзы. 17 ноября он представлял Германию на крупном военно-морском смотре, проходившем в Кобе (Япония). В том же месяце Энгеля на посту капитана корабля сменил корветтен-капитан Карл Хойзер.

С января 1909 "Leipzig" находился на ремонте в сухом доке в Гонконге, где получил приказ после завершения работ идти к немецким островам Самоа, так как там была угроза беспорядков, и колониальный губернатор Вильгельм Зольф обратился за помощью к эскадре. Из Гонконга крейсер направился на Филиппины, 26 февраля 1909 в Маниле на борт поднялся шеф эскадры Керпер и 19 марта корабль прибыл в Апиа. К 28 числа туда прибыли также малый крейсер "Arcona", канонерская лодка "Jaguar" и вспомогательное судно "Titania" со 100 полицейскими из Матупи. В течение следующих дней адмиралу и губернатору удалось выторговать договор с повстанцами. Главаря движения с частью его приверженцев доставили на борт "Jaguar" и 19 апреля 1909 отправли в ссылку на Сайпан.

Корабли патрулировали побережье Самоа в течение апреля 1909, но к началу мая начали расходиться. "Arcona" и "Titania" ушли 6 мая, а "Leipzig" отвез Керпера в Суву на Фиджи, где он пересел на другое судно, чтобы вернуться домой. "Leipzig" стоял там с 14 по 17 мая, после чего вернулся ненадолго в Апиа, где до 22 мая ожидал прибытия сменщика "Condor". Затем "Leipzig" посетил Паго-Паго в Американском Самоа и, сделав на обратном пути короткую остановку в Апиа, отправился в Циндао, прибыв туда через Понпеи и Манилу 29 июня 1909. В июле-августе 1909 последовал поход с новым флагманским кораблем "Scharnhorst" в северные области станции и в сентябре к гаваням в Желтом море.

К рождеству в декабре 1909 "Leipzig" встретился в Гонконге с флагманским кораблем и в январе 1910 с ним и канонерской лодкой "Luchs" ходил в южную область станции, где посетил Бангкок, Суматру, северное Борнео и Манилу. В этот период, в феврале, на место Хойзера на посту командира корабля прибыл фрегаттен-капитан Герман Шредер. Оба крейсера 22 марта вернулись в Циндао, а с 18 апреля по 31 мая посетили Японию.

       

14 мая 1910 г. вышел приказ, что все корабли в заграничном плавании должны иметь стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г. В июле 1910 "Leipzig" снова поднялся по Янцзы до Ханкау, где вспыхнули волнения, и оставался там довольно долгое время.

В начале 1911 "Leipzig" и "Gneisenau" направились в Калькутту (Индия), чтобы встретить наследного принца Вильгельма, который находился в турне по Восточной Азии. Корабли прибыли туда 31 января, но вспышка чумы в некоторых из планируемых к посещению гаваней вынудила Вильгельма отменить оставшуюся часть вояжа. 17 февраля оба крейсера направились назад в Восточную Азию и через Сингапур, Гонконг и Амой 14 марта 1911 прибыли в Циндао.

В марте 1911 новый командир эскадры контр-адмирал Гюнтер фон Крозиг на борту "Leipzig" нанёс визит в Японию, где встретился с императором Мэйдзи. В последующие месяцы крейсер посетил ряд портов Японии и российского Дальнего Востока. В середине августа 1911, когда эскадра находилась во Владимирской бухте, пришли известия о напряженности в отношениях с Францией в результате Агадирского кризиса. Однако русские прервали телеграфные линии, поэтому Крозиг не мог связаться с Германией. Он получил только наясные обрывки радиограммы из Берлина, которые указывали, что он должен развернуть свою эскадру в Индийском океане. В поисках подтверждения он отправил "Leipzig" в русский Владивосток, несмотря на риск захода в порт союзника Франции. Крейсер оставался в порту с 15 по 18 августа, обмениваясь телеграммами с Берлином, которые прояснили положение. К тому времени кризис миновал, и Крозиг решил направить свою эскадру на юг и 15 сентября 1911, посетив гавани в Желтом море, вернулся в Циндао.

10 октября 1911 года в Китае вспыхнула революция против правления Цин. Поскольку беспорядки угрожали иностранным интересам в стране, Крозиг снова направил "Leipzig" вверх по Янцзы в Ханкау для поддержки расположенных там канонерских лодок "Vaterland" и "Tiger", тогда как "Gneisenau" был отправлен в Нанкин, а канонерская лодка "Iltis" — в Ханькоу. Командование международными силами, собранными в Китае, было передано японскому контр-адмиралу Кавасиме Рейджиро. Корабли высадили на берег десанты для защиты иностранных владений и эвакуировали женщин и детей в Шанхай, хотя нападения на иностранцев так и не материализовались. Десантной группой "Leipzig" командовал старший офицер крейсера, капитан-лейтенант Ребенсбург. Кросиг прибыл на канонерке "Iltis". Так же по реке поднялся миноносец "S.90". Так как на месте мероприятиями руководил японский адмирал, а также из-за падающего уровня воды, в ноябре Кросиг на "Leipzig" вернулся в Шанхай, где перешёл на "Gneisenau".

До августа 1912 "Leipzig" ещё неоднократно ходил между Циндао и очагами волнений на Янцзы, прежде чем смог возобновить свою нормальную службу. 7 августа он отправился в обычный поход мирного времени, включавший остановки во Владивостоке (Россия) и различных портах Японии. Находясь там, он участвовал в траурной церемонии похорон умершего японского императора Мутсуито. К концу 1912 года крейсер вернулся в Шанхай.

В начале 1913 года "Leipzig" посетил города центрального побережья Китая. В марте 1913 командование кораблем принял фрегаттен-капитан Иоганн-Зигфрид Хаун, ставший последним командиром крейсера и разделивший его судьбу. В июле-августе 1913 экипах корабля стал свидетелем тяжелых боёв между императорскими и республиканскими войсками в Нанкине. В сентябре-октябре крейсер прошёл капитальный ремонт в Циндао, первый за 6 лет службы в Восточной Азии. После этого он отправился на юг и посетил Филиппины.

В начале 1914 "Leipzig" выполнил обход южной области станции, а в мае 1914 получил приказ поддержать малый крейсер "Nürnberg" на западном побережье Мексики, где необходима была защита немецких жителей во время разгоревшейся там революции. 7 июля 1914 через Гонолулу он достиг Мацатлана, куда также прибыл "Dresden". Три немецких крейсера совместно с кораблями других военно-морских сил использовались для эвакуации из страны иностранцев.

УЧАСТИЕ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ, 1914

Поскольку в Мексике во время революции были перерезаны телеграфные линии, немецкие корабли узнали об июльском кризисе в Европе только 31 июля, когда Первая мировая война фактически уже разразилась. 2 августа 1914 "Leipzig" вышел из гавани и в заливе Магдалены на западном побережье Калифорнии передал сорок беженцев на американский броненосный крейсер "California", а затем бросил там якорь, ожидая развития событий и проводя подготовку к боевым действиям. 5 августа Хаун узнал о состоянии войны между Германией и Антантой. Мобилизационный план предусматривал объединение кораблей Восточно-Азиатской эскадры, но крейсеру для этого не хватало топлива. Он зашёл в Сан-Франциско, чтобы заправиться углем, но не смог полностью заполнить бункеры из-за строгого соблюдения Соединенными Штатами законов о нейтралитете, поэтому Хаун решил начать с кампании набегов на британское торговое судоходство в этом районе, но не обнаружил ни одной цели, что вынудило его двинуться на юг, чтобы раздобыть там угля и 17 августа "Leipzig" прибыл в Сан-Франциско.

Из-за очень узкого истолкования нейтралитета он получил только 500 т. угля и поэтому решил снова идти к мексиканскому побережью. По некоторым данным неделю спустя (24 августа?) "Leipzig" потопил британское грузовое судно, перевозившее сахар, но это нигде не подтверждено. 28 августа крейсер направился к перуанскому побережью, а 10 сентября в Гуаймасе удалось получить удовлетворительное снабжение в 930 т. угля. Через два дня корабль отправился в путь и в соответствии с инструкциями немецкого военно-морского командования направился дальше на юг.

Рано утром 11 сентября, в 2:30 примерно в 73 морских милях к юго-западу от мыса Корриентес (примерно 19°39′N 106°46′W) "Leipzig" заметил на небольшом расстоянии британский танкер "Elsinore" (6542 брт, 60 000 баррелей мазута: 35 000 для Гватемалы и 25 000 для Никарагуа и приказал ему остановиться. Из-за сильного дождя наблюдатели танкера не смогли увидеть немецкий крейсер достаточно рано, чтобы попытаться изменить курс. Крейсер снял команду танкера и потопил его артиллерийским огнём. "Leipzig" зашёл на Галапагосские острова, чтобы высадить команду "Elsinore" на берег на одном из островов (оттуда они отправились в Гуаякиль, прибыв в город 2 октября). Там крейсер встретил немецкие суда "Amasis" и "Abessinia", которые в дальнейшем обеспечивали его снабжение. После этого "Leipzig" остановился, чтобы позволить экипажу прочистить сильно загрязненные трубы котлов, прежде чем возобновить плавание к острову Пасхи.

14 октября у острова Пасхи крейсер встретил свою эскадру под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее. К тому времени при "Leipzig" собралась группа из трёх угольщиков: "Anubis", "Amasis" и "Karnak" компании "DDG Kosmos". 18 октября эскадра отправилась в Южную Америку. По пути они остановились на островах Хуан Фернандес и к 26 октября приблизились к Мас-а-Фуэра. Затем корабли направились в Вальпараисо (Чили), где получили разведданные, указывающие на то, что на якоре в Коронеле стоит британский крейсер "Glasgow". Шпее решил отправиться в Коронель, чтобы устроить засаду на британский корабль, когда он выйдет из порта. К этому времени к британцу присоединились броненосные крейсеры "Good Hope" и "Monmouth". Во время патрулирования у Коронеля "Leipzig" остановил чилийский барк и обыскал его, но, поскольку это было нейтральное судно и не перевозило контрабанду, немцы отпустили его.

Бой при Коронеле, 1 ноября 1914

1 ноября 1914 в 16:00 на крейсере заметили вдалеке столб дыма, за ним в 16:17 последовал второй корабль и в 16:25 третий. Примерно в то же время британцы заметили "Leipzig", и две эскадры выстроились в боевые порядки. "Leipzig" шёл 3-м в строю, в 5 кбт за "Gneisenau", за ним в 7 кбт следовал "Dresden". В 18:07 Шпее отдал приказ «Распределение огня слева», что означало, что каждый корабль вступит в бой со своим противоположным номером. Бой начался в 18:34. Немцы открыли огонь первыми. "Leipzig" обстреливал крейсер "Glasgow" и через 10 минут добился накрытия. Дым впереди идущих больших крейсеров скрывал "Leipzig" от "Glasgow". "Dresden" и "Gneisenau" тоже открыли огонь по "Glasgow", но после 19:30 противник отвернул и наступившая темнота скрыла его, какое-то время немцы использовали как цель вспышки его выстрелов. "Leipzig" в него попал лишь два раза - в корму и в носовую часть, причём один снаряд не разорвался. Попадания немецких 105 мм снарядов оставляли только незначительные повреждения. Всего за время боя "Leipzig" израсходовал 407 - 105 мм снарядов. Затем Шпее приказал "Leipzig" приблизиться к подбитому "Good Hope" и торпедировать его. Шквал дождя скрыл корабль, и к тому времени, как немецкий крейсер достиг позиции, британец уже затонул. Не зная об этом, команда "Leipzig" не предприняла никаких спасательных операций. К 20:00 "Leipzig" в сгущающейся темноте встретил "Dresden", и они приняли друг друга за врага, но быстро разобрались. "Leipzig" вышел из боя практически невредимым и без раненых членов экипажа.

***

После боя, 3-4 ноября немецкие корабли зашли для снабжения на 24 ч. в Вальпараисо. "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nürnberg" заходили в чилийскую гавань, "Leipzig" держался в 150 милях к западу, принимал посланные угольщики и конвоировал их к Мас-а-Фуэра куда 5 ноября пришла вся эскадра. Между тем из Вальпараисо пришло сообщение, что в Чили распространяются слухи о гибели в бою у Коронеля "Leipzig" и "Dresden". В связи с этим 10 ноября граф Шпee приказал этим крейсерам идти в Вальпараисо, дабы показать флаг и получить возможно более полную информацию о противнике. В полночь с 13 на 14 ноября германские крейсера вошли в гавань Вальпараисо.

Простояв положенные 24 часа, "Leipzig" и "Dresden" вышли в море и направились на рандеву с эскадрой в бухту Сент-Квентин в 300 милях к северу от Магелланова пролива, примерно в 250 морских милях к западу от острова Робинзона Крузо. Затем объединенная эскадра направилась в залив Пенас и прибыла туда 21 ноября. Там они запаслись углем и приготовились к долгому плаванию вокруг мыса Горн - Шпее пытался собрать в Чили возможно больше запасов, вследствие чего поход в Атлантику задерживался.

26 ноября восточно-азиатская эскадра покинула залив Пенас и 2 декабря достигла мыса Горн. В этот день после полудня с левого борта показался канадский барк "Drummuir" (1844 брт) с 2750 т кардифского угля на борту, направлявшийся в Сан-Франциско. С "Leipzig" послали призовую команду и захватил барк. На следующий день у острова Пиктона в Бигль-канале с него перегрузили уголь на корабли эскадры. 6 декабря барк был потоплен огнем "Leipzig" в точке 55°30' ю.ш., 65° з.д.

Утром 2 декабря адмирал передал флажным семафором на корабли эскадры, что намерен идти к Фолклендским островам, чтобы захватить английскую угольную станцию, и просил командиров высказать свое мнение о возможности проведения данной операции. Ночью 6 декабря он провел совещание с командирами кораблей, чтобы обсудить предлагаемое им нападение. Командир "Leipzig", как его коллеги с "Gneisenau" и "Dresden", выступили против этого плана и предпочли обойти Фолклендские острова и начать торговую войну у Ла-Платы. Тем не менее, утром 8 декабря Шпее принял решение атаковать Фолклендские острова.

Британцы-же, потрясенные поражением при Коронеле, к тому времени временем направили на перехват немецкой эскадры мощные линейные крейсера "Invincible" и "Inflexible" под командованием вице-адмирала Даветона Стерди. Они покинули Великобританию 11 ноября, а по пути к ним присоединились броненосные крейсеры "Carnarvon", "Kent" и "Cornwall", а также легкие крейсеры "Bristol" и "Glasgow". 7 декабря британское соединение достигло Фолклендских островов.

Бой у Фолклендских островов, 8 декабря 1914

Немцы подошли к Порт-Стэнли, столице Фолклендских островов, рано утром 8 декабря. Британцы быстро заметили их и развели пары, чтобы выйти им навстречу. Первоначально Шпее думал, что облака дыма - это британцы, сжигающие свои запасы угля, чтобы не дать немцам захватить их. Осознав присутствие мощной британской эскадры, он прекратил атаку и обратился в бегство. Британцы быстро вышли из гавани и бросились в погоню.

Бой начался в 12:45, когда линейные крейсера Стерди догнали отступающих немцев и "Inflexible" с расстояния 85 кбт открыл огонь по идущему концевым "Leipzig". Попаданий пока не было. В 13:15 Шпее подал сигнал "Лейпциг освобожден", а пять минут спустя приказал и другим легким крейсерам уходить, в то время как "Scharnhorst" и "Gneisenau" оттягивали британский огонь на себя, прикрывая их побег. Легким крейсерам было приказано рассредоточиться и отходить, однако Стерди послал за ними в погоню свои крейсера "Glasgow", "Kent" и "Cornwall".

Германские легкие крейсера по сигналу командира отряда в 13.20 повернули на юг. "Dresden", обладавший наибольшим ходом, вскоре скрылся из виду. Однако "Leipzig" в то время уже не мог развивать 6олее 22 узлов и быстро стал отставать от своих. "Leipzig" и "Nürnberg", преследуемые английскими легкими крейсерами, долго держались соединено, причем "Nürnberg" был впереди и левее своего товарища.

В 3-м часу дня "Glasgow" стал нагонять противника и в 14.45 с расстояния 55 кб открыл огонь по "Leipzig" из носового 152-мм орудия. Немецкий корабль развернулся к нему бортом и дал несколько залпов, после чего погоня возобновилась. Это повторялось еще несколько раз, причем при каждом повороте два английских броненосных крейсера все больше приближались к "Leipzig".

В 15.00 "Kent", развивший необычайную для него скорость хода, почти догнал "Glasgow" и, обменявшись несколькими выстрелами с "Leipzig", повернул влево за крейсером "Nürnberg", тогда как "Glasgow" и броненосный крейсер "Cornwall" продолжали преследовать "Leipzig". Около 16.15 начался бой.

В 16.00 "Cornwall" обогнал своего товарища и в 16.17 открыл огонь, когда расстояние до "Leipzig" было 10 900 ярдов, и последний уже мог стрелять из своих 4-дюймовых орудий, но снаряды его давали одни недолеты, тогда как 6-дюймовые снаряды английского крейсера начинали попадать в цель и в 16.22 снесли переднюю мачту, убив артиллерийского офицера, который управлял огнем с марса. Когда расстояние уменьшилось до 8000 ярдов снаряды германского крейсера начали ложиться у самого борта "Cornwall", и последний отвернул вправо, открыв огонь левым бортом. Эта перестрелка шла примерно час, но не причинила "немцу" серьезных повреждений.

Затем пошел сильный дождь, под прикрытием которого "Leipzig" попытался уйти. Дождь мешал стрельбе, но огонь продолжался и 4,1-дюймовые орудия германского крейсера на расстоянии 48 кб. ещё достигали цели. Увеличив расстояние, англичане на некоторое прекратили время стрельбу, но в 17.30 снова пошли на сближение. Между 17.35 и 17.40, когда дистанция боя была не менее 9000 ярдов (45 кб), "Cornwall", несмотря на дождь и пасмурность, получил 9 попаданий. В 17.50 германский снаряд разорвался в малярной каюте "Cornwall", не причинив большого вреда крейсеру и не вызвав на нем пожара.

Опасаясь скорого наступления темноты, "Cornwall", стрелявший до тех пор одними практическими снарядами — так называемыми "common shells", которых у англичан было более половины боевого запаса, в 18.00 снова пошел на сближение с противником до 40 кабельтовых (7,4 км) и засыпал его лавиной фугасных снарядов. "Leipzig" немедленно покрылся клубами дыма от разрывов, через несколько минут загорелся.

По свидетельству как англичан, так и пленных немцев эффект получился неожиданный и необычный: с одной стороны, каждый разрыв такого снаряда давал хорошо различимую вспышку огня и темного дыма; с другой попадания этих снарядов производили значительно большие разрушения и, главное, пожары, благодаря которым огонь германского крейсера стал быстро ослабевать. Подойдя к нему на расстояние 35 кб, "Cornwall" снова лег на параллельный курс (в 18.35) и в течение получаса расстреливал противника левым бортом, тогда как "Glasgow", державшийся все время на левой раковине головного крейсера, стрелял по "Leipzig", главным образом, из своего бакового 6-дюймового орудия.

Однако немцы не прекращали огня. Только через три часа после начала боя последнее орудие крейсера замолчало, расстреляв весь боезапас (долгое время снаряды подавали на корму из носовых погребов). В ходе боя "Leipzig" добился восемнадцати попаданий в "Cornwall". В 19.15 немцы выпустили три торпеды, которые в цель не попали.

Около 19.00 германский крейсер запылал по всей длине. Англичане временно прекратили стрельбу, но когда дым рассеялся и германский флаг оказался на месте, "Cornwall", подошедший на расстояние 4000 ярдов (23 кб), возобновил стрельбу залпами из орудий правого борта. В 19.45 на пылающем "Leipzig" раздался взрыв, две дымовые трубы и передняя мачта были сбиты, но признаков сдачи не было. Крейсер еще имел малый ход и двигался по направлению к противнику. Выждав примерно полчаса, в 19.50 британские корабли снова открыли огонь и продолжали обстреливать "Leipzig" до 20.10, когда на крейсере начали жечь фальшфейера и огни Вери — сигнал бедствия.

Впоследствии выяснилось, что, выпустив последний снаряд, немцы открыли кингстоны: Хаун в 19:20 отдал приказ затопить свой корабль. Оставшиеся в живых 150 человек собрались на баке, где вновь оказались под ураганный обстрелом. Бойню прекратили только два зеленых огня, которые сумел показать экипаж: англичане начали спускать шлюпки, но в 21.23 на германском крейсере произошел сильный взрыв, горящий "Leipzig" лег на левый борт и медленно затонул, по словам очевидцев находился в таком положении почти два часа.

Прекратив стрельбу "Cornwall" подошел ближе, спустил шлюпки и принял 18 человек, среди которых было 5 офицеров. "Leipzig" затонул в 21.23, когда было уже темно. 280 человек погибли от разрывов снарядов и переохлаждения. Командир крейсера, не получивший ранений во время боя, тоже погиб в ледяной воде.

Очевидец гибели корабля сообщал в 1917: "Leipzig" расстреливался "Glasgow" и "Cornwall", в 7 ч. вечера кончились боеприпасы. Из 320 человек экипажа только около 100 оставались живы, когда была дана команда покинуть корабль и под пение национального гимна они прыгнули за борт. Многие из них утонули или замёрзли".

командиры "Leipzig"
04.1906 - 08.1906 фрегаттен-капитан Franz Hipper
08.1906 - 08.1907 корветтен-капитан Jaroslaw von Rothkirch und Penthen
3.08.1907 - 23.11.1908 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Richard Engel
11.1908 - 02.1910 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Karl Heuser
02.1910 - 05.1911 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Hermann Schröder
05.1911 - 03.1913 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Friedrich Behncke
03.1913 - 8.12.1914 фрегаттен-капитан Johann-Siegfried Haun

 

 

S.M.S. Danzig

 

Данциг был заказан под контрактным названием "Ersatz Alexandrine" для замены корвета "Alexandrine" и заложен на Императорской верфи в Данциге в 12 июля 1904 года. Он был спущен на воду 23 сентября 1905 года и на церемонии его окрестил обер-бургомистр доктор Генрих Отто Элерс в честь своего города и прусского колёсного парового корвета "Danzig" (числился в 1853-1862 гг). После завершения достроечных работ 1 декабря 1907 года крейсеру было поручено приступить к ходовым испытаниям. Они проводились с временным экипажем и продолжались до 6 апреля 1908 года. Затем на корабль перешла большая часть экипажа с выведенного в резерв малого крейсера Arcona, чьё место "Danzig" занял в I разведывательной группе Флота открытого моря.

РАЗВЕДЧИК И УЧЕБНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ В ДОМАШНИХ ВОДАХ, 1908-1914

В июле-августе 1908 "Danzig" с остальной частью I разведывательной группы отправился в поход в центральную Атлантику с эскадрами линкоров Флота открытого моря. На таком походе в прошлом году настаивал Принц Генрих, утверждая, что он подготовит флот к заграничным операциям и разрушит монотонность тренировок в водах Германии, хотя напряженность в отношениях с Великобританией из-за развивающейся англо-германской гонки военно-морских вооружений была высокой. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзера Вильгельма в Северное море и продолжил путь в Атлантику и вернулся в Германию 13 августа. Осенние маневры 1908 года продолжались с 27 августа по 12 сентября. В этом году "Danzig" был награжден призом Кайзера по стрельбе среди легких крейсеров I разведывательной группы.

В феврале 1909 года I разведгруппа отправилась в самостоятельный учебный поход по Атлантике, а для следующего похода в Атлантику в июле-августе крейсера вошли в состав Флота открытого моря. На обратном пути в Германию флот остановился в Спитхеде (Великобритания), где был встречен Королевским флотом. На осенние маневрах 1909 года разведгруппа была разделена на три дивизии, крейсер принадлежал к I-й. В этом году он снова выиграл приз по стрельбе.

5 июня 1910 года "Danzig" был выведен разведывательной группы и направлен в инспекцию морской артиллерии в Зондербурге, где теперь служил учебным кораблём. При этом корабль перешел под командование корветтен-капитана Ганса Пфундхеллера. В этот период тендером крейсера служил миноносец S32 "S.32". В ночь с 16 на 17 августа он случайно столкнулся в Кильском заливе с миноносцем "S.76", и "Danzig" пришел им на помощь, сняв оба экипажа. Крейсер попытался взять "S.76" на буксир, но трос порвался, и на помощь миноносцу пришли другие суда, но в конце концов оба миноносца затонули. "S.76" успели отбуксировать до мелкого места, что позволило позже его поднять и восстановить. Позже в том же году "Danzig" участвовал в осенних маневрах 1910 года в составе соединения учебных и опытовых кораблей, после чего был поставлен в сухой док в одноименном городе для модификаций и капитального ремонта.

Вернувшись в строй в начале 1911 года, в марте "Danzig" присоединился к броненосному крейсеру "Prinz Adalbert" для тренировок по стрельбе, проходивших у Фарерских островов, а 2 апреля - к отряду учебных и экспериментальных кораблей для учений, проводимых в районе 60-й параллели в северной части Северного моря. Во время маневров корабли действовали из Олесунна (Норвегия). "Danzig" участвовал в осенних маневрах 1911 года, снова в составе соединения учебных и опытовых кораблей, а 5 сентября присутствовал на военно-морском смотре, проведённым кайзером Вильгельмом II в Кильском заливе. С 22 октября по 2 декабря крейсер стоял в текущем ремонте.

В 1912 году "Danzig" был возвращён в пазведчики и включен в состав вновь сформированной II разведывательной группы, флагманом которой был броненосный крейсер "Blücher". В её составе он и участвовал в осенних маневрах 1912 года. В середине декабря 1912 "Danzig" был поставлен в сухой док для очередного капитального ремонта.

В 1913 году "Danzig" был назначен в состав вновь сформированной Учебной эскадры, и ежегодная программа учений завершилась крупномасштабными маневрами флота 1913 года в августе-сентябре. Он оставался в отряде до начала 1914 года и участвовала в учениях в марте-апреле. 27 июля 1914 1914 из-за напряженности между центральными державами (включая Германию) и Тройственной Антантой из-за убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и последовавшего за ним июльского кризиса, "Danzig" было поручено охранять Кильский залив от возможного нападения России (вместе с броненосцем Wittelsbach, крейсером Magdeburg и канонеркой Panther).

 

               

УЧАСТИЕ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ, 1914-1918

С началом войны "Danzig" перешёл в Северное море, где сперва вошёл в состав III разведывательной группы, которую уже 25 августа 1914 переименовали в IV разведывательную группу. Крейсерам было поручено патрулировать Немецкую бухту. На следующий день "Danzig" и "München" были временно отправлены в Балтийское море для оказания помощи в севшему на мель у русского берега крейсеру "Magdeburg", но так, как вскоре пришло известие, что он был взорван экипажем, крейсера были отозваны обратно. Когда утром 28 августа 1914 года они прибыли в Брунсбюттель, британцы атаковали линию немецкого патруля, что привело к бою в Гельголандской бухте. Крейсерам было приказано отправиться к устью Эльбы и ждать дальнейших распоряжений, а в 12:25 им приказали двинуться в бухту и поддержать крейсер "Straßburg", но позже направили к месту гибели крейсера "Ariadne". Незадолго до 15:00 "Danzig" достиг места и спустил шлюпки, спасшие около 170 человек с потопленного крейсера. Когда командир I разведывательной группы контр-адмирал Франц фон Хиппер отдал приказ всем крейсерам перегруппироваться к его линейным крейсерам, командир "Danzig" фрегаттен-капитан Райсс отказался, мотивируя тем, что он был занят спасением людей.

"Danzig", все еще входивший в состав IV разведывательной группы, принял участие в поддержке рейда линейных крейсеров I разведывательной группы на Ярмут 2–4 ноября 1914 года. Также в составе сил прикрытия Флота открытого моря 15–16 декабря 1914 он участвовал в рейде линейных крейсеров на Скарборо, Хартлпул и Уитби. В обоих случаях крейсер противника не встретил.

23 января 1915 года "Danzig" принял участие в походе флота для прикрытия I разведывательной группы, закончившийся битвой линейных крейсеров у Доггер-банки 24 января 1915. "Danzig" снова не встретил противника, поскольку к моменту прибытия Флота открытого моря бой уже закончился. Два дальнейших похода флота последовали 29–30 марта (поход севернее банки Терсхеллинг) и 18–22 апреля (минная постановка в районе Шварте-банки), оба закончились безрезультатно.

7 мая 1915 года IV разведывательная группа, которая к тому времени состояла из "Danzig", "München", "Stettin" и "Stuttgart" в сопровождении двадцати одного миноносца, была отправлена в Балтийское море для поддержки крупной операции против русских позиций в Либаве. Операцией командовал контр-адмирал Хопман. IV разведывательной группе было поручено осуществлять прикрытие на севере, чтобы не допустить незамеченного выхода российских военно-морских сил из Финского залива, в то время как несколько броненосных крейсеров и других военных кораблей бомбардировали порт. Русские попытались вмешаться силами четырех крейсеров: «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег» и «Богатырь» и ненадолго вступили в бой с "München", но обе стороны не были уверены в силе друг друга, и поэтому вышли из боя. Вскоре после бомбардировки Либава была захвачена наступающей немецкой армией.

8 мая "Danzig" с разведгруппой присоединился к старым линкорам IV эскадры для разведки в направлении Готланда. Операция длилась до 10 мая, но российских кораблей так и не встретили. После этого IV разведгруппа была отозвана к основному флоту в Северном море.

По прибытии в Северное море 17 мая 1915 "Danzig" присоединился к силам прикрытия операции по постановке мин возле Доггер-банки. 18 мая 1915 в 09:18 он подорвался правым бортом на британской мине и был серьезно поврежден. Не имея возможности двигаться своим ходом, он был взят на буксир крейсером "Berlin" и в сопровождении "München" и семи миноносцев отбуксировал его в Гельголанд, куда они прибыли в 11:15. Там повреждённый крейсер взял на себя буксир "Boreas" и доставил его на верфь AG Weser в Бремене.

Повреждение германского крейсера "Danzig" на мине 16 мая 1915 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей от подводных взрывов". Санкт-Петербург, 1995.)

 

 

16 мая 1915 года в районе Доггер-банки германские силы производили практику бездымного плавания. В 10 милях в охранении от английских подводных лодок находился крейсер "Danzig", который подорвался на английском минном заграждении (масса заряда 145 кг).

На корабле в районе машинного отделения и кочегарок почувствовался сильный удар, сбивший людей с ног. В районе взрыва флоры взлетели вверх; электрическое освещение потухло, четыре прожектора и радиотелеграф вышли из строя. Рулевая машина вместе с рулевым приводом оказалась поврежденною. Из одной переговорной трубы шла вода.

При вращении винтов вода поступала через дейдвуды, поэтому попытка управляться машинами не дала результатов.

В 11 ч 15 мин крейсер "Berlin" взял поврежденный крейсер на буксир и под охраной крейсера "München" и семи миноносцев повел к Гельголанду, где его встретило несколько водоотливных судов, при содействии которых он был приведен в Бремен.

В доке верфи на Везере было установлено, что минным взрывом у крейсера оторвало кронштейны гребных валов. Последние висели согнутыми вниз. Лопасти винта частью отсутствовали, частью были повреждены, перо руля и рудерпис были разбиты.

В кормовой части корабля обнаружили вмятины и повреждения большинства офицерских кают. На 16 шпангоуте палубу погнуло, но больше всего пострадали надстройки. Обшивка корпуса здесь образовала складку, и обе кормовые трубы были согнуты у основания.

Итоги. Взрыв мины пришелся, вероятно, в районе 16 шпангоута, то есть в корме (у немцев счет шпангоутов идет с кормы), причем влияние его распространилось в большей степени на кормовую часть корабля, где были повреждены гребные валы, винты и руль, а в корпусе имелись вмятины. Палуба получила изгиб, и пострадали надстройки. В середине корабля взрыв отразился на 2-й и 3-й трубах и обшивке корпуса.

Корабль в базу был приведен на буксире.

 

 

Так как ремонт продолжался дольше чем ожидалось, экипаж был переведён на малый крейсер "Frauenlob". Только 13 ноября 1915 "Danzig" снова был готов к службе, и десять дней спустя был направлен в состав военно-морских сил на Балтике. На следующий день он взял в Киле груз из восьмидесяти мин, чтобы доставить их в Либаву. 25 ноября, идя у южной оконечности острова Готланд, корабль наткнулся на российское минное поле и в 01:58 подорвался на мине. Взрыв оторвал у корабля руль и погнул один из гребных валов, два кормовых отсека были затоплены. И снова был взят на буксир крейсером "Berlin", что произошло в 10:30. Миноносцы сопровождали корабли обратно в порт, сначала в Нойфарвассар, которого они достигли 26 ноября, а затем в Данциг, где крейсер был поставлен на ремонт.

Повреждение германского крейсера "Danzig" на мине 11 ноября 1915 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы". М., Военмориздат, 1942.)

 

 

11 ноября 1915года к югу от острова Готланд русские крейсера "Баян", "Адмирал Макаров", "Олег" и "Рюрик" под прикрытием линейных кораблей "Гангут" и "Петропавловск" поставили большое заграждение (560 мин), на котором 24 ноября подорвался крейсер "Danzig", шедший вдоль южного шведского берега в Либаву в сопровождении двух эскадренных миноносцев "V.182" и "G.196". Погода была свежая с большой волной.

В 3 ч 20 мин, проходя мимо банки Хоборг, под кормовой частью крейсера произошел взрыв мины (масса заряда 116 кг), от которого были повреждены оба гребные вала, и сорван руль. От повреждения обшивки два задних отсека заполнились водой. Корабль не мог идти и управляться, а также произвести исправления своими средствами, и принужден был по радио просить помощи, которую он получил от высланного из Либавы крейсера "Berlin"; последний взял его на буксир и через 22 ч привел в Нойфарвассер. Итоги. От взрыва мины под кормой крейсер лишился движителей и руля, оставаясь в беспомощном состоянии до прихода крейсера "Berlin", который отбуксировал его ходом 4,5 уз в порт.

 

 

Первоначальная проверка показала, что ремонт займёт шесть месяцев, поэтому 16 декабря 1915 команда "Danzig" снова была сокращена, чтобы людей можно было использовать на борту других кораблей, и снова большая часть из них отправилась на "Frauenlob". После временного ремонта в Данциге, 27 января 1916 года "Danzig" отбуксировали в Бремен, где провели уже основательный ремонт. Крейсер оставался там в сухом доке до 12 июля.

После непродолжительного периода подготовки 4 августа 1916 "Danzig" снова присоединился к IV разведывательной группе, которой все еще было поручено патрулировать Немецкую бухту. Он принял участие в безрезультатном походе флота к Сандерленду 18–19 августа 1916, когда Шеер снова попытался выманить часть британского флота. После того, как дирижабли сообщили о выходе всего Гранд-флита в море, он прервал операцию и корабли вернулись на базу. 18–19 октября 1916 он участвовал в еще одном таком походе в Северное море в сторону Доггер-банки.

1 декабря 1916 "Danzig" был переведен во II разведывательную группу, хотя 10 января 1917 года он ненадолго присоединился к IV разведывательной группе для прикрытия операции по постановке мин между Гельголандом и Нордернеем для укрепления существующего минного поля. В мае 1917 командование крейсером принял корветтен-капитан Принц Адальберт, сын Вильгельма II.

11 июня 1917 "Danzig" был отправлен на Балтику, где какое-то время использовался как мишень для других крейсеров, миноносцев и подводных лодок, но осенью 1917 был возвращён в действующие силы. Дело в том, что в начале сентября 1917 года, после завоевания немцами российского порта Рига, немецкий флот решил уничтожить российские военно-морские силы, которые все еще удерживали Рижский залив. Для этого адмиралштаб запланировал операцию по захвату балтийского острова Эзель, и в частности русских артиллерийских батарей на полуострове Сворбе. 18 сентября был отдан приказ о совместной с армией операции по захвату балтийских островов Эзель и Моон (операция "Albion"). "Danzig" был снова включен во II разведывательную группу, которой было поручено охранять силы вторжения. Единственное значимое действие крейсера в ходе операции произошло 19 сентября, когда они с "Königsberg" и "Nürnberg" были отправлены на перехват двух русских миноносцев, которых так и не смогли обнаружить.

В конце 1917 года "Danzig" был выведен из состава флота, его планировалось переоборудовать в тендер гидросамолетов по образцу "Stuttgart", но до этого не дошло, и вместо этого корабль был отправлен в резерв. Следующие несколько месяцев он провёл в качестве корабля-мишени при школе подводных лодок. 25 марта 1918 корабль был выведен со службы в одноименном городе, и Принц Адальберт покинул корабль.

"Danzig" пережил конец войны, но не был оставлен в послевоенном флоте из-за повреждений, полученных во время двух подрывов на минах. 5 ноября 1919 года он был исключен из военно-морского реестра и 15 сентября 1920 передан Великобритании в качестве военного приза с репарационным обозначением "R". Корабль был в плохом состоянии: в январе 1920 года он так сильно потёк, что его пришлось отбуксировать из Пиллау в Данциг для докования. В начале 1921 года его отбуксировали в Уитби для разборки на металл, и этот процесс занял три года, завершившись лишь в 1923.

командиры "Danzig"
02.1907 - 04.1907 корветтен-капитан Otto Philipp
04.1907 - 10.1908 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Herwarth Schmidt von Schwindt
10.1908 - 09.1909 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Woldemar Hermann
09.1909 - 06.1910 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Wilhelm Timme
06.1910 - 04.1912 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Hans Pfundheller
04.1912 - 04.1914 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Ernst Evers
04.1914 - 05.1915 фрегаттен-капитан Fritz Reiß
06.1915 - 04.1915 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Wiegandt
08.1915 - 10.1915 капитан-лейтенант резерва Johannes Wagner (сокращённый экипаж)
11.1915 - 12.1915 фрегаттен-капитан Georg Hoffmann
12.1915 - 07.1916 капитан-лейтенант резерва (сокращённый экипаж) Johannes Wagner
07.1916 - 04.1917 фрегаттен-капитан Otto Feldmann
05.1917 - 03.1918 корветтен-капитан Prinz Adalbert von Preußen

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

     
                 
                           

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford
Band 2 - Leipzig, Danzig
Band 5 - Leipzig
Band 8 - Danzig
3 Koop, Gerhard/Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903–1918 (Bremen- bis Cöln-Klasse). Bernard & Graefe Verlag, Bonn 2004.
4 Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
на английском
5 Halpern, Paul G. - A Naval History of World War I, Naval Institute Press; Annapolis 1991.
6 Herwig, Holger - "Luxury" Fleet: The Imperial German Navy 1888–1918, Humanity Books; Amherst 1980.
7 Massie, Robert K. - Castles of Steel: Britain, Germany, and the Winning of the Great War at Sea, Ballantine Books; New York City 2003.
8 Nottelmann, Dirk - "The Development of the Small Cruiser in the Imperial German Navy" // In Jordan, John (ed.). Warship 2020. pp. 102–118, Osprey; Oxford 2020.
9 Staff, Gary - Battle on the Seven Seas, Pen & Sword Maritime; Barnsley 2011.
на русском
10 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
11 Корбет Ю. - Эскадра адмирала Шпее в бою. СПб, 1994.
12 Невский А.В. - Гибель эскадры вице-адмирала М. фон Шпее. СПб, 2007.
13 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
14 Пузыревский К. П. - Повреждения кораблей от подводных взрывов. Санкт-Петербург, 1995.
15 Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3.
16 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 18.02.2024

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1906-1919
Danzig
Репарационный корабль "R", быв. "Danzig" вскоре после прибытия в Уитби.
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig" возврашается из похода в Зондербург.
Danzig
Десантная команда "Danzig" на берегу.
Danzig
Групповое фото с пивом на "Danzig".
Danzig
Групповое фото перед мостиком на "Danzig".
Danzig
Радиорубка на "Danzig".
Danzig
Каюта командира "Danzig".
Danzig
Кубрик на "Danzig".
Danzig
Повседневная жизнь на "Danzig".
Danzig
Повседневная жизнь на "Danzig".
Danzig
Повседневная жизнь на "Danzig".

Учебные и опытовые корабли в Свинемюнде. С лева на право "Württemberg", "Augsburg", "Brandenburg", "München" и "Danzig".
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig", рисунок.
Danzig
"Danzig"
Leipzig
Тонущий "Leipzig", рисунок.
Leipzig
"Leipzig" в бою, рисунок.

Схема боя малых крейсеров в Фолклендской битве.

Положение противников на начало Фолклендской битвы.

Карта похода эскадры.
Leipzig
"Leipzig" у одного из тихоокеанских островов, в 1910-1914 гг.

Схема битвы при Коронеле.
Leipzig
"Leipzig" в Циндао, в 1910-1914 гг.
Leipzig
"Leipzig" в 1910-1914 гг.
Leipzig
"Leipzig" в 1906-1910 гг.
Leipzig
"Leipzig" во Владивостоке между 1908 и 1910 гг.
Leipzig
Празднование пересечения экватора на "Leipzig", между 1908 и 1910 гг.
Leipzig
Офицеры "Leipzig" в Циндао, между 1908 и 1910 гг.
Leipzig
"Leipzig" на острове Яп (Восточные Каролины), между 1908 и 1910 гг.
Leipzig
Самоанский вождь Матаафа Йозефо на "Leipzig" в Мексике, 1909 г.
Leipzig
"Leipzig" в 1906-1910 гг.
Leipzig
"Leipzig" в Мексике, лето 1914 г.
Leipzig
"Leipzig"
Drummuir
Барк "Drummuir".
Leipzig
"Leipzig" нрузит уголь в Гуаймасе, Мексика, лето 1914 г.
Leipzig
"Leipzig" в Маниле, 1909 - 1910 гг.
Leipzig
"Leipzig" в Мексике, лето 1914 г.
Leipzig
"Leipzig" перед отправлением в Восточную Азию, Киль, 13 августа 1906 г.
Danzig
"Danzig".
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Leipzig
Модель "Leipzig".
Danzig
"Danzig".
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig" во время высадки десанта у Эзеля.
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig" в Кильском канале.
Danzig
"Danzig"
Данциг (нем. Danzig) — город в Пруссии, крупный порт на Балтийском море. Впервые Гданьск упоминается в летописи в 997 году в связи с миссией святого Адальберта в Пруссию. Немцы стали селиться в городе с XII века. В 1308 году был захвачен рыцарями Тевтонского ордена и переименован в Данциг. С 1361 - член Ганзейского союза. С 1807 по 1813 вольный город. С 1945 польский Гданьск.
Leipzig
Эскадра Шпее.
Leipzig
Командир "Leipzig" фрегаттен-капитан Хаун.
Leipzig
"Leipzig" в 1906-1910 гг.
Leipzig
"Leipzig" в 1906-1910 гг.
Leipzig
Место гибели "Leipzig" в точке с координатами 53° 55′ S, 55° 12′ W.
Leipzig
Leipzig
"Leipzig" в 1906-1910 гг.
Leipzig
"Leipzig" в Гуаймасе, Мексика, лето 1914 г.
Leipzig
"Leipzig" в 1906-1910 гг.
Leipzig
"Leipzig" в 1910-1914 гг.
Leipzig
Leipzig
"Leipzig" в Сан-Франциско 17 августа 1914 г.
Leipzig
"Leipzig" в 1912 г.
Leipzig
"Leipzig" в Шанхае, 1912 г.
Leipzig
"Leipzig" покидает Вильгельсхафен, 8 сентября 1906 г.
Leipzig
"Leipzig" в плавучем доке Циндао, 1912 г.
Leipzig
"Leipzig"
Leipzig
"Leipzig" и пароход-яхта "Hamburg"
Leipzig
"Leipzig" в 1910-1914 гг.
Leipzig
"Leipzig" в 1906-1910 гг.
Leipzig
"Leipzig" в 1906-1910 гг.
Лейпциг (нем. Leipzig, лат. Lipsia, в.-луж. Lipsk) — самый большой город земли Саксония в Германии, известен своими ярмарками. Славянское поселение Липск возникло около 900 года. Первое письменное упоминание о нем (urbs Libzi) датируется 1015 годом. В 1165 году Оттон II Богатый, маркграф Мейсена, дал Лейпцигу городские права и рыночные привилегии.
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Danzig
"Danzig"
Следующая страница - германский малый (бронепалубный) крейсер "Königsberg"
Предыдущая страница - германское малые (бронепалубные) крейсера типа "Bremen"