ОглавлениеКрейсера → Бронепалубные типа "Irene"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

крейсера II класса (бронепалубные) (Geschütztekorvetten, Kreuzer II classe, Kleiner Kreutzer) типа

 Irene 


Германия, 1888-1889 г. 2 ед. (проект 1885-86 гг.)

 

*
Irene
*
Prinzeß Wilhelm
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Irene <A.G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 175, "ersatz Elisabeth". 1886 с 24.09.1890 по 1.11.1894 и с 1.10.1901 в резерве, в 1903-1905 перестроен на <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, 17.02.1914 исключён, с 1914 плавбаза ПЛ в Киле, с 1916 в Вильгельмсхафене), в 1919-1921 учебный блокшив машинистов, в 1921 продан, слом в Рюстрингене.
23.07.1887
25.05.1888
2 Prinzeß Wilhelm <Germaniawerft>, Киль, стр. № 30, "erzatz Ariadne" 1886 с 22.07.1899 в резерве, в 1899-1902 перестроен на <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, 17.02.1914 исключён, минный склад в Данциге, позднее в Киле и в Вильгельмсхафене, 26.11.1921 продан, слом в Вильгельмсхафене.
22.09.1887
13.11.1889
ТТХ
Водоизмещение нормальное 4271 т
полное 4947-5027 т, с 1902-1907: 4300 т
регистровое 2526 брт, 1137 нрт.
Размерения длина ВЛ 98,9 м
полная 103,7 м
ширина корпус 14,2 м
по спонсонам 15,1 м
осадка носом 6,74 м
кормой 7,63 м
1 см осадки = 9,79 т. водоизмещения
высота борта на миделе 9,35 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 х 3-лопастных гребных винта Ø 4,5 м, позже 2 х 4-лопастных гребных винта Ø 4,7 м
2 МО 2 горизонтальных 2-цилиндровых ПМ двойного расширения "A.G. Germania", Berlin-Tegel
2 КО 4х2 цилиндрических ПК "A.G. Germania", Берлин-Тегель, (24-32 топки, 7 атм., 1744-1900 м²)
мощность проектная 8000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 18 уз., с 1902-1907: 19,5 уз.
на испытаниях Irene: 18,1 уз. при 8223 л.с., 113 об/мин
Prinzeß Wilhelm: 18,5 уз. при 9732 л.с., 102 об/мин
запас топлива 400/550 т. угля (по другим данным 600/900 т)
дальность плавания на 9 уз. 2490 миль
Экипаж штат 365 чел. (28 офицеров, 337 нижних чинов)
позже 374 чел. (17 офицеров, 357 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус стальной, с медно-мюнцметаллической обшивкой днища на деревянной подкладке, набор по продольно-поперечной схеме, 10 отсеков, двойное дно на 49% длины корпуса, штевни сверху железные, снизу бронзовые
электроснабжение Irene: 2 динамо-машины, 23 кВт, 67 В
Prinzeß Wilhelm: 3 динамо-машины,33 кВт, 110 В
управление 1 руль, 40 °
плавсредства 2 паровых катера, 1 пиннас, 2 катера, 1 ял, 1-2 шлюпки
кренящий момент 4722 мт, позже 5188 мт
цена Irene: 5 млн. 115 тыс. M
Prinzeß Wilhelm: 4 млн. 536 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
кованая сталь "компаунд"
палуба 75-20 мм (20+30/скосы 20+55), на 120-200 мм тиковой подкладке
гласисы 120 мм (высота 0,9 м; + люки над МО, шахты элеваторов, кожухи дымовых труб)
рубка 50 мм, крыша 20 мм
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1893 с 1902-1907
14-150 мм 4х/30 [400 снарядов], 8500 м. 4-150 мм/30 [400 снарядов], 10000 м. 4-150 мм/30
10х/22 [600 снарядов], 5400 м. 8-105 мм/35 [736 снарядов], 10800 м.
6-37 мм револьверных пушек Гочкиса 6-50 мм/40 [1500 снарядов] 7-88 мм
3 ТА-350 мм (1 носовой подводный, 2 бортовых палубных) [8 торпед]
1 прожектор



 

 

Когда в 1883 году главнокомандующим Имперского Адмиралтейства стал генерал Лео фон Каприви, актуальным вопросом, стоявшим перед всеми крупными военно-морскими флотами, был выбор, какой тип крейсера строить, чтобы заменить устаревшие винтовые корветы с парусным вооружением, построенные в 1860-е и 1870-е годы. В то время, как крупнейшие военно-морские флоты могли себе позволить специальные корабли, оптимизированные для службы в составе основного флота или для развертывания за границей, Германия в то время не могла. Чтобы решить эту проблему, немцы строили крейсера, которые подходили для выполнения обоих ролей. Первыми крейсерами, построенными по этой программе, стали корабли типа "Irene" - первые немецкие бронепалубные и безрангоутные крейсера.

Корабли предназначались в основном для заграничной службы, в случае войны могли использоваться как рейдеры. Фактически стали родоначальниками всех больших и малых немецких крейсеров. Первое время официально числились "защищёнными корветами" (Geschützte Korvetten), в 1993 по новой классификации отнесены к крейсерам 2 класса (Kreuzer II Classe), а с 1999 числились малыми крейсерами (Kleine Kreuzer).

Логично сравнить его с прямым предшественником - небронированным рангоутным крейсером-фрегатом "Charlotte". Полная длина корпуса "Irene" составляла 103,7 метра (почти на 20 м больше), в то время, как ширина - 14,2 м оказалась даже меньше (против 14,6 м), таким образом удлинение выросло с 5,75 до 7,3. Осадка носом/кормой - 6,74/7,63 м, была где-то на полметра больше. Водоизмещение выросло на треть. Нормальное составило 4271 т (против 3288 тонн), при полной нагрузке - до 5027 т (против 3763 т). Силовая установка состояла также из двух 2-цилиндровых паровых машин двойного расширения, но они работали каждая на свой винт. Суммарная мощность выросла почти в три раза: 8000 л.с. против 300 у предшественника. Вместе с удлинёнными обводами корпуса они позволяли развить максимальную скорость 18 узлов, в то время, как предыдущий парусник мог позвалить себе лишь 13 уз. Пар вырабатывался четырьмя (против восьми) угольными цилиндрическими огнетрубными котлами (24-32 топки (против 16), 7 атм. (против 5), 1744-1900 м² (против 1064 м²), дым из которых выводился в две трубы (вместо одной на фрегате). Дальность плавания составила примерно 2490 морских миль экономичным ходом 9 узлов (против 2300 у предшественника, то есть практически не изменилась). Из-за отсутствия необходимости работы с парусами экипаж сократился до 365 человек (против 506), но сложность современного оборудования потребовала увеличить число офицеров с 20 до 28.

Основное вооружение кораблей состояло из четырнадцати 15-см орудий (против 18 на "Charlotte"), но четыре из них, также располагавшиеся в спонсонах (в одиночных тумбовых установках), получили удлинённые стволы в 30 калибров. Остальные 10, два из которых также стояли в спонсонах (в носовой части), а остальные в палубной батарее на уровне МО, имели стволы в 22 калибра, как все пушки на предшественнике. Длинные пушки могли стрелять на 8500 м, остальные орудия имели гораздо меньшую дальность действия - 5400 м. Общий боекомплект 15-см снарядов составил 1000 выстрелов (на предшественнике он был значительно больше - 1868 снарядов). Противоминоносное вооружение как и на предшественнике, ограничилось шестью 3,7-см револьверными пушками. Корабли также был получили 35-см торпедный аппарат, располагавшийся в носовой части, ниже ватерлинии.

Во время модернизации в 1893 году вооружение было значительно изменено: четыре 15-см орудия L/30 в спонсонах были заменены такие-же с длиной ствола в 35 калибров, что увеличило дальность стрельбы до 10 000 м. Остальные десять 22-калиберных старых пушек были заменены на восемь 10,5-см скорострельных орудий в 35 калибров. На месте двух убранных лафетов были установлены поворотные палубные 35-см торпедные аппараты. Револьверные пушки заменили на 5-см скорострелки SK L/40. Теперь боезапас составлял 400 15-см, 736 10,5-см, 1500 5-см снарядов и 8 торпед.

Основным отличием от предшественника стало появление броневой защиты, основу которой представляла изогнутая палуба, толщина которой в плоской части составляла 50 мм, на скосах увеличиваясь до 75 мм. Боевая рубка имела стенки толщиной 50 мм.

Корабли обладали очень хорошей мореходностью, имели умеренную килевую и бортовую качку. Однако, при штормовой погоде и встречном ветре более 7 баллов скорость снижали наполовину из-за опасности разрушения бака! Маневрировали и держали курс корабли очень хорошо. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,72-0,69 м, продольная от 101 до 104 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене ок. 38° или 54° с надстройками, нулевая при крене соответственно ок. 71° или более 90°. максимальный угол поворота руля составлял 40°.

Сперва фальшборт был такой же высоты как бак и ют, но при модернизации в 1893 году его высоту уменьшили вдвое. Тогда-же дымовые трубы удлинили на 2,7 м; на фок-мачте установлена прожекторная площадка на высоте 13 м от КВЛ. Кроме того внесли изменение в расположение якорных цепей.

"Prinzeß Wilhelm" в 1899-1902 гг. в Вильгельмсхафене прошел капитальный ремонт, в результате которого оставили только 4 150-мм в спонсонах, остальные пушки заменили на 7 х 88-мм орудий. Водоизмещение снизилось до 4300 т, а скорость возросла до 19,5 уз. Некоторые источники утверждают, что в 1903-07 гг. "Irene" прошла подобную перестройку.

Кофман В. - "Генеральский" флот // журнал "Моделист-конструктор".-2007.-№3

 

...Их можно считать родоначальниками "больших крейсеров" германского флота; линия развития продолжилась бронепалубными "Фрейями", которых сменили броненосные единицы и, в конце концов, линейные.

Первые корабли нового типа получились не слишком удачными, их бронирование было более слабым, чем на крейсерах Армстронга, а артиллерия совершенно не соответствовала тем требованиям, которые к тому времени предъявлялись к вооружению крейсеров. И уж совсем плохо смотрелись такие специфически крейсерские характеристики, как скорость и автономность. Германия не захотела использовать армстронговские скорострельные пушки — крупповские орудия имели во всем мире слишком высокую репутацию, и передача заказа конкурентам стала бы весьма непатриотическим поступком. Расплачиваться за политические игры пришлось экипажам крейсеров типа "Ирэна". На бумаге их четырнадцать 150-мм орудий выглядели очень солидно, но ни одно из них не являлось скорострельным. Мало того, только четыре орудия имели длину ствола в 30 калибров и стояли в спонсонах в средней части корпуса, прочие же были короткими — только 22 калибра — и могли стрелять не далее трех миль, причем имели весьма узкие секторы обстрела. Фактически к моменту вступления в строй первые германские бронепалубные крейсера мало годились для боя с подобными себе зарубежными кораблями. Они могли использоваться лишь для все тех же традиционных целей "крейсеров мирного времени" - показа флага по всему миру, небольших карательных экспедиций против вождей племен, а также учебных плаваний. Как раз для таких целей они вполне подходили, отличаясь в целом хорошей мореходностью и умеренной бортовой и килевой качкой. К тому же они хорошо слушались руля, отзывы командиров о маневренности и управляемости всегда были сугубо положительными. В общем, несмотря на грозные ряды орудий, именно мирное время для "Ирэны" и "Вильгельмины" оставались естественным состоянием.

Слабость артиллерии немецких крейсеров не являлась тайной за семью печатями для руководства германского флота, поэтому уже в 1893 году их перевооружили: 150-мм орудия в спонсонах оставили, носовые 105-миллиметровки заменили скорострельными с длиной ствола в 36 калибров, а восемь бортовых заменили шестью скорострельными. Но и в таком виде артиллерия все еще оставалась слабой. Неоднократно возникали предложения о дополнительном перевооружении, при котором крейсера получили бы еще несколько скорострельных 88-мм орудий. Однако этот вариант так и не был реализован, скорее всего, из-за небольшой боевой ценности кораблей (уже к 1895 году скорость в 18 узлов больше подходила для канонерки, чем для крейсера).

 

 

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

S.M.S. Irene

 

Корабль был заложен в 1886 г. на верфи "A.G. Vulcan" в Штеттине для замены корвета "Elisabeth" и назван в честь принцессы Ирены Гессен-Дармштадтской, жены принца Генриха Прусского. Это был один из редчайших в немецком флоте случаев, когда название было присвоено кораблю не при спуске на воду, а вскоре после закладки киля. Потому, когда крейсер был спущен на воду 23 июля 1887, церемония присвоения имени не проводилась. В январе 1888 года корабль был отбуксирован из Штеттина в Киль, куда прибыл 31 января. Там были проведены отделочные работы и установка вооружения.

Корабль вступил в строй 25 мая 1888 и приступил к испытаниям, которые были прерваны летом, когда "Irene" присоединилась к флоту, направлявшемуся в Великобританию на коронацию кайзера Вильгельма II. Она была приписана к I дивизии вместе с броненосными корветами "Sachsen", "Baden" и "Oldenburg". Командовал дивизией принц Генрих, его флаг развевался на "Irene". Затем флот под командованием контр-адмирала Фридриха фон Хольмана провел учения в Северном море. 28 ноября 1888 "Irene"завершила испытания, после чего была отправлена на верфь для исправления выявленных недостатков, что было выполнено за зиму.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ ВОДАХ, 1889-1890

1 апреля 1889 корабль наконец ввели в строй для регулярной службы, под командой супруга подательницы имени, капитана-цур-зее принца Генриха. В конце мая крейсер присоединился к манёвренной эскадре. В августе с ней крейсер сходил с визитом в Великобританию, после чего эскадра участвовала в больших маневрах флота 1889 года.

В 1889-1890 "Irene" предприняла поход в Средиземное море. Корабль вышел 10 сентября 1889 и присоединился к учебной эскадре с флагманским кораблем "Kaiser", чтобы 28 октября сопровождать императора Вильгельма II в Афины на свадьбу его сестры Софии с греческим наследным принцем Константином. Затем императорская чета на яхте "Hohenzollern" посетила турецкого султана Абдульхамида II в Константинополе в сопровождении флагманского корабля "Kaiser", который мог пройти в Дарданеллы по особому разрешению. "Irene" осталась перед Дарданеллами, но её командир принц Генрих сопровождал императора на яхте. На обратном пути корабли зашли в Корфу для посещения австрийской императрицы Елизаветы. 12 ноября императорская чета покинула флот в Венеции. 14 ноября "Irene" тоже отделились, в одиночку посетила Корфу, Египет и палестинское побережье. То, что принцесса Ирэна сопровождала своего супруга в этом походе, в то время критиковалось общественностью. Корабль с учебной эскадрой вернулся на родину в апреле 1890.

Большую часть 1890 года "Irene" провела в учебной эскадре, к этому времени переименованной во II дивизию маневренного флота. Однако летом она не принимала участия в учениях, а вместо этого с конца июня 1890 сопровождала яхту императора Вильгельма II "Hohenzollern" в ходе государственного визита в Эльсинор к королю Дании Кристиану IX (в конце июня) и в Христианию (Осло) к королю Оскару II, тогда еще королю Швеции и Норвегии. В конце июля 1890 корабль сопровождал Вильгельма II в Бремен при посещении им города, 2 и 3 августа принял участие в визите императора к бельгийскому королю Леопольду II в Остенде. После этого два корабля направились в Великобританию для участия в регате в Коусе. Сразу после этого оба корабля направились к острову Гельголанд, чтобы отпраздновать церемонию его передачи Британией; там собрался также почти весь немецкий флот. С 14 по 27 августа "Irene" сопровождала императорскую чету в визите к русскому царю Александру III в Санкт-Петербург. Вернувшись в Германию, корабль присоединился ко II дивизии для участия в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии. 18 сентября он отбыл в Вильгельмсхафен, где 24 сентября 1890 был выведен из кампании, как предполагалось - на зиму.

***

Из-за нехватки персонала корабль простоял в резерве почти четыре года. За это время он прошёл модернизацию на императорской верфи в Вильгельмсхафене. 10 коротких нескорострельных 150-мм пушек были заменены на 8 новых 105-мм скорострелок, 37-мм револьверные пушки поменяли на 52-мм.

ЗАГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ, 1894-1901

Начало японо-китайской войны в июне 1894 побудило крупные европейские державы усилить свои силы в Восточной Азии. Германия также сформировала свою Восточноазиатскую крейсерскую эскадру. Немецкий заграничный флот в то время все еще полагался на старые винтовые корветы, и единственными современными крейсерами во флоте были "Irene" и однотипный "Prinzeß Wilhelm", поэтому 1 ноября 1894 "Irene" была снова введена в строй и уже 17 ноября отправилась в путь под командованием корветтен-капитана Эриха фон Дрески. По пути крейсер заходил в Касабланку в Марокко, чтобы выразить протест по поводу убийства в городе немецкого торгового агента, а 14 февраля 1895 прибыл в Чифу и принял от корвета "Arcona" должность флагманского корабля командира эскадры, контр-адмирала Пауля Хоффманна. Кроме этих двух кораблей в эскадру входили также корветы "Alexandrine" и "Marie", а также канонерские лодки "Wolf" и "Iltis". "Irene" отправилась в Гонконг, по пути остановившись на Формозе. Там произошло небольшое сражение между канонеркой "Iltis" и китайским прибрежным фортом. Крейсер отправил на берег десантную группу.

В конце июня 1895 "Marie" и "Wolf" покинули дивизию, и вскоре прибыла их замена, крейсер "Prinzeß Wilhelm". К тому времени японские войска завершили завоевание Формозы, что позволило "Irene" отправиться в Тайбэй, чтобы забрать свой десант. 10 июля 1895 "Irene" передала функцию флагманского корабля вновь прибывшему броненосному крейсеру "Kaiser". В августе "Irene" совершила поход на север Японии, посетив Хакодатэ. Остальная часть года прошла для корабля без происшествий, если не считать, что в сентябре к эскадре присоединился малый крейсер "Cormoran". Корабли в основном, находились у китайского побережья. В марте и апреле 1896 корабли довольно долгое время пробыли в Йокогаме, чтобы улучшить отношения с Японией. В Нагасаки была произведена замена части экипажей, которые прибыли 11 мая пароходом Северогерманского Ллойда. С конца мая до середины августа "Irene" находилась в Чифу.

15 июня 1896 эскадру в Шанхае принял контр-адмирал Тирпиц. В его задание входила разведка и при случае приобретение подходящей базы. Покинув Чифу, в середине августа "Irene" отправилась в тур по портам северной Восточной Азии, включая российский порт Владивосток. При посещении Владивостока вместе с флагманским кораблем "Kaiser" с 13 по 21 сентября, Тирпиц безуспешно обсуждал вопрос аренды базы с русским наместником в Восточной Азии, генерал-адмиралом Алексеевым. Затем корабли через японские гавани вернулась в Шанхай. "Irene" ушла в Гонконг для длительного ремонта.

В ноябре вся эскадра собралась у Амоя, чтобы подготовить занятие базы. "Kaiser" должен был идти на ремонт в Гонконг, поэтому Тирпиц перешёл на "Irene" и направился в Манилу. К тому времени на Филиппинах вспыхнуло восстание против испанского колониального правительства, и крупные державы проявили большой интерес к событиям на островах. Ранее туда уже была послана "Arcona". В Маниле Тирпиц пришёл к выводу, что боевые действия не угрожают интересам Германии, и поэтому в январе 1897 года он на борту "Irene" вернулся в Гонконг. Там Тирпиц снова перешёл на "Kaiser", а "Irene" присоединилась к остальной части дивизии.

В марте эскадра перешла для смены экипажей в Японию (Йокогама), затем исследовала залив Самса на побережье Фукиенс у Амоя на его пригодность в качестве базы. В Нагасаки Тирпиц получил приказ возвращаться в Германию, так как он был назначен государственным секретарем имперского морского ведомства. Новый командир эскадры, контр-адмирал Отто фон Дидерихс, прибыл 11 июня 1897 и на рейде Ву-Сунг у Шанхая поднял свой флаг на "Kaiser", затем эскадра совершила визит в порты северной Японии. В Хакотаде фон Дидерихс перешёл на "Irene" и с "Arcona" они посетили Корсаковск, бухту Владимира и Владивосток. "Kaiser" и "Prinzeß Wilhelm" ждали их в Йокогаме до 8 сентября, после чего вместе ушли в Шанхай. Дидерихс провел остаток года, разведывая регион в поисках подходящей военно-морской базы, а "Irene" в октябре перешла в Гонконг, чтобы пройти там текущий ремонт, который завершился 30 ноября. Она присоединилась к флоту 3 декабря.

После того, как 1 ноября 1897 в Китае были убиты два немецких католических посланника Низ и Генле из миссии "Steyler", император Вильгельм II, который искал предлог к учреждению немецкой базы в Китае, приказал занять Киатсчоу. Эскадра в составе "Kaiser", "Prinzeß Wilhelm" и "Cormoran" 14 ноября вошла в залив и заняла город и гавань Циндао. "Irene" и "Arcona" прибыли из Гонконга 2 декабря. Таким образом все немецкие военные корабли в регионе были собраны в одном месте. Вопреки ожиданиям, китайцы не оказали военного сопротивления, а сопротивление других государств было незначительно, даже при том, что английская пресса распространяла агрессивные слухи против Германии.

В апреле 1898 "Irene" отправилась на текущий ремонт в Нагасаки, который был прерван 30 апреля, так как корабль получил приказ из-за начала испано-американской войны срочно следовать на Филиппины. Крейсер прибыл в гавань Манилы 6 мая. К июню к нему присоединились еще несколько немецких военных кораблей, в том числе флагман Дидерихса "Kaiserin Augusta". Концентрация немецких кораблей вызывала напряжения с теперь постоянно базировавшимися на Филиппинах американскими кораблями. Немцы объясняли своё присутствие запланированной сменой экипажей, которые прибыли с родины на пароходе Северогерманского Ллойда "Darmstadt". 27 июня "Irene" была остановлена американским куттером "McCulloch", когда направлялась в Манильский залив.

5 июля 1898 Дидерихс отправил "Irene" обследовать Субик-Бей и эвакуировать в этом районе всех немецких граждан, которым угрожали филиппинские повстанцы. Отправляясь от Исла-Гранде, крейсер встретил корабль повстанцев "Companie de Filipinas", который угрожал испанскому гарнизону на Исла-Гранде. Командир повстанцев поднялся на борт "Irene", чтобы уведомить капитана о своей деятельности; Обенхаймер сообщил ему, что любой акт войны, совершенный под флагом повстанцев, по международному праву является актом пиратства и уговорил повстанцев вернуться в порт. Затем Обенхаймер проинспектировал как испанский гарнизон на острове, так и близлежащую базу повстанцев в Олонгапо. После безуспешных поисков граждан Германии в этом районе, 7 июля "Irene" стала эвакуировать с Исла-Гранде мирных жителей. Выходя из Субик-Бей, крейсер без проблем разошёлся с американскими кораблями "Raleigh" и "Concord".

Американская пресса преувеличила встречу немецкого крейсера с американскими кораблями, что побудило Дидерихса принять решение отправить "Irene" из этого района, чтобы снизить напряженность между двумя странами. После возвращения в Манилу и высадки мирных жителей крейсеру было приказано покинуть Филиппины, и 8 июля 1898 он ушёл из Манилы, принял уголь в Маривелесе и 9 июля направился в Циндао. Там "Irene" сменила "Arcona", которой, в свою очередь, было приказано отправиться на Каролинские и Марианские острова, чтобы наблюдать за захватом американцами Гуама.

В Циндао на "Irene" проводили тренировку экипажа, а в октябре 1898 крейсер отправился в Нагасаки для окончания капитального ремонта, который был ранее отложен. После завершения техобслуживания в ноябре "Irene" вернулась в Манилу, но оставалась там недолго, и вскоре ее заменила "Kaiserin Augusta". В середине февраля 1899 года "Irene" покинула Филиппины и вернулась на китайское побережье. В июне корабль без происшествий совершил поход в корейские и российские воды, а затем вернулся в Циндао. 24 октября он отправился в Нагасаки, где был поставлен в сухой док на текущий ремонт. В ноябре сменился командир корабля - новым стал фрегаттен-капитан Йоханнес Штайн. Работы на корабле продолжались до 1 января 1900 года.

К тому времени эскадра получила несколько новых кораблей, в ее состав теперь входили бронепалубные крейсеры "Hertha", "Hansa", "Kaiserin Augusta" и "Gefion". Пять крейсеров встретились в Циндао 23 апреля 1900 для эскадренных учений, которые продолжались до начала мая. Затем корабли разошлись в самостоятельные походы по региону, но в том же месяце вернулись назад в Циндао.

Примерно в это же время немцы получили известие о начале боксерского восстания в Китае. Европейцы в регионе изначально не были обеспокоены беспорядками, но по мере ухудшения ситуации британский вице-адмирал Эдвард Сеймур, старший по званию в этом районе, связался с другими европейскими военно-морскими командующими и попросил о встрече, чтобы обсудить, какие меры следует принять. Бендеманн приказал своей эскадре встретить корабли британской китайской станции у Таку в устье реки Хай, за исключением "Irene", которая была самым старым судном немецкой эскадры, поэтому ей было приказано остаться для охраны Циндао. Однако командир послал часть своей десантной партии в экспедицию Сеймура, которая должна была снять осаду международных миссий в Пекине. На пути к Пекину экспедиция подверглась нападению и разгрому и была вынуждена отступить в Тяньцзинь, двенадцать человек из группы "Irene" были убиты. В июне "Irene" доставила 2 роты III морского батальона для замены десанта в Тяньцзине, после чего снова вернулась в Циндао, где оставалась до конца 1900 года, с перерывом в октябре, когда крейсер 4 недели стоял в карауле перед устьем Янцзы. Первую половину 1901 года "Irene" проводила в круизах по Желтому морю. В конце июня 1901 года Боксерское восстание было окончательно подавлено, и 27 июня 1901 "Irene" вместе с "Gefion" отбыла в Германию. 22 сентября крейсера достигли Вильгельмсхафена, а 1 октября 1901 "Irene" была выведена из кампании в Данциге.

ОКОНЧАНИЕ СЛУЖБЫ, 1901-1921

По словам историков Ганса Хильдебранда, Альберта Рера, Ханса-Отто Штайнмеца и Эриха Грёнера, находящийся в резерве крейсер из-за нехватки современных крейсеров с 1903 по 1905 прошёл модернизацию на императорской верфи в Вильгельмсхафене, но историк Дирк Ноттельманн (2023) утверждает, что модернизация проводилась только на "Prinzeß Wilhelm". В любом случае "Irene" в состав действующего флота более так и не вводилась. С декабря 1913 он служил как плавказарма для экипажей подводных лодок в Киле. 17 февраля 1914 устаревший крейсер был вычеркнут из списков военных кораблей, но во время войны вновь продолжал использоваться как плавбаза ПЛ в Киле, а со второй половины 1916 как плавказарма 3-й флотилии подводных лодок в Вильгельмсхафене. 26 ноября 1921 г. он был продан и разобран в Рюстрингене.

командиры "Irene"
25.05 - 28.11.1888 капитан-лейтенант Leopold Koellner
1.04.1889 - 24.09.1890 капитан-цур-зее Prinz Heinrich
1.11.1894 - 05.1896 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Erich von Dresky
05.1896 - 11.1897 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Georg du Bois
11.1897 - 11.1899 корветтен-капитан / корветтен-капитан с рангом подполковника August Obenheimer
11.1899 - 01.1901 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Johannes Stein
?.01 - 1.10.1901 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Wilhelm Gildemeister

 

 

 

S.M.S. Prinzeß Wilhelm

 

Корабль был заложен в 1886 г. на верфи "Germaniawerft" в Киле для замены корвета "Ariadne", спущен на воду 22 сентября 1887. Принцесса Августа Виктория Шлезвиг-Гольштенская, Зонденбургская и Августенбургская, будущая императрица, крестила корабль именем "принцесса Вильгельма" в честь своего брака с принцем Вильгельмом. 13 ноября 1889 корабль был принят флотом для испытаний, но многочисленные исправления и доводки были закончены лишь через полтора года.

СЛУЖБА ЕВРОПЕЙСКИХ ВОДАХ, 1891-1894

В апреле 1891 года крейсер включили во II эскадру флота для маневров флота 1891. "Prinzeß Wilhelm" действовал в составе "сил противника" с несколькими старыми корветами.

С 28 июня 1891 "Prinzeß Wilhelm" сопровождал императорскую яхту "Hohenzollern" в Коус, Лейт (Шотландия), Тромсё и до Нордкапа. На обратном пути на нём произошла авария трубы котла и корабль должен был уйти на верфь для ремонта.

С 11 февраля 1892 "Prinzeß Wilhelm" предпринял поход вокруг Британских островов. Сперва он направился к острову Уайт, где 31 января помог севшему на мель пароходу Северогерманского Ллойда (NDL) "Eider". Он продолжил путь вокруг Ирландии и Шотландии в Кристианзанд и 24 марта снова был в Киле.

После повторного использования в качестве конвоира императорской яхты при посещении России, в сентябре 1892 года последовал поход в Испанию и Италию, где в Генуе праздновалось 400-летие открытия Америки Христофором Колумбом. Это был единственный немецкий корабль на церемонии из-за охлаждения отношений между Германией и Италией в то время. Также крейсер посетил Египет, где с 20 по 25 сентября находился в Александрии и оттуда командир посетил хедива Аббаса II, Хилми-Бея в Каире, чтобы передать верительные грамоты от императора. После возвращения 14 ноября 1892 корабль был временно выведен из компании в Вильгельмсхафене, чтобы модернизировать вооружение.

Как и на систершипе, 10 коротких нескорострельных 150-мм пушек были заменены на 8 новых 105-мм скорострелок, 37-мм револьверные пушки поменяли на 52-мм.

После модернизации "Prinzeß Wilhelm" 2 года использовалась как учебный корабль в Северном и Балтийском море. В августе-сентябре 1894 крейсер возглавил разведгруппу на осенних манёврах флота 1894, в ходе которых в сентябре сел на мель у Ронне на Борнхольме и смог снятся только через немалый срок. Ремонт повреждений проходил на Императорской верфи в Вильгельмсхафене.

ЗАГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ, 1895-1899

В январе 1895 года "Prinzeß Wilhelm" была определена для отправки в Азию, чтобы заменить там корвет "Marie". 27 апреля 1895 крейсер вышел в поход. В Красном море из-за недостаточной вентиляции корабля от перегрева умерло несколько человек. Захоронение жертв происходило в Адене. 4 июля корабль прибыл в Шанхай и вошёл в состав Восточноазиатской крейсерской эскадры, которой командовал контр-адмирал Пауль Хоффманн на однотипном корабле "Irene". Через несколько дней флагманом стал вновь прибывший броненосный крейсер "Kaiser", затем корабли посетили японские гавани до Хакодате на о. Хоккайдо на севере Японии. В дальнейшем они в большинстве случаев находились у китайского побережья. "Prinzeß Wilhelm" исследовал рукав устья Хуангпу на север от Вусонга около Шанхая на его пригодность в качестве военно-морской базы.

В марте и апреле 1896 эскадра довольно долго стояла в Йокогаме, чтобы несколько улучшить ухудшившееся в ходе японско-китайской войны отношения с Японией. В мае "Prinzeß Wilhelm" получил приказ вместе с канонерской лодкой "Iltis" идти в Порт Гамильтон (Геомундо, остров в Корейском проливе), а затем в Нанкин, где произошло превышение власти против немецких армейских инструкторов. После 4 недель пребывания там и проведения немецких требований, командир решил подняться еще дальше по Янцзы и 11 июля достиг Ханкау. В конце июля у Чифу крейсер снова присоединялся к эскадре, руководство которой между тем принял контр-адмирал Тирпиц.

С сентября по ноябрь корабль прошёл капитальный ремонт в Нагасаки. Уже в декабре из-за тяжелой аварии машины он снова должен был идти в Нагасаки, где пробыл до января 1897.

В марте 1897 эскадра снова прибыла в Японию (Йокогама) для смены экипажа, после чего был исследован залив Самса на побережье Фукиенс в Формозском проливе у Амоя на пригодность в качестве базы. В июне Тирпица сменил контр-адмирал Отто фон Дидерихс. "Prinzeß Wilhelm", "Irene" и "Arcona" находились в Яньтае, проводя артиллерийские тренировки. Новый командир на борту "Kaiser" присоединился к остальной части дивизии в Яньтае в конце месяца и снова повёл эскадру в Японию. Он провел серию визитов с капитанами каждого из своих кораблей. 1 июля Дидерихс поднялся на борт "Prinzeß Wilhelm", чтобы посетить китайскую столицу Пекин. Там он попытался договориться с китайским правительством о приобретении постоянной военно-морской базы для крейсерской дивизии. Его попытка не увенчалась успехом, и 11 июля он вернулся на крейсер. Покидая Пекин, он осмотрел форты Таку, охранявшие въезд в Пекин. Дидерихс вернулся к дивизии 16 июля, после чего вместе корабли совершили турне по азиатским портам. "Prinzeß Wilhelm" ходила до Хакодате, затем в Йокогаму, где 8 сентября эскадра собралась и перешла в Шанхай.

В октябре 1897 Дидерихс планировал провести ротацию своих кораблей через ремонтные предприятия в регионе для текущего ремонта; "Prinzeß Wilhelm" должна была швартоваться в Шанхае. Он запросил разрешения отвести "Prinzeß Wilhelm" и "Kaiser" в Киатсчоу для осенних артиллерийских тренировок и оставить там принцессу на зиму, но ему было отказано.

Когда 1 ноября 1897 в Китае были убиты два немецких католических посланника Низ и Генле из миссии "Steyler", император Вильгельм II, который искал предлог к учреждению немецкой базы в Китае, приказал Дидерихсу занять Киатсчоу. В то время единственными кораблями, доступными для атаки, были "Prinzeß Wilhelm" и "Kaiser". Через несколько дней к ним присоединился "Cormoran", и к 10 ноября корабли были готовы.11-го ноября "Prinzeß Wilhelm" покинула Шанхай чтобы встретиться с двумя другими кораблями в море. Ночью 12 ноября три корабля встретились и выстроились в линию; Атаку планировалось начать утром 14 ноября с обстрела с военных кораблей. Экипажи "Prinzeß Wilhelm" и "Kaiser" должны были сформировать десант для захвата гавани.

Флотилия прибыла утром 13 ноября 1897. На следующее утро десант численностью около 700 офицеров и солдат высадился на главном пирсе гавани. Китайцы были застигнуты врасплох, и немцы добились своих целей в течение двух часов; Дидерихс убедил китайского командующего генерала Чана уйти из Цзяочжоу. В городе был поднят императорский флаг и "Prinzeß Wilhelm" произвела салют из 21 выстрела. Десантный отряд остался в Цзяочжоу для размещения гарнизона в порту, а с кораблей для обеспечения артиллерийских сил было снято несколько 3,7-см орудий.

Дидерихс запросил подкрепление из Германии, и кайзер разрешил перебросить на станцию вторую дивизию. Поэтому дивищия была реорганизована в Восточноазиатскую эскадру. "Prinzeß Wilhelm" была приписана к I дивизии эскадры. 27 ноября 1897 Дидерихс за успех в захвате Киатсчоу был произведен в вице-адмиралы и получил командование новой эскадрой. К концу месяца к порту подошли китайские войска. "Prinzeß Wilhelm" и "Kaiser" двинулись в гавань для оказания артиллерийской поддержки. Было обнаружено, что помещенный под домашний арест генерал Чанг пытался свергнуть немецкую оккупацию, поэтому Дирдерихс поместил его под арест на борт "Prinzeß Wilhelm". Завязалась короткая стычка, которая быстро привела к разгрому китайцев.

2 декабря из Гонконга прибыли также "Irene" и "Arcona". 8 января 1898 отряд из 50 человек из экипажа "Prinzeß Wilhelm" был отправлен в Чимо для защиты от китайских набегов в этом районе.

Весной 1898 года в Азию прибыл принц Генрих. Ожидая его прибытия, Дидерихс планировал отправить корабли на верфи для текущего ремонта. 4 мая "Kaiser" отправился в Нагасаки, а Дидерихс, на следующий день, после того как принц Генрих достиг Киатсчоу последовал за ним на "Prinzeß Wilhelm".

25 апреля 1898 разразилась испано-американская война, и 1 мая коммодор Джордж Дьюи разгромил испанскую эскадру в битве при Манильском заливе. Дидерихс планировал использовать кризис как возможность захватить еще одну базу эскадры в Азии. По прибытии в Нагасаки Дидерихс узнал, что верфь еще не завершила ремонт "Kaiser", а "Prinzeß Wilhelm" также требовалось какое-то время на ремонт. Поэтому он приказал встретиться с ним в Нагасаки "Kaiserin Augusta", которую он решил использовать в качестве своего временного флагмана. "Kaiser" и "Prinzeß Wilhelm" должны были присоединится к Дидерихсу после завершения ремонта. В Маниле уже находились "Irene" и "Cormoran". 18 июня "Prinzeß Wilhelm" также прибыла в Манилу и проследовала в Маривелес, чтобы пополнить запасы угля и принять новых членов экипажа с парохода Северогерманского Ллойда "Darmstadt", а 20 июня 1898 и "Kaiser". Немцы объясняли концентрацию своих кораблей запланированной сменой экипажей, которые прибыли на пароходе, но 9 августа 1898 американская эскадра в заливе приказала нейтральным военным кораблям, находящимся в гавани, покинуть зону бомбардировок, и поэтому "Prinzeß Wilhelm" остальные немецкие корабли отправились в Маривелес. После падения города большая часть немецких кораблей покинула Филиппины: 13 августа 1898 ушла в Гонконг "Kaiserin Augusta", по договоренности с американцами с испанским генерал-капитаном на борту, 15-го ушёл "Cormoran" и 21-го "Kaiser" с шефом эскадры. В Маниле для соблюдения немецких интересов осталась только "Prinzeß Wilhelm", пока в октябре ее не заменила "Arcona".

В середине ноября 1898 "Kaiser" сел на мель, и ему пришлось зайти в сухой док для ремонта, поэтому Дидерихс сделал вернувшийся в Циндао "Prinzeß Wilhelm" своим флагманом, и она пробыла в этой должности до февраля 1899. Вскоре после принятия руководства эскадрой, контр-адмирал принц Генрих Прусский 26 апреля 1899 отправил "Prinzeß Wilhelm" из Циндау домой в Германию. Крейсер достиг Вильгельмсхафена 22 июля 1899 и был выведен из кампании.

ОКОНЧАНИЕ СЛУЖБЫ, 1899-1921

Вернувшись в Германию в 1899 году, он вошёл в сухой док Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Вильгельмсхафене для модернизации, так как испытывался недостаток в современных крейсерах. Работы продолжались до 1902 года, однако в активную службу крейсер больше не вводился. В октябре 1912 без зачисления на службу он перешёл в Данциг в корабельный резерв.

17 февраля 1914 корабль был вычеркнут из списков военных кораблей и во время войны использовался как минный склад сначала в Данциге, затем в Вильгельмсхафене. 26 ноября 1921 корабль был продан за 909000 M и в 1922 в следующем году разобран в Вильгельмсхафене.

командиры "Prinzeß Wilhelm"
19.11.1889 - 25.03.1890 корветтен-капитан Freiherr Armandt von Erhardt
16.04.1891 - 14.11.1892 капитан-цур-зее Oscar Boeters
10.11.1893 - 30.09.1894 корветтен-капитан Georg Sarnow
1.10.1894 - 04.1895 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Ludwig Borckenhagen
04.1895 - 08.1896 корветтен-капитан Henning von Holtzendorff
08.1896 - 01.1998 корветтен-капитан с рангом подполковника Adolf Thiele
01.1898 - 07.1899 корветтен-капитан с рангом подполковника Oscar (v.) Truppel

 

МОДЕЛИ

               
                 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 - zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
4 Klaus Hildebrand: Das vergangene Reich. Deutsche Außenpolitik von Bismarck bis Hitler 1871-1945. Studienausgabe Göttingen, 2008
5 Manfred P. Emmes: Deutschland und der Aufstieg der Vereinigten Staaten von Amerika zur Weltmacht. Berlin u.a., 2007
на английском
6 Terrell D. Gottschall: By order of the Kaiser: Otto von Diederichs and the rise of the Imperial German Navy, 1865-1902, Naval Institute Press, 2003.
на русском
7 Пахомов Н.А. - Броненосные крейсера Германии 1886-1918 гг. Санкт-Петербург, 2006.
8 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
9 Кофман В. - "Генеральский" флот // журнал "Моделист-конструктор".-2007.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 06.10.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1921
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1888-1903
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm"
Prinzeß Wilhelm
"Kaiser" и "Prinzeß Wilhelm".
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm" в Гонконге, 1898.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm" в начале службы.
Irene
"Irene" и "Prinzeß Wilhelm" в Гонконге.
Irene
"Irene" в первоначальном виде в заграничной окраске, 1892 г.
Irene
"Irene" в первоначальном виде, гравюра.
Irene
"Irene" в первоначальном виде.
Irene
"Irene" (слева) в качестве плавбазы ПЛ, 1913.
Prinzess Wilhelm
"Arkona", "Kaiser", "Irene", "Kaiserin Augusta", "Deutschland", "Gefion" и "Prinzess Wilhelm" в Китае, рисунок.
Irene
Прибытие "Irene" в Киатсчоу.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm" в Вильгельмсхафене после возвращения из Китая.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm" в доке в Нагасаки.
Irene
"Irene" в Киле, 1892 г.
Irene
"Marie", "Machias" (США), "Aeoulus" (Британия) и "Irene" в Чифу, апрель-май 1895 г.
Irene
"Irene" в Чифу, апрель-май 1895 г.
Irene
"Irene" в начале службы. Гравюра.
Irene
"Irene" в начале службы.

Германские корабли в Циндао, 1900 г.
Prinzeß Wilhelm
"Kaiser", "Prinzeß Wilhelm" и "Cormoran" входят в Киатсчоу, рисунок.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm" в Циндао, рисунок.
Prinzeß Wilhelm
Восточно-Азиатская крейсерская эскадра 1898 г.:
"Arcona" - "Prinzeß Wilhelm"- "Kaiserin Augusta" - "Kaiser" / "Cormoran" - "Irene" - "Gefion" - "Deutschland"
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm" в Бергене.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm"
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm", 1892 г.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm"
Принцесса Вильгельма, Августа Виктория Фредерика Луиза Феодора Дженни (нем. Auguste Viktoria Friederike Luise Feodora Jenny, 1858 - 1921) принцесса из рода Августенбургов.  В 1881 году вышла замуж за принца Вильгельма Прусского, впоследствии императора Вильгельма II, в браке — германская императрица и королева Пруссии.
Германские корабли в Циндао, 1900.
Irene
Прибытие немецкой эскадры в Киатсчоу, рисунок, "Irene" в правом нижнем углу.
Irene
"Irene"
Irene
"Irene"
Irene
"Irene" в китайских водах, рисунок.
Irene
"Irene"
Irene
"Irene"
Irene
"Irene"
Irene
"Irene" в начале службы.
Irene
"Irene" в начале службы.
Irene
"Irene", рисунок.
Irene
"Irene", первоначальный вид с высоким фальшбортом, гравюра.
Zieten
Средиземноморская эскадра 1889 в Киле:
"Blitz" - "Irene" - "Nixe" - "Louise" - "Niobe" - "Kaiser" - "Deutschland"
Принцесса Ирена Луиза Мария Анна Гессен-Дармштадтская (Prinzessin Irene von Hessen-Darmstadt, 1866 - 1953), в замужестве принцесса Прусская, жена принца Генриха, сестра российской императрицы Александры Фёдоровны.
Irene
"Irene" с 1893 г.
Irene
"Irene" с 1893 г.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm"
Irene
"Irene", вышивка на ткани.
Следующая страница - германский бронепалубный крейсер "Kaiserin Augusta"
Предыдущая страница - германский корвет "Charlotte"