входоглавлениекрейсера → бронепалубный "Königsberg"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малый (бронепалубный) крейсер
(Kleinerkreuzer)

 Königsberg 


Германия, 1907 г. 1 ед. (проект 1903-1904 гг.)

 

*
Königsberg
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Königsberg <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 31, "Ersatz Meteor" 12.01.1905 в составе разведывательных сил флота, 14.06.1911-22.01.1913 мод. на <Kaiserl. Werft>, Киль, с 19.06.1913 по 1.04.1914 в резерве, с 04.1914 за границей, 11.07.1915 тяжело поврежден артиллерийским огнем английских мониторов "Mersey" и "Severn", и подорван экипажем в дельте реки Руфиджи, Германская Восточная Африка (07°51S, 39°15E), орудия сняты для использования на суше, корпус разделан на металл с 1963 по 1965.
12.12.1905
6.04.1907
ТТХ
Водоизмещение нормальное 3390 т
полное 3814 т
регистровое 2588 брт., 1165 нрт.
Размерения длина ВЛ 114,8 м
полная 115,3 м
ширина корпус 13,2 м
осадка носом 5,29 м
кормой 5,20 м
1 см осадки = 10,06 т. водоизмещения
высота борта на миделе 7,8 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 4,0 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО 11 ВМ ПК (22 топки, 16 атм, ок. 3050 м²)
проектная мощность 13200 л.с., 145 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 23 уз.
на испытаниях 24,1 уз. при 13918 л.с., 144 об/мин.
запас топлива 400/820 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 5750 миль (с 1913)
Экипаж штат 322 чел. (14 офицеров, 308 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 13 отсеков, двойное дно на 47%.
электроснабжение 2 турбо-генератора, 90 кВт, 100 В.
управление 1 балансирный руль, 40°
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент 6150 мт
цена 5 млн. 407 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
броневая сталь и сталь Круппа
палуба 30-20 мм/скосы 80-45 мм (броневая сталь)
гласисы 100 мм (броневая сталь)
щиты орудий 50 мм (сталь Круппа)
рубка 100 мм, крыша 20 мм (сталь Круппа)
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
10-105 мм/40 [1500 снарядов], 12200 м
10 - 37 мм/22,8, с 1913: 8 - 52 мм/55 [4000 снарядов]
2 ТА-450 мм (бортовых подводных) [5 торпед]
2, с 1913 - 4 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

служба в метрополии (1907 - 1914)

служба за границей и начало войны (апрель-август 1914)

рейд (август 1914)

бой у Занзибара (20 сентября 1914)

поиски крейсера англичанами (октябрь 1914 - апрель 1915)

операции англичан проти вкрейсера (апрель - июнь 1915)

бой и потопление крейсера (июль 1915)

после боя

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Проект разработан в 1903-1904 гг. и от предшественников отличался более мощной машиной. Усовершенствованная энергетическая установка потребовала некоторого увеличения длины (ок. 4 м), скорость возросла на 1 уз. Пришлось немного пожертвовать толщиной палубной брони. Заметными внешними отличиями стали: отказ от далеко выдающегося таранного форштевня и более просторный мостик. В остальном крейсер ничем не отличался от предшественников.

Как и предыдущий тип обладал хорошей мореходностью, очень хорошо держал курс, увальчивость была незначительной. Имел заметный снос. Маневрировал и поворачивал хорошо, но чуть хуже предшественников, при этом терял до 35% скорости. При ходе против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало. Как и предшественники, корабль имел довольно сильную бортовую (до 20°) и килевую качку. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,54 м, продольная - ок. 176 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 37,5°.  Угол поворота руля был 40°.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

Отличия и изменения

В 1908 на фор-стеньге был укреплён гафель для радиоантенны. Сперва крейсер имел только по одному прожектору на площадках мачт, с 1913: 2 прожектора на площадке по бокам фок-мачты и 2 прожектора площадке спереди и сзади грот-мачты.

изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

 

служба S.M.S. Königsberg

 

служба в метрополии (1907 - 1914)

 

"Ersatz Meteor" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Киле 12 января 1905 для замены авизо "Meteor" (на службе 1891-1904), спущен 12 декабря 1905, введен в ВМС Германии 6 апреля 1907.

В мирное время "Königsberg" очень часто применялся для сопровождения яхты императора. Ещё с апреля 1907 крейсер прерывал испытания чтобы служить конвоиром при "Hohenzollern" во время регаты на Эльбе, Кильской недели, в Северном походе до Нордкапа и с 3 по 6 июня - во время встречи с русским царем Николаем II. После окончания испытаний корабль заменил крейсер "Medusa" в соединении разведывательных кораблей.

С 5 ноября "Königsberg" вместе с большим крейсером "Scharnhorst" и посыльным судном "Sleipner" сопровождал императорскую чету в Великобританию и в Нидерланды и с 17 по 20 декабря 1907 года доставил в Мальме адмирала принца Генриха Прусского с делегацией офицеров морского корпуса на церемонию похорон шведского короля Оскара II.

Непосредственная служба корабля в составе действующего флота началась в 1908 году и представляла собой обычные учения и походы в составе разведывательных сил флота. В 1910 году "Königsberg" стал обладателем императорского приза по стрельбе среди легких сил флота.

В 1910 году крейсер снова привлекался к сопровождению императорской яхты - в марте к Гельголанду и с 8 по 27 мая в Великобританию, на похороны короля Эдуарда VII. С 8 марта по 22 мая 1911 "Königsberg" сопровождал императорскую яхту в походе в Средиземное море, а затем - во время государственного визита императорской четы к новому британскому королю Георгу V. 10 июня 1911 "Königsberg" был заменён в соединении крейсером "Kolberg" и 14 июня был выведен в резерв.

С 22 января по 19 июня 1913 "Königsberg" после некоторой модернизации (замена 37-мм револьверных пушек на десять 52-мм орудий) снова был на службе, заменяя в соединении находящийся в длительном ремонте крейсер "Mainz".

 

                           

 

служба за границей и начало войны (апрель-август 1914)

 

Весной 1914 года было принято решение о направлении крейсера в восточно-африканские воды в качестве стационера для смены крейсера "Geier", переводившейся в южную часть Тихого океана.

1 апреля 1914 крейсер снова ввели в строй и 28 апреля он покинул Вильгельмсхафен. По пути "Königsberg" (командир — фрегаттен-капитан М. Луфф) 3-5 мая посетил Альмерию, 7-8 мая - Кальяри и 9-12 мая - Неаполь, где встретился с флагманским кораблем эскадры Средиземного моря, "Goeben". По поручению шефа эскадры Средиземного моря с 15 по 17 мая он посетил Мерсин и 18-19 мая Александретту (сегодня Ишкендерун) в Турции. 21 мая корабль прибыл в Порт-Саид и 23 мая прошёл Суэцкий канал. С 27 по 29 мая крейсер посетил Аден и 6 июня 1914 прибыл в Дар-эс-Салам, который в то время являлся административным центром германской Восточной Африки.

Африканские колониальные жители полагали, что корабль был довольно внушительным. Наибольшее впечатление произвели его три трубы, поскольку африканцы равняли число труб с военно-морской мощью, и три для них было беспрецедентное число. Крейсер приобрёл прозвище "Manowari na bomba tatu", или "Воин с тремя трубами."

Командир "Königsberg" Макс Луфф тренировал свой немного разученный экипаж в прибрежных плаваниях, когда поступила информация об ухудшении политической обстановки. С получением известия о политической напряженности в Европе после убийства в Сараево престолонаследника Австро-Венгрии, он прервал гидрографические работы, проводимые кораблем в порту Багамойо и вернулся в Дар-эс-Салам.

Пополнив судовые запасы, 31 июля "Königsberg", согласно указанию, вновь вышел в море, чтобы вести крейсерскую войну в Индийском океане. Перед гаванью столицы немецкой колонии он встретил британскую эскадру из крейсеров "Astraea", "Pegasus" и "Hyacinth".

Поскольку отношения становились всё более напряженными, крейсера британской Эскадры Мыса прибыли с намерением закупорить "Königsberg" в столице колонии.

"Königsberg", встретив завесу, отвернул на юг на высокой скорости и постоянно менял курс. Удачно оторвавшись от преследования двух английских крейсеров, благодаря скорости и дождливому шквалу, он направился на север, к Аденскому заливу.

"Königsberg" прибыл в Аден 5 августа, где получил запоздалую радиограмму из Дар-эс-Салама о начале войны. На следующий день в Дар-эс-Саламе угольщик "Somalia" был снабжен углем для пополнения запаса "Königsberg" - он покинул порт незадолго до того, как 8 августа туда прибыли британские корабли.

 

рейд (август 1914)

 

В случае начала войны "Königsberg" имел приказ нарушить британскую торговлю у входа в Красное море. Нехватка угля препятствовала активности Луффа - британцы воспрепятствовали выходу угольщика "König" из Дар-эс-Салама и скупили весь уголь в португальской Восточной Африке.

С получением радиограммы "Königsberg" приступил к крейсерской операции по нарушению судоходства противников Германии.

Сперва он перехватил нейтральный японский лайнер, капитан которого был убежден, что его судно, декларация и груз были обследованы британским крейсером.

На следующий день, 6 августа, в Аденском заливе недалеко от берега Омана, "Königsberg" задержал английский почтово-пассажирский пароход "City of Winchester". Абордажная команда обнаружила, что пароход вёз индийский уголь низкого качества ("бомбейская пыль") и Капитан Луфф не хотел загрязнять свои котлы этим плохим углем.

С призовой командой пароход был направлен в бухту Бурума на южном побережье Аравийского полуострова, где у островов Куриа-Муриа "Königsberg", по предварительному согласованию по радио, 10 августа встретился с германскими пароходами "Zieten" и "Hansa", идущими в Суэцкий канал, где они могли быть конфискованы. Кстати, на борту первого следовал домой сменный экипаж немецкого гидрографического судна "Planet" из 98 человек во главе с командиром обер-лейтенантом Бруксом. "Königsberg" даже пришлось преследовать немецкое грузовое судно "Goldenfels", офицеры которого приняли корабль за британский крейсер.

С приза "City of Winchester" сняли судовые запасы, экипаж и пассажиров перевели на "Zieten", а сам пароход на следующий день затопили - призовая команда заложила взрывчатку в котел и машинное отделение, затем главная батарея крейсера получила некоторую практику стрельбы. Этим более чем скромным успехом и завершилась для корабля его первая и фактически последняя крейсерская операция.

Задуманное переоборудование "Zieten" во вспомогательный крейсер не произошло, в том числе и потому, что он не располагал достаточным запасом угля (загрузился по расписанию в Адене и имел только лишь 4-дневный запас) и мог дойти только в еще нейтральную Португальскую Восточную Африку.

Когда в тот же день Луфф встретил пароход "Somalia", на его корабле оставалось всего 14 тонн угля. "Somalia" передал приблизительно 850 тонн.

Так как в Аденском заливе не было найдено больше ни одного судна, крейсер направился к Мадагаскару. Однако там также не удалось обнаружить ни одного британского или французского судна. Показавшись, для введения в заблуждение противника, 30 августа 1914 года у порта Майунга на северо-западе острова Мадагаскар, 23 августа "Königsberg" снова встретил "Somalia" у островов Альдабра и принял уголь на четыре дня хода. Вслед за тем предполагалось, что он примет участие в нападении германских сил на Момбасу, но близость английских крейсеров помешала ему выполнить свое намерение.

Тем временем, британские военные корабли бомбардировали Дар-эс-Салам и разрушили там немецкую радиостанцию.

Не обнаружив более ни одного неприятельского транспорта, командир корабля М. Луфф решил для устранения возникших неполадок механизмов на время укрыться в каком-либо незаметном и труднодоступном месте. Капитан "Somalia", хорошо осведомленный местный лоцман, предложил в качестве укрытия дельту Руфиджи.

Он входил в команду гидрографического судна "Mowe", картографировал эту область колонии и нашел реку неожиданно глубокой. Промеры ее рукавов показали, что во время приливов она доступна для кораблей с осадкой крейсера "Königsberg".

Луфф принял на службу капитана запаса с "Somalia" и он был назначен лоцманом на "Königsberg". 3 сентября 1914 в прилив, "Königsberg", прошёл через бар в устье Руфиджи и медленно направился вверх по реке. В устье реки были размещены наблюдатели и связаны с крейсером телеграфными линиями, чтобы гарантировать, что немцы не будут застигнуты врасплох ищущими их британскими кораблями.

Войдя 3 сентября в рукав Кикунья, "Königsberg" бросил якорь в 10 милях выше по течению от станции Салала.

 

бой у Занзибара (20 сентября 1914)

 

Незамедлительно организованный каботажными судами подвоз угля позволил крейсеру, еще до начала ремонта механизмов, 19 сентября вновь выйти в море. Когда, 19 сентября 1914, капитан Луфф узнал от наблюдателей побережья, что двухтрубный военный корабль вошел в гавань Занзибара, он предположил, что это была или "Astraea" или "Pegasus", фактически это был последний. "Pegasus" прибыл на Занзибар, чтобы решить проблемы с паровыми машинами. У "Königsberg", благодаря транспортам из Дар-эс-Салама, все бункеры снова были полны, и Луфф решил действовать немедленно. С рассветом корабль покинул дельту и направился на север к Занзибару. На рассвете следующего дня "Königsberg" подошёл к гавани Занзибара и обнаружил стоящий на якоре "Pegasus".

Первым "Königsberg", медленно идущий южным проходом на рейд Занзибара, заметили в шестом часу утра 20 сентября 1914 года с вооруженного буксира "Helmut". Но вместо того, чтобы разобраться в увиденном, буксир направился к нему для передачи предупреждения, что пользоваться этим проходом коммерческим судам запрещено. На этот маневр с крейсера в его сторону сделали два холостых залпа, подняли германский военно-морской флаг и увеличили ход. Подойдя к крейсеру "Pegasus" на 45 кб, "Königsberg" открыл огонь и, пристрелявшись с третьего залпа, стал безнаказанно разносить его на куски, так как орудия английского корабля имели дальность стрельбы не более 38,5 кб. Уже через восемь минут все орудия крейсера "Pegasus", обращенные в сторону противника, были выведены из строя. Выдержав затем пятиминутную паузу, "Königsberg" еще около 20 мин продолжал ведение огня, после чего развернулся и ушел в море. При выходе по фарватеру с него сбрасывали за борт бочки с керосином, имитируя постановку мин. Поскольку механизмы английского крейсера не пострадали, то его экипаж предпринял попытку выброситься на берег. Но она успеха не имела, и корабль, перевернувшись на левый борт, затонул.

Неподвижный "Pegasus" получил около 200 попаданий, потерял 31 человека убитым (из них два офицера) и 55 ранеными. Всего "Königsberg" сделал около 300 выстрелов, "Pegasus" в ответ успел сделать всего около 50 и не добился ни одного попадания.

Покидая гавань, "Königsberg" остановил патрульное судно "Helmut" и потопил его тремя выстрелами.

Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером "Pegasus"
(Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 252. С.222.)

 

На морском берегу английский крейсер "Pegasus" (2200 т, 97 г., 8 10-см ор.) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно "Möwe" (650 т, 06 г., 3 37-мм). Но конец "Pegasus" был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер "Königsberg" (3400 т, 05 г., 10 10,5-см ор.) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого "Königsberg" ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров.

 

Операция крейсера "Königsberg"
(Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 262. С. 230.)

 

Крейсер "Königsberg", как было уже сказано (см. § 252), вывел из строя английский крейсер "Pegasus". Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров — "Nürnberg" и "Leipzig", о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью "Pegasus", который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров.

 

Объявление британского Адмиралтейства
(Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. С. 136)

 

С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее: "С начала военных действий канонерская лодка "Pegasus" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Möwe" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Pegasus" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Königsberg". Произошел ожесточенный бой.

Лишенный возможности двигаться, "Pegasus" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека. Потери "Königsberg" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу".

 

 

поиски крейсера англичанами (октябрь 1914 - апрель 1915)

 

Капитан Луфф собирался выйти в рейд на морские трассы Южной Африки, надеясь раздобыть там достаточно угля, чтобы затем через Атлантику вернутся в Германию, но "Königsberg" страдал от постоянных проблем с машинами, которые "поставили крест" на этом походе. Длительные переходы, неустойчивые скоростные режимы и отсутствие текущего ремонта на верфи - всё это сказывалось на состоянии котлов.

Так как было получено сообщение об усилении британских сил в регионе, Луфф вернулся в Руфиджи и прошёл к городу Ссалале. Там корабль был спрятан лучше, были применены защитные меры, включая солдат и полевые орудия, наряду с сетью наблюдателей на побережье и телеграфными линиями. Было также выставлено импровизированное минное заграждение в дельте.

Техники приступили к ремонтным работам, которые проходили в тяжелых тропических условиях на необорудованном месте стоянки. Поэтому отдельные части механизмов приходилось ремонтировать или изготавливать заново в Дар-эс-Саламе, для чего пришлось организовать их доставку на деревянных санях через непроходимые джунгли и бездорожье на расстояние около 100 миль (160 км).

У британцев не было информации о том, что эта река была проходима для кораблей таких размеров. Поэтому они довольно долго на могли найти "Königsberg".

Потопление "Pegasus" привело к посылке "Chatham" и других современных крейсеров на восточноафриканское побережье, чтобы под командованием капитана Сидни Р. Дрери-Лоу собрать силы, значительно превосходящие "Königsberg", которые имели задачу разыскать неуловимого немецкого налетчика. На след находящегося в розыске крейсера британцев навела элементарная халатность. При обыске немецкого торгового судна "Präsident", задержанного крейсером "Chatham" 19 октября 1914 года в устье реки Линди, были обнаружены квитанции о доставке лихтерами 15 сентября угля в дельту Руфиджи для крейсера "Königsberg", а также карты, указывающие на доступность этой реки кораблям с его осадкой. Высадившийся 30 октября десант майора Дж. Преториуса с крейсера "Dartmouth" смог обнаружить мачты "Königsberg" в мангровом лесу дельты и установил место стоянки "Königsberg" и "Somalia". Немцы упустили момент укоротить мачты соответствующим образом. Ровно через один день прибыли последние запасные части и "Königsberg" снова был полностью готов к использованию.

Обнаружение крейсера "Königsberg"
(Морской сборник. 1914. № 12. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны, § 464. С. 210)

 

"Königsberg" был обнаружен британским крейсером "Chatham" (5500 т, 1911 г., 25,5 уз, 8 15-см и 4 4,7-см ор.) еще 30 октября в реке на о-ве Мафия у берегов германской Восточной Африки. Этот крейсер, расстрелявший 20 сентября английский крейсер "Pegasus" (см. § 252), вероятно, или получил в этом бою серьезное повреждение, или не мог достать угля. По этой или иной причине — если верно первое предположение, то это служит еще раз показателем невыгоды для преследователя торговли вступать в бой, хотя бы и с более слабым противником — но "Königsberg", очевидно, больше своей деятельности продолжать не мог, а потому, разгрузившись, забрался вверх по реке на 6 миль и там был поставлен на неглубокой воде, а экипаж его окопался на берегу.

Вследствие этого "Chatham" мог обстрелять его только с очень большой дистанции, причем из-за густых пальмовых зарослей не мог установить результатов своего обстрела. Но чтобы воспрепятствовать все-таки возможному выходу германского крейсера из реки, англичане затопили в ней угольные суда таким образом, что "Königsberg" оказался надежно запертым.

 

 

операции англичан проти вкрейсера (апрель - июнь 1915)

 

 Теперь корабли Королевских ВМФ (к "Chatham" присоединялись ещё  2 крейсера типа "Town") в любом отношении превосходили "Königsberg". "Chatham", "Dartmouth" и "Weymouth" блокировали дельту Руфиджи, чтобы гарантировать, что "Königsberg" не сможет уйти.

После 1 ноября 1914 британские крейсеры начали обстреливать "Königsberg" и "Somalia". "Chatham" стрелял на очень большую дистанцию не видя "Königsberg" непосредственно, который удалился дальше в дельту. Залпы накрыли стоящий ближе к морю "Somalia", подожгли его груз угля и пароход полностью выгорел. Этот обстрел был произведен 3 ноября 1914 года. Сам же "Königsberg" поднялся выше по реке на несколько километров, 5 ноября бросив якорь в рукаве Симба-Уранга.

Первую попытку заблокировать "Königsberg" англичане предприняли 10 ноября, когда в рукаве Симба-Уранга они затопили пароход "Newbridge", несмотря на сильный немецкий огонь с обеих сторон реки.

Луфф решил переместить свой корабль настолько далеко вверх по реке, насколько возможно. В итоге крейсер 18 декабря еще раз поднялся выше между рукавами Комбони и Бумба, а 15 апреля 1915 года зашел в верхнее течение Кикуньи.

Немецкий крейсер всё ещё мог выйти в море через другие каналы, и англичане установили в некоторых из них фиктивные мины, но их считали сомнительным средством устрашения.

19 ноября для разведки позиции крейсера впервые применялся самолет. Гражданский пилот, Денис Катлер из Дурбана, Южная Африка, был призван в морскую пехоту и передал свой частный гидроплан Curtiss флоту Британской империи. Первый гидроплан для разведывательных полетов был доставлен к месту операции вспомогательным крейсером "Kanfauns Castle" 6 ноября 1914 года. Лейтенант Катлер и механик, которого он нанял на судне, транспортирующем самолет, 15 ноября 1914 прибыли к капитану крейсера "Chatham". 19 ноября Катлер вылетел в первую разведку и смог проверить присутствие неуловимого крейсера. Всего до конца операции было задействовано 10 машин, из которых 6 были потеряны. Остальные прибыли к концу апреля 1915 года. Два Sopwith авиации Королевских ВМС прибыли с намерением разведать и даже бомбить "Königsberg", но они скоро развалились в тропических условиях. Три гидроплана Short показали себя немного лучше, сумев даже сделать фотографии крейсера прежде, чем были выведены из строя плавящей клей тропической жарой и немецким огнем. Для их обстрела немецкие моряки временно приспособили два орудия.

Береговые позиции немцев препятствовали любой попытке подняться вверх по реке на малых кораблях, и в ноябре британцы пытались использовать 12-дюймовые (305-миллиметровые) орудия старого линкора "Goliath", чтобы потопить крейсер. Попытка была неудачна потому что мелководье не позволяло линкору подойти на расстояние дальности стрельбы его орудий.

В декабре подполковник Пауль фон Леттов-Форбек запросил как можно больше членов экипажа "Königsberg" для партизанской кампании. На корабле остались 220 человек чтобы держать корабль в боеготовности. Этого, однако,  было недостаточно, чтобы идти в море.

23 декабря британцы использовали пару мелкосидящих судов, чтобы подняться вверх по дельте. Они достигли обломков "Somalia", но немецкий огонь вынудил их отступить.

Проявляли активность и немецкие моряки. Так, 6 февраля 1915 года они принудили к сдаче бывший германский пароход "Adjutant", захваченный 9 октября прошлого года английским крейсером "Dartmouth", который, выполняя разведывательный поход в устье Симба-Уранга 2 февраля, сел на мель, попав под огонь одного из береговых постов отделения "Дельта". Более того, в ночь с 4 на 5 июня они даже пытались атаковать английские корабли, расположившиеся на якорной стоянке у острова Мафия. Но операция сорвалась, так как посланный для ее выполнения небольшой пароход "Wami", вооруженный торпедным аппаратом с крейсера "Königsberg", сел на мель.

Тем временем, условия на "Königsberg" ухудшались. Ощущалась нехватка угля, боеприпасов, еды и медикаментов. Хотя не страдающая от британцев, команда была ослаблена малярией и другими тропическими болезнями. Совершенно оторванные от внешнего мира, моряки упали духом. Однако, ситуация была незначительно улучшена шансом получить необходимое снабжение и прорваться домой. Захваченное немцами британское торговое судно "Rubens", было переименовано в "Kronborg". Ему дали датский флаг, бумаги, и команду немецких моряков, отобранных по способности говорить на датском языке, оно было наполнено углем, полевым оружием, боеприпасами, пресной водой, и т.п. и послано к "Königsberg". После успешного прибытия в воды Восточной Африки судно было перехвачено патрульным крейсером "Hyacinth", который настиг его в заливе Манца. Пойманное в ловушку судно было в конечном итоге затоплено у берега, сожжено, и позже разобрано. Удивительно, но большую часть груза спасли и доставили к "Königsberg", частично по железной дороге, остальное на спинах африканских слуг.

 

бой и потопление крейсера (июль 1915)

 

Наконец, в апреле 1915, британское Адмиралтейство согласилось на план, представленный Дрери-Лоу в ноябре, который предполагал нападение на немецкий крейсер с помощью мелкосидящих мониторов, способных подняться по реке Руфиджи. Британский морской флот решил перевести из Средиземного моря в Восточную Африку 2 первоначально построенных для Амазонки монитора "Mersey" и "Severn", вооружённых парой 152-мм орудий каждый. 28 апреля оба монитора с 4 буксирами, плавбазой "Trent" и угольщиком вышли с Мальты, 15 мая они были в Адене и 3 июня прибыли к острову Мафия перед устьем Руфиджи, на котором располагались теперь и самолеты-разведчики. На мониторах установили защитные бортовые сооружения против обстрела пехоты.

6 июля 1915 два монитора пересекли внешний наносной остров и, несмотря на сильный  огонь с немецких позиций на речных берегах, двинулись вверх по реке. В этой операции также участвовал буксир (на крайний случай), 3 маленьких китобойных судна в качестве тральщиков и крейсер "Weymouth" для внешней поддержки. Мониторы остановились в 10 000 ярдах (9 100 м) от "Königsberg", который, как предполагалось, был в радиусе досягаемости их орудий, но дальше чем немецкие пушки меньшего калибра могли ответить. Самолеты использовались для корректировки огня. Навигационные карты, однако,  оказались некорректными и после открытия огня выяснилось что мониторы также оказались в пределах огня орудий "Königsberg". В течение трех часов "Königsberg" вынудил оба британских корабля уйти.

Стрельба немецкого корабля корректировалась со специального поста, возведенного на суше. На пристрелку мониторам потребовалось 45 мин, однако дальнейшая стрельба не принесла ощутимых результатов и около 15 ч они отошли к острову Мафия для отдыха экипажей, устранения полученных повреждений и подкрепления корпусов, сильно расшатавшихся при стрельбе на больших углах возвышения. Из 635 выстрелов, произведенных мониторами, только 78 корректировались с аэроплана; попаданий же зафиксировали только шесть. По немецким данным "Königsberg" получил четыре попадания, не сказавшиеся на его боеспособности, а потери среди экипажа были незначительными. "Mersey" получил два попадания; первым (в 7 ч 40 мин) было выведено из строя носовое орудие и его прислуга, вторым (через несколько минут) сделана пробоина у самой ватерлинии.

Кроме мониторов, с целью отвлечения внимания противника, огонь по его укреплениям в устье Симба-Уранга вели крейсеры "Pioneer "и "Hyacinth".

Мониторы вернулись 11 июля, исправив повреждения, полученные в первой попытке, причем на этот раз "Severn" поднялся на 1 милю дальше вверх по течению. Два монитора провели пятичасовую бомбардировку и разрушили крейсер. Оценку картины попаданий в "Königsberg" упрощали разные позиции наблюдателей, мониторы стреляли попеременно, чтобы облегчать задачу самолетам. "Severn" на более короткой дистанции достиг больших результатов.

Развязка наступила на восьмом залпе с монитора "Severn", когда с аэроплана сообщили о попадании в "Königsberg". Далее они следовали один за другим, и к 12 ч привели к пожарам в кормовой оконечности и значительным жертвам среди личного состава (19 убитых, 21 тяжело и 24 легко раненых).

В 13:30 на "Königsberg" осталась в действии половина орудий, причём на каждое всего по два снаряда. Одним из этих последних выстрелов шрапнелью был сбит британский самолет-корректировщик, упавший в реку. Крейсер весь горел. К 13:40 из-за нехватки боезапасов огонь с крейсера пришлось прекратить.

Капитан Луфф, раненный наряду со многими из его команды, приказал затопить погреба. Две боеголовки торпед были снабжены плавкими предохранителями, чтобы подорвать днище судна. По приказанию командира экипаж "Königsberg", предварительно сняв орудийные замки и забрав всех раненых, сошел на берег. Последним покинул корабль тяжело раненный фрегаттен-капитан М. Луфф. Под продолжающимся британским огнём, под приветствия команды своему кораблю, Кайзеру и Родине, вскоре после 14:00 заряды взорвались. После подрыва боевых отделений торпед в носовой части ниже ватерлинии, "Königsberg" с развевающимися флагом, гюйсом и вымпелом накренился на правый борт и погрузился в воду до верхней палубы. При отливе палуба затонувшего крейсера выше ватерлинии была над водой.

                         

 

после боя

 

Около 16 ч мониторы покинули реку, а в 17:45 возвратившиеся к месту гибели корабля немецкие моряки сняли флаги, вымпел и приступили к спасению годного к использованию имущества, прежде всего орудий. Эти работы завершились к 18 сентября 1915 года. Уцелевшая часть команды, как и отправленные на сухопутный фронт еще 1 мая 118 человек, присоединилась к своим колониальным войскам.

На следующий день после боя 33 немецких моряка были похоронены 188 остающимися членами команды. Около могил была помещена мемориальная доска, с надписью "Beim Untergang S.M.S. Königsberg am 11.7.15 gefallen..." ("павшим во время гибели SMS Königsberg 11 июля 1915..." ) сопровождаемый списком мертвых. Вооружение и все другое полезное оборудование и материал были извлечены из обломков и, вместе с командой судна, продолжали служить в восточноафриканской кампании под началом подполковника Поля Эмиля фон Леттова-Форбека. 10,5 см пушки "Königsberg" играли важную роль для немцев в остальной период войны, как самая тяжелая полевая артиллерия театра, используемая в укреплениях гавани, и даже повторно установленная на переделанном пароме "Götzen", немецком "крупном боевом корабле" внутреннего флота Озера Танганьика. Выжившие моряки, организованные в Кенигсбергское Отделение, в конечном счете сдались 26 ноября 1917 и были интернированы в британском Египте. 1 марта 1919 года оставшиеся в живых 31 матрос и бывший командир крейсера М. Луфф возвратились в Берлин, где прошли парадным строем через Бранденбургские Ворота.

Разбитый "Königsberg" оставался на месте гибели до начала 1960 года, пока правительство Танзании не сдало его на разборку, которая завершилась в 1963 году.

10,5 см пушка с "Königsberg" и 10,2 см пушка "Pegasus" стоят сегодня бок о бок перед фортом Иисус в кенийском портовом городе Момбаса, где они были установлены в британский колониальный период. 2 других орудия "Königsberg" установлены в Претории (Южная Африка) и в Джиндже (Уганда).

Не смотря на то, что как "истребитель торговли" "Königsberg" так и не смог себя проявить, германский крейсер около года отвлекал непропорционально большое число британских кораблей, которые могли бы использоваться в другом месте. Всего против "Königsberg" применялись: 1 линкор, 9 крейсеров, 2 монитора и 1 вспомогательный крейсер. При полётах для воздушного наблюдения были потеряны 6 самолетов, которые оказались мало приспособлены для тропиков.

6.04.1907 - 30.09.1908 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Otto Philipp
1.10.1908 - 30.11.1909 фрегаттен-капитан Adolf Kloebe
1.12.1909 - 09.1910 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Adolf von Trotha
09.1910 - 14.06.1911 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Paul Heinrich
22.01 - 19.06.1913 фрегаттен-капитан Heinrich Retzmann
1.04.1914 - 11.07.1915 фрегаттен-капитан Max Looff

 

 

МОДЕЛИ

               

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford, 1985
3 Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903–1918, Bremen bis Cöln-Klasse. Bernard & Graefe Verlag, München 2004
4 Peter Eckart: Marineblau und Khaki. Der Heldenkampf des Kreuzers Königsberg. Stuttgart 1938.
5 Volker Lohse: Die Geschütze von SMS "Königsberg" in Ostafrika, in: Zeitschrift Fürstr Heereskunde. 1985, 319, S.78-81.
6 Reinhard Karl Lochner: Kampf im Rufuji-Delta, 1987, Wilhelm Heyne Verlag, München.
7 Max Looff: Kreuzerfahrt und Buschkampf. Mit S.M.S. "Königsberg" in Deutsch-Ostafrika. 2. erweiterte Auflage, Berlin 1929.
8 Herbert Stock: S.M.S. Königsberg. Der letzte deutsche Kreuzer auf der Ostafrikanischen Station im Weltkrieg 1914. Schicksal und philatelistische Betrachtungen. West-Berlin 1973.
9 Kapitel "Königsberg" in: John Walter: Piraten des Kaisers. Deutsche Handelszerstörer 1914-1918. Stuttgart 1994, S. 112-128.
на английском
10 Kevin Patience: Königsberg. A German East Africa raider, Bahrain 2001.
11 Richard Wenig: S.M.S. Königsberg. In Monsun und Pori, Berlin 1938.
12 Bennett, Geoffrey (2005). Naval Battles of the First World War. London: Pen & Sword Military Classics.
13 Farwell, Byron (1989). The Great War in Africa, 1914–1918. New York, NY: Norton.
14 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. (1984). Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis, MD: Naval Institute Press.
15 Halpern, Paul G. (1995). A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press.
16 Herwig, Holger (1980). "Luxury" Fleet: The Imperial German Navy 1888–1918. Amherst, NY: Humanity Books.
17 Hoyt, Edwin P. (1969). The Germans Who Never Lost. London: Frewin.
18 Miller, Charles (1974). Battle for the Bundu: The First World War in German East Africa. New York, NY: MacMillan.
19 Turner, Charles Cyril (1972). The Old Flying Days. New York, NY: Arno Press.
на русском
20 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
21 Под ред. Кузнецов Л.А. В дельте реки Руфиджи. Гангут № 25, 2000
22 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
23 Ю. В. Апальков. ВМС Германии 1914—1918 гг. Справочник по корабельному составу. "Морская Коллекция", №3, 1996. — Моделист-Конструктор.
24 Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3.
25 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 3.02.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1907-1915
Königsberg
Схема дельты и список британских кораблей,
собранных против "Königsberg".
Königsberg
"Königsberg"
Königsberg
"Königsberg"
Königsberg
"Königsberg" во время отлива.
Königsberg
Рисунок сражения "Königsberg" и "Pegasus".
Königsberg
Вид на мостик "Königsberg".
Königsberg
"Königsberg" и ГИСУ "Möwe" в Дар-Эс-Саламе.
Königsberg
"Königsberg" до войны.
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
Модель "Königsberg".
Königsberg
105 мм орудие с "Königsberg" в Претории.
Königsberg
105 мм орудие с "Königsberg" на полевом станке.
Königsberg
Захваченное британцами 105 мм орудие с "Königsberg".
Königsberg
105 мм орудие с "Königsberg" на позиции в Дельте.
Königsberg
Часть экипажа "Königsberg" на фоне затонувшего крейсера.
Königsberg
Захоронение погибших в бою моряков "Königsberg".
Königsberg
Воронка от британского снаряда вблизи затонувшего "Königsberg".
Königsberg
Разрушения на палубе "Königsberg" в районе средней трубы.
Königsberg
В каземате затонувшего "Königsberg" во время отлива.
Königsberg
На палубе затонувшего "Königsberg".
Königsberg
На палубе затонувшего "Königsberg" во время отлива.
Königsberg
Затонувший "Königsberg".
Königsberg
Затонувший "Königsberg".
Königsberg
Затонувший "Königsberg".
Königsberg
Затонувший "Königsberg".
Königsberg
Затонувший "Königsberg".
Königsberg
Затонувший "Königsberg".
Königsberg
Затонувший "Königsberg" во время прилива.
Königsberg
Затонувший "Königsberg" во время отлива.
Königsberg
Затонувший "Königsberg" во время отлива.
Königsberg
Затонувший "Königsberg" во время отлива.
Königsberg
Königsberg
План операции против "Königsberg".
Mersey
Британский монитор "Mersey".
Königsberg
Моряки с "Königsberg".

Дельта Руфиджи.
Königsberg
Sopwith авиации Королевских ВМС бомбят "Königsberg".
Somalia
Затонувшая "Somalia".
Newbridge
Затопленный брандер "Newbridge".
Newbridge
Затопленный брандер "Newbridge".
Pegasus
Британский крейсер "Pegasus".
Königsberg
"Königsberg" на реке Руфиджи во время отлива.
Königsberg
"Königsberg" на реке Руфиджи во время отлива.
Königsberg
"Königsberg" на реке Руфиджи.
Königsberg
"Königsberg" на реке Руфиджи, рисунок.
Königsberg
Рисунок сражения "Königsberg" и "Pegasus".
Königsberg
Открытка, посвящённая сражению "Königsberg" и "Pegasus".
Königsberg
"Königsberg" и транспорт "Somalia".
Königsberg
"Königsberg" в Дар-эс-Саламе.
Königsberg
"Königsberg" в Дар-эс-Саламе.
Königsberg
"Königsberg" в Дар-эс-Саламе.
Königsberg
"Königsberg" в 1914 г.
Königsberg
"Königsberg" в 1914 г.
Königsberg
Königsberg
"Königsberg" в Дар-эс-Саламе.
Königsberg
"Königsberg" в Дар-эс-Саламе.
Königsberg
"Königsberg" в Дар-эс-Саламе.
Königsberg
"Königsberg" перед войной.
Königsberg
"Königsberg" в Дар-эс-Саламе.
Königsberg
"Königsberg" перед войной.
Königsberg
"Königsberg" в Багамойо, июнь 1914.
Königsberg
Яхта "Hohenzollern" и крейсер "Königsberg", Венеция, Большой Канал, 26 марта 1911 г.
Königsberg
Яхта "Hohenzollern" и крейсер "Königsberg", Венеция, Большой Канал, 26 марта 1911 г.
Königsberg
Кайзер Вильгельм II на восмивёсельном катере проходит мимо крейсера "Königsberg", Венеция, Большой Канал, 26 марта 1911 г.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы. (надпись на фото неверная)
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Кёнигсберг (нем. Königsberg, полностью Königsberg in Preußen — Кёнигсберг в Пруссии, лат. Regiomontum, до 1255 года — Твангсте, прус. Twangste). Город в германской империи с 1773 по 1945 годы - центр провинции Восточная Пруссия. С 1945 Калининград в составе СССР/России.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
Схема бронирования "Königsberg".
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Königsberg
"Königsberg" в начале службы.
Следующая страница - германский крейсер-заградитель "Nautilus"
Следующая страница - германские малые (бронепалубные) крейсера типа "Stuttgart" ("Königsberg-mod.")
Предыдущая страница - германское малые (бронепалубные) крейсера типа "Leipzig"