Оглавление → Крейсера → Бронепалубный "Königsberg"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малый (бронепалубный) крейсер (Kleinerkreuzer)
Германия, 1907 г. 1 ед. (проект 1903-1904 гг.) * Königsberg *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Проект разработан в 1903-1904 гг. и от предшественников отличался более мощной машиной (13200 л.с. вместо 10000). Усовершенствованная энергетическая установка потребовала дорлнительного, 11-го котла и некоторого увеличения длины (ок. 4 м), скорость возросла на 1 уз. Пришлось также немного пожертвовать толщиной палубной брони (30 мм вместо 35 в плоской части). Заметными внешними отличиями стали: отказ от далеко выдающегося таранного форштевня, более просторный мостик и срезы для пушек мелкого калибра вместо "ласточкиных гнёзд". В остальном крейсер повторял предшественников. Как и предыдущий тип обладал хорошей мореходностью, очень хорошо держал курс, увальчивость была незначительной. Имел заметный снос. Маневрировал и поворачивал хорошо, но чуть хуже предшественников, при этом терял до 35% скорости. При ходе против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало. Как и предшественники, корабль имел довольно сильную бортовую (до 20°) и килевую качку. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,54 м, продольная - ок. 176 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 37,5°. Угол поворота руля был 40°. Схемы окраски: Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Отличия и изменения В 1908 на фор-стеньге был укреплён гафель для радиоантенны. Сперва крейсер имел только по одному прожектору на площадках мачт, с 1913: 2 прожектора на площадке по бокам фок-мачты и 2 прожектора площадке спереди и сзади грот-мачты.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. DG_Alpha
"Ersatz Meteor" был заказан по бюджету 1904 года для замены авизо "Meteor" (на службе 1891-1904), заложен на Императорской верфи в Киле 12 января 1905. Он был спущен наводу 12 декабря 1905 года, обербюргомистр Кенигсберга Зигфрид Кёрте крестил корабль в честь своего города, после чего начались достроечные работы. Крейсер был введён в состав Флота открытого моря для ходовых испытаний 6 апреля 1907 года. Испытания были прерваны в начале июня 1907, когда "Königsberg" было поручено сопровождать яхту кайзера Вильгельма II "Hohenzollern" во время регаты на Эльбе и Кильской недели. Затем два корабля совершили круиз по Северному морю до Нордкапа, после чего были сделаны визиты к королю Фридриху VIII, королеве Вильгельмине, и королю Эдуарду VII, наряду с очередной встречей императора с Николаем II у Свинемюнде с 3 по 6 августа 1907. После возвращения в Германию крейсер возобновил ходовые испытания, которые продолжались с 9 августа по 9 сентября. После окончания испытаний с 21 по 23 сентября 1907 "Königsberg" посетил свой одноименный город, а затем 5 ноября 1907 заменил крейсер "Medusa" в соединении разведывательных кораблей. В это время "Königsberg" вместе с большим крейсером "Scharnhorst" и посыльным судном "Sleipner" сопровождал императорскую чету в Великобританию. Корабли остановились в Портсмуте и на Темзе, где их посетила королева Нидерландов Вильгельмина. С 17 по 20 декабря 1907 года "Königsberg" доставил в Мальме адмирала принца Генриха Прусского с делегацией офицеров морского корпуса на церемонию похорон шведского короля Оскара II. Непосредственная служба корабля в составе действующего флота началась в 1908 году и представляла собой обычные учения и походы в составе разведывательных сил флота, включая осенние маневры 1908 года. В 1910 году "Königsberg" стал обладателем императорского приза по стрельбе среди легких сил флота. Год завершился крупным учебным походом сначала в Балтийское и Северное моря, а затем в Атлантику, из которого корабль вернулся в начале декабря. Зимой 1908–09 года корабль стал в сухой док для текущего технического обслуживания и вернулся на службу в начале февраля 1909 года. В феврале 1909 года I разведгруппа отправилась в самостоятельный учебный поход по Атлантике, а для следующего похода в Атлантику в июле-августе крейсера вошли в состав Флота открытого моря. На обратном пути в Германию флот остановился в Спитхеде (Великобритания), где был встречен Королевским флотом. На осенние маневрах 1909 года разведгруппа была разделена на три дивизии, крейсер принадлежал к I-й. С декабря 1909 по сентябрь 1910 года командиром "Königsberg" служил фрегаттен-капитан Адольф фон Трота. Учебный процесс 1910 года в самом начале был прерван столкновением с новым крейсером "Dresden" 16 февраля в Кильском заливе, которое нанесло значительный ущерб обоим кораблям, но ни никто из людей не пострадал. Оба корабля прошли ремонт в Киле и уже 9–13 марта отремонтированный "Königsberg" сопровождал яхту кайзера в Гельголанд, а с 8 по 27 мая - в Великобританию, на похороны короля Эдуарда VII. Во время осенних маневров флота 1910 года "Königsberg" привычно входил в состав разведгруппы и снова получил премию Кайзера за отличную артиллерийскую стрельбу. С 8 марта по 22 мая 1911 "Königsberg" сопровождал императорскую яхту в походе в Средиземное море, а затем - во время государственного визита императорской четы к новому британскому королю Георгу V. 10 июня 1911 "Königsberg" был заменён в соединении крейсером "Kolberg" и 14 июня был выведен из кампании в Данциге для модернизации (замена 37-мм револьверных пушек на десять 52-мм орудий, установка доролнительных прожекторов). С 22 января 1913 "Königsberg" снова был на службе, заменив в соединении находящийся в длительном ремонте крейсер "Mainz", с 1 по 18 апреля он входил в состав собранной для учений учебной эскадры. Эта служба продолжалась до 19 июня, когда крейсер снова был выведен в резерв в Киле.
Весной 1914 года было принято решение о направлении крейсера в восточно-африканские воды в качестве стационера для смены крейсера "Geier", переводившегося в южную часть Тихого океана. 1 апреля 1914 крейсер снова ввели в строй под командованием фрегаттен-капитана Макса Луффа. 25 апреля "Königsberg" покинул Киль, остановился в Вильгельмсхафене, и 28 апреля отправился в командировку в Африку, расчитанную на два года. Он шёл через Средиземное море и по пути посетил Альмерию (3-5 мая), Кальяри (7-8 мая) и Неаполь (9-12 мая), где встретился с флагманским кораблем эскадры Средиземного моря, "Goeben". По поручению шефа эскадры Средиземного моря с 15 по 17 мая он посетил Мерсин и 18-19 мая Александретту (сегодня Ишкендерун) в Турции. 21 мая корабль прибыл в Порт-Саид и 23 мая прошёл Суэцкий канал и с 27 по 29 мая посетил Аден. 6 июня 1914 "Königsberg" прибыл в Дар-эс-Салам, который в то время являлся административным центром германской Восточной Африки. Двумя днями Защитная группа колонии отметила свое 25-летие; заместитель командира группы подарил Луффу модель крейсера "Schwalbe", который дольше всех прослужил на этой станции. Позднее в том же году крейсер провёл гидрографические исслелования гавани Багамойо. Африканские колониальные жители находили корабль был довольно внушительным. Наибольшее впечатление произвели его три трубы, поскольку африканцы равняли число труб с военно-морской мощью, и три для них было беспрецедентное число. Крейсер приобрёл прозвище "Manowari na bomba tatu", или "Воин с тремя трубами." Командир "Königsberg" Макс Луфф тренировал свой немного разученный экипаж в прибрежных плаваниях, когда поступила информация об ухудшении политической обстановки. С получением известия о политической напряженности в Европе после убийства в Сараево престолонаследника Австро-Венгрии, он прервал гидрографические работы в Багамойо и 24 июля вернулся в Дар-эс-Салам, чтобы догрузить уголь и пополнить другие судовые запасы. Он также предпринял усилия по организации сети береговых наблюдателей для сообщения о вражеских кораблях и защиты немецкого судоходства в этом районе. 27 июля Луфф получил сообщение от Адмиралштаба, в котором сообщалось об ухудшении политической ситуации в Европе. Одновременно с этим с намерением закупорить "Königsberg" в Дар-эс-Саламе прибыли крейсеры британской Капской эскадры "Astraea", "Pegasus" и "Hyacinth". Луфф подготовил свой корабль к отплытию и покинул порт во второй половине дня 31 июля, с намерением при сообщении о начале боевых действий вести крейсерскую войну в Индийском океане. Встретив завесу перед гаванью, отвернул на юг на высокой скорости и постоянно менял курс. Три британских корабля за ним следили, но так, как они были медленнее, то вскоре отстали. Удачно оторвавшись от преследования благодаря скорости и дождливому шквалу, "Königsberg" направился на север, к Аденскому заливу. "Königsberg" прибыл в Аден 5 августа, где получил запоздалую радиограмму из Дар-эс-Салама о начале войны. На следующий день в Дар-эс-Саламе угольщик "Somalia" был снабжен углем для пополнения запаса "Königsberg" - он покинул порт незадолго до того, как 8 августа туда прибыли британские корабли.
В случае начала войны "Königsberg" имел приказ нарушить британскую торговлю у входа в Красное море. Нехватка угля препятствовала активности Луффа - британцы воспрепятствовали выходу угольщика "König" из Дар-эс-Салама и скупили весь уголь в португальской Восточной Африке. С получением радиограммы "Königsberg" приступил к крейсерской операции по нарушению судоходства противников Германии. Сперва он перехватил нейтральный японский лайнер, капитан которого был убежден, что его судно, декларация и груз были обследованы британским крейсером. На следующий день, 6 августа, в Аденском заливе недалеко от берега Омана, "Königsberg" задержал английский почтово-пассажирский пароход "City of Winchester". Абордажная команда обнаружила, что пароход вёз индийский уголь низкого качества ("бомбейская пыль") и Капитан Луфф не хотел загрязнять свои котлы этим плохим углем. С призовой командой пароход был направлен в бухту Бурума на южном побережье Аравийского полуострова, где у островов Куриа-Муриа "Königsberg", по предварительному согласованию по радио, 10 августа встретился с германскими пароходами "Zieten" и "Hansa", идущими в Суэцкий канал, где они могли быть конфискованы. Кстати, на борту первого следовал домой сменный экипаж немецкого гидрографического судна "Planet" из 98 человек во главе с командиром обер-лейтенантом Бруксом. "Königsberg" даже пришлось преследовать немецкое грузовое судно "Goldenfels", офицеры которого приняли корабль за британский крейсер, и даже сделать предупредительный выстрел по носу, чтобы заставить его остановиться. С приза "City of Winchester" сняли судовые запасы, экипаж и пассажиров перевели на "Zieten", а сам пароход на следующий день затопили - призовая команда заложила взрывчатку в котел и машинное отделение, затем главная батарея крейсера получила некоторую практику стрельбы. Этим более чем скромным успехом и завершилась для корабля его первая и фактически последняя крейсерская операция. Задуманное переоборудование "Zieten" во вспомогательный крейсер не произошло, в том числе и потому, что он не располагал достаточным запасом угля (загрузился по расписанию в Адене и имел только лишь 4-дневный запас) и мог дойти только в еще нейтральную Португальскую Восточную Африку (Мозамбик). Когда в тот же день Луфф встретил пароход "Somalia", на его корабле оставалось всего 14 тонн угля. "Somalia" под командованием корветтен-капитана Циммера покинул Дар-эс-Салам в ночь с 3 на 4 августа с грузом 1200 т угля. При встрече он передал на "Königsberg" приблизительно 850 тонн. Так как в Аденском заливе не было найдено больше ни одного судна, крейсер направился к Мадагаскару. Однако там также не удалось обнаружить ни одного британского или французского судна. Показавшись, для введения в заблуждение противника, 30 августа 1914 года у порта Майунга на северо-западе острова Мадагаскар, 23 августа "Königsberg" снова встретил "Somalia" у островов Альдабра и принял уголь на четыре дня хода. Вслед за тем предполагалось, что он примет участие в нападении германских сил на Момбасу, но близость английских крейсеров помешала ему выполнить свое намерение. Тем временем, британские военные корабли бомбардировали Дар-эс-Салам и разрушили там немецкую радиостанцию. Не обнаружив более ни одного неприятельского транспорта, командир корабля М. Луфф решил для устранения возникших неполадок механизмов на время укрыться в каком-либо незаметном и труднодоступном месте. Капитан "Somalia", хорошо осведомленный местный лоцман, предложил в качестве укрытия дельту Руфиджи. Он входил в команду гидрографического судна "Mowe", картографировал эту область колонии и нашел реку неожиданно глубокой. Промеры ее рукавов показали, что во время приливов она доступна для кораблей с осадкой крейсера "Königsberg". Луфф принял на службу капитана запаса с "Somalia" и он был назначен лоцманом на "Königsberg". 3 сентября 1914 во время прилива "Königsberg" прошёл через бар в устье Руфиджи и медленно поднялся вверх по реке. В устье реки были размещены наблюдатели и связаны с крейсером телеграфными линиями, чтобы гарантировать, что немцы не будут застигнуты врасплох ищущими их британскими кораблями. Войдя 3 сентября в рукав Кикунья, "Königsberg" бросил якорь в 10 милях выше по течению от станции Салала.
Циммер, который отправлял крейсеру уголь небольшими партиями на каботажных судах, в течение двух недель наблюдал британский двухтрубный военный корабль, патрулировавший побережье и пришел к выводу, что кораблю, скорее всего, придется заправляться углем на Занзибаре по воскресеньям, и поэтому капитан Луфф решил атаковать корабль в порту, прежде чем приступить к капитальному ремонту. Он считал это действие оправданным, поскольку Великобритания отклонила предложение Германии сохранить нейтралитет Центральной Африки согласно Акту о Конго 1885 года. Когда 18 сентября Луфф узнал от наблюдателей побережья, что крейсер противника вошел в гавань Занзибара, он предположил, что это была или "Astraea" или "Pegasus", фактически это был последний, он прибыл на Занзибар, чтобы решить проблемы с паровыми машинами. У "Königsberg", благодаря транспортам из Дар-эс-Салама, все бункеры снова были полны, и Луфф решил действовать немедленно. С рассветом 19 сентября корабль покинул дельту и направился на север к Занзибару. На рассвете следующего дня, 20 сентября "Königsberg" подошёл к гавани Занзибара и, как и ожидалось, обнаружил там стоящий на якоре "Pegasus". "Königsberg", медленно идущий южным проходом на рейд Занзибара, первыми заметили в шестом часу утра с вооруженного буксира "Helmut". Но вместо того, чтобы разобраться в увиденном, буксир направился к нему для передачи предупреждения, что пользоваться этим проходом коммерческим судам запрещено. На этот маневр с крейсера в его сторону сделали два холостых залпа, подняли германский военно-морской флаг и увеличили ход. Подойдя к крейсеру "Pegasus" на 45 кб (ок. 7000 метров), "Königsberg" открыл огонь и, пристрелявшись с третьего залпа, стал безнаказанно разносить противника на куски, так как орудия английского корабля имели дальность стрельбы не более 38,5 кб. Уже через восемь минут все орудия крейсера "Pegasus", обращенные в сторону противника, были выведены из строя. Выдержав затем пятиминутную паузу, "Königsberg" еще около 20 мин продолжал ведение огня. Позже стало известно, что члены экипажа "Pegasus" в какой-то момент подняли белый флаг, но немцы его не увидели из-за сильного задымления. Посчитав задачу выполненной, "Königsberg" развернулся и ушел в море. Поскольку механизмы английского крейсера не пострадали, его экипаж предпринял попытку выброситься на берег, но она успеха не имела, и через 45 минут после начала атаки горящий корабль перевернулся на левый борт и затонул. Неподвижный "Pegasus" получил около 200 попаданий, потерял 38 человек убитыми (из них два офицера) и 55 ранеными. Всего "Königsberg" сделал около 300 выстрелов, "Pegasus" в ответ успел сделать всего около 50 и не добился ни одного попадания. Покидая гавань, "Königsberg" обстрелял радиостанцию и сбросил бочки с песком на входе в гавань, имитируя постановку мин. При выходе из гавани крейсер потопил его тремя выстрелами встреченное ранее патрульное судно "Helmut". Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером "Pegasus"
(Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 252. С.222.)
На морском берегу английский крейсер "Pegasus" (2200 т, 97 г., 8 10-см ор.) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно "Möwe" (650 т, 06 г., 3 37-мм). Но конец "Pegasus" был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер "Königsberg" (3400 т, 05 г., 10 10,5-см ор.) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого "Königsberg" ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров.
Операция крейсера "Königsberg"
(Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 262. С. 230.)
Крейсер "Königsberg", как было уже сказано (см. § 252), вывел из строя английский крейсер "Pegasus". Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров — "Nürnberg" и "Leipzig", о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью "Pegasus", который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров.
Объявление британского Адмиралтейства
(Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. С. 136)
С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее: "С начала военных действий канонерская лодка "Pegasus" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Möwe" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Pegasus" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Königsberg". Произошел ожесточенный бой. Лишенный возможности двигаться, "Pegasus" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека. Потери "Königsberg" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу".
Затем крейсер вернулся в реку Руфиджи, чтобы можно было начать работы по капитальному ремонту машин и котлов. Так как было получено сообщение об усилении британских сил в регионе, Луфф поднялся выше по Руфиджи, к городу Ссалале. Там корабль был спрятан лучше, были применены защитные меры, включая солдат и полевые орудия, наряду с сетью наблюдателей на побережье и телеграфными линиями. Было также выставлено импровизированное минное заграждение в дельте. Длительные переходы, неустойчивые скоростные режимы и отсутствие текущего ремонта на верфи - всё это сказывалось на их состоянии. Техники приступили к ремонтным работам, которые проходили в тяжелых тропических условиях на необорудованном месте стоянки. Отдельные части механизмов приходилось ремонтировать или изготавливать заново в Дар-эс-Саламе, для чего пришлось организовать их доставку на деревянных санях через непроходимые джунгли и бездорожье на расстояние около 160 км. По окончании ремонта Луфф собирался выйти в рейд на морские трассы Южной Африки, надеясь раздобыть там достаточно угля, чтобы затем через Атлантику вернутся в Германию, но проблемы с машинами так и не удалось преодолеть, что в конце концов "поставило крест" на этом походе. Потопление "Pegasus" и угроза, которую немецкий крейсер представлял для военных транспортов из Индии, вынудила британцев усилить флотилию на восточноафриканское побережье, послав туда "Chatham" и другие современные крейсера. Под командованием капитана Сидни Р. Дрери-Лоу собрали силы, значительно превосходящие "Königsberg", которые имели задачу разыскать неуловимого немецкого налетчика. У британцев не было информации о том, что эта река была проходима для кораблей таких размеров, поэтому они довольно долго на могли найти "Königsberg". На след находящегося в розыске крейсера британцев навела элементарная халатность. При обыске немецкого торгового судна "Präsident", задержанного крейсером "Chatham" 19 октября 1914 года в устье реки Линди, были обнаружены квитанции о доставке лихтерами 15 сентября угля в дельту Руфиджи для крейсера "Königsberg", а также карты, указывающие на доступность этой реки кораблям с его осадкой. Высадившийся 30 октября десант майора Дж. Преториуса с крейсера "Dartmouth" смог обнаружить мачты "Königsberg" в мангровом лесу дельты и установил место стоянки "Königsberg" и "Somalia". Немцы упустили момент укоротить мачты соответствующим образом. Ровно через один день прибыли последние запасные части и "Königsberg" снова был полностью готов к службе. Обнаружение крейсера "Königsberg"
(Морской сборник. 1914. № 12. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны, § 464. С. 210)
"Königsberg" был обнаружен британским крейсером "Chatham" (5500 т, 1911 г., 25,5 уз, 8 15-см и 4 4,7-см ор.) еще 30 октября в реке на о-ве Мафия у берегов германской Восточной Африки. Этот крейсер, расстрелявший 20 сентября английский крейсер "Pegasus" (см. § 252), вероятно, или получил в этом бою серьезное повреждение, или не мог достать угля. По этой или иной причине — если верно первое предположение, то это служит еще раз показателем невыгоды для преследователя торговли вступать в бой, хотя бы и с более слабым противником — но "Königsberg", очевидно, больше своей деятельности продолжать не мог, а потому, разгрузившись, забрался вверх по реке на 6 миль и там был поставлен на неглубокой воде, а экипаж его окопался на берегу. Вследствие этого "Chatham" мог обстрелять его только с очень большой дистанции, причем из-за густых пальмовых зарослей не мог установить результатов своего обстрела. Но чтобы воспрепятствовать все-таки возможному выходу германского крейсера из реки, англичане затопили в ней угольные суда таким образом, что "Königsberg" оказался надежно запертым.
Теперь корабли Королевских ВМФ (к "Chatham" присоединялись ещё 2 крейсера типа "Town") в любом отношении превосходили "Königsberg". "Chatham", "Dartmouth" и "Weymouth" блокировали дельту Руфиджи, чтобы гарантировать, что "Königsberg" не сможет уйти. 3 ноября 1914 британские крейсеры начали обстреливать "Königsberg" и "Somalia". "Chatham" стрелял на очень большую дистанцию не видя "Königsberg" непосредственно, который удалился дальше в дельту. Залпы накрыли стоящий ближе к морю "Somalia", подожгли его груз угля и пароход полностью выгорел. Этот обстрел был произведен 3 ноября 1914 года. Сам же "Königsberg" поднялся выше по реке на несколько километров, 5 ноября бросив якорь в рукаве Симба-Уранга. Первую попытку заблокировать "Königsberg" англичане предприняли 10 ноября, когда в рукаве Симба-Уранга они затопили пароход "Newbridge", несмотря на сильный немецкий огонь с обеих сторон реки. Немецкий крейсер всё ещё мог выйти в море через другие каналы, и англичане установили в некоторых из них фиктивные мины, но их считали сомнительным средством устрашения. В ходе кампании британцы усилили блокирующую эскадру дополнительными крейсерами, включая "Pyramus" и австралийский "Pioneer". 19 ноября для разведки позиции крейсера впервые применялся самолет. Гражданский пилот, Денис Катлер из Дурбана, Южная Африка, был призван в морскую пехоту и передал свой частный гидроплан Curtiss флоту Британской империи. Первый гидроплан для разведывательных полетов был доставлен к месту операции вспомогательным крейсером "Kanfauns Castle" 6 ноября 1914 года. Лейтенант Катлер и механик, которого он нанял на судне, транспортирующем самолет, 15 ноября 1914 прибыли к капитану крейсера "Chatham". 19 ноября Катлер вылетел в первую разведку, но не имея компаса, заблудился и был вынужден сесть у необитаемого острова. Во время второго полета он успешно обнаружил "Königsberg", а третий полет с наблюдателем Королевского флота подтвердил его наблюдения. В результате обстрела с земли во время полета был поврежден радиатор самолета, и полёты были остановлены до тех пор, пока из Момбасы не доставили запасные части. Всего до конца операции было задействовано 10 машин, из которых 6 были потеряны. Остальные прибыли к концу апреля 1915 года. Два Sopwith авиации Королевских ВМС прибыли с намерением разведать и даже бомбить "Königsberg", но скоро развалились в тропических условиях. Три гидроплана Short показали себя немного лучше, сумев даже сделать фотографии крейсера прежде, чем были выведены из строя плавящей клей тропической жарой и немецким огнем. Для их обстрела немецкие моряки временно приспособили два орудия. Также в ноябре британцы пытались использовать 12-дюймовые (305-миллиметровые) орудия старого линкора "Goliath", чтобы потопить крейсер. Попытка была неудачна потому что мелководье не позволяло линкору подойти на расстояние дальности стрельбы его орудий. В декабре подполковник Пауль фон Леттов-Форбек запросил как можно больше членов экипажа "Königsberg" для сухопутной военной кампании. На корабле остались 220 человек чтобы держать корабль в боеготовности. Этого, однако, было недостаточно, чтобы позволить кораблю выйти в море. Луфф решил переместить свой корабль настолько далеко вверх по реке, насколько возможно. В итоге крейсер 18 декабря еще раз поднялся выше между рукавами Комбони и Бумба. 23 декабря британцы использовали пару мелкосидящих судов, чтобы подняться вверх по дельте. Они достигли обломков "Somalia", но немецкий огонь вынудил их отступить. Проявляли активность и немецкие моряки. Так, 6 февраля 1915 года они принудили к сдаче бывший германский пароход "Adjutant", захваченный 9 октября прошлого года английским крейсером "Dartmouth", который, выполняя разведывательный поход в устье Симба-Уранга 2 февраля, сел на мель, попав под огонь одного из береговых постов отделения "Дельта". Более того, в ночь с 4 на 5 июня они даже пытались атаковать английские корабли, расположившиеся на якорной стоянке у острова Мафия. Но операция сорвалась, так как посланный для ее выполнения небольшой пароход "Wami", вооруженный торпедным аппаратом с крейсера "Königsberg", сел на мель. Тем временем, условия на "Königsberg" ухудшались. Ощущалась нехватка угля, боеприпасов, еды и медикаментов. Хотя не страдающая от британцев, команда была ослаблена малярией и другими тропическими болезнями. Совершенно оторванные от внешнего мира, моряки упали духом. Однако, ситуация была незначительно улучшена шансом получить необходимое снабжение и прорваться домой. Захваченное немцами британское торговое судно "Rubens", было переименовано в "Kronborg". Ему дали датский флаг, бумаги, и команду немецких моряков, отобранных по способности говорить на датском языке, оно было наполнено углем, полевым оружием, боеприпасами, пресной водой, и т.п. и послано к "Königsberg". После успешного прибытия в воды Восточной Африки судно было перехвачено патрульным крейсером "Hyacinth", который настиг его в заливе Манца. Пойманное в ловушку судно было в конечном итоге затоплено у берега, сожжено, и позже разобрано. Удивительно, но большую часть груза спасли и доставили к "Königsberg", частично по железной дороге, остальное на спинах африканских слуг.
Наконец, в апреле 1915, британское Адмиралтейство согласилось на план, представленный Дрери-Лоу в ноябре, который предполагал нападение на немецкий крейсер с помощью мелкосидящих мониторов, способных подняться по реке Руфиджи. Британский морской флот решил перевести из Средиземного моря в Восточную Африку 2 первоначально построенных для Амазонки монитора "Mersey" и "Severn", вооружённых парой 152-мм орудий каждый. 28 апреля оба монитора с 4 буксирами, плавбазой "Trent" и угольщиком вышли с Мальты, 15 мая они были в Адене и 3 июня прибыли к острову Мафия перед устьем Руфиджи, на котором располагались теперь и самолеты-разведчики. На мониторах установили защитные бортовые сооружения против обстрела пехоты. Тем временем, 15 апреля 1915 года "Königsberg" был переведён в третий раз, еще дальше вверх по реке, в верхнее течение Кикуньи. 6 июля 1915 два монитора пересекли внешний наносной остров и, несмотря на сильный огонь с немецких позиций на речных берегах, двинулись вверх по реке. В этой операции также участвовал буксир (на крайний случай), 3 маленьких китобойных судна в качестве тральщиков и крейсер "Weymouth" для внешней поддержки. Мониторы остановились, как предполагалось, в 9 100 м от "Königsberg", в радиусе досягаемости их орудий, но дальше чем могли достать немецкие пушки меньшего калибра. Самолеты использовались для корректировки огня. Однако навигационные карты оказались некорректными и после открытия огня выяснилось что мониторы также оказались в пределах огня орудий "Königsberg". Стрельба немецкого корабля корректировалась со специального поста, возведенного на суше. На пристрелку мониторам потребовалось 45 мин, однако дальнейшая стрельба не принесла ощутимых результатов и около 15:00 они отошли к острову Мафия для отдыха экипажей, устранения полученных повреждений и подкрепления корпусов, сильно расшатавшихся при стрельбе на больших углах возвышения. Из 635 выстрелов, произведенных мониторами, только 78 корректировались с аэроплана; попаданий же зафиксировали только шесть. По немецким данным "Königsberg" получил четыре попадания, не сказавшиеся на его боеспособности, а потери среди экипажа были незначительными. "Mersey" получил два попадания; первым (в 7 ч 40 мин) было выведено из строя носовое орудие и его прислуга, вторым (через несколько минут) сделана пробоина у самой ватерлинии. Через три часа после начала обстрела "Königsberg" вынудил оба британских монитора уйти. Кроме мониторов, с целью отвлечения внимания противника, огонь по его укреплениям в устье Симба-Уранга вели крейсеры "Pioneer" и "Hyacinth". Мониторы вернулись 11 июля, исправив повреждения, полученные в первой попытке, причем на этот раз "Severn" поднялся на 1 милю дальше вверх по течению. Два монитора провели пятичасовую бомбардировку. "Königsberg" открыл огонь в 12:12, первоначально из четырех орудий. Мониторы ответили в 12:31, как только закрепились на своих позициях. Оценку картины попаданий в "Königsberg" упрощали разные позиции наблюдателей, мониторы стреляли попеременно, чтобы облегчать задачу самолетам. "Severn" на более короткой дистанции достиг больших результатов. Развязка наступила на восьмом залпе монитора "Severn", когда с аэроплана сообщили о попадании в "Königsberg". Далее они следовали один за другим, и к 12 ч привели к пожарам в кормовой оконечности и значительным жертвам среди личного состава (19 убитых, 21 тяжело и 24 легко раненых). После 12:42 на "Königsberg" в бою остались только три орудия, после 12:44 два, а после 12:53 - только одно. Одним из последних выстрелов шрапнелью был сбит британский самолет-корректировщик, упавший в реку. К 13:40 на "Königsberg" закончились боеприпасы, крейсер весь горел. Капитан Луфф, раненный наряду со многими из его команды, приказал затопить погреба. Две боеголовки торпед были снабжены плавкими предохранителями, чтобы подорвать днище в носовой части. По приказанию командира экипаж "Königsberg", предварительно сняв орудийные замки и забрав всех раненых, сошел на берег. Последним покинул корабль тяжело раненный фрегаттен-капитан М. Луфф. Под продолжающимся британским огнём, под приветствия команды своему кораблю, Кайзеру и Родине, вскоре после 14:00 заряды взорвались. После подрыва боевых отделений торпед в носовой части ниже ватерлинии, "Königsberg" с развевающимися флагом, гюйсом и вымпелом накренился на правый борт и погрузился в воду до верхней палубы. При отливе палуба затонувшего крейсера выше ватерлинии была над водой.
Около 16 ч мониторы покинули реку, а в 17:45 возвратившиеся к месту гибели корабля немецкие моряки сняли флаги, вымпел и приступили к спасению годного к использованию имущества, прежде всего орудий. На следующий день были похоронены 33 погибших в бою немецких моряка. Около могил была помещена мемориальная доска, с надписью "Beim Untergang S.M.S. Königsberg am 11.7.15 gefallen..." ("павшим во время гибели SMS Königsberg 11 июля 1915..." ) сопровождаемый списком мертвых. Вооружение и все другое полезное оборудование и материал были извлечены из обломков к 18 сентября 1915 года и, вместе с 188 оставшимися членами команды, продолжали служить в восточноафриканской кампании под началом подполковника Поля Эмиля фон Леттова-Форбека. Все десять 10,5 см орудий "Königsberg" в течение следующих двух месяцев были отремонтированы в Дар-эс-Саламе. Эти пушки играли важную роль в остальной период войны, как самая тяжелая полевая артиллерия театра, используемая также в укреплениях гавани, и одно даже было повторно установлено на корабле: на переоборудованном пароме "Götzen", немецком "крупном боевом корабле" внутреннего флота озера Танганьика. Выжившие моряки, организованные в Кенигсбергское Отделение (Königsberg-Abteilung), в конечном счете сдались 26 ноября 1917 и были интернированы в британском Египте. 1 марта 1919 года оставшиеся в живых 31 матрос и бывший командир крейсера М. Луфф возвратились в Берлин, где прошли парадным строем через Бранденбургские Ворота. В 1924 году Джону Инглу, бывшему командиру "Pegasus", было поручено расчистить гавань Дар-эс-Салама от затонувших кораблей. В то время он также купил за 200 фунтов стерлингов права на подъём "Königsberg" и послал водолазов извлечь с места крушения цветной металлолом, после чего продал права. Работы по разборке крейсера продолжались до 1930-х годов, а к 1940-м годам корпус перевернулся на правый борт. Остатки "Königsberg" оставались на месте гибели до начала 1960 года, когда правительство Танзании снова заказало их дальнейшую разборку. Работы неспеша продолжались еще в 1965 году, но в 1966 году обломки обрушились и окончательно погрузились в ил на дне реки. Сохранились три корабельных 10,5-см орудия с "Königsberg". Одно из них вместе со 10,2-см пушкой "Pegasus" стоят сегодня бок о бок перед фортом Иисус в кенийском портовом городе Момбаса, где они были установлены в британский колониальный период. 2 других орудия "Königsberg" установлены в Претории (Южная Африка) и в Джиндже (Уганда). Не смотря на то, что как "истребитель торговли" "Königsberg" так и не смог себя проявить, германский крейсер около года отвлекал непропорционально большое число британских кораблей, которые могли бы использоваться в другом месте. Всего против "Königsberg" применялись: 1 линкор, 9 крейсеров, 2 монитора и 1 вспомогательный крейсер. При полётах для воздушного наблюдения были потеряны 6 самолетов, которые оказались мало приспособлены для тропиков.
|