Оглавление → Крейсера → Шлюпы типа "Albatross"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
канонерские лодки-шлюпы, с 1884 крейсера IV класса (Kanonenboote / Kreuzer IV. Cl.) типа
Германия, 1872-1873 г. 2 ед. * Albatross * Nautilus *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Решение о строительстве двух больших канонерских лодок было принято в 1869 году. "Ersatz Crokodill" был спроектирован, как увеличенный вариант канонерок типа "Camaleon" , специально для колониальной и станционной службы. Первый военный корабль немецкого военно-морского флота, который был разработан специально для использования за рубежом, а именно для использования против пиратов в Южно-Китайском море, для чего осадка была значительно меньше, чем у крейсеров, чтобы можно было преследовать мелкосидящие пиратскими джонки в устьях больших китайских рек. Второй корабль сперва задумывался, как колёсное авизо, но позже его решили строить однотипным с первым. По вступлении в строй оба числились канонерскими лодками I класса. По британской классификации относились к шлюпам, поэтому, а также для поднятия ранга командира, учитывая ответственность колониальных задач, в 1884 г. были официально перечислены в крейсера IV класса. Имели очень хорошую мореходность, но сильно теряли скорость на волнении, маневрировали посредственно, но хорошо держали курс. Неплохо ходили под парусами. Схемы окраски: Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании. Изменения:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Сперва корабли несли паруса барка, но позже рангоут был сокращён до трехмачтовой шхуны (по видимому, на "Nautilus" значительно раньше). В 1888-1890 оба корабля были перестроены в гидрографические суда. Вооружение было демонтировано, рангоут сокращён до трехмачтовой шхуны.
"Albatross" (бюджетное наименование "Ersatz Crokodill") заложен верфью "Königliche Werft" (с 1871 "Kaiserliche Werft") в Данциге в 1869, спущен 11 марта 1871, введен в состав ВМС Германии 3 декабря 1871. Хотя корабль строился для восточной Азии (Китая), из-за политических волнений в Вест-Индии было решено отправить его туда, поскольку малая осадка в Карибском бассейне также считалась полезной. После испытаний и доделок, в сентябре 1872 "Albatross" (корветтен-капитан Альфред Штенцель) вместе с бронированным фрегатом Friedrich Karl под общим командованием капитана-цур-зее Рейнхольда фон Вернера решили отправить в трехлетнее кругосветное плавание с остановкой в Карибском море, где их должны были встретили корветы Vineta и Gazelle. 12 октября 1872 отряд вышел из Киля. После визитов в Венесуэлу, Колумбию и Гаити, 10 марта 1873 года в Гаване все корабли, кроме канонерки, были отозваны в Испанию из-за вспыхнувшей там третьей войне Карлистов. Кругосветное путешествие было отменено, а "Albatross" начал свою службу в качестве станционера в Вест-Индии. Деятельность станции началась 13 марта 1873 года, когда начальник эскадры Вернер произнес в Гаване прощальную речь и исключил канонерку из эскадры. "Albatross" первоначально не получил от Адмиралтейства никаких инструкций и оставался в Гаване, где встретил прибывшие английскую и испанскую Вест-Индийские эскадры и провёл стрельбы у крепости Ла-Кабанья. Наконец Штенцель узнал, что почта для канонерки была перенаправлена из Нью-Йорка в Сент-Томас, поэтому он был вынужден посетить остров, который в то время был датской колонией. В Сент-Томасе Штенцель получил приказ идти в Доминиканскую Республику из-за начавшайся там революции против президента Буэнавентура Баеса. 13 мая 1873 года "Albatross" прибыл в Пуэрто-Плата. Порт считался важным пунктом экспорта и использовался почти исключительно немецкими торговыми судами для экспорта табака. Конкретной угрозы для иностранцев в Пуэрто-Плате и в соседнем Монте-Кристи Штенцелю найти не удалось, и поэтому корабль отплыл обратно через Пуэрто-Плата в Сент-Томас, куда прибыл 30 мая 1873 года и получил ещё письма, которым было уже до 5 месяцев и шли они частично через Рио-де-Жанейро. С июня по октябрь 1873 года "Albatross" находился у восточного побережья Южной Америки. 24-25 сентября 1873 г. канонерская лодка находилась в Буэнос-Айресе, где Штенцель посетил министра президента Рудольфа Фридриха Ле Местра. На обратном пути канонерка зашла в Монтевидео и 3 октября посетила бразильский остров Святой Катарины. На следующий день Штенцель отправился на пароходе в Дестерро (ныне Флорианополис), где его приняли немецкие жители. 6 октября канонерская лодка прибыла Итахай (Itajaí) в устье одноимённой реки, которая оказалась судоходной, и Штенцель на куттере поднялся на 45 морских миль и посетил Внутренний Блюменау. После недолгого пребывания в преимущественно немецком поселении Донна Франциска, 10 октября 1873 года катер отправился в Рио-де-Жанейро. После нескольких недель обратного пути и непродолжительного пребывания в Сент-Томасе 13 декабря 1873 года он вернулся к "Albatross", который снова направился в Пуэрто-Плата, где еще продолжалась революция. Во время краткого визита и захода в Санто-Доминго Штенцель снова не обнаружил угрозы немецким интересам и отплыл на Кубу. После непродолжительной остановки в Сантьяго-де-Куба, где Штенцель хотел показать флаг из-за дела "Вирджинии", канонерка вернулась в Гавану. В январе 1874 "Albatross" посетил Порт-о-Пренс и Кап-Аитьен, прежде чем его сменил корвет Augusta. В апреле 1874 года канонерка вернулась в Киль. 6 июля 1874 "Albatross" был включен в состав учебной эскадры и с ней приступил к учениям в Балтийском море, но вскоре был выведен для участия в новой экспедиции - чтобы снова вмешаться в процесс 3-й войны с Карлистами на баскском побережье Атлантики, так, как 30 июня там был убит немецкий репортер. 8 августа "Albatross" и "Nautilus" покинули Киль, 24-го прибыли в Сантандер и затем направились к французской границе, чтобы вместе с лояльными правительству испанскими подразделениями и британской канонеркой "Fly" остановить поставки оттуда оружия. 5 сентября 1874 корабли были обстреляны с позиций повстанцев у Гуэтарии. Оба немецких корабля открыли ответный огонь, после чего противник замолчал. В октябре погода ухудшилась и канонерские лодки застряли в Сантандере. В это время министерство иностранных дел приняло решение до середины декабря отозвать канонерские лодки, которые уже долгое время служили без ремонта, и 19 декабря "Albatross" отправился домой. Но на этом его участие в конфликте не закончилось - стало известно, что 12 декабря 1874 повстанцы на северном испанском побережье обстреляли немецкий торговый парусник "Gustav", вынудили экипаж покинуть корабль и разграбили его. Правительство Германии отреагировало планом по созданию сильных военно-морских сил в регионе, вспомнив и о канонерках. Идущему домой "Albatross" было приказано повернуть обратно, но приказ он получил только 5 января 1875 г. в Девонпорте, где задержался из-за необходимого ремонта корпуса и двигателя и лишь 31 января смог прибыть в Сантандер, где присоединился к прибывшим на два дня раньше канонерке "Nautilus" и вызванному с Вест-Индии корвету "Augusta". Демарш имел успех - Испания выплатила адекватную компенсацию за немецкий бриг и его груз, и 28 апреля 1875 года кризис был официально завершен торжественным обменом приветствиями с тремя немецкими кораблями, после чего "Augusta" и "Albatross" ушли в Эль-Ферроль на 14 дней. Затем "Augusta" ушла к восточному побережью США, а "Albatross" смог вернуться в Германию. С лета 1875 до лета 1877 корабль находился в резерве, за это время пройдя кааитальный ремонт. В августе 1877 "Albatross" ввели в строй и затем он отправился в Восточную Азию, в марте 1877 достиг Шанхая. В ноябре корабль ходил на Гавайи и посетил тамошнего короля. Во время визита на Гавайи его направили на Самоа в связи с тяжёлым положением компании Годфроя и 15 января 1878 он прибыл в Апиа. Здесь 24 января был заключён торговый договор и договор о дружбе. В ноябре и декабре 1878 "Albatross" присутствовал на всемирной выставке в Сиднее и принимал участие в регате. В ноябре 1879 года его сменил "Nautilus", в мае 1880 корабль вернулся в Киль и был отправлен на капитальный ремонт. В следующий раз "Albatross" ввели в кампанию в апреле 1882 и он отправился в Южную Америку, посетив там различные портовые города. Из-за беспорядков на Самоа в 1884 канонерская лодка снова была послана в Апиа, чтобы защитить там немецких жителей, в это время она была переклассифицирована в крейсер IV класса. В сентябре и октябре 1885 года крейсер провёл много визитов "показа флага" на Каролинских островах, но после арбитража Каролингов острова осталась за Испанией. В конце 1887 корабль отправился домой, зайдя на ремонт в Куктаун (Австралия) из-за проблем с двигателем. Пока он там стоял, прибыл Adler и передал пленного вождя самоанцев Лаупепа, которого "Albatross" доставил в Камерун. 3 апреля 1888 корабль достиг Вильгельмсхафена. С конца 1888 "Albatross" применялся как гидрографическое судно, вводясь в строй только на летний период: с апреля по 17 октября 1888, со 2 апреля по 1 октября 1889, с 1 апреля по 30 сентября 1890, с 1 апреля по 30 сентября 1891, с 1 апреля по 30 сентября 1892, с 3 апреля по 30 сентября 1893, с 3 апреля по 30 сентября 1894, с 1 мая по 3 октября 1895, с 1 апреля по 30 сентября 1896, с 1 апреля по 30 сентября 1897 и с 1 апреля по 30 сентября 1898 г. 9 января 1899 корабль был исключен, продан и использовался как морская баржа, позднее как угольная баржа. В марте 1906 во время шторма она села на мель и затонула в результате образования трещины в корпусе.
"Nautilus" (бюджетное наименование "Aviso A"), заложен верфью "Königliche Werft" (с 1871 "Kaiserliche Werft") в Данциге в 1870, спущен 31 августа 1871, испытания начались 15 ноября 1872 года и были завершены 12 декабря. Первый ввод в строй состоялся 4 июня 1873 года, когда канонерку включили в состав учебной эскадры. С 8 июля по 15 августа "Nautilus" совершил свой первый зарубежный поход с эскадрой, состоящей из корветов Hertha, Vineta, Arcona и Ariadne, представляя Германию на коронации короля Швеции и Норвегии Оскара II в Тронхейме и Кристиании (Осло). 6 августа в Кристианию на яхте Grille прибыл также наследный принц Фридрих Вильгельм. После завершения последовавших за этим учений эскадры канонерку вывели из кампании. Следующий ввод в строй состоялся 17 марта 1874 года в качестве учебного судна для машинного персонала. В середине мая 1874 с канонеркой "Salamander" он оказывал помощь севшему на мель у Лангеланна корвету "Nymphe". В середине августа лодкам "Nautilus" и "Albatross" было поручено отправиться на побережье Страны Басков из-за беспорядков, разразившихся в Испании, чтобы предотвратить дальнейшие нападения на проживающих там немцев, так, как 30 июня там был убит немецкий репортер. 8 августа лодки покинули Киль, 24-го прибыли в Сантандер и затем направились к французской границе, чтобы вместе с лояльными правительству испанскими подразделениями и британской канонеркой "Fly" остановить поставки оттуда оружия. 5 сентября 1874 корабли были обстреляны с позиций повстанцев у Гуэтарии. Оба немецких корабля открыли ответный огонь, после чего противник замолчал. В октябре канонерские лодки из-за очень плохой погоды искали убежище в Сантандере, которое этот порт вряд ли мог предложить. 12 декабря моряки "Nautilus" спасли большую часть экипажа севшего на мель у входа в гавань итальянского барка. В это время министерство иностранных дел приняло решение отозвать канонерские лодки, так, как их разумное использование в сложившихся погодных условиях было не возможно, и 19 декабря "Albatross" отправился домой на ремонт, а 20 декабря "Nautilus" ушёл к Ла-Плата, получив от собрата лишнее снаряжение и передав на него несколько больных членов экипажа. Но на этом его участие в конфликте не закончилось - стало известно, что 12 декабря 1874 повстанцы на северном испанском побережье обстреляли немецкий торговый парусник "Gustav", вынудили экипаж покинуть корабль и разграбили его. Правительство Германии отреагировало планом по созданию сильных военно-морских сил в регионе, вспомнив и о канонерках и им было приказано повернуть обратно. "Nautilus" получил эту новость 1 января в Фуншале и 6-го числа вернулся в Виго, откуда в одиночку отправился в Гетарию. 31 января 1875 года он перешёл в Сантандер, где его уже два дня ждали вызванный из Вест-Индии корвет "Augusta" и вернувшаяся из Девонпорта канонерка "Albatross". Командир "Nautilus", корветен-капитан Отто Цембш, провел первоначальные переговоры с испанскими группами. В ходе продолжительных переговоров удалось получить адекватную компенсацию за бриг и его груз. Испанское правительство заплатило 20 000 долларов, потому что не хотело военного вмешательства германских сил. Формально дело было прекращено 28 апреля 1875 года торжественным обменом приветствиями с тремя немецкими кораблями, после чего "Augusta" и "Albatross" ушли в Эль-Ферроль, а "Nautilus" перешёл в Гибралтар, где ждал дальних приказов. Затем он ремонтировался в Кадисе и посетил несколько марокканских портов. В середине октября 1875 года лодка вернулась в Сантандер, чтобы посмотреть финальную битву повстанцев в Стране Басков и, возможно, вмешаться в случае нападения на на немцев. Командира в Сантандере заменил корветтен-капитан Заттиг. После подавления восстания "Nautilus" отправился домой и 3 марта 1876 года вернулся в Киль, где его решили отправить в Восточную Азию и установили дополнительно две 4-х сантиметровые "противраэростатные" пушки. Уже 5 апреля 1876 года "Nautilus" отправился в новый поход под командой Виктора Валуа. 19 апреля он прибыл в Порт-Саид, где получил приказ из-за угрозы войны на Балканах (в Салониках были убиты немецкий и французский консулы) отправиться в Константинополь на усиление станции, где тогда стояла канонерская лодка "Meteor". От этой задачи "Nautilus" был освобожден в конце июля, когда в Эгейское море прибыла немецкая эскадра, а в Константинополь - канонерская лодка "Comet". 25 июля "Nautilus" продолжил путь и 11 сентября достиг Сингапура. В последующие месяцы он подчинялся командиру станции графу фон Монтсу на корвете "Vineta". В связи с поиском подходящей базы канонерская лодка проводила гидрографические исследования на китайском побережье и прибрежных островах. В середине апреля 1877 года корабль отправился на ремонт в Нагасаки и только 24 сентября смог покинуть верфь. Всего через восемь дней, 2 октября 1877 во время сильного тайфуна "Nautilus" столкнулся с британским пароходом у Иокогамы, получил значительные повреждения и снова стал на ремонт. 18 января 1878 года в Сватау (Шаньтоу) корабль получил приказ возвращаться домой. Когда 16 марта канонерская лодка достигла Порт-Саида, её направили к палестинскому побережью, чтобы поддержать там христиан. Только в июле стало возможно продолжение пути домой, и в августе корабль достиг Киля, где 7 сентября 1878 года он был выведен из компании для капитального ремонта на Императорской верфи в Киле. В ходе ремонта не оправдавшие себя 4-см "противоаэростатные" пушки были заменены двумя 37-мм револьверными скорострелками. Кроме того, корабль получил новые котлы. Уже 20 мая 1879 года "Nautilus" вернулся в строй и 17 июня отправился в Австралию, что бы сменить там "Albatross". В Суэцком канале командир Йешке перенес тепловой удар и умер, канонерская лодка продолжала путь под командованием первого офицера, а с 5 по 16 сентября ожидала прибытия нового командира. После прибытия Германа Хюдена поход продолжился и 3 ноября корабль достиг Сиднея, куда уже прибыл "Albatross". Экипажи двух канонерских лодок участвовали в подготовке немецкой экспозиции всемирной выставки в в Мельбурне. 15 ноября "Nautilus" смог продолжить свой путь и 11 декабря 1879 года прибыл в Апиа на Самоа и остался там на год как стационер. По пути с визитом в Новую Зеландию в мае 1880 года, корабль посетил островное королевство Тонга, где пытался добиться лучших условий для немецких купцов, затем более трех недель находился в Окленде в Новой Зеландии. За это время там скончался при посещении наследный принц островов Тонга и в конце мая 1880 года "Nautilus" доставил его тело на родину, что резко улучшило отношения и торговые возможности для немцев. 24 июня 1880 года в Апиа прибыла канонерская лодка Hyäne, и "Nautilus" смог с середины августа отлучиться в Австралию, где он посетил Брисбен, Сидней и Мельбурн и участвовал в заключительной работе над выставочным разделом Германии на Всемирной выставке в Мельбурне. На открытии экипаж разместил почетный караул, а десантный корпус принял участие в параде в день рождения британского наследного принца Эдуарда. В декабре корабль вернулся в Апиа, где 25 марта 1881 года получил приказ на возвращение домой и 30-го оставил главный порт Самоа. В сопровождении канонерки Möwe и учебного корвета Hertha он в последний раз представлял Германию на Всемирной выставке в Мельбурне, а 1 мая вышел из Брисбена и 15 сентября 1881 г. достиг Киля, где 26 сентября был выведен из компании и отправлен на капитальный ремонт. После капитального ремонта 2 октября 1883 года "Nautilus" снова ввели в строй для службы в Южных морях. После прохода Мадейры командир, корветтен-капитан Ашенборн, заболел тифом и передал командование старшему офицеру. В Порто-Гранде на Сан-Висенте (Кабо-Верде) его не могли лечить, поэтому корабль направился далее в Кейптаун. Ашенборн выздоровел в море и 30 декабря в Кейптауне снова вступил в командование кораблём. С 24 по 26 января 1884 года "Nautilus" с вице-адмиралом Ашенхорном (Aschenhorn) посетил Ангра Пекена (позднее бухта Людеритца) и 4 февраля вернулся в Кейптаун. Доклад в министерство иностранных дел о состоянии экономической активности в регионе значительно способствовал созданию колонии в юго-западной Африке. 5 февраля командир получил приказ об изменении цели похода на Восточную Азию для усиления там военно-морских сил во время франко-китайской войны. В это время канонерка была переклассифицирована в крейсер IV класса. 6 апреля 1884 г. в Гонконге он присоединился к Восточноазиатской крейсерской эскадре. До середины июля корабль использовался в Кантоне (Гуанчжоу), где он заменил канонерскую лодку "Wolf", а затем перебрался в Шанхай, где находился большой международный флот, в том числе немецкий флагман "Stosch" (капитан-цур-зее Пашен), крейсер-фрегат "Prinz Adalbert" и австро-венгерская канонерская лодка "Альбатрос" в оперативном подчинении немецкого флагмана. В середине августа "Nautilus" перешёл в Тяньцзинь, в распоряжение немецкого представительства в Пекине. Крейсер оставался там до конца марта 1885 года, при этом на зиму рангоут был снят, а корпус снабжен защитной крышей. В начале апреля крейсер вернулся в Шанхай, а в конце месяца направился в Корею, где после убийства наследного принца вспыхнули беспорядки. Там он встретил канонерку "Iltis". В начале июля они выполнили большую гидрографическую работу у берегов Кореи. Затем "Nautilus" посетил Гонконг и через Чемульпо ушёл в Нагасаки. Прибыв в Нагасаки 1 сентября 1885 года, командир получил приказ идти в южные моря. 13 сентября он покинул Иокогаму, в море был открыт секретный пакет, который поручил командиру, корветтен-капитану Рётгеру, идти на Джалуит, где была немецкая угольная станция, оттуда на Маршалловы острова и прилегающие к ним острова Браун и Провиденс архипелага Ралик, что-бы взять их под немецкую эгиду. Торжественная церемония подъёма немецкого флага состоялась 15 октября 1885 года на Джалуите. Маршалловы и смежные острова Браун и Провиденс были объявлены немецким протекторатом. Крейсер искал также другие острова, где можно было поднять немецкий флаг. На атолле Эбон командир наложил штраф на американскую миссионерскую компанию, которая мешала немецким торговцам. С 7 по 28 ноября крейсер вернулся из Джалуита в Иокогаму. С 23 декабря 1885 по 10 марта 1886 года на верфи в Шанхае были обновлены верхняя палуба и платформы. Позже крейсер совершал рейсы между портами Китая, Кореи и Японии. В начале мая 1886 у Маршалловых островов он встретился с крейсерской эскадрой, которая на тот момент состояла из флагмана "Bismarck" и корвета "Olga", с затем вернулся в Гонконг с канонеркой "Wolf", ждал ушедшие в поход по островам корветы до 23 июля, а в августе к ним также присоединился корвет "Carola". "Nautilus" в конце августа перешёл в Чифу. Вместе с эскадрой он отправился на рейд Таку для дружеской встречи с ВМС Китая и моряки обменялись там посещениями с построенным в Германии броненосным корветом "Ting Yuen". Как и другие корабли эскадры, "Nautilus" имел на борту 32 случая сыпного тифа и отправился для лечения больных в Нагасаки. В ноябре 1886 года крейсерская эскадра, кроме "Nautilus" отправилась в Восточную Африку, чтобы на основе договора, заключенного с Великобританией, выполнить захват материковой прибрежной полосы напротив Занзибара. Таким образом, командир "Nautilus" на долгое время стал старшим немецким военно-морским офицером в Восточной Азии. 12 мая в Нагасаки крейсер получил приказ также отправиться в Восточную Африку, что-бы сменить там канонерку Hyäne. Крейсерская эскадра к тому времени уже покинула берега Африки и через Австралию и Южное море возвращалась в Восточную Азию. По пути "Nautilus" зашёл на архипелаг Сулу, чтобы узнать, угрожает ли спор между испанскими колониальными властями и вождями коренных народов другим европейцам. 15 августа 1887 года крейсер достиг Занзибара, где встретился с оставшимся на станции колониальным крейсером "Möwe". Оба крейсера провели различные гидрографические походы вдоль побережья. Одним из ярких событий был трехнедельный поход с 4 по 26 декабря 1887 года с основателем колонии доктором Карлом Питерсом вдоль побережья от Саадани до Момбасы, а также Ламу в Султанате Виту, где командир должен был уладить конфликты между Султаном Виту и Немецким Обществом Виту. В марте 1888 года крейсер участвовал в похоронах покойного султана Занзибара Баргаша ибн Саида и в церемонии вступления на престол его преемника. В июне 1888 года тяжело болеющий лихорадкой корветтен-капитан Карл ван Ховен вынужден был сдать командование старшему офицеру и отправиться домой. Но уже 9 августа и крейсер получил в Дурбане приказ возвращаться. 7 декабря 1888 года "Nautilus" вернулся в Киль и там 19 декабря 1888 года был выведен из кампании. Об "арабском восстании "в колонии ни на корабле, ни адмиралтействе ещё не знали. В ходе последующего капитального ремонта в Киле "Nautilus" был перестроен в гидрографическое судно, и с 1890 по 1893 год летом использовался в западной части Балтийского моря, где корабли флота постоянно проводили учения. 7 октября 1893 года корабль был в последний раз выведен из кампании. Обследование на военно-морской верфи в Киле показало, что корпус уже не пригоден для дальнейшей эксплуатации и 14 декабря 1896 года бывшая канонерская лодка была окончательно исключена из списка военных кораблей и использовалась далее как угольный склад в Киле. В 1905 она была продана за 11 000 марок и разделана на дрова в Свинемюнде.
|