Оглавление → Крейсера → Корветы типа "Alexandrine"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
крейсера-корветы (Kreuzerkorvetten) типа
Германия, 1886 г. 2 ед. (улучшенный проект 1875 г.) * Alexandrine * Arcona *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Практически полное повторение предыдущей серии, но с несколько усиленным вооружением (150 мм орудия с увеличенной длиной ствола, 105-мм орудия вместо 88-мм), вместо не оправдавших себя срезов в носовой части, часть орудий подняты на полубак и полуют. Установлены две машины на одном валу, но особой прибавки скорости это не дало. Постройка этих корветов с полным рангоутом, медно-тиковым покрытием днища и подъемным винтом представляла собой большой шаг назад в германском военном судостроении: проект выглядел явным анахронизмом. Уже с момента ввода в строй они могли использоваться только в качестве учебных кораблей. Так же как и предшественники имели посредственную мореходность, испытывали сильную, хотя и плавную, килевую и бортовую качку, хотя и могли нести много парусов. Под парами хорошо маневрировали и держали курс, но при волнении сильно теряли скорость, под парусами ходили лучше. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. "Arcona" с 29.03.1895 - заграничная бело-жёлто-серая окраска образца 1895 г. для рангоутных кораблей
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Корабль был заложен в феврале 1882 года на новой императорской верфи в Киле под контрактным индексом "корвет G", корпус был спущен на воду 7 февраля 1885. Тогдашний принц Вильгельм, будущий император Вильгельм II, произнес речь на крещении и назвал корабль в честь своей тётушки, великой герцогини Мекленбург-Шверинской Александрины. Зачисление на службу произошло 6 октября 1886 и корабль начал ходовые испытания, которые продолжались до января 1887 года, когда корабль был выведен в резерв в Вильгельмсхафене. В то время генерал Лео фон Каприви, глава Имперского Адмиралтейства, реализовал план, согласно которому немецкие колонии будут защищены канонерскими лодками, в то время как более крупные военные корабли, как правило, будут храниться в резерве, а небольшая их часть будет приписана к летучей эскадре, которая может быстро реагировать на кризисы. Согласно этой концепции в 1887-1888 корабль находился в резерве. Заграничный поход, 1889-1895. Когда 16 марта 1889 года на острова Самоа обрушился сильный циклон и уничтожил в Апиа два немецких военных корабля — канонерские лодки "Eber" и "Adler". Претензии на острова со стороны других держав побудили правительство расконсервировать и отправить туда "Alexandrine". Крейсер покинул Вильгельмсхафен 15 апреля с кайзером Вильгельмом II на борту, который высадился в Вангероге. Корабль под парами и парусами прошел через Атлантический океан и Средиземное море, по пути останавливаясь в Гибралтаре и Порт-Саиде, и через Суэцкий канал продолжила свой путь через Красное море. Аосле остановки в Адене он пересёк Индийский океан, прибыв в Олбани (Австралия), оттуда отправился в Сидней, которого достиг 6 июля 1889. К этому времени ситуация на Самоа успокоилась, поэтому 24 июля "Alexandrine" отправилась в турне по немецким протекторатам в Меланезии. Остановки включали Северные Соломоновы острова, Матупи в Новой Померании, Финшхафен в Германии-Нойгинеи и острова Отшельника. Кульминацией путешествия стал остров Капсу недалеко от Ной-Мекленбурга, где крейсер отправил на берег десант, чтобы наказать местных жителей, убивших пару немецких граждан. Оттуда "Alexandrine" отплыла для ремонта и отдыха экипажа в Сидней, где оставалась с 1 по 30 ноября 1889, а 14 декабря прибыл на Самоа, сменив там "Sophie". В марте 1890 года в Окленд (Новая Зеландия), прибыл пароход с новой командой, чтобы сменить людей на борту "Alexandrine". Затем корабль вернулся в Апиа, где оставался до начала мая, когда его отправили в путешествие по Маршалловым островам с местным рейхскомиссаром на борту. По пути он остановился на островах Гилберта, чтобы урегулировать споры между немцами и местными жителями. В июне 1890 экипаж корабля принял участие в церемонии назначения Малиетоа Лаупепа правителем Самоа. Затем "Alexandrine" ушла на техническое обслуживание в Сидней, где в июле пришёл приказ присоединиться к постоянной восточной крейсерской эскадре под командованием контр-адмирала Виктора Валуа. В это время, 10 июня 1890 флотом была принята белая окраска для кораблей в заграничном плавании. После посещения Мельбурна и Аделаиды, 16 сентября 1890 "Alexandrine" соединилась в Апиа с двумя другими корветам эскадры — "Leipzig" и "Sophie". 6 января 1891 года "Alexandrine" посетила несколько островов в группе Самоа, а затем вместе с остальной частью эскадры отправилась в круиз по водам Восточной Азии. В апреле 1891 в Шанхае экипаж крейсера был заменён во второй раз. Тем временем разразилась гражданская война в Чили, что побудило высшее командование Германии 3 мая 1891 года направить туда корабли Валуа для защиты немецких граждан. По пути на "Leipzig" закончился уголь, и большую часть пути его пришлось буксировать. Корабли прибыли к берегам Чили 9 июля 1891, и Валуа добился соглашения с властями Вальпараисо о высадке десанта с судов для обеспечения безопасности европейского квартала города. Когда война закончилась, в декабре 1891 эскадра крейсеров покинула Чили и пересекла Магелланов пролив, выйдя в Южную Атлантику. Они остановились в Кейптауне, где 23 февраля 1892 года командование эскадрой принял контр-адмирал Фридрих фон Павельш. Три корвета направились в Германскую Восточную Африку, где была откомандирована "Sophie". "Alexandrine" и "Leipzig" продолжили свой путь в Восточную Азию. Находясь в Коломбо, "Alexandrine" в третий раз сменила экипаж, после чего прибыла в китайские воды и остановился в Чемульпо (Корея), где капитан корабля получил аудиенцию у Годжона, короля Чосона. Во время плавания в заливе Печихли несколько членов экипажа корабля серьезно заболели, что вынудило "Alexandrine" отправиться в Иокогаму (Япония), где правительство Германии держало госпиталь. Корабль оставался в Иокогаме до 23 октября 1892, когда был вызван к флагманскому кораблю "Leipzig" в Гонконге. Прибыв туда 4 ноября, два корабля проследовали в Восточную Африку, где ожидались беспорядки из-за опасений кризиса престолонаследия на острове Занзибар. 5 января 1893 корабли прибыли в Занзибар, а вскоре к ним присоединилась прибывшая из Центральной Америки "Arcona". После смерти султана Занзибара Али бин Саида в марте 1893 года власть мирным путем перешла к его племяннику Хамаду бин Тувейни, и кризис был предотвращен. В результате "Alexandrine" и "Arcona" были направлены в Кейптаун, где 6 апреля 1893 крейсерская эскадра была расформирована. Оба корабля вошли в сухой док Кейптауна для капитального ремонта, после чего 20 мая были отправлены в Южную Америку, в область американской станции. К середине июня они достигли Бразилии, а затем сделали остановки в Буэнос-Айресе (Аргентина) и Монтевидео (Уругвай). Вспышка восстания в Бразилии моряков против президента Флориано Пейшото вынудила 18 сентября 1893 г. оба корабля встретиться и вернуться в Рио-де-Жанейро, чтобы защитить там интересы немецких граждан и их имущество от повстанцев. Перед двумя корветами была поставлена задача охранять торговые суда под немецким флагом. Корабли оставались в городе для защиты и оказания гуманитарной помощи до января 1894 г., а для патрулирования был мобилизован буксир бразильского отделения немецкой компании Hamburg Süd в Рио-Гранде-до-Сул Sao Pedro. На него передали моряков и вооружение с "Alexandrine". Из-за вспышки желтой лихорадки и необходимости предоставить экипажу столь необходимый отдых, в конце января крейсера ушли на карантин на рейде в Монтевидео. Бразильское правительство подавило революцию в начале 1894 года, и к тому времени 24 февраля к немецким кораблям в Бразилии присоединилась присоединился корвет Marie. Напряженность между Китаем и Японией из-за контроля над Кореей неуклонно росла, и в результате командование отправило все три корвета в Восточную Азию. 7 марта 1894 они обогнули мыс Горн и вошли в Тихий океан, но в июне им пришлось остановиться в Порт-Монт из-за проблем с машиной Marie. За это время они были перенаправлены в Перу для защиты интересов Германии во время революции в стране и 12 июля прибыли в Кальяо. 15 августа ситуация в Перу достаточно успокоилась, чтобы позволить дивизии вернуться к намеченной миссии в Восточной Азии. Они прибыли в Иокогаму 26 сентября, и "Alexandrine" отправилась в Нагасаки для технического обслуживания. После завершения ремонта крейсер направился к северному побережью Китая для защиты интересов Германии в регионе. Назначение корабля Восточно-Азиатскому дивизиону длилось недолго: уже 2 марта 1895 г. он получил приказ вернуться в Германию и 22 марта покинул Сингапур. Находясь в Порт-Саиде, "Alexandrine" получила приказ отправиться в Марокко, чтобы оказать влияние на немецких переговорщиков, требующих компенсации за убийство двух немцев в стране. Выполнив задание, она продолжила путь в Вильгельмсхафен, прибыв туда 25 мая 1895. Через неделю, 1 июня, она была выведена из кампании. После похода. При осмотре было обнаружено, что корпус корабля был сильно изношен, и он стал непригодным для дальнейшего использования. "Alexandrine" отбуксировали в Данциг, где она была выведена в резерв, где пробыла 9 лет. С 3 мая 1904 года она использовалась в качестве плавбатареи, числившись портовым судном, а 27 мая 1907 года снята с флотского учета и продана за 148 000 марок. Покупатель ненадолго использовал судно в качестве плавучей мастерской, а позже в том же году разобрал его в Данциге.
Корабль был заложен в 1881 г. на императорской верфи в Данциге в качестве замены корвета "Nymphe". Спущен на воду 7 мая 1885 г. на боковом стапеле, в отличие от традиционного кормового метода. Это был первый раз, когда этот метод был использован в Германии. Официальное крещение было произведено одиннадцатью днями позже, вице-адмиралом Яхманом, который нащвал корабль в честь корвета "Arcona" (1859). 1 декабря 1886 г. корабль вступил в строй и был отправлен на ходовые испытания, во время которых он перешёл в Киль, а затем в Вильгельмсхафен. Испытания завершились 25 января 1887 г., когда корабль был списан и переведен в резерв. Он оставался на приколе в течение следующих пяти лет. Заграничный поход, 1892-1899. Лишь 20 апреля 1892 года "Arcona" была введена в строй для службы в постоянной восточной крейсерской эскадре под командованием контр-адмирала Фридриха фон Павельша, находящейся на тот момент в Восточной Азии, но сперва была временно отправлена в Венесуэлу, где немецкому бизнесу угрожали беспорядки во время вспыхнувшей там революции, при этом формально оставаясь в составе эскадры. "Arcona" под командованием Пола Хофмайера покинула Вильгельмсхафен 4 мая 1892 и прибыла в Ла-Гуайру (Венесуэла) 9 июня 1892, чтобы служить там в качестве стационера в Вест-Индии. В течение следующих трех месяцев интернациональная эскадра в составе "Arcona", французского крейсера "Magon", голландского крейсера "De Ruyter", испанского шлюпа "Jorge Juan" и британских винтовых корветов "Canada" и "Pylades" курсировала у берегов Венесуэлы, чтобы наблюдать за политической ситуацией. Затем "Arcona" направилась в Макуто, где произошли нападения на граждан Германии. Одного присутствия корабля было достаточно, чтобы добиться извинений от венесуэльского правительства. К середине октября 1892 революция закончилась, что позволило крейсеру покинуть этот район и направиться к дивизии крейсеров, которая в то время дислоцировалась в водах Восточной Африки. По пути "Arcona" делала остановки на нескольких островах Карибского моря, включая Тринидад, Гренаду, Барбадос и Сент-Винсент. Затем она пересекла Атлантический океан и остановились в Гибралтаре, прежде чем продолжить путь в Неаполь; там заболевший ещё в Венесуэле капитан корабля почувствовал облегчение. Затем "Arcona" направилась в Порт-Саид и пересекла Суэцкий канал с остановкой в Адене. Оттуда она направилась на Занзибар, где 6 февраля 1893 года наконец присоединилась к дивизии крейсеров, в которой формально числилась уже более года. В то время в состав дивизии также входил однотипный корабль "Alexandrine" и корвет "Leipzig" под флагом контр-адмирала Фридриха фон Павельша. Три корвета проследовали на ремонт в Кейптаун, где 6 апреля 1893 дивизия была расформирована, таким образом пребывания "Arcona" в её составе было недолгим. "Arcona" была подчинена станции в Юго-Западной Африке и в тот-же день покинула Кейптаун, чтобы доставить пару небольших полевых орудий для усиления местного подразделения защитной группы. 10 апреля 1893 она прибыла в Уолфиш-Бей, небольшой британский анклав на побережье немецкой Юго-Западной Африки (в Немецкой Юго-Западной Африке в то время не было ни одной гавани). Там она выгрузила орудия, но британские власти сначала отказались разрешить их передачу защитной группе, хотя к сентябрю протесты Германии вынудили местное правительство всё-таки отправить это пушки вглубь страны. "Arcona" покинула африканские воды в середине мая 1893 и пересекла Атлантику, чтобы снова защищать немецкие экономические интересы на американской станции. 1 июня корабль остановился в Рио-де-Жанейро (Бразилия), а затем в Монтевидео (Уругвай), где оставался с 25 июня по 8 июля. 27 июля 1893 он присоединился к "Alexandrine" в Сан-Франсиску-ду-Сул (Бразилия). В сентябре того-же года взбунтовался бразильский флот против президента Флориано Пейшото и крейсерам было поручено защищать интересы Германии в стране. 3 ноября повстанцы захватили пароход "Santos" компании Hamburg Süd с грузом винтовок и командир "Arcona" отправился обеспечивать освобождение судна на паровом катере. 9 декабря 1893 года экипаж "Arcona" эвакуировал немецких пассажиров с аргентинского парохода "Paranahiva", обстрелянного повстанцами при выходе из порта. Из-за вспышки желтой лихорадки и необходимости предоставить экипажу столь необходимый отдых, 31 января 1894 года крейсера ушли в Буэнос-Айрес. Там 24 февраля к ним присоединился корвет Marie. 22 апреля 1894 три корабля отправились в Рио-де-Жанейро, а затем продолжили путь в Кабу-Фриу. Когда в начале 1894 года возросла напряженность между Японией и Китаем из-за Кореи, три корвета были направлены в Восточную Азию. 7 марта они обогнули мыс Горн и вошли в Тихий океан, но повреждения, нанесенные штормом, вынудили Аркону отправиться для ремонта в Вальпараисо (Чили), а в июне им пришлось остановиться в Порт-Монт из-за проблем с машиной Marie. После того, как работы были завершены, 13 июля три корвета встретились у Кальяо, чтобы защитить интересы Германии во время революции в Перу. 15 августа ситуация в Перу достаточно успокоилась, чтобы позволить дивизии вернуться к намеченной миссии в Восточной Азии. Они прибыли в Иокогаму (Япония) 26 сентября. "Arcona" самостоятельно отправилась в Шанхай, затем в Чифу, потом вернулась в Шанхай, где 25 ноября приняла на борт командующего дивизией адмирала Пауля Хоффманна. "Arcona" Аркона направилась на север к Желтому морю, где действовали китайские и японские войска. В середине декабря она вернулась в Шанхай для текущего ремонта, и 14 февраля 1895 г. там её сменил в качестве флагмана дивизии новый бронепалубный крейсер "Irene". До конца войны, закончившейся в апреле 1895, "Arcona" вместе с остальной частью дивизии и индивидуально патрулировала побережье Китая. Поражение Китая привело к беспорядкам против иностранцев в стране, поэтому дивизии пришлось остаться в китайских водах для защиты европейцев. В декабре 1895 "Arcona" отправился в Манилу на Филиппинах, где европейцам в стране угрожали беспорядки местных филиппинцев против испанского колониального правительства. Затем крейсер вернулся в Китай, где 27–28 июля 1896 участвовал в спасении канонерской лодки "Iltis", севшей на мель у побережья Шаньдунского полуострова. К началу ноября 1896 беспорядки на Филиппинах продолжали нарастать, что потребовало возвращения "Arcona" на острова. На берег был отправлен отряд морской пехоты, который вместе с контингентами британских и французских военных кораблей защищал европейские консульства в Маниле. 28 ноября 1896 на смену прибыла "Irene", и "Arcona" вернулась в Китай. В июне 1897 года адмирал Отто фон Дидерихс принял командование Восточно-Азиатской дивизией и поднял свой флаг на броненосном крейсере "Kaiser". Помимо него и "Arcona", в дивизию в то время входили бронепалубные крейсера "Irene" и "Prinzeß Wilhelm". Небронированный крейсер "Cormoran" действовал в Тихом океане самостоятельно, но в случае необходимости его можно было присоединить к силам Дидерихса. Пока "Kaiser" собирался присоединиться к трем другим крейсерам, они провели артиллерийскую подготовку в Чифу. В июле 1897 Дидерихс отправил "Arcona" провести обследование острова Сахалин. В октябре 1897 "Arcona" отправилась в Шанхай на техническое обслуживание; она все еще находилась в ремонте, когда 14 ноября дивизия Восточной Азии захватила арендованную территорию залива Цзяо-Чжоу (Киатсчоу) в Китае. "Arcona" прибыла через три дня. После того, как Дидерихс захватил территорию, ему на подкрепление были отправлены три дополнительных боевых корабля, что позволило превратить дивизию в полноценную эскадру. "Arcona" и другие три корабля, первоначально входившие в отряд, стали 1-й дивизией, а три новых корабля вместе с "Cormoran", который теперь был официально передан под командование Дидерихса, сформировали 2-ю дивизию. Вскоре после того, как немцы захватили Цзяочжоу с портом в Циндао, 18 ноября китайский командующий гарнизоном местной армии попытался начать контратаку, но немецкие солдаты в порту двинулись вперед и захватили китайского генерала. Пока они отсутствовали, Дидерихс приказал "Arcona" и "Cormoran" в случае появления китайских войск отправить на берег морских пехотинцев для защиты города, но атака не состоялась. Люди с двух кораблей оставались в Циндао до 21 ноября 1897, когда вернулись на свои суда. После этого "Arcona" было приказано служить сторожевым кораблем в порту. Летом 1898 года Дидерихс отправил "Arcona", для проведения гидрографических съемок Каролинских и Марианских островов в центральной части Тихого океана, в июле к ней присоединилась "Irene". На Каролинских островах "Arcona" остановилась в Понпеи, чтобы наказать местных жителей, убивших члена экипажа немецкой шхуны. Крейсер завершил эту миссию в октябре 1898 и отправился на Филиппины, чтобы сменить там "Prinzeß Wilhelm", которая была размещена там для защиты граждан Германии после испано-американской войны в начале того же года. Однако он оставался там всего месяц, и в ноябре его заменила "Irene". Когда 15 ноября 1898 "Kaiser" сел на мель в заливе Самса, "Arcona" и "Cormoran" были отправлены на помощь и смогли вытащить корабль, который своим ходом направился в Гонконг для ремонта. 31 января 1899 года "Arcona" получила приказ вернуться в Германию. На обратном пути она совершила короткое путешествие по Персидскому заливу, остановившись в Маскате, Басре, Бушере и Бандар-Ленге. Она вернулась в Вильгельмсхафен 27 мая, проведя за границей семь лет, а 6 июня была выведена из эксплуатации и помещена в резерв в Киле. После похода. 11 января 1902 корабль переименовали в "Merkur", так как его старое имя понадобилось новому крейсеру, 13 августа его отбуксировали в Данциг, где исключили из списка военных кораблей и с 1904 он использовался как портовое судно разного назначения, 22 июня 1905 корабль списали и в декабре 1905 корпус был продан на слом за 145 тыс. марок, и разобран в Данциге в 1906.
|