ОглавлениеКрейсера → Корветы типа "Alexandrine"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

крейсера-корветы
(Kreuzerkorvetten) типа

 Alexandrine 


Германия, 1886 г. 2 ед. (улучшенный проект 1875 г.)

Augusta 

*
Alexandrine
*
Arcona
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Alexandrine <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 9, "Korvette G". 02.1881 с 1904 портовое судно, 27.05.1907 исключён, слом в Данциге.
7.02.1885
6.10.1886
2 Arcona <Kaiserl. Werft>, Данциг, "erzatz Nymphe". 1881 с 11.02.1902 Merkur, с 1904 портовое судно, 22.06.1905 исключён, слом в Данциге.
7.05.1885
1.12.1886
ТТХ
  Alexandrine Arcona
Водоизмещение нормальное 2361 т
полное 2662 т
регистровое 1340 брт, 738 нрт.
Размерения длина ВЛ 71,8 м
полная 81,2 м
ширина 12,6 м
осадка носом 5,0 м
кормой 6,25 м
высота борта 6,98 м
1 см осадки = 6,35 т. водоизмещения
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 5,02 м
1 МО 2 горизонтальных 2-цилиндровых ПМ двойного расширения "AG Germania", Берлин-Тегель (на 1 вал)
2 КО 8 цилиндрических ПК "AG Germania", Берлин-Тегель, (16 топок, 5 атм., 790 м²)
мощность проектная 2400 л.с.
паруса барк, 1230  м².
Ходовые данные скорость номинальная 14 уз.
на испытаниях 14 уз. при 2289 л.с. / 86 об/мин. 14,1 уз. при 2461 л.с. / 96,7 об/мин.
запас топлива 270 / до 340 т. угля
дальность плавания на 8,5 уз. 4180 миль
на 13 уз. 1990 миль
Экипаж штат 282-293 чел. (25 офицеров, 257-268 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус железно-стальной с медной обшивкой днища на тиковой подкладке, набор по продольно-поперечной схеме, 11 отсеков, двойное дно только под машинным отделением.
электроснабжение 1 динамо-машина, 2 кВт, 55 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 1 баркас, 2 катера, 2 яла, 2 шлюпки.
кренящий момент 2285 мт
цена 2 млн. 57 тыс. M 2 млн. 197 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
10-150 мм/30 [730 снарядов], 680 м.
4-105 мм/35 [400 снарядов], 730 м. (позже 2-105 мм, 2-88 мм)
6-37 мм револьверных пушек Гочкиса
сперва без прожекторов, позже 1 прожектор

 

Практически полное повторение предыдущей серии, но с несколько усиленным вооружением (150 мм орудия с увеличенной длиной ствола, 105-мм орудия вместо 88-мм), вместо не оправдавших себя срезов в носовой части, часть орудий подняты на полубак и полуют. Установлены две машины на одном валу, но особой прибавки скорости это не дало.

Постройка этих корветов с полным рангоутом, медно-тиковым покрытием днища и подъемным винтом представляла собой большой шаг назад в германском военном судостроении: проект выглядел явным анахронизмом. Уже с момента ввода в строй они могли использоваться только в качестве учебных кораблей. Так же как и предшественники имели посредственную мореходность, испытывали сильную, хотя и плавную, килевую и бортовую качку, хотя и могли нести много парусов. Под парами хорошо маневрировали и держали курс, но при волнении сильно теряли скорость, под парусами ходили лучше.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

Alexandrine       Arcona

 

 

S.M.S. Alexandrine

Корабль был заложен в 1879 г. на новой императорской верфи в Киле под индексом "корвет G", спущен на воду 7 февраля 1885, крестился 7 февраля 1885 принцем Вильгельмом, будущим императором Вильгельмом II, в честь своей тётушки, великой герцогини Мекленбург-Шверинской Александрины.

Зачисление на службу произошло 6 октября 1886. После испытаний в 1886 корабль находился в резерве. В середине апреля 1889 он получил приказ идти на Самоа, где в тайфун погибли "Adler" и "Eber". 6 июля он прибыл в Сидней и отправился к островам Океании. На нескольких островах был поднят немецкий флаг. Весь ноябрь 1889 корабль провёл в Сиднее, затем опять вышел в море, в том числе снова на Самоа. В сентябре 1890 "Alexandrine" присоединилась к флагманскому кораблю постоянной восточной крейсерской эскадры "Leipzig" и корвету "Sophie" и с ними отправилась в Восточную Азию. Там, кроме всего прочего, посетили Шанхай и обменяли экипаж. Так как в Чили в 1891 разразилась гражданская война, в мае имперское правительство направило эскадру в Южную Америку для защиты живущих там немцев. В январе-феврале 1892 эскадра перешла в Немецкую Восточную Африку, после этого в Корею и далее в Японию. В конце 1892 "Leipzig" и "Alexandrine" снова были в Немецкой Восточной Африке, в связи с беспорядками в Занзибаре.

В марте 1893 эскадра была расформирована и "Alexandrine" отправилась в область американской станции, посетила Бразилию, Уругвай и Аргентину. 18 сентября 1893 г. крейсер встретился с однотипным "Arcona" и оба отправились в Рио-де-Жанейро, где бразильские моряки восстали против президента Флориано Пейшото. Корабли оставались в городе для защиты иностранных граждан и имущества от повстанцев и оказания гуманитарной помощи до января 1894 г. Из-за вспышки желтой лихорадки и необходимости предоставить экипажу столь необходимый отдых, в конце января крейсера ушли в Буэнос-Айрес. 24 февраля к ним присоединился корвет Marie.

В апреле 1894, ввиду угрозы японо-китайской войны все три корвета были направлены в Восточную Азию. 8 мая они покинули Рио-де-Жанейро, но в июне им пришлось остановиться в Порт-Монт из-за проблем с машиной Marie, что задержало прибытие кораблей в Кальяо (Перу) до 12 июля. Три корабля оставались там до 15 августа, к этому времени разразилась первая китайско-японская война. Затем корабли пересекли Тихий океан и в конце сентября достигли Иокогамы.

В начале 1895 корабль был откомандирован из Японии на родину и 25 мая 1895 прибыл в Вильгельмсхафен. Там он был выведен из кампании и 9 лет провёл в резерве.

В 1904 "Alexandrine" была переоборудована в портовое судно; 27.05.1907 исключёна, продана на слом за 148 тыс. марок и в том же году была разобрана в Данциге.

04.1889 - 10.1890 корветтен-капитан Curt von Prittwiz-und-Gaffron
10. - 11.1890 капитан-цур-зее Fritz Rötger
11.1890 - 02.1891 корветтен-капитан Hermann Schneider
02.1891 - 01.1893 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Ernst von Frantzius
15.01.1893 - 23.07.1893 корветтен-капитан Max Galster
08.1893 - 10.1893 капитан-лейтенант (и.о.) Johannes Stein
10.1893 - 06.1895 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Gustav Schmidt
9. – 17.07.1895 (передача) корветтен-капитан Louis Fischer

 

S.M.S. Arcona

Корабль был заложен в 1881 г. на императорской верфи в Данциге. Спущен на воду 7 мая 1885 г., крещён вице-адмиралом Яхманом и назван в честь корвета "Arcona" (1859). 1 декабря 1886 г. корабль вступил в строй и сразу был зачислен в резерв из-за нехватки персонала.

Лишь весной 1892 он был официально подчинён постоянной крейсерской эскадре под командованием контр-адмирала Фридриха фон Павельша, действующей на тот момент в Южной Америке. В мае 1892 года "Arcona" под командованием Пола Хофмайера отправилась на юг, но, так, как крейсерская эскадра уже выполнила задачу и ушла в восточную Африку, корвету поставили другую задачу - идти в Центральную Америку и Венесуэлу, чтобы служить там в качестве стационера в Вест-Индии.

В начале 1893 года корабль был отозван к постоянной крейсерской эскадре в Восточную Африку, но вынужден был зайти на ремонт в Кейптаун. Весной он всё-же добрался до Занзибара, где присоединился к эскадре, в которой формально числился уже более года. В начале мая 1893 корабли зашли в залив британских китобоев для выгрузки боевой техники для военной группы в Немецкой Юго-Западной Африке (в Немецкой Юго-Западной Африке в то время не было ни одной гавани). Так, как вопреки всем прогнозам при вступлении на престол нового султана Занзибара восточноафриканское побережье оставалось спокойным, вскоре эскадру распустили и летом 1893 года "Arcona" вернулась в Южную Америку, чтобы снова защищать немецкие экономические интересы на американской станции.

18 сентября 1893 г. крейсер встретился с однотипным "Alexandrine", идущим из Буэнос-Айреса в Рио-де-Жанейро, где бразильские моряки восстали против президента Флориано Пейшото. Корабли оставались в городе для защиты иностранных граждан и имущества от повстанцев и оказания гуманитарной помощи до января 1894 г. Например, 9 декабря 1893 года экипаж "Arcona" эвакуировал немецких пассажиров с аргентинского парохода "Paranahiva", обстрелянного повстанцами при выходе из порта. Из-за вспышки желтой лихорадки и необходимости предоставить экипажу столь необходимый отдых, в конце января крейсера ушли в Буэнос-Айрес. 24 февраля к ним присоединился корвет Marie.

Все три корвета оставались в Бразилии до апреля, когда были отправлены в Восточную Азию, в связи с растущей напряженностью между Китаем и Японией по поводу Кореи. 8 мая они покинули Рио-де-Жанейро, но в июне им пришлось остановиться в Порт-Монт из-за проблем с машиной Marie, что задержало прибытие кораблей в Кальяо до 12 июля. Три корабля оставались там до 15 августа, к этому времени разразилась первая китайско-японская война. Затем корабли пересекли Тихий океан и в конце сентября достигли Иокогамы.

Там экипаж принимал участие во многих операциях в самых различных странах. Апогеем службы корабля является участие в занятии Киатсчоу в Китае 1 ноября 1897. После того, как в Китае были убиты немецкие католические посланники Низ и Генле, император Вильгельм II дал команду немедленно занять залив Киатсчоу. Восточноазиатская эскадра, состоящая из броненосного крейсера "Kaiser", бронепалубного крейсера "Prinzeß Wilhelm" и шлюпа "Cormoran" (позже к ним присоединились бронепалубный крейсер "Irene" и корвет "Arcona") под командой контр-адмирала Отто фон Дидерихса отправились к Цзяо-Чжоу (Киатсчоу) и заняли залив вместе с укреплениями. Эта акция ни в коем случае не была стихийной реакцией на убийство немцев, а результатом использования официального предлога для выполнения многие годы тщательно подготавливаемой операции.

В 1899 "Arcona" вернулась в Вильгельмсхафен (через 7 лет после ухода из порта приписки) и 27 мая была выведена из компании.

11 января 1902 корабль переименовали в "Merkur", так как его старое имя понадобилось новому крейсеру. С 1904 использовался как портовое судно, 22 июня 1905 исключён из списка военных кораблей, 12.1905 продан на слом за 145 тыс. марок, и разобран в Данциге в 1906.

02. - 05.1892 нет данных
05.1892 - ???? ? Paul Hofmeier
позже, до 1899 нет данных

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
на русском
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.09.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1907
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1886-1903
Arkona
"Arkona", "Kaiser", "Irene", "Kaiserin Augusta", "Deutschland", "Gefion" и "Prinzess Wilhelm" в Китае, рисунок.
Arcona
"Arcona" в Нагасаки, 1897 г.
Alexandrine
"Alexandrine"
Arcona
Восточно-Азиатская крейсерская эскадра 1898 г.:
"Arcona" - "Prinzeß Wilhelm" - "Kaiserin Augusta" - "Kaiser"
/ "Kormoran" - "Irene" - "Gefion" - "Deutschland
Аркона (нем. Arkona) — самый северный мыс о-ва Рюгена, на полуострове Витове (54° 39' N, 31° 51' O), высокий берег (45 м) из меловика и мергеля на севере острова Рюген, местонахождение древнего славянского святилища.
Arkona
"Arkona"
Arkona
"Arkona"
Alexandrine
"Alexandrine"
Alexandrine
"Alexandrine"
Alexandrine
"Alexandrine"
Alexandrine
"Alexandrine".
Александрина - принцесса Фридерика Вильгельмина Александрина Мари Хелена Прусская (Friederike Wilhelmine Alexandrine Marie Helene von Preußen, 1803 - 1892) - великая герцогиня Мекленбург-Шверинская, сестра императора Вильгельма I.
Alexandrine
"Alexandrine"
Следующая страница - германский бронепалубный крейсер "Gefion"
Предыдущая страница - германские корветы типа "Carola"