ОглавлениеКрейсера → Вспомогательный "Normannia"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

вспомогательный крейсер (Hilfskreuzer)

 Normannia 


Германия, 1895 г. 1 ед. (пассажирский п/х, 1890 г.)

 

*
Normannia
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель спуск /в строю примечания
1 Normannia <Fairfield Ship-
 building & Eng. Co.>, Глазго, Британия, стр. № 343
9.02.1890 пассажирский лайнер гамбургской компании "HAPAG", нанят для участия в манёврах, 5.11.1895 возвращён владельцу, с 1898 испанский ВКР Patriota, с 11.1899 лайнер L’Aquitaine французской компании "C. G. T." в Гавре, в 1906 слом в Бонессе.
21.10.1895
ТТХ
Водоизмещение регистровое 8716 брт
Размерения длина МП 152,00 м
полная 158,44 м
ширина корпус 17,50 м
осадка   8,90 м
высота борта на миделе 10,50 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 гребных винта
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
2 КО 9 цилиндрических ПК (11,2 атм.)
мощность проектная 14840/16000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 19,0/20,9 уз.
запас топлива 2700 т. угля
дальность плавания со скоростью 19 уз. 4000 миль
Экипаж 300 чел.
Дополнительные данные корпус 2 палубы, стальной, 13 отсеков
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
 
8 - 150 мм
4 - 127 мм
2 - 90 мм
6 - 37 мм револьверных
2 торпедных баркаса (по 1 ТА - 450 мм)



 

Лайнер компании НАРАG

В 1890-х годах новые океанские лайнеры, как правило, были способны развивать скорость, большую или равную скорости большинства крупных военных кораблей, и несколько военно-морских флотов изучали возможность их превращения во вспомогательные крейсеры. Начиная с 1885 года Императорская почтовая служба выдавала выгодные субсидии немецким судоходным линиям для доставки почты по всему миру, чтобы способствовать росту немецкого торгового флота, а в военное время эти суда требовалось передать ВМФ для возможной военной службы. Почти все немецкие судоходные линии были частью этой договоренности, наиболее важными были две крупнейшие, HAPAG и Norddeutscher Lloyd. В 1888 году HAPAG заказала первую четвёрку быстроходных лайнеров: "Auguste Victoria", "Columbia", "Normannia" и "Fürst Bismarck", которые были построены с усиленными палубами и рассчитаны на установку морских пушек во время войны.

"Normannia" была заказана в 1889 г. британской судостроительной фирме "Файрфилд Шипбилдинг" (Fairfield Shipbuilding & Eng. Со.) в Глазго и строилась под заводским номером 343. 9 февраля 1890 г. судно сошло на воду, а 3 мая его принял заказчик компания НАРАG.

В свой первый рейс на линии Гамбург — Саутгемптон — Нью-Йорк "Normannia" отправилась 22 мая 1890 г. 4 января 1895 г. лайнер впервые вышел в зимний круиз, посетив Геную, Неаполь и Нью-Йорк. После этого зимние круизы стали постоянными.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КРЕЙСЕР ГЕРМАНСКОГО ВМФ

Одним из многочисленных открытий, полученных благодаря инновационному методу проведения учений Тирпица, стало, помимо прочего, выявление острой нехватки разведывательных судов, которую, конечно же, невозможно было устранить в короткие сроки. Чтобы хотя бы временно восполнить этот пробел, была предпринята попытка на время учений зафрахтовать пароход HAPAG для изучения потенциала лайнера в роли вспомогательного военного корабля. С 21 октября по 5 ноября 1895 г. Normannia под командованием корветтен-капитана Труппеля приняла участие в больших маневрах германского флота. Специально для 15-дневных маневров ее вооружили в Киле восемью 15-см, четырьмя 12,7-см, двумя 9-см и шестью 3,7-см орудиями. Сверх того, вспомогательный крейсер мог принять на борт две 22-т миноноски, имея в общей сложности восемь торпед. Результаты учений были признаны в целом положительными.

Судьба после манёвров

6 ноября того же года "Normannia" вышла в свой последний рейс на линии Куксхафен — Саутгемптон — Нью-Йорк, а 8 декабря начала заключительную круизную кампанию под флагом НАРАG (за зиму она совершила три рейса; последний выход — 4 марта 1898 г.).

Решение НАРАG выставить на продажу "Columbia" и "Normannia" оказалось для испанского флота как нельзя кстати. В начале 1898 г. резко ухудшились испано-американские отношения, и было принято решение о приобретении обоих лайнеров для их последующей переделки во вспомогательные крейсера.21 апреля по Королевскому декрету в списки флота Испании был зачислен вспомогательный крейсер "Patriota" (тактический номер 35, международный идентификатор СЭОР; командир — капитан 2 ранга Хоакин Баррейре Перес). С приходом лайнеров в Кадис весь их германский экипаж незамедлительно отправлялся на Родину, а корабль ставился на ремонт и вооружение. По завершению работ 20 мая приказом морского министра лайнер вошел в состав Резервной эскадры.

По окончании испано-американской войны лайнер использовался для репатриации испанских войск из утерянных по Парижскому договору колоний.

Поскольку более достойных миссий для "Patriota" больше не предвиделось, в апреле транспорт исключили из списков флота для выставления на публичный аукцион.

28 июня он был продан французской компании C. G. T." в Гавре, пытавшейся таким образом возместить недавнюю потерю лайнера "La Bourgogne" и переименован в "L’Aquitaine". Восстановленный лайнер вышел в свой первый рейс на линии Гавр — Нью-Йорк 9 декабря 1899 г. Сделавший за четыре года 33 рейса корабль, по возвращению из последнего, начавшегося 9 сентября 1905 г., ввиду полной нерентабельности поставили на прикол в Гавре. А 11 апреля 1906 г. его продали лондонской фирме "Мс.Lе11аn" для разделки на металл.

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на русском
2 Кофман В. - ""Кубань" и другие. Пассажирские лайнеры - будущие вспомогательные крейсера // журнал "Морская коллекция".-2006.-№4.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 08.09.2025

 




 

 
Торговый флаг Германской империи 1890-1898
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1895
Флот Испании (Armada Española) 1898-1899
Торговый флаг Франции 1899-1906
L’Aquitaine
"L’Aquitaine" входит в Гавр.
Patriota
"Patriota" в Порт-Саиде, лето 1898 г.
Patriota
"Patriota" в Кадисской бухте, ещё без вооружения.
Normannia
"Normannia"
Normannia
"Normannia", середина 1890-х.
Normannia
"Normannia"
Следующая страница - германские вспомогательные крейсера типа "Kronprinz"
Предыдущая страница - германское авизо "Pommerania"