|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные почтовые пароходы, планировались в качестве вспомогательных крейсеров (Hilfskreuzer)
тип
Германия к 1914 г. 0 (8) ед. (пассажирские п/х, 1897-1900 гг.)фактически ВМФ использовал только 2 ед., в кач. транспортов+ в 1904-1906 гг. 2 ед. использовались, как императорские яхты. * Barbarossa * Friedrich der Grosse * Königin Luise * König Albert * Bremen * Hamburg * Prinzess Irene * Prinzess Alice *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Среди немецких лайнеров, изначально оборудованных для возможного использования в качестве вспомогательных крейсеров - рейдеров, были восемь пароходов типа "Barbarossa". Шесть из них принадлежали бременской компании "Norddeutscher Lloyd" (NDL), два - гамбургской "HAPAG". Капитаны этих лайнеров имели на случай войны соответствующие инструкции. Необходимость применения пароходов в военных целях обуславливалась тем, что они использовались государственной почтовой службой и получали от государства субсидии. Этот совершенно новый тип судна был создан в 1896 году. При их постройке целью было обеспечить необычно большое количество груза, при сохранении также большого количества пассажиров в трех классах, при этом каюты были полностью отделены от грузового пространства. Все помещения салонных пассажиров были сконцентрированы в огромной трёх-палубной надстройке на миделе длиной 78 метров. Таким образом, каюты на пароходах этого типа находились в наиболее благоприятной позиции с точки зрения качки. Каждый пароход мог вместить, по меньшей мере 250 пассажиров первого класса, 300 второго класса и 1600 пассажиров в кубрике. Как в передней, так и в задней частях было 4 больших грузовых люка (всего восемь), оснащенных 16 гидравлическими или электрическими кранами. Первые четыре корабля этого типа: "Friedrich der Grosse", "Barbarossa", "Königin Luise" и "Bremen", были спущены на воду в 1896 году для "Norddeutscher Lloyd" в комбинированном грузо-пассажирском классе, пригодном для использования на нескольких маршрутах NDL. Тип должен был быть назван по первому заказанному судну "Bremen", но задержки в постройке этого корабля привели к тому, что тип был назван в честь "Barbarossa". Несмотря на название типа, в августе 1896 первым был спущен на воду "Friedrich der Grosse", став первым немецким судном тоннажём более 10000 брт, остальные три последовали с месячными интервалами. Эти первые четыре корабля использовались на австралийских, дальневосточных и североатлантических маршрутах. В австралийских и дальневосточных рейсах лайнеры проходили Суэцким каналом, и вместе с "Grosser Kurfürst", были в то время крупнейшими судами, регулярно использующими канал. Размер этих лайнеров был основной причиной углубления канала, "Bremen", во время одного рейса в Австралию, стал первым кораблем, который пересек недавно углубленный канал. Через три года "Norddeutscher Lloyd" заказал ещё два таких лайнера: "König Albert" и "Prinzess Irene". Тогда-же к почтовым рейсам в Восточную Азию решила подключиться гамбургская компания "HAPAG". Для этих целей они не стали "изобретать велосипед", а заказали два парохода того-же типа: "Hamburg" и "Kiautschou", и кроме того два подобных для атлантической линии: "Moltke" и "Blücher", но последние два были чуть крупнее и имели иную конфигурацию надстройки, поэтому их можно отнести к другому типу. "HAPAG" не долго участвовал в почтовой линии: с 1900 по 1904 год, после чего решили от неё отказаться в пользу грузовых перевозок в тот-же регион. "Hamburg" был переведён на линию в Северной Атлантике, а "Kiautschou" обменяли NDL на пять грузовых кораблей. Таким образом лайнер остался на маршруте в Восточную Азию, но поменял имя на "Princess Alice". Ещё одной особенностью этих кораблей было то, что кайзер Вильгельм II трижды использовал их в качестве вспомогательных яхт во время зарубежных туров. В марте 1904 года "König Albert" был нанят для сопровождения яхты императора во время похода в Средиземное море с посещением Ла-Валлетты и итальянских гаваней - на нём разместились члены правительства, корреспонденты и прочие сопровождающие лица. В следующем году вновь был поход в Средиземное море, для которого наняли "Hamburg" компании HAPAG, но теперь император находился на самом лайнере, а яхту "Hohenzollern" отправил вперед. Лишь 5 апреля в Неаполе император перешёл на свою постоянную яхту. "Hamburg", видимо, понравился кайзеру, и когда 6 мая 1906 "Hohenzollern" был поставлен на модернизацию, до 15 августа император вновь использовал этот лайнер, нанёся на нём очередной визит в Средиземное море. С началом войны пять кораблей этого типа были интернированы в нейтральных портах: "König Albert" в Генуе в Италии, "Barbarossa", "Friedrich der Grosse", "Prinzess Irene" и "Hamburg" - в Хобокене (Нью-Джерси, США). "Königin Luise" и "Bremen" в этот момент находились в немецких портах, где и оставались на протяжении всей войны без использования - руководство ВМФ не смогло найти достойного применения столь крупным, но по современным меркам уже тихоходным судам. Лишь одна "Princess Alice", которую война застала в Маниле, использовалась ВМФ. Запланированное вооружение во вспомогательный крейсер было отменено из-за плохого состояния котлов, и судно вышло в море в качестве транспорта снабжения для Восточно-Азиатской крейсерской эскадры графа фон Шпее, а после выполнения этой миссии было интернировано в Себу, Филиппинские острова.
В сентябре 1919 пароход был исключён из списков военно-морского флота США и продолжил службу в транспортной службе армии. В 1920 году судно было продано новой американской линии Baltic Steamship Co., планировавшей использовать его на линии из Нью-Йорка в Гданьск, но фирма вскоре обанкротилась и в январе 1921 года судно вернули судоходному совету. Не найдя новых покупателей, в феврале 1924 года пароход продали на слом.
С 1920 по 1922 год лайнер ходил из США в Южную Америку от почтового пароходства Соединенных Штатов (United States Mail Steamship Company), а в мае 1922 года стал собственностью компании Los Angeles Steamship Company. Корабль был перестроен и 11 сентября 1922 года вышел в Гонолулу под новым именем "City of Honolulu". Уже через день после выхода в рейс, 12 октября в 1080 км от Лос-Анджелеса пароход охватил пожар. Пассажиры были сняты грузовым судном "West Faralon" и доставлены в Гонолулу. Поскольку все попытка прибывшего на помощь буксира "Tamaroa" взять горящее судно на буксир потерпели неудачу, 17 октября 1922 года пароход был потоплен куттером береговой охраны США "Shawnee" в 1380 км от Лос-Анджелеса.
В 1924 году лайнер купила Steamship Company, британская дочерняя компания греческой судоходной линии, обслуживающей регулярные рейсы между Констанцей, Константинополем, Пиреем и Нью-Йорком, и в октябре 1924 года поставиля его на маршрут между Пиреем и Нью-Йорком, переименовав в "Edison". В августе 1928 года корабль перешёл в собственность греческой национальной линии и поднял греческий флаг. 29 декабря 1932 года он в последний раз покинул Нью-Йорк, после чего был поставлен в отстой в Греции, а в 1935 году продан на слом в Италии.
Войну корабль встретил дома, но предполагаемое ранее переоборудование в крейсер не состоялось, так, как к этому времени скоростные качества парохода уже не удовлетворяли требованиям ВМФ. Никакого другого применения для судна также не нашлось, и почти всю войну оно простояло без дела в Бремерхафене. Лишь в самом конце войны, с 9 октября по 17 декабря 1918 года Имперский флот использовал его как транспорт. После войны, 4 апреля 1919 года корабль был в качестве репараций передан Британии и эксплуатировался компанией "P & O". В феврале 1921 года он был продан фирме Byron SS Co. в Лондоне, переименован в "Constantinople" и ходил на линии Констанца - Константинополь - Пирей - Нью-Йорк. В 1923 году корабль был зарегистрирован в "National SN Co." в Панаме и в 1924 году переименован в "King Alexander". В 1929 году корабль был списан и разобран в Венеции.
Хотя корабль находился в эксплуатации с начала 1916 года, официально он был реквизирован Королевским флотом только 25 августа 1916 года, после объявления войны Германии, и переименован в честь итальянского врача и политика "Ferdinando Palasciano". За время службы в качестве госпитального корабля пароход выполнил 46 рейсов, перевезя в общей сложности 37 314 раненых и больных. Он использовался главным образом для перевозки раненых из Северной Италии (с фронта Изонцо и Альп), для поддержки больниц, расположенных на Сицилии и Сардинии, для оказания медицинской помощи контингентам армии, расположенным в Ливии и Албании и при перевозке британских пациентов из Дарданелл (а затем из Салоник) на Мальту и в Англию, обычно в Саутгемптон.
18 февраля 1924 г. "Italia" вышла из Специи имея на борту около 800 пассажиров, включая представителей итальянской промышленности, торговли, армии, ВВС, т официальные лица. 22 февраля корабль прибыл в Гибралтар, затем через Лас-Пальмас и Санта-Мария-ди-Кабо-Верде, без дальнейших остановок направился в Южную Америку. 21 марта лайнер прибыл в Пернамбуко, где оставался до 25 марта, затем посетил основные порты Бразилии, Уругвая и Аргентины: Баия, залив Эспириту-Санту (апрель 1924 г.), Рио-де-Жанейро, Сантос, Флорианополис, Рио-Гранде-до Сул, Монтевидео ,Буэнос-Айрес и Баия-Бланка. Достигнув Пунта-Аренаса 11 июня 1924 года, "Italia" пересекла Магелланов пролив при необычайно спокойной погоде, а затем посетила основные порты Чили, Перу, Эквадора и Колумбии: Залив Фортескью, Коронель, Талькауано (июнь 1924 года), Вальпараисо, Антофагасту, Икике, Арика, Моллендо, Кальяо и Гуайякил. После прохода Панамским каналом, в августе корабль достиг Колона, продолжил посещение Мексики и Антильских островов, в т.ч. Веракруса, Гаваны (август 1924 года) и Порт-о-Пренса, после чего он вернулся на юг, посетив Картахену, Порто-Колумбию, Ла Гуайру и Порт-оф-Спейн, на северо-востоке Латинской Америки. 29 сентября 1924 г. пароход покинул Порт-о-Спейн и отправился на родину: 20 октября достиг Ла Специи, преодолев в сумме 23 000 миль и остановившись в 31 порту двенадцати зарубежных стран. Передвижную выставку посетило около 2 млн. человек, а коммерческие сделки превысили сумму в 120 млн. лир. По окончанию круиза лайнер был возвращен государственным железным дорогам, в 1925 был списан и в 1926 году разобран в Генуе
Второй раз "Hamburg" использовался императором для похода в Средиземное море с 6 мая по 15 августа 1906, на время ремонта и модернизации "Hohenzollern". В середине июня в летнем вояже императора пароход сопровождал малый крейсер "Leipzig", а в июле 1906 г. кайзер на пароходе ходил на встречу с королем Швеции Оскаром II. Конвоирами яхты в этом походе были большой крейсер "Prinz Adalbert" и малый "Berlin". В дальнейшем пароход продолжал ходить на трансатлантической линии до начала войны в августе 1914 года.
12 февраля 1921 года судно было приобретено компанией US Mail Steamship Co. для линии из Нью-Йорка через Бремерхафен в Гданьск. Пассажирские помещения были вновь перестроены. Теперь было доступно 350 мест в салоне и 900 мест в третьем классе. В мае корабль был переименован в "Hudson". В течение года он ходил на линии Нью-Йорк - Бремерхафен под управлением компании United States Lines. В июле 1922 года лайнер был снова переименован, теперь в "President Fillmore". 20 ноября 1923 года он в последний раз вышел из Бремерхафена в Нью-Йорк, а в 1924 году был продан компании "Dollar Line" из Сан-Франциско для использования на круизных маршрутах по всему миру, но после начала Великой Депрессии, в 1928 году был списан и сдан на слом в США.
В связи с предстоящим вводом в эксплуатацию нового суперлайнера "Bremen", в январе 1928 года корабль был переименован в "Karlsruhe" и продолжал использоваться на атлантической линии. В 1930 году были также добавлены заходы в Галифакс и Бостон. В 1931 году лайнер совершил свою первую поездку в Бремерхафен - Куба - Галвестон (Техас), а также рейсы в Мексику (последний - в августе 1931 года). В 1932 году последовали четыре средиземноморских круиза. 20 августа 1932 года "Karlsruhe" вышел в свой последний рейс - в Галвестон, а в 1933 году был утилизирован в Бремерхафене.
9 мая пароход вышел с войсками во Францию, став последним бывшим немецким пассажирским судном, которое было поставлено на маршрут через Северную Атлантику. Всего он выполнил шесть рейсов, доставив во Францию 21216 военнослужащих, а после прекращения огня - ещё 8 рейсов, в ходе которых 30110 солдат вернулись в Соединенные Штаты. Он также доставил из США в Роттердам 5400 военнопленных.
В 1925 году лайнер, беря на борт 675 пассажиров, совершил три рейса из Нью-Йорка через Неаполь в Палестину под флагом американской Палестинской линии, став первым кораблём в истории под будущим израильским флагом, а также первым пассажирский пароходом, в экипаже которого были женщины-офицеры, но после банкротства компании, убийства капитана и пожара в грузовом отсеке, лайнер снова оказался в руках USSB, мебель и оборудование компании были проданы на аукционе в начале 1926 года. В августе 1926 года пароход был приобретён компанией Los Angeles Steamship Company (LASSCO), значительно перестроен и переименован в "City of Honolulu". Теперь корабль принимал 450 каютных пассажиров и 50 - III класса, а также 4000 тонн груза. Регистровый тоннаж составил 10680 брт. Практически полностью был изменён интерьер. 4 июня 1927 года он вышел в первый рейс из Лос-Анджелеса в Гонолулу и начал регулярную службу на этой линии. 25 мая 1930 года судно было повреждено пожаром при стоянке в Гонолулу и затоплено у причала, позже поднято, но ремонт, с учётом начавшейся Великой депрессии, посчитали не оправданным. Лайнер поставили на отстой в Лос-Анджелесе, а в середине 1933 продали на слом в Японию и разобран в Осаке.
Торговый флаг Германской империи 1896-1918
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1914-1918
Торговый флаг Германии, 1922-1933
Флаг США, 1917-1933
Торговый флаг Британии, 1919-1929
Торговый флаг Греции, 1928-1935
Торговый флаг Италии, 1915-1926
![]() Модель "Kiautschou" ![]() Модель "Kiautschou" ![]() Модель "Kiautschou" ![]() Модель "Kiautschou" ![]() "President Arthur" ![]() "Princess Matoika" в Бремерхафене, 4 июля 1921 г. ![]() Пожар на "City of Honolulu" ![]() "Princess Matoika" после войны. ![]() "Princess Matoika" входит в Нью-Йорк, 1 августа 1919 г. ![]() "Princess Matoika", 1919 г. ![]() "Princess Matoika", 1919 г. ![]() "Princess Matoika", 1919 г. ![]() "Princess Matoika", 1919 г. ![]() "Princess Matoika", 1919 г. ![]() "Princess Matoika" в Сен-Назере, 18 декабря 1918 г. ![]() "Princess Matoika" ![]() "Princess Alice" ![]() Интернированная "Princess Alice" в Себу. ![]() "Princess Alice" ![]() "Princess Alice" ![]() "Princess Alice" ![]() "Kiautschou" ![]() "Bremen", 1922-1928 г. ![]() "Karlsruhe" ![]() "Pocahontas", 1920-1921 г. ![]() "Pocahontas", 1919 г. ![]() "Pocahontas" во Франции, 1919 г. ![]() "Pocahontas" идёт из Европы в США, 1919 г. ![]() "Pocahontas" у Бреста, 1918-1919 г. ![]() "Pocahontas", 1918-1919 г. ![]() "Pocahontas" выходит из Бордо, декабрь 1918 г. ![]() "Pocahontas", в Сен-Назере, май 1918 г. ![]() "Pocahontas", лето 1918 г. ![]() "Pocahontas", лето 1918 г. ![]() "Pocahontas", конец 1917 г. ![]() "Pocahontas", сентябрь 1917 г. ![]() Реквизированная "Prinzess Irene" на верфи ВМФ в Нью-Йорке, август 1917 г. За неё - трубы "Kaiser Wilhelm II". ![]() "Prinzess Irene" на буксире входит в Нью-Йорк, 11 апреля 1911 г. ![]() "Prinzess Irene" на буксире входит в Нью-Йорк, 11 апреля 1911 г. ![]() "Prinzess Irene" на мели у Нью-Йорка, апрель 1911 г. ![]() Обеденный салон "Prinzess Irene". ![]() "Prinzess Irene" ![]() "Prinzess Irene" ![]() "Prinzess Irene" ![]() "Prinzess Irene" ![]() "Prinzess Irene" ![]() "Prinzess Irene" ![]() "Prinzess Irene" ![]() "Prinzess Irene" ![]() "New Rochelle" ![]() "President Fillmore" ![]() Винто-рулевая группа "Powhatan". ![]() Вид на ют "Powhatan". ![]() Вид на бак "Powhatan". ![]() Ходовой мостик на "Powhatan". ![]() "Powhatan" в Антверпене, 24 июля 1919 г. ![]() "Powhatan" в Сен-Назере, 16-17 июня 1919 г. ![]() "Powhatan" в Сен-Назере, май 1919 г. ![]() "Powhatan" входит в Чарльстон, 10 апреля 1919 г. ![]() "Powhatan" в Пойяке, Франция, 1919 г. ![]() "Powhatan", 1919 г. ![]() "Powhatan", 1918-1919 г. ![]() "Powhatan", 1918 г. ![]() "Powhatan" в Нью-Йорке, 6 сентября 1918 г. ![]() "Powhatan", ноябрь 1917 г. ![]() "Hamburg", как госпитальное судно, 1914 г. ![]() Музыкальный салон на "Hamburg", 1905 г. ![]() Вестибюль на "Hamburg", 1905 г. ![]() Курилка на "Hamburg", 1905 г. ![]() Обеденный зал на "Hamburg", 1905 г. ![]() Прогулочная палуба "Hamburg", 1905 г. ![]() "Hamburg" в Гаване, 1911 г. ![]() "Hamburg" в качестве яхты. ![]() "Hamburg" в качестве яхты. ![]() "Hamburg" ![]() "Hamburg" ![]() "Ferdinando Palasciano" после войны. ![]() Госпитальное судно "Ferdinando Palasciano". ![]() Госпитальное судно "Ferdinando Palasciano". ![]() "König Albert" ![]() Госпитальное судно "Ferdinando Palasciano". ![]() Госпитальное судно "Ferdinando Palasciano". ![]() Обеденный зал I класса на "König Albert". ![]() "König Albert" ![]() Каюта I класса на "König Albert". ![]() Обеденный зал на "König Albert". ![]() "König Albert" ![]() "König Albert" ![]() "König Albert" ![]() "König Albert" ![]() "König Albert" ![]() "Bremen" ![]() "Bremen" после пожара. ![]() "Bremen" после пожара. ![]() "Bremen" (слева) и "Main" после пожара. ![]() "Bremen" (слева) и "Main" после пожара. ![]() "Bremen" (слева) и "Main" после пожара. ![]() "Bremen" после пожара. ![]() "Bremen" ![]() "Bremen" ![]() "Bremen" ![]() "Bremen" ![]() "Omar" ![]() Прибытие "Königin Luise" во Фримантл, 3 августа 1919 г. ![]() "Königin Luise" ![]() "Königin Luise" ![]() "Königin Luise" ![]() "Königin Luise" ![]() "Königin Luise" ![]() "Königin Luise" ![]() "Königin Luise" ![]() "Königin Luise" ![]() Горящий "City of Honolulu". ![]() "City of Honolulu" ![]() "City of Honolulu" ![]() "City of Honolulu" ![]() "City of Honolulu", план палуб. ![]() "City of Honolulu" ![]() "City of Honolulu" ![]() "City of Honolulu" ![]() "City of Honolulu" ![]() "Huron" в Пойаке, 21 апреля 1919 г. ![]() "Huron" на верфи ВМФ в Норфолке, 27 февраля 1919 г. ![]() "Huron" в Ньюпорт Ньюс, 1919 г. ![]() "Huron" в Сен Назере, 1918 г. ![]() "Huron" в Ньюпорт Ньюс, 1918 г. ![]() "Huron" в Нью-Йорке, 23 мая 1918 г. ![]() "Huron", 1918 г. ![]() "Huron", 1918 г. ![]() "Huron" в Ньюпеогрт Ньюс, 11 июля 1919 г. ![]() "Huron" на верфи, 1917 г. ![]() "Huron" ![]() Кайзер выступает с речью у "Friedrich der Grosse", июль 1900 г. ![]() "Friedrich der Grosse" ![]() "Friedrich der Grosse" ![]() "Friedrich der Grosse" ![]() "Friedrich der Grosse" ![]() Выгрузка войск с "Mercury", 1919 г. ![]() Погрузка войск на "Mercury", 1919 г. ![]() Вид на ют "Mercury", 1919 г., у борта буксиры. ![]() Солдаты на баке "Mercury", 1919 г. ![]() Солдаты на "Mercury", 1919 г. ![]() На шлюпочной палубе "Mercury", 1919 г. ![]() Параван на "Mercury", 1919 г. ![]() "Mercury", 1918-1919 гг. ![]() "Mercury" перед отправкой во Францию, январь 1918 г. ![]() "Mercury" в доке, 1919 г. ![]() "Mercury" в доке, 1919 г. ![]() "Mercury" в Ньюпорт-Ньюс, 5 июля 1919 г. ![]() "Mercury", 1919 г. ![]() "Mercury", 1919 г. ![]() "Mercury", 1919 г. ![]() "Mercury", 1919 г. ![]() "Mercury", 1919 г. ![]() "Mercury", 1918-1919 гг. ![]() "Mercury", 1918-1919 гг. ![]() "Mercury", 26 октября 1918 г. ![]() "Mercury", 1918 г. ![]() "Mercury" в доке, 1918 г. ![]() "Mercury" (справа), 1918 г. ![]() "Mercury", лето 1918 г. ![]() "Barbarossa" предп. на Robins Dry Dock and Repair Company в Нью-Йорке, 1917 г. ![]() "Mercury", 1918 г. ![]() "Mercury", май-июнь 1918 г. ![]() "Barbarossa" ![]() "Barbarossa" ![]() "Barbarossa" ![]() "Barbarossa" ![]() "Barbarossa" ![]() "Barbarossa" ![]() "Barbarossa" ![]() "Barbarossa" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||