ОглавлениеКрейсера → Колёсный паровой фрегат "Hansa"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсные паровые фрегаты (Dampffregatte/Radfregatte) типа

 Barbarossa 


Северо-Германский Союз, c 1849-1851 г. 2 ед. (быв. британские лайнеры, проект John Wood, 1838)

 

*
Barbarossa
*
Erzherzog Johann
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / год постройки прибыл/ в строю примечания
1 Barbarossa <Robert Duncan>, Гринок / 1839-1840 19.03.1849 быв. британский лайнер Britannia, флагман флота, с 1.05.1852 в ВМФ Пруссии, в 1852-1854 перестроен на <Kaiserliche Werft> в Данциге в жилой корабль и брандвахту, с 1865 жилой блокшив (c 1.07.1866 в ВМФ Северогерманского Союза, с 18 января 1871 Германии), 5.05.1880 исключен , 28.07.1880 потоплен как мишень торпедой с авизо "Zieten", 10-11.1880 поднят, слом на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле.
05.1849
2 Erzherzog Johann <John Wood>, Glasgow / 1839-1840 25.03.1849 быв. британский лайнер Acadia, 12.03.1849 сел на мель у о. Терсхеллинг, снят и 25.03.1849 зачислен в ВМС, но в строй не вводился, в 1849-1851 перестроен на <Trockendock> в Браке, фактически не служил, 20.01.1853 списан, с 16.03.1853 гражданский п/х Germania, в 1857 продан Израэлю Марксу в Лондон и разделан.
1851
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1313 т
регистровое 1135 брт, (первоначально 1156 брт, 619 нрт)
Размерения длина ВЛ 58,68 м
полная 64,69 м
ширина ВЛ 9,3 м
по кожухам 16,5 м
осадка носом 5,1 м
кормой 5,18 м
глубина трюма 6,83 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 24 лопасти Ø 8,97 м
1 МКО длиной 23,91 м 2 балансирных 1-цилиндровых ПМ однократного расширения "Robert Napier" (Глазго), до 17 об/мин.
4 коробчатых ПК (1 атм)
мощность проектная 1500 л.с.
номинальная 410 л.с.
паруса барки, с 1851 Barbarossa бриг, Erzherzog Johann бригантина, в 1873 с Barbarossa такелаж снят.
Ходовые данные скорость номинальная 8 уз.
на испытаниях 9,5 уз.
запас топлива 376 т. угля
дальность плавания ?
Экипаж 200 чел. по до. данным на Barbarossa 183 чел., из них 5 офицеров, 4 инженера, 3 прапорщика и 4 машиниста
Дополнительные данные корпус деревянный трёхпалубный корпус (дуб и жёлтая ель) с кованными железными деталями и медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
плавсредства 4 больших лодки и 1 катер
цена 451 тыс. флоринов / 37 тыс. ф. стерлинга
ВООРУЖЕНИЕ
9 - 68-ф бомбических пушек
на Barbarossa по нек. данным + 1 - 12-ф пушка
*пушки с британского арсенала в Вулвиче, установлены арсеналом Seezeugmeisterei в Гестемюнде.




 

Первой реакцией на конфликт с Данией был договор северогерманских прибрежных государств вооружить торговые суда под руководством так называемого Гамбургского комитета. 23 июля 1848 были закуплены 3 колёсных торговых судна и один парусник, затем 3 деревянных колёсных парохода, заказанных в Бристоле.  В марте 1849 к ним присоединились купленные у Кунарда Атлантические пароходы "Britannia" и "Acadia", которые были переименованы в "Barbarossa" и "Erzherzog Johann".

"Britannia" строилась на верфи Роберта Дункана в Гриноке по заказу Cunard Line. 5 февраля 1840 она была спущена на воду. Это был почтово-пассажирский пароход для трансатлантической линии. 4 июля 1840 "Britannia" с грузом почты вышла в первый рейс и 17 июля достигла Галифакса, за что получила Голубую ленту Атлантики этого года. После 40 рейсов Ливерпуль-Бостон через Атлантику для Cunard Line, в январе 1848 корабль был куплен Гамбургским адмиралтейством в ходе создания Рейхсфлотте за 451 гульденов (37 тыс. £), чтобы перестроить его в военный корабль.

"Acadia", построенная для Cunard Line на верфи Джона Вуда в Глазго, была спущена в апреле 1840, вышла в первый рейс 4 августа 1840 из Ливерпуля через Галифакс в Бостон. В январе 1849, после 33 рейсов Ливерпуль-Бостон через Атлантику, она также была продана Рейхсфлотте за 37 тыс. £.

*Всего для Cunard Line были построены четыре однотипных лайнера: "Britannia", "Acadia", "Caledonia" и "Columbia".

Корабли строились из дуба и желтой ели по традиционному "каравелльному" методу с поперечной схемой набора. Корпуса частично соответствовали обводам распространённых в то время 2 палубных парусников, имели транцевую корму и типичный "галионный" нос. Дополнительно к паровому приводу у них была парусная оснастка барка. Их машины были бокового балансирного типа мощностью по 440 л.с. с 2 цилиндрами с диаметром 1829 мм и ходом поршня 2083 мм. 4 огнетрубных котла с 3 топками поставляли пар с давлением в 0,633 бар. Потребление угля составляло от 31 до 38 т в день, общий запас угля в 376 т складывался в бункер. Колеса диаметром 8,53 м имели 21 радиальную лопасть, делали 16 оборотов в минуту и позволяли развивать максимальную скорость 8,5 уз., средняя коммерческая скорость составляла 8,19 узлов. Первоначально на судах размещались места для 115 пассажиров I класса, а также для экипажа в 89 человек.

Корабли имели отличную мореходность, хорошо ходили под паром, но как парусники были плохими из-за слишком маленького такелажа, при этом сильно уваливались под ветер.

***

После продажи, чтобы корабли могли нести на верхней палубе предусмотренное вооружение, ещё на верфи Моргана в Ливерпуле были настелены дополнительные брусы палубы. Из-за британского нейтралитета корабли шли в Гестемюнде без военного оборудования, под британским флагом и с британскими экипажами. По прибытии они были зачислены в состав флота как фрегаты, хотя из за расположения орудий на верхней палубе, их логично отнести к корветам.

Корабли не смогли сразу войти в строй - кроме установки вооружения, для размещения 9-й (кормовой) пушки потребовалось демонтировали бизань-мачту, а на "Erzherzog Johann" с той же целью переделали  плоскую корму на круглую.

 

Barbarossa

19 марта 1849 корабль прибыл в Бремерхафен. В Браке он прошёл перестройку, было установлено вооружение и оборудование. Корабль получил такелаж шхуны, была снята бизань-мачта, к тому же он получил новое носовое украшение, изображающее императора Барбароссу.

После окончания работ корабль вошёл в строй как флагманский корабль Рейхсфлотте. 4 июня 1849 адмирал Карл Рудольф Бромми вышел из Бремерхафена на боевую разведку в Немецкую бухту курсом на остров Гельголанд, который в 1849 еще принадлежал Великобритании. Этот выход привёл к морскому бою у Гельголанда.

Битва у Гельголанда

 

Первое сражение у Гельголанда произошло 4 июня 1849 во время Первой Шлезвигской войны между неоперившимся немецким флотом, известным как Reichsflotte, который был основан менее чем за год до этого, против Королевского датского флота, который блокировал немецкую военно-морскую торговлю в Северном и Балтийском море с начала 1848 г. Результат был неокончательным, без жертв, и блокада продолжалась.

***

4 июня, немецкий адмирал Карл Рудольф Бромми вышел из Бремерхафена со своими кораблями ("Barbarossa", "Hamburg", "Lübeck"), чтобы рассеять датские суда, которые охраняли устье реки Везер. Датские силы в тот день были незначительными и отступили, но Бромми удалось догнать парусный корвет "Valkyrien", который под командой капитана Андреаса Полдера искал убежище у острова Гельголанд, который в то время принадлежал Британии. Британцы, будучи нейтральным, так или иначе заранее дали понять, что не признавали немецкий флаг и могли рассматривать их как пиратов.

Суда обеих сторон сделали несколько выстрелов, но без какого либо эффекта. Когда немцы приблизились к трехмильной зоне острова, британские корабли открыли по ним предупредительный огонь, позволив датскому корвету оставаться в своих водах. Бромми не хотел рисковать международными осложнениями и остался на расстоянии, в то время как датский капитан Полдер ждал прибытия подкрепления датского главного флота. Когда показался современный пароход "Gejser" под командой капитан-лейтенанта Йоргена П. Ф. Вульфа, Бромми отступил, опасаясь дальнейшего усиления датских сил. Датчане проследовали за немцами к устью Эльбы около Куксхафена и возобновили блокаду. Это было первой и последней боевой операцией  маленького флота под черно-красно-золотым флагом.


слева на право: три британских корабля, "Barbarossa", датский "Valkyrien", "Hamburg", "Lübeck"

 

 

 

18 марта 1850 г. Бромми со штабом перенёс флаг на Hansa.

31 декабря 1851 г федеральное собрание решило распустить флот. "Barbarossa" вместе с парусным фрегатом "Gefion" 16 февраля 1852 были проданы Пруссии по оценочной стоимости. 5.04.1852 корабль поднял прусский флаг и 1.05.1852 прибыл в Данциг, но после осмотра было установлено, что котлы и машину необходимо заменить, что по тем временам было слишком дорого, сравнимо с постройкой нового военного корабля.

Это и определило дальнейшую службу "Barbarossa" в качестве стационарной плавказармы в Данциге. В 1852-1854 на Королевской верфи была проведена соответствующая реконструкция для размещения примерно 500 матросов. Такелаж заменили на бриговский, дымовая труба была демонтирована, старое носовое украшение, которое было передано морскому отделению музея океанологии, заменили на другую фигуру.

В 1856 "Barbarossa" стали использовать как брандвахтенное судно.

В 1865 с него сняли и отправили на лом машины, а корпус перевели в Киль, новый прусский военный порт, где он служил как учебный и жилой блокшив.  В 1873 такелаж, наконец, сняли полностью. С 1875 корабль использовался только как жилой блокшив для юнг. В 1879 на борту случилась эпидемия тифа.

5 мая 1880 блокшив выведен из эксплуатации и его корпус решили использовать как мишень. 28 июля 1880 в присутствии наследного принца он был потоплен выстрелом торпеды авизо "Zieten". В октябре-ноябре того же года обломки были подняты при участии канонерок "Comet" и "Delphin" для исследований результатов действия торпеды и затем проданы на слом Императорской верфи в Киле за 6000 марок, разобран в 1880.

   

 

Erzherzog Johann

12.03.1849, по пути в Германию, корабль сел на мель у Терсхеллинга. И, хотя он был снят, но прибыл в Бремерхафен только 25 марта 1849 (с несколькими днями опоздания), и сразу был введён в сухой док в Браке для исправления повреждений, перестройки и вооружения. Работы по реконструкции и ремонт продолжались до 1851. За это время он был переименован (первый вариант имени был "Johann von Österreich"). Первоначальный такелаж барка был заменён на такелаж бригантины для освобождения кормы под установку орудия, с той же целью транцевая корма была перестроена в круглую. Кроме того появилась новая носовая фигура.

Так как корабль не мог быть закончен до окончания военных действий, остаток своей недолгой службы он использовался как учебный корабль для юнг.

20 января 1853 г. фрегат был списан и 20 марта 1853 г. продан с аукциона в Бремерхафене компании Reederei Fritze & Co. (W. A. Fritze & Co. для C. Lehmkuhl ?) из Бремена. Корабль был перестроен назад в пассажирское судно и применялся на Атлантической линии. С новым именем "Germania" 2 августа 1853 корабль вышел в 1-й рейс Бремерхафен-Нью-Йорк. Он сделал 4 трансатлантических рейса из Бремерхафена, став первым Бременским пароходом на этой линии.

С марта 1855 по июль 1856 "Germania" была зафрахтована британцами как войсковой транспорт в Крымской войне под No. 207. Корабль был сдан на слом в 1857 и разобран на Темзе (Marks, Гринвич).

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Arenhold L.: Vor 50 Jahren! Die Deutsche Reichsflotte 1848-1852 in zwölf Bildern, Berlin 1906, Neudruck mit einer Einleitung von Uwe Greve Berlin 1995.
4 Hubatsch W.: Die erste deutsche Flotte 1848-1853, Herford/Bonn 1981.
5 Kludas, Arnold: Die Schiffe der Deutschen Reichsflotte. In: Walther Hubatsch: Die erste deutsche Flotte 1848-1854. Mittler, Herford u. a. 1981.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 04.06.2023

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1852-1867
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1880
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1849-1852
Barbarossa
"Barbarossa" уже без трубы и колёс.
Barbarossa
"Barbarossa" в качестве плавказармы.
Britannia
"Britannia"
Erzherzog Johann
"Erzherzog Johann"
Erzherzog Johann
"Erzherzog Johann"
Erzherzog Johann
"Erzherzog Johann"
Erzherzog Johann
"Erzherzog Johann" в ремонте.
Barbarossa
характер торпедных повреждений мишени "Barbarossa", вид на борт
Barbarossa
характер торпедных повреждений мишени "Barbarossa", вид на палубу
вид повреждений мишени "Barbarossa" после торпедирования
Barbarossa
"Barbarossa"
Barbarossa
"Barbarossa"
Barbarossa
"Barbarossa"
Barbarossa
"Barbarossa" под прусским флагом.
Barbarossa
"Barbarossa"
Barbarossa
"Barbarossa" в бою у Гельголанда
Acadia
"Acadia"
Britannia
"Britannia"
"Barbarossa"
Britannia
"Britannia"

Erzherzog Johann - Иоганн Баптист Йохан (1782-1859) - эрцгерцог Австрийский, австрийский фельдмаршал, русский генерал-фельдмаршал, сын императора Леопольда II и испанской инфанты Марии-Луизы, брат Франца II.

Неоднократно участвовал в наполеоновских войнах. Несмотря на выдающуюся личную храбрость, не раз терпел поражения от французских генералов (в 1800 г. — при Гогенлиндене).

После окончания военных действий был назначен главным директором инженерной части. Занимался историей и естествоведением, собрал богатые естественно-исторические и археологические коллекции, которыми обогатил Инсбрукский университет и дал возможность сопровождавшим его специалистам исследовать весь этот край в историческом, этнографическом и экономическом отношениях. Он заботился также об улучшении системы укреплений и о целесообразном устройстве сети сухопутных и водяных сообщений.

После опалы, вызванной морганатическим браком (1823), эрцгерцог вновь выдвинулся на политическое поприще с началом революционных событий 1848 г. Император Фердинанд, оставив Вену, назначил его там своим наместником; национальное собрание в Франкфурте выбрало его имперским викарием; в этой должности он оставался до 20 декабря 1849.

Barbarossa - Фридрих I Гогенштауфен (нем. Friedrich I Rotbart, ок. 1125-1190) — король Германии (11521190), император Священной Римской империи (1155-1190), герцог Швабии (1147-1152) как Фридрих III. Прозвище Барбаросса получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды (от итал. barba, "борода", и rossa, "рыжая").

Фридрих вёл политику, направленную на подчинение Италии, совершил 6 итальянских походов: 1-й в 1154-55 (присягнула на верность большая часть североитальянских городов), 2-й в 1158-1162 (захватил и разрушил непокорные Кремону (1160) и Милан (1162), города севера Италии объединились в Ломбардскую лигу для борьбы с императором, многие немецкие князья умерли от эпидемий), 5-й в 1174-78 (особенно неудачный, потерпел сокрушительное поражение в битве при Леньяно (1176), в 1183 заключил с Ломбардской лигой Констанцский мир, по которому отказался от многих претензий в Северной Италии), 6-й в 1184-86 (оставил править в Италии своего сына Генриха VI).

Выступил во главе Третьего крестового похода. Из похода не вернулся — утонул в горной реке Салеф в Малой Азии (ныне на территории Турции). В Германии была распространена легенда о том, что Барбаросса не утонул, а спит на дне реки, чтобы когда-нибудь явиться вновь и прославить Германию. Эта легенда позднего происхождения, в ней слились воедино образ Барбароссы и его внука Фридриха II Штауфена, причем местом императорского сна считался замок Кифхаузер. Здесь в конце 19 в. и был воздвигнут памятник Барбароссе.

"Barbarossa" и "Erzherzog Johann"
Britannia
"Britannia"
Следующая страница - северо-германский колёсный паровой фрегат "Hansa"
Предыдущая страница - северо-германские колёсные паровые корветы типа "Der Königliche Ernst August"