ВходОглавлениеКрейсера → военные шхуны типа "Hela"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

военные шхуны
(Kriegsschooner) типа

 Hela 


Пруссия, 1854-1856 гг. 2 ед. (проект: Klawitter / Lübke, 1853, по образцу голландского Schorpioon)

 

*
Hela
*
Frauenlob
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hela <Königl. Werft>, Данциг 1852 строился как Der Urwähler, с 1859 использовался как учебный, в 1860 перестроен в бриг, 28.11.1871 исключён, слом.
18.10.1853
20.03.1854
2 Frauenlob <Lübke>, Вольгаст 1849 строился как Frauengabe, на заграничной службе, 2.09.1860 погиб в тайфун со всем экипажем (47 чел.) на дальнем Востоке.
24.08.1855
1.05.1856
ТТХ
  Hela Frauenlob
Водоизмещение нормальное 271 т 275 т
полное 300 т 305 т
регистровое 77 брт, Hela после перестройки: 94 брт
Размерения длина ВЛ 27,43 м 27,66 м
полная 32,60 м 32,10 м
ширина 7,85 м 8,10 м
осадка носом 2,44 м 2,61 м
кормой 3,66 м 3,23 м
глубина трюма 4,9 м
Энергетическая установка паруса топсельная шхуна, 539 м² с 1860: бриг, 604 м² гафельная шхуна, 523 м²
Ходовые данные скорость до 14 уз. до 13 уз.
Экипаж 45 чел. (5 офицеров, 40 матросов)
с 1860: 82 чел. (7 офицеров, 75 матросов)
47 чел. (5 офицеров, 42 матроса)
Дополнительные данные корпус дубовый, набор по поперечной схеме, медная обшивка днища
управление 1 руль
плавсредства 4 лодки
цена 46 тыс. талеров. 43 тыс. талеров.
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально Hela с 1860
1 - 30 ф. короткая пушка 9 - 24 ф. (3 тяжёлых, 6 лёгких)



 

  

Средства на постройку двух военных шхун были собраны добровольными пожертвованиями во время германской революции 1848 г. и Шлезвиг-гольштейнской войны. В качестве образца для проекта была взята голландская шхуна "Schorpioon".

Первой заложила шхуну частная верфь "Lübke" в Вольгасте, на денежные пожертвования немецких женщин, сперва она получила имя "Frauengabe" ("Женский дар"). "Женских" денег оказалось недостаточно, и к 1850 г. постройка приостановилась.

В 1852 г. избиратели собрали по подписке деньги на ещё один корабль. Он был заложен корабельным мастером Клавиттером на королевской верфи в Данциге и получил при постройке имя "Der Urwähler" ("Избиратель").

Недостаток собранных средств вынудил правительство финансировать достройку корабля и 20 марта 1854 он вошёл в строй, сменив имя на "Hela".

Затем правительство выделило деньги и на стоящий в Вольгасте недостроенный корабль. 1 мая 1856 он вступил в строй с несколько изменённым именем "Frauenlob".

Корабли оказались неудачными - мореходность практически отсутствовала, выдерживали лишь небольшое волнение, плохо меняли курс. Единственным плюсом было то, что они хорошо ходили под парусами.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП (с 8 апреля 1868 г. - широкая полоса по уровню пушечных портов).
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

 

S.M.S. Frauenlob

 

В 1856 принц Адальберт поднял свой флаг на колёсном корвете "Danzig" и с парусниками "Thetis", "Amazone", "Mercur" и "Frauenlob" отправился на Мадейру, ходил также в Средиземное море и на марокканское побережье, где Рифские пираты несколько лет назад ограбили Штеттинский корабль. У мыса Tres Forcas он высадился на лодке на побережье и внезапно оказался под огнем. Немцы высадили маленькую десантную партию матросов и морских пехотинцев на сушу и атаковали марокканцев, но вынуждены были отступить с 7 убитыми и 22 ранеными, принц Адальберт был ранен в ногу.

8 января 1860 года небольшая эскадра вышла из Данцига в особенно важный для прусского морского флота заграничный поход в восточноазиатские воды. Она состояла из винтового фрегата "Arcona", парусного фрегата "Thetis", шхуны "Frauenlob" и транспортного судна "Elbe".

Пруссия была очень заинтересована в торговле с Китаем, Японией и Сиамом. Поход вёл через Англию, мыс Доброй Надежды в Сингапур. 2 сентября 1860 перед Йокогамой прусская эскадра попала в тайфун. Даже большие военные корабли подверглись серьезной опасности, а "Frauenlob" с её плохими мореходными качествами, погибла со всем экипажем из 5 офицеров и 42 матросов.

Остаток эскадры продолжил поход и прибыл в Японию и в Шанхай в Китае. Через Южную Африку они вернулись в Данцига после 2-летнего путешествия.

В 1902 г. имя шхуны получил новый бронепалубный крейсер.

 

S.M.S. Hela

 

Однотипная "Hela" использовалась как учебный корабль. В то время, как систершип находился на пути к Японии, её переделали, заменив оснастку на рангоут брига, надстроив фальшборт и усилив вооружение.

6 августа 1861 канонерские лодки I класса "Camäleon" и "Comet" с канонерскими лодками II класса "Fuchs", "Jager", "Salamander" и "Scorpion" вышли в поход для посещения Гамбурга и Бремена, тогда еще фактически заграницы. В Северном море к ним присоединились корвет "Amazone" и бриг "Hela", при этом находящийся на "Amazone" принц Адальберт принял руководство флотилией. На обратном пути корабли посетили Любек и вернулись в Данциг.

После нескольких учебных походов в домашних водах, в 1871 бриг был выведен из эксплуатации и сдан на слом.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

König König König König König 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий


 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) 1867-1871
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1854-1867
Frauenlob
"Frauenlob", рисунок.
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Frauenlob
"Frauenlob", рисунок Людера Арнольда.
Frauenlob
"Frauenlob" 1902 и 1856 гг.

на деревянной гравюре 1860 года: слева "Arcona", в середине "Thetis", справа "Frauenlob"
Frauenlob
Модель "Frauenlob"

Хельская коса (нем. Halbinsel Hela или Putziger Nehrung) - песчаная коса на побережье Балтийского моря. Длина - 35 км, ширина от 300 метров до 3 километров.

Фрауэнлоб (Хвала женщине, нем. Frauenlob - псевдоним, настоящее имя Генрих фон Мейсен - нем. Heinrich von Meißen; 1250/1260 - 1318 г.) - немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга, воспевал женщин. Восхваляемая frouwe — это Дева Мария.

Следующая страница - прусские учебные бриги типа "Musquito"
Предыдущая страница - прусский военный бриг "Freya"