Оглавление → Крейсера → Винтовые паровые фрегаты типа "Vineta"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
винтовые фрегаты, позже "закрытые" корветы (Schraubenfregatten / Gedeckte Korvetten) типа
Пруссия, 1864-1865 г. 2 ед. (улучшенный проект 1854 г.) * Vineta * Hertha *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Деревянные винтовые фрегаты с покрытым медью днищем, подъемным винтом и полным парусным вооружением. Проект лишь незначительно отличался от типа "Arcona", лишь за счёт некоторого увеличения водоизмещения было усилено вооружение. Также, как и предшественники обладали превосходной мореходностью, как парусники при поднятом винте и неполной нагрузке очень хорошо управлялись, большую часть службы ходили под парусами. Под паром сильно теряли скорость при волнении. Заметным внешним отличием от предыдущего типа было лишь отсутствие массивной трубки на дымовой трубе, корабли также, как и предшественники, имели плоскую корму. Крейсера не отличались особыми техническими инновациями, но исправно служили в качестве "рабочих лошадок" для обучения личного состава флота и осуществления германской политики в удаленных районах. Использовались в основном для стационерской и колониальной службы, учебных целей либо для "показа флага". Первоначально классифицировались как винтовые фрегаты (schraubenfregatten), позже - как закрытые корветы (gedeckte korvette). Схемы окраски: сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую. Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
с 28 января 1874 г.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Спуск фрегата состоялся 4 июня 1863 года после трехлетней постройки в Данциге. 4 марта 1864 крейсер приступил к испытаниям, командование принял капитан-цур-зее Ханс Кун. Несмотря на то, что "Vineta" ещё не была полностью экипирована, 30 апреля 1864 года она атаковала у Данцига датский корабль "Skjold", однако не нанесла ему ущерба. После окончательного ввода в строй в октябре 1864 года сначала фрегат охранял Кильскую гавань. Затем большую часть службы он провёл в заграничных водах. В 1864 году в Южной Америке разразилась парагвайская война, и секретарь прусского представительства в Бразилии Теодор фон Бунсен обратился к королю Вильгельму за помощью. Король приказал послать туда "Vineta". Фрегат покинул Киль 19 ноября 1865 года и 20 января 1866 г. прибыл в Рио-де-Жанейро, где оставался до 4 февраля. 18 февраля он прибыл в Монтевидео. Поскольку было очевидно, что война больше не представляет угрозы прусским интересам в регионе, Кун получил новый приказ - в Чили началась испано-южноамериканская война и крейсер стал необходим там. 18 марта 1866 г. "Vineta" покинула Монтевидео и через Магелланов пролив направилась в Чили. У мыса Горн один член экипажа совершил самоубийство. 6 мая 1866 г. фрегат прибыл в Вальпараисо, где дезертировали 17 человек. Вальпараисо к этому времени (31 марта) уже был обстрелян испанским Тихоокеанским флотом, который затем повернул на север и бомбил Кальяо в Перу. "Vineta" пришла слишком поздно. В мае она патрулировала у чилийского побережья и конвоировала перуанский конвой с углём, прибывший из Англии. Когда угроза прусским коммерческим интересам в Чили исчезла, кораблю было поручено идти в Кальяо. Поскольку там не оказалось испанских военных кораблей, экипаж получил отпуск и ежемесячную зарплату, что заметно улучшило атмосферу на борту. После пребывания в Перу Кун получил приказ пересечь Тихий океан и отправиться в Китай. 2 сентября 1866 года "Vineta" покинула Южную Америку. С остановкой на Гавайях она прибыла в Шанхай, где стала частью международного соединения по борьбе с китайскими пиратами, а затем ходила между Китаем и Японией, где случались бунты в преддверии войны Бошин. 27 октября 1867 года по вине японского лоцмана корабль ударился о скалу в проливе Хирадо, был серьезно поврежден и его пришлось ремонтировать в Шанхае в течение четырех месяцев. В мае 1868 года Кун был назначен контр-адмиралом и в октябре 1868 года вместе с кораблём вернулся в Киль. Таким образом "Vineta" стала первым военным кораблём прусского флота, который - хотя и незапланированно - совершил кругосветное плавание, при этом, выйдя в поход как прусский корабль, а вернулся уже как северогерманский федеральный. После возвращения фрегат был капитально отремонтирован и по окончании войны с Францией, летом 1871 года отправился стационером в Вест-Индию. В начале 1872 года под командованием капитана-цур-зее Батча фрегат находился на восточном побережье Бразилии, а затем отправился на Гаити по просьбе немецких купцов из Кап-Аитьена и Порт-о-Пренса. 23 мая в Гаване "Vineta" встретилась с "Gazelle" и 11 июня они прибыли в Порт-о-Пренс, где без боя взяли две канонерские лодки и таким образом вынудили должника заплатить немецкому кредитору. С 1872 по 1874 фрегат должен был совершить поход вокруг Южной Америки в Восточную Азию с прибывшим бронированным фрегатом "Friedrich Саrl". Однако 10 марта 1873 года в Гаване эти планы были отменены из-за начала Третьей войны Карлистов в Испании. "Vineta" отправилась в Европу. На переходе до прибытия в Плимут из-за нехватки угля "Friedrich Саrl" частично шёл на буксире "Vineta". По прибытии корабль вошёл в состав впервые образованной летней учебной эскадры под командованием контр-адмирала Людвига фон Хенка и с ней принял участие в праздновании коронации короля Норвегии Оскара II. После того, как 11 сентября 1873 учебная эскадра была расформирована, "Vineta" входила в состав немецкой эскадры у испанского побережья. В конце 1875 года корвет отправился в восточную Азию и в июне 1876 прибыл в Гонконг, где встретился с "Hertha", "Ariadne" и "Cyclop", командование расположенными в Восточной Азии кораблями было передано Эдуардом Кнорром находящемуся на корабле Александру фон Монтсу, временно была организована крейсерская эскадра. Через месяц "Hertha" и "Ariadne" отправились домой, 3 корабля остались - "Vineta", "Luise" и "Cyclop". В августе эскадра была формально расформирована, но "Vineta" покинула область станции лишь в начале 1877 года. По прибытии корабль был отправлен на ремонт, а затем служил кадетским учебным кораблем, снова предприняв дальние плавания за границу — например, в Южную Америку. С июня 1880 по апрель 1881 корвет снова находился в восточной Азии. C 1882 крейсер использовался, как учебный корабль машинистов, с 12 августа 1884 - как машинный блокшив в Вильгельмсхафене, в 1897 был продан на слом "Kaiserl. Werft" в Киле за 55 тысяч 220 марок. Носовая фигура передана военно-морской школе в Мюрвике. Сад Винета на востоке Киля назван в честь корабля.
Из-за финансовых проблем и задержек доставки пиломатериалов строительство Герты сперва было отложено. Спуск состоялся 1 октября 1864 года на Королевской верфи в Данциге. После ввода в строй в 1 ноября 1865 корабль приступил к испытаниям. 15 октября 1867 года корвет представлял Пруссию на свадьбе греческого короля Георга I, в декабре 1867 "Hertha" с канонеркой "Blitz" ходил в Хиос, где французский корвет "Roland" налетел на скалу. После разгрузки корабль смог сойти на воду. В 1869 "Hertha" была отправлена в Восточную Азию, командиром корабля был капитан-цур-зее Генрих Келер (Heinrich Köhler). По пути в ноябре корабль принял участие в открытии Суэцкого канала. Северогерманский союз представлял наследный принц Фридрих Вильгельм (будущий император Фридрих III), который иногда находился на борту "Hertha". Также принимали участие: корветы "Arcona" и "Elisabeth", канонерская лодка "Delphin" и яхта "Grille", на которой наследный принц Фридрих Вильгельм участвовал в первом проходе канала. Затем "Hertha" ушла новым каналом в Восточную Азию, "Arcona" в Западную Индию а "Grille" назад на родину. 23 июня 1870 "Hertha" прибыла в Иокогаму, встретив там корвет "Medusa". Капитан-цур-зее Генрих Кёлер принял командование станцией. Во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. "Hertha" вместе с "Medusa" была блокирована французскими кораблями в порту Йокогамы в Японии. В 1872 году она вернулась из Азии и стала учебным кораблем для кадетов, совершив несколько заграничных походов, в том числе за океан. С 10 июня по 11 сентября 1873 г. крейсер был флагманом контр-адмирала Хенка - командира первой германской летней учебной эскадры, после чего вновь отправился на станцию Юго-Восточной Азии, где находился с марта 1874 до июня 1876 г. и входил в состав Восточно-Азиатской эскадры под командованием капитана Эдуарда фон Кнорра. В июне он вместе с "Ariadne" отправился домой, по пути зайдя в Полинезию, где 1 ноября 1876 в гавани Нуку-Алофа на Тонгатапу на крейсере был подписан договор о дружбе между Немецкой империей и Тонгой. На борту был, среди прочих, морской казначей Густав Адольф Ример, который сделал многочисленные фотографии станций. Ряд его фотографий позже был показан в "Кайзеровских панорамах" Августа Фурманна под заголовком "Путешествие Герты". Крейсер вернулся в Германию в начале 1877 года. В 1880-1882 годы "Hertha" ходила в большой учебный поход. В середине апреля посетила станцию Южного моря, с канонерскими лодками Habicht и Möwe представляла Германию на Всемирной выставке в Мельбурне, в июне 1881 года посетила Иокогаму и до марта 1882 г. оставалась на станции Юго-Восточной Азии. В июне 1882 года крейсер нанёс визит к султану Занзибара Баргашу ибн Саиду, а затем перешёл к Дагомее, где были проведены переговоры с королём на тему немецких торговых интересов. C 1982 корабль находился в резерве. 12 августа 1884 он был исключён из списка боевых кораблей и стал угольным блокшивом для миноносцев в Киле-Вике, в 1902 продан на слом в Свинемюнде за 45 600 марок. Носовая фигура передана в Музей немецкого корабельного искусства. Для его замены в 1878 г. был заложен "закрытый" корвет "Stein".
|