входоглавлениекрейсера → минный заградитель "Nautilus"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Минный заградитель, с 1914 - крейсер
(Minendampfer / Minenkreuzer)

 Nautilus 


Германия, 1907 г. 1 ед. (проект 1904 г.)

 

*
Nautilus
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Nautilus <A.G.Weser> Бремен, стр. № 152, "Minendampfer A" 1905 учебный корабль при минной школе, в 1909-1910 модернизирован на <Kaiserl. Werft> в Киле, с 30.10.1911 по 5.06.1914 в резерве, 21.03.1919 исключён, с 1921 плавсклад (гражданский), с 1.01.1923 "Hulk I", с 1.04.1923 "Hulk A", 18.08.1928 продан на слом.
28.08.1906
19.03.1907
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1975 т
полное 2345 т
регистровое 1693 брт., 816 нрт.
Размерения длина ВЛ 90,2 м
полная 98,2 м, с 1911 - 100,9 м
ширина корпус 11,2 м
осадка носом 4,42 м
кормой 4,54 м
1 см осадки = 6,17 т. водоизмещения
высота борта на миделе 7,21 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 3,2 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО 4 ВМ ПК (8 топок, 15 атм, 1525 м²)
проектная мощность 6600 л.с., 180 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 20 уз.
на испытаниях 20,8 уз. при 6638 л.с., 188 об/мин.
запас топлива 200/490 т. угля
дальность плавания на 9 уз. 3530 миль
Экипаж штат 201 чел. (10 офицеров, 191 матрос)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 9 отсеков, двойное дно на 60%.
электроснабжение 2 турбо-генератора, 90 кВт, 110 В.
управление 1 полубалансирный руль
плавсредства 2 больших паровых/моторных катера, 1 баркас, 1 вельбот, 2 катера, 1 ял.
кренящий момент 3150 мт
цена 2 млн. 879 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
8 - 88 мм/35 [2000 снарядов], 9100 м
с 1918 г. + 4 - 22,4 мм зенитки
во время десантных операций брал на борт 2 - 76 мм полевые пушки, 4 миномёта, 2 огнемёта
186 мин с 1910 г. - 391 мина
2 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА

до войны / во время войны

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

К началу века минное оружие в германском флоте рассматривалось исключительно, как оборонительное. Для защиты гаваней было достаточно небольших тихоходных плавсредств, но с появлением концепции активных минных постановок у берегов противника, потребовались быстроходные корабли специальной постройки с достаточным оборонительным вооружением. Первый такой проект (Minendampfer A) был разработан в 1904 г. Особенностью проекта был своеобразный внешний вид: несмотря на то, что обводы, начинка и разделение на отсеки соответствовало "крейсерским" нормам, для введения противника в заблуждение корабль был "замаскирован" по пассажирское судно, имел изящный "яхтенный" форштевень и развитые надстройки. Корабль обладал приемлимой мореходностью, но был увальчивым и имел заметный снос. Маневрировал и поворачивал хорошо.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Изменения

В ходе модернизации в 1910 г. устройства сброса мин были перенесены с минной палубы на верхнюю, для чего кормовой свес был удлинён на 2,7 м. Кормовой прожектор перенесли с кормовой рубки на площадку на грот-мачте на высоте 13 м над КВЛ. Палубная надстройка за грот-мачтой была удлинена.

 

постройка S.M.S. Nautilus
и служба до войны

 

Киль "минного парохода А", был заложен на верфи "A.G.Weser" в Бремене 19 декабря 1905 года, корпус был сапущен на воду 28 августа 1906 г. В этот день корабль получил имя "Nautilus" в честь колониальной канонерки "Nautilus" (на службе 1873-1896). После достройки, 19 марта 1907 года корабль был передан комиссии для морских испытаний, которые продлились до 25 мая.

Первоначально корабль использовался для учебных целей и базировался в Куксхафене. Заградитель принимал участие в ежегодных маневрах флота в августе и сентябре 1907 и 1908 годов, после чего был выведен в резерв в Киле. Его место в учениях флота занял "Albatross".

В 1909-1910 годах "Nautilus" прошёл модернизацию на Императорской верфи в Киле. Был увеличен запас мин и перестроено устройство сброса мин, для чего кормовой свес удлинили на 2,7 м. Работы были завершены в январе 1910 года.

23 января 1910 "Nautilus" вернулся к своей прежней службе и принял участие в осенних маневрах флота. В конце года он ушёл в Киль для капитального ремонта, работы продолжались с 27 декабря по 27 января 1911. 4 апреля корабль покинул Киль и остальную часть года провёл в экспериментах с тральщиками в Северном море. Они были прерваны только ежегодными учениями флота. 30 октября 1911 заградитель еще раз был выведен в резерв в Киле. Для экспериментов с тральщиками вместо него выделили легкий крейсер "Arcona". "Nautilus" оставалcя в резерве более полутора лет, пока не был вновь введён в строй 5 июня 1914, чтобы заменить ушедший на капитальный ремонт минный заградитель "Pelikan".

 

служба во время войны

 

После начала Первой мировой войны в июле 1914 года "Nautilus" был классифицирован, как крейсер береговой обороны. Он был временно отправлен ​​в Балтийское море, чтобы выставить защитные минные поля на случай возможного нападения Балтийского флота России. В конце августа "Nautilus" и "Albatross" были отправлены на минирование устий британских рек Хамбер и Тайн. Два минных заградителя работали независимо и каждый из них сопровождался легким крейсером и полуфлотилией миноносцев. Группа "Nautilus", которая включала крейсер "Mainz", вышла из Гельголанда рано утром 25 августа. После прибытия "Nautilus" выставил ряд минных полей (около сотни мин), длина которых составляла 5 миль. На обратном пути немецкие корабли потопили шесть британских рыболовных судов. 9-10 сентября "Nautilus", "Albatross" и вспомогательный минный заградитель "Kaiser" поставили защитное минное поле в Германской бухте. 14 октября 1914 года "Nautilus" и легкий крейсер "Kolberg" вышли в Северное море, чтобы выставить минное поле у Ферт-оф-Форта, но, когда стало известно, что у Доггер-банки находились британские силы, операцию прервали и корабли вернулись в порт.

После того, как в апреле 1916 года в строй вошел новый, более быстроходный минный крейсер "Brummer", "Nautilus" был переведен на Балтику. К 1917 году корабль был передан VI разведгруппе, в которую входили также малые крейсера "Kolberg", "Straßburg и "Augsburg" и старое авизо "Blitz". В октябре 1917 года "Nautilus" был включен в оперативную группу, которая начала операцию «Альбион» - вторжение в Рижский залив. Корабль оставался за пределами Рижского залива до тех пор, пока немецкая эскадра не очистила этот район от российских кораблей. 18 октября он прибыл в Аренсбург для усиления защиты порта. 21-го числа "Nautilus" должен был выставить мины в канале к западу от Шильдау, но глубина воды оказалась слишком малой. Заградитель передал свои мины некоторым тральщикам II флотилии и вернулся в Аренсбург.

В 1918 году, чтобы судно могло поддерживать десантные операции, вооружение было дополнено двумя 7,6-см пушками, четырьмя 2-см зенитными орудиями, двадцатью четырмя пулеметами, двумя огнеметами и четырмя минометами. В феврале того же года он был включен в специальную группу, которой поручено поддерживать антикоммунистическую фракцию, сражающуюся в гражданской войне в Финляндии. 30 апреля контр-адмирал Людольф фон Услар принял командование спецгруппой и выбрал "Nautilus" своим флагманским кораблём. После роспуска подразделения в следующем месяце, "Nautilus" остался в северной части Балтийского моря и до конца войны патрулировал в районе Аландских островов. 10 декабря 1918 он был выведен из эксплуатации.

После окончания войны, 21 марта 1919 года в Киле, по условиям Версальского договора "Nautilus" был исключён из военно-морского регистра. С 1921 года он использовался в качестве плавучего склада (Lagerschiff) частной компании в Бремене, а 1 января 1923 года получил обозначение "Hulk I". 1 апреля 1928 года он был переведён в Бремерхафен, где передан Инспекции по подготовке кадров и переименован в "Hulk A", но уже через четыре месяца был продан на слом за 180 тыс. марок и разобран в Копенгагене.

19.03.1907 - 26.10.1908 корветтен-капитан Karl Wedding
15.01.1910 - 04.1911 корветтен-капитан Wilhelm Adelung
04 - 09.1911 капитан-лейтенант Tholens
30.09 - 7.12.1911 капитан-лейтенант Kurt Aßmann
12.1911 - 08.1912 капитан-лейтенант Reinhold Gadow
?.08 - 30.10.1912 корветтен-капитан Wilhelm von Hippel
5.06.1914 - 04.1916 фрегаттен-капитан Wilhelm Schultz
04.1916 - 03.1917 корветтен-капитан Ludwig Kaulhausen
03.1917 - 10.12.1918 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Franz Pfeiffer

 

МОДЕЛИ

   

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1985.
2 Dieter Jung: Die Schiffe der Kaiserlichen Marine 1914–1918 und ihr Verbleib, Bernard & Graefe Verlag, Bonn 2004
3 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto. Die Deutschen Kriegsschiffe (Volume 6) (in German). Ratingen: Mundus Verlag. 1993
на английском
4 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds.. Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis: Naval Institute Press. 1984
5 Goldrick, James. Before Jutland: The Naval War in Northern European Waters, August 1914–February 1915. Annapolis: Naval Institute Press. 2015
6 Staff, Gary. Battle for the Baltic Islands. Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword Maritime. 2008
7 Woodward, David. The Collapse of Power: Mutiny in the High Seas Fleet. London: Arthur Barker. 1973
8 Scheer, Reinhard. Germany's High Seas Fleet in the World War. London: Cassell and Company. 1920
на русском
9 Кофман В. - "Корабли" и "лодки" кайзера // журнал "Моделист-конструктор".-1989.-№7.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1907-1919
Nautilus
"Nautilus" после 1910 г.
Nautilus
Модель "Nautilus".
Nautilus
Модель "Nautilus".
Nautilus
Виртуальная модель "Nautilus".
Nautilus
"Nautilus" в Гельсингфорсе, 1918 г.
Nautilus
"Nautilus" после 1910 г.
Nautilus
"Nautilus" после 1910 г.
Nautilus
"Nautilus" после 1910 г.
Nautilus
"Nautilus" после 1910 г.
Наутилусы — род головоногих моллюсков, способен всплывать к поверхности воды или погружаться в её толщу. Раковина закручена спирально. В переводе с древне-греческого означает "моряк".
Nautilus
"Nautilus" в начале службы.
Nautilus
"Nautilus" в начале службы.
Nautilus
"Nautilus" в начале службы.
Nautilus
"Nautilus" в первоначальном виде.
Nautilus
"Nautilus" в начале службы.
Nautilus
"Nautilus" в Кильском канали в начале службы.
Nautilus
"Nautilus"
Следующая страница - германский крейсер-заградитель "Albatross"
Предыдущая страница - германский малый (бронепалубный) крейсер "Königsberg"