|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минный заградитель, с 1914 - крейсер (Minendampfer / Minenkreuzer)
Германия, 1907 г. 1 ед. (проект 1904 г.) * Nautilus *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
К началу века минное оружие в германском флоте рассматривалось исключительно, как оборонительное. Для защиты гаваней было достаточно небольших тихоходных плавсредств, но с появлением концепции активных минных постановок у берегов противника, потребовались быстроходные корабли специальной постройки с достаточным оборонительным вооружением. Первый такой проект (Minendampfer A) был разработан в 1904 г. Особенностью проекта был своеобразный внешний вид: несмотря на то, что обводы, начинка и разделение на отсеки соответствовало "крейсерским" нормам, для введения противника в заблуждение заградитель был "замаскирован" под пассажирское судно, имел изящный "яхтенный" форштевень и развитые надстройки. Корабль обладал приемлимой мореходностью, но был увальчивым и имел заметный снос. Маневрировал и поворачивал хорошо. Схемы окраски: Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Изменения В ходе модернизации в 1910 г. устройства сброса мин были перенесены с минной палубы на верхнюю, для чего кормовой свес был удлинён на 2,7 м. Кормовой прожектор перенесли с кормовой рубки на площадку на грот-мачте на высоте 13 м над КВЛ. Палубная надстройка за грот-мачтой была удлинена.
Киль "минного парохода А", был заложен на верфи "A.G.Weser" в Бремене 19 декабря 1905 года, корпус был сапущен на воду 28 августа 1906 г. В этот день корабль получил имя "Nautilus" в честь колониальной канонерки "Nautilus" (на службе 1873-1896). После достройки, 19 марта 1907 года корабль был передан комиссии для морских испытаний, которые продлились до 25 мая. Первоначально корабль использовался для учебных целей и базировался в Куксхафене. Заградитель принимал участие в ежегодных маневрах флота в августе-сентябре 1907 и 1908 годов, оба раза в составе соединения учебных и опытовых кораблей, после чего был выведен в резерв в Киле. Его место в учениях флота занял "Albatross". В 1909-1910 годах "Nautilus" прошёл модернизацию на Императорской верфи в Киле. Был увеличен запас мин и перестроено устройство сброса мин, для чего кормовой свес удлинили на 2,7 м. Работы были завершены в январе 1910 года. 23 января 1910 "Nautilus" вернулся к своей прежней службе и принял участие в осенних маневрах флота 1910. В конце года он ушёл в Киль для капитального ремонта, работы продолжались с 27 декабря 1910 по 27 января 1911. 4 апреля корабль покинул Киль и остальную часть года провёл в экспериментах с тральщиками в Северном море. Они были прерваны только ежегодными учениями флота. 30 октября 1911 заградитель еще раз был выведен в резерв в Киле. Для экспериментов с тральщиками вместо него выделили легкий крейсер "Arcona". "Nautilus" оставалcя в резерве более полутора лет, пока не был вновь введён в строй 5 июня 1914, чтобы заменить ушедший на капитальный ремонт минный заградитель "Pelikan".
После начала Первой мировой войны в июле 1914 года "Nautilus" был классифицирован, как крейсер береговой обороны. Он был временно отправлен в Балтийское море, чтобы выставить защитные минные поля на случай возможного нападения Балтийского флота России. В конце августа "Nautilus" и "Albatross" были отправлены на минирование устий британских рек Хамбер и Тайн. Два минных заградителя работали независимо и каждый из них сопровождался легким крейсером и полуфлотилией миноносцев. Группа "Nautilus", которая включала крейсер "Mainz", вышла из Гельголанда рано утром 25 августа. После прибытия "Nautilus" выставил ряд минных полей (около сотни мин), длина которых составляла 5 миль. На обратном пути немецкие корабли потопили шесть британских рыболовных судов. 9-10 сентября "Nautilus", "Albatross" и вспомогательный минный заградитель "Kaiser" поставили защитное минное поле в Германской бухте. 14 октября 1914 года "Nautilus" и легкий крейсер "Kolberg" вышли в Северное море, чтобы выставить минное поле у Ферт-оф-Форта, но, когда стало известно, что у Доггер-банки находились британские силы, операцию прервали и корабли вернулись в порт. После того, как в апреле 1916 года в строй вошел новый, более быстроходный минный крейсер "Brummer", "Nautilus" был переведен на Балтику. К 1917 году корабль был передан VI разведгруппе, в которую входили также малые крейсера "Kolberg", "Straßburg и "Augsburg" и старое авизо "Blitz". В октябре 1917 года "Nautilus" был включен в оперативную группу, которая начала операцию «Альбион» - вторжение в Рижский залив. Корабль оставался за пределами Рижского залива до тех пор, пока немецкая эскадра не очистила этот район от российских кораблей. 18 октября он прибыл в Аренсбург для усиления защиты порта. 21-го числа "Nautilus" должен был выставить мины в канале к западу от Шильдау, но глубина воды оказалась слишком малой. Заградитель передал свои мины некоторым тральщикам II флотилии и вернулся в Аренсбург. В 1918 году, чтобы корабль мог поддерживать десантные операции, вооружение было дополнено двумя 7,6-см пушками, четырьмя 2-см зенитными орудиями, двадцатью четырмя пулеметами, двумя огнеметами и четырмя минометами. В феврале того же года он был включен в специальную группу, которой поручено поддерживать антикоммунистическую фракцию, сражающуюся в гражданской войне в Финляндии. 30 апреля контр-адмирал Людольф фон Услар принял командование спецгруппой и выбрал "Nautilus" своим флагманским кораблём. После роспуска подразделения в следующем месяце, "Nautilus" остался в северной части Балтийского моря и до конца войны патрулировал в районе Аландских островов. 10 декабря 1918 он был выведен из эксплуатации. После окончания войны, 21 марта 1919 года в Киле, по условиям Версальского договора "Nautilus" был исключён из военно-морского регистра. С 1921 года он использовался в качестве плавучего склада (Lagerschiff) частной компании в Бремене, а 1 января 1923 года получил обозначение "Hulk I". 1 апреля 1928 года он был переведён в Бремерхафен, где передан Инспекции по подготовке кадров и переименован в "Hulk A", но уже через четыре месяца был продан на слом за 180 тыс. марок и разобран в Копенгагене.
|