Оглавление → Крейсера → Парусный фрегат "Niobe"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32-пушечный парусный учебный фрегат (Segelfregatte)
Пруссия, с 1862 г. 1 ед. (быв. британский, 1849) * Niobe *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
После потери двух учебных кораблей: шхуны "Frauenlob" (в 1860 году) и парусного корвета "Amazone" (в ноябре 1861 года) прусский сейм санкционировал закупку подходящих учебных судов за границей, чтобы срочно обеспечить возрастающие потребности в обучении моряков. В то время британский флот находился в процессе преобразования в полностью паровой, и их деревянные парусные корабли можно было купить по дешевке. Таким образом 1862 году у Британского адмиралтейства были куплены парусный фрегат "Niobe" и два шлюпа - "Rover" и "Musquito". В договоре купли-продажи кораблей, подписанном 9 июля 1862 года, стоимость "Niobe" была указана в 180,2 тыс. фунтов стерлингов. Всем трём кораблям оставили их английские имена. Второй "Niobe" британского Королевского флота был заказан в марте 1846 года как третий 28-пушечный фрегат 6-го ранга типа "Diamond". Только головной корабль фактически поступил на вооружение ВМФ, а спущенная на воду 18 сентября 1849 года на верфи Девонпорта в Плимуте и завершёная 5 октября 1849 года, "Niobe" была сразу отправлена в резерв без вооружения и никогда не служила на флоте. Фрегат обладал отличной мореходностью, хорошо управлялся, отлично ходил под парусами, даже при небольшом ветре редко нёс все паруса, но испытывал сильную килевую качку. Схемы окраски: сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую. Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Передача купленных кораблей состоялась в октябре 1862 г. Для приёмки в Великобританию были отправлены только офицеры. Необходимые команды должны были предоставить "Arcona" и "Thetis", вернувшиеся из Восточной Азии. Винтовой фрегат "Arcona" под командованием капитана-цур-зее Хенрика Людвига Зундевалля прибыл в Англию из Кейптауна в августе и стоял в доке Девонпорта на ремонте. После перевода части экипажа на парусник, 17 сентября 1862 он продолжил путь домой. Парусный фрегат "Thetis" под командованием капитана-цур-зее Эдуарда Яхмана прибыл в Плимут в середине октября, после выполнения специального задания в Южной Америке. Он передал остальных матросов для экипажа фрегата и 25 октября продолжил свой путь домой. 21 октября фрегат был передан прусскому флоту в Плимуте-Девонпорте. 1 ноября он вышел для перехода в Данциг, где 5 января 1863 года снова был выведен из эксплуатации на Королевской верфи, чтобы провести необходимые работы для эксплуатации в качестве учебного корабля для кадетов. Командиром "Niobe" на переходе был лейтенант-цур-зее 1-го класса Хассенштайн (Hassenstein). 25 июня 1863 года "Niobe" была принята на вооружение третьим из новых учебных кораблей. С августа 1863 года с двумя шлюпами она входила в состав сформированной впервые учебной эскадры ("Niobe" и бриги "Rover" и "Musquito"), которую принц Адальберт представил у Рюгена прусской наследной чете Фридриху Вильгельму и Виктории на "Grille". После совместных учений осенью корабли отправились в заграничный поход в Атлантику, который был прерван в Плимуте 16 ноября 1863 из-за напряженности в отношениях с Данией. Эскадра получила приказ возвращаться домой. Во время германо-датской войны 1864 года фрегат служил плавбазой в Свинемюнде. Осенью 1864 года учебная эскадра из тех-же трёх кораблей отправилась из Киля в Атлантику. Из-за недавно закончившейся войны с Данией уходящую эскадру до Плимута сопровождали паровые корветы "Vineta" и "Victoria". Так, как погода была часто штилевой, пароходам периодически приходилось буксировать парусники. В Плимуте "Niobe" отделилась и продолжила свое путешествие в Вест-Индию в одиночестве, а бриги направились в Средиземное море. Через полгода, в конце апреля 1865 года фрегат вернулся в Киль. Следующее большое путешествие за границу было начато 29 сентября 1865 года в сопровождении брига "Rover", корабли через Фуншал прибыли на Канарские острова. Командовал фрегатом будущий адмирал Карл Фердинанд Батч. От Мадейры до Тенерифе в качестве пассажира на борту находился исследователь Эрнст Геккель. На Канарских островах "Niobe" помогла испанскому фрегату и шведским торговым судам, пострадавшим от сильного шторма. 26 января 1866 года начался обратный путь, который 21 февраля был прерван в Кадисе, откуда в течение шести недель корабль совершал короткие учебные выходы. 15 мая 1866 года корабль вернулся в Киль. За время похода "Niobe" посетила Плимут, Мадейру, острова Зеленого Мыса, Кадис и Лиссабон. Осенью 1866 года "Niobe" снова предприняла большой учебный поход в Вест-Индию. На обратном пути командир с некоторыми офицерами и мичманами посетил всемирную выставку в Париже, пока фрегат стоял в Шербуре. В сентябре 1867 года учебная эскадра в том-же привычном составе вышла из Киля в Атлантику, но при проходе Малым Бельтом датский лоцман посадил корабль на мель. Хотя фрегат удалось с трудом снять, 24 сентября 1867 года командир корветтен-капитан Шелле (Schelle) умер от стресса и был похоронен в Лангесунне в Норвегии. Команлование принял 1-й офицер граф Монтс и повел фрегат в Плимут, где корабль вошел в док для ремонта, а 12 октября командование "Niobe" принял командир учебного брига "Musquito", корветтен-капитан Адольф Бергер (Adolph Berger). Затем бриги ушли в Лиссабон, а фрегат направился в США через порты Вест-Индии. Из-за сильного тумана не удалось войти в Норфолк, вместо этого фрегат неделю гостил в Нью-Йорке. 27 мая 1868 года "Niobe" вернулась в Киль. Следующие походы в Вест-Индию последовали с 22 августа 1868 г. по 23 мая 1869 г. и с 20 сентября 1869 г. по 28 мая 1870 г. (второй - под командованием корветтен-капитана Пауля Грапова). Во втором походе 19 ноября 1869 в Бриджтауне "Niobe" встретила канонерку Meteor. В это время в Венесуэле произошли беспорядки, которые угрожали жизни и собственности проживающих там немцев. В начале марта 1870 фрегат вместе с лодкой стал на якорь у Ла-Гуайры, чтобы защищать там финансовые интересы Империи. После начала войны с Францией 1870-1871 гг. "Niobe" 18 июля 1870 г. была выведена со службы и затем использовалась как плавказарма, а позже - как тюремный корабль в Свинемюнде. 11 мая 1871 года "Niobe" была снова введена в строй и совершила свой последний крупный переход через Атлантику. Она отправилась в Карибское море через английские порты Северного моря. После посадки на мель у Ямайки корабль смог освободиться сам и получил лишь незначительные повреждения. В марте 1872 года в Гаване фрегат передал своих кадетов на "Gazelle" 11 мая 1872 года и вернулся в Киль. Затем до осени он служил вахтенным кораблем на Балтийской станции в Киле. В это время было решено больше не использовать чисто парусные суда в дальних плаваниях, ограничивая свои походы Северным и Балтийским морями в летние месяцы. Дальние морские походы курсантов должны были совершаться теперь на крейсерах. Однако после принятия новой концепции первый рейс "Niobe" с 31 мая по 21 сентября 1873 г. все же был в Фуншал, Мадейра. Во время летнего плавания 1874 года "Niobe" стала первым немецким военным кораблем, посетившим Копенгаген после германо-датской войны 1864 года, а командир корабля с офицерами были приняты датским королем Кристианом IX. Затем учебный корабль посетил Рейкьявик, чтобы отпраздновать 1000-летие поселения в Исландии. В 1875 и 1876 годах "Niobe" во время летних походов посещала британские порты Северного моря. В летнем плавании 1877 года самым выдающимся членом экипажа был 15-летний принц Генрих, внук германского императора. Поход включал визиты в Портсмут и Коуз, где офицеры и курсанты корабля, в том числе принц Генрих, были представлены британской королеве Виктории. С 1878 по 1890 год каждое лето с начала апреля до конца сентября "Niobe" использовалась для обучения гардемаринов в Северном и Балтийском морях. Это почти непрерывная служба, в ходе которой на ней недолго служили почти все офицеры Императорского флота, принесло "Niobe" прозвище «Мать флота» (Mutter der Marine). Среди кадетов, прошедших на нём обучение, было семь будущих адмиралов: Альфред фон Тирпиц, Вильгельм Бюхсель, Оскар Клаус, Иван Ольдекоп, Отто фон Дидерихс, Рихард Гейсслер и Оскар Ботерс. С середины 1880-х годов "Niobe" участвовала также в океанографических работах в Северном море. Кроме того, во время летних походов фрегат принимал участие в различных торжествах. После участия в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890, 25 сентября 1890 года на "Niobe" в последний раз был спущен флаг. 18 ноября 1890 корабль был исключён и далее использовался как жилой блокшив в Киле, в том числе иногда, как зимняя квартира экипажа яхты кайзера. В 1907 году перебазирован на торпедную станцию во Фленсбург-Мюрвик в качестве жилого и учебного блокшмва, чтобы заменить пострадавшмй от взрыва котла учебный блокшив "Blücher", но там он был признан непригодным из-за бегающих по нему многочисленных крыс и в 1908 году был возвращён в Киль, где стоял без использования до 1919 года, когда в конце концов был сдан на слом компании Peters, Вевельсфлет. Носовое украшение сохранено в военно - морской школе в Мюрвике.
|
Niobe - Ниоба (Ниобея) (др.-греч. Νιόβη, лат. Niobe), символ материнской любви, скорбящая матерь - в древнегр. мифологии - дочь Тантала и Дионы, возгордилась своими детьми, за что те были убиты богами и 9 дней были непогребёнными. От горя Ниоба обратилась в камень.