Оглавление → Крейсера → Фрегат "Charlotte"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
крейсер-корвет (Kreuzerkorvette)
Германия, 1886 г. 1 ед. (проект 1881-1882 гг.) * Charlotte *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Проект железного корвета был разработан в 1881–1882 гг., по сути, как немного увеличенное повторение построенного восемь лет назад "Bismarck", с полным парусным вооружением, несколько усиленной артиллерией (два дополнительных 150 мм орудия). Вместо не оправдавших себя срезов в носовой части, часть орудий были размещены в спонсонах. Немецкий флот по-прежнему уделял особое внимание обучению своих моряков использованию парусов, поэтому полный такелаж был сохранен, но в те года рангоутный крейсер без бронирования выглядел уже явным анахронизмом, потому с момента ввода в строй он мог использоваться только в качестве учебного корабля. Как и на "Alexandrine" на крейсере были установлены две машины на одном валу, но особой прибавки скорости это не дало. Довольно мореходный корабль, но имел большой снос при небольшом ветре и плохую манёвренность, посредственно держал курс. Сильно терял скорость при ходе против волны. Хорошо ходил под парусами только при сильном ветре. Стоимость строительства без машин и артиллерии составила около 2 миллионов марок. Корпус и распределение помещений Корпус был клепаным, сделанным из железа. Поперечные шпангоуты несли простую наружную обшивку, на которую в подводной части корпуса крепился на винтах деревянный настил. Двойное дно было только в районе машинного отделения. Брони не было. Чтобы противодействовать наростам на подводной части, корпус и перо руля имели тонкое покрытие из латунного сплава, которое, в свою очередь, было прибито к тиковому основанию, достигавшему высоты около одного метра над ватерлинией. Этот слой дерева между железным корпусом и металлом служил изолирующим слоем для предотвращения гальванических токов и последующего разложения железа в морской воде. Кормовая стойка, руль и руль были изготовлены из литой бронзы. Последний был снабжён деревянной начинкой. Корпус имел девять водонепроницаемых поперечных переборок (в отличие от восьми на предшественниках), которые делили корпус на десять отсеков и простирались от киля до орудийной палубы. По горизонтали крейсер имел четыре палубы: верхнюю, батарейную, твиндек и палубу платформы. Внизу были трюмы. Палубы были сделаны в основном из тика, но в некоторых местах также использовалась лиственница и кипарис. Верхняя палуба была непрерывной от кормы к носу. В кормовой части перед бортом имелась платформа, покрытая решетками, которая позволяла хорошо видеть фальшборт. Кормовой ходовой мостик и штурманская рубка располагались перед бизань-мачтой и перекрывали верхнюю палубу через оба фальшборта. Посередине стоял паровой руль, окруженный устройствами управления и индикации для двигателя и руля, а также переговорными трубами с различными постами на корабле. Перед этим постом управления располагалась приподнятая компасная платформа. Технические средства для навигации отсутствовали. Традиционно определение местоположения практиковалось с помощью морских карт, компаса, секстанта, хронометра, барометра, лога, отвеса, навигационных таблиц и большого опыта. Перед грот-мачтой за верхнюю палубу заходила шлюпочная палуба. Здесь хранились большие лодки, и их можно было спустить с помощью особого типа спусковой системы, которая имелась только на "Charlotte". По штату полагались 10 плавсредств: 1 паровой катер, в разное время 1 или 2 баркаса, 5 или 6 пинассов и куттеров, 1 ялик и 1 командирская гичка. 4 из них были на шлюпбалках в корму от шлюпочной палубы. Перед шлюпочной палубой находился передний ходовой мостик. Он был в основном таким же, как и кормовой, но не имел возвышенной площалки компаса перед паровым рулем. Над штурманской рубкой имелась расширенная площадка, на которой были установлены два электрических прожектора. Впереди носовые орудия прикрывал полубак. На нём располагались две револьверные пушки. Перед каждой к палубе был привязан запасной и два основных якоря под якорными балками. Под полубаком по обеим сторонам бушприта находились туалеты экипажа и каморки для вахтенных офицеров и помощников. Верхняя палуба в основном использовалась для управления такелажем. С этой целью каждую мачту окружали кнехты и кофель-планки, дополняясь другими по бортам корабля на фальшборте. Между передней и задней артиллерийскими позициями верхний конец фальшборта образовывал так называемые коечные сетки. Этот ящик с брезентовым покрытием предназначался для хранения гамаков экипажа. Их первоначальная цель, защита палубных экипажей от огня в бою, теперь отошла на второй план по сравнению с учебными кораблями. Световые люки в верхней палубе давали свет и воздух на батарейную палубу. Кроме того, на неё вело несколько трапов. В корме, перед мостиком, над палубой возвышалось большое деревянное трехколесное рулевое колесо аварийного управления. Оно приводилось в действие вручную и воздействовало на румпель на батарейной палубе с помощью цепной тали. В зависимости от требований, могло быть использовано один из рулевых приводов, а остальные отсоединены. За фок-мачтой на верхней палубе находился шпиль. Он был соединен со вторым внизу на батарейной палубе и использовался для выполнения всех возникающих тяжелых тяговых и подъемных работ. Шпили могли приводится как вручную, так и с помощью пара. Помимо всех служебных обязанностей, верхняя палуба предназначалась и для пребывания свободного от вахты персонала. Однако существовали фиксированные правила о том, кому где разрешалось оставаться. Для улучшения рациона брали и живой скот. Крупный рогатый скот, свиньи или овцы содержались на верхней палубе, домашняя птица между якорными цепями на батарейной палубе. На батарейной палубе находилось основное вооружение. Первоначально за бойницами с каждой стороны было по семь 15-сантиметровых кольцевых орудий. Над ними растягивали свои гамаки некоторые члены экипажа. Между орудиями были установлены скамейки и столы, где принимали пищу. Фиксированное распределение места приводило к закреплению каждого человека за обеденным сообществом (Backschaft) — самой малочисленной боевой единицей на борту. Когда эти столы и скамейки не использовались, они убирались под палубу наверху. Пищу готовили на двух камбузах. Они располагались на батарейной палубе. На каменном настиле размером в несколько квадратных метров располагалась железная печь с котлом и духовкой. Камбуз располагался экипажа перед шахтами труб, офицерский камбуз - за ними. Камбуз в кормовой части возле командирской части батарейной палубы имел расширенный и улучшенный ассортимент питания, доступного только командованию корабля. За бизань-мачтой во всю ширину располагался салон. Сзади черех палубу проходила шахта подъёма винта. Вокруг него был кабинет, спальня и ванная комната командира с ванной и туалетом. В корме на батарейной палубе также располагался запасной штурвал управления (еще один был внизу на промежуточной палубе). По остальной части палубы были распределены осушительные помпы. На каждые два отсека был предусмотрен один насос. В носовой части батарейной палубы доминировал бушприт и его массивные несущие балки. С обеих сторон была сосредоточена якорная установка. Здесь якорные цепи проходили через запираемые снаружи клюзы на палубе. Чтобы поставить корабль на якорь, эти цепи можно было разместить на четырех тяжелых якорных кнехтах. При подъеме якоря они пробегали по нижнему кольцу шпиля, а затем исчезали в цепном ящике двумя палубами ниже. С каждой стороны была больничная палата, оборудованная качающимися койками и санузлом. Промежуточная палуба находилась почти на уровне ватерлинии. Она была разделена переборками на отсеки и служила для размещения экипажа. Рядовые, курсанты и юнги привязывали свои гамаки под палубными бимсами в носовой части. Их снаряжение, одежда и личные вещи хранились в ящиках на миделе по обе стороны от труб. Для обуви были предусмотрены железные полки. За грот-мачтой пространство разделяла шахтой светового люка машинного отделения, по обеим сторонам которой находились помещения для специалистов, столовая вахтеннвх офицеров с кладовой и две ванные. Самая большая комната в корме промежуточной палубы была офицерской столовой. Она была окружена отдельными каютами офицеров, каждая площадью около 4 м². Как и на батарейной палубе выше, через палубу в задней части проходил вал руля и колодец винта. На крейсере-фрегате не было парового отопления, как, например, на броненосцах. Единственным вариантом обогрева были передвижные печи, которые использовались редко. Платформенная палуба, пространство под промежуточной палубой, в основном использовалась для хранения продуктов и воды, а также для мастерских и кладовых для расходных материалов. Снарядные погреба располагались в корме по обеим сторонам шахтного тоннеля и ещё один в носу, окружённый цистернами с пресной водой. Самое большое помещение на палубе в 4 отсеке служило для размещения паровых машин, перед которым находились две котельные в отсеках 5 и 6. Обе были окружены угольными бункерами. В носовой части находился бутылочный склад, пожарный инвентарь, боцманские и плотницкие кладовые, а также снасти и паруса. Самое нижнее пространство было так называемой кладовой. Здесь на корме хранился спирт. Далее располагались гранатные погреба, машинное отделение, котельные, пороховой погреб и водяные цистерны. Здесь также были провизия и мясные грузы, ящики для цепей и склад для пистолетов. Краски хранились в самом начале 10 отсека. Балласт, необходимый для придания фрегату устойчивости под парусами, хранился в самом низу днища корабля. В 1899 году ют был покрыт кормовой палубой под названием "кампания". Было создано шесть жилых помещений для офицеров с общим санузлом и по одному жилому и рабочему помещению для медицинского работника. Подиум по левому борту, рядом с бизань-мачтой, соединил палубу кампании с мостиком. К этому времени паровые машины были уже достаточно ненадежными, но для кораблей дальнего плавания всё ещё считались вспомогательными средствами движения, так, как Германия не имела достаточно угольных станций в разных частях мира для пополнения запаса топлива. Поэтому парусный рангоут был полностью сохранён. "Charlotte" на момент ввода в строй имела полный корабельный такелаж общей площадью парусов 2360 м². Такелаж считался основным средством движения крейсеров-фрегатов, так как большие расстояния всё еще преодолевались под парусами. Тем не менее, оснастка была адаптирована к соответствующим потребностям. Например, когда крейсера-фрегаты привлекались к маневрам флота, верхние стеньги и реи демонтировались. Нижние части мачт представляли из себя железную трубу, к которой сзади крепилась деревянная трисель-мачта (Schnaumast) для гафельных парусов. Стеньги, реи, марсы и салинги были деревянными. Весной 1899 года площадь парусов уменьшили до 1580 м², однако это сохранялось недолго, и с пасхи 1900 г. была введена так называемая учебная корабельная оснастка, с четырьмя реями на мачту вместо трёх (двойные марсели), но без гафельных парусов на фок- и грот-мачтах и с меньшим количеством стакселей. В штиль, при входе в труднопроходимый район или при подготовке к бою корабль шел под парами. Для этой цели имелись две горизонтальные двухцилиндровые паровые машины двойного расширения. Они располагались друг за другом в машинном отделении и действовали вместе на один гребной вал, на заднем конце которого устанавливался двухлопастный гребной винт диаметром 5,35 м. Указанная максимальная мощность составляла 3119 лошадиных сил (2294 кВт). При необходимости для экономии топлива передняя машина могла отключаться. Пар для работы двух машин вырабатывался в восьми поперечных цилиндрических котлах, которые были распределены по двум котельным. В 16 топках создавалось давление пара 5 атм (4,9 бар) при общей площади обогрева 1064 м². Силовая установка была спроектирована для достижения скорости 13,5 узлов при максимальных 92,9 оборотах вала в минуту. За каждой котельной была закреплена дымовая труба. Эти дымоходы были устроены таким образом, чтобы верхняя часть трубы могла телескопически уходить в нижний кожух дымохода во время маневрирования под парусами. По бокам от машинного и котельного отделений были размещены угольные бункеры вместимостью 528 тонн. При непрерывной работе со скоростью 11 узлов можно было преодолеть расстояние около 2300 морских миль. Упоминаются также 5000 морских миль при крейсерской скорости в 10 узлов, которые стали возможны после модернизации 1905 года. Энергия пара также использовалась для парового привода руля, шпилей, паровых насосов и двух паровых динамо-машин для выработки электроэнергии. Они поставляли электричество 67 вольт и 19,5 кВт, которое использовалось исключительно для работы освещения на палубах и прожекторов. Позднее были добавлены электрические ходовые огни. Находясь между кормой и рулем, гребной винт плохо сказывался на маневренности корабля, когда он шёл только под парусами. Решение этой проблемы было найдено в механизме подъема гребного винта корабля. Когда корабль шел под парусами, гребной винт просто поднимали из воды и закрепляли там на время плавания. Для этого над гребным винтом имелся так называемый винтовой колодец. Его верхний конец образовывал на верхней палубе большое овальное отверстие, обычно прикрытое решетками. При необходимости поднять гребной винт эту крышку снимали, а над винтовым колодцем устанавливали домкрат из трех-четырех металлических стоек с многодисковым блоком на вершине. Для того, чтобы иметь возможность поднять винт, его нужно было привести в вертикальное положение. Это можно было сделать с помощью машины или вручную с помощью зубчатого колеса на гребном валу сразу за паровым двигателем. Мощность передавалась от машины к гребному винту сплошным валом. Он имел несколько промежуточгых стоек и выходил в корму через сальник. На заднем конце находился прочный диск сцепления с прямой канавкой. Точно подогнанная ответная часть втулки воздушного винта входила в этот паз и, таким образом, образовывала разъемное соединение в вертикальном положении. Спереди и сзади винта его ступица удерживалась в подшипниках, которые опирались на полки в рудерпосте и ахтерштевне. Подъёмная рама охватывала винт от подшипников ступицы. В верхней продольной балке также имелись шкивы и собачка для фиксации гребного винта в вертикальном положении. Вся конструкция была выполнена из бронзы и была установлена вертикально, обрамленная наклонными направляющими. Наконец, через шкивы в подъемном домкрате и раму был пропущен канат. Подъём был непростой задачей, потому что один человек должен был спускаться с движущегося корабля в бурном море. Силой экипажа рама, весившая вместе с гребным винтом около 10 тонн, поднималась из воды и фиксировалась в верхнем положении. Затем домкрат демонтировали, и винтовой колодец снова закрывался. В период ремонта с 1903 по 1905 год в Киле сняли переднюю паровую машину, а все котлы заменили на шесть новых. Они были изготовлены императорской верфью в Вильгельмсхафене и имели в сумме двенадцать топок с общей площадью нагрева 694 м². В результате мощность упала до 1437 лошадиных сил, а скорость — до 11,4 узлов. Кроме того, в 1899 году подъёмный гребной винт был заменен фиксированным. Нижнее отверстие винтового колодца было закрыто, а его решетчатая крышка на верхней палубе заменена сплошной палубой. Имперский флот уже имел на вооружении специальные учебные артиллерийские корабли для обучения обращению с современными орудиями, так что вооружение крейсеров-фрегатов имело второстепенное значение. При вступлении в строй и до 1899 года "Charlotte" имела на борту 18 кольцевых пушек калибра 15 см длиной в 22 калибра. На орудийной палубе устанавливалось 14 орудий, по семь на каждом борту, еще четыре на верхней палубе. В процессе производства этого типа оружия было несколько колец, усаженных на внутреннюю трубку сердечника, чтобы обеспечить его долговечность. Это привело к визуально заметным градациям на стволе и дало оружию название "пушка с кольцевым стволом". Орудие имело нарезной ствол длиной 3,30 м перед казенной частью, заряжалась сзади и делалась газонепроницаемой с помощью круглого клинового затвора казенной части, вставляемого сбоку. Выстрел производился ударником, который приводился в действие разрывным шнуром. 15-сантиметровая граната весила 34,5 кг, связанный с ней метательный заряд в зависимости от цели от 6,5 до 7,75 кг. С этими орудиями можно было достичь дальности около 5,5 километров, или, как сказал бы артиллерист того времени, 55 гектометров. На борту находилось 1868 штук 15-см боеприпасов. На "Charlotte" у орудийных портов на батарейной палубе использовались так называемые передние шкворневые лафеты. Шарнирный болт был встроен в борт корабля перед лафетом в качестве точки опоры, вокруг которой все орудие могло поворачиваться вбок. Сам лафет представлял собой тележку с железной рамой, которую можно было поворачивать четырьмя колесами на железных дугообразных рельсах. На нижней раме находился верхний лафет для крепления орудия. У него также было четыре ролика, которые позволяли перемещаться в продольном направлении при отдаче. В нижней части рамы располагался компрессионный рельс для поглощения отдачи верхней опоры. Их принцип работы основывался на плоском железном пучке пластинок, который устанавливался горизонтально посередине нижней рамы и в который входили шлифованные упоры с верхней каретки. В норме пучки пластинок были расслаблены. Если орудие откатывалось выстрела, планки на заднем конце сжимались с помощью рычага и натяжного винта, и это сужение предотвращало отдачу ствола. Позже для этой цели стали использовать гидроцилиндры. Наведение производили вручную с помощью боковых талей и по высоте с помощью регулировочного винта с маховиком. Усовершенствованные лафеты имели шестерни на заднем конце рамы для поперечной регулировки, которые приводились в движение двумя рукоятками сбоку. Ствол также поднимался с помощью маховика и червячной передачи с заднего конца лафета. Для прицеливания командир орудия наводил механическим прицелом над стволом на цель. Оптических приборов на крейсерах-корветах не было. Командир орудия, стоя за ним, производил выстрел разрывным шнуром. В состав артиллерийского расчета входили восемь человек. Заряжание производилось вручную. На верхней палубе находились четыре таких-же 15-сантиметровых орудия. Они были расположены по бокам в так называемых ласточкиных гнездах и могли поворачиваться почти на 180 градусов, таким образом, могли стрелять прямо вперед и назад. Чтобы достичь такого большого диапазона поворота, их каретки были спроектированы как тележки с центральным шарниром. Поэтому их точка опоры находилась не перед лафетом, как на батарейной палубе, а посередине внизу, и их катки двигались по круговой дорожке, они имели механизм поворота колеса внутри рамного вагона. В 1899 г. шесть 15-см орудий были сняты: место четырёх на батарейной палубе заняли дополнительные учебные помещения, а два кормовых орудия на верхней палубе были заменены на 10,5-см скорострельные пушки L/35. Их боезапас составлял 160 патронов. Вооружение первоначально дополнялось двумя нарезными казнозарядными скорострельными орудиями Круппа калибра 8,8 см L/30 на верхней палубе, установленными за грот-мачтой на круглом основании и снабженными стальным щитом. Расчёт составляли три человека. Фальшборт имел боковые ворота. При переоборудовании 1903-1905 годов все 10,5-см и 15-см орудия были сняты и вместо них установили 14 8,8-см скорострельных орудий в дополнение к двум имевшимся, так что их количество окончательно составило 16 штук. Орудия под полубаком и в батарейной палубе не имели защитных щитов. С 1909 г. на борту осталось всего четыре верхних палубных орудия. При вводе в строй для защиты от небольших быстрых целей с близкого расстояния на фальшборте были установлены четыре 3,7-сантиметровых револьверных пушек Гочкиса. Две на корме и две на миделе позади входных портов. На полубаке были сооружены конические станки для еще двух револьверных пушек. После возведения палубы фальшборта в корме также установили два таких станка для револьверных пушек. Эти орудия были французскими разработками 1873 года. Пять стволов, приводимых в действие рукояткой, вращались перед патронником и в идеале обеспечивали скорострельность от 60 до 80 выстрелов в минуту. Один стрелок крутил рукоятку, а второй заряжал десять пачек патронов. Дальность действия составляла около 2700 м. Поскольку их эффективность вскоре упала из-за устаревания, с 1899 года на борту оставалось только четыре таких орудия. Примерно с 1900 г. для учебных целей имелись также два пулемета «Максим» калибра 0,8 см, установленных на баке по правому борту. "Charlotte" не имела встроенных торпедных аппаратов. Как показывают фотографии, существовали, по крайней мере временно, переносные пусковые трубы, которые можно было прикрепить сбоку к паровому катеру. Чтобы завершить список оружия на борту учебного корабля, следует упомянуть индивидуальное ручное огнестрельное оружие каждого члена экипажа. На орудийной палубе имелись стеллажи для винтовок матросов и курсантов. То же самое касалось револьверов офицеров и унтер-офицеров. 1 ноября 1886 года крейсер-фрегат "Charlotte" вступил в строй под командованием капитана-лейтенанта Пауля Хофмайера, который руководил экипажем до окончания ходовых испытаний 28 января 1887 г. Лишь 22 сентября 1888 г. корабль принял офицер, соответствующий по рангу: капитан-цур-зее Эрнст фон Райхен. По словам Грёнера, под его командованием находилось 19 офицеров и 486 членов экипажа. Среди них было 50 кадетов и 230 юнг. Фактическая численность экипажа на борту часто отличается от заложенной в бюджете, поэтому для соответствующих рейсов также следует исходить из другой численности. Например, источник того времени указывает численность экипажа при вводе в строй в 427 человек. В «Weyers-Flottentaschenbuch» за 1900 г. указаны имена 18 офицеров (в их число вошли: государственные служащие, палубные офицеры, проповедник и морской суперинтендант), а также 50 кадетов. Так что в конечном итоге на борту находилось 409 матросов и унтер-офицеров рядового состава, а общая численность составила 477 человек. В путевом альбоме 1898-99 гг. названы следующие 21 должность в штате корабля для офицеров на борту "Charlotte": • 1 командир (капитан-цур-зее) • 1 старший офицер (старший капитан-лейтенант на борту) • 1 штурман (следующий старший капитан-лейтенант) • 1 офицер батареи (следующий по старшинству капитан-лейтенант) • 1 мичман-офицер (обычно другой капитан-лейтенант или старший лейтенант-цур-зее) • 4 вахтенных офицера (старшие лейтенанты-цур-зее) • 1 второй офицер-курсант (лейтенант-цур-зее) • 5 лейтенантов-цур-зее • 1 лейтенант из морского батальона • 1 инженер-механик • 1 штаб-врач • 1 старший врач-ординатор • 1 счетовод • 1 пастор. Для Средиземноморского плавания 1901-02 гг., кроме офицеров, число команды распределилось следующим образом: • 64 унтер-офицера • 82 моряка • 54 кочегара • 65 кадетов • 226 юнг= 491 человек. Экипаж в походе 1908-1909 гг. Дежурство на борту было организовано в 2 вахты, левого и правого борта. Каждая из них была разделена на две полугвардии, каждая из которых состояла из двух четвертей. Внешними отличительными чертами были красные полосы для левого борта и зеленые полосы для правого борта на обоих рукавах куртки. Обе вахты были разделены между тремя мачтами. Машинисты и кадеты формировались в свои дивизии. Летом дневная служба начиналась в 4:10 утра, на час позже зимой. В 05.00 был общий звонок для пробуждения, и через 10 минут все гамаки должны были быть привязаны к палубе. Потом в расписании было 30 минут на «помыть посуду». Это происходило для всех не дежуривших одновременно в открытых деревянных чанах с холодной водой на верхней палубе, закрепленных за каждой командой. Остальная повседневная работа была такой же требовательной и строго регламентированной. Боцман отвечал за порядок на верхней палубе, за пожарный инентарь на батарейной палубе и за надлежащее состояние промежуточной палубы отвечал сержант. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Весной 1899 года согласно новым правилам площадь парусов уменьшили до 1580 м². В том-же году ют был накрыт палубой под названием "кампания". Под ней было создано шесть жилых помещений для офицеров с общим санузлом и по одному жилому и рабочему помещению для медицинского работника. Подиум по левому борту, рядом с бизань-мачтой, соединил палубу кампании с мостиком. Шесть 15-см орудий были сняты: место четырёх на батарейной палубе заняли дополнительные учебные помещения, а два кормовых орудия на верхней палубе были заменены на 10,5-см скорострельные пушки. Количество револьверных пушек Гочкиса сократили до четырёх. Кроме того, в 1899 году подъёмный гребной винт был заменен фиксированным. Нижнее отверстие винтового колодца было закрыто, а его решетчатая крышка на верхней палубе заменена сплошной палубой. С пасхи 1900 г. такелаж вновь увеличили: была введена так называемая учебная корабельная оснастка с полными прямыми парусами но без гафелей на фок- и грот-мачтах. Примерно с этого года на баке имелись также два пулемета «Максим». Кроме того на корабле установили радиостанцию. В период ремонта с 1903 по 1905 год в Киле сняли переднюю паровую машину, а все котлы заменили на шесть новых. В результате снизилась мощность и скорость упала до 11,4 узлов, но запас хода увеличился до 4000 миль на полном ходу. Все 10,5-см и 15-см орудия были сняты и вместо них установили 14 8,8-см скорострельных орудий в дополнение к двум имевшимся, так что их количество окончательно составило 16 штук. Орудия под полубаком и в батарейной палубе не имели защитных щитов. После вывода со службы в 1909 году все орудия за исключением четырех 8,8-см на верхней палубе в корме, были сняты. В корму от труб на верхней палубе соорудили галерею и пекарню. Вскоре с целью увеличения вместимости вся передняя верхняя палуба также была перекрыта холлом. Батарейная палуба стала жилым помещением. Перегородка на уровне грот-мачты отделяла кормовую часть, где теперь располагался госпиталь на 29-39 коек, кроме того, на промежуточной палубе разместились еще 19 спальных мест для легкобольных. Корабль был заложен 2 апреля 1883 г. на императорской верфи в Вильгельмсхафене как закрытый корвет для замены старого корвета "Victoria". Из за сокращений и перенесений выплат финансовых средств рейхстагом корпус был готов к спуску на воду только 5 сентября 1885, к этому времени уже перклассифициорванный в крейсер-фрегат. Крестины корабля именем прусской принцессы Шарлотты должен был провести её старший брат, принц Вильгельм, но этого не произошло, и корабль крестил шеф адмиралтейства Лео фон Каприви. "Charlotte" была закончена осенью 1886 как последний парусный военный корабль Императорского морского флота со вспомогательной паровой машиной. Корвет был сдан в эксплуатацию 1 ноября 1886 и приступил к ходовым испытаниям с постоянным экипажем и специалистами верфи, которые продолжались до 28 января 1887, после чего был выведен в резерв, где простоял более полутора лет. Первый зарубежный поход, 1888-1889 Только 22 сентября 1888 "Charlotte" начала активную службу в качестве учебного корабля, сменив "Prinz Adalbert", который нуждался в ремонте. Крейсер был придан учебной эскадре, под командой контр-адмирала Фридриха фон Холльманна. Флагманским кораблём эскадры был "Stosch", также в неё вошли фрегаты "Gneisenau" и "Moltke". "Charlotte" взяла на борт 50 курсантов военно-морского училища и 230 юнг из экипажа 1887 года и 29 сентября покинула Киль, приступив к своему первому учебному походу в Средиземное море. Новый канал между Килем и устьем Эльбы ещё строился, поэтому первое плавание фрегата началось с перехода в Северное море вокруг Дании. Важнейшим событием путешествия стало пребывание эскадры с 27 октября по 5 ноября в Пирее по случаю 25-летия восшествия на престол греческого короля Георга I, родившегося в Копенгагене в 1845 году как принц Вильгельм Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский. За этим последовали посещения различных турецких портов восточного Средиземноморья, гаваней в Италии и портов Австро-Венгерской монархии на Адриатике. 16 апреля 1889 фрегат вернулся в Вильгельмсхафен, а после проверок и отчётов по результатам плавания учебная эскадра была расформирована и 25 апреля крейсер-фрегат вывели из кампании в Киле, после чего он почти десятилетие оставался в резерве. *** Только через 8 лет, 22 апреля 1897 "Charlotte" снова привели в готовность после капитального ремонта. После того, как прошедшие обучение курсанты и юнги оказались на борту, фрегат отправился сперва в учебное плавание по Балтийскому морю, после чего в начале августа присоединился к соединению флота, сопровождавшего яхту кайзера "Hohenzollern" во время визита в Кронштадт, где императорская чета встретилась с русским царем Николаем II. Позже в том же месяце крейсер принял участие в осенних маневрах флота 1897. Второй зарубежный поход, 1897-1898 16 сентября 1897 крейсер вышел в свой второй большой учебный поход, теперь по Центральной Америке. Через 13 дней кадеты на борту впервые увидели Карибские острова, когда 25 сентября 1897 года достигли порта Шарлотта-Амалия на острове Сент-Томас, одном из датской группы Виргинских островов. Через несколько недель туда прибыл учебный фрегат "Stein". 29 октября оба корабля получили приказ отправиться в Порт-о-Пренс на Гаити, где дипломатический инцидент потребовал присутствия немецких военных кораблей. Там был арестован и отправлен в тюрьму гражданин Германии Людерс. Ввиду отсутствия в этом районе других военных кораблей в этом дипломатическом инциденте пришлось использовать учебные корабли. 4 декабря "Charlotte" сделала остановку в Пуэрто-Плата, чтобы взять на борт немецкого посла (временного поверенного в делах) графа фон Шверина и его жену, так как ему пришлось бежать с Гаити из-за угрозы ареста. Через 2 дня, 6 декабря 1897 корабли прибыли в Порт-о-Пренс, где командир "Charlotte", Август Карл Тиле, который в качестве старшего офицера также командовал соединением кораблей, выдвинул президенту Терезиа Симону-Сэму ультиматум с требованием выплаты возмещения в размере 20 000 долларов, письменного извинения перед послом от министра юстиции и отмены приговора заключенному в тюрьму Людерсу и его защите, пока он находился в стране. На выполнение требований дали тринадцать часов. Так, как правительство Гаити отклонило требования, оба корабля стали в боевую позицию и направляли свои орудия на 3 присутствующих гаитянских военных корабля, портовый форт и президентскую резиденцию. После того, как немецкие корабли произвели предупредительный выстрел, правительство Гаити согласилось, хотя и потребовало продления на два часа, чтобы организовать выплату возмещения. Чтобы получить рычаг для обеспечения платежа, немецкие моряки поднялись на борт трех гаитянских военных кораблей в порту, чтобы нейтрализовать их. Только тогда, когда гаитянские корабли были захвачены, президент Симон-Сэм уступил немецким требованиям. Как только условия ультиматума были выполнены, предусмотрительно эвакуированные на 2 парохода HAPAG немцы снова сошли на берег. Немецкие командиры нанесли официальный визит правительству, а при отбытии салютовали в знак доброй воли, что положило конец инциденту. Соединенные Штаты сообщили правительству Германии, что они примут меры против немецких корветов, если они выскажут дальнейшие требования к Гаити или попытаются аннексировать страну, а 10 декабря в гавань прибыл крейсер США, который должен был в случае аннексии Гаити Германией атаковать немецкие корабли, но этого не произошло. После урегулирования инцидента корабли смогли покинуть Порт-о-Пренс 14 декабря. 10 января 1898, после того, как прибыл новый стационер "Geier", "Charlotte" отправилась домой и 25 марта прибыла в Киль. *** Вернувшись в Германию, "Charlotte" прошла капитальный ремонт, который завершился 31 мая 1898 года и под командой капитана-цур-зее Фридриха Вюллерса, который бессменно командовал фрегатом следующие четыре года, корабль выполнил несколько коротких учебных выходов в Балтийскоу море, посетив залив Страндер, Апенраде и Глюксбург и вернулся в Киль 20 июня. До начала июля походы были прерваны эпидемией кори среди кадетов и юнг, а 1 июля "Charlotte" вновь отправится в плавание, с 8 по 14 июля находилась на Неве в Санкт-Петербурге, с 23 по 28 июля - в Христиании, ныне Осло. С 1 по 17 августа корабль провёл для стрельбы в Киле, а с 18 по 24 августа принял участие в осенних маневрах 1898 года, присоединившись к временно сформированной из учебных кораблей V дивизии. Третий зарубежный поход, 1898-1899 6 сентября корабль вместе с фрегатом "Stosch" вышел в свой третий заграничный учебный поход, в ходе которого корабли посетили несколько островов в Атлантике. В январе 1899 оба фрегата прибыли в Танжер (Марокко), где немецким экономическим интересам угрожали беспорядки. Там они заставили марокканское правительство выплатить компенсацию, которую оно неоднократно откладывало. Затем оба корабля зашли во французские гавани Оран, Алжир и Тунис, где их встретили дружелюбно. Между Францией и Немецкой империей впервые после Немецко-французской войны началось сближение, и эти визиты должны были улучшить отношения. После посещения испанских гаваней "Charlotte" 23 марта 1899 вернулась в Киль.
"Charlotte" отправилась на верфь для ремонта, в ходе которого число 150 мм орудий было сокращено с 18 до 12, чтобы разместить на их месте дополнительные учебные помещения. Затем последовал короткий учебный поход в Балтийском море. Четвёртый зарубежный поход, 1899-1900 В начале июля 1899 корабль отправился в следующий зарубежный учебный круиз. Это путешествие вело в южную часть Атлантического океана, в числе прочего корабль заходил в Рио-де-Жанейро. По пути домой он вуполнил демонстративный «показ флага» в порту Эс-Сувейра/Могадор на марокканском побережье Атлантического океана. 23 марта 1900 года корабль вернулся в Киль. *** В ходе текущего ремонта на нём был сокращён такелаж по правилам для рангоутных кораблей 1899 года. Кроме того на корабле установили радиостанцию. Летом 1900, как обычно, корабль выполнил короткие походы в Балтийском море и в норвежские воды. 16 августа 1900 года "Charlotte" отправилась из Киля в Тронхейм, затем на Шетландские острова, в Леруик и обратно в Киль, где возникла необходимость в доковании из-за повреждения винта. Пятый зарубежный поход, 1900-1901 18 сентября 1900 с проходом по каналу в Северное море фрегат вышел в большой учебный поход в Средиземное море, во время которого посетил марокканские гавани, Александрию и Корфу, где 17 декабря "Charlotte" получила приказ идти в Малагу для выполнения там спасательных работ на затонувшем "Gneisenau". 22 декабря "Charlotte" достигла испанского порта и продолжила работы, начатые британским броненосцем "Devastation". Из обломков были извлечены последние трупы и, кроме того, секретные документы и ценные предметы. После короткого перерыва для доставки из Могадора в Танжер посла в Марокко, работы в Малаге были закончены 12 января 1901. Затем "Charlotte" посетила итальянские гавани и 9 марта вернулась в Киль.
После прибытия в Киль 9 марта 1901 года был проведен очередной ремонт на верфи. Рангоут вновь был увеличен, но уже по новым, упрощённым правилам для учебных кораблей. Корабль вернулся в строй 18 апреля 1901, когда на борт прибыл новый экипаж курсантов военно-морского училища 1901 года, в котором был сын кайзера, принц Адальберт. Когда он прибыл на борт, его сопровождали родители, кайзер Вильгельм II и императрица Августа Виктория. В ходе обычных выходов в Балтийское море корабль участвовал в гидрографических работах на банке Адлер-Грунд, отмели к северу от Рюгена, которые стали необходимыми из-за посадки на мель линкора "Kaiser Friedrich III". Шестой зарубежный поход, 1901-1902 14 августа 1901 "Charlotte" отправилась из Киля в еще один круиз по Средиземному морю. В ходе него корабль посетил Пирей, Константинополь и Триест. В походе участвовал нордернейский художник-пейзажист и маринист Поппе Фолькертс, задокументируя ход учебного путешествия в картинах и фотографиях. Император также поручил ему научить рисовать своего сына. Его записи показывают, что император и императрица останавливались на яхте "Hohenzollern" во время пребывания фрегата в Свинемюнде и снова посещали его 6 и 11 июля 1901 года. Следующие остановки были в Балтийском море, после чего 14 августа фрегат обогнул Скаген и направился в Средиземное море. В ходе него корабль посетил Пирей, Константинополь и Триест. Это путешествие завершилось в марте 1902 года экскурсией кайзера во внутренний порт Брунсбюттель, а 15 марта 1902 года "Charlotte" вернулась в Киль.
Последующий период ремонта на верфи снова подготовил корабль к учебному плаванию в Балтийском море, которое началось 12 мая и было предназначено для подготовки молодых военнослужащих ВМФ к следующему большому учебному походу. Седьмой зарубежный поход, 1902-1903 12 июля 1902 "Charlotte" вышла в следующий дальний учебный рейс, сначала по Балтийскому морю, а затем к атлантическим портам Центральной и Южной Америки. Станциями были Кронштадт в России, Бильбао в Испании, а затем до конца 1902 года "Charlotte" посетила различные гавани в Бразилии и Уругвае, прежде чем ее отозвали в Венесуэлу из-за произошедшего там кризиса из за напряжённых отношений с Великобританией, Италией и Немецкой империей, где вошла в состав сформированной там Восточно-американской крейсерской эскадры. Тем не менее, фрегат не принимал участия в конфликте, а использовался как этапная база для поддержки более современных дивизии крейсеров. 19 января 1903 он был выведен из эскадры и 23 марта вернулся в Киль. 2 апреля 1903 "Charlotte" была выведена со службы и отправлена на Императорскую верфь в Киле для модернизации. Почти все большие орудия, кроме двух, были заменены на скорострельные малокалиберные пушки. Одна из машин и два котла были сняты, остальные шесть котлов были заменены на более современные. Хотя это и снизило максимальную скорость до 11,4 узла, но увеличило запас хода до 4000 миль на полном ходу. Служба после модернизации, 1905-1909 1 апреля 1905 года "Charlotte" вернулась в строй и приступила к учебным занятиям с нанятым тогда же кадетским экипажем. В свой восьмой большой учебный поход, первый после модернизации, корабль вышел 18 июля. Он обошел вокруг Шотландии, посетил некоторые острова Атлантического океана, прибыл в Средиземное море, где остановился в Могадоре (Марокко) и Александрии и через восемь месяцев, 30 марта 1906 вернулся в Киль. Девятый дальний круиз с кадетами, зимний поход 1906/07 гг. прошёл тем же маршрутом. Во время него в Малаге "Charlotte" приняла участие в поминальной службе, посвящённой памяти "Gneisenau". Корабль вернулся в Киль 23 марта 1907 года, и остальная часть года была заполнена длительным плаванием по Балтике. В конце 1907 года "Charlotte" выполнила еще одно, своё десятое крупное плавание, которое в этот раз вело в Центральную Америку и на Карибы и продолжалось до 16 марта 1908 года. Последним зарубежным портом на этот раз стал Антверпен. В апреле 1908 года начался последний, одинадцатый дальний поход старого корабля, который снова проходил в водах Вест-Индии. В Сантьяго де Куба команда помогла тушить пожар.
После возвращения в Киль, 31 марта 1909 "Charlotte" была выведена из эксплуатации в Киле, как последний парусный учебный корабль Императорского морского флота. 25 мая 1909 последовало его исключение из списков военных кораблей. Фрегат был перечислен в жилой блокшив и госпитальный тендер для учебного корабля юнг "König Wilhelm" в Мюрвике. С этой целью корабль подвергся очередному переоборудованию. Все орудия за исключением четырех 8,8-см на верхней палубе в корме, были сняты. В нос и корму от труб на верхней палубе находились две галереи и пекарня. Батарейная палуба стала жилым помещением. Перегородка на уровне грот-мачты отделяла кормовую часть, где теперь располагался госпиталь на 29 коек. В экстренных случаях можно добавить еще десять. Имелись также лечебно-санитарные помещения, помещения для фельдшеров и аптека. Кроме того, на промежуточной палубе разместились еще 19 спальных мест для легкобольных. По окончании перестройки в октябре 1909 оба корабля, теперь окрашенные в черный цвет, были переведены во Фленсбург. Вскоре с целью увеличения вместимости вся передняя верхняя палуба была перекрыта холлом. Начало Первой мировой войны сперва привело к прекращению службы "Charlotte", но после того, как "König Wilhelm" стал плавучей базой на Эльбе и обучение юнг было прервано, имперское морское ведомство решило, что образование всё-же должно продолжаться и с этой целью 20 октября 1914 "Charlotte" снова была принята на службу и занесена в список военных кораблей. То, что уже списанный корабль был снова зачислен в список, неповторимое событие в немецкой морской истории. Однако, это повторное использование под командованием Андреаса Фишера было очень коротким и закончилось 4 ноября, когда на учебную службу вернулся "König Wilhelm". "Charlotte" далее снова использовалась как тендер для него, пока не была в 1917 году заменена легким крейсером "Medusa". В 1921 фрегат был продан частной компании в Гамбурге и корпус использовался там как плавсклад. Его окончательная судьба неизвестна.
|