Оглавление → Крейсера → Яхта-авизо "Hohenzollern (I)"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
колёсное авизо - императорская яхта (Kaiserjacht, Radaviso)
Германия, 1880 г. 1 ед. (проект 1874 г.) * Hohenzollern / Kaiseradler *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В начале 1870-х годов возникла необходимость строительства новой государственной яхты для императора основанной в начале 1871 Германской империи. Используемое до сих пор как яхта авизо "Grille" из за незначительных размеров и недостаточной мореходности уже не было подходящим для представительских целей. Поэтому Кильской верфи "Norddeutsche Schiffbau AG." в 1874 был выдан заказ на проект новой яхты, а в следующем году также на её постройку. 5 июля 1876 корабль был готов к спуску. Он был крещён директором адмиралтейства, контр-адмиралом Людвигом Хенком, в честь основной династии прусских королей именем "Hohenzollern". Достройка корабля затянулась до весны 1880. Мореходность "Hohenzollern" считалась хорошей, однако со всеми недостатками, присущими колёсному движителю. В свежую погоду корабль принимал на палубу большое количество воды, тем не менее, при этом мало терял в скорости. Первоначально вооружение яхты состояло из 2 роскошно отделанных 125-мм нарезных орудий длиной в 23 калибра, подаренные Эссенской фирмой "Крупп". В 1884 они были заменены на 2 87-мм скорострельные пушки длиной в 24 калибра, которые обладали дальностью действия 4,7 км. Кроме того имелось 5х37-мм револьверных пушек. Роскошные 125-мм орудия позже выставлялись в музее океанологии и в арсенале в Берлине (Георгенштрассе) и считаются пропавшими в 1945. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
"Hohenzollern" вступил в строй 10 апреля 1880 и сперва прошёл обычные испытания. После доводки на верфи с 12 по 20 мая, в середине июня яхта была готова к службе. Первое использование в качестве государственной яхты имело место с 22 по 28 июля, когда на борту находились наследный принц Фридрих и принц Вильгельм. Они наблюдали за маневрами флота, в том числе за постановкой минного заграждения и потоплением блокшива "Barbarossa" выстрелом торпеды с авизо "Zieten", а также присутствовали при спуске на воду броненосца "Baden". 29 сентября оба принца снова были на яхте, чтобы выйти навстречу возвращающемуся домой из кругосветного путешествия корвету "Prinz Adalbert". В этом почти двухгодичном кругосветном плавании в звании младшего лейтенанта-цур-зее принимал участие будущий гросс-адмирал принц Генрих Прусский. 11 ноября "Hohenzollern" был выведен из компании. В 1881 году яхта активировалась лишь с 1 по 27 сентября. После заключения Союза Трёх Императоров в июне 1881 в Путцигер-Вик произошла встреча между русским царем Александром III и императором Вильгельмом I, а также Отто фон Бисмарком, которые находились на борту "Hohenzollern" 9 и 10 сентября. 17 сентября с яхты император наблюдал за маневрами флота. При этом он лично произвёл электрическое зажигание мины, взрывом которой был потоплен вёсельный канонерский шлюп. Так же был произведён выстрел торпеды с учебного корабля "Blücher" по блокшиву "Elbe". До следующего использования "Hohenzollern" дело дошло только после вступления на престол Вильгельма II в 1888 году. Яхта была введена в эксплуатацию 5 июля с принцем Генрихом в качестве командира. 14 июля новый император на яхте в сопровождении броненосцев "Baden", "Bayern", "Deutschland" и "Friedrich der Große" начал посещение "балтийских" монархов: России, Швеции и Дании, с заходами в Санкт-Петербург, Стокгольм и Копенгаген. В конце месяца "Hohenzollern" вернулся в Киль. В сентябре приходящий в восторг от морского флота император наблюдал с яхты осенние маневры. 29 сентября корабль был выведен из кампании. "Hohenzollern" снова был введён в эксплуатацию 28 мая 1889. С 1 по 27 июля яхта служила императору для похода на север до Нордкапа. Вскоре после этого Вильгельм посетил свою бабушку, британскую королеву Викторию, для этого он использовал корабль с 31 июля по 10 августа. В октябре и ноябре императорская чета на яхте предприняла поездку в Грецию, чтобы принять участие в свадьбе сестры Вильгельма, принцессы Софии Прусской. Также они посетили османского султана Абдульхамида II в Константинополе и австрийскую императрицу Елизавету на Корфу. После возвращения в Киль экипаж "Hohenzollern" был сокращён, тем не менее, корабль оставался на службе. После того, как в апреле 1890 экипаж снова был пополнен до штатного состава, Вильгельм II в конце июня предпринял визит к норвежскому королю Оскару II и к королю Бельгии Леопольду II. 9 августа "Hohenzollern" доставил императора к острову Гельголанд, который в этот день был официально получен от Британии. Также в августе, произошла встреча Вильгельма с Александром III в Кронштадте. Встреча должна была препятствовать русско-французскому сближению, однако осталась в этом плане безрезультатной. После участия в качестве наблюдателя в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890, выявилась необходимость ремонта "Hohenzollern", и 16 декабря яхта была выведена из эксплуатации. 2 июня 1891 корабль снова был введён в эксплуатацию. Император использовал его для посещения королевы Эммы в Нидерландах, а также для второго похода до Нордкапа в Норвегии. С октября в течение зимы плавказармой для вновь сокращенного экипажа "Hohenzollern" служил бывший парусный учебный корабль "Niobe". После того, как произошла следующая встреча Вильгельма II и Александра III, яхта с 25 июня 1892 находилась в Штеттине. Там через 2 дня был проведён спуск посыльного судна "St" - новой императорской яхты. Так как она тоже получила имя Hohenzollern, старый колесный пароход был переименован в "Kaiseradler" (императорский орел) в честь герба Империи. Спущенный на воду 2 февраля под этим именем колониальный крейсер был соответственно переименован в "Seeadler". В июле 1892 корабль совершил поход до Тромсё в Норвегии. 27 июля "Kaiseradler" присутствовал при спуске броненосца "Heimdall" в Вильгельмсхафене, крещенного императором. В начале августа 1892 в Коусе (Британия) яхту Вильгельма посетила королева Виктория. С 25 сентября по 6 октября 1892 корабль снова посетил Англию, на этот раз с принцем Генрихом и его женой Ирэн на борту. 11 октября экипаж "Kaiseradler" был сокращён. Так как 8 апреля 1893 вступил в строй новый "Hohenzollern", использование "Kaiseradler" в качестве государственной яхты больше не являлось необходимым, поэтому 17 апреля 1893 корабль перечислили в авизо и 16 октября 1893 вывели из эксплуатации. Летом 1895 "Kaiseradler" использовался в последний раз. Корабль был введён в эксплуатацию 1 июня и 21 июня участвовал в освящении канала Императора Вильгельма. Во время торжеств на борту находились несколько почетных гостей, в том числе саксонский король Альберт, вюртембергский король Вильгельм II, а также баварский принц-регент Луитпольд. 28 августа 1895 корабль окончательно вывели из эксплуатации. В 1904 планировалось предоставить корабль в распоряжение кронпринца Вильгельма, не этот план не осуществили. Весной 1906 посыльное судно перевели в Данциг и в течение следующих лет оно стояло там на Императорской верфи. 26 мая 1909 корабль был вычеркнут из списка военных кораблей. Он выставлялся на аукционы в ноябре 1909 и 1 августа 1910, однако, продажа не состоялась из за слишком большой цены. Также пытались его продать Данцигской верфи J. W. Klawitter и чилийскому пароходству, но потерпели неудачу. В конечном счете посыльное судно в конце июля 1912 перешло во владение торгового общества с ограниченной ответственностью для нужд армии, морского флота и тяжёлой промышленности (Handelsgesellschaft Fürstr Armee, Marine und Großbetriebe mbH) в Гестемюнде. Лопасти колес были переданы краеведческому музею в Фегезаке, движимость и прочий инвентарь продан бывшим офицерам корабля. Сам корабль был сдан на слом в Данциге в 1912.
|