ОглавлениеКрейсера → Бронепалубные типа "Stuttgart"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые (бронепалубные) крейсера (Kleinerkreuzer) типа

 Stuttgart 


Германия, 1907-1908 гг. 3 ед. (проект 1904-1905 гг.)

 

*
Stuttgart
*
Nürnberg
*
Stettin
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Stuttgart <Kaiserl. Werft>, Данциг, стр. № ?, "Kleinerkreuzer O" 11.1905 с 16.02.1909 учебно-артиллерийский корабль скорострельной артиллерии, с 7.08.1914 в составе разведывательных сил флота, с 15.12.1916 до 16.05.1918 в резерве, 02-05.1918 перестроен в крейсер-гидроавианосец на <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, с 16.05.1918 в составе разведывательных сил флота, с 17.12.1918 в резерве, 5.11.1919 исключён, 20.07.1920 передан Британии как репарационное судно "S", слом.
22.09.1906
1.02.1908
2 Nürnberg <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 32, "Ersatz Blitz" 16.01.1906 с 11.07.1908 в резерве, с 1.02.1910 за границей, 8.12.1914 в 19:27 потоплен артиллерийским огнём британского крейсера "Kent" в битве у Фолклендских островов в точке с координатами 53°28s/55°04w, 327 убитых.
28.08.1906
10.04.1908
3 Stettin <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 270, "Ersatz Wacht" 22.03.1906 с 20.01.1908 в составе разведывательных сил флота, с 06.1914 флагман флотилии ПЛ, с 27.11.1914 в составе разведывательных сил флота, с 07.1917 мишень для учебных ПЛ, с 12.1917 по 02.1918 на верфи <Kaiserliche Werft> в Вильгельмсхафене, предполагалось переоборудовать в крейсер-гидроавианосец, с 02.1918 мишень для учебных ПЛ, с 20.12.1918 в резерве, 5.11.19 исключён, 15.09.1920 передан Британии как репарационное судно "T", 1921-1923 разобран в Копенгагене.
7.03.1907
29.10.1907
ТТХ
  Stuttgart Nürnberg Stettin
Водоизмещение нормальное 3469 т 3480 т
полное 4002 т 3902 т 3822 т
регистровое 2500 брт., 1125 нрт. 2483 брт., 1117 нрт.
Размерения длина ВЛ 116,8 м
полная 117,4 м
ширина корпус 13,3 м
осадка носом 5,40 м 5,24 м 5,14 м
кормой 5,30 м 5,24 м 5,17 м
1 см осадки = 10,38 т. водоизмещения
высота борта на миделе 7,8 м
Энергетическая установка состав и тип 2, на "Stettin" 4 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 4,0 м 4х4-лопастных гребных винта Ø 1,9 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения 2 ТУ "Parsons"
5 КО 11 ВМ ПК (22 топки, 16 атм, ок. 3050 м²)
проектная мощность 13200 л.с., 145 об/мин. 13500 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 23 уз. 24 уз.
на испытаниях 23,9 уз. при 13146 л.с., 138 об/мин. 23,4 уз. при 13154 л.с., 139 об/мин. 25,2 уз. при 21670 л.с., 584 об/мин.
запас топлива 400/880 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 4120 миль 4170 миль
Экипаж штат 322 чел. (14 офицеров, 308 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 14 отсеков, двойное дно на 47%.
электроснабжение 3 турбо-генератора, 135 кВт, 110 В.
управление 1 балансирный руль, 40°
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент 6440 мт
цена 5 млн. 488 тыс. M 5 млн. 560 тыс. M 6 млн. 398 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
броневая сталь и сталь Круппа
палуба 30-20 мм/скосы 80-45 мм (броневая сталь)
гласисы 100 мм (броневая сталь)
щиты орудий 50 мм (сталь Круппа)
рубка 100 мм, крыша 20 мм (сталь Круппа)
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
штат Stuttgart с 1918 (как АТР)
10 - 105 мм/40 [1500 снарядов], 12200 м 4-105 мм/40 [1242 снаряда]
8 - 52 мм/55 [4000 снарядов] 2 - 88 мм/45 зенитки
2 ТА-450 мм (бортовых подводных) [5 торпед] 3 гидросамолёта
4 прожектора 3 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОПИСАНИЕ

СЛУЖБА

Stuttgart / Nürnberg / Nürnberg в бою у Коронеля / Nürnberg в бою у Фолклендских островов / Stettin / АТР Stuttgart

 

ОПИСАНИЕ

 

Крейсера планировались, как однотипные с предыдущим "Königsberg", но в декабре 1904 года госсекретарь Управления Имперского военно-морского флота, адмирал Альфред фон Тирпиц направил кайзеру Вильгельму II доклад, в котором сообщал ему, что до начала работ над крейсерами программы 1905 года начнутся сражения Русско-японской войны, который должны быть оценены на предмет извлечения уроков, которые можно было бы использовать в новых кораблях. В первых боях этой войны была убедительно продемонстрирована необходимость усиленной защиты от подводного оружия, такого как морские мины и торпеды, и поэтому в 1904-1905 гг. немецкий конструкторский состав внес изменения в конструкцию, в основном, с целью улучшения живучести.

Конструкторы разделили два кормовым котельных отделения дополнительнами водонепроницаемами переборками, увеличив таким образом число котельных до 5, а общее количество водонепроницаемых отсеков выросло с тринадцати до пятнадцати, тем самым снизив риск затопления, выводящего из строя несколько котлов. Эти изменения потребовали перестановки бункеров для хранения угля, поэтому корпус пришлось удлинить на 2 м по сравнению с головным кораблем, а внешне это выразилось в смещении задней трубы относительно двух передних, что придавало кораблям характерный узнаваемый вид. Другим новшеством стала замена уже бесполезных 37-мм револьверных пушек на более крупные 52-мм (позже их заменили и на прототипе "Königsberg"). Ещё можно отметить более компактный ходовой мостик, сдвинутый назад, чтобы дать больше места расчётам носовых орудий. В остальном крейсера были аналогичны "Königsberg" и в большинстве справочников их относят к одному типу.

Как и в серии "Bremen", один из кораблей, "Stettin", получил турбины. На сей раз немцы попытались решить проблему максимально возможной экономичности не за счёт "нанизывания" винтов на один вал, а путём увеличения количества валов. Две турбины приводили в действие четыре вала, в результате чего дальность 12-узлового хода у "Stettin" и "земляков" с поршневыми машинами осталась примерно одинаковой.

Как и предыдущие типы ("Bremen", "Leipzig", "Königsberg"), корабли обладали хорошей мореходностью, очень хорошо держали курс, но были несколько увальчивые ("Stuttgart" после перестройки в авиатранспорт - особенно). Имели заметный, а "Stuttgart" после перестройки - сильный снос. Маневрировали и поворачивали хорошо, но чуть хуже типов "Bremen" и "Leipzig"; при этом также теряли до 35% скорости. Против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало, крейсера были подвержены довольно сильной бортовой (до 20°) и килевой качке. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,65 м, продольная - ок. 182 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 46-48°.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

Отличия и изменения

"Nürnberg" и "Stuttgart" имели ограждения орудий на корме, аналогичное волнолому на баке. На "Stuttgart" на срезах носовых пушек имелись иллюминаторы. На "Stuttgart" шлюпочные "выстрелы" располагались перед носовыми спонсонами, на двух остальных - за ними. Остеклённые ограждения крыльев мостика для вахтенных на "Stuttgart" и "Nürnberg" были в начале службы сняты, а на "Stettin" они оставались и во время войны.

Сперва несли по одному прожектору на площадках мачт и по одному на крыльях площадки над центральными орудиями, с 1910-1912: 2 прожектора на площадке по бокам фок-мачты, 2 прожектора на площадке спереди и сзади грот-мачты, площадка над орудиями была демонтирована.

Как плавучая база гидросамолетов, "Stuttgart" имел двойной навес (легкие фермы, обтянутые тканью) по левому борту на 1/3 смещён к корме по сравнению с правым, навесы имели парусиновые ворота по борту, 3 грузовых стрелы, третий самолет хранился открыто на корме на палубе. На площадке грот-мачты был только 1 прожектор, на фок-мачте - 2.

 

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. DG_Alpha

 

 

 

СЛУЖБА
     

 

S.M.S. Stuttgart

 

Малый крейсер "О" был заказан верфи "Kaiserliche Werft" в Данциге и заложен в ноябре 1905, спущен на воду 22 сентября 1906. Доктор Гаусс, тогдашний обер-бургомистр Штутгарта, осуществил крестины в честь своего города. 1 февраля 1908 введен в состав ВМС для испытаний, которые были закончены 9 апреля 1908, однако, из за отсутствия персонала крейсер был на год выведен в резерв.

УЧЕБНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ, 1909-1914

С 16 февраля 1909 "Stuttgart" использовался как учебное судно подготовки расчетов скорострельной артиллерии (Schulschiff Fürstr Maschinenkanonen). Он сменил в этой должности малый крейсер "Nymphe". В течение следующих 5 лет "Stuttgart" принимал участие во всех маневрах и парадах в составе резервного флота. В больших маневрах флота с середины августа до 5 сентября 1909 года, с 6 августа до 8 сентября 1910 года и с 31 июля до 12 сентября 1911 года он участвовал в составе соединения учебных и опытовых кораблей, которое в ходе маневров флота с 14 августа до 16 сентября 1912 года было временно назначено II разведгруппой. 1 июня 1913 "Stuttgart" вместе с крейсером "Stettin" оказывал помощь севшему на мель в проливе Большой Бельт большому крейсеру "Blücher". К большим учениям в августе-сентябре 1913 года соединение учебных и опытовых кораблей было переименовано в учебную эскадру.

УЧАСТИЕ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ, 1914-1918

В начале войны крейсер стоял на Императорской верфи в Данциге. 7 августа 1914 он присоединился к IV разведывательной группе, которая базировалась в Вильгельмсхафене и охраняла Гельголандскую бухту. Крейсера были разделены с флотилиями миноносцев и им было поручено проводить ночное патрулирование в Северном море. В рамках этой службы в ночь на 15 августа "Stuttgart" с малым крейсером "Cöln", а также I и II флотилиями миноносцев провел ночной поиск противника за пределами линии сторожевого охранения у Гельголанда, но ни кого не обнаружили. 25 августа "Stuttgart" прикрывал минный заградитель "Albatross" во время минирования устья британской реки Тайн. На обратном пути к северу от Доггер-банки немецкие корабли потопили три британских рыболовных (патрульных) судна.

Затем "Stuttgart" находился в ремонте, потому пропустил некоторые событя, включая Гельголандскую битву. Следующей операцией для него стал поход в составе сил Флота открытого моря для прикрытия рейда линейных крейсеров на Скарборо, Хартлпул и Уитб 15–16 декабря 1914. В 06:59 "Stuttgart", броненосный крейсер "Roon" и лёгкий крейсер "Hamburg" встретились с британскими эсминцами командора Джонса. Джонс следил за немцами до 07:40, после чего "Stuttgart", и "Hamburg" были отправлены их потопить. Однако в 08:02 "Roon" подал сигнал прекратить преследование и отступить вместе с остальной частью Флота открытого моря.

23 января 1915 года "Stuttgart" принял участие в походе флота для прикрытия I разведывательной группы, закончившийся битвой линейных крейсеров у Доггер-банки 24 января 1915. "Stuttgart" противника не встретил, поскольку к моменту прибытия Флота открытого моря бой уже закончился. О возможном участии крейсера в походах флота 29-30 марта и 17-18 апреля данные отсутствуют.

7 мая 1915 года IV разведывательная группа, которая к тому времени состояла из "Stuttgart", "Stettin", "Danzig" и "München", в сопровождении двадцати одного миноносца была отправлена на Балтику для поддержки крупной операции против русских позиций в Либаве. Операцией командовал контр-адмирал Альберт Хопман, командующий разведывательными силами на Балтике. 8-12 мая IV разведывательной группе было поручено осуществлять прикрытие броненосцев к северу от о. Готланд, которые имели задачу подняться на широту Стокгольма и, в случае повторного появления русских крейсеров перед Либавой, отрезать и уничтожить их, в то время как несколько броненосных крейсеров и других кораблей бомбардировали порт. Русские попытались вмешаться силами четырех крейсеров: «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег» и «Богатырь». Русские корабли ненадолго вступили в бой с "München", но обе стороны не были уверены в составе соединений противника, и поэтому вышли из боя. Вскоре после бомбардировки Либава была взята наступающей немецкой армией, а "Stuttgart" и остальная часть IV разведывательной группы были отозваны на Северное море.

Сразу после возвращения в Северное море корабли IV разведывательной группы приняли участие двух операциях флота: 17 мая 1915 (минная постановка в районе Доггер-банки) и 29–30 мая 1915 (вывод в рейд вспомогательного крейсера "Meteor"). Ни в одной из них противника не встретили. После летнего затишья в надводных операциях на Северном море, следующий выход крейсера с флотом состоялся 11–12 сентября 1915 (минная постановка в районе Шварте-банки).

C октября 1915 по январь 1916 корабль снова дежурил на Балтике. Затем последовал ремонт на верфи в Вильгельмсхафене. 4 марта 1916 года "Stuttgart" в составе IV разведывательной группы ходил в район банки Амрум встречать возвращающийся рейдер "Mowe".

Ютландская битва

Неизвестно, принимал-ли "Stuttgart" участие в выходах флота 21-22 и 24-25 апреля и 4-5 мая 1916, но к Скагерракской (Ютландской) битве 31 мая - 1 июня 1916 года он был в строю. IV разведруппа под командованием коммодора Людвига фон Ройтера вместе с остальной частью флота покинула Вильгельмсхафен в 03:30 31 мая. Получив задание прикрывать основные силы флота, "Stuttgart" с миноносцем "V-71" располагались в тылу флота, за кормой 2-й эскадры линкоров и не принимали активного участия на ранних этапах боя, но около 21:30 встретились с 3-й британской эскадрой легких крейсеров (3-я LCS). Крейсера Рейтера в этот момент шли в голове флота открытого моря на юг, в сторону от развернутого Гранд-Флита. Из-за большой дальности и плохой видимости только "München" и "Stettin" смогли вступить в бой с британскими крейсерами. "Stuttgart" был четвертым кораблем в строю, и его артиллеристы смогли разглядеть в дымке только один британский корабль, но поскольку этот корабль уже был атакован другим немецким крейсером, чтобы не сбивать ему пристрелку, они огонь не открывали. Вскоре Рёйтер резко развернул свои корабли на правый борт, чтобы заманить британцев к крупным кораблям немецкого флота, но они отказался проглотить наживку и бой прекратился.

Во время ожесточенных ночных боев, когда Флот открытого моря прорывался через британский тыл, IV разведывательная группа в темноте оказалась на близком расстоянии от британской 2-й эскадры легких крейсеров и завязалась перестрелка. Немцы осветили. "Stuttgart" и "Elbing" обстреляли "Dublin" в который попало восемь снарядов, вероятно, все со "Stuttgart". Два британских корабля были сильно повреждены, подожжены и вынуждены отступить, но "Southampton" в ответ попал торпедой во "Frauenlob". "Stuttgart" вынужден был уклониться от тонущего корабля вправо, тз-за чего он потерял связь с IV разведывательной группой и присоединился к I эскадре линкоров.

Во время следующего столкновения с британскими легкими силами около полуночи он оставался скрытым в темноте и наблюдал, как дредноуты I эскадрэ подбили несколько британских эсминцев. Тем временем британцы выпустили по немецкой линии торпеды, что заставило ее отвернуть. "Stuttgart" пришлось в темноте пройти между линкорами "Nassau" и "Posen". К 02:30 "Stuttgart" уже шел во главе немецкой линии, опережая ведущий линкор "Westfalen". Он "привёл" I эскадру обратно в порт, а позже помогал III эскадре и флагману флота "Friedrich der Große". В ходе боя "Stuttgart" произвел 64 выстрела — меньше всех немецких крейсеров, участвовавших в бою и, в отличие от многих других немецких крейсеров, вышел из боя невредимым.

***

Точно не извастно, участвовал-ли "Stuttgart" в последующих походах IV разведгруппы: в походе флота к Сандерленду 18-20 августа 1916, прикрытии операции у банки Терсхеллинг 25-26 сентября, походе флота в район Доггер-банки 18-20 октября и спасательной операции 4-5 ноября. 15 декабря 1916 корабль вывели в резерв и его экипаж принял новый малый крейсер "Emden".

В КАЧЕСТВЕ АВИАТРАНСПОРТА, 1918

 

Ранее во время войны немецкий флот экспериментировал с переоборудованием пароходов в тендеры гидросамолетов (см. "Oswald"). Однако они были слишком медленными, чтобы действовать с флотом, и поэтому решили переоборудовать не транспорт а старый боевой корабль. С февраля 1918 по май 1918 на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене крейсер был переоборудован в гидроавианосец (Seeflugzeugkreuzer).

Как вспоминал адмирал Р. Шеер, "легкий крейсер "Stuttgart" был превращен в крейсер-авианосец, так как попутно с усовершенствованием самолетов было сочтено целесообразным не ограничиваться их обслуживанием на береговых авиационных станциях, а обслуживать их также и в море. Это широкое развитие авиации было необходимо, так как в нем настоятельно нуждалась служба траления" (Р. Шеер, "Германский флот в мировую войну", М., 1940 г., стр. 193).

Теперь корабль нёс на борту 3 самолета, 2 из них в ангарах и один на палубе. 6 из его 10,5 см орудий были демонтированы, остались только четыре бортовых. Вместо двух носовых "Stuttgart" получил 8,8 см зенитных пушки SK L/45. Он сохранил подводные торпедные аппараты.

С 16 мая 1918 "Stuttgart" был включен в состав ВМФ и до конца войны числился в составе разведывательных сил флота в Немецкой бухте, но фактически так никогда и не использовался по новому назначению.

17 декабря 1918 он был выведен в резерв, 5 ноября 1919 исключен, получил репарационное обозначение "S" и 20 июля 1920 передан Великобритании и там разделан на металл.

командиры "Stuttgart"
02 - 04.1908 фрегаттен-капитан Georg Schur
02 - 09.1909 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Werner Max
09.1909 - 09.1911 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Moritz von Obernitz
12.1910 капитан-лейтенант (и.о.) Ernst Stever
09.1911 - 09.1913 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Otto Rößler
1.10.1913 - 3.08.1915 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Friedrich Richter
08.1915 - 02.1916 фрегаттен-капитан Lothar von Gohren
02 - 12.1916 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Max Hagedorn

 

 

 

 

S.M.S. Nürnberg

 

"Ersatz Blitz" был заказан Императорской верфи в Киле для замены авизо "Blitz" (1883) и заложен в 16 января 1906. При спуске на воду 28 августа 1906 года речь произнёс мэр Нюрнберга доктор Георг фон Шух, который окрестил его в честь своего города. 10 апреля 1908 года крейсер был введен в состав ВМС Германии.

По окончании флотских испытаний 11 июля 1908 корабль был законсервирован ввиду нехватки моряков. Хроническая нехватка персонала Императорского морского флота в тот период часто не допускала эксплуатации всех современных единиц и длительных заграничных походов. В резерве он простоял 20 месяцев.

       

ЗАГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА НА ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОЙ СТАНЦИИ 1910-1914

1 февраля 1910 "Nürnberg" вернулся в строй и был включен в состав Восточно-Азиатской эскадры вместо крейсера "Arcona". В ходе предроходного ремонта бортовые прожектора перенесли на мачты. 14 февраля крейсер покинул Вильгельмсхафен, в начале марта в Порт-Саиде встретился с "Arcona" и пополнил личный состав моряками с этого крейсера, 5 апреля прибыл в Сингапур, а затем на базу эскадры в Циндао. Первый крупный поход "Nürnberg" совершил 20 июня с крейсером "Scharnhorst" через Сайпан, острова Чуук и Понпеи в Самоа, где 19 июля встретился с крейсерами-стационерами "Cormoran", "Condor" и вновь прибывшим к эскадре малым крейсером "Emden", которые шли из Южной Америки и собирались к 22 июля прибыть на базу для ремонта.

Флагманский корабль с двумя малыми крейсерами отправился в Фридрих-Вильгельмсхафен, где стояло гидрографическое судно "Planet" с аварией машин. "Nürnberg" высадил один отряд полиции в гавань Хацфельд, где туземцы убили несколько рабочих. Затем с 9 по 24 сентября сопровождал "Planet" через Зондский пролив в Сингапур для ремонта.

Позднее "Nürnberg" вошёл в крейсерскую эскадру во главе с "Leipzig" (с 1911 во главе с "Gneisenau"). Кроме них в состав эскадры входили четыре канонерских лодки типа "Iltis", два эсминца: "Taku" и "S.90" и три речных канонерки.

В следующем походе в начале 1911 года "Nürnberg" при поддержке "Emden" и "Cormoran" участвовал в подавлении восстания на острове Сокес, в мае и июне с шефом эскадры на борту посетил китайское побережье и Владивосток, а также поднялся по Янцзы до Ханкау (ещё до того, как там начались беспорядки).

В конце 1912 года "Nürnberg" стал на капитальный ремонт в Циндау.

16 октября 1913 года корабль отправился из Йокогамы в Мексику, поскольку там начались беспорядки, и в ходе волнений могли пострадать немецко-язычные граждане. 8 ноября "Nürnberg" прибыл в Ла-Пас, а затем отправился в Масатлан, где была основная немецкая база. Крейсер участвовал в патрулировании совместно с английскими шлюпами "Algerine", "Shearwater", американскими крейсерами "Pittsburgh", "California", "Maryland", "New Orleans", "Albany" и "Raleigh", а с 25 декабря ещё и с японским крейсером "出雲" (Izumo).

20 апреля напряжение между США и Мексикой достигло высшей точки, и вместе с японским броненосным крейсером, "Nürnberg" стал принимать на борт иностранцев из нейтральных государств. В конце мая 1914 года он направился по маршруту Акапулько - Санта-Круз - Панама для пополнения личного состава и припасов, которые незадолго до окончания строительства Панамского канала были доставлены из Германии в Колон и затем по железной дороге в Панаму. 7 июля в Масатлане он встретился с "Leipzig", который сменил его в этом районе. 14 июля "Nürnberg" отплыл в Сан-Франциско для ремонта в доке, куда прибыл 18 июля. Затем он собирался идти через Гонолулу в Апиа, чтобы встретиться с "Scharnhorst" и "Gneisenau". В случае обострения положения в Европе крейсер имел приказ направиться к Восточно-Азиатскому побережью, но до этого не дошло. Корабль прибыл в Понапе 28 июля 1914, где с 17-го уже стояли броненосные крейсера.


Восточно-азиатская эскадра в Циндао, "Nürnberg" крайний справа.

УЧАСТИЕ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ, 1914

Незадолго до начала Второй мировой войны тяжёлые крейсера "Scharnhorst" и "Gneisenau" отправились в плавание, проверяя немецкие колонии в южной части Тихого океана. Маршрут изначально проходил через Германскую Новую Гвинею и Германское Самоа. В Понапе узнали о мобилизации. Вице-адмирал Максимилиан фон Шпее 8 августа вышел с Понапе и 11 августа собрал свою эскадру у острова Паган (Марианские острова). После военного совета он приказал через Маршалловы острова, Самоа, Таити и остров Пасхи направится к берегам Чили.

13 августа корабли вышли в море, а 19-22 августа заправились углём у атолла Эниветок. 22 августа 1914 эскадра направилась к Маршалловым островам, а "Nürnberg" был послан в Гонолулу, чтобы отправить телеграммы в Адмирал-штаб и по возможности выяснить обстановку. Ему также было приказано связаться с немецкими агентами и поручить им подготовить запасы угля для эскадры в Южной Америке. Шпее выбрал этот корабль, потому что британцы знали, что он недавно покинул мексиканские воды, и его присутствие на Гавайях не выдало бы передвижения всей эскадры. 6 сентября он вернулся к эскадре, доставив известия о ходе военных действий в Европе, а также сведения о дислокации союзных морских сил на Тихом океане. По прибытии он получил сигнал с флагманского корабля: совместно с "Titania" перерезать телеграфный кабель Австралия - Канада у о. Фаннинг. Эта операция была успешно выполнена на рассвете следующего дня, причем удалось ввести в заблуждение губернатора острова, который опознал в "Nürnberg" французский крейсер (сыграло роль расположение труб). Немцы высадили десант, разрушили все сооружения радио- и телеграфной станции, захватили кассу и, самое главное, газеты, где было сказано о захвате англичанами немецких владений на Самоа. Затем "Nürnberg" присоединился к флоту на острове Рождества.

8 сентября М. Шпее собрал совещание командиров кораблей, на котором было решено атаковать Самоа. Показавшись 14 сентября два броненосных крейсера показались у Апии, эскадра не сделала ни одного выстрела - выяснилось, что гавань пуста. "Nürnberg" в это время сопровождал угольщики к месту встречи.

Ничего не предприняв, немцы двинулись к французским островам Таити в надежде запастись свежей провизией, пополнить запасы угля, а также встретить корабли Антанты. 21 сентября крейсера бросили якорь в бухте Тавануи на о. Бора-Бора в 160 милях от Таити. На "Scharnhorst" подняли французский флаг, и местные власти приняли немцев за своих.

Во второй половине дня 21 сентября эскадра покинула о. Бора-Бора и направилась в открытое море. 22 сентября корабли прибыли в Папеэте на Таити, обстреляли батареи и потопили французскую канонерку "Zelee". Боязнь мин в гавани помешала Шпее захватить уголь, лежавший в гавани.

24 сентября "Nurnberg" и угольщики прибыли на о. Нукухива - главный на французских островах Маркезас (Маркизских). Через два дня туда прибыли "Scharnhorst" и "Gneisenau". Произведя конфискацию денежных средств у местных властей и дав продолжительный отдых экипажам, эскадра 3 октября уже находилась на пути к о. Пасхи, где 12 октября корабли М. Шпее бросили якоря. В тот же день туда прибыл "Dresden", пришедший из Карибского моря вокруг Южной Америки, а 14 октября - "Leipzig" - таким образом вся эскадра собралась вместе.

26 октября эскадра подошла к о. Мас-а-Фуэра, где приступила к погрузке угля. Спустя два дня она вышла оттуда в полной боевой готовности и направилась на восток. Шпее знал, что 31-го числа в Коронеле был замечен британский крейсер "Glasgow", и направился в сторону этого порта.

 

Бой при Коронеле, 1 ноября 1914

1 ноября в 16:17 у Коронеля на германской эскадре опознали англичан. Они выстроились линией, во главе которой шёл "Good Норе", за ним следовали "Monmouth", "Glasgow" и "Otranto". Ветер был южный, силою в 6 баллов, заходивший к юго-востоку. От юга шла сильная волна, до 6 - 7 баллов. Корабли зарывались носом в волну, на легких крейсерах стоять на палубе было практически невозможно, люди, давно уже мокрые насквозь, цеплялись за все, что подвернется под руку.

В 18.34 немцы открыли огонь. Британские корабли имели между собой интервалы в 2 кб, немцы же несколько растянулись: "Leipzig" следовал за "Gneisenau" в 5 кб, за ним в 7 кб шел "Dresden".

"Nurnberg" отстал от эскадры на 25 миль и в бою участия не принимал. Только в 17 ч 30 мин с него далеко на горизонте увидели "Scharnhorst", а после сгущения темноты крейсер и вовсе шел на вспышки выстрелов. В 19 ч 30 мин радиостанция "Nürnberg" приняла приказ М. Шпее: "Легким крейсерам произвести торпедную атаку". Капитан цур зее Шёнберг, ранее ориентировавшийся по вспышкам выстрелов, после того как стрельба прекратилась вынужден был идти наугад. В 20 ч он увидел на зюйд-вест отблески пожара и повернул туда, однако, двигаясь в течение 25 мин в этом направлении, ничего не обнаружил. Но затем Шёнберг разглядел смутное свечение на норд-вест и пошел туда.

О том, что происходило далее, рассказывал Отто Шпее, младший сын адмирала: "В 20.05 наблюдатель сообщил, что видит справа по носу столб дыма. Мы сразу повернули туда. Сначала казалось, что дым приближается, но потом корабль начал уходить полным ходом. Хотя мы делали 21 узел, он быстро скрылся в темноте. Это был "Glasgow". Во время погони мы случайно заметили крейсер, похожий на "Leipzig", который шел параллельным курсом в двух милях на правом траверзе. Но потом он отвернул. Когда одна цель ушла от нас, мы повернули на вторую и обнаружили тяжело поврежденный "Monmouth". Он имел крен около 10 градусов на левый борт. Когда мы подошли ближе, он накренился еще больше, и уже не мог использовать орудия борта, обращенного к нам. Мы открыли огонь в упор. Мне было невыразимо тяжко стрелять по несчастному, не могущему защищаться крейсеру. Но... флаг его был поднят, и когда мы прекратили огонь, он все еще развевался. Пришлось провести еще одну атаку, и под нашим огнем "Monmouth" перевернулся. Корабль так и затонул с поднятым флагом. Мы не смогли спасти ни одного человека, так как сильное волнение не позволило нам спустить шлюпки. Кроме того, наблюдатели сообщили о новых дымах, которые мы приняли за вражеские. Мы сразу пошли на них. Но это оказались наши большие крейсера, которые тоже искали противника".

Адмирал Э. Рёдер в своей истории крейсерских операций германского флота, говорит следующее: "Крейсер был опознан как "Monmouth", его флаг был поднят. Носовая 15-см башня пропала. Но машины работали, а рулевое управление действовало, так как он легко маневрировал до самого конца. Так как он не спускал флаг, в 21.20 "Nürnberg" открыл огонь с дистанции от 10 до 6 гектометров (1000 — 600 м) и выпустил торпеду из аппарата левого борта. Она прошла мимо. "Nürnberg" прекратил огонь, так как противник не отвечал, и выключил прожектора. Однако "Monmouth" не спустил флаг и повернул на "Nürnberg", пытаясь либо таранить его, либо ввести в действие орудия правого борта. Поэтому капитан цур зее фон Шёнберг снова открыл огонь, дал полный ход и прошел под кормой "Monmouth". Незащищенные части корпуса "Monmouth" и его палубы были разворочены нашими снарядами. Он кренился все больше и больше, и в 20.58 медленно перевернулся и затонул с поднятым флагом".

Позднее капитан цур зее фон Шёнберг узнал, что два немецких офицера, находившиеся на палубе, слышали, как офицеры "Monmouth" вызывали матросов к орудиям. Очевидно, команда пыталась заделать течь. Не было никаких шансов заняться спасением команды, так как появились два столба дыма, приближающиеся с различных направлений. Это могли быть "Good Норе" и "Glasgow". Так как корабельные шлюпки перед боем были заполнены водой, спустить их при сильном волнении было просто невозможно. В 21.15 "Nürnberg" передал на флагман по радио: "Имел честь потопить вражеский крейсер". На это граф М. фон Шпее ответил сигналом: "Браво, "Nürnberg"! Шеф эскадры"".

"Nürnberg" израсходовал 135 снарядов, сам повреждений не получил.

***

Согласно международному праву одновременно находиться в любом нейтральном порту можно было не более 24 часов только трем военным кораблям, позтому 3 ноября, в 11 ч утра на рейд Вальпараисо вошли и бросили якоря толко "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nurnberg", два других крейсера должны были вернуться в Мас-а-Фуэра. Эскадра была встречена с ликованием и сразу же начала погрузку угля и продовольствия. На следующий день ровно в 11 ч утра эскадра Шпее покинула Вальпараисо и взяла курс на о. Мас-а-Фуэра где он назначил рандеву крейсерам своей эскадры.

6 ноября "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nurnberg" подошли к Мас-а-Фуэра. Здесь уже стоял "Leipzig" с угольщиками и призами. В течение нескольких дней уголь с призов перегружали на корабли эскадры. 15 ноября после полудня "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nurnberg" с угольщиками "Baden", "Amasis" и "Santa Isabel" направились к мысу Горн: Шпее узнал, что британцы отправили свои корабли на перехват его эскадры, и решил прорываться в Германию любой ценой. С 21 по 26 ноября корабли скрывались в заливе Сан-Квентин, где для них была подготовлена импровизированная база. Экипажи складировали уголь на палубах кораблей, чтобы они могли пройти весь путь до порта Санта-Елена, где Шпее назначил встречу угольщиков из Монтевидео на 5 декабря. Только 26 ноября эскадра со своими угольщиками вышла из бухты Сент-Квентин и направилась к мысу Горн.

В обычных условиях на преодоление этих 300 миль потребовалось бы не более 30 часов экономического хода, т. е. чуть больше суток. Однако как только эскадра вышла за мыс Пенас, прикрывавший бухту, она попала в страшнейший шторм, шедший от мыса Горн. Моря, омывающие крайнюю южную точку Южной Америки, всегда славились своими штормами, но в данном случае это было что-то исключительное. Температура воздуха быстро снижалась, с юга стали заходить снежные заряды, волны громоздились гигантскими горами и обрушивались на палубы кораблей. Вода не успевала уходить в шпигаты, она тут же замерзала. Часть палубного груза просто смыло за борт. Командам приходилось скалывать лед, но вода проникала и во внутренние помещения кораблей, ее приходилось откачивать, помпы не справлялись. Команды выбивались из сил. Шторм был чрезвычайно опасен даже для броненосных крейсеров, а что уж говорить о маленьких легких крейсерах. И ладно бы, если бы это продолжалось день-два, но шторм бушевал целую неделю. В этих условиях корабли эскадры не могли выдерживать никакого строя, они рассеялись, и собрать их было очень непросто. В 100 милях от мыса Горн пришлось лечь в дрейф и ждать улучшения погоды, люди были так измотаны, что едва держались на ногах. Таким образом, когда 2 декабря эскадра все же приблизилась к мысу Горн, оказалось, что отрезок пути в 300 миль эскадра шла со средней скоростью 1,8 узла! Как будто сама природа противилась планам графа Шпее.

Придя 3 декабря на остров Пиктона, эскадра занялась погрузкой угля. Утром 6 декабря командующий эскадрой собрал своих командиров на совещание по поводу атаки на Фолклендские острова. Мнения на совете разделились: сам граф Шпее, начальник штаба эскадры капитан цур зее Филитц и командир "Nürnberg" капитан цур Зее фон Шенберг стояли за операцию, а командиры "Gneisenau", "Dresden" и "Leipzig", соответственно капитаны цур Зее Меркер, Людеке и фрегаттен-капитан Хаун, были против операции. Командир "Scharnhorst" капитан цур зее Феликс Шульц воздержался при голосовании, именно это дало основание графу Шпее настоять на своем плане — атаковать Фолкленды и захватить в плен губернатора в отместку за захват англичанами германского губернатора на Самоа. Жребий был брошен, 6 декабря после полудня эскадра Шпее вышла в поход курсом на юго-восток от Огненной Земли.

 

Бой у Фолклендских островов, 8 декабря 1914

В ночь с 7 на 8 декабря 1914 вице-адмирал Шпее начал атаку на базу Порт-Стэнли. "Nürnberg" и "Gneisenau" выдвинулись вперёд для разведки, где их поджидал неприятный сюрприз: капитаны увидели в гавани Порт-Стэнли мачты и трубы военных кораблей, что означало, что британцы ввели немцев в заблуждение своими радиопереговорами. Завидев два линейных крейсера, оба немецких корабля устремились назад. Шпее попытался уйти как можно скорее на восток со скоростью 22 узла, но адмирал Фредерик Доветон Стэрди сразу начал погоню: линейный крейсер "Inflexible", крейсера "Cornwall", "Kent" и "Carnarwon", а также лёгкие крейсера "Glasgow" и "Bristol" устремились за немцами. "Nürnberg" теперь оказался вторым кораблем в линии между "Gneisenau" и "Scharnhorst".

В 12:50 английские линейные крейсеры догнали немцев и открыли огонь. Шпее решил сдержать линейные крейсера своими двумя броненосными, чтобы дать время трем малым крейсерам уйти. Последние по сигналу флагмана в 1 ч 20 мин дня повернули на юг. "Dresden", обладавший наибольшим ходом, вскоре скрылся из виду. "Leipzig" и "Nürnberg", преследуемые английскими легкими крейсерами, долго держались соединено, причем "Nürnberg" был впереди и левее своего товарища. В 3-м часу дня "Glasgow" стал нагонять противника и в 2 ч 45 мин открыл огонь по "Leipzig" с расстояния 10 000 ярдов (55 кб). В 3 ч "Kent", развивший необычайную для него скорость хода, почти догнал "Glasgow" и, обменявшись несколькими выстрелами с "Leipzig", повернул влево за "Nürnberg", тогда как "Glasgow" и "Cornwall" продолжали преследовать "Leipzig".

"Kent" начал нагонять "Nürnberg" около 5 ч дня. Форсируя ход, "Nürnberg" сжег два котла, и скорость его упала до 19 уз, тогда как "Kent" во время преследования развил до 25 уз — скорость, превышавшую предел, который был дан его машинами на приемных испытаниях в 1902 году (24,1 уз).

В 17:00 оба крейсера шли на SO при ветре WNW/3, легкой пасмурности и начинающемся дожде. В 17 ч 10 мин "Kent" открыл огонь из передней башни (2 - 6" орудия), при расстоянии 11 000 м (55 кб), употребляя снаряды с обычным зарядом. Когда расстояние между крейсерами уменьшилось до 6200 метров (17 ч 45 мин), "Nürnberg" повернул влево на 8 R и открыл огонь всем своим левым бортом, "Kent" также повернул влево, но лишь на 6 румбов и, продолжая сближаться и обгонять своего противника, к 6 ч дня уменьшил расстояние до 2700 м (15 кб). Не выдержав сильнейшего огня своего противника "Nürnberg" стал отводить вправо (чтобы открыть огонь другим бортом), но "Kent" последовал за ним, стремясь сохранить дистанцию и накрыл их залпом всех своих орудий — два 152-мм снаряда, одновременно разорвавшихся на полубаке, смели носовую артиллерию и ее прислугу. В 18:02 на немецком крейсере вспыхнул серьезный пожар. В 18 ч 10 мин "Nürnberg" круто повернул влево, желая, по-видимому, таранить своего противника. Но ход последнего был больше, и он прошел у германского крейсера под носом, разошелся с ним на контргалсах, при расстоянии 20 кб и, повернув на 16 R, продолжал бой левым бортом. Ход германского крейсера в это время сильно уменьшился, передняя мачта упала, на нем бушевал пожар, и огонь поддерживали только два орудия правого борта. В 18 ч 30 мин "Kent" снова повернул на обратный курс, так как расстояние быстро увеличивалось.

В 18 ч 36 мин "Nürnberg" перестал стрелять и остановился, имея большой крен (до 40 градусов) на правый борт и сильно сев кормой, из-под полубака и мостика вырывались громадные языки пламени, "Kent" также прекратил огонь, но через 10 мин, приблизившись почти вплотную, возобновил его, т. к. уже наступала темнота, а германский крейсер не спускал флага. Стрелявший с 5 ч 45 мин лиддитовыми бомбами, "Kent" теперь вернулся на общий боезапас, но "Nürnberg" уже не мог оправиться; пожар на нем разгорался, и в 18 ч 57 мин крейсер спустил флаг, а в 19 ч 27 мин лег на правый борт и затонул. Подходивший к нему с носа, "Kent" сейчас же спустил оставшиеся целыми шлюпки и до наступления полной темноты (9 ч веч.) поднял из воды всего 12 человек, 5 из которых вскоре умерли. Прочие (315 офицеров и матросов) погибли в бою, ледяной воде или были заклеваны альбатросами. Среди погибших был один из сыновей Шпее, Отто фон Шпее. Офицеры "Kent" видели, как перед самым погружением в воду на корме крейсера несколько человек размахивали германским флагом. За время двухчасового боя корабль получил не менее 60 попаданий, в ответ смог попасть в "Kent" тридцать восемь раз, но не причинил ему значительного ущерба. Один снаряд попал в одно из казематных орудий и воспламенил метательные заряды, но погреб был затоплен прежде, чем огонь успел до него добраться.

"Nürnberg" затонул в точке с координатами 53°28s/55°04w, из экипажа крейсера погибли 327 человек, спаслись только 7. Его гибель была запечатлена на картине Ганса Бордта под названием «Последний человек», на которой изображен немецкий моряк, размахивающий императорским флагом, когда крейсер уходил под воду.

командиры "Nürnberg"
10.04 - 11.07.1908 фрегаттен-капитан Georg Schur
1.02.1910 - 11.1911 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Carl Tägert
11.1911 - 19.12.1913 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Hermann Mörsberger
20.12.1913 - 8.12.1914 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Karl von Schönberg

 

 

 

 

S.M.S. Stettin

 

Второй турбинный крейсер Императорского морского флота был заказан под контрактным названием "Ersatz Wacht" для замены авизо "Wacht" (1888), заложен верфью "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" в Штеттине 22 марта 1906 года и спущен на воду 7 марта 1907, после чего начались достроечные работы. Крейсер был введен в состав ВМС Германии 29 октября 1907 г.

РАЗВЕДЧИК ФЛОТА И КОНВОИР ИМПЕРАТОРСКОЙ ЯХТЫ, 1908-1914

После окончания испытаний 20 января 1908 "Stettin" был придан соединению разведывательных кораблей, где он заменил малый крейсер "Frauenlob". С 17 июня по 8 августа 1908 он сопровождал императорскую яхту "Hohenzollern" при регатах, в Норвегию и при посещении Стокгольма, за чем последовали больших маневрах флота 1908 года.

В апреле - мае 1909 "Stettin" был послан к "Hohenzollern" в Средиземном море, так как предусмотренный для этого "Hamburg" ушёл в Южную Анатолию для защиты христиан. 19 апреля 1909 крейсер вышел из Киля вместе с "Lübeck", который должен был поддерживать "Hamburg", и 1 мая перед Корфу принял службу в качестве крейсера-конвоира. 15 мая в Поле он был отпущен и в 26 мая вернулся в Киль. С середины августа до 5 сентября последовали традиционные маневры флота 1909 года.

С 7 по 30 июля 1910 "Stettin" сопровождал императорскую яхту в обычном летнем визите в Норвегию, а с 6 августа по 8 сентября участвовал в маневрах флота 1910 года.

 

В ходе последующего ремонта бортовые прожектора перенесли на марсы, удвоив там их количество, а также демонтировали ограждение кормовых пушек. Следующий год крейсер провёл в домашних водах, включая маневры флота 1911 года.

С 11 мая по 24 июня 1912 корабль вместе с большим (линейным)крейсером "Moltke" ходил в Северную Америку. Они вышли из Киля и через Понта-Дельгада прибыли к мысу Генри, где их встретил крейсер - станционер "Bremen". Вместе крейсеры пошли на Гемптонский рейд, где они 3 июня были встречены американским Атлантическим флотом в присутствии президента США Уильяма Говарда Тафта на борту президентской яхты "Mayflower".

     

8/9 июня под командой контр-адмирала Хуберта фон Ребойр-Пашвица соединение перешло в Нью-Йорк, откуда "Moltke" и "Stettin" 13 июня вышли в обратный путь и, зайдя в Виго, 29 июня вернулись в Германию.

Затем последовала обычная корабельная служба, которая включала маневры флота с 14 августа до 16 сентября 1912 года и в августе-сентябре 1913 года. В начале 1914 экипаж крейсера сократили. Откомандированные люди перешли на новый малый крейсер "Rostock". В июле 1914 на борту снова был полный состав. "Stettin" стал флагманским кораблем II флотилии подводных лодок с базой на острове Гельголанд.

УЧАСТИЕ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ, 1914-1918

6 августа он с крейсером "Hamburg" сопровождал флотилию подводных лодок в Северное море в попытке вытянуть британский флот и навести на лодки. Соединение вернулось в порт 11 августа, не встретив ни одного британского военного корабля.

Приблизительно через две недели, 28 августа 1914 "Stettin" участвовал в сражении при Гельголанде.

К началу боя "Stettin", "Frauenlob", и "Hela" осуществляли поддержку линии миноносцев, патрулируя Гельголандскую бухту. "Stettin" стоял на якоре к северо-востоку от острова Гельголанд, два других крейсера были с обеих сторон. Немецкой завесой командовал контр-адмирал Франц фон Хиппер, командующий разведывательными силами Флота Открытого Моря.

Когда британцы атаковали немецкие миноносцы, Хиппер немедленно послал им на помощь "Stettin" и "Frauenlob", и несколько других крейсеров с базы. В 8:32 "Stettin" получил сообщение о контакте немецких миноносцев с британцами и немедленно снялся с якоря. Двадцать шесть минут спустя, он столкнулся с британскими эсминцами и открыл огонь с расстояния 8,5 км (5,3 мили). Нападение вынудило британские корабли прервать атаку и отойти запад. Во время сражения наблюдатель на борту "Stettin" обнаружил на расстоянии британский крейсер, но он не вступил в бой. В 9:10, британцы ушли из радиуса стрельбы, и "Stettin" отошёл, чтобы поднять пар во всех котлах. Во время этой части сражения корабль получил одно попадание, в орудие № 4 правого борта, которое убило двух матросов и одного тяжело ранило.Вмешательство крейсера помешало британцам потопить миноносцы "V.1" и "S.13".

В 10:00 "Stettin" имел пар во всех котлах и был способен развить максимальную скорость. Поэтому он вернулся к месту боя и в 10:06 столкнулся с восемью британскими эсминцами и немедленно атаковал их, открыв огонь в 10:08. Наблюдались несколько попаданий в британские корабли, которые рассеялись и отошли. 10:13, видимость уменьшилась, "Stettin" потерял из виду уходящие эсминцы и прервал преследование. За время боя корабль получил ещё несколько попаданий, не причинивших существенного ущерба, но убившие еще двух и ранившие четырех человек. Около 13:40 "Stettin" встретил повреждённый крейсер "Ariadne", который перед этим попал под обстрел нескольких британских линейных крейсеров. Команда "Stettin" видела большие вспышки выстрелов в тумане в 14:05. Туман спас корабль, который смог уйти от десяти крупных кораблей. В 14:20 он встретил "Danzig". В 15:25 на сцене появились линейные крейсера "Von Der Tann" и "Moltke", но тем временем британцы уже ушли. Хиппер на "Seydlitz" прибыл вслед за ними и приказал легким крейсерам присоединиться к его кораблям. После проведения короткой разведки дальше на запад немцы в 21:30 вернулись в Вильгельмсхафен.

Всего в этом бою крейсер потерял 4 человека убитыми и 5 ранеными (по другим данным - 2 человека убитыми и 9 ранеными).

***

С 27 ноября 1914 "Stettin" принадлежал к IV разведывательной группе и также применялся в качестве корабля второго флагмана миноносцев ФОМ. Последовали различные набеги и участие в экономической войне в Северном море.

15 декабря 1914 линейные крейсеры I разведывательной группы адмирала Хиппера провели бомбардировку Скарборо, Хартлпула, и Уитби на английском побережье. Основные силы Флота Открытого Моря, которыми командовал адмирал Фридрих фон Ингеноль, стояли в стороне в дальнем прикрытии, "Stettin" и две флотилии миноносцев составляли тыловую завесу формирования. Вечером немецкий линейный флот из двенадцати дредноутов и восьми до-дредноутов находился на расстоянии 10 миль (19 км) от эскадры из шести британских линкоров. Однако, перестрелки между завесами эсминцев в темноте убедили Ингеноля, что перед ним весь Гранд-Флит. Согласно распоряжениям Кайзера Вильгельма II избегать излишнего риска, Ингеноль прервал операцию и вернул флот в Германию.

В 1915 году крейсер продолжил совмещать должность второго флагмана миноносцев с походами в составе флота, так, 23-24 января 1915 г. он входил в состав сил прикрытия операции, кончившейся боем линейных крейсеров у Доггер-банки. О возможном участии крейсера в походах флота 29-30 марта и 17-18 апреля данные отсутствуют.

7 мая 1915 IV разведгруппа, которая к тому времени состояла из "Stettin", "Stuttgart", "München", "Danzig" и двадцати одного миноносца, была послана в Балтийское море, чтобы поддержать операцию против российских позиций в Либаве. Операцией командовал контр-адмирал Хопман, командующий разведывательными силами на Балтке. 8-12 мая IV разведывательной группе было поручено осуществлять прикрытие броненосцев к северу от о. Готланд, которые имели задачу подняться на широту Стокгольма и, в случае повторного появления русских крейсеров перед Либавой, отрезать и уничтожить их, в то время как несколько броненосных крейсеров и других кораблей бомбардировали порт. Русские действительно попытались вмешаться соединением из четырех крейсеров: "Адмирал Макаров", "Баян", "Олег", и "Богатырь". Российские суда обстреляли "München", но обе стороны были неуверенны в составе сил противника и разошлись. Вскоре после бомбардировки Либава была захвачена наступающей немецкой армией, и "Stettin" с остальной частью IV разведгруппы вернулся к Флоту Открытого Моря.

Сразу после возвращения в Северное море корабли IV разведывательной группы приняли участие двух операциях флота: 17 мая 1915 (минная постановка в районе Доггер-банки) и 29–30 мая 1915 (вывод в рейд вспомогательного крейсера "Meteor"). Участие "Stettin" в этих походах пока не подтверждено, как и в последующих операциях IV разведывательной группы: минной постановке в районе Шварте-банки 11–12 сентября 1915, походе флота с целью нападения на транспорты конвоев на пути Скаген - Великобритания 23–24 октября. Ни одна из операций этого года не привела к контакту с соединениями британского Королевского флота.

4 марта 1916 года "Stettin" в составе IV разведывательной группы ходил в район банки Амрум встречать возвращающийся рейдер "Mowe". Неизвестно, принимал-ли "Stettin" участие в следующих операциях IV разведывательной группы в составе флота: выходе к Амрум-банке на перехват британских Гарвичских сил 24-26 марта 1916, походе к Хорнс-рифу 21-22 апреля 1916 и набеге на Ярмут и Лоустофт 24-25 апреля 1916.

Ютландская битва

В мае 1916 немецкий командующий флотом, адмирал Рейнхард Шеер, запланировал операцию, целью которой было найти и уничтожить какую-нибудь отдельную эскадру британского флота. Операция привела к Ютландскому сражению 31 мая – 1 июня 1916. Во время сражения "Stettin" был флагманом коммодора Людвига фон Рёйтера, командующего IV разведгруппой. Её задачей была разведка при главных силах немецкого линейного флота. Когда немецкий флот приблизился к арене разворачивающегося сражения между британскими и немецкими эскадрами линейных крейсеров, "Stettin", идущий с остальной частью группы перед головным немецким линкором "König", был отправлен проверить район на наличие субмарин.

"Stettin" и IV разведгруппа не участвовали в первых фазах сражения, но около 21:30 они столкнулись с британским крейсером "Falmouth". "Stettin" и "München" обстреляли британский корабль, но плохая видимость вынудила их вскоре прекратить огонь. Рёйтер повернул свои корабли на 90° и исчез в тумане.

Во время ночного боя при отходе, 31 мая около 23:30 линейные крейсера "Moltke" и "Seydlitz" прошли перед "Stettin" слишком близко, вынудив его снизить скорость. Остальная часть IV разведгруппы этого не заметила и корабли потеряли строй. Сразу после этого британская 2-ая эскадра лёгких крейсеров натолкнулась на немецкие крейсера, к которым присоединились "Hamburg", "Elbing" и "Rostock". Последовала ожесточенная перестрелка на очень близком расстоянии. "Stettin" в самом начале боя получил два попадания и загорелся. Осколок снаряда пробил паровую трубу судовой сирены, выходящий пар ослабил видимость и вынудил командира отказаться от попытки выпустить торпеды. В схватке британский крейсер "Southampton" был поражен приблизительно восемнадцатью 10,5 см снарядами, включая некоторые со "Stettin". Тем временем был потоплен немецкий крейсер "Frauenlob". Немецкие крейсера, чтобы избежать столкновения с тонущим кораблём, вышли из строя и рассеялись. Со "Stettin" остался только "München". Эти два корабля в 23:55 по ошибке атаковали немецкие эсминцы  "G.11", "V.1" и "V.3".

В 4:00 1 июня немецкий флот уклонился от британского, достиг Хорнс-Рифа и вернулся в порт. В ходе сражения, Stettin получил 2 попадания и потерял восемь человек убитыми и 28 ранеными. Он израсходовал в общей сложности 81х10,5 см снаряд.

Повреждение германского крейсера "Stettin" в Ютландском бою.
(Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою.)

 

"Stettin", флагманский корабль четвертой германской разведывательной группы, начал свою боевую деятельность, вероятно, с 20 часов 15 минут до 21 часа, когда колонна германских легких крейсеров находилась на дистанции 47 каб. от английской эскадры легких крейсеров во главе с крейсером "Falmouth".

"Stettin" получил два попадания 152-мм фугасными снарядами. Один снаряд вывел из строя носовой прожектор, прибор для передачи приказаний и одно 105-мм орудие.

Вторым попаданием вывело из действия паровую трубу, так что выходивший пар мешал наблюдению за противником. Это обстоятельство побудило флагмана повернуть, чтобы навлечь противника на свои линейные крейсеры.

В бою пострадало 36 человек. Корабль пришел без посторонней помощи в базу и встал в заводской ремонт, закончившийся 20 июля 1916 г.

Итоги. От двух 152-мм фугасных снарядов в период боя, вероятно, с 20 часов 15 минут до 21 часа (т.е. за 45 минут) у "Stettin" вышли из строя перебитая снарядом паровая труба, прожектор и одно 105-мм орудие. Личного состава пострадало 11%. Потери артиллерии 105-мм калибра -10%. Корабль находился в ремонте 50 суток.

 

 

В Вильгельмсхафене и Гамбурге крейсер прошёл ремонт боевых повреждений и до середины 1917 оставался в Северном море, где принимал участие в нескольких набегах и минных постановках (возможно - в походе флота к Сандерленду 18-20 августа 1916 года, в прикрытии операции у банки Терсхеллинг 25-26 сентября, в походе флота в район Доггер-банки 18-20 октября, в походе разведгруппы в район Большой Рыбной банки 27 декабря и в спасательной операции 4-5 ноября 1916 года, достоверно - в минной постановке у Гельголанда 10 января 1917 года. Также мог участвовать в походе разведгруппы к Хоофдену 29-30 января 1917 года.

***

С июля 1917 Stettin использовался в качестве учебного судна при школе подводного плавания в Балтийском море, а с ноября и как учебная мишень. В декабре 1917 он ушёл на "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, где предполагался к переоборудованию в крейсер-гидроавианосец, как однотипный "Stuttgart", но планы были отменены, после того как в конструктивном отделе имперского морского ведомства решили вместо этого перестроить в авианосец недостроенный лайнер "Ausonia". С февраля 1918 "Stettin" служил в качестве штабного минно-тральных сил в Куксхафене, а с 20 июля 1918 снова использовался как корабль-цель для подводных лодок в Балтийском море.

В соответствии со статьей 185 Версальского мирного договора "Stettin" надлежало передать Антанте в качестве репараций, и 5 ноября 1919 он был исключён, получил репарационное обозначение "T", 15 сентября 1920 передан Великобритании и с 1921 по 1923 разделан на металл в Копенгагене.

командиры "Stettin"
10.1907 - 01.1908 фрегаттен-капитан Georg Schur
20.01 - 30.09.1908 фрегаттен-капитан Friedrich Boedicker
10.1908 - 09.1909 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее барон Kurt von Rössing
10.1909 - 09.1910 фрегаттен-капитан Wilhelm Höpfner
09.1910 - 09.1911 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Johannes Hartog
10.1911 - 10.1913 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Wilhelm von Krosigk
10.1913 - 02.1914 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Thilo von Trotha
02 - 04.1914 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Herbert Hinrichs
04 - 06.1914 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Rudolf v. d. Hagen
07.1914 - 03.1916 корветтен-капитан Karl August Nerger
03 - 11.1916 фрегаттен-капитан Friedrich Rebensburg
11.1916 - 04.1918 фрегаттен-капитан Hermann Bendemann
04 - 07.1918 капитан-лейтенант (и.о.) Max Gréus
07 - 12.1918 фрегаттен-капитан Eduard Bartels

 

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

           
             
         
           

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H./Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Schiffsbiographien von Kaiser bis Lütjens. Mundus Verlag, Ratingen o. J. (Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Bd. 5)
2 Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford
Band 3 - Nürnberg
Band 7 - Stettin, Stuttgart
3 Koop, Gerhard /Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903-1918, Bremen- bis Cöln-Klasse, Band 12 Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine, Bernard & Graefe Verlag München, 2004
4 Bennett, Geoffrey: Die Seeschlachten von Coronel und Falkland und der Untergang des deutschen Kreuzergeschwaders unter Admiral Graf Spee, Wilhelm Heyne Verlag, München 1980
5 Pochhammer, Hans: Graf Spee's letzte Fahrt – Erinnerungen an das Kreuzergeschwader. Verlag der täglichen Rundschau, Berlin 1918.
6 Wiechmann, Gerhard (Hg.): Vom Auslandsdienst in Mexiko zur Seeschlacht von Coronel. Kapitän Karl von Schönberg. Reisetagebuch 1913–1914. Dr. Winkler Verlag, Bochum 2004.
на английском
7 Campbell, John (1998). Jutland: An Analysis of the Fighting. London: Conway Maritime Press.
8 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. (1984). Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis, MD: Naval Institute Press.
9 Hadley, Michael L.; Sarty, Roger (1995). Tin-pots and Pirate Ships: Canadian Naval Forces and German Sea Raiders, 1880–1918. Montreal: McGill-Queen's University Press.
10 Halpern, Paul G. (1991). A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press.
11 Scheer, Reinhard (1920). Germany's High Seas Fleet in the World War. London: Cassell and Company.
12 Staff, Gary (2011). Battle on the Seven Seas. Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword Maritime.
13 Tarrant, V. E. (1995). Jutland: The German Perspective. London: Cassell Military Paperbacks.
на русском
14 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
15 Корбет Ю. - Эскадра адмирала Шпее в бою. СПб, 1994.
16 Невский А.В. - Гибель эскадры вице-адмирала М. фон Шпее. // журнал "Гангут".-№№40-45. СПб, 2007.
17 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
18 Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995.
19 Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3.
20 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 09.03.2024

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1907-1919
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Stettin
Прибытие "Stettin" в Копенгаген на разборку, 1921 год.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" в годы войны.
Stettin
"Stettin" в годы войны.
Stettin
"Stettin" в годы войны.
Stettin
"Stettin" в Штеттине после 1910 г.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" до 1910 г.
Nürnberg
"Der letzte Mann", рис. Ганса Бордта.
Nürnberg
"Nürnberg" в бою, рис.
Nürnberg
"Nürnberg" в бою, рис. Вилли Штовер.

Схема битвы у Фолклендских островов.

Схема начала битвы у Фолклендских островов.

Карта боевого похода эскадры.
Nürnberg
Экипаж "Nürnberg" перед войной.
Nürnberg
Схема битвы при Коронеле.
Nürnberg
"Nürnberg" в доке перед войной.
Nürnberg
"Nürnberg" в доке перед войной.
Nürnberg
"Nürnberg", снят со шлюпки.
Nürnberg
"Nürnberg" на Гавайях, 1914.
Nürnberg
"Nürnberg" перед войной.
Nürnberg
"Nürnberg" перед войной.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в Апиа, 1910 г.
Stettin
"Stettin" в штормовом море, рисунок.
Nürnberg
"Nürnberg"
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" после 1912 г.
Stuttgart
"Stuttgart" после 1912 г.
Stuttgart
"Stuttgart" в Зондерборге перед войной.
Stuttgart
"Stuttgart" после 1912 г.
Nürnberg
"Nürnberg"
Nürnberg
"Stettin"
Nürnberg
"Nürnberg" в Китае, 1910 г.
Stuttgart
"Stuttgart" в годы войны.
Stuttgart
"Stuttgart"
Stuttgart
Модель
Stuttgart
Модель
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модели крейсеров "Nürnberg" и "Gefion".
Stuttgart
"Stuttgart" на разборке.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" в Кильском канале после 1910 г.
Stettin
Карта первой фазы сражения, включая действия "Stettin" против эсминцев.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Moltke" и "Stettin" покидают Нью-Йорк, 13 июня 1912 г.
Stettin
"Bremen", "Stettin" и "Moltke" на Гемптонском рейде, 3 июня 1912 г.
Stettin
"Moltke", "Stettin" и "Bremen" на Гемптонском рейде, 3 июня 1912 г.
Stettin
"Stettin" на Гемптонском рейде, 3 июня 1912 г.
Stettin
"Stettin" в начале службы.
Stettin
Stettin
"Stettin" в начале службы.
Stettin
"Stettin" в начале службы.
Stettin
"Stettin" в начале службы.
Щеттин (нем. Stettin, польск. Szczecin, кашубск. Sztetëno, или Szczecëno) — вместе с соседним Свинемюнде - крупнейший порт страны на Балтийском море. До 1124 года - крепость язычников - померанских славян, затем - столица герцогства Померания, с XVII в. в составе Пруссии, основной морской порт Берлина. С 1945 года по решению Потсдамской конференции в составе Польши.
Nürnberg
"Nürnberg" в бою у Фолклендских островов. Рисунок.
Nürnberg
"Nürnberg" в бою у Фолклендских островов. Рисунок.

Схема второй фазы боя у Фолклендских островов.
Nürnberg
Командир крейсера "Nürnberg", капитан цур зее фон Шенберг.
Nürnberg
Схема боя у Фолклендских островов.
Nürnberg
"Nürnberg" в Вальпараисо, 4 ноября 1914 г.
Nürnberg
"Nürnberg" (дальний) с эскадрой и чилийскими кораблями в Вальпараисо, 4 ноября 1914 г.
Nürnberg
"Nürnberg" в 1912-1914.
Nürnberg
"Nürnberg" у Сан-Франциско, июль 1914 г.
Stettin
"Stettin" в 1911-1914.
Stettin
"Stettin" в 1911-1914.
Nürnberg
Эскадра Шпее.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Leipzig
"Nürnberg" во Владивостоке 15 августа 1911 г.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
Спуск "Nürnberg" на воду.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Нюрнберг (нем. Nürnberg, бав. Niamberg, лат. Noricum и Norimberg) — город в Германии, расположенный в центральной части Баварии, на реке Пегниц. Самое старое поселение на современной территории города — Гросгрюндлах — впервые упомянуто в 1021 году. Наиболее вероятно, название происходит от слова "nor" (каменная скала или скалистый утёс). Свободный город Нюрнберг считался самым немецким городом Германии.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Stuttgart
Учебные корабли "Stuttgart", "Undine" и "Schwaben".
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Stuttgart
Stuttgart
"Stuttgart" в годы войны.
Stuttgart
"Stuttgart" в 1912-1913 г.
Stuttgart
"Stuttgart" в годы войны.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Stettin
"Stettin"
Nürnberg
Подписан "Nürnberg", но на фото - "Danzig".
Stuttgart
"Stuttgart"
Штутгарт (нем. Stuttgart, от нем. Stutengarten — "кобылий сад") — город в Германии, столица земли Баден-Вюртемберг. Основан в 950 году швабским герцогом Людольфом и до 1496 года оставался главным городом графства, с 1803 года — курфюршества, с 1806 года — королевства Вюртемберг.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Nürnberg
Продольный разрез и планы палуб "Nürnberg".
Stettin
Схема бронирования и расположения вооружения крейсеров типа "Stettin".
Nürnberg
"Nürnberg"
Stettin
"Stettin" в первоначальном виде.