входоглавлениекрейсера → бронепалубные типа "Stuttgart"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые (бронепалубные) крейсера
(Kleinerkreuzer) типа

 Stuttgart 


Германия, 1907-1908 гг. 3 ед. (проект 1904-1905 гг.)

 

*
Stuttgart
*
Nürnberg
*
Stettin
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Stuttgart <Kaiserl. Werft>, Данциг, стр. № ?, "Kleinerkreuzer O" 11.1905 с 16.02.1909 учебно-артиллерийский корабль скорострельной артиллерии, с 7.08.1914 в составе разведывательных сил флота, с 15.12.1916 до 16.05.1918 в резерве, 02-05.1918 перестроен в крейсер-гидроавианосец на <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, с 16.05.1918 в составе разведывательных сил флота, с 17.12.1918 в резерве, 5.11.1919 исключён, 20.07.1920 передан Британии как репарационное судно "S", слом.
22.09.1906
1.02.1908
2 Nürnberg <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 32, "Ersatz Blitz" 01.1906 с 11.07.1908 в резерве, с 1.02.1910 за границей, 8.12.1914 в 19:27 потоплен артиллерийским огнём британского крейсера "Kent" в битве у Фолклендских островов в точке с координатами 53°28s/55°04w, 327 убитых.
28.08.1906
10.04.1908
3 Stettin <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 270, "Ersatz Wacht" 22.03.1906 с 20.01.1908 в составе разведывательных сил флота, с 06.1914 флагман флотилии ПЛ, с 27.11.1914 в составе разведывательных сил флота, с 07.1917 мишень для учебных ПЛ, с 12.1917 по 02.1918 на верфи <Kaiserliche Werft> в Вильгельмсхафене, предполагалось переоборудовать в крейсер-гидроавианосец, с 02.1918 мишень для учебных ПЛ, с 20.12.1918 в резерве, 5.11.19 исключён, 15.09.1920 передан Британии как репарационное судно "T", 1921-1923 разобран в Копенгагене.
7.03.1907
29.10.1907
ТТХ
  Stuttgart Nürnberg Stettin
Водоизмещение нормальное 3469 т 3480 т
полное 4002 т 3902 т 3822 т
регистровое 2500 брт., 1125 нрт. 2483 брт., 1117 нрт.
Размерения длина ВЛ 116,8 м
полная 117,4 м
ширина корпус 13,3 м
осадка носом 5,40 м 5,24 м 5,14 м
кормой 5,30 м 5,24 м 5,17 м
1 см осадки = 10,38 т. водоизмещения
высота борта на миделе 7,8 м
Энергетическая установка состав и тип 2, на "Stettin" 4 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 4,0 м 4х4-лопастных гребных винта Ø 1,9 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения 2 ТУ "Parsons"
5 КО 11 ВМ ПК (22 топки, 16 атм, ок. 3050 м²)
проектная мощность 13200 л.с., 145 об/мин. 13500 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 23 уз. 24 уз.
на испытаниях 23,9 уз. при 13146 л.с., 138 об/мин. 23,4 уз. при 13154 л.с., 139 об/мин. 25,2 уз. при 21670 л.с., 584 об/мин.
запас топлива 400/880 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 4120 миль 4170 миль
Экипаж штат 322 чел. (14 офицеров, 308 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 14 отсеков, двойное дно на 47%.
электроснабжение 3 турбо-генератора, 135 кВт, 110 В.
управление 1 балансирный руль, 40°
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент 6440 мт
цена 5 млн. 488 тыс. M 5 млн. 560 тыс. M 6 млн. 398 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
броневая сталь и сталь Круппа
палуба 30-20 мм/скосы 80-45 мм (броневая сталь)
гласисы 100 мм (броневая сталь)
щиты орудий 50 мм (сталь Круппа)
рубка 100 мм, крыша 20 мм (сталь Круппа)
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
штат Stuttgart с 1918 (как АТР)
10 - 105 мм/40 [1500 снарядов], 12200 м 4-105 мм/40 [1242 снаряда]
8 - 52 мм/55 [4000 снарядов] 2 - 88 мм/45 зенитки
2 ТА-450 мм (бортовых подводных) [5 торпед] 3 гидросамолёта
4 прожектора 3 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА

Stuttgart / Nürnberg / Nürnberg в бою у Коронеля / Nürnberg в бою у Фолклендских островов / Stettin / АТР Stuttgart

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Проект разработан в 1904-1905 гг. и от предшественника отличался, в основном, улучшенной живучестью: два из трёх котельных отделений были разделёны (их стало 5), появилась дополнительная водонепроницаемая переборка. Это потребовало увеличения длины на 2 м., а внешне выразилось в смещении задней трубы относительно двух передних, что придавало кораблям узнаваемый вид. Другим новшеством стала замена уже бесполезных 37-мм револьверных пушек на более крупные 52-мм (как позже оказалось, столь же бесполезные). Ещё можно отметить более компактный ходовой мостик. В остальном они были аналогичны "Königsberg" и в большинстве справочников их относят к одному типу.

Как и в серии "Bremen", один из кораблей, "Stettin", получил турбины. На сей раз немцы попытались решить проблему максимально возможной экономичности не за счёт "нанизывания" винтов на один вал, а путём увеличения количества валов. Две турбины приводили в действие четыре вала, в результате чего дальность 12-узлового хода у "Stettin" и "земляков" с поршневыми машинами осталась примерно одинаковой.

Как и предыдущие типы ("Bremen", "Leipzig", "Königsberg"), корабли обладали хорошей мореходностью, очень хорошо держали курс, но были несколько увальчивые ("Stuttgart" после перестройки в авиатранспорт - особенно). Имели заметный, а "Stuttgart" после перестройки - сильный снос. Маневрировали и поворачивали хорошо, но чуть хуже типов "Bremen" и "Leipzig"; при этом также теряли до 35% скорости. Против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало, крейсера были подвержены довольно сильной бортовой (до 20°) и килевой качке. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,65 м, продольная - ок. 182 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 46-48°.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

Отличия и изменения

Сперва несли по одному прожектору на площадках мачт и по одному на крыльях площадки над центральными орудиями, с 1910-1912: 2 прожектора на площадке по бокам фок-мачты, 2 прожектора на площадке спереди и сзади грот-мачты, площадка над орудиями была демонтирована.

"Nürnberg" и "Stuttgart" имели ограждения орудий на корме, аналогичное волнолому на баке.

Как плавучая база гидросамолетов, "Stuttgart" имел двойной навес (легкие фермы, обтянутые тканью) по левому борту на 1/3 смещён к корме по сравнению с правым, навесы имели парусиновые ворота по борту, 3 грузовых стрелы, третий самолет хранился открыто на корме на палубе. На площадке грот-мачты был только 1 прожектор, на фок-мачте - 2.

 

 

 

 

СЛУЖБА
     

 

S.M.S. Stuttgart

 

Малый крейсер "О" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Данциге в ноябре 1905, спущен 22 сентября 1906. Доктор Гаусс, тогдашний обер-бургомистр Штутгарта, осуществил крестины. 1 февраля 1908 введен в состав ВМС Германии. Испытания были закончены 9 апреля 1908, однако, из за отсутствия персонала был на год выведен в резерв.

С 16 февраля 1909 "Stuttgart" использовался как учебное судно подготовки расчетов скорострельной артиллерии (Schulschiff Fürstr Maschinenkanonen). Он сменил в этой должности малый крейсер "Nymphe". В течение следующих 5 лет "Stuttgart" принимал участие во всех маневрах и парадах в составе резервного флота. 1 июня 1913 он вместе с крейсером "Stettin" оказывал помощь севшему на мель в проливе Большой Бельт большому крейсеру "Blücher".

В начале войны крейсер стоял на Императорской верфи в Данциге. 7 августа 1914 он присоединился к IV разведывательной группе, которая базировалась в Вильгельмсхафене, нёс дозоры, поддерживал миноносцы и тральщики, обеспечивал выход подводных лодок, прикрывал минные постановки. В мае 1915 "Stuttgart" принимал участие в операциях в восточной Балтике. При этом имел несколько соприкосновений с русскими военными кораблями. После периода службы в Северном море, с октября 1915 по январь 1916 корабль снова дежурил на Балтике. Затем последовал длительный ремонт на верфи в Вильгельмсхафене.

"Stuttgart" принимал участие в Скагерракской (Ютландской) битве в составе IV разведывательной группы (коммодор Людвиг фон Рейтер). При этом он повреждений не получил.

15 декабря 1916 корабль вывели в резерв и его экипаж принял новый малый крейсер "Emden". С февраля 1918 по май 1918 на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене корабль был переоборудован в крейсер-гидроавианосец (Seeflugzeugkreuzer).

02 - 04.1908 фрегаттен-капитан Georg Schur
02 - 09.1909 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Werner Max
09.1909 - 09.1911 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Moritz von Obernitz
12.1910 капитан-лейтенант (и.о.) Ernst Stever
09.1911 - 09.1913 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Otto Rößler
1.10.1913 - 3.08.1915 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Friedrich Richter
08.1915 - 02.1916 фрегаттен-капитан Lothar von Gohren
02 - 12.1916 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Max Hagedorn

 

 

 

S.M.S. Nürnberg

 

"Ersatz Blitz" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в киле в январе 1906 для замены авизо "Blitz" (1883), спущен 28 августа 1906, введен в ВМС Германии 10 апреля 1908 г.

Первым командиром корабля был капитан Георг Шур, который проводил испытания. 11 июля 1908 корабль на 20 месяцев был законсервирован ввиду нехватки моряков. Хроническая нехватка персонала Императорского морского флота в тот период часто не допускала эксплуатации всех современных единиц и длительных заграничных походов.

1 февраля 1910 "Nürnberg" вернулся в строй и был включен в состав Восточно-Азиатской эскадры вместо крейсера "Arcona", 14 февраля покинул Вильгельмсхафен, в начале марта в Порт-Саиде встретился с "Arcona" и пополнил личный состав моряками с этого крейсера, 5 апреля прибыл в Сингапур, затем на базу эскадры в Циндао. Первый крупный поход "Nürnberg" совершил 20 июня с крейсером "Scharnhorst" через Сайпан, острова Чуук и Понпеи в Самоа, где 19 июля встретился с крейсерами-стационерами "Cormoran", "Condor" и вновь прибывшим к эскадре малым крейсером "Emden", которые шли из Южной Америки и собирались к 22 июля прибыть на базу для ремонта. Флагманский корабль с двумя малыми крейсерами отправился в Фридрих-Вильгельмсхафен, где стояло гидрографическое судно "Planet" с аварией машин. "Nürnberg" высадил один отряд полиции в гавань Хацфельд, где туземцы убили несколько рабочих. Затем с 9 по 24 сентября сопровождал "Planet" через Зондский пролив в Сингапур для ремонта.

Позднее "Nürnberg" вошёл в крейсерскую эскадру во главе с "Leipzig" (с 1911 во главе с "Gneisenau"). Кроме них в состав эскадры входили четыре канонерских лодки типа "Iltis", два эсминца: "Taku" и "S.90" и три речных канонерки.

В следующем походе в начале 1911 года "Nürnberg" при поддержке "Emden" и "Cormoran" участвовал в подавлении восстания на острове Сокес, в мае и июне с шефом эскадры на борту посетил китайское побережье и Владивосток, а также поднялся по Янцзы до Ханкау (ещё до того, как там начались беспорядки).

В конце 1912 года "Nürnberg" стал на капитальный ремонт в Циндау.

16 октября 1913 года корабль отправился из Йокогамы в Мексику, поскольку там начались беспорядки, и в ходе волнений могли пострадать немецко-язычные граждане. 8 ноября "Nürnberg" прибыл в Ла-Пас, а затем отправился в Масатлан, где была основная немецкая база. Крейсер участвовал в патрулировании совместно с английскими шлюпами "Algerine", "Shearwater", американскими крейсерами "Pittsburgh", "California", "Maryland", "New Orleans", "Albany" и "Raleigh", а с 25 декабря ещё и с японским крейсером "出雲" (Izumo).

20 апреля напряжение между США и Мексикой достигло высшей точки, и вместе с японским броненосным крейсером, "Nürnberg" стал принимать на борт иностранцев из нейтральных государств. В конце мая 1914 года он направился по маршруту Акапулько - Санта-Круз - Панама для пополнения личного состава и припасов, которые незадолго до окончания строительства Панамского канала были доставлены из Германии в Колон и затем по железной дороге в Панаму. 7 июля в Масатлане он встретился с "Leipzig", который сменил его в этом районе. 14 июля "Nürnberg" отплыл в Сан-Франциско для ремонта в доке, куда прибыл 18 июля. Затем он собирался идти через Гонолулу в Апиа, чтобы встретиться с "Scharnhorst" и "Gneisenau". В случае обострения положения в Европе крейсер имел приказ направиться к Восточно-Азиатскому побережью, но до этого не дошло. Корабль прибыл в Понапе 28 июля 1914, где с 17-го уже стояли броненосные крейсера.

Незадолго до начала Второй мировой войны тяжёлые крейсера "Scharnhorst" и "Gneisenau" отправились в плавание, проверяя немецкие колонии в южной части Тихого океана. Маршрут изначально проходил через Германскую Новую Гвинею и Германское Самоа. В Понапе узнали о мобилизации. Вице-адмирал Максимилиан фон Шпее 8 августа вышел с Понапе и 11 августа собрал свою эскадру у острова Паган (Марианские острова). После военного совета он приказал через Маршалловы острова, Самоа, Таити и остров Пасхи направится к берегам Чили.

13 августа корабли вышли в море, 19-22 августа стояли у атолла Эниветок. 22 августа 1914 эскадра направилась к Маршалловым островам, а "Nürnberg" был послан в Гонолулу, чтобы отправить телеграммы в Адмирал-штаб и по возможности выяснить обстановку. 6 сентября он вернулся к эскадре, доставив известия о ходе военных действий в Европе, а также сведения о дислокации союзных морских сил на Тихом океане. По прибытии он получил сигнал с флагманского корабля: совместно с "Titania" перерезать телеграфный кабель Австралия - Канада у о. Фаннинг. Эта операция была успешно выполнена на рассвете следующего дня, причем удалось ввести в заблуждение губернатора острова, который опознал в "Nürnberg" французский крейсер (сыграло роль расположение труб). Немцы высадили десант, разрушили все сооружения радио- и телеграфной станции, захватили кассу и, самое главное, газеты, где было сказано о захвате англичанами немецких владений на Самоа.

8 сентября М. Шпее собрал совещание командиров кораблей, на котором было решено атаковать Самоа. Показавшись 14 сентября у Апии, эскадра не сделала ни одного выстрела - выяснилось, что гавань пуста.

Ничего не предприняв, немцы двинулись к французским островам Таити в надежде запастись свежей провизией, пополнить запасы угля, а также встретить корабли Антанты. 21 сентября крейсера бросили якорь в бухте Тавануи на о. Бора-Бора в 160 милях от Таити. На "Scharnhorst" подняли французский флаг, и местные власти приняли немцев за своих.

Во второй половине дня 21 сентября эскадра покинула о. Бора-Бора и направилась в открытое море. 22 сентября корабли прибыли в Папеэте на Таити, обстреляли батареи и потопили французскую канонерку "Zelee". Когда на эскадре поняли, что заправиться углем тут не светит, отошли.

24 сентября "Nurnberg" и угольщики прибыли на о. Нукухива - главный на французских островах Маркезас (Маркизских). Через два дня туда прибыли "Scharnhorst" и "Gneisenau". Произведя конфискацию денежных средств у местных властей и дав продолжительный отдых экипажам, эскадра 3 октября уже находилась на пути к о. Пасхи, где 12 октября корабли М. Шпее бросили якоря. В тот же день туда прибыл "Dresden", пришедший из Карибского моря вокруг Южной Америки, а 14 октября - "Leipzig" - таким образом вся эскадра собралась вместе.

26 октября эскадра подошла к о. Мас-а-Фуэра, где приступила к погрузке угля. Спустя два дня она вышла оттуда в полной боевой готовности.

БОЙ У КОРОНЕЛЯ

 

1 ноября в 16:17 у Коронеля на германской эскадре опознали англичан. Ветер был южный, силою в 6 баллов, заходивший к юго-востоку. От юга шла сильная волна, до 6 - 7 баллов. Корабли зарывались носом в волну, на легких крейсерах стоять на палубе было практически невозможно, люди, давно уже мокрые насквозь, цеплялись за все, что подвернется под руку.

В 18.34 немцы открыли огонь. Британские корабли имели между собой интервалы в 2 кб, немцы же несколько растянулись: "Leipzig" следовал за "Gneisenau" в 5 кб, за ним в 7 кб шел "Dresden".

"Nurnberg" отстал от эскадры на 25 миль и в бою участия не принимал. Только в 17 ч 30 мин с него далеко на горизонте увидели "Scharnhorst", а после сгущения темноты крейсер и вовсе шел на вспышки выстрелов. В 19 ч 30 мин радиостанция "Nürnberg" приняла приказ М. Шпее: "Легким крейсерам произвести торпедную атаку". Капитан цур зее Шёнберг, ранее ориентировавшийся по вспышкам выстрелов, после того как стрельба прекратилась вынужден был идти наугад. В 20 ч он увидел на зюйд-вест отблески пожара и повернул туда, однако, двигаясь в течение 25 мин в этом направлении, ничего не обнаружил. Но затем Шёнберг разглядел смутное свечение на норд-вест и пошел туда.

О том, что происходило далее, рассказывал Отто Шпее, младший сын адмирала: "В 20.05 наблюдатель сообщил, что видит справа по носу столб дыма. Мы сразу повернули туда. Сначала казалось, что дым приближается, но потом корабль начал уходить полным ходом. Хотя мы делали 21 узел, он быстро скрылся в темноте. Это был "Glasgow". Во время погони мы случайно заметили крейсер, похожий на "Leipzig", который шел параллельным курсом в двух милях на правом траверзе. Но потом он отвернул. Когда одна цель ушла от нас, мы повернули на вторую и обнаружили тяжело поврежденный "Monmouth". Он имел крен около 10 градусов на левый борт. Когда мы подошли ближе, он накренился еще больше, и уже не мог использовать орудия борта, обращенного к нам. Мы открыли огонь в упор. Мне было невыразимо тяжко стрелять по несчастному, не могущему защищаться крейсеру. Но... флаг его был поднят, и когда мы прекратили огонь, он все еще развевался. Пришлось провести еще одну атаку, и под нашим огнем "Monmouth" перевернулся. Корабль так и затонул с поднятым флагом. Мы не смогли спасти ни одного человека, так как сильное волнение не позволило нам спустить шлюпки. Кроме того, наблюдатели сообщили о новых дымах, которые мы приняли за вражеские. Мы сразу пошли на них. Но это оказались наши большие крейсера, которые тоже искали противника".

Адмирал Э. Редер в своей истории крейсерских операций германского флота, говорит следующее: "Крейсер был опознан как "Monmouth", его флаг был поднят. Носовая 15-см башня пропала. Но машины работали, а рулевое управление действовало, так как он легко маневрировал до самого конца. Так как он не спускал флаг, в 21.20 "Nürnberg" открыл огонь с дистанции от 10 до 6 гектометров (1000 — 600 м) и выпустил торпеду из аппарата левого борта. Она прошла мимо. "Nürnberg" прекратил огонь, так как противник не отвечал, и выключил прожектора. Однако "Monmouth" не спустил флаг и повернул на "Nürnberg", пытаясь либо таранить его, либо ввести в действие орудия правого борта. Поэтому капитан цур зее фон Шёнберг снова открыл огонь, дал полный ход и прошел под кормой "Monmouth". Незащищенные части корпуса "Monmouth" и его палубы были разворочены нашими снарядами. Он кренился все больше и больше, и в 20.58 медленно перевернулся и затонул с поднятым флагом".

Позднее капитан цур зее фон Шёнберг узнал, что два немецких офицера, находившиеся на палубе, слышали, как офицеры "Monmouth" вызывали матросов к орудиям. Очевидно, команда пыталась заделать течь. Не было никаких шансов заняться спасением команды, так как появились два столба дыма, приближающиеся с различных направлений. Это могли быть "Good Норе" и "Glasgow". Так как корабельные шлюпки перед боем были заполнены водой, спустить их при сильном волнении было просто невозможно. В 21.15 "Nürnberg" передал на флагман по радио: "Имел честь потопить вражеский крейсер". На это граф М. фон Шпее ответил сигналом: "Браво, "Nürnberg"! Шеф эскадры"".

"Nürnberg" израсходовал 135 снарядов, сам повреждений не получил.

3 ноября, в 11 ч утра "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nurnberg" вошли на рейд Вальпараисо и бросили якоря. Эскадра была встречена с ликованием и сразу же начала погрузку угля и продовольствия. На следующий день ровно в 11 ч утра эскадра Шпее покинула Вальпараисо и взяла курс на о. Мас-а-Фуэра где он назначил рандеву крейсерам своей эскадры.

6 ноября "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nurnberg" подошли к Мас-а-Фуэра. Здесь уже стоял "Leipzig" с угольщиками и призами. В течение нескольких дней уголь с призов перегружали на корабли эскадры. 15 ноября после полудня "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Nurnberg" с угольщиками "Baden", "Amasis" и "Santa Isabel" направились к мысу Горн: Шпее узнал, что британцы отправили свои корабли на перехват его эскадры, и решил прорываться в Германию любой ценой. С 21 по 26 ноября корабли скрывались в заливе Сан-Квентина, где для них была подготовлена импровизированная база.

Только 26 ноября эскадра со своими угольщиками вышла из бухты Сент-Квентин и направилась к мысу Горн.

В обычных условиях на преодоление этих 300 миль потребовалось бы не более 30 часов экономического хода, т. е. чуть больше суток. Однако как только эскадра вышла за мыс Пенас, прикрывавший бухту, она попала в страшнейший шторм, шедший от мыса Горн. Моря, омывающие крайнюю южную точку Южной Америки, всегда славились своими штормами, но в данном случае это было что-то исключительное. Температура воздуха быстро снижалась, с юга стали заходить снежные заряды, волны громоздились гигантскими горами и обрушивались на палубы кораблей. Вода не успевала уходить в шпигаты, она тут же замерзала. Часть палубного груза просто смыло за борт. Командам приходилось скалывать лед, но вода проникала и во внутренние помещения кораблей, ее приходилось откачивать, помпы не справлялись. Команды выбивались из сил. Шторм был чрезвычайно опасен даже для броненосных крейсеров, а что уж говорить о маленьких легких крейсерах. И ладно бы, если бы это продолжалось день-два, но шторм бушевал целую неделю. В этих условиях корабли эскадры не могли выдерживать никакого строя, они рассеялись, и собрать их было очень непросто. В 100 милях от мыса Горн пришлось лечь в дрейф и ждать улучшения погоды, люди были так измотаны, что едва держались на ногах. Таким образом, когда 2 декабря эскадра все же приблизилась к мысу Горн, оказалось, что отрезок пути в 300 миль эскадра шла со средней скоростью 1,8 узла! Как будто сама природа противилась планам графа Шпее.

Придя 3 декабря на остров Пиктона, эскадра занялась погрузкой угля. Утром 6 декабря командующий эскадрой собрал своих командиров на совещание по поводу атаки на Фолклендские острова. Мнения на совете разделились: сам граф Шпее, начальник штаба эскадры капитан цур зее Филитц и командир "Nürnberg" капитан цур Зее фон Шенберг стояли за операцию, а командиры "Gneisenau", "Dresden" и "Leipzig", соответственно капитаны цур Зее Меркер, Людеке и фрегаттен-капитан Хаун, были против операции. Командир "Scharnhorst" капитан цур зее Феликс Шульц воздержался при голосовании, именно это дало основание графу Шпее настоять на своем плане — атаковать Фолкленды и захватить в плен губернатора в отместку за захват англичанами германского губернатора на Самоа. Жребий был брошен, 6 декабря после полудня эскадра Шпее вышла в поход курсом на юго-восток от Огненной Земли.

 

БОЙ У ФОЛКЛЕНДСКИХ ОСТРОВОВ

 

В ночь с 7 на 8 декабря 1914 вице-адмирал Шпее начал атаку на базу Порт-Стэнли. "Nürnberg" и "Gneisenau" выдвинулись вперёд для разведки, где их поджидал неприятный сюрприз: капитаны судов увидели в гавани Порт-Стэнли мачты и трубы, что означало, что британцы ввели немцев в заблуждение своими радиопереговорами. Завидев два тяжёлых крейсера, оба немецких судна отступили назад. Шпее попытался отступить как можно скорее на восток, но адмирал Фредерик Доветон Стэрди начал погоню: линейный крейсер "Inflexible", крейсера "Cornwall", "Kent" и "Carnarwon", а также лёгкие крейсера "Glasgow" и "Bristol" устремились за немцами. В 12:00 они открыли огонь по немцам.

Германские легкие крейсера по сигналу начальника отряда повернули на S в 1 ч 20 мин дня. "Dresden", обладавший наибольшим ходом, вскоре скрылся из виду. "Leipzig" и "Nürnberg", преследуемые английскими легкими крейсерами, долго держались соединено, причем "Nürnberg" был впереди и левее своего товарища. В 3-м часу дня "Glasgow" стал нагонять противника и в 2 ч 45 мин открыл огонь по "Leipzig" с расстояния 10 000 ярдов (55 кб). В 3 ч "Kent", развивший необычайную для него скорость хода, почти догнал "Glasgow" и, обменявшись несколькими выстрелами с крейсером "Leipzig", повернул влево за крейсером "Nürnberg", тогда как "Glasgow" и "Cornwall" продолжали преследовать "Leipzig".

Крейсер "Kent" начал нагонять "Nürnberg" около 5 ч дня, когда последний открыл огонь из своих кормовых орудий. Форсируя ход, "Nürnberg" сжег два котла, и скорость его упала до 19 уз, тогда как "Kent" во время преследования развил до 25 уз — скорость, превышавшую предел, который был дан его машинами на приемных испытаниях в 1902 году (24,1 уз).

В 5 ч оба крейсера шли на SO при ветре WNW/3, легкой пасмурности и начинающемся дожде. "Kent" открыл огонь из передней башни (2 - 6" орудия) в 5 ч 10 мин, при расстоянии 11 000 (55 кб), употребляя снаряды с обычным зарядом. Когда расстояние между крейсерами уменьшилось до 6200 ярдов (5 ч 45 мин), "Nürnberg" повернул влево на 8 R и открыл огонь своим левым бортом, "Kent" также повернул влево, но лишь на 6 румбов и, продолжая сближаться и обгонять своего противника, к 6 ч дня уменьшил расстояние до 3000 ярдов (15 кб). Не выдержав сильнейшего огня своего противника "Nürnberg" стал отводить вправо (чтобы открыть огонь другим бортом), но "Kent" последовал за ним, стремясь сохранить дистанцию и  накрыл их залпом всех своих орудий — два 152-мм снаряда, одновременно разорвавшихся на полубаке, смели носовую артиллерию и ее прислугу. В 6 ч 10 мин "Nürnberg" круто повернул влево, желая, по-видимому, таранить своего противника. Но ход последнего был больше, и он прошел у германского крейсера под носом, разошелся с ним на контргалсах, при расстоянии 4000 ярдов (20 кб) и, повернув на 16 R, продолжал бой левым бортом. Ход германского крейсера в это время сильно уменьшился, передняя мачта упала, на нем начался пожар, и огонь поддерживали только два орудия правого борта. В 6 ч 30 мин "Kent" снова повернул на обратный курс, так как расстояние быстро увеличивалось.

В 6 ч 36 мин "Nürnberg" перестал стрелять и остановился, имея большой крен (до 40 градусов) на правый борт и сильно сев кормой, из-под полубака и мостика вырывались громадные языки пламени, "Kent" также прекратил огонь, но через 10 мин, приблизившись почти вплотную, возобновил его, т. к. уже наступала темнота, а германский крейсер не спускал флага. Стрелявший с 5 ч 45 мин лиддитовыми бомбами, "Kent" теперь вернулся на общий боезапас, но "Nürnberg" уже не мог оправиться; пожар на нем разгорался, и в 6 ч 57 мин крейсер спустил флаг, а в 7 ч 27 мин лег на правый борт и затонул. Подходивший к нему с носа, "Kent" сейчас же спустил оставшиеся целыми шлюпки и до наступления полной темноты (9 ч веч.) поднял из воды всего 12 человек, в том числе 5 трупов. Прочие (315 офицеров и матросов) погибли в бою, ледяной воде или были заклеваны альбатросами. Офицеры "Kent" видели, как перед самым погружением в воду на корме крейсера несколько человек размахивали германским флагом. За время двухчасового боя корабль получил не менее 60 попаданий.

Крейсер затонул в точке с координатами 53°28s/55°04w, из экипажа крейсера погибли 327 человек, спаслись только 7.

10.04 - 11.07.1908 фрегаттен-капитан Georg Schur
1.02.1910 - 11.1911 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Carl Tägert
11.1911 - 19.12.1913 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Hermann Mörsberger
20.12.1913 - 8.12.1914 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Karl von Schönberg

 

 

S.M.S. Stettin

 

Второй турбинный крейсер Императорского морского флота "Ersatz Wacht" заложен верфью "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" в Штеттине 22 марта 1906 года для замены авизо "Wacht" (1888), спущен 7 марта 1907, введен в состав ВМС Германии 29 октября 1907 г.

После окончания испытаний 20 января 1908 "Stettin" был придан соединению разведывательных кораблей, где он заменил малый крейсер "Frauenlob". С 17 июня по 8 августа 1908 сопровождал императорскую яхту "Hohenzollern" при регатах, в Норвегию и при посещении Стокгольма.

В апреле - мае 1910 он выполнял ту же функцию в Средиземном море, так как предусмотренный для этого "Hamburg" был послан в Южную Анатолию для защиты христиан. 19 апреля крейсер вышел из Киля вместе с "Lübeck", который должен был поддерживать "Hamburg", и 1 мая перед Корфу принял службу в качестве крейсера-конвоира. 15 мая в Поле он был отпущен и в 26 мая вернулся в Киль. С 7 по 30 июля 1910 "Stettin" сопровождал императорскую яхту в обычном летнем визите в Норвегию.

С 11 мая по 29 июня 1912 корабль вместе с большим (линейным)крейсером "Moltke" нанёс визит в Северную Америку. Они вышли из Киля и через Понта-Дельгада прибыли к мысу Генри, где их встретил крейсер - станционер "Bremen". Вместе крейсеры пошли на Гемптонский рейд, где они 3 июня были встречены американским Атлантическим флотом в присутствии президента США.

8/9 июня под командой контр-адмирала Хуберта фон Ребойр-Пашвица соединение перешло в Нью-Йорк, откуда "Moltke" и "Stettin" 13 июня вышли в обратный путь и, зайдя в Виго, 29 июня вернулись в Германию.

Затем последовала обычная корабельная служба. В начале 1914 экипаж крейсера сократили. Откомандированные люди перешли на новый малый крейсер "Rostock". В июле 1914 на борту снова был полный состав. "Stettin" стал флагманским кораблем II флотилии подводных лодок с базой на острове Гельголанд.

6 августа он с крейсером "Hamburg" сопровождал флотилию подводных лодок в Северное море в попытке вытянуть британский флот и навести на лодки. Соединение вернулось в порт 11 августа, не встретив ни одного британского военного корабля.

Приблизительно через две недели, 28 августа 1914 "Stettin" участвовал в сражении при Гельголанде.

К началу боя "Stettin", "Frauenlob", и "Hela" осуществляли поддержку линии миноносцев, патрулируя Гельголандскую бухту. "Stettin" стоял на якоре к северо-востоку от острова Гельголанд, два других крейсера были с обеих сторон. Немецкой завесой командовал контр-адмирал Франц фон Хиппер, командующий разведывательными силами Флота Открытого Моря.

Когда британцы атаковали немецкие миноносцы, Хиппер немедленно послал им на помощь "Stettin" и "Frauenlob", и несколько других крейсеров с базы. В 8:32 "Stettin" получил сообщение о контакте немецких миноносцев с британцами и немедленно снялся с якоря. Двадцать шесть минут спустя, он столкнулся с британскими эсминцами и открыл огонь с расстояния 8,5 км (5,3 мили). Нападение вынудило британские корабли прервать атаку и отойти запад. Во время сражения наблюдатель на борту "Stettin" обнаружил на расстоянии британский крейсер, но он не вступил в бой. В 9:10, британцы ушли из радиуса стрельбы, и "Stettin" отошёл, чтобы поднять пар во всех котлах. Во время этой части сражения корабль получил одно попадание, в орудие № 4 правого борта, которое убило двух матросов и одного тяжело ранило.Вмешательство крейсера помешало британцам потопить миноносцы "V.1" и "S.13".

В 10:00 "Stettin" имел пар во всех котлах и был способен развить максимальную скорость. Поэтому он вернулся к месту боя и в 10:06 столкнулся с восемью британскими эсминцами и немедленно атаковал их, открыв огонь в 10:08. Наблюдались несколько попаданий в британские корабли, которые рассеялись и отошли. 10:13, видимость уменьшилась, "Stettin" потерял из виду уходящие эсминцы и прервал преследование. За время боя корабль получил ещё несколько попаданий, не причинивших существенного ущерба, но убившие еще двух и ранившие четырех человек. Около 13:40 "Stettin" встретил повреждённый крейсер "Ariadne", который перед этим попал под обстрел нескольких британских линейных крейсеров. Команда "Stettin" видела большие вспышки выстрелов в тумане в 14:05. Туман спас корабль, который смог уйти от десяти крупных кораблей. В 14:20 он встретил "Danzig". В 15:25 на сцене появились линейные крейсера "Von Der Tann" и "Moltke", но тем временем британцы уже ушли. Хиппер на "Seydlitz" прибыл вслед за ними и приказал легким крейсерам присоединиться к его кораблям. После проведения короткой разведки дальше на запад немцы в 21:30 вернулись в Вильгельмсхафен.

Всего в этом бою крейсер потерял 4 человека убитыми и 5 ранеными (по другим данным - 2 человека убитыми и 9 ранеными).

С 27 ноября 1914 "Stettin" принадлежал к IV разведывательной группе и был флагманским кораблем II флотилии миноносцев. Последовали различные набеги и участие в экономической войне в Северном море.

15 декабря 1914 линейные крейсеры I разведывательной группы адмирала Хиппера провели бомбардировку Скарборо, Хартлпула, и Уитби на английском побережье. Основные силы Флота Открытого Моря, которыми командовал адмирал Фридрих фон Ингеноль, стояли в стороне в дальнем прикрытии, "Stettin" и две флотилии миноносцев составляли тыловую завесу формирования. Вечером немецкий линейный флот из двенадцати дредноутов и восьми до-дредноутов находился на расстоянии 10 миль (19 км) от эскадры из шести британских линкоров. Однако, перестрелки между завесами эсминцев в темноте убедили Ингеноля, что перед ним весь Гранд-Флит. Согласно распоряжениям Кайзера Вильгельма II избегать излишнего риска, Ингеноль прервал операцию и вернул флот в Германию.

7 мая 1915 IV разведгруппа, которая к тому времени состояла из "Stettin", "Stuttgart", "München", "Danzig" и двадцати одного миноносца, была послана в Балтийское море, чтобы поддержать операцию против российских позиций в Либаве. Операцией командовал контр-адмирал Хопман, командующий разведывательными силами на Балтке. IV разведгруппа получила приказ идти на север, чтобы обнаружить российские корабли, в случае, если они выйдут из Финского залива, в то время как несколько броненосных крейсеров и других кораблей бомбардировали порт. Русские действительно попытались вмешаться соединением из четырех крейсеров: "Адмирал Макаров", "Баян", "Олег", и "Богатырь". Российские суда обстреляли "München", но обе стороны были неуверенны в составе сил противника и разошлись. Вскоре после бомбардировки Либава была захвачена наступающей немецкой армией, и "Stettin" с остальной частью IV разведгруппы вернулся к Флоту Открытого Моря.

В мае 1916 немецкий командующий флотом, адмирал Рейнхард Шеер, запланировал операцию, целью которой было найти и уничтожить какую-нибудь отдельную эскадру британского флота. Операция привела к Ютландскому сражению 31 мая – 1 июня 1916. Во время сражения, "Stettin" был флагманом коммодора Людвига фон Рёйтера, командующего IV разведгруппой. Её задачей была разведка при главных силах немецкого линейного флота. Когда немецкий флот приблизился к арене разворачивающегося сражения между британскими и немецкими эскадрами линейных крейсеров, "Stettin", идущий с остальной частью группы перед головным немецким линкором "König", был отправлен проверить район на наличие субмарин.

"Stettin" и IV разведгруппа не участвовали в первых фазах сражения, но около 21:30 они столкнулись с британским крейсером "Falmouth". "Stettin" и "München" обстреляли британский корабль, но плохая видимость вынудила их вскоре прекратить огонь. Рёйтер повернул свои корабли на 90° и исчез в тумане.

Во время ночного боя при отходе, 31 мая около 23:30 линейные крейсера "Moltke" и "Seydlitz" прошли перед "Stettin" слишком близко, вынудив его снизить скорость. Остальная часть IV разведгруппы этого не заметила и корабли потеряли строй. Сразу после этого британская 2-ая эскадра лёгких крейсеров натолкнулась на немецкие крейсера, к которым присоединились "Hamburg", "Elbing" и "Rostock". Последовала свирепая перестрелка на очень близком расстоянии. "Stettin" в самом начале боя получил два попадания и загорелся. Осколок снаряда пробил паровую трубу судовой сирены, выходящий пар ослабил видимость и вынудил командира отказаться от попытки выпустить торпеды. В схватке британский крейсер "Southampton" был поражен приблизительно восемнадцатью 10,5 см снарядами, включая некоторые со "Stettin". Тем временем был потоплен немецкий крейсер "Frauenlob". Немецкие крейсера, чтобы избежать столкновения с тонущим кораблём, вышли из строя и рассеялись. Со "Stettin" остался только "München". Эти два корабля в 23:55 по ошибке атаковали немецкие эсминцы  "G.11", "V.1" и "V.3".

В 4:00 1 июня немецкий флот уклонился от британского, достиг Хорнс-Рифа и вернулся в порт. В ходе сражения, Stettin получил 2 попадания и потерял восемь человек убитыми и 28 ранеными. Он израсходовал в общей сложности 81х10,5 см снаряд.

Повреждение германского крейсера "Stettin" в Ютландском бою.
(Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою.)

 

"Stettin", флагманский корабль четвертой германской разведывательной группы, начал свою боевую деятельность, вероятно, с 20 часов 15 минут до 21 часа, когда колонна германских легких крейсеров находилась на дистанции 47 каб. от английской эскадры легких крейсеров во главе с крейсером "Falmouth".

"Stettin" получил два попадания 152-мм фугасными снарядами. Один снаряд вывел из строя носовой прожектор, прибор для передачи приказаний и одно 105-мм орудие.

Вторым попаданием вывело из действия паровую трубу, так что выходивший пар мешал наблюдению за противником. Это обстоятельство побудило флагмана повернуть, чтобы навлечь противника на свои линейные крейсеры.

В бою пострадало 36 человек. Корабль пришел без посторонней помощи в базу и встал в заводской ремонт, закончившийся 20 июля 1916 г.

Итоги. От двух 152-мм фугасных снарядов в период боя, вероятно, с 20 часов 15 минут до 21 часа (т.е. за 45 минут) у "Stettin" вышли из строя перебитая снарядом паровая труба, прожектор и одно 105-мм орудие. Личного состава пострадало 11%. Потери артиллерии 105-мм калибра -10%. Корабль находился в ремонте 50 суток.

 

 

В Вильгельмсхафене и Гамбурге крейсер прошёл ремонт боевых повреждений и до середины 1917 оставался в Северном море, где принимал участие в нескольких набегах и минных постановках (10 января 1917).

С июля 1917 Stettin использовался в качестве учебного судна при школе подводного плавания в Балтийском море, а с ноября и как учебная мишень. В декабре 1917 он ушёл на "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, где предполагался к переоборудованию в крейсер-гидроавианосец, как однотипный "Stuttgart", но планы были отменены, после того как в конструктивном отделе имперского морского ведомства решили вместо этого перестроить в авианосец недостроенный лайнер "Ausonia". С февраля 1918 "Stettin" снова использовался как корабль-цель для подводных лодок в Балтийском море.

В соответствии со статьей 185 Версальского мирного договора "Stettin" надлежало передать Антанте в качестве репараций, и 5 ноября 1919 он был исключён, получил репарационное обозначение "T", 15 сентября 1920 передан Великобритании и с 1921 по 1923 разделан на металл в Копенгагене.

10.1907 - 01.1908 фрегаттен-капитан Georg Schur
20.01 - 30.09.1908 фрегаттен-капитан Friedrich Boedicker
10.1908 - 09.1909 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее барон Kurt von Rössing
10.1909 - 09.1910 фрегаттен-капитан Wilhelm Höpfner
09.1910 - 09.1911 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Johannes Hartog
10.1911 - 10.1913 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Wilhelm von Krosigk
10.1913 - 02.1914 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Thilo von Trotha
02 - 04.1914 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Herbert Hinrichs
04 - 06.1914 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Rudolf v. d. Hagen
07.1914 - 03.1916 корветтен-капитан Karl August Nerger
03 - 11.1916 фрегаттен-капитан Friedrich Rebensburg
11.1916 - 04.1918 фрегаттен-капитан Hermann Bendemann
04 - 07.1918 капитан-лейтенант (и.о.) Max Gréus
07 - 12.1918 фрегаттен-капитан Eduard Bartels

 

S.M.S. Stuttgart
в качестве авиатранспорта

 

 

В отличие от предыдущих проектов (см. "Oswald"), решили переоборудовать не транспорт а старый боевой корабль. С февраля 1918 по май 1918 на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене крейсер был переоборудован в гидроавианосец (Seeflugzeugkreuzer).

Как вспоминал адмирал Р. Шеер, "легкий крейсер "Stuttgart" был превращен в крейсер-авианосец, так как попутно с усовершенствованием самолетов было сочтено целесообразным не ограничиваться их обслуживанием на береговых авиационных станциях, а обслуживать их также и в море. Это широкое развитие авиации было необходимо, так как в нем настоятельно нуждалась служба траления" (Р. Шеер, "Германский флот в мировую войну", М., 1940 г., стр. 193).

Теперь корабль нёс 3 самолета на борту, 2 из них в ангарах и один на палубе. 6 из его 10,5 см орудий были демонтированы. Вместо двух носовых "Stuttgart" получил 8,8 см зенитных пушки.

С 16 мая 1918 и до конца войны корабль использовался в составе разведывательных сил флота в Немецкой бухте.

17 декабря 1918 выведен в резерв, 5 ноября 1919 исключен, получил репарационное обозначение "S" и 20 июля 1920 передан Великобритании и там разделан на металл.

 

МОДЕЛИ

                   

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H./Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Schiffsbiographien von Kaiser bis Lütjens. Mundus Verlag, Ratingen o. J. (Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Bd. 5)
3 Koop, Gerhard /Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903-1918, Bremen- bis Cöln-Klasse, Band 12 Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine, Bernard & Graefe Verlag München, 2004
4 Bennett, Geoffrey: Die Seeschlachten von Coronel und Falkland und der Untergang des deutschen Kreuzergeschwaders unter Admiral Graf Spee, Wilhelm Heyne Verlag, München 1980
5 Pochhammer, Hans: Graf Spee's letzte Fahrt – Erinnerungen an das Kreuzergeschwader. Verlag der täglichen Rundschau, Berlin 1918.
6 Wiechmann, Gerhard (Hg.): Vom Auslandsdienst in Mexiko zur Seeschlacht von Coronel. Kapitän Karl von Schönberg. Reisetagebuch 1913–1914. Dr. Winkler Verlag, Bochum 2004.
на английском
7 Campbell, John (1998). Jutland: An Analysis of the Fighting. London: Conway Maritime Press.
8 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. (1984). Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis, MD: Naval Institute Press.
9 Hadley, Michael L.; Sarty, Roger (1995). Tin-pots and Pirate Ships: Canadian Naval Forces and German Sea Raiders, 1880–1918. Montreal: McGill-Queen's University Press.
10 Halpern, Paul G. (1991). A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press.
11 Scheer, Reinhard (1920). Germany's High Seas Fleet in the World War. London: Cassell and Company.
12 Staff, Gary (2011). Battle on the Seven Seas. Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword Maritime.
13 Tarrant, V. E. (1995). Jutland: The German Perspective. London: Cassell Military Paperbacks.
на русском
14 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
15 Корбет Ю. - Эскадра адмирала Шпее в бою. СПб, 1994.
16 Невский А.В. - Гибель эскадры вице-адмирала М. фон Шпее. // журнал "Гангут".-№№40-45. СПб, 2007.
17 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
18 Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995.
19 Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3.
20 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 3.02.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1907-1919
Nürnberg
"Nürnberg" (открытка подписана "Stettin")
Nürnberg
"Nürnberg" в Китае, 1910 г.
Stuttgart
"Stuttgart" в годы войны.
Stuttgart
"Stuttgart"
Stuttgart
Модель
Stuttgart
Модель
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Stuttgart
Модель авиатранспорта "Stuttgart".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Nürnberg
Модели крейсеров "Nürnberg" и "Gefion".
Stuttgart
"Stuttgart" на разборке.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" до 1910 г.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Stettin" в Кильском канале после 1910 г.
Stettin
Карта первой фазы сражения, включая действия "Stettin" против эсминцев.
Stettin
"Stettin" после 1910 г.
Stettin
"Moltke" и "Stettin" покидают Нью-Йорк, 10 июня 1912 г.
Stettin
"Bremen", "Stettin" и "Moltke" на Гемптонском рейде, 3 июня 1912 г.
Stettin
"Moltke", "Stettin" и "Bremen" на Гемптонском рейде, 3 июня 1912 г.
Stettin
"Stettin" на Гемптонском рейде, 3 июня 1912 г.
Stettin
"Stettin" в начале службы.
Stettin
"Stettin" в начале службы.
Stettin
"Stettin" в начале службы.
Stettin
"Stettin" в начале службы.
Щеттин (нем. Stettin, польск. Szczecin, кашубск. Sztetëno, или Szczecëno) — вместе с соседним Свинемюнде - крупнейший порт страны на Балтийском море. До 1124 года - крепость язычников - померанских славян, затем - столица герцогства Померания, с XVII в. в составе Пруссии, основной морской порт Берлина. С 1945 года по решению Потсдамской конференции в составе Польши.
Nürnberg
"Nürnberg" в бою у Фолклендских островов. Рисунок.
Nürnberg
"Nürnberg" в бою у Фолклендских островов. Рисунок.
Nürnberg
Схема боя у Фолклендских островов.
Nürnberg
Командир крейсера "Nürnberg", капитан цур зее фон Шенберг.
Nürnberg
Схема боя у Фолклендских островов.
Nürnberg
"Nürnberg" в Вальпараисо, 4 ноября 1914 г.
Nürnberg
"Nürnberg" (дальний) с эскадрой и чилийскими кораблями в Вальпараисо, 4 ноября 1914 г.
Nürnberg
"Nürnberg" в 1912-1914.
Nürnberg
"Nürnberg" в 1912-1914.
Nürnberg
"Nürnberg" в 1912-1914.
Nürnberg
"Nürnberg" в 1912-1914.
Nürnberg
Эскадра Шпее.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Leipzig
"Nürnberg" во Владивостоке 15 августа 1911 г.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Nürnberg
Спуск "Nürnberg" на воду.
Nürnberg
"Nürnberg" в начале службы.
Нюрнберг (нем. Nürnberg, бав. Niamberg, лат. Noricum и Norimberg) — город в Германии, расположенный в центральной части Баварии, на реке Пегниц. Самое старое поселение на современной территории города — Гросгрюндлах — впервые упомянуто в 1021 году. Наиболее вероятно, название происходит от слова "nor" (каменная скала или скалистый утёс). Свободный город Нюрнберг считался самым немецким городом Германии.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Stuttgart
"Stuttgart" в годы войны.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Stuttgart
"Stuttgart" в годы войны.
Stuttgart
"Stuttgart" в начале службы.
Stettin
"Stettin"
Nürnberg
"Nürnberg"
Stuttgart
"Stuttgart"
Штутгарт (нем. Stuttgart, от нем. Stutengarten — "кобылий сад") — город в Германии, столица земли Баден-Вюртемберг. Основан в 950 году швабским герцогом Людольфом и до 1496 года оставался главным городом графства, с 1803 года — курфюршества, с 1806 года — королевства Вюртемберг.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Stuttgart
"Stuttgart" в качестве авиатранспорта.
Nürnberg
Продольный разрез и планы палуб "Nürnberg".
Stettin
Схема бронирования и расположения вооружения крейсеров типа "Stettin".
Nürnberg
"Nürnberg"
Stettin
"Stettin" в первоначальном виде.