


Очередная пара крейсеров во многом повторяла предшествующий тип "Magdeburg". Главным отличием стали несколько увеличенные размеры (длина, ширина, осадка и высота борта) и более мощные турбины, с типом которых наконец определились. Теперь начались эксперименты с нефтяным отоплением - два из котлов были нефтяными. Размеры возросли, главным образом, за счёт удлинённой и приподнятой носовой части, что должно было улучшить мореходность. Это также позволило вынести вперёд носовые орудия и таким образом увеличить их углы обстрела. Другим важным новшеством стала установка перископического дальномера с обслуживанием из боевой рубки. В остальном корабли соответствовали удачным предшественникам - вооружение и бронирование остались без изменений.
Как и предшественники, корабли обладали хорошей мореходностью, были несколько увальчивые, имели слабую и мягкую бортовую качку, но большую килевую. Хорошо держали курс, поворачивали плохо, с большим радиусом и с потерей скорости до 60%, на волнении потеря скорости была незначительная. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,79 м, продольная - 229 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 58°.
Схема окраски:
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |


Отличия и изменения
На "Rostock" в 1915 на фок-мачте была установлена позиция артиллерийского наблюдателя, появились караульные помещениям на и под нижним мостиком.

"Ersatz Seeadler" был заложен верфью "Friedrich Krupp Germaniawerft" в Киле-Гаартене 21 сентября 1911 для замены колониального крейсера "Seeadler" (1892), спущен 11 ноября 1912, крестины осуществил обер-бургомистр города Карлсруэ, Карл Зигрист. Из за некоторых строительных задержек он вошёл в строй только 15 января 1914. После испытаний и нескольких доделок, 15 июня 1914 "Karlsruhe" вышел из Киля в свой первый и последний заграничный поход. Командиром в это время был еще фрегаттен-капитан Фриц Эмиль Людеке.

"Karlsruhe" был послан для службы на восточно-американской станции, которую до тех пор нёс малый крейсер "Dresden". При этом его планировалось послать в Веракрус в качестве немецкого представителя на торжества по случаю открытия уже практически законченного Панамского канала и осенью 1914 на всемирную выставку в Сан-Франциско.
Через Понта-Дельгада (Азорские острова) крейсер пришёл в Сен-Томас (Виргинские острова), где пополнил запасы угля. Здесь он получил телеграмму о немедленном продолжении похода и по возможности быстром соединении с "Dresden".
4 июля 1914 "Karlsruhe" встретился с крейсером "Straßburg". Последний задержался до 20 июля 1914 для соблюдения немецких интересов в Доминиканской республике и для усиления "Karlsruhe" в Карибском море. Настоящий крейсер этой станции "Dresden" с января 1914 из-за Мексиканской гражданской войны в большинстве случаев находился в Веракрузе.
25 июля 1914 "Karlsruhe" прибыл на рейд Порт-о-Пренс (Гаити). После прибытия "Dresden" на следующий день был произведён запланированный обмен командирами. "Karlsruhe" принял фрегаттен-капитан Эрих Келер, в то время как фрегаттен-капитан Фриц Людеке перешёл на "Dresden". Во второй половине дня оба корабля покинули рейд. "Dresden" приступил к возвращению домой, в то время как "Karlsruhe" принял его службу на восточно-американской станции.
28 июля 1914 корабль перехватил радиограмму, что были прекращены дипломатические отношения между Австро-Венгрией и Сербией. Теперь явно предстояла война. В полдень "Karlsruhe" зашёл в Гавану (Куба), где еще раз снабдился всем необходимым. Уже следующим утром крейсер снова вышел в море, чтобы начало войны не застало его в гавани. Он направился на восток в направлении Атлантики.

Задачей "Karlsruhe" в случае войны была борьба с британской торговлей. Предполагался также вариант вооружить торговые суда как вспомогательные крейсера, для чего на борту имелись 88 мм орудия, боезапас к ним и резерв экипажа.
Британский Королевский флот развернул пять эскадр крейсеров, самые сильные были контр-адмирала Кристофера Крэддока и контр-адмирала Арчибальда Стоддарта. Британцы были вынуждены рассеять свои корабли, чтобы покрыть все районы, в которых могли действовать два немецких крейсера, и любые вспомогательные крейсеры ими вооружённые.

3 августа 1914 крейсер получил сообщение о состоянии войны с Францией и Великобританией. "Karlsruhe" должен был вести крейсерскую войну в центральной Атлантике. В заранее определённом месте в 120 милях к востоку от Багам 6 августа 1914 он встретил пароход Северогерманского Ллойда "Kronprinz Wilhelm". Он должен был стать вспомогательным крейсером. Для этого с "Karlsruhe" передали два 8,8 см орудия и боеприпасы к ним. Штурман "Karlsruhe", капитан-лейтенант Тирфелдер принял руководство вспомогательным крейсером.
Еще во время оборудования на юге показался британский броненосный крейсер "Suffolk". Сразу работы прекратились и корабли разошлись разными курсами. Немцам к тому времени удалось передать только два 8.8 см орудия, пулемёт и некоторых моряков.


"Suffolk" погнался за "Karlsruhe", другим крейсерам также приказали перехватить его. Более высокая скорость немецкого крейсера позволила ему быстро опередить Крэддока, но в 20:15 к преследованию присоединился "Bristol". Он сблизился с "Karlsruhe" до 30 каб. (около 5,5 тыс. м) и открыл по нему огонь; оба корабля вступили в перестрелку, сделав приблизительно по 80 выстрелов каждый. "Karlsruhe" не попал в "Bristol" потому, что условия освещения были в высшей степени неблагоприятны для германских комендоров, а стрельба "Bristol" была одинаково неудачной без достаточных к тому причин. Британский крейсер имел некоторое преимущество, если не в водоизмещении и мощности машин, то в весе залпа, но стрельба его была недостаточно хороша, чтобы остановить противника, а скорость хода упала до 18 узл. - на 8 узл. ниже номинальной. Вследствие плохой стрельбы "Bristol" и потери им хода германский корабль смог уйти. "Karlsruhe" повернул восток и снова использовал свою высокую скорость, противники потеряли друг друга в наступивших сумерках.
У "Karlsruhe" в тот момент топливо было на исходе: он имел только 112 т угля и 31 т нефти, вместо полного запаса в 1320 т угля и 190 т нефти. Если бы британские корабли смогли продолжать преследование немного дольше, он был бы уничтожен.
"Karlsruhe" ушел с большими приключениями, но больше ни разу не подвергался опасности. 9 августа он достиг Сан-Хуана (Пуэрто-Рико) всего с 12 тоннами угля в бункерах. При помощи экипажа парохода Odenwald компании Hapag за 11 ч. смогли принять 550 т угля. Уже следующим утром он снова вышел в море. Островным проходом, не рекомендованным для больших кораблей, он смог проскользнуть в Карибское море. 7 вражеских кораблей продолжали и дальше искать "Karlsruhe" в Атлантике. После захода в Виллемштад (Кюрасао) крейсер начал каперскую операцию.
В море он встретился с пароходом "Patagonia" (3016 брт, капитан Кодевай) компании Hapag, который был послан из Сен Томаса с 2000 т угля и большим количеством других запасов. Первый приз был взят 18 августа 1914. Это было британское грузовое судно "Bowes Castle" (4650 брт, 1913). С 21 по 23 августа "Karlsruhe" у острова Марака принял с "Patagonia" 1300 т угля, из них 130 т на палубу. 25 августа у острова Сао-Хоао им встретился пароход "Stadt Schleswig" компании Reederei Horn с еще 800 т угля.

Из за ограниченных угольных возможностей в Карибском море Келер повёл свой корабль к северо-восточному побережью Бразилии, к Пернамбуко. Эта область в меньшей степени патрулировалась британцами. Здесь "Karlsruhe" имел легкий доступ к топливу с угольщиков или захваченных судов. Келер часто держал один или два приза, чтобы они помогали в поиске целей.
В течение следующих месяцев "Karlsruhe" крейсировал между северо-восточным побережьем Бразилии и экватором. 31 августа к маленькому соединению прибавились еще пароход "Asuncion" (4665 брт) компании Hamburg-Süd и пароход "Crefeld" фирмы NDL (3829 брт), которые были заполнены углём и запасами. Как последний снабженец к ним позже присоединился еще почтовый пароход "Rio Negro" (4556 брт) компании Hamburg-Süd.
На морском пути между Рио-де-ла-Плата и Европой "Karlsruhe" смог задержать 17 торговых судов (16 английских и 1 нидерландский) с общим тоннажем более чем 76.600 брт. 3 сентября он потопил "Maple Branch" (4.338 брт, 1888), 14 сентября - "Highland Hope" (5.510 брт, 1903), 21 сентября нидерландскую "Maria" (3.648 брт, 1898), "Cornish City" (3.816 брт, 1906) и "Rio Iguassu" (3.817 брт). 6 октября он пустил на дно "Niceto de Larrinaga" (5.018 брт), 7 октября - "Lynrowan" (3.384 брт), 8 октября "Cervantes" (4.635 брт, 1895) в 100 милях от бразильского побережья у Св. Петра и Пауля Рокса и 9 октября в 90 милях на юго-запад - "Pruth" (4.408 брт). 13 октября "Crefeld" был отпущен с 419 пленниками, которых 22 октября он доставил в Санта-Крус-де Тенерифе.
18 октября "Karlsruhe" потопил "Glanton" (3.021 брт) и 23 октября "Hurstdale" (2.752 брт). 3 приза ("Strathroy" с 5600 т угля (с 5 сентября), "Farn" с 7000 т угля и "Indrani") служили как вспомогательные суда и угольщики. Все остальные корабли были потоплены, как и пассажирский пароход "Vandyk" (10.328 брт, 1911, 15 узлов, 200 пассажиров) компании Lamport & Holt Line 26 октября 1914. Это был самый большой и в то же время последний корабль, который смог потопить "Karlsruhe". Экипажи и пассажиры всех захваченных судов спасались полностью. "Asuncion" был отпущен в конце месяца с пленниками в Пара (Бразилия).
Теперь "Karlsruhe" взял курс к Вест-Индии, чтобы напасть на Барбадос и Фор-де-Франс и морские трассы между Барбадосом и Тринидадом. 29 октября 1914 у острова Сао-Хоао заполнили угольные ямы с приза "Farn". Через 3 дня у острова Марака (Амапа) была проведена последняя бункеровка, на этот раз с приза "Indrani". Затем "Karlsruhe" с "Rio Negro" и "Indrani" продолжил свой путь на Барбадос. Перспективы успешного удара у острова были хороши, так как британских военных кораблей больше не было поблизости. Адмирал Крэдок с его кораблями ушёл в Тихий океан, чтобы ловить там Восточно-Азиатскую эскадру вице-адмирала фон Шпее. Кроме того, "Karlsruhe" имел в распоряжении достаточное количество горючего.
4 ноября 1914 года в 18:30 ч. в 350 милях восточнее острова Тринидад, в точке 11° 7′ N, 55° 25′ W в носовой части крейсера прогремел очень сильный взрыв. Боевая рубка, мостик, фок-мачта и передняя дымовая труба взлетели высоко в воздух и упали за борт. Затем корабль содрогнулся еще от нескольких взрывов. Носовую часть до первой трубы оторвало, и все находившиеся там, в том числе и командир корабля, погибли. Всего погибло 262 человека – команда в это время находилась в кубриках под палубой в носовой части корабля, кроме того многие сгорели уже в воде.
Корма оставалась на плаву ещё 27 минут. Оказавшийся рядом угольщик спас 146 человек, среди которых было много раненых и обожженных.
Капитан-лейтенант Штудт, старший выживший офицер, принял командование и разместил всех выживших на борту "Rio Negro". Он уничтожил второй угольщик и пошёл на север к Исландии.
Поход был очень трудным для экипажа. Так как гибель корабля произошла в тропических водах, спасенный экипаж имел только легкую одежду и страшно мёрз при возвращении домой. Спасались одеждой, сшитой из шерстяных одеял и парусного платка и ходили отогреваться в котельную. Rio Negro был предназначен только для тропической службы, поэтому на нём отсутствовали карты северных регионов, Исландии и Норвегии.
Судно воспользовалось сильным штормом, чтобы прорваться через британскую блокаду в Северном море, и прибыло в Алезунд в Норвегии. 6 декабря 1914 "Rio Negro" пришёл в Киль. Затем он был приведен каналом Кайзера Вильгельма в Северное море и стал на якорь в Яде.
Адмирал-штаб, ещё не знавший о потере "Karlsruhe", по совпадению радировал, чтобы он возвращался в Германию. Сохранение в тайне потери крейсера и возвращения оставшихся в живых было настолько совершенно, что Британский Королевский флот искал немецкий крейсер еще до апреля 1915, пока они не узнали о его судьбе.
Причина внезапного взрыва так никогда не была выяснена однозначно. С одной стороны, предполагали воспламенение боеприпасов, которые находились в носовой части. Другой возможной причиной был взрыв захваченного с приза "Condor" смазочного масла, которое смешали с керосином и использовали как жидкое топливо для котлов, после его разложения под воздействием высокой температуры. Самовоспламенение артиллерийских боеприпасов от тропической жары более вероятно, так как известно, что и у "карманного линкора" "Admiral Graf Spee" при его рейде в 1939 году были трудности с охлаждением боеприпасов в тропиках, чтобы предотвращать самовоспламенение, и при этом вспоминали о судьбе "Karlsruhe". По крайней мере, по возвращении на родину спасшийся второй артиллерист "Karlsruhe" утверждал, что причиной взрыва явилось саморазложение пороха в носовом погребе.
Не смотря на краткосрочность рейда, "Karlsruhe" был вторым после "Emden" самым успешным немецким капером. Вдова Келера окрестила именем "Karlsruhe" крейсер, спущенный в августе 1927.
результаты рейда "Karlsruhe"
|
дата |
тип |
имя |
тоннаж |
страна |
примечания |
фото |
1 |
18.08.1914 |
грузовой п/х |
"Bowes Castle" |
4650 |
Англия |
остановлен и потоплен в 350 милях к NWW от мыса Оранж |
|
2 |
3.09.1914 |
п/х |
"Maple Branch" |
4338 |
Англия |
остановлен и потоплен подрывными зарядами в 250 милях от скал Сен-Пол |
|
3 |
5.09.1914 |
грузовой п/х |
"Strathroy" |
4336 |
Англия |
с 5600 т угля, захвачен в 100 милях к NNE от мыса Сен-Рок, служил как угольщик, позже затоплен |
|
4 |
14.09.1914 |
п/х |
"Highland Hope" |
5510 |
Англия |
остановлен и потоплен в 190 милях к SWW от скал Сен-Пол. |
|
5 |
21.09.1914 |
судно |
"Maria" |
3648 |
Голландия |
|
|
6 |
грузовой п/х |
"Cornish City" |
3816 |
Англия |
остановлен и потоплен подрывными зарядами в 245 милях к SWS от скал Сен-Пол. |
|
7 |
грузовой п/х |
"Rio Iguassu" |
3817 |
Англия |
остановлен и потоплен подрывными зарядами в 155 милях к SWW от скал Сен-Пол. |
|
8 |
6.10.1914 |
грузовой п/х |
"Niceto de Larrinaga" |
5018 |
Англия |
остановлен и потоплен подрывными зарядами в 100 милях к SWW от скал Сен-Пол. |
|
9 |
7.10.1914 |
грузовой п/х |
"Lynrowan" |
3384 |
Англия |
остановлен и потоплен подрывными зарядами в 90 милях к SSW от скал Сен-Пол. |
|
10 |
8.10.1914 |
грузовой п/х |
"Cervantes" |
4635 |
Англия |
остановлен и потоплен подрывными зарядами в 100 милях к SW от скал Сен-Пол. |
 |
11 |
10.10.1914 |
грузовой п/х |
"Pruth" |
4408 |
Англия |
остановлен и потоплен подрывными зарядами в 90 милях к SSW от скал Сен-Пол. |
|
12 |
11.10.1914 |
грузовой п/х |
"Condor" |
3053 |
Англия |
с генеральным грузом, остановлен и потоплен подрывными зарядами в 90 милях к SWW от скал Сен-Пол. |
|
13 |
18.10.1914 |
грузовой п/х |
"Glanton" |
3021 |
Англия |
остановлен и потоплен подрывными зарядами в 195 милях к SW от скал Сен-Пол. |
|
14 |
23.20.1914 |
грузовой п/х |
"Hurstdale" |
2752 |
Англия |
остановлен и потоплен в 205 милях к SWW от скал Сен-Пол. |
|
15 |
26.10.1914 |
пассажирский п/х |
"Vandyk" |
10328 |
Англия |
остановлен и потоплен артиллерией в 690 милях к WS от скал Сен-Пол. |
 |
|
?.10.1914 |
грузовой п/х |
"KD-III" (ex-"Farn") |
? |
Англия |
с 7000 т угля, захвачен, служил как угольщик... |
|
|
?.10.1914 |
грузовой п/х |
"Indrani" |
? |
Англия |
с углём, захвачен, служил как угольщик... |
|
итого |
более 76.600 брт |
12.1913 - 26.07.1914 |
фрегаттен-капитан |
Fritz Emil Lüdecke |
26.07 - 4.11.1914 |
фрегаттен-капитан |
Erich Köhler |
|

"Ersatz Geier" заложен верфью "AG Howaldtswerke" в Киле в 1911 для замены колониального крейсера "Geier" (1895), спущен 12 ноября 1912, введен в ВМС Германии 5 февраля 1914 г.
После ввода в строй в феврале 1914 "Rostock" был назначен лидером миноносцев при разведывательных силах флота, перед началом войны базировался в Киле со II флотилией миноносцев, но вместе с ней вскоре перешёл в Северное море.
В начале войны он участвовал в различных операциях в Северном и Балтийском море. 29 августа 1914, через день после боя при Гельголанде, она стал флагманским кораблем Первого руководителя миноносцев.
24 января 1915 он являлся частью сил поддержки линейных крейсеров I разведгруппы адмирала Франца фон Хиппера во время атаки британских легких сил, которые действовали около Доггер-банки. Корабль шёл с тремя другими малыми крейсерами и девятнадцатью миноносцами. Ему и нескольким миноносцам поставили задачу охранять правый фланг эскадры линейных крейсеров. Немецкое соединение столкнулась с пятью британскими линейными крейсерами, что привело к сражению у Доггер-банки. 23-29 марта 1915 г. "Rostock" участвовал в обстреле Паланги и Либавы.
24-25 апреля 1916 "Rostock" в качестве лидера флотилии миноносцев осуществлял ближнее прикрытие линейных крейсеров при бомбардировке Лоустофта и Ярмута.
31 мая 1916 "Rostock" с коммодором Андреасом Михельсеном, командиром миноносцев, на борту участвовал в Скагерракской (Ютландской) битве. Вместе с малыми крейсерами "Wiesbaden", "Frankfurt", "Pillau" и "Elbing" он образовывал II разведывательную группу, которая подчинялась контр-адмиралу Фридриху Бэдикеру на "Frankfurt".
Когда в 17:30 немецкий флот достиг места боя между британскими и немецкими эскадрами линейных крейсеров, два британских эсминца, "Nestor" и "Nicator" попыталась атаковать немецкую линию. "Rostock" и линкоры обстреляли эсминцы, и они оба были потоплены немецким огнем, их команды были подобраны немецкими миноносцами.

В 19:32 "Rostock" и несколько миноносцев пересекли немецкую линию и начали ставить дымовую завесу, чтобы прикрыть отход немецкого флота. Приблизительно двадцать минут спустя Михельсен отправил несколько миноносцев помочь тяжело поврежденному линейному крейсеру "Lützow". К тому времени, когда немецкий флот принял ночной строй, "Rostock" присоединился к легким крейсерам IV разведгруппы с левой стороны флота. Незадолго до полуночи, "Rostock" и IV разведгруппа вошли в контакт со 2-й британской Эскадрой Лёгких Крейсеров. Вскоре после полуночи, британская 4-я Флотилия Эсминцев атаковала немецкую линию там, где находился "Rostock". Он открыл огонь по идущим в атаку эсминцам. Те выпустили несколько торпед в немцев, вынудив "Rostock" и другие крейсеры уворачиваться от них; эти манёвры привели крейсера прямо на курс линкоров 1-й линейной эскадры. "Rostock" успешно прошёл через строй эскадры, но крейсер "Elbing" был протаранен одним из линкоров и позже затоплен.

В хаосе ночного боя прожектора "Rostock" осветили британский эсминец "Broke". Орудийный огонь крейсера и линкоров "Westfalen" и "Rheinland" обрушились на него, хотя лишь тяжело повредили, ему удалось вернутся в базу.
Вслед за этим крейсер был атакован эсминцами "Ambuscade" и "Contact"; эти два корабля выпустили свои последние оставшиеся торпеды с расстояния приблизительно 900 м. Одна из торпед попала в "Rostock" в 1:30, хотя неизвестно, с какого именно эсминца, и вывела из строя турбины. Он был также получил три 100-миллиметровых снаряда, вероятно с эсминца "Broke". Выведенный из строя "Rostock" вызвал миноносец "S.54", который взял крейсер на буксир и потащил его со скоростью 10 узлов. Позже к ним присоединились миноносцы "V.71" и "V-73", которые были выделены флотилией, чтобы сопровождать "Rostock" в порт.


1 июня около 3:55 четыре немецких корабля столкнулись с британским крейсером "Dublin". Три миноносца стали рядом с подбитым крейсером и эвакуировали его команду, подавая первые два сигнала из британских кодов. Чтобы затруднить опознание немецких военных кораблей были поставлены дымовые завесы. Приблизительно через десять минут "S.54" отбыл с командой "Rostock" на борту, в то время как "V.71" и "V.73" оставались. На крейсере открыли горловины для затопления, но для гарантии эти два миноносца выпустили в него в общей сложности три торпеды. "Rostock" погрузился носом и приблизительно в 04:25 затонул в точке с координатами 55°13N, 06°22E, после чего миноносцы на высокой скорости ушли к Хорнс-рифу. Из экипажа "Rostock" во время сражения 14 человек были убиты и 6 ранены. В ходе сражения крейсер выпустил около 500 10,5-см снарядов, больше чем любой другой немецкий корабль.
02.1914 – 08.1915 |
фрегаттен-капитан |
Thilo von Trotha |
08.1915 – 06.1916 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Otto Feldmann |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Koehler, Herford |
3 |
Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984 |
4 |
Fritz Otto Busch: Unsere Marine im Weltkrieg. Brunnen Verlag, Berlin 1934 |
5 |
Georg-Günther Freiherr von Forstner (Korvettenkapitän a.D.): Das Kampfschicksal der deutschen Flotte im Weltkrieg. Was wir vom Seekrieg nicht wissen. Mit 5 Kartenskizzen und 31 Bildern auf Tafeln. Verlag E. A. Seemann Leipzig 1937 |
6 |
Carl Herbert: Kriegsfahrten deutscher Handelsschiffe. Broschek & Co, Hamburg 1934. |
7 |
Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903-1918, Bremen bis zur Cöln-Klasse, Bernard & Graefe Verlag, Bonn 2004 |
на английском |
8 |
Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985 |
9 |
Bennett, Geoffrey. Naval Battles of the First World War. London: Pen & Sword Military Classics, 2005 |
10 |
Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1995 |
11 |
Massie, Robert K. Castles of Steel. New York City, NY: Ballantine Books, 2003 |
12 |
Campbell, John. Jutland: An Analysis of the Fighting. London: Conway Maritime Press, 1998 |
на русском |
13 |
Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов. |
14 |
Рейнхард Шеер. Германский флот в Мировую войну. М, 1940. |
15 |
Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997. |
16 |
Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006. |
17 |
Кофман В. - Прямые наследники по имени // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№6. |
18 |
Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 04.04.2021
