входоглавлениекрейсера → лёгкие типа "Karlsruhe"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые крейсера (с броневым поясом)
(Kleinerkreuzer) типа

 Karlsruhe 


Германия, 1914 г. 2 ед. (проект 1910 г.)

 

*
Karlsruhe
*
Rostock
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Karlsruhe <Germaniawerft>, Киль, стр. № 181, "Ersatz Seeadler" 21.09.1911 служил за границей, 4.11.1914 затонул в 350 милях восточнее острова Тринидад в результате внутреннего взрыва.
11.11.1912
15.01.1914
2 Rostock <Howaldtswerke>, Вильгельмсхафен, стр. № 560, "Ersatz Geier" 1911 в составе разведывательных сил флота, флагман миноносцев, 1.06.1916 тяжело поврежден торпедой в Ютландской битве и в 5:25 затоплен в проливе Скагеррак.
12.11.1912
5.02.1914
ТТХ
  Karlsruhe Rostock
Водоизмещение нормальное 4900 т
полное 6191 т
регистровое 3874 брт., 1743 нрт.
Размерения длина ВЛ 139,0 м
полная 142,2 м
ширина корпус 13,7 м
осадка носом 5,38 м
кормой 6,20 м
1 см осадки = 14,0 т. водоизмещения
высота борта на миделе 8,5 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,5 м
4 МО 2 ВМ ТУ
5 КО 14 ВМ ПК (12 угольных, 2 нефтяных, 28 (24+4) топок, 16 атм, 5800 м²)
проектная мощность 26600 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 27 уз.
на испытаниях 28,5 уз. при 3785 л.с., 444 об/мин. 29,3 уз. при 43628 л.с., 449 об/мин.
запас топлива 400/1300 т. угля + 70/200 т. нефти
дальность плавания на 12 уз. 5000 миль
на 25 уз. 900 миль
Экипаж штат 373 чел. (18 офицеров, 355 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-каркасной схеме, 15 отсеков, двойное дно на 45%.
электроснабжение 2 турбо-генератора, 240/200 кВт, 220 В.
управление 1 нормальный крейсерский руль, 40°
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент 9320 мт
цена 8 млн. 126 тыс. M 8 млн. 124 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
пояс 0-60-18 мм (от кормы в нос)
палуба 20-40-20 мм/скосы 60-40 мм
таранная переборка 40 мм
подачные трубы 20 мм
щиты орудий 50 мм
рубка 100 мм, крыша 20 мм
дальномер (с 1915-1916) 30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
штат
12 - 105 мм/45 [1800 снарядов], 12200 м
2 ТА-500 мм (бортовых подводных) [5 торпед]
120 мин
4 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА

Karlsruhe / Rostock

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Очередная пара крейсеров во многом повторяла предшествующий тип "Magdeburg". Главным отличием стали несколько увеличенные размеры (длина, ширина, осадка и высота борта) и более мощные турбины, с типом которых наконец определились. Теперь начались эксперименты с нефтяным отоплением - два из котлов были нефтяными. Размеры возросли, главным образом, за счёт удлинённой и приподнятой носовой части, что должно было улучшить мореходность. Это также позволило вынести вперёд носовые орудия и таким образом увеличить их углы обстрела. Другим важным новшеством стала установка перископического дальномера с обслуживанием из боевой рубки. В остальном корабли соответствовали удачным предшественникам - вооружение и бронирование остались без изменений.

Как и предшественники, корабли обладали хорошей мореходностью, были несколько увальчивые, имели слабую и мягкую бортовую качку, но большую килевую. Хорошо держали курс, поворачивали плохо, с большим радиусом и с потерей скорости до 60%, на волнении потеря скорости была незначительная. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,79 м, продольная - 229 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 58°.

Схема окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Отличия и изменения

На "Rostock" в 1915 на фок-мачте была установлена позиция артиллерийского наблюдателя, появились караульные помещениям на и под нижним мостиком.

 

изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

СЛУЖБА

 

S.M.S. Karlsruhe

 

"Ersatz Seeadler" был заложен верфью "Friedrich Krupp Germaniawerft" в Киле-Гаартене 21 сентября 1911 для замены колониального крейсера "Seeadler" (1892), спущен 11 ноября 1912, крестины осуществил обер-бургомистр города Карлсруэ, Карл Зигрист. Из за некоторых строительных задержек он вошёл в строй только 15 января 1914. После испытаний и нескольких доделок, 15 июня 1914 "Karlsruhe" вышел из Киля в свой первый и последний заграничный поход. Командиром в это время был еще фрегаттен-капитан Фриц Эмиль Людеке.

"Karlsruhe" был послан для службы на восточно-американской станции, которую до тех пор нёс малый крейсер "Dresden". При этом его планировалось послать в Веракрус в качестве немецкого представителя на торжества по случаю открытия уже практически законченного Панамского канала и осенью 1914 на всемирную выставку в Сан-Франциско.

Через Понта-Дельгада (Азорские острова) крейсер пришёл в Сен-Томас (Виргинские острова), где пополнил запасы угля. Здесь он получил телеграмму о немедленном продолжении похода и по возможности быстром соединении с "Dresden".

4 июля 1914 "Karlsruhe" встретился с крейсером "Straßburg". Последний задержался до 20 июля 1914 для соблюдения немецких интересов в Доминиканской республике и для усиления "Karlsruhe" в Карибском море. Настоящий крейсер этой станции "Dresden" с января 1914 из-за Мексиканской гражданской войны в большинстве случаев находился в Веракрузе.

25 июля 1914 "Karlsruhe" прибыл на рейд Порт-о-Пренс (Гаити). После прибытия "Dresden" на следующий день был произведён запланированный обмен командирами. "Karlsruhe" принял фрегаттен-капитан Эрих Келер, в то время как фрегаттен-капитан Фриц Людеке перешёл на "Dresden". Во второй половине дня оба корабля покинули рейд. "Dresden" приступил к возвращению домой, в то время как "Karlsruhe" принял его службу на восточно-американской станции.

28 июля 1914 корабль перехватил радиограмму, что были прекращены дипломатические отношения между Австро-Венгрией и Сербией. Теперь явно предстояла война. В полдень "Karlsruhe" зашёл в Гавану (Куба), где еще раз снабдился всем необходимым. Уже следующим утром крейсер снова вышел в море, чтобы начало войны не застало его в гавани. Он направился на восток в направлении Атлантики.

Задачей "Karlsruhe" в случае войны была борьба с британской торговлей. Предполагался также вариант вооружить торговые суда как вспомогательные крейсера, для чего на борту имелись 88 мм орудия, боезапас к ним и резерв экипажа.

Британский Королевский флот развернул пять эскадр крейсеров, самые сильные были контр-адмирала Кристофера Крэддока и контр-адмирала Арчибальда Стоддарта. Британцы были вынуждены рассеять свои корабли, чтобы покрыть все районы, в которых могли действовать два немецких крейсера, и любые вспомогательные крейсеры ими вооружённые.

3 августа 1914 крейсер получил сообщение о состоянии войны с Францией и Великобританией. "Karlsruhe" должен был вести крейсерскую войну в центральной Атлантике. В заранее определённом месте в 120 милях к востоку от Багам 6 августа 1914 он встретил пароход Северогерманского Ллойда "Kronprinz Wilhelm". Он должен был стать вспомогательным крейсером. Для этого с "Karlsruhe" передали два 8,8 см орудия и боеприпасы к ним. Штурман "Karlsruhe", капитан-лейтенант Тирфелдер принял руководство вспомогательным крейсером.

Еще во время оборудования на юге показался британский броненосный крейсер "Suffolk". Сразу работы прекратились и корабли разошлись разными курсами. Немцам к тому времени удалось передать только два 8.8 см орудия, пулемёт и некоторых моряков.

"Suffolk" погнался за "Karlsruhe", другим крейсерам также приказали перехватить его. Более высокая скорость немецкого крейсера позволила ему быстро опередить Крэддока, но в 20:15 к преследованию присоединился "Bristol". Он сблизился с "Karlsruhe" до 30 каб. (около 5,5 тыс. м) и открыл по нему огонь; оба корабля вступили в перестрелку, сделав приблизительно по 80 выстрелов каждый. "Karlsruhe" не попал в "Bristol" потому, что условия освещения были в высшей степени неблагоприятны для германских комендоров, а стрельба "Bristol" была одинаково неудачной без достаточных к тому причин. Британский крейсер имел некоторое преимущество, если не в водоизмещении и мощности машин, то в весе залпа, но стрельба его была недостаточно хороша, чтобы остановить противника, а скорость хода упала до 18 узл. - на 8 узл. ниже номинальной. Вследствие плохой стрельбы "Bristol" и потери им хода германский корабль смог уйти. "Karlsruhe" повернул восток и снова использовал свою высокую скорость, противники потеряли друг друга в наступивших сумерках.

У "Karlsruhe" в тот момент топливо было на исходе: он имел только 112 т угля и 31 т нефти, вместо полного запаса в 1320 т угля и 190 т нефти. Если бы британские корабли смогли продолжать преследование немного дольше, он был бы уничтожен.

"Karlsruhe" ушел с большими приключениями, но больше ни разу не подвергался опасности. 9 августа он достиг Сан-Хуана (Пуэрто-Рико) всего с 12 тоннами угля в бункерах. При помощи экипажа парохода Odenwald компании Hapag за 11 ч. смогли принять 550 т угля. Уже следующим утром он снова вышел в море. Островным проходом, не рекомендованным для больших кораблей, он смог проскользнуть в Карибское море. 7 вражеских кораблей продолжали и дальше искать "Karlsruhe" в Атлантике. После захода в Виллемштад (Кюрасао) крейсер начал каперскую операцию.

В море он встретился с пароходом "Patagonia" (3016 брт, капитан Кодевай) компании Hapag, который был послан из Сен Томаса с 2000 т угля и большим количеством других запасов. Первый приз был взят 18 августа 1914. Это было британское грузовое судно "Bowes Castle" (4650 брт, 1913). С 21 по 23 августа "Karlsruhe" у острова Марака принял с "Patagonia" 1300 т угля, из них 130 т на палубу. 25 августа у острова Сао-Хоао им встретился пароход "Stadt Schleswig" компании Reederei Horn с еще 800 т угля.

Из за ограниченных угольных возможностей в Карибском море Келер повёл свой корабль к северо-восточному побережью Бразилии, к Пернамбуко. Эта область в меньшей степени патрулировалась британцами. Здесь "Karlsruhe" имел легкий доступ к топливу с угольщиков или захваченных судов. Келер часто держал один или два приза, чтобы они помогали в поиске целей.

В течение следующих месяцев "Karlsruhe" крейсировал между северо-восточным побережьем Бразилии и экватором. 31 августа к маленькому соединению прибавились еще пароход "Asuncion" (4665 брт) компании Hamburg-Süd и пароход "Crefeld" фирмы NDL (3829 брт), которые были заполнены углём и запасами. Как последний снабженец к ним позже присоединился еще почтовый пароход "Rio Negro" (4556 брт) компании Hamburg-Süd.

На морском пути между Рио-де-ла-Плата и Европой "Karlsruhe" смог задержать 17 торговых судов (16 английских и 1 нидерландский) с общим тоннажем более чем 76.600 брт. 3 сентября он потопил "Maple Branch" (4.338 брт, 1888), 14 сентября - "Highland Hope" (5.510 брт, 1903), 21 сентября нидерландскую "Maria" (3.648 брт, 1898), "Cornish City" (3.816 брт, 1906) и "Rio Iguassu" (3.817 брт). 6 октября он пустил на дно "Niceto de Larrinaga" (5.018 брт), 7 октября - "Lynrowan" (3.384 брт), 8 октября "Cervantes" (4.635 брт, в 1895) в 100 милях от бразильского побережья у Св. Петра и Пауля Рокса и 9 октября в 90 милях на юго-запад - "Pruth" (4.408 брт). 13 октября "Crefeld" был отпущен с 419 пленниками, которых 22 октября он доставил в Санта-Крус-де Тенерифе.

18 октября "Karlsruhe" потопил "Glanton" (3.021 брт) и 23 октября "Hurstdale" (2.752 брт). 3 приза ("Strathroy" с 5600 т угля (с 5 сентября), "Farn" с 7000 т угля и "Indrani") служили как вспомогательные суда и угольщики. Все остальные корабли были потоплены, как и пассажирский пароход "Vandyk" (10.328 брт, 1911, 15 узлов, 200 пассажиров) компании Lamport & Holt Line 26 октября 1914. Это был самый большой и в то же время последний корабль, который смог потопить "Karlsruhe". Экипажи и пассажиры всех захваченных судов спасались полностью. "Asuncion" был отпущен в конце месяца с пленниками в Пара (Бразилия).

Теперь "Karlsruhe" взял курс к Вест-Индии, чтобы напасть на Барбадос и Фор-де-Франс и морские трассы между Барбадосом и Тринидадом. 29 октября 1914 у острова Сао-Хоао заполнили угольные ямы с приза "Farn". Через 3 дня у острова Марака (Амапа) была проведена последняя бункеровка, на этот раз с приза "Indrani". Затем "Karlsruhe" с "Rio Negro" и "Indrani" продолжил свой путь на Барбадос. Перспективы успешного удара у острова были хороши, так как британских военных кораблей больше не было поблизости. Адмирал Крэдок с его кораблями ушёл в Тихий океан, чтобы ловить там Восточно-Азиатскую эскадру вице-адмирала фон Шпее. Кроме того, "Karlsruhe" имел в распоряжении достаточное количество горючего.

4 ноября 1914 года в 18:30 ч. в 350 милях восточнее острова Тринидад, в точке 11° 7′ N, 55° 25′ W в носовой части крейсера прогремел очень сильный взрыв. Боевая рубка, мостик, фок-мачта и передняя дымовая труба взлетели высоко в воздух и упали за борт. Затем корабль содрогнулся еще от нескольких взрывов. Носовую часть до первой трубы оторвало, и все находившиеся там, в том числе и командир корабля, погибли. Всего погибло 262 человека – команда в это время находилась в кубриках под палубой в носовой части корабля, кроме того многие сгорели уже в воде.

Корма оставалась на плаву ещё 27 минут. Оказавшийся рядом угольщик спас 146 человек, среди которых было много раненых и обожженных.

Капитан-лейтенант Штудт, старший выживший офицер, принял командование и разместил всех выживших на борту "Rio Negro". Он уничтожил второй угольщик и пошёл на север к Исландии.

Поход был очень трудным для экипажа. Так как гибель корабля произошла в тропических водах, спасенный экипаж имел только легкую одежду и страшно мёрз при возвращении домой. Спасались одеждой, сшитой из шерстяных одеял и парусного платка и ходили отогреваться в котельную. Rio Negro был предназначен только для тропической службы, поэтому на нём отсутствовали карты северных регионов, Исландии и Норвегии.

Судно воспользовалось сильным штормом, чтобы прорваться через британскую блокаду в Северном море, и прибыло в Алезунд в Норвегии. 6 декабря 1914 "Rio Negro" пришёл в Киль. Затем он был приведен каналом Кайзера Вильгельма в Северное море и стал на якорь в Яде.

Адмирал-штаб, ещё не знавший о потере "Karlsruhe", по совпадению радировал, чтобы он возвращался в Германию. Сохранение в тайне потери крейсера и возвращения оставшихся в живых было настолько совершенно, что Британский Королевский флот искал немецкий крейсер еще до апреля 1915, пока они не узнали о его судьбе.

Причина внезапного взрыва так никогда не была выяснена однозначно. С одной стороны, предполагали воспламенение боеприпасов, которые находились в носовой части. Другой возможной причиной был взрыв захваченного с приза "Condor" смазочного масла, которое смешали с керосином и использовали как жидкое топливо для котлов, после его разложения под воздействием высокой температуры. Самовоспламенение артиллерийских боеприпасов от тропической жары более вероятно, так как известно, что и у "карманного линкора" "Admiral Graf Spee" при его рейде в 1939 году были трудности с охлаждением боеприпасов в тропиках, чтобы предотвращать самовоспламенение, и при этом вспоминали о судьбе "Karlsruhe". По крайней мере, по возвращении на родину спасшийся второй артиллерист "Karlsruhe" утверждал, что причиной взрыва явилось саморазложение пороха в носовом погребе.

Не смотря на краткосрочность рейда, "Karlsruhe" был вторым после "Emden" самым успешным немецким капером. Вдова Келера окрестила именем "Karlsruhe" крейсер, спущенный в августе 1927.

результаты рейда "Karlsruhe"
  дата тип имя тоннаж страна примечания фото
1 18.08.1914 грузовой п/х "Bowes Castle" 4650 Англия остановлен и потоплен в 350 милях к NWW от мыса Оранж  
2 3.09.1914 п/х "Maple Branch" 4338 Англия остановлен и потоплен подрывными зарядами в 250 милях от скал Сен-Пол  
3 5.09.1914 грузовой п/х "Strathroy" 4336 Англия с 5600 т угля, захвачен в 100 милях к NNE от мыса Сен-Рок, служил как угольщик, позже затоплен  
4 14.09.1914 п/х "Highland Hope" 5510 Англия остановлен и потоплен в 190 милях к SWW от скал Сен-Пол.  
5 21.09.1914 судно "Maria" 3648 Голландия    
6 грузовой п/х "Cornish City" 3816 Англия остановлен и потоплен подрывными зарядами в 245 милях к SWS от скал Сен-Пол.  
7 грузовой п/х "Rio Iguassu" 3817 Англия остановлен и потоплен подрывными зарядами в 155 милях к SWW от скал Сен-Пол.  
8 6.10.1914 грузовой п/х "Niceto de Larrinaga" 5018 Англия остановлен и потоплен подрывными зарядами в 100 милях к SWW от скал Сен-Пол.  
9 7.10.1914 грузовой п/х "Lynrowan" 3384 Англия остановлен и потоплен подрывными зарядами в 90 милях к SSW от скал Сен-Пол.  
10 8.10.1914 грузовой п/х "Cervantes" 4635 Англия остановлен и потоплен подрывными зарядами в 100 милях к SW от скал Сен-Пол.
11 10.10.1914 грузовой п/х "Pruth" 4408 Англия остановлен и потоплен подрывными зарядами в 90 милях к SSW от скал Сен-Пол.  
12 11.10.1914 грузовой п/х "Condor" 3053 Англия с генеральным грузом, остановлен и потоплен подрывными зарядами в 90 милях к SWW от скал Сен-Пол.  
13 18.10.1914 грузовой п/х "Glanton" 3021 Англия остановлен и потоплен подрывными зарядами в 195 милях к SW от скал Сен-Пол.  
14 23.20.1914 грузовой п/х "Hurstdale" 2752 Англия остановлен и потоплен в 205 милях к SWW от скал Сен-Пол.  
15 26.10.1914 пассажирский п/х "Vandyk" 10328 Англия остановлен и потоплен артиллерией в 690 милях к WS от скал Сен-Пол.
  ?.10.1914 грузовой п/х "KD-III" (ex-"Farn") ? Англия с 7000 т угля, захвачен, служил как угольщик...  
  ?.10.1914 грузовой п/х "Indrani" ? Англия с углём, захвачен, служил как угольщик...  
итого более 76.600 брт

 

12.1913 - 26.07.1914 фрегаттен-капитан Fritz Emil Lüdecke
26.07 - 4.11.1914 фрегаттен-капитан Erich Köhler

 

 

S.M.S. Rostock

 

"Ersatz Geier" заложен верфью "AG Howaldtswerke" в Киле в 1911 для замены колониального крейсера "Geier" (1895), спущен 12 ноября 1912, введен в ВМС Германии 5 февраля 1914 г.

После ввода в строй в феврале 1914 "Rostock" был назначен лидером миноносцев при разведывательных силах флота.

В начале войны он участвовал в различных операциях в Северном и Балтийском море. 29 августа 1914, через день после боя при Гельголанде, она стал флагманским кораблем Первого руководителя миноносцев.

24 января 1915 он являлся частью сил поддержки линейных крейсеров I разведгруппы адмирала Франца фон Хиппера во время атаки британских легких сил, которые действовали около Доггер-банки. Корабль шёл с тремя другими малыми крейсерами и девятнадцатью миноносцами. Ему и нескольким миноносцам поставили задачу охранять правый фланг эскадры линейных крейсеров. Немецкое соединение столкнулась с пятью британскими линейными крейсерами, что привело к сражению у Доггер-банки.

24 апреля 1916 "Rostock" участвовал в бомбардировке Лоустофта и Ярмута в составе завесы I разведгруппы. В то время как линейные крейсеры бомбардировали Лоустофт, "Rostock" и пять других крейсеров сразились с Силами Гарвича. Вскоре после того, как вмешались линейные крейсеры, Гарвичские силы вынуждены были уйти. Немецкая эскадра тогда прекратила операцию и вернулась в порт.

31 мая 1916 "Rostock" с коммодором Андреасом Михельсеном, командиром миноносцев, на борту участвовал в Скагерракской (Ютландской) битве. Вместе с малыми крейсерами "Wiesbaden", "Frankfurt", "Pillau" и "Elbing" он образовывал II разведывательную группу, которая подчинялась контр-адмиралу Фридриху Бэдикеру на "Frankfurt".

Когда в 17:30 немецкий флот достиг места боя между британскими и немецкими эскадрами линейных крейсеров, два британских эсминца, "Nestor" и "Nicator" попыталась атаковать немецкую линию. "Rostock" и линкоры обстреляли эсминцы, и они оба были потоплены немецким огнем, их команды были подобраны немецкими миноносцами.

В 19:32 "Rostock" и несколько миноносцев пересекли немецкую линию и начали ставить дымовую завесу, чтобы прикрыть отход немецкого флота. Приблизительно двадцать минут спустя Михельсен отправил несколько миноносцев помочь тяжело поврежденному линейному крейсеру "Lützow". К тому времени, когда немецкий флот принял ночной строй, "Rostock" присоединился к легким крейсерам IV разведгруппы с левой стороны флота. Незадолго до полуночи, "Rostock" и IV разведгруппа вошли в контакт со 2-й британской Эскадрой Лёгких Крейсеров. Вскоре после полуночи, британская 4-я Флотилия Эсминцев атаковала немецкую линию там, где находился "Rostock". Он открыл огонь по идущим в атаку эсминцам. Те выпустили несколько торпед в немцев, вынудив "Rostock" и другие крейсеры уворачиваться от них; эти манёвры привели крейсера прямо на курс линкоров 1-й линейной эскадры. "Rostock" успешно прошёл через строй эскадры, но крейсер "Elbing" был протаранен одним из линкоров и позже затоплен.

В хаосе ночного боя прожектора "Rostock" осветили британский эсминец "Broke". Орудийный огонь крейсера и линкоров "Westfalen" и "Rheinland" обрушились на него, хотя лишь тяжело повредили, ему удалось вернутся в базу.

Вслед за этим крейсер был атакован эсминцами "Ambuscade" и "Contact"; эти два корабля выпустили свои последние оставшиеся торпеды с расстояния приблизительно 900 м. Одна из торпед попала в "Rostock" в 1:30, хотя неизвестно, с какого именно эсминца, и вывела из строя турбины. Он был также получил три 100-миллиметровых снаряда, вероятно с эсминца "Broke". Выведенный из строя "Rostock" вызвал миноносец "S.54", который взял крейсер на буксир и потащил его со скоростью 10 узлов. Позже к ним присоединились миноносцы "V.71" и "V-73", которые были выделены флотилией, чтобы сопровождать "Rostock" в порт.

1 июня около 3:55 четыре немецких корабля столкнулись с британским крейсером "Dublin". Три миноносца стали рядом с подбитым крейсером и эвакуировали его команду, подавая первые два сигнала из британских кодов. Чтобы затруднить опознание немецких военных кораблей были поставлены дымовые завесы. Приблизительно через десять минут "S.54" отбыл с командой "Rostock" на борту, в то время как "V.71" и "V.73" оставались. На крейсере открыли горловины для затопления, но для гарантии эти два миноносца выпустили в него в общей сложности три торпеды. "Rostock" погрузился носом и приблизительно в 04:25 затонул в точке с координатами 55°13N, 06°22E, после чего миноносцы на высокой скорости ушли к Хорнс-рифу.

Из экипажа "Rostock" во время сражения 14 человек были убиты и 6 ранены. В ходе сражения крейсер выпустил около 500 10.5-см снарядов, больше чем любой другой немецкий корабль.

 

02.1914 – 08.1915 фрегаттен-капитан Thilo von Trotha
08.1915 – 06.1916 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Otto Feldmann

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

               

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Koehler, Herford
3 Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984
4 Fritz Otto Busch: Unsere Marine im Weltkrieg. Brunnen Verlag, Berlin 1934
5 Georg-Günther Freiherr von Forstner (Korvettenkapitän a.D.): Das Kampfschicksal der deutschen Flotte im Weltkrieg. Was wir vom Seekrieg nicht wissen. Mit 5 Kartenskizzen und 31 Bildern auf Tafeln. Verlag E. A. Seemann Leipzig 1937
6 Carl Herbert: Kriegsfahrten deutscher Handelsschiffe. Broschek & Co, Hamburg 1934.
7 Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903-1918, Bremen bis zur Cöln-Klasse, Bernard & Graefe Verlag, Bonn 2004
на английском
8 Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985
9 Bennett, Geoffrey. Naval Battles of the First World War. London: Pen & Sword Military Classics, 2005
10 Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1995
11 Massie, Robert K. Castles of Steel. New York City, NY: Ballantine Books, 2003
12 Campbell, John. Jutland: An Analysis of the Fighting. London: Conway Maritime Press, 1998
на русском
13 Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов.
14 Рейнхард Шеер. Германский флот в Мировую войну. М, 1940.
15 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
16 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
17 Кофман В. - Прямые наследники по имени // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№6.
18 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1914-1918
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Breslau
Модель "Karlsruhe".
Rostock
Модель "Rostock"
Rostock
Модель "Rostock"
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock" в Норвегии перед войной.
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Rostock
"Rostock"
Росток (нем. Rostock) или Ганзейский город Росток (нем. Hansestadt Rostock) — город в Германии, расположен на Балтийском море, в центре северного побережья Макленбургской земли, в устье реки Варнов (нем. Warnow).
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
Спуск "Karlsruhe" на воду.
Karlsruhe
Спуск "Karlsruhe" топит транспорт. Рисунок.
Cervantes
грузовой п/х "Cervantes"
Karlsruhe
Схема рейда "Karlsruhe".
Karlsruhe
Схема похода и рейда "Karlsruhe".
Karlsruhe
"Karlsruhe" топит транспорт. Рисунок.
Karlsruhe
"Karlsruhe" останавливает британский пароход. Рисунок.
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe", бункеровка в Сан-Хуане.
Bristol
Британский крейсер "Bristol".
Suffolk
Британский крейсер "Suffolk".
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe". Рисунок.
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Карлсруэ (нем. Karlsruhe, алем. Karlsrueh, ю.-франк. Kallsruh) — город в Германии, в земле Баден-Вюртемберг, расположенный в окрестностях реки Рейн недалеко от французско-германской границы. В описываемый период - столица Великого герцогства Баден в составе Германской империи.
Karlsruhe
"Karlsruhe". Схема якорного устройства.
Karlsruhe
"Karlsruhe". Продольный разрез и планы палуб.
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe". Схема такелажа.
Karlsruhe
"Karlsruhe". Рисунок.
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Следующая страница - германские малые (лёгкие) крейсера типа "Graudenz"
Предыдущая страница - германское малые (лёгкие) крейсера типа "Magdeburg"