|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательный крейсер, минный заградитель (Hilfskreuzer, Minenleger)
Германия, 1915 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1914 г.) * Möwe *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Очевидный успех "Meteor" побудил некоторых офицеров выступить за подобное преобразование грузовых судов во вспомогательные крейсера, но более крупных, способных к рейду далеко в Южную Атлантику. Имея двигатели меньшей мощности, чем лайнеры, грузовые суда потребляли значительно меньше угля, что, в свою очередь, давало им гораздо больший радиус действия. Их грузовые трюмы позволяли принимать дополнительный уголь, большое количество припасов, значительное количество мин и делало независимыми от службы снабжения. Предполагалось также оснастить их мощными беспроводными приемниками для получения от военно-морской разведки в Берлине через передатчик в Науэне отчетов об изменениях в перевозках или развертывании военных кораблей. Суда, отобранные для переоборудования, должны были напоминать грузовые суда британского производства и снабжены запасами краски различных оттенков и другими материалами, которые во время нахождения в море могли бы использоваться для маскировки под суда вражеских или нейтральных линий. В сентябре 1915 года адмиралштаб приказал сформировать экипаж, переоборудовать и вооружить такое судно. Выбор корабля был предоставлен будущему командиру вспомогательного крейсера - 36-летнему корветтен-капитану Николаусу Графу и Бургграфу цу Дона-Шлодину, которого назначил командующий флотом адмирал фон Поль. Граф Дона, опытный штурман, служивший на линкоре "Posen", а также бывший командиром речной канонерской лодки "Tsingtau" в Китае, искал неприметный торговый корабль, но скорость при этом должна быть выше, чем у обычных пароходов. По словам графа Дона, после долгих бесплодных поисков генеральный директор HAPAG Альберт Баллин наконец дал ему подсказку. На верфи Дж. К. Текленборг в Гестемюнде 9 мая 1914 года был спущен на воду пароход "Pungo". Этот банановоз был построен для Африканской фруктовой компании Ф. Лаеша в Гамбурге и предназначался для перевозки грузов из Камеруна в Германию, но из-за войны стоял в Бремене. Большим плюсом судна было наличие морозильных камер, что значительно увеличивало автономность. 1 ноября 1915 пароход был переведен в Вильгельмсхафен и переоборудован во вспомогательный крейсер. Сперва будущий крейсер не имел имени и проходил в документах под кодовым обозначением "Hilfsdampfer H", затем "Hilfsdampfer D", и, наконец, "Hilfsdampfer 10" (HD 10, по другим данным "Sperrbrecher 10"). Вооружение состояло из четырех 15-сантиметровых быстрозарядных пушек, снятых со старого линкора "Zahringen" и установленных в замаскированных позициях в носовой части, одной 10-сантиметровой пушки, размещённой открыто на юте, как это было принято на британских пароходах, двух 50-см торпедных аппаратов перед мостиком и 500 мин. В отличие от "Метеора", торпедные аппараты были более крупного калибра, поворотные и с возможностью перезарядки. Также была предусмотрена установка второй, фальшивой трубы. Перед самым выходом он получил имя "Möwe" (чайка). Идея названия появилась у командира, графа Доны, согласно его собственным словам, когда перед отправкой в рейд одна чайка обосновалась на корабле. Стоит отметить, что во многих официальных документах того времени имя корабля было указано грамматически неверно: "Möve". Сложно сказать, с чем это было связано, не исключено, что именно так было написано на борту по возвращении в Германию из рейда. Во время самого рейда корабль нёс ложное имя или вообще не имел внешних обозначений. ПЕРВЫЙ РЕЙД 30 декабря 1915 года в 5:00 крейсер вышел из Вильгельмсхафена в первый рейд. Рейдер прорвал блокаду под маской шведского грузового корабля "Sagoland" (порт приписки Гетеборг, в поддельных бумагах указывалось, что он перевозил генеральный груз из Роттердама в Берген). Выход прикрывали подводные лодки U-68 и UC-30 (по другим данным - одна U-69, примерно в 40 милях впереди). В начале января 1916 года крейсер обошёл Фарерские острова и 2 января под покровом темноты и снежной бури выставил 11 минных полей (252 мины) у северного побережья Шотландии к западу от Пентланд-Ферт. На одном из них спустя несколько дней подорвался и затонул британский броненосец "King Edward VII." Дона двинулся на запад в Атлантику, маскируясь под британский пароход "Sutton Hall", идущий из Ливерпуля в Буэнос-Айрес, потом повернул на юг, к французскому побережью, где вечером 9-10 января выставил девять минных полей (238 мин) у устьев Луары и Жиронды, на которых погибло два испанских судна. Установив все свои мины, "Möwe" начал торговую войну на трассе между Испанией и Канарскими островами. Начиная с 11 января он задержал восемь призов, в основном британские: 11 января - 3146-т грузовое судно "Farringford" и 3687-т угольщик "Corbridge" (последний оставлен в качестве угольного снабженца и отправлен на место рандеву у Бразилии); 13 января - 3627-т угольщик "Dromonby", 3496-тонный грузовой "Author" и 3608-т грузовой "Trader"; 15 января - 3035-т грузовое судно "Ariadne" и 7781-тонный лайнер "Appam"; 16 января - 5816-т вооруженный сухогруз "Clan MacTavish". Последний оказал сопротивление, открыв огонь из своей единственной 6-дюймовой пушки на корме, но после небольшого сражения был затоплен, потеряв 18 членов экипажа убитыми и пятеро раненными, на рейдере человеческих жертв не было. По мнению свидетелей из пленных, рейдер сделал семь или восемь выстрелов, "Clan MacTavish" - три или четыре. Неожиданно удачная и быстрая охота вылилась в то, что на корабле скопилось более 200 пленных, и 17 января Дона приказал перевести их на борт лайнер "Appam" и отправил его с призовой командой из 22 человек под командованием лейтенанта Ганса Берга в нейтральные США. 1 февраля он прибыл в Норфолк. В то-же время "Clan MacTavish" во время короткого боя успел передать по радио информацию о рейдере, а вскоре был замечен британский крейсер "Glasgow", но внезапный тропический ливень спас Дону и его команду. Учитывая обстоятельства, он решил сменить район и направился на юг, к северо-восточному побережью Бразилии. По пути 22 января был встречен и потоплен 1473-тонный барк "Edinburgh", затем у устья Амазонки встретили угольщик "Corbridge" и 27-29 января перегружали уголь, после чего отбуксировали его в море и затопили. В период с 22 января по 9 февраля "Möwe" захватил ещё четыре приза: 4 февраля - 4322-тонный бельгийский угольщик "Luxembourg"; 6 февраля - 4629-тонное грузовое судно "Flamenco"; 8 февраля - 3300-тонное судно "Westburn"; 9 февраля - 3335-тонный грузовой корабль "Horace". "Westburn" был отправлен с призовым экипажем в Санта-Крус-де-Тенерифе, куда прибыл 22 февраля 1916 года после 16 дней плавания, чтобы передать 187 пленных, после чего из-за присутствия британского крейсера "Sutlej" 23 февраля был подорван зарядами и затонул со всем грузом угля в миле от побережья около Сан-Андреса. 7 членов призовой команды высадились на пляж Лас Тереситас и были приняты немецкоязычной диаспорой острова как герои. Сам рейдер с трудом избежал встречи с британским крейсером "Highflyer", и стало ясно, что англичане уже осведомлены о его деятельности и ищут рейдер, поэтому Дона решил вернуться в Германию. 9 февраля он отправился на север через Центральную Атлантику, не преминув при этом потопить ещё два дополнительных приза: 24 февраля 3109-т французский фрахтовщик "Maroni" и 25 февраля - 3471-т британский грузовой корабль "Saxon Prince". Пройдя к западу от Ирландии, 28 февраля начался шторм со снегом, под его прикрытием на следующий день "Möwe" вошел в Датский пролив и, сделав широкую дугу, вышел к норвежскому побережью. Его прибытие прикрывало мощное соединение флота под командованием контр-адмирал Хиппера, встретив рейдер в густом тумане у Хорнс-рифа 4 марта 1916 года в 9:48 и сопроводив его в Яде. "Möwe" вернулся в Вильгельмсхафен, уничтожив в общей сложности 63 000 брт вражеского тоннажа. результаты 1-го рейда (развернуть)
По прибытии домой удачливый рейдер и его экипаж стали героями - подвиги "Möwe" были использованы для пропаганды, корабль, его капитан и команда стали хорошо известны как в Германии, так и за рубежом. 50 членов экипажа (не выбор командира) были награждены Железным Крестом 2-го класса. Ещё до прибытия, 3 марта корабль удостоился личного беспроводного поздравления от Кайзера. Тут стоит отметить условия содержания пленников: их размещали в грузовом спардеке, который быстро становился переполненным и люди страдали от недостатка вентиляции, сменялись по десять минут у иллюминатора, через который проникал воздух. Еды было мало - чай и печенье, спать приходилось на полу, воды для мытья практически не было. Однако, пленные свидетельствовали, что немецкие моряки относились к ним хорошо, разрешали свободно выходить на палубу, и лишь когда рейдер преследовал и захватывал очередную жертву, на выходе ставился вооружённый охранник. Почти все гражданские пленные, а также резервисты, которые подписали обещание не участвовать в войне против Германии, были доставлены в нейтральные порты. Те-же, что отказались подписать это заявление, а также кадровые военные, в числе двух офицеров и 27 матросов были доставлены в Германию в качестве военнопленных и оставались там в лагерях до конца войны. Кроме погибших во время перестрелки с "Clan MacTavish" и одним матросом, убитым 6 февраля на "Flamenco", других человеческих жертв за этот рейд не было. Интересно, что Д-р Норман Ф. Дин с захваченного лайнера "Appam" насчитал на немецком корабле аж девять пушек "калибра 4,7 и 6 дюймов". Также стоит упоминания факт, что некоторые "нейтральные" моряки с захваченных судов нанимались на службу на немецкий рейдер. Так поступили, например, четыре грека, один испанец и три скандинава с "Corbridge", которым обещали платить от 10 до 20 фунтов в месяц. Один из греков даже был назначен главным инженером. В прессе того времени было даже утверждение, что в составе экипажа по возвращении были два африканца. "Möwe" прошёл ремонт, получив дополнительно ещё два торпедных аппарата в кормовой части. Предположительно, запас торпед при этом остался неизменным, а аппараты установили для увеличения сектора стрельбы, который теперь составил 30-210° (см. Грёнер). В целях безопасности ставший знаменитым рейдер был временно переименован в "Vineta" в честь выведенного из эксплуатации другого вспомогательного крейсера - так, как он считался слишком ценным пропагандистским инструментом, его нужно было защитить от саботажа или упреждающих действий Антанты. Под этим именем летом 1916 года корабль выполнил три коротких рейда к берегам южной Норвегии: с 12 по 16 июня, с 25 по 29 июля и с 20 по 23 августа 1916 г. Однако добычей стал только один 3326-тонный британский грузо-пассажирский пароход "Eskimo" компании Wilson Line, захваченный 27 июля во втором выходе и приведённый в Свинемюнде в качестве приза (некоторые источники ошибочно называют его русским). Затем рейдер приказали подготовить для очередного рейда в Атлантику. 24 августа ему вернули прежнее имя "Möwe", а маскировался он теперь под французский "Theodore Monte" из Марселя с предполагаемым курсом на Буэнос-Айрес. Так, как в результате пропагандистской компании корабль стал весьма знаменит, переоборудование касалось изменения силуэта. В первую очередь бывшие ранее наклонными мачты и труба стали вертикальными, труба, к тому-же ниже и шире. Торпедные аппараты были закрыты откидным фальшбортом. Был демонтирован заметный дефлектор в корме. Кроме того, в этом рейде перед кораблём уже не стояла задача минных постановок и мины он с собой не брал. ВТОРОЙ РЕЙД 22 ноября 1916 года "Möwe" вышел во второй поход в Атлантику с тем-же командиром и большей частью прежнего экипажа. В Норвежских водах его прикрывали и обеспечивали разведку подводные лодки "U-58", "UC-29" и "UC-30". Штормовая погода вновь благоприятствовала прорыву блокады и крейсер, пройдя мимо Фарерских островов направился на юг в Атлантику. Этот поход оказался даже более успешным, чем первый. Декабрь был особенно плодотворным для рейдера, он захватил десять призов. В частности, 6 декабря 1916 года "Möwe" потопил грузовой пароход "Mount Temple" компании Canadian Pacific, идущий из Галифакса в Ливерпуль. Его груз включал 700 лошадей для канадских экспедиционных войск во Франции и множество ящиков с окаменелостями динозавров, собранных Чарльзом Х. Стернбергом и предназначенных для Британского музея естественной истории. При этом "Mount Temple" сперва оказал сопротивление, открыв огонь из кормовой 3-дюймовой пушки, но немцы ответным огнём добились попаданий в трубу и шлюпочную палубу. Трое членов экипажа были убиты, а четвертый был ранен и скончался несколько дней спустя на борту "Möwe". 12 декабря настала очередь самой крупной жертвы - парохода "Georgic" в 10000 брт, затопленного вместе с грузом в 1200 лошадей для Западного фронта. Он тоже пытался оказать сопротивление и в результате потерял одного человека убитым. Остановленный 11 декабря грузовой п/х "Yarrowdale" был отправлен в качестве приза в Германию с 400 членами экипажей захваченных судов, которых признали военно-пленными (граждане нейтральных стран оставались на "Möwe"). Как рекомендовал Дона-Шлодин, этот пароход был переоборудован в коммерческий рейдер "Leopard". Захваченный на следующий день пароход "Saint Theodore" был оставлен в качестве угольщика и отправлен на юг на место рандеву. Еще 11 декабря Дона решил покинуть главные морские пути Атлантики, поскольку его присутствие было выдано бельгийским кораблем, который он был вынужден отпустить 4 декабря, и отправился к морским путям у Фернандо на северо-востоке Бразилии. 23 декабря в условленном месте встретили угольщик "Saint Theodore", Дона решил вооружить двумя запасными 5,2-сантиметровыми пушками и 28 декабря пароход был отправлен в самостоятельное плавание в качестве вспомогательного крейсера "Geier" под командой капитан-лейтенанта Фридриха Вольфа с приказом встретиться три недели спустя в середине Атлантики. В водах у Фернандо Норонья "Möwe" захватили еще четыре судна. 12 января одно из них - японский пароход "Hudson Maru", было отпущено в Пернамбуко для доставки 250 пленников в нейтральный порт, а рейдер отправился на восток, где 17 января встретился с "Geier" и принял с него часть угля. Затем Дона решил совершить набег на морские пути у мыса Доброй Надежды, но за неделю патрулирования так и не встретил ни одного вражеского судна, поэтому вернулся к Бразилии для очередной встречи с "Geier", который прослужил в своей роли шесть недель, потопив два парусных судна. Выгрузив с него последние запасы угля и сняв пушки, 14 февраля 1917 года Дона распорядился затопить судно, экипаж вернулся на "Möwe". В течение следующей недели "Möwe" патрулировал к востоку от Рио-де-Жанейро, где потопил ещё три парохода, но 16 февраля был замечен британским вспомогательным крейсером "Edinburgh Castle". Доне удалось успешно избежать преследования, скрывшись в шквале, но он тогда решил, что пора возвращаться домой, в первую очередь - из-за необходимости ремонта - корабль и механизмы изнашивались. 18 февраля крейсер взял курс на север, продолжая топить встречные суда. Всё шло достаточно гладко до 10 марта 1917 года, когда у Азорских островов неожиданно оказал сопротивление британский пароход "Otaki", вооруженным одним 120-мм кормовым орудием с расчётом из кадровых моряков Королевского флота. Он направлялся из Лондона в Нью-Йорк и только что вышел из проливного шквального дождя. Спущенный на воду в 1908 году, как первое британское торговое судно, оснащенное паровыми турбинами, он мог развивать скорость в 14 узлов, примерно равную скорости "Möwe". После того, как рейдер сделал несколько предупредительных выстрелов, британский командир, капитан Арчибальд Биссетт-Смит, решил развернуться и на полном ходу скрыться в непогоде, при этом используя свое единственное установленное на корме орудие, которое открыло ответный огонь. Немцы также перешли от предупредительных выстрелов к стрельбе на поражение. Один британский снаряд попал под мостик "Möwe" и проник в котельное отделение, убив пятерых членов экипажа и ранив десять человек - первые человеческие жертвы, понесенные экипажем Доны-Шлодиена за всю карьеру корабля. Было ещё попадание в угольный бункер, которое вызвало пожар и одно близкое падение, сделавшее осколочные пробоины в корпусе, через которые стала проникать вода. Однако бой был не равным. Артиллеристы Доны-Шлодиена добились в общей сложности тридцати попаданий в "Otaki", который загорелся, и конце концов перевернулся на правый борт и затонул. Шесть человек экипажа погибли, в том числе Биссетт-Смит, который, как сообщается, отказался покинуть тонущий корабль. Большая часть команды "Otaki" села в шлюпки и была спасена. Угольный бункер "Möwe" продолжал гореть (в опасной близости к погребам боезапаса), а от поступающей воды крен достиг 15 градусов. Немецкая команда в конечном итоге смогла восстановить повреждения: крен был выровнен контрзатоплением, пробоины у ватерлинии были заделаны, а через пять дней был полностью потушен огонь в бункере. Не смотря на трудности, в эти дни рейдер пустил на дно ещё две жертвы, последняя из которых, британский пароход "Governor", 14 марта также пытался сбежать, ведя огонь из своего кормового орудия, но рейдер теперь держался вне дальности стрельбы британской пушки. Четыре британских моряка погибли в бою, остальная команда полностью попала в плен, а пароход был потоплен торпедой. На борту "Möwe" находилось уже более 800 заключенных, начала ощущаться нехватка продовольствия и топлива, рационы были скудными, как для пленных, так и для экипажа. Пленные спали на палубах - на спардеке не было коек, и единственной едой, которую они получали, был овощной суп два раза в день, иногда заменяемый вареным рисом; хлеба не было, все были очень голодны и стали очень слабыми. Однако Дона-Шлодиен и его команда обращались с заключенными настолько корректно, насколько могли в сложившихся обстоятельствах, несмотря на все более сложные условия. Вне всякого сомнения, немецкая команда в этот момент жила на очень похожих пайках, но при этом старалась кормить и содержать своих заключенных. 18 марта рейдер начал обход вокруг Исландии. Арктические шторма при сделали это плавание испытанием как для пленных, так и для экипажа. Однако, как и в предыдущие разы, погода помогла рейдеру прорвать всё усиливающуюся британскую блокаду и 22 марта 1917 года он триумфально вошёл в Киль. Всего за четыре месяца "Möwe" захватил 25 торговых судов (22 парохода и три парусника), суммарным тоннажём 123 265 брт. результаты 2-го рейда (развернуть)
За всё время службы "Möwe" захватил 40 судов общим тоннажем свыше 180 000 брт, и большинство из них потопил, не считая жертв его мин. Это сделало корабль самым успешным немецким рейдером в обоих мировых войнах. Рейды "Möwe" широко использовались в пропагандистских целях. В 1917 году имперский Bild- und Filmamt в Берлине выпустил фильм "Graf Dohna und seine Möwe" (Граф Дона и его "Чайка"), один из самых известных пропагандистских фильмов Первой мировой войны. Премьерный показ состоялся 2 мая 1917 года в Немецком Оперном театре в Берлине. Сохранившиеся кадры фильма до сих пор используются в документальных фильмам о Первой мировой войне, но сам фильм считается утерянным. Также в 1917 году была опубликована книга Графа Доны "Второй рейс Чайки", опубликованная также в испанском и в австро-венгерском изданиях. Однако война для торговых рейдеров подходила к концу. Организованная Антантой система конвоев полностью исключала возможность нападения одиночного рейдера, а постройка подводных лодок теперь была доступна в гораздо большем количестве и с гораздо меньшими затратами. Из-за отсутствия каких-либо правовых ограничений в подводной войне, лодки могли топить гораздо больше торговых судов, чем надводные рейдеры. Таким образом, "Möwe" был больше не нужен в своём основном качестве, к тому-же он теперь считался слишком ценным как инструмент пропаганды. Донна-Шлодиен сразу по прибытии из рейда был назначен на должность военно-морского адъютанта кайзера Вильгельма II и занимал этот пост до конца войны. Новым командиром "Möwe" в марте 1917 стал корветтен-капитан Вольф (Wolf), который также участвовал в рейде и командовал дочерним рейдером "Geier". В январе 1918 его сменил капитан-лейтенант Юлиус Лаутербах (Julius Lauterbach) и оставался на этом посту до конца войны. "Möwe" всё это время продолжал службу на Балтике, используясь как тендер подводных лодок, а в 1918 - как минный заградитель. Существует расхожая ошибка, что при этом он был переименован в "Ostsee", но это нигде не подтверждается. Достоверно известно, что, когда 14 марта 1918 года корабль присоединился к группе контр-адмирала Майера, участвующей в Финской операции, он всё ещё числился вспомогательным крейсером и нёс своё прежнее имя. 9 апреля "Möwe" захватил в Або брошенную русскую канонерку "Бобр", которая затем использовалась, как плавмастерская "Biber", а после войны досталась Эстонии. После подписания Версальского договора корабль был разоружён, передан по репарациям Великобритании, где эксплуатировался компанией Elders and Fyffes, как грузовое судно "Greenbrier". В 1933 году оно вернулось в Германию, будучи продано немецкой компании Deutsche Seeverkehr-AG "Midgard" в Норденхаме, и получило новое имя "Oldenburg". Под этим именем пароход прослужил почти до самого конца Второй мировой войны, в годы войны доставляя снабжение для войск в Норвегии, но продолжая ходить под гражданским флагом. 7 апреля 1945 года "Oldenburg" был атакован самолётами Bristol Beaufighters британского берегового командования (114, 455 и 489 эскадрильи) у причала около Вадхейма в Согне-Фьорде в Норвегии, после ракетно-пушечного обстрела загорелся и вскоре затонул. Вопреки сообщениям о том, что обломки были подняты в 1953 году, а затем утилизированы, они все еще находятся там, где судно было потоплено. Сегодня затонувший корабль находится недалеко от берега (61°12'29"N, 5°49'02" O) на глубине от 28 м (нос) до 80 м (корма) с креном на правый борт примерно 110 градусов и доступен дайверам. Корпус и надстройки на 2017 год по-прежнему в хорошем состоянии. Особенностью затонувшего судна является свободно стоящий винт с рулём, глубина расположения которого составляет около 75 метров.
|