Оглавление → Крейсера → Вспомогательный крейсер "Möwe"
→ Минные заградители →

  Крейсера  
  Минные заградители  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательный крейсер, минный заградитель (Hilfskreuzer, Minenleger)

 Möwe 


Германия, 1915 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1914 г.)

 

*
Möwe
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Möwe <J. C. Tecklenborg>, Геестемюнде, стр. № 258 / 9.05.1914 1.11.1915 грузовой п/х "Pungo" комп. "F. Laeisz", Гамбург // с 12.06.1916 "Vineta", с 24.08.1916 снова "Möwe", 2 рейда, псевдонимы "Sagoland", "Sutton Hall" и "Theodore Monte", 8.05.1920 передан Британии, с 1921 "Greenbrier", с 1933 герм. "Oldenburg", 7.04.1945 потоплен брит. авиацией в Согне-Фьорде, Норвегия.
ТТХ
Водоизмещение полное 9800 т
регистровое 4788 брт
Размерения длина МП 117,8 м
полная 124,5 м
ширина 14,44 м
осадка 6,8 м
высота борта на миделе 9,90 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный гребной винт Ø 5,1 м
. МО 1 вертикальная ПМ тройного расширения (3 цил.)
. КО 5 (?) цилиндрических ПК (13,5 атм.)
мощность 3200 л.с.
Ходовые данные скорость 14,0 уз.
запас топлива 3441 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 8700 миль
Экипаж 235 чел. (16 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, 2 палубы, 4 отсека, 4 люка
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
сперва с 06.1916
4 - 150 мм/45 (600 снарядов)
1 - 105 мм/45 (200 снарядов)
2 ТА - 500 мм (12 торпед) 4 ТА - 500 мм (12 торпед)
500 мин ---

 

 

Очевидный успех "Meteor" побудил некоторых офицеров выступить за подобное преобразование грузовых судов во вспомогательные крейсера, но более крупных, способных к рейду далеко в Южную Атлантику. Имея двигатели меньшей мощности, чем лайнеры, грузовые суда потребляли значительно меньше угля, что, в свою очередь, давало им гораздо больший радиус действия. Их грузовые трюмы позволяли принимать дополнительный уголь, большое количество припасов, значительное количество мин и делало независимыми от службы снабжения. Предполагалось также оснастить их мощными беспроводными приемниками для получения от военно-морской разведки в Берлине через передатчик в Науэне отчетов об изменениях в перевозках или развертывании военных кораблей. Суда, отобранные для переоборудования, должны были напоминать грузовые суда британского производства и снабжены запасами краски различных оттенков и другими материалами, которые во время нахождения в море могли бы использоваться для маскировки под суда вражеских или нейтральных линий.

В сентябре 1915 года адмиралштаб приказал сформировать экипаж, переоборудовать и вооружить такое судно. Выбор корабля был предоставлен будущему командиру вспомогательного крейсера - 36-летнему корветтен-капитану Николаусу Графу и Бургграфу цу Дона-Шлодину, которого назначил командующий флотом адмирал фон Поль. Граф Дона, опытный штурман, служивший на линкоре "Posen", а также бывший командиром речной канонерской лодки "Tsingtau" в Китае, искал неприметный торговый корабль, но скорость при этом должна быть выше, чем у обычных пароходов. По словам графа Дона, после долгих бесплодных поисков генеральный директор HAPAG Альберт Баллин наконец дал ему подсказку. На верфи Дж. К. Текленборг в Гестемюнде 9 мая 1914 года был спущен на воду пароход "Pungo". Этот банановоз был построен для Африканской фруктовой компании Ф. Лаеша в Гамбурге и предназначался для перевозки грузов из Камеруна в Германию, но из-за войны стоял в Бремене. Большим плюсом судна было наличие морозильных камер, что значительно увеличивало автономность.

1 ноября 1915 пароход был переведен в Вильгельмсхафен и переоборудован во вспомогательный крейсер. Сперва будущий крейсер не имел имени и проходил в документах под кодовым обозначением "Hilfsdampfer H", затем "Hilfsdampfer D", и, наконец, "Hilfsdampfer 10" (HD 10, по другим данным "Sperrbrecher 10"). Вооружение состояло из четырех 15-сантиметровых быстрозарядных пушек, снятых со старого линкора "Zahringen" и установленных в замаскированных позициях в носовой части, одной 10-сантиметровой пушки, размещённой открыто на юте, как это было принято на британских пароходах, двух 50-см торпедных аппаратов перед мостиком и 500 мин. В отличие от "Метеора", торпедные аппараты были более крупного калибра, поворотные и с возможностью перезарядки. Также была предусмотрена установка второй, фальшивой трубы.

Перед самым выходом он получил имя "Möwe" (чайка). Идея названия появилась у командира, графа Доны, согласно его собственным словам, когда перед отправкой в рейд одна чайка обосновалась на корабле. Стоит отметить, что во многих официальных документах того времени имя корабля было указано грамматически неверно: "Möve". Сложно сказать, с чем это было связано, не исключено, что именно так было написано на борту по возвращении в Германию из рейда. Во время самого рейда корабль нёс ложное имя или вообще не имел внешних обозначений.

ПЕРВЫЙ РЕЙД

30 декабря 1915 года в 5:00 крейсер вышел из Вильгельмсхафена в первый рейд. Рейдер прорвал блокаду под маской шведского грузового корабля "Sagoland" (порт приписки Гетеборг, в поддельных бумагах указывалось, что он перевозил генеральный груз из Роттердама в Берген). Выход прикрывали подводные лодки U-68 и UC-30 (по другим данным - одна U-69, примерно в 40 милях впереди). В начале января 1916 года крейсер обошёл Фарерские острова и 2 января под покровом темноты и снежной бури выставил 11 минных полей (252 мины) у северного побережья Шотландии к западу от Пентланд-Ферт. На одном из них спустя несколько дней подорвался и затонул британский броненосец "King Edward VII."

Дона двинулся на запад в Атлантику, маскируясь под британский пароход "Sutton Hall", идущий из Ливерпуля в Буэнос-Айрес, потом повернул на юг, к французскому побережью, где вечером 9-10 января выставил девять минных полей (238 мин) у устьев Луары и Жиронды, на которых погибло два испанских судна.

Установив все свои мины, "Möwe" начал торговую войну на трассе между Испанией и Канарскими островами. Начиная с 11 января он задержал восемь призов, в основном британские: 11 января - 3146-т грузовое судно "Farringford" и 3687-т угольщик "Corbridge" (последний оставлен в качестве угольного снабженца и отправлен на место рандеву у Бразилии); 13 января - 3627-т угольщик "Dromonby", 3496-тонный грузовой "Author" и 3608-т грузовой "Trader"; 15 января - 3035-т грузовое судно "Ariadne" и 7781-тонный лайнер "Appam"; 16 января - 5816-т вооруженный сухогруз "Clan MacTavish". Последний оказал сопротивление, открыв огонь из своей единственной 6-дюймовой пушки на корме, но после небольшого сражения был затоплен, потеряв 18 членов экипажа убитыми и пятеро раненными, на рейдере человеческих жертв не было. По мнению свидетелей из пленных, рейдер сделал семь или восемь выстрелов, "Clan MacTavish" - три или четыре.

Неожиданно удачная и быстрая охота вылилась в то, что на корабле скопилось более 200 пленных, и 17 января Дона приказал перевести их на борт лайнер "Appam" и отправил его с призовой командой из 22 человек под командованием лейтенанта Ганса Берга в нейтральные США. 1 февраля он прибыл в Норфолк. В то-же время "Clan MacTavish" во время короткого боя успел передать по радио информацию о рейдере, а вскоре был замечен британский крейсер "Glasgow", но внезапный тропический ливень спас Дону и его команду. Учитывая обстоятельства, он решил сменить район и направился на юг, к северо-восточному побережью Бразилии. По пути 22 января был встречен и потоплен 1473-тонный барк "Edinburgh", затем у устья Амазонки встретили угольщик "Corbridge" и 27-29 января перегружали уголь, после чего отбуксировали его в море и затопили.

В период с 22 января по 9 февраля "Möwe" захватил ещё четыре приза: 4 февраля - 4322-тонный бельгийский угольщик "Luxembourg"; 6 февраля - 4629-тонное грузовое судно "Flamenco"; 8 февраля - 3300-тонное судно "Westburn"; 9 февраля - 3335-тонный грузовой корабль "Horace". "Westburn" был отправлен с призовым экипажем в Санта-Крус-де-Тенерифе, куда прибыл 22 февраля 1916 года после 16 дней плавания, чтобы передать 187 пленных, после чего из-за присутствия британского крейсера "Sutlej" 23 февраля был подорван зарядами и затонул со всем грузом угля в миле от побережья около Сан-Андреса. 7 членов призовой команды высадились на пляж Лас Тереситас и были приняты немецкоязычной диаспорой острова как герои.

Сам рейдер с трудом избежал встречи с британским крейсером "Highflyer", и стало ясно, что англичане уже осведомлены о его деятельности и ищут рейдер, поэтому Дона решил вернуться в Германию. 9 февраля он отправился на север через Центральную Атлантику, не преминув при этом потопить ещё два дополнительных приза: 24 февраля 3109-т французский фрахтовщик "Maroni" и 25 февраля - 3471-т британский грузовой корабль "Saxon Prince". Пройдя к западу от Ирландии, 28 февраля начался шторм со снегом, под его прикрытием на следующий день "Möwe" вошел в Датский пролив и, сделав широкую дугу, вышел к норвежскому побережью. Его прибытие прикрывало мощное соединение флота под командованием контр-адмирал Хиппера, встретив рейдер в густом тумане у Хорнс-рифа 4 марта 1916 года в 9:48 и сопроводив его в Яде. "Möwe" вернулся в Вильгельмсхафен, уничтожив в общей сложности 63 000 брт вражеского тоннажа.

результаты 1-го рейда (развернуть)
дата тип имя тоннаж владелец груз примечания фото
погибли на выставленных минах
6.01.1916 броненосец King Edward VII 16350 т ВМФ, Британия --- подорвался, и несмотря на попытки буксировать, затонул у шотландского побережья
13.01.1916 грузовой пароход Bayo 2776 Lezana & Co., Испания ??? подорвался и затонул в устье Жиронды, в 40 милях от Ла-Паллиса
13.01.1916 грузовой пароход Belgica 2068 Sota y Aznar, Испания ??? подорвался и затонул в устье Жиронды, в 40 милях от Ла-Паллиса
15.02.1916 грузовой пароход Wilston 2611 Miller W. S. & Co., Глазго, Британия ??? подорвался и затонул в 20 милях E от Уика, Шотландия
22.02.1916 грузовой пароход Duckbridge 1491 Thomas L. Weiss & Co., Британия уголь подорвался и затонул в 6 милях к N от м. Straithie, Шотландия
захвачены в ходе рейда
11.01.1916 грузовой пароход Farringford 3146 Charlton & Thompson, Сандерленд, Британия медная руда потоплен артиллерией у побережья Испании
11.01.1916 грузовой пароход Corbridge 3687 Hoggarth James & Co., Кардифф, Британия уголь оставлен в качестве угольного снабженца до 30 января, после чего был затоплен в 280 милях NNW от о. Фернандо Норонья, Бразилия
13.01.1916 грузовой пароход Dromonby 3627 Sir R. Ropner & Co. Ltd, Сандерлэнд, Британия уголь потоплен подрывными зарядами в 220 милях W от Лиссабона
13.01.1916 грузовой пароход Author 3496 Harrison T. & J. Ltd., Ливерпуль, Британия генеральный груз потоплен подрывными зарядами в 225 милях W от Лиссабона
13.01.1916 грузовой пароход Trader 3608 Thomas William & Co., Ливерпуль, Британия сахар потоплен подрывными зарядами в 225 милях WN от Лиссабона
15.01.1916 пассажирский пароход Appam 7781 British & African Steam Navigation Co., Британия 168 пассажиров захвачен, 17.01. отправлен с пленными в США
15.01.1916 грузовой пароход Ariadne 3035 Sechiari G. P., Британия зерно потоплен торпедой в 140 милях EN от Фуншала, Мадейра
16.01.1916 грузовой пароход Clan McTavish 5816 Clan Line Steamers Ltd., Лондон, Британия кожа, шерсть, каучук, замороженная говядина и баранина потоплен артиллерией в бою в 120 милях SW от Фуншала
20.01.1916 грузовой барк Edinburgh 1473 Stewart John & Co. Ltd, Ливерпуль, Британия рисовая мука потоплен подрывными зарядами в 700 милях к WSS от сент-Винсента, о-ва Зелёного Мыса
4.02.1916 грузовой пароход Luxembourg 4322 Adolf Deppe, Антверпен, Бельгия уголь потоплен в 70 милях к S от Фернандо ди Норонья, Бразилия
6.02.1916 грузовой пароход Flamenco 4540 Pacific Steam Navigation Co., Ливерпуль, Британия уголь потоплен подрывными зарядами в 310 милях к N от Пернамбуко, Бразилия
8.02.1916 грузовой пароход Westburn 3300 James Westoll Ltd., Сандерлэнд, Британия уголь захвачен в 530 милях к NNE от Пернамбуко и отправлен с пленными в Санта-Крус-де-Тенерифе, где 23.02.1916 затоплен подрывными зарядами.
9.02.1916 грузовой пароход Horace 3109 Lamport & Holt Ltd., Ливерпуль, Британия алкоголь, сурьма, бензол, кукуруза, хлопок, мясо, масло и шерсть затоплен подрывными зарядами в 610 милях N от Пернамбуко
24.02.1916 грузовой пароход Maroni 3109 Cie. Générale Transatlantique, Франция сыр, пробка, яйца, масло, горчица, семена и вино затоплен подрывными зарядами в NE от Азорских о-вов.
25.02.1916 грузовой пароход Saxon Prince 3471 Prince Line Ltd., Лондон, Британия взрывчатые вещества, хлопок, ржаные зерна, яйца, сыр и стальные слитки затоплен в 620 милях к W от Фастнета, Ирландия

 

По прибытии домой удачливый рейдер и его экипаж стали героями - подвиги "Möwe" были использованы для пропаганды, корабль, его капитан и команда стали хорошо известны как в Германии, так и за рубежом. 50 членов экипажа (не выбор командира) были награждены Железным Крестом 2-го класса. Ещё до прибытия, 3 марта корабль удостоился личного беспроводного поздравления от Кайзера.

Тут стоит отметить условия содержания пленников: их размещали в грузовом спардеке, который быстро становился переполненным и люди страдали от недостатка вентиляции, сменялись по десять минут у иллюминатора, через который проникал воздух. Еды было мало - чай и печенье, спать приходилось на полу, воды для мытья практически не было. Однако, пленные свидетельствовали, что немецкие моряки относились к ним хорошо, разрешали свободно выходить на палубу, и лишь когда рейдер преследовал и захватывал очередную жертву, на выходе ставился вооружённый охранник. Почти все гражданские пленные, а также резервисты, которые подписали обещание не участвовать в войне против Германии, были доставлены в нейтральные порты. Те-же, что отказались подписать это заявление, а также кадровые военные, в числе двух офицеров и 27 матросов были доставлены в Германию в качестве военнопленных и оставались там в лагерях до конца войны. Кроме погибших во время перестрелки с "Clan MacTavish" и одним матросом, убитым 6 февраля на "Flamenco", других человеческих жертв за этот рейд не было.

Интересно, что Д-р Норман Ф. Дин с захваченного лайнера "Appam" насчитал на немецком корабле аж девять пушек "калибра 4,7 и 6 дюймов". Также стоит упоминания факт, что некоторые "нейтральные" моряки с захваченных судов нанимались на службу на немецкий рейдер. Так поступили, например, четыре грека, один испанец и три скандинава с "Corbridge", которым обещали платить от 10 до 20 фунтов в месяц. Один из греков даже был назначен главным инженером. В прессе того времени было даже утверждение, что в составе экипажа по возвращении были два африканца.

"Möwe" прошёл ремонт, получив дополнительно ещё два торпедных аппарата в кормовой части. Предположительно, запас торпед при этом остался неизменным, а аппараты установили для увеличения сектора стрельбы, который теперь составил 30-210° (см. Грёнер). В целях безопасности ставший знаменитым рейдер был временно переименован в "Vineta" в честь выведенного из эксплуатации другого вспомогательного крейсера - так, как он считался слишком ценным пропагандистским инструментом, его нужно было защитить от саботажа или упреждающих действий Антанты. Под этим именем летом 1916 года корабль выполнил три коротких рейда к берегам южной Норвегии: с 12 по 16 июня, с 25 по 29 июля и с 20 по 23 августа 1916 г. Однако добычей стал только один 3326-тонный британский грузо-пассажирский пароход "Eskimo" компании Wilson Line, захваченный 27 июля во втором выходе и приведённый в Свинемюнде в качестве приза (некоторые источники ошибочно называют его русским). Затем рейдер приказали подготовить для очередного рейда в Атлантику. 24 августа ему вернули прежнее имя "Möwe", а маскировался он теперь под французский "Theodore Monte" из Марселя с предполагаемым курсом на Буэнос-Айрес.

Так, как в результате пропагандистской компании корабль стал весьма знаменит, переоборудование касалось изменения силуэта. В первую очередь бывшие ранее наклонными мачты и труба стали вертикальными, труба, к тому-же ниже и шире. Торпедные аппараты были закрыты откидным фальшбортом. Был демонтирован заметный дефлектор в корме. Кроме того, в этом рейде перед кораблём уже не стояла задача минных постановок и мины он с собой не брал.

ВТОРОЙ РЕЙД

22 ноября 1916 года "Möwe" вышел во второй поход в Атлантику с тем-же командиром и большей частью прежнего экипажа. В Норвежских водах его прикрывали и обеспечивали разведку подводные лодки "U-58", "UC-29" и "UC-30". Штормовая погода вновь благоприятствовала прорыву блокады и крейсер, пройдя мимо Фарерских островов направился на юг в Атлантику. Этот поход оказался даже более успешным, чем первый.

Декабрь был особенно плодотворным для рейдера, он захватил десять призов. В частности, 6 декабря 1916 года "Möwe" потопил грузовой пароход "Mount Temple" компании Canadian Pacific, идущий из Галифакса в Ливерпуль. Его груз включал 700 лошадей для канадских экспедиционных войск во Франции и множество ящиков с окаменелостями динозавров, собранных Чарльзом Х. Стернбергом и предназначенных для Британского музея естественной истории. При этом "Mount Temple" сперва оказал сопротивление, открыв огонь из кормовой 3-дюймовой пушки, но немцы ответным огнём добились попаданий в трубу и шлюпочную палубу. Трое членов экипажа были убиты, а четвертый был ранен и скончался несколько дней спустя на борту "Möwe". 12 декабря настала очередь самой крупной жертвы - парохода "Georgic" в 10000 брт, затопленного вместе с грузом в 1200 лошадей для Западного фронта. Он тоже пытался оказать сопротивление и в результате потерял одного человека убитым.

Остановленный 11 декабря грузовой п/х "Yarrowdale" был отправлен в качестве приза в Германию с 400 членами экипажей захваченных судов, которых признали военно-пленными (граждане нейтральных стран оставались на "Möwe"). Как рекомендовал Дона-Шлодин, этот пароход был переоборудован в коммерческий рейдер "Leopard". Захваченный на следующий день пароход "Saint Theodore" был оставлен в качестве угольщика и отправлен на юг на место рандеву.

Еще 11 декабря Дона решил покинуть главные морские пути Атлантики, поскольку его присутствие было выдано бельгийским кораблем, который он был вынужден отпустить 4 декабря, и отправился к морским путям у Фернандо на северо-востоке Бразилии. 23 декабря в условленном месте встретили угольщик "Saint Theodore", Дона решил вооружить двумя запасными 5,2-сантиметровыми пушками и 28 декабря пароход был отправлен в самостоятельное плавание в качестве вспомогательного крейсера "Geier" под командой капитан-лейтенанта Фридриха Вольфа с приказом встретиться три недели спустя в середине Атлантики.

В водах у Фернандо Норонья "Möwe" захватили еще четыре судна. 12 января одно из них - японский пароход "Hudson Maru", было отпущено в Пернамбуко для доставки 250 пленников в нейтральный порт, а рейдер отправился на восток, где 17 января встретился с "Geier" и принял с него часть угля. Затем Дона решил совершить набег на морские пути у мыса Доброй Надежды, но за неделю патрулирования так и не встретил ни одного вражеского судна, поэтому вернулся к Бразилии для очередной встречи с "Geier", который прослужил в своей роли шесть недель, потопив два парусных судна. Выгрузив с него последние запасы угля и сняв пушки, 14 февраля 1917 года Дона распорядился затопить судно, экипаж вернулся на "Möwe".

                         

В течение следующей недели "Möwe" патрулировал к востоку от Рио-де-Жанейро, где потопил ещё три парохода, но 16 февраля был замечен британским вспомогательным крейсером "Edinburgh Castle". Доне удалось успешно избежать преследования, скрывшись в шквале, но он тогда решил, что пора возвращаться домой, в первую очередь - из-за необходимости ремонта - корабль и механизмы изнашивались. 18 февраля крейсер взял курс на север, продолжая топить встречные суда. Всё шло достаточно гладко до 10 марта 1917 года, когда у Азорских островов неожиданно оказал сопротивление британский пароход "Otaki", вооруженным одним 120-мм кормовым орудием с расчётом из кадровых моряков Королевского флота. Он направлялся из Лондона в Нью-Йорк и только что вышел из проливного шквального дождя. Спущенный на воду в 1908 году, как первое британское торговое судно, оснащенное паровыми турбинами, он мог развивать скорость в 14 узлов, примерно равную скорости "Möwe". После того, как рейдер сделал несколько предупредительных выстрелов, британский командир, капитан Арчибальд Биссетт-Смит, решил развернуться и на полном ходу скрыться в непогоде, при этом используя свое единственное установленное на корме орудие, которое открыло ответный огонь. Немцы также перешли от предупредительных выстрелов к стрельбе на поражение.

Один британский снаряд попал под мостик "Möwe" и проник в котельное отделение, убив пятерых членов экипажа и ранив десять человек - первые человеческие жертвы, понесенные экипажем Доны-Шлодиена за всю карьеру корабля. Было ещё попадание в угольный бункер, которое вызвало пожар и одно близкое падение, сделавшее осколочные пробоины в корпусе, через которые стала проникать вода. Однако бой был не равным. Артиллеристы Доны-Шлодиена добились в общей сложности тридцати попаданий в "Otaki", который загорелся, и конце концов перевернулся на правый борт и затонул. Шесть человек экипажа погибли, в том числе Биссетт-Смит, который, как сообщается, отказался покинуть тонущий корабль. Большая часть команды "Otaki" села в шлюпки и была спасена.

Угольный бункер "Möwe" продолжал гореть (в опасной близости к погребам боезапаса), а от поступающей воды крен достиг 15 градусов. Немецкая команда в конечном итоге смогла восстановить повреждения: крен был выровнен контрзатоплением, пробоины у ватерлинии были заделаны, а через пять дней был полностью потушен огонь в бункере. Не смотря на трудности, в эти дни рейдер пустил на дно ещё две жертвы, последняя из которых, британский пароход "Governor", 14 марта также пытался сбежать, ведя огонь из своего кормового орудия, но рейдер теперь держался вне дальности стрельбы британской пушки. Четыре британских моряка погибли в бою, остальная команда полностью попала в плен, а пароход был потоплен торпедой.

На борту "Möwe" находилось уже более 800 заключенных, начала ощущаться нехватка продовольствия и топлива, рационы были скудными, как для пленных, так и для экипажа. Пленные спали на палубах - на спардеке не было коек, и единственной едой, которую они получали, был овощной суп два раза в день, иногда заменяемый вареным рисом; хлеба не было, все были очень голодны и стали очень слабыми. Однако Дона-Шлодиен и его команда обращались с заключенными настолько корректно, насколько могли в сложившихся обстоятельствах, несмотря на все более сложные условия. Вне всякого сомнения, немецкая команда в этот момент жила на очень похожих пайках, но при этом старалась кормить и содержать своих заключенных.

18 марта рейдер начал обход вокруг Исландии. Арктические шторма при сделали это плавание испытанием как для пленных, так и для экипажа. Однако, как и в предыдущие разы, погода помогла рейдеру прорвать всё усиливающуюся британскую блокаду и 22 марта 1917 года он триумфально вошёл в Киль. Всего за четыре месяца "Möwe" захватил 25 торговых судов (22 парохода и три парусника), суммарным тоннажём 123 265 брт.

результаты 2-го рейда (развернуть)
дата тип имя тоннаж владелец груз примечания фото
2.12.1916 грузо-пассажирский пароход Voltaire 8618 Lamport & Holt Ltd., Ливерпуль, Британия в балласте затоплен подрывными зарядами в 650 милях WN от Фастнета (Ирландия)
4.12.1916 грузовой пароход Samland 9748 Бельгия замороженное мясо отпущен после досмотра
4.12.1916 грузовой пароход Hallbjørg 2586 Kleppe P., Берген, Норвегия резина, мясо, автомобили, свинец, детали машин и стальные трубы потоплен подрывными зарядами в 640 милях WS от Фастнета (Ирландия)
6.12.1916 грузо-пассажирский пароход Mount Temple 9792 Canadian Pacific Steamships, Ливерпуль, Британия лошади, зерно, пищ. продукты, музейные экспонаты потоплен подрывными зарядами в 620 милях WS от Фастнета (Ирландия)
8.12.1916 грузовая шхуна Duchess of Cornwall 152 Robert Moulton Ltd., Канада солёная и вяленая рыба потоплена в 620 милях WS от Фастнета (Ирландия)
8.12.1916 грузовой пароход King George 3852 Esplen W. & Co., Ливерпуль, Британия чугун, сталь, масло, гвозди и 685 тонн взрывчатых веществ потоплен подрывными зарядами в 700 милях ES от м. Рейс (Канада)
9.12.1916 грузовой пароход Cambrian Range 4235 Furness Withy & Co. Ltd., Лондон, Британия пшеница потоплен в 610 милях ES от м. Рейс (Канада)
10.12.1916 грузо-пассажирский пароход Georgic 10077 White Star Line, Ливерпуль, Британия лошади, нефть и пшеница потоплен подрывными зарядами и торпедой в 500 милях ESE от м. Рейс (Канада)
11.12.1916 грузовой пароход Yarrowdale 4652 R. Mackill & Co., Глазго, Британия 100 автомобилей, уголь и несколько тысяч тонн стали отправлен в качестве приза в Германию
12.12.1916 грузовой пароход Saint Theodore 4992 Brit. & Foreign SS Co., Ливерпуль, Британия 7000 тонн угля использовался, как угольщик, с 28.12.1916 - рейдер "Geier", 14.02.1917 затоплен.
18.12.1916 грузовой пароход Dramatist 5415 Harrison T. & J. Ltd., Ливерпуль, Британия фрукты, молоко, лосось, вино и 259 тонн взрывчатых веществ потоплен подрывными зарядами в 490 милях SWS от Флореса (Азорские о-ва)
26.12.1916 грузовой барк Nantes 2679 Société des Chantiers de Normandie - Laporte & Cie., Руан, Франция селитра потоплен подрывными зарядами в центре Атлантики южнее о-вов Зелёного Мыса
2.01.1917 грузовой барк Asnieres 3103 Société Générale d' Armement, Нант, Франция пшеница потоплен подрывными зарядами у Бразилии
5.01.1917 грузовой пароход Hudson Maru 3798 Япония ??? 12 января отпущен с пленными моряками из нейтральных государств
7.01.1917 грузовой пароход Radnorshire 4310 Royal Mail Steam Packet Co. Ltd., Лондон, Британия кофе в зернах потоплен подрывными зарядами в 100 милях E от Пернамбуко (Бразилия)
9.01.1917 грузовой пароход Minieh 2890 Moss Steamship Co. Ltd., Ливерпуль, Британия ??? потоплен подрывными зарядами и артиллерией в 170 милях ENE от Пернамбуко (Бразилия)
10.01.1917 грузовой пароход Netherby Hall 4461 Ellerman Hall Line Ltd., Ливерпуль, Британия ??? потоплен подрывными зарядами в 300 милях EN от Пернамбуко (Бразилия)
15.02.1917 грузовой пароход Brecknockshire 8423 Royal Mail Steam Packet Co. Ltd., Лондон, Британия 7000 тонн угля потоплен в 490 милях EN от мыса Фрио (Бразилия)
16.02.1917 грузовой пароход French Prince 4766 Prince Line Ltd., Лондон, Британия овес, кукуруза и консервированная солонина потоплен в 490 милях EN от мыса Фрио (Бразилия)
16.02.1917 грузовой пароход Eddie 2652 Turnbull Thomas & Son, Уитби, Британия уголь потоплен в 550 милях NEE от мыса Фрио (Бразилия)
24.02.1917 грузовой пароход Katherine 2926 The South Georgia Co., Лейт, Британия пшеница потоплен в 200 милях NEN от скал Сан Паул
4.03.1917 грузовой пароход Rhodanthe 3061 London Marine S.S. Co., Лондон, Британия сахар потоплен в 300 милях NNW от мыса Сент Винсент
5.03.1917 грузовой парусник ??? ??? Норвегия ??? отпущен после досмотра
10.03.1917 грузовой пароход Esmeraldas 4678 Pacific Steam Navigation Co., Ливерпуль, Британия в балласте потоплен в 420 милях WN от Лиссабона
10.03.1917 грузовой пароход Otaki 9575 New Zealand Shipping Co. Ltd., Лондон, Британия сахар потоплен артиллерией в бою в 420 милях W от Лиссабона
13.03.1917 грузовой пароход Demeterton 6048 Chapman R. & Sons, Ньюкасл, Британия пиломатериалы потоплен подрывными зарядами и артиллерией в 730 милях NE от м. Рейс (Канада)
14.03.1917 грузовой пароход Governor 5524 Harrison T. & J. Ltd. Ливерпуль, Британия в балласте потоплен артиллерией и торпедой в позиции 50°34'N 34°10'W

 

За всё время службы "Möwe" захватил 40 судов общим тоннажем свыше 180 000 брт, и большинство из них потопил, не считая жертв его мин. Это сделало корабль самым успешным немецким рейдером в обоих мировых войнах. Рейды "Möwe" широко использовались в пропагандистских целях. В 1917 году имперский Bild- und Filmamt в Берлине выпустил фильм "Graf Dohna und seine Möwe" (Граф Дона и его "Чайка"), один из самых известных пропагандистских фильмов Первой мировой войны. Премьерный показ состоялся 2 мая 1917 года в Немецком Оперном театре в Берлине. Сохранившиеся кадры фильма до сих пор используются в документальных фильмам о Первой мировой войне, но сам фильм считается утерянным. Также в 1917 году была опубликована книга Графа Доны "Второй рейс Чайки", опубликованная также в испанском и в австро-венгерском изданиях.

Однако война для торговых рейдеров подходила к концу. Организованная Антантой система конвоев полностью исключала возможность нападения одиночного рейдера, а постройка подводных лодок теперь была доступна в гораздо большем количестве и с гораздо меньшими затратами. Из-за отсутствия каких-либо правовых ограничений в подводной войне, лодки могли топить гораздо больше торговых судов, чем надводные рейдеры. Таким образом, "Möwe" был больше не нужен в своём основном качестве, к тому-же он теперь считался слишком ценным как инструмент пропаганды.

Донна-Шлодиен сразу по прибытии из рейда был назначен на должность военно-морского адъютанта кайзера Вильгельма II и занимал этот пост до конца войны. Новым командиром "Möwe" в марте 1917 стал корветтен-капитан Вольф (Wolf), который также участвовал в рейде и командовал дочерним рейдером "Geier". В январе 1918 его сменил капитан-лейтенант Юлиус Лаутербах (Julius Lauterbach) и оставался на этом посту до конца войны.

"Möwe" всё это время продолжал службу на Балтике, используясь как тендер подводных лодок, а в 1918 - как минный заградитель. Существует расхожая ошибка, что при этом он был переименован в "Ostsee", но это нигде не подтверждается. Достоверно известно, что, когда 14 марта 1918 года корабль присоединился к группе контр-адмирала Майера, участвующей в Финской операции, он всё ещё числился вспомогательным крейсером и нёс своё прежнее имя. 9 апреля "Möwe" захватил в Або брошенную русскую канонерку "Бобр", которая затем использовалась, как плавмастерская "Biber", а после войны досталась Эстонии.

После подписания Версальского договора корабль был разоружён, передан по репарациям Великобритании, где эксплуатировался компанией Elders and Fyffes, как грузовое судно "Greenbrier". В 1933 году оно вернулось в Германию, будучи продано немецкой компании Deutsche Seeverkehr-AG "Midgard" в Норденхаме, и получило новое имя "Oldenburg". Под этим именем пароход прослужил почти до самого конца Второй мировой войны, в годы войны доставляя снабжение для войск в Норвегии, но продолжая ходить под гражданским флагом. 7 апреля 1945 года "Oldenburg" был атакован самолётами Bristol Beaufighters британского берегового командования (114, 455 и 489 эскадрильи) у причала около Вадхейма в Согне-Фьорде в Норвегии, после ракетно-пушечного обстрела загорелся и вскоре затонул.

       

Вопреки сообщениям о том, что обломки были подняты в 1953 году, а затем утилизированы, они все еще находятся там, где судно было потоплено. Сегодня затонувший корабль находится недалеко от берега (61°12'29"N, 5°49'02" O) на глубине от 28 м (нос) до 80 м (корма) с креном на правый борт примерно 110 градусов и доступен дайверам. Корпус и надстройки на 2017 год по-прежнему в хорошем состоянии. Особенностью затонувшего судна является свободно стоящий винт с рулём, глубина расположения которого составляет около 75 метров.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

   
                           

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 zu Dohna-Schlodien, Nikolaus: S.M.S. „Möwe“. Gotha 1916
3 zu Dohna-Schlodien, Nikolaus: Der „Möwe“ zweite Fahrt. Gotha 1917
4 Graf Dohna: Der „Möwe“ Fahrten und Abenteuer. Stuttgart/Gotha 1927
5 Liersemann, Heinrich: Wir von der "Möwe"!. Fock, Leipzig 1915
6 von Mantey, Eberhard: Der Kreuzerkrieg in den ausländischen Gewässern, Bd. 3: Die deutschen Hilfskreuzer, Verlag E. S. Mittler & Sohn, Berlin 1937
7 Mielke, Otto: S M Hilfskreuzer "Möwe". Der erste Blockade-Durchbruch. SOS Schicksale deutscher Schiffe, Vol. 125, München 1957
8 Mielke, Otto: Hilfskreuzer "Möwe" (2. Teil). SOS Schicksale deutscher Schiffe, Vol. 130, München 1957
9 Schlüter, Hans E.: S.M.S. „Möwe“: ihre Heldenfahrt und glückliche Heimkehr. Nach Berichten von Augenzeugen und anderen Meldungen. Leipzig 1916
10 Schmalenbach, Paul: Die deutschen Hilfskreuzer 1895–1945. Stalling, Oldenburg u. a. 1977
11 Semsrott, Albert: Das Kaperschiff Möwe. Der Bremer Steuermann Albert Semsrott erzählt von den weiteren Taten des Hilfskreuzers, Thienemann, Stuttgart 1928
12 Semsrott, Albert: Der Durchbruch der "Möwe". Selbsterlebte Taten und Fahrten von Kapitän Albert Semsrott, Stuttgart 1928
13 von Waldeyer-Hartz, Hugo, Kapitän zur See a. D.: Der Kreuzerkrieg 1914–1918. Das Kreuzergeschwader. Emden, Königsberg, Karlsruhe. Die Hilfskreuzer. Oldenburg i. O. 1931.
14 Walter, John: Piraten des Kaisers – Deutsche Handelsstörer 1914-1918. Stuttgart: Motorbuch Verlag, 1996
на английском
15 Halpern, Paul. A Naval History of World War I. 1994
16 Hoyt, Edwin P. Elusive Seagull, Frewin 1970
17 Hoyt, Edwin P. The Phantom Raider, Ty Crowell Co. 1969
18 Noppen, Ryan. German commerce raiders 1914-18. Osprey - New Wanguard 228, 2015.
19 Woodward, David: The Secret Raiders. New English Library, London 1975
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
https://freepages.rootsweb.com/~treevecwll/family/moewe.htm

последнее обновление: 05.03.2023

 




 

 
Торговый флаг Германской империи 1914, 1918-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1915-1918
Торговый флаг Германии, 1918-1919
Торговый флаг Британии, 1920-1933
Торговый флаг Германии, 1934-1945
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
"Möwe"
Möwe
"Möwe"
Oldenburg
Останки "Oldenburg".
Möwe
Капитан "Möwe" граф Дона-Шлодин, обращается к своей команде после возвращения в Киль, 14 марта 1917 г.
Möwe
Вид на мостик "Möwe".
Möwe
"Möwe" задерживает лайнер "Appam", рисунок.
Möwe
"Möwe"
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Möwe
Модель "Möwe".
Oldenburg
"Oldenburg" в Готенхафене в 40-х гг.
Oldenburg
"Oldenburg"
Oldenburg
"Oldenburg"
Greenbrier
"Greenbrier"
Greenbrier
"Greenbrier"
Möwe
"Möwe" (второй справа) в Киле после войны, февраль 1919 г.
Möwe
"Möwe" буксирует в Ханко (Финляндия) трофейную русскую канонерку "Бобр", 9 апреля 1918 г.
Möwe
"Möwe" на Балтике после возвращения из 2-го рейда, на заднем плане крейсер "Strassburg".
Möwe
"Möwe" в Киле, по видимому - после возвращения из 2-го рейда.
Otaki
"Otaki" в бою, рисунок.
Otaki
"Otaki" в бою, рисунок.
Governor
"Governor"
Otaki
"Otaki"
Esmeraldas
Тонущий "Esmeraldas", 10 марта 1917 г.
Rhodanthe
"Rhodanthe"
Rhodanthe
Тонущий "Rhodanthe", 4 марта 1917 г.
Katherine
Тонущая "Katherine", 24 февраля 1917 г.
Eddie
Тонущий "Eddie", 16 февраля 1917 г.
Eddie
"Eddie"
Georgic
Тонущий "Georgic", 10 декабря 1916 г.
Georgic
Тонущий "Georgic", 10 декабря 1916 г.
Georgic
Тонущий "Georgic", 10 декабря 1916 г.
Netherby Hall
Тонущий "Netherby Hall", 10 января 1017 г.
Radnorshire
"Radnorshire"
Asnieres
"Asnieres"
Möwe
Бой "Möwe" и "Otaki".
Möwe
"Möwe" во 2-м рейде, пленные подымаются на борт.
Möwe
"Möwe" топит "Nantes", 25 декабря 1916 г.
Möwe
"Möwe" топит "Nantes", 25 декабря 1916 г.
Möwe
"Möwe" топит "Nantes", 25 декабря 1916 г.
Möwe
"Möwe" топит "Nantes", 25 декабря 1916 г.
Möwe
"Möwe" топит "Nantes", 25 декабря 1916 г.
Möwe
"Möwe" во 2-м рейде, 25 декабря 1916 г.
Nantes
"Nantes"
Saint Theodore
"Saint Theodore"
Yarrowdale
"Yarrowdale"
Georgic
"Georgic"
Brecknockshire
Тонущий "Brecknockshire", 15 февраля 1917 г.
Duchess of Cornwall
"Duchess of Cornwall"
Mount Temple
"Mount Temple"
Hallbjørg
"Hallbjørg"
Voltaire
"Voltaire"
Möwe
Погрузка угля с "Saint Theodore" (слева) на "Möwe" (справа).
Möwe
"Möwe" во 2-м рейде, кормовая часть палубы.
Möwe
"Möwe" во 2-м рейде, 25 декабря 1916 г.
Möwe
корветтен-капитан граф Дона
Möwe
"Möwe", сфотографированный членом команды лайнера "Appam".
Eskimo
"Eskimo"
Saxon Prince
"Saxon Prince"
Maroni
Тонущий "Maroni".
Maroni
"Maroni", пожар в 1911 г.
Westburn
"Westburn" у Сан-Андреса перед подрывом.
Westburn
"Westburn"
Luxembourg
"Luxembourg"
Edinburgh
"Edinburgh"
Appam
"Appam"
Ariadne
Торпедированная "Ariadne".
Author
"Author"
Dromonby
"Dromonby"
Belgica
"Belgica"
Bayo
"Whitehall", позже "Bayo".
King Edward VII
"King Edward VII"
Möwe
Экипаж "Möwe" по возвращении из первого рейда, Март 1916 г.
Möwe
Граф Дона на мостике "Möwe".
Möwe
"Möwe" в первом рейде.
Möwe
"Möwe" в первом рейде.
Möwe
корветтен-капитан граф Дона
Möwe
"Möwe" в первом рейде.
Möwe
"Möwe" в первом рейде.
Следующая страница - германский вспомогательный крейсер "Wolf" (I)
Предыдущая страница - германский вспомогательный крейсер "Meteor"