Оглавление → Крейсера → Колёсное авизо "Loreley"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
колёсное авизо и яхта-стационер (Radaviso / Stantionjacht)
Пруссия, 1859/1873 г. 1 ед. (проект 1857/1870 гг.) * Loreley *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В 1855 прусский морской флот передал оба своих колёсных посыльных судна британскому Королевскому флоту в обмен на парусный фрегат "Thetis". Вследствие этого не хватало малого парового корабля, который в случае войны мог бы служить лидером вёсельным канонеркам. Заказанный в 1856 "Grille" не подходил для этой цели, так как его планировалось использовать в качестве королевской яхты. Поэтому Техническое отделение адмиралтейства в 1857 разработало проект колёсного посыльного судна. От применения винтов и железного корпуса отказались из за сомнений в их пригодности (???). Заказ разместили на Королевской верфи в Данциге, где 1 февраля 1858 был заложен киль корабля. Название в честь знаменитой Лорелеи было предложено 5 марта „Приказом Высочайшего Кабинета“. Спуск корабля был выполнен 20 мая 1859, затем в течение 4 месяцев шла его достройка. Корабль оказался очень мореходным, маневрировал нормально, но плохо держался на курсе, на волнении сильно терял скорость, паруса несли только стабилизирующую функцию. Схемы окраски: сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.
Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании. Изменения:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.
28 сентября 1859 корабль был зачислен в строй. Проведенные испытания показали, что мощность машины оказалась ниже чем значилось в договоре. Не смотря на это её не стали переделывать. После испытаний "Loreley" вывели из эксплуатации и поместили в резерв. Уже в следующем году корабль понадобился. В ходе восстания в Италии и продвижения партизанов Гарибальди в Королевстве обоих Сицилий возникла необходимость в защите живущих там граждан Пруссии и других немецких государств. Поэтому "Loreley" 23 июля 1860 снова ввели в строй и подготовили для заграничного похода. Так как, согласно договору 1848/1849 гг., пушки пришлось демонтировать, морской флот зафрахтовывал винтовой пароход "Ida" Данцигской верфи J. W. Klawitter, который должен был скрыто доставить пушки в Средиземное море для последующей установки их на авизо. Разоружённая "Loreley" 31 июля вышла из Данцига, "Ida" последовала за ней 9 августа. Оба корабля встретились 31 августа у Неаполя. 7 сентября войска Гарибальди вступили в Неаполь, через день после того, как король Франц II и его жена Мари бежали на испанском военном корабле "Gaeta". Позже оба прусских корабля доставили в Гаету прусское и австрийское дипломатическое представительство и 2 папских секретарей. "Loreley" затем пошла в Мессину для передачи тамошнему губернатору письма от короля. В Неаполе оба корабля оказывали защиту местному немецкому населению от боевых действий. Вследствие этого они навлекли на себя негодование защитников итальянского объединения. "Loreley" в октябре получила приказ перейти в Грецию и Турцию. Сначала посыльное судно зашло в Пирей. В июне 1861 корабль находился в распоряжении прусского дипломатического представительства в Константинополе. Корабль также совершил поход к горе Атос. Летом 1862 "Loreley" наконец отправилась домой и 7 августа была выведена из компании в Данхольме. В конце 1863 непрерывно возрастала опасность возобновления войны с Данией. Поэтому 8 декабря Прусский морской флот был приведён в готовности к войне. Через 9 дней канонерские лодки типов "Camäleon" и "Jager", а также канонерские шлюпы и канонерские ялы были сведены во флотилию под командованием Ганса Куна, к этой дате он уже получил звание капитана-цур-зее. Флагманским кораблём этого соединения, разделенного на 5 дивизионов, стала "Loreley". 21 февраля 1864, после начала немецко-датской войны, посыльное судно было введено в кампанию и базировалось на Свинемюнде. 15 марта "Loreley" и 3 дивизиона канонерских лодок вышли на учения в район Рюгена. Запланированные на следующий день маневры с I дивизионом ("Comet", "Hay", "Hyäne", "Pfeil", "Scorpion" и "Wespe") из-за шторма проводились под самым берегом. Вернувшись в Штральзунд, "Loreley" получила приказ шефа военного порта и командующего вооруженными силами, капитана-цур-зее Эдуарда Яхмана, вновь выйти в район к востоку от Рюгена. Там 16 марта корветами "Arcona" и "Nymphe" были обнаружены датские блокирующие корабли, однако, не были атакованы из за наступления темноты. "Loreley" вышла с I дивизионом ("Comet", "Hay", "Hyäne", "Pfeil", "Scorpion", "Wespe"), а также принадлежащей к III дивизиону лодкой "Sperber". 17 марта в первой половине дня в Прорер-Вик посыльное судно обнаружило 5 датских кораблей: "Skjold", "Tordenskjold", "Själland", "Heimdal" и "Thor" и около 13 ч. сообщило о них Яхману. Около 14.30 прусские корабли атаковали датчан. Во время последующего боя "Loreley" получила попадание в шлюпбалку на правом борту. При этом она оторвалась и убила одного матроса. К 16 ч. бой прекратился, прусские корабли не смогли добиться победы. Однако, бой в некотором роде снял тесную датскую блокаду немецких гаваней. После боя оба корвета ушли в Свинемюнде, "Loreley" и канонерские лодки вернулись в Штральзунд. Уже 27 марта командующим военно-морскими силами стал принц Адальберт фон Пройссен. Через 2 дня все канонерские лодки собрались в Штральзунде. 4 находящиеся в строю лодки типа "Camäleon" отныне образовали резервный дивизион. 14 апреля, и 3 июля III дивизион, 6 мая резервный и I дивизионы входили в соприкосновение с датскими кораблями. Тем не менее, "Loreley" хотя и была их флагманом, ни в одном из 3 боёв не участвовала. 19 апреля авизо столкнулось с канонеркой "Comet", но обошлось без серьёзных повреждений. 5 июня посыльное судно возглавило прошедший в Свинемюнде морской парад, который принимал король Вильгельм I. 31 мая и 25 июня несколько лодок были выведены из кампании, а 31 августа флотилия была расформирована. 23 сентября в Данциге из компании вывели и "Loreley". В течение последующих лет посыльное судно каждое лето вводилось в кампанию. В конце мая 1865 оно вместе с канонерками "Comet" и "Camäleon" выполняло гидрографические работы на реке Яде. Во время Австро-прусской войны 1866 г. вместе с канонеркой "Cyclop" поддерживало армию при захвате Штаде. В 1868 авизо использовалось с 21 апреля по 6 мая, и с 13 июля по 1 ноября. ПЕРЕСТРОЙКА И СЛУЖБА ПОСЛЕ НЕЁ Состояние "Loreley" в конце 1860-х годов сделало необходимым обширный капитальный ремонт. Работы поручили вновь основанной Королевской верфи в Вильгельмсхафене, которые она провела под строительным номером 1 - реконструкция была настолько обширна, что даже официально обозначалась как "новостройка". Однако, никакого исключения "Loreley" из списка военных кораблей не производилось. В 1870 на корабле начались работы. Прежде всего, он получил новый композитный корпус с железным набором и деревянной обшивкой. Во время войны с Францией работы задержались, из-за чего посыльное судно было спущено только 19 августа 1871. До начала 1873 продолжались доделки на плаву. Модернизация 1869-1873 гг., была фактически постройкой нового корабля, при этом он обошёлся в полтора раза дороже "первого варианта". "Loreley" снова вошёл в строй 16 апреля 1873. Посыльное судно выделялось военному порту Северного моря как тендер. В июле и августе корабль служил яхтой наследному принцу Фридриху и его семье во время пребывания в Фёре. В сентябре последовал прибрежный учебный поход, во время которого на борту находились офицеры генерального штаба. 3 ноября "Loreley" был выведен из компании. 17 марта 1874 посыльное судно снова было введено в кампанию и почти 5 лет служило как тендер военного порта Северного моря. 18 июня 1878 "Loreley" участвовала в спасении экипажа погибшего у Фолкстона броненосного фрегата "Großer Kurfürst", затем экипаж авизо присутствовал при захоронении трупов. После окончания этой печальной миссии 21 сентября посыльное судно вернулось в Вильгельмсхафен и снова приступило к рутинной службе в качестве тендера, которая продолжалась 4 месяца - до 23 января 1879. Весной 1879 "Loreley" была отремонтирована Императорской верфью в Вильгельмсхафене для службы в качестве стационера в Константинополе, при этом был установлен новый котел производства этой верфи. До этой даты станция Средиземного моря была занята только при случае, теперь морской флот планировал постоянное размещение там военного корабля. Он должен был также находиться в распоряжении посольства Германской империи. 1 июля 1879 "Loreley" зачислили на службу, 20 июля она вышла в море и 30 августа достигла Босфора. 3 сентября сменила канонерку "Comet" на станции в Константинополе. До апреля 1880 корабль сделал турне в районе станции. Основными задачами посыльного судна были: представление Немецкой империи, защита и содействие её экономическим интересам. Такое же турне авизо провело и в 1881 году. Восстание Ураби и британская интервенция в Египте в 1882 потребовали присутствия немецких кораблей в юго-восточном Средиземном и Красном морях. "Loreley" также нашла применение в кризисном районе. В 1883 году посыльное судно предпринимало обычные походы в районе станции, неоднократно с немецким послом Йозефом Марией фон Радовицом и его гостями на борту. В ноябре "Loreley" вместе с корветом "Prinz Adalbert" ходила в Геную. В Лионском заливе отряд попал в бурю, во время которой "Loreley" была взята на буксир корветом "Sophie". При этом буксирный трос попал в лопасти одного из колес, вследствие чего "Loreley" грозило опрокидывание и оба корабля должны были отдать трос. После того, как экипажу удалось освободить лопасти колеса, посыльное судно 22 ноября прибыло в Валенсию, где "Loreley" отделилась от отряда и 19 декабря перешла в Ла-Валетту. На тамошней верфи в течение последующих месяцев она прошла аварийный ремонт. 10 апреля 1884 корабль снова был в Босфоре и продолжил обыкновенную службу станционера. С 20 января по 12 февраля 1885 он снова прошёл ремонт на мальтийской верфи. С 1886 немецкие военнообязанные, проживающие на Ближнем Востоке, должны были становится на учет на борту "Loreley". C этой целью корабль посетил Родос, Кипр и Ближний Восток. Так как в этом году возросла опасность войны между Грецией и Османской империей, со стороны великих держав проводились блокадные мероприятия. Немецкий посол и командир "Loreley", капитан-лейтенант Дрегер, получили от Отто фон Бисмарка приказ посетить османский офицерский военный госпиталь во дворце султана. Этим должны были показать симпатию Немецкой империи и произвести определённое впечатление на иностранные правительства. К концу года "Loreley" снова зашла в Ла-Валетту, чтобы пройти капитальный ремонт. Он был закончен 20 апреля 1887. В 1888 году "Loreley" поменяла постоянную якорную стоянку. Теперь она стояла у Терапии, где у немецкого посла была новая летняя резиденция, но в течение зимних месяцев корабль как и раньше находился в Пере. С 21 по 30 октября 1889 "Loreley" присоединилась к учебной эскадре броненосцев, которая находилась у Пирея, сопровождая императорскую пару в визите по поводу свадьбы Софии Прусской и греческого наследного принца Константина. Затем посыльное судно вернулось назад в Константинополь, чтобы подготовится к визиту императора Вильгельма II к османскому султану Абдуль-Хамиду II. С 1890 до 1892 обычные будни станции не ознаменовались никакими особенными событиями. Во время похода в Грецию в 1893 году поломка машины вынудила "Loreley" стать на ремонт на верфи в Саламисе. В мае 1894 "Loreley" вместе со стационерами других морских держав принимала участие в открытии Сулинского рукава, как водного пути в Черное море, который происходил в присутствии румынского короля Карла I. В июне и июле за походом к Кикладам и гидрографическими работами последовал визит в Александрию. 10 июля посыльное судно вернулось на свою якорную стоянку. 6 октября "Loreley" вышла в турне по Черному морю, доставив в Россию немецкого военно - морского атташе, капитана-лейтенанта Ойгена Калау (Eugen Kalau). Во время этого похода корабль посетил русские гавани, что было позволено Немецкой империи Парижским мирным договором 1856 года. Русские власти, тем не менее, встречали немцев скорее недружелюбно. Это происходило в том числе из за политических напряжений между Россией и Великобританией, союзником которой Немецкая империя еще рассматривалась в то время. В 1895 году "Loreley" неоднократно предпринимала высадки на турецком побережье, чтобы охранять немецкие интересы во время беспорядков связанных с армянским населением. В целом Немецкая империя, по сравнению с другими великими державами, старалась сдерживаться, так как не хотела неблагоприятно для Османской империи вмешиваться во все еще существующий Восточный вопрос. Кроме того в распоряжении посла на случай конфликта в тот момент находились лишь броненосец береговой обороны "Hagen", который временно задержался у Танжера и учебный фрегат "Moltke". Весной 1896 "Loreley" предприняла еще одно турне, в ходе которого посетила различные гавани Черного моря. Так как корабль был сильно изношен, 10 августа 1896 пришёл приказ об исключении его из списка военных кораблей, 7 сентября в Константинополе "Loreley" была выведена из активной службы и в тот же день его имя было передано прибывшей на замену паровой яхте "Mohican" (Loreley II). Экипаж посыльного судна отправился домой на дунайских пароходах. На корабле оставили только вахтенную команду. 23 октября 1896 корабль был продан в Константинополе, дальнейшая его судьба неизвестна.
|
Лорелея (Loreley) - прекрасная дева-сирена Рейна, заманивающая своим пением корабельщиков и рыбаков к опасным рифам у скал. Легенду связывают со скалой Лур-лей близ Бахараха.