Пруссия, с 1848 / 1862 гг. 1 ед. (быв. почтовый п/х, проект: Elbertzhagen, 1846)
*
Preußischer Adler
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
имя
верфь-строитель / годы постройки
в строю
примечания
1
Preußischer Adler
<Ditchburn&Mare>, Блэквелл, Лондон / 1846-1847
08.1848
почтовый пароход для линии Свинемюнде - Кронштадт - Санкт-Петербург, мобилизован ВМФ Пруссии, береговая охрана, в 1850 разоружен и возвращен владельцу.
1 горизонтальная колеблющаяся 2-цилиндровая ПМ однократного расширения
3 коробчатых ПК
мощность
проектная
900 л.с.
на испытаниях
990 л.с.
паруса
бригантина, 600 м².
Ходовые данные
скорость
номинальная
10,5 уз.
на испытаниях
11,5 уз.
запас топлива
200 т. угля
дальность плавания
со скоростью 8 уз.
? миль
Экипаж
110 чел. (10 офицеров, 100 матросов)
Дополнительные данные
корпус
железный корпус с деревянной палубой, набор по поперечной схеме.
управление
1 руль
плавсредства
1 большая и 4 малые лодки
цена
312 тыс. талеров
ВООРУЖЕНИЕ
1848
1849-1850 / 1862-1867
1867-1877
2 - 32-ф коротких пушки
4 - 36-ф коротких пушки
2 нарезных и 2 гладкоствольных 24-ф пушки
2 - 25-ф. бомбических пушки
*как почтовый пароход брал 168 пассажиров.
Построен как почтовый пароход для линии Свинемюнде - Кронштадт. Очень мореходный корабль (для колёсного судна), сильная бортовая качка, недостаточно манёвренный. Под парусами ходил очень плохо, практически ими не пользовались.
Схемы окраски:
сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.
Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Примечания:
с 28.01.1874 г.
полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы
После начала Шлезвиг-Гольштейнской войны с Данией Прусский в августе 1848 года флот мобилизовал в Данциге два парохода прусской королевской почтовой службы, для использования в качестве конвойных кораблей и береговой обороны. Более крупный "Preußischer Adler" 08 - 09.1848 вместе с корветом "Amazone", буксирами "Uecker" и "Pfeil" и 2-й дивизией гребных канонерок из 9 шлюпов базировался в Свинемюнде, а затем стал в ремонт. Было усилено вооружение, после чего в мае 1849 был повторно зачислен на службу (командир - лейтенант I класса Barandon). Теперь с "Amazone", буксиром ""Pfeil"" и всё той-же 2-й дивизией канлодок он стоял в Щеттине, но иногда выходил в море. В один их таких выходов 27.06.1849 при Брюстерорте (у Данцига) он вступил в бой с датским бригом "Santa-Cruz", при этом потерял 1 человека убитым. Из-за боевых повреждений был отправлен на верфь, а после заключённого 2 июля 1850 г. мирного договора между Пруссией и Данией был разоружен и возвращён почтовой службе.
С 18.07.1862 опять в составе ВМФ, куплен для службы в Средиземном море.
18 августа 1863 вместе с канонерскими лодками "Blitz" и "Basilisk" авизо покинуло прусские воды в направлении Средиземного моря. Там 3 корабля должны были гарантировать защиту немецких граждан во время беспорядков в Греции. В это время обострившийся конфликт между Пруссией и Данией сделал войну весьма вероятной и уже в декабре корабли получили приказ возвращаться домой. Так как из за аварий на "Preußischer Adler" соединению пришлось неоднократно заходить в промежуточные гавани, 14 апреля 1864, когда узнали о начале немецко-датской войны, соединение дошло только до голландского Ден-Хелдера.
Командир соединения, корветтен-капитан Густав Клатт считал прорыв в Балтийское море невозможным и 1 мая прусские корабли присоединились к австрийскому соединению Вильгельма фон Тегеттоффа из фрегатов "Radetzky" и "Schwarzenberg". 4 мая маленькая австро-прусская эскадра достигла Куксхафена.
9 мая у Гельголанда она натолкнулась на 3 датских военных корабля. Во время последовавшего морского боя прусские корабли не вмешивались в борьбу. Основную тяжесть боя приняли фрегаты Тегетгоффа, причем "Schwarzenberg" получил несколько попаданий и загорелся. Прусские корабли не могли эффективно вмешаться в боевые действия. Бой окончился отходом австро-прусского соединения в нейтральные воды Гельголанда. Немецкие корабли потерь не имели.
С 1868 г. корабль использовался, как запасная яхта кайзера, с 1873 - в рыбоохране, 27 ноября 1877 был исключён и затем стал опытовым кораблём, 26 июня 1879 потоплен при испытании торпеды в Киле-Вике. Убранство носовой части находится в военно - морской школе в Мюрвике.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2
Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 14.08.2020
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1862-1867
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1877
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1848-1850
Бой "Preußischer Adler" против датского брига "St. Croix" 27 июня 1849 года.