ОглавлениеКрейсера → Колёсный вооружённый пароход / авизо "Preußischer Adler"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсный вооружённый пароход / авизо (Kriegdampfer/Radaviso)

 Preußischer Adler 


Пруссия, с 1848 / 1862 гг. 1 ед. (быв. почтовый п/х, проект: Elbertzhagen, 1846)

 

*
Preußischer Adler
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / годы постройки в строю примечания
1 Preußischer Adler <Ditchburn&Mare>, Блэквелл, Лондон / 1846-1847 08.1848 почтовый пароход для линии Свинемюнде - Кронштадт - Санкт-Петербург, мобилизован ВМФ Пруссии, береговая охрана, в 1850 разоружен и возвращен владельцу.
18.07.1862 опять в составе ВМФ как авизо, с 1868 г. яхта кайзера, с 1871 тендер Службы охраны рыболовства, с 27.11.1877 опытовый корабль, 26.06.1879 потоплен при испытании торпеды.
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1171 т
полное 1430 т
регистровое 926 брт, 505 нрт
Размерения длина ВЛ 56,60 м
полная 62,72 м
ширина корпус 9,6 м
по кожухам 16,2 м
осадка 3,3 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 20 лопастей Ø 6,34 м
1 МКО 1 горизонтальная колеблющаяся 2-цилиндровая ПМ однократного расширения
3 коробчатых ПК
мощность проектная 900 л.с.
на испытаниях 990 л.с.
паруса бригантина, 600 м².
Ходовые данные скорость номинальная 10,5 уз.
на испытаниях 11,5 уз.
запас топлива 200 т. угля
дальность плавания со скоростью 8 уз. ? миль
Экипаж 110 чел. (10 офицеров, 100 матросов)
Дополнительные данные корпус железный корпус с деревянной палубой, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
плавсредства 1 большая и 4 малые лодки
цена 312 тыс. талеров
ВООРУЖЕНИЕ
1848 1849-1850 1862-1867 1867-1877
2 - 25-ф. бомбических мортиры 4 - 36-ф коротких пушки 2 нарезных и 2 гладкоствольных 24-ф пушки
--- 2 - 32-ф коротких пушки
*как почтовый пароход брал 168 пассажиров.




 

Начиная с 1843 года прусская почтовая служба инициировала переговоры с русским правительством об установлении регулярной линии между Петербургом и Штеттином, соглашение было заключено в 1845 году, в соответствии с которым обе страны должны были предоставить пароход для обслуживания маршрута. Был размещен заказ на судно для выполнения обязательств Пруссии по проекту, но корабль, построенный в Великобритании в 1845 году, на ходовых испытаниях показал себя неудачным, и в следующем году на верфи Ditchburn & Mare в Блэкволле, Лондон, была заказана замена. Судно было названо "Preußischer Adler", что означает «прусский орел», изображённый на гербе Пруссии. Корабль был спроектирован главным конструктором прусского флота Карлом Эльбертцхагеном; историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Отто Штайнмец отмечают, что записи о первоначальном владельце судна не сохранились, но участие Эльбертцхагена предполагает, что это была государственная организация, хотя они указывают, что организация Seehandlungsgesellschaft (королевское торговое судоходство) к тому времени уже прекратила свою деятельность. Судно поступило на службу в 1847 году в качестве почтового парохода, который мог перевозить 168 пассажиров, курсировавшего между Штеттином и Санкт-Петербургом.

Очень мореходный корабль (для колёсного судна), сильная бортовая качка, недостаточно манёвренный, очень медленно поворачивал. Под парусами ходил очень плохо, практически ими не пользовались.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Примечания:
с 28.01.1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

1-Я МОБИЛИЗАЦИЯ

После начала Шлезвиг-Гольштейнской войны с Данией прусский "флот", имевший в составе лишь один учебный корвет и две гребных канонерки, оказался фактически бессилен предотвратить блокаду побережья флотом Дании. Владельцы торговых судов в различных портах Германии просили Пруссию вооружить оба своих почтовых парохода ("Preußischer Adler" и "Königin Elisabeth"), но генеральный почтмейстер сначала отказался передать суда военно-морскому флоту, так как это нарушило бы международные почтовые договоры. Продолжающееся давление всё-же вынудило почтовую службу передать суда, после чего их палуба была усилена, чтобы выдержать вес орудий. "Preußischer Adler" сперва получил лишь две 25-ф. мортиры. В этот период, с августа 1848 г. по август 1849 г., кораблем командовал его гражданский капитан Пол Барандон, и он сохранил свой гражданский экипаж.

Корабль впервые отправился в путь в качестве военного корабля в августе 1848 года, перейдя из Штеттина в Свинемюнде, где к тому времени также находился корвет "Amazone" и гребной канонерский шлюп Strelasund. К этому времени 26 августа было подписано перемирие в Мальмё, что временно положило конец конфликту. К августу так называемый Fünfzigerausschuss (Комитет пятидесяти) Франкфуртского парламента узнал, что прусский флот приобрел "Preußischer Adler" и парламентарии потребовали, чтобы Пруссия передала судно Reichsflotte, но пруссаки отказались. В том же месяце к прусскому отряду прибавились артиллерийские ялы "Germania и Concordia.

После прекращения боевых действий прусское военно-морское командование обсудило вопрос о продолжении службы "Preußischer Adler". 5 сентября 1848 старшие военно-морские офицеры созвали комиссию для оценки корабля; поскольку из-за неопределенной политической ситуации рейсы на почтовой линит Россия-Пруссия в Балтийском море не могли быть возоблены, первоначально решили просто вывести "Preußischer Adler" из эксплуатации. Но после того, как в феврале 1849 года Дания повторно мобилизовала свои силы для возобновления конфликта с герцогством Шлезвиг, военно-морской флот решил вернуть корабль на действительную службу, добавив две 32-фунтовые пушки.

Корабль был повторно введен в строй в мае 1849, и им снова командовал Барандон; к этому времени он был зачислен в прусский флот и получил звание лейтенанта-цур-зее. Перед кораблем была поставлена задача защитить от датской блокады немецкое судоходство в районе Штеттина и предотвратить нападения датских военных кораблей на прусское побережье. Теперь он стоял в Щеттине с "Amazone", буксирами "Uecker" и ""Pfeil"" и 2-й дивизией канлодок из 9 канонерских шлюпов, но иногда выходил в море.

26 июня 1849, когда он проводил стрельбы в Штеттинер-Хафф, пришло известие, что у Свинемюнде крейсирует датский военный корабль, который уже взял в качестве призов два прусских торговых судна. На борт "Preußischer Adler" поднялся коммодор Ян Шредер и направился в море на поиски блокадного корабля. Около 16:00 следующего дня у Брюстерорта (у Данцига) он обнаружил датский бриг "St. Croix". Корабли вступили в артиллерийскую дуэль на дальности от 750 до 1350 м, которая длилась до 21:30; это было первое морское сражение прусского флота. Датчане выпустили по прусскому кораблю около 200 снарядов, "Preußischer Adler" в ответ - 63 снаряда из мортир и шесть 32-фунтовых снарядов. Ни одна из сторон не получила значительных повреждений в бою, хотя в "Preußischer Adler" один раз попал снаряд, в результате которого погиб один матрос, что стало первой боевой смертью прусского флота.

"Preußischer Adler" вернулся в порт и был отправлен на верфь для ремонта поврежденного корпуса, а затем, в конце июля вернулся в Свинемюнде. Именно в эти дни, 24 июля 1849 было подписано второе перемирие, снова остановившее боевые действия, потому корабль вернулся в Штеттин, где оставался до ноября, когда после заключённого мирного договора между Пруссией и Данией его разоружили и вернули в почтовую службу.

Долгая зима не позволяла возобновить движение по маршруту Санкт-Петербург — Штеттин до мая 1850 года, но затем корабль работал на этом маршруте без происшествий до 1862 года, когда Санкт-Петербурга достигла Прусская Восточная железная дорога. Она была намного быстрее, чем пароход, сделав морской маршрут излишним и положив конец почтовой карьере "Preußischer Adler".

2-Я МОБИЛИЗАЦИЯ

В это время прусскому флоту требовался корабль для отправки на Средиземное море вместо авизо "Grille", которое решили использовать в качестве королевской яхты для официальных визитов. "Preußischer Adler" был введен в строй 18 июля 1862 и прибыл в Данциг для перестройки. В этот раз он получил на вооружение четыре 36-фунтовых орудия.

В июне 1863 г. корабль был сдан флоту подготовленным для заграничного путешествия; после напряженных споров между военно-морским командованием и администрацией по поводу надежности паровых двигателей корабля для длительного заграничного круиза. В то время интересам Германии угрожали беспорядки в Королевстве Греции, которые в 1862 году привели к смещению с греческого престола короля Греции Оттона, члена немецкого Дома Виттельсбахов. Второстепенной целью похода было патрулирование устья Дуная в Сулине на Черном море, право, предоставленное Пруссии и другим великим европейским державам (за исключением России) в соответствии с условиями Парижского договора, положившего конец Крымской войне в 1856 г. "Preußischer Adler" должен был быть отправлен в восточную часть Средиземного моря вместе с канонерскими лодками "Basilisk" и "Blitz". Командир корабля корветтен-капитан Густав Клатт был назначен командиром флотилии.

Корабли покинули Киль 19 сентября 1863 и 9 октября достигли Пирея (Греция). Оттуда они прошли через Дарданеллы и Босфор в Черное море для патрулирования Дуная, но пробыли там недолго, так, как уже 3 декабря получили приказ вернуться домой из-за роста напряженности между Данией и немецкими государствами. Проблемы с котлами на "Preußischer Adler" в сочетании с интенсивным использованием угля замедлили обратный путь в Пруссию (соединению пришлось неоднократно заходить в промежуточные гавани), и к 3 февраля 1864 года, когда снова разразилась война между Данией и Германской Конфедерацией, корабли только достигли Бреста.

Вторая Шлезвигская война возникла в результате ноябрьской конституции Дании, принятой в 1863 году, которая объединила герцогства Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург с Данией, что являлось нарушением Лондонского протокола, положившего конец Первой Шлезвигской войне. Кризис между Данией и Германской Конфедерацией перерос в открытый конфликт 1 февраля 1864 года, после того как Прусская и Австрийская империи предъявили Дании ультиматум о передаче спорных герцогств под контроль Австро-Пруссии. В то время датский флот намного превосходил имеющиеся военно-морские силы Пруссии, что позволило датчанам блокировать побережье Германии. На помощь пруссакам для прорыва датской блокады австрийский флот отправил коммодора Вильгельма фон Тегетгофа с винтовыми фрегатами "Schwarzenberg" и "Radetzky".

В то время как корабли Тегетгофа все еще находились в пути из Средиземного моря, три прусских корабля в течение нескольких дней оставались в Бресте из-за неопределенной ситуации в Северном море; пруссаки не были уверены в местонахождении датских военных кораблей в этом районе и не хотели рисковать, отправляя небольшую флотилию в возможные бои с превосходящими силами противника. К 15 февраля 1864 немцам стало известно, что датский флот направил в Ла-Манш только винтовой фрегат "Niels Juel", поэтому военно-морское командование приказало Клатту вернуться домой. Из Бреста корабли отправились в Шербур, для пополнения запасов угля. Затем они пошли прижались к побережью, чтобы избежать контакта с латским фрегатом и 15 февраля 1864 остановились в нидерландском Ден-Хелдере. Там они дождались прибытия фрегатов Тегетгофа и объединили свои силы, чтобы совершить последний и самый опасный этап пути в Куксхафен. В этот период датчане уже организовали эскадру Северного моря для патрулирования немецких кораблей в этом районе. Тегетгоф прибыл 1 мая и принял командование австро-прусской эскадрой, которая через два дня отправилась курсом на Куксхафен, которого маленькая австро-прусская эскадра достигла 4 мая 1864.

Утром 9 мая 1864 Тегетгоф узнал, что у острова Гельголанд патрулирует датская эскадра в составе паровых фрегатов "Niels Juel" и "Jylland" и корвета "Hejmdal" и решил атаковать их пятью кораблями под своим командованием, что привело к битве при Гельголанде. Во время последовавшего морского боя прусские корабли находились в стороне от австрийских фрегатов, иногда стреляя по датским судам, когда это было возможно, хотя и не имели большого успеха. Когда "Schwarzenberg" загорелся, Тегетгоф прервал бой и отошёл в нейтральные воды у Гельголанда, где корабли оставались до начала следующего дня. Во время пребывания у берегов Гельголанда прусские корабли, которые сами потерь не имели, отправили своих врачей на австрийские фрегаты, чтобы те помогали раненым. На следующее утро корабли вернулись в Куксхафен, а "Preußischer Adler" доставил раненых в госпиталь в Альтоне. Хотя датская эскадра одержала при Гельголанде тактическую победу, прибытие австрийских военных кораблей в Северное море вынудило датчан снять блокаду.

На следующий день после битвы обе стороны согласились на временное прекращение огня, и "Preußischer Adler" направился в Гамбург. В июне прибыла вторая австрийская эскадра, в состав которой входили линейный корабль "Kaiser" и броненосный фрегат "Don Juan d'Austria" под командованием вице-адмирала Бернхарда фон Вюллерсторф-Урбайра; теперь датский флот оставался в порту до конца войны и не стремился к битве, потому объединенный австро-прусский флот предпринял кампанию по захвату Северо-Фризских островов; "Preußischer Adler" был частью этого мощного флота, собранного для атаки под Вюллерсторф-Урбайром, но из-за проблем с котлом во время операций он оставался в Гамбурге и не принял участия в их проведении. Австрийские и прусские солдаты перешли на острова Зюльт и Фёр 12 июля 1864 без морской артиллерийской поддержки, хотя отдельные части флота оказывали поддержку солдатам, вступавшим в бой с обороняющимися датскими войсками.

Война закончилась 30 октября 1864 поражением Дании по Венскому договору, после чего начались ремонтные работы на проблемных котлах "Preußischer Adler", которые были завершены к марту 1865 года, после чего судно перешло в Данциг, где его вывели из компании для более тщательного ремонта. Ремонт был отложен до октября 1867 г. и продлился до февраля 1868 г.

11 августа 1868 г. "Preußischer Adler" был введен в строй для перевозки делегации высших морских офицеров в Россию; она отправилась в путь 20 августа во главе с директором военно-морского министерства вице-адмиралом Эдуардом фон Яхманном на борту вместе со своим адъютантом, капитан-лейтенантом Райнхольдом фон Вернером, начальником штаба Верховного командования капитаном-цур-зее Карлом Фердинандлм Батчем и начальником Артиллерийского управления корветтен-капитаном Георгом фон Шлейницем. Они встретились с министром ВМФ России вице-адмиралом Николаем Краббе и наблюдали за маневрами русского флота под руководством вице-адмирала Григория Бутакова. Затем "Preußischer Adler" отвез прусских офицеров обратно в Киль и немедленно принял на борт прусского короля Вильгельма I, великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франциска II и нового президента провинции Шлезвиг-Гольштейн Карла Шил-Плессена. Он доставил их на учебный артиллерийский корабль "Thetis" для наблюдения за экспериментами с новомодными торпедами и морскими минами в Кильском заливе. Поскольку зима 1868–1869 гг. была мягкой, корабль оставался в строю до начала 1869 г., хотя и с сокращенным экипажем.

20 января 1869 года "Preußischer Adler" доставил на завод Thames Iron Works в Лондон материалы для завершения строительства нового бронированного фрегата "König Wilhelm". На его борту также прибыл глава приемочной комиссии, корветтен-капитан Генрих Кёлер. "Preußischer Adler" оставался в распоряжении приемочной комиссии в Лондоне в течение последних месяцев работы над "König Wilhelm" и 4 мая сопровождал броненосец в Киль. Затем "Preußischer Adler" отправился участвовать в церемониях, связанных с основанием порта Вильгельмсхафен в бухте Яде, проходивших с 29 мая по 22 июня 1869. В августе и сентябре он участвовал в первых учениях вновь сформированной броненосной эскадры. Корабль оставался в строю до 13 октября 1869, когда был выведен из кампании на зиму. В начале 1870 года корабль был ненадолго был введен в строй для использования в качестве портового судна в Киле.

Он был мобилизован после начала франко-прусской войны в июле 1870 и служил флагманом контр-адмирала Эдуарда Хельдта, командира военно-морской базы Балтийского моря. Хельдт организовал Ostseestreitkräfte (Войска Балтийского моря) для защиты Балтийского побережья Пруссии. "Preußischer Adler" провел войну во Фридрихсорте, чтобы наблюдать за минным полем, установленным для защиты Кильской бухты. Французский флот отправил эскадру в Балтийское море, но плохое планирование помешало ее эффективности: она не располагала десантными силами и имела мало судов с мелкой осадкой, пригодных для действий вблизи берега. В результате 24 сентября 1870 они отошли, а шесть дней спустя Хельдт спустил свой флаг. После войны 19 марта 1871 г. военно-морское командование распустило Ostseestreitkräfte.

Первоначально "Preußischer Adler" оставался на службе в качестве сторожевого корабля в Киле, а затем был перечислен в тендер для командования базы. С 29 июня по 1 июля 1871 он помог броненосцу "Kronprinz" отбуксировать из Свинемюнде в Киль новый плавучий док. В конце июля 1871 он был придан в I отделению верфей для обучения инженеров и персонала котельных. В следующем месяце он доставил из Фленсбурга в Хайлигенхафен принца Фридриха Карла, а в середине августа 1871 корабль перевели из Киля в Вильгельмсхафен, где он продолжал служить в качестве тендера. В сентябре 1871 на борт "Preußischer Adler" поднялся генеральный инспектор военно-морского флота принц Адальберт для своего последнего похода в Северном и Балтийском морях; по завершении рейса корабль вернулся в Вильгельмсхафен, где был выведен в резерв.

В апреле 1872 года "Preußischer Adler" был введен в эксплуатацию для новой роли: охрана рыболовства. В то время британские рыболовные суда вторгались в воды Германии и начали нападать на немецких рыбаков, чтобы отогнать их, что вызвало обращение канцлера Отто фон Бисмарка к военно-морскому флоту с призывом решить эту проблему. "Preußischer Adler" было поручено патрулировать воды Германии, чтобы изгнать британские суда, занимающиеся незаконным рыболовством. Он начал эту службу 1 июля, заменив канонерку "Blitz". В феврале 1873 года он был снова выведен из эксплуатации, а в следующем, 1874 году возобновил обучение экипажей машин и котельных. В июле того же года она снова служила судном для защиты рыболовства, после чего в период с 1875 по 1877 год у него были короткие периоды обучения, и в конечном итоге 30 апреля 1877 года он был списан в последний раз. Из-за плохого состояния корпуса 27 ноября 1877 он был удалена из регистра боевых кораблей, но оставался на вооружении флота в качестве корабля-мишени в экспериментах с торпедами до 26 июня 1879 года. Новый глава торпедного отдела капитан-лейтенант Альфред фон Тирпиц хотел проверить эффективность оружия на судне с железным корпусом, и в этот день "Preußischer Adler" был потоплен двумя торпедами с миноносца "Zieten". Во время последующих работ по очистке залива от обломков носовое украшение корабля было поднято и хранится в военно-морском училище Мюрвика.

Некоторые командиры Preußischer Adler
08.1848 – 08.1849 лейтенант-цур-зее Paul Barandon
06.1863 – 10.1864 корветтен-капитан Gustav Klatt
03.1865 нет данных
08.1868 – 04.1877 нет данных

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto - Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 7), Mundus Verlag, Ratingen, De, 1993.
3 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto - Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 8), Mundus Verlag, Ratingen, De, 1993.
4 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
на английском
5 Embree, Michael - Bismarck's First War: The Campaign of Schleswig and Jutland 1864, Helion & Co., Solihull, 2007
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 04.06.2023

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1862-1867
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1877
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1848-1850
Бой у Гельголанда, рис. Josef Püttner, с права на лево: "Schwarzenberg", "Radetzky", "Preußischer Adler" и две канонерки.
Бой "Preußischer Adler" против датского брига "St. Croix" 27 июня 1849 года.
Следующая страница - прусский вооружённый пароход "Königin Elisabeth"
Предыдущая страница - прусский парусный корвет "Amazone".