Оглавление → Крейсера → Вспомогательные крейсера типа "Zieten"
→ Транспорты → Транспортные и госпитальные суда "Seydlitz" и "Scharnhorst"

  Крейсера  
  Транспорты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Государственные почтовые пароходы, планировались в качестве вспомогательных крейсеров (Hilfskreuzer)
тип

 Feldherren I 


Германия в 1914 г. 0 (5) ед. (пассажирские п/х, 1903-1904 гг.)
фактически ВМФ использовал 2 ед., в кач. транспортов и госпитальных судов.

 

*
Zieten
*
Roon
*
Seydlitz
*
Gneisenau
*
Scharnhorst
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Zieten <F. Schichau>, Данциг, стр. № 692 / 12.07.1902 года --- пассажирский лайнер комп. "Norddeutscher Lloyd", не вооружался, в 1914 интернирован в Мозамбике, в 1916 конфискован Португалией, "Tungue", 27.11.1917 потоплен подводной лодкой UB 17.
2 Roon <J. C. Tecklenborg >, Геестемюнде, стр. № 180 / 1.11.1902 --- пассажирский лайнер комп. "Norddeutscher Lloyd", 08.1914 интернирован в Чилачапе, Индонезия, с 1919 под британским контролем, с 1921 "Constantinoupolis", Греция, 1925 - слом.
3 Seydlitz <F. Schichau>, Данциг, стр. № 693 / 25.10.1902 --- пассажирский лайнер комп. "Norddeutscher Lloyd", перестройка отменена, в 1914 использовался, как транспорт снабжения, 01.1915-1918 интернирован в Аргентине, в 1933 разобран.
4 Gneisenau <AG Vulcan>, Штеттин / 1.04.1903 --- пассажирский лайнер комп. "Norddeutscher Lloyd", 08.1914 интернирован в Антверпене, 10.1914 затоплен в Шельде, 05.1917 поднят, но не восстановлен, 11.1918 конфискован Бельгией, 20.06.1920 продан Италии, "Citta di Genova", в 1930 - слом в Неаполе.
5 Scharnhorst <J. C. Tecklenborg >, Геестемюнде, стр. № 181 / 14.05.1904 --- пассажирский лайнер комп. "Norddeutscher Lloyd", не вооружался, с 11.08.1914 до 20.02.1915 плавучий госпиталь "Lazarettschiff A", с 8.09.1917 до 1918 транспорт "Transporter 11", 6.02.1919 конфискован Францией, с 1921 "La Bourdonnais", в 1934 - слом.
ТТХ
  Zieten Roon Seydlitz Gneisenau Scharnhorst
Водоизмещение полное . . 11900 т . 15950 т
регистровое 8066 брт 8022 брт 8008 брт 8081 брт 8388 брт
Размерения длина МП ок. 137 м 138,3 м 137,2 м 138,35 м 138,26 м
полная 143,15 м . 143,15 м . 143,6 м
ширина 16,9 м 17,0 м 16,9 м 16,98 м 16,97 м
осадка 10,8 м . 8,53/10,9 м . 8,53 м
высота борта на миделе ок. 12 м. . 11,89 м 11,9 м .
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2X4-лопастных гребных винта
. МО 2 ПМ тройного расширения (3 цил.)
. КО 4 ПК 4 ПК 4 ПК 4 ПК 4 ПК (14,5 атм., 1582 м²)
мощность 6000 л.с. . 6500 л.с. . 6000 л.с.
Ходовые данные скорость 14/15 уз. 14 уз. 14,5 уз. 14 уз. 14,5 уз.
дальность плавания на () уз. . . . . 4000 миль (14,5)
Экипаж ок. 150 чел. . 155/гражд. 190 чел. . 188 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, 3 палубы
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
не устанавливалось
"Seydlitz", как транспорт снабжения: 4150 тонн угля и 1380 тонн пресной воды
"Scharnhorst", как госпитальное судно: 297 коек, 47 чел. мед-персонала
"Scharnhorst", как транспорт: несколько сотен лошадей и неск. десятков автомобилей, 4 десантные лодки

 

Среди немецких лайнеров, изначально оборудованных для возможного использования в качестве вспомогательных крейсеров - рейдеров, были пять пароходов первой серии типа "Feldherren" восточно-Азиатской линии бременской компании "Norddeutscher Lloyd" (NDL). Капитаны этих лайнеров имели на этот случай соответствующие инструкции. Необходимость их использования в военных целях обуславливалась тем, что они использовались государственной почтовой службой и получали от государства субсидии.

Суда относились к океанским грузо-пассажирским лайнерам относительно небольших размеров с достаточно умеренной скоростью. Они были заказаны, когда выяснилось, что пароходы типа "Barbarossa" тоннажём более чем 10000 брт оказались слишком большими и дорогими для эксплуатации в течение всего сезона и недостаточно приспособлены для тропической погоды. Новые пароходы были меньше, особое внимание уделялось условиям плавания в тропиках. В передней части главной палубы находились каюты для пассажиров III класса, на верхней палубе - столовая и часть кают 1-го класса, в задней надстройке - столовая и каюты II класса. На прогулочной палубе были еще каюты 1-го класса, а за трубами - курительный салон. Задняя надстройка имела общие комнаты для второго класса. Суда могли при необходимости разместить большое количество пассажиров (до 2000) на промежуточной и нижней палубах, но обычно это место использовалось только для груза. Для погрузки и разгрузки имелось 6 паровых лебедок и 4 паровых крана. Экипаж насчитывал около 150 человек. Пароходы были оснащены электрическим освещением и имели все условия для комфорта и безопасности пассажиров.

С началом войны три из них: "Zieten", "Roon" и "Gneisenau" были интернированы в нейтральных портах и позже реквизированы, при этом "Zieten", как и планировалось в случае войны, встретился с крейсером "Königsberg", но от идеи вооружить пароход и отправить в рейд отказались, в первую очередь - из-за его недостаточной скорости, а также из-за малого запаса угля.

"Seydlitz" также находился в заграничном рейсе, но успел перейти в лояльное к Германии Чили, и использовался, как транспорт снабжения для Восточно-Азиатской крейсерской эскадры графа фон Шпее, а после гибели эскадры был интернирован в Аргентине. Лишь один "Scharnhorst" встретил войну дома и первые полгода после её начала служил в качестве госпитального судна, но затем был демобилизован и долго стоял без дела. Он понадобился только ближе к концу войны, когда был зачислен в отряд транспортов для десанта на Балтийские острова.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Zieten / Roon / Seydlitz / Gneisenau / Scharnhorst

 

Zieten

 

"Zieten" был спущен на воду 12 июля 1902 года на верфи F. Schichau в Данциге для компании Norddeutscher Lloyd, в январе 1903 года сдан заказчику и 25 января 1903 вышел в свой первый рейс в Нью-Йорк. Позже он выполнил ещё восемь подобных рейсов, а в апреле 1912 года - один в Монреаль. Но чаще он ходил - на Дальний Восток, с 25 ноября 1903 выполнив 15 рейсов в Австралию и 12 - в Китай.

Начало войны застало пароход у островов Куриа-Муриа, идущим в Суэцкий канал, где он мог быть конфискован. На борту находился следовавший домой сменный экипаж немецкого гидрографического судна "Planet" из 98 человек во главе с командиром обер-лейтенантом Бруксом. По предварительному согласованию по радио, 10 августа он встретился с крейсером Königsberg, но задуманное переоборудование во вспомогательный крейсер не произошло, в том числе и потому, что он не располагал достаточным запасом угля (загрузился по расписанию в Адене и имел только лишь 4-дневный запас) и мог дойти только в еще нейтральную Португальскую Восточную Африку. Пароход передал немецких моряков на крейсер, принял экипаж и пассажиров с потопленного британского судна "City of Winchester" и отправился в португальский Мозамбик, где был интернирован.

В феврале 1916 года пароход был конфискован португальскими властями и введен в строй, как транспорт "Tungue" под управлением компании Maritimos do Estado, которая отвечала за техническое обслуживание и эксплуатацию судов, конфискованных у Германии. В 1917 году британцы зафрахтовали корабль. 27 ноября 1917 года на пути из Карачи в Милос он был потоплен немецкой подводной лодкой UB 17 в 120 милях к северу от Порт-Саида.

 

Roon

 

"Roon" был спущен на воду 1 ноября 1902 года на верфи Tecklenborg AG в Геестемюнде для компании Norddeutscher Lloyd и в апреле 1903 года сдан заказчику. Он был рассчитан на 109 пассажиров 1-го класса, 102 - 2-го класса и 1700 - 3-го класса. 15 апреля 1903 года он вышел из Бремена в свой первый рейс через Суэц на Дальний Восток, 19 февраля 1990 года начал первый рейс в Австралию, 2 марта 1909 года - Нью-Йорк. Всего он выполнил 14 рейсов в Китай (последний рейс из Гамбурга начался 5 октября 1911 года), 9 - в США (последний рейс из Бремена начался 6 июля 1913 года) и 10 - в Австралию (в последний рейс из Бремена вышел 1 июля 1914 года).

После начала войны в августе 1914 пароход нашёл убежище в нейтральном Чилачапе на Яве и простоял там до конца войны, поэтому о военном использовании речь не шла. Переданный по репарациям Британии в 1919 году, он в 1920 году перешёл к греческим владельцам и эксплуатировался под именем в "Constantinoupolis", но не долго - уже в мае 1925 года его отправили на слом в Германию.

 

Seydlitz

 

"Seydlitz" был спущен на воду 25 октября 1902 года на верфи F. Schichau в Данциге для компании Norddeutscher Lloyd, достройка парохода был завершена 4 июня 1903 года. Он был рассчитан на 110 пассажиров 1-го класса, 115 - 2-го класса и 138 3-го класса. Мог при необходимости также взять 1940 дешёвых эмигрантов на промежуточную палубу.

5 августа 1903 года "Seydlitz" вышел в первый рейс в Восточную Азию (в общей сложности шесть рейсов), с февраля 1905 года ходил также в Австралию (18 раз). Кроме того, в период с марта 1906 года по апрель 1914 года также выполнил семь рейсов между Европой и Нью-Йорком, в октябре 1913 года - в Филадельфию и в марте 1913 года - единственный рейс в Южную Америку. В октябре 1913 года, по пути в Филадельфию, он вместе с другим судами пришёл на помощь британскому эмиграционному кораблю "Volturno", который загорелся в Атлантике, и спас 46 человек. Перед началом войны NDL и HAPAG договорились о будущем сотрудничестве в Восточной Азии. Немецкие судоходные компании планировали с 15 октября 1914 года иметь общую линию, но война помешала этим планам.

3 июня 1914 года "Seydlitz" отправился в Австралию, как и планировалось. Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, он находился в Сиднее, однако ещё успел под командованием капитана Лойса покинуть порт 3 августа 1914 года и перешёл в Вальпараисо (Чили), где принял на борт 4150 тонн угля и 1380 тонн пресной воды для снабжения Восточно-Азиатской крейсерской эскадры графа фон Шпее. Кроме того, на нём было установлено медицинское оборудование для использования в качестве лазарета.

19 октября 1914 пароход вышел из Вальпараисо и 26 октября встретил эскадру у о. Мас-а-Фуэра, где приступил к погрузке угля на крейсера. Через 2 дня эскадра ушла. Следующая встреча произошла 21 ноября в бухте Сент-Квентин, где продолжилась бункеровка. 26 ноября "Seydlitz" вышел с эскадрой, которая направилась к мысу Горн и достигла его 2 декабоя, по пути выдержав сильный шторм. После очередной погрузки угля, 6 декабря эскадра направилась к Фолклендским островам, где 8 декабря 1914 г. у Порт-Стэнли встретила превосходящие силы противника.

В ходе последующего боя у Фолклендских островов немецкая эскадра была полностью разгромлена. Пользуясь тем, что англичане целиком увлеклись боем с немецкими крейсерами, "Seydlitz" сумел уйти и 10 декабря укрылся в Сан-Антонио. Позже он прятался в различных других портах Патагонии и, наконец, 24 января 1915 года был интернирован в военном порту Баия Бланка, Аргентина. При угрозе захвата в 1917 году экипаж вывел из строя паровые машины.

После войны "Seydlitz" смог вернуться в Германию лишь в 1920 году - после ремонта разрушенных машин. По соглашению от августа 1921 года судно не подлежало передаче победившим державам и вошло в число шести оставшихся трансатлантических кораблей Norddeutschen Lloyd.

После ремонта и переоборудования "Seydlitz" брал 666 пассажиров: 192 2-го класса и 474 3-го класса, регистровый тоннаж теперь был 7942 брт. 12 ноября 1921 года лайнер вышел в свой первый послевоенный рейс, как первый пассажирский корабль NDL после мировой войны. Маршрут вёл в Рио-де-ла-Плата (Бразилия) через Ла-Корунью, Вильягарсию-де-Ароза и Виго. С 11 февраля 1922 года судно ходило также в Соединенные Штаты. В 1927 году "Seydlitz" ходил (в основном с грузом) на линии Гамбург - Бремерхафен - Филадельфия - Балтимор. В январе 1928 года корабль был перестроен под пассажиров каютного, туристического и III классов и теперь использовался на линии в Гавану и Галвестон. 27 июня 1931 года он вышел в обратный рейс из Галвестона - который оказался последним. Из-за Великой депрессии в июле 1931 года его пришлось поставить на стоянку в Бремерхафене, а в 1933 году он был разобран.

 

Gneisenau

 

"Gneisenau" был построен в 1903 году на верфи AG Vulcan в Штеттине для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 124 пассажира 1-го класса, 116 - 2-го класса и 1862 - 3-го класса. Он был спущен на воду 1 апреля 1903 года и 2 сентября 1903 года вышел из Бремена в первый в Австралию через Суэц. 6 июля 1904 года она начала свой первый рейс Бремен - Суэц - Дальний Восток и выполнил семь таких рейсов. Первое плавание по маршруту Бремен - Нью-Йорк началось 18 марта 1905 года, а десятое и последнее на этом маршруте - 3 апреля 1909 года. 29 июля 1914 года корабль отправился в свой 17-й и последний рейс Бремен - Австралия.

Начало войны застало судно в самом начале пути и капитан поспешил укрыться в Антверпене, однако германия почти сразу вторглась в Бельгию и пароход был реквизирован, а в ходе боёв во Фландрии в октябре 1914 затоплен в устье Шельды, чтобы перекрыть фарватер. В мае 1917 года немцы подняли корабль и пришвартовали в Антверпене, где начали его ремонтировать, но до эвакуации войск ремонт не был закончен и в ноябре 1918 года пароход был брошен при отступлении и вновь достался Бельгии.

20 июня 1919 года бельгийци продали его итальянской компании, и после ремонта там-же в Антверпене, корабль ходил на линии между Генуей, Фримантлом, Мельбурном, Сиднеем и Брисбеном под новым именем "Citta di Genova". С началом мирового экономического кризиса пароход стал убыточным и в 1930 году был сдан на слом в Неаполе.

 

Scharnhorst

 

"Scharnhorst" был построен в 1904 году на верфи Tecklenborg в Геестемюнде для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 114 пассажира 1-го класса, 115 - 2-го класса и 1800 - 3-го класса. Корабль был спущен на воду 14 мая 1904 года, 20 августа был сдан заказчику и 31 августа 1904 года вышел в первый рейс из Бремена в Сидней через Саутгемптон, Суэц, Фримантл, Аделаиду, Мельбурн. 25 мая 1905 г. начался первый рейс Гамбург - Суэцкий край - Дальний Восток (всего 3 рейса), 5 декабря 1948 г. - первый рейс Бремен - Нью-Йорк (5 рейсов, в последний вышел 21 февраля 1914 г.). 8 апреля 1914 г. пароход вышел в последний рейс (19-й в Австралию) через Саутгемптон в Сидней и успел вернуться домой до начала войны.

11 августа 1914 "Scharnhorst" был мобилизован, но вооружать его не стали, а использовали в качестве плавучего госпиталя, как "Lazarettschiff A". Были оборудованы палаты на 297 коек, операционные, аптеки, лаборатории, морг, искуственная вентиляция и отопление. Медицинский персонал составил 47 человек, кроме которых в штат экипажа вошли 29 военных и 157 гражданских моряков. После оборудования полноценных береговых госпиталей, 20 февраля 1915 года пароход был демобилизован, а оборудование и персонал перевели на берег.

Два с половиной года судно стояло у причала без применения, пока 8 сентября 1917 года не было вновь мобилизовано, теперь в качестве транспорта "Transporter 11" для участия в высадке на Балтийских островах, а в феврале-мае 1918 года он участвовал в Финской операции. К концу войны корабль был демобилизован.

Сразу после войны "Scharnhorst" использовался в качестве транспорта для обмена пленными и во время такого рейса 6 февраля 1919 года был конфискован в Шербуре французским правительством в рамках ожидаемых репараций и передан судоходной компании Chargeurs Réunis, которая обменяла его компании Messageries Maritimes на другой немецкий трофей "Buenos Aires". 17 февраля 1919 года судно выполнило три рейса для армии, доставляя домой демобилизованные колониальные войска по маршрутам Шербур - Касабланка (март 1919 г.), Марсель - Хайфон (июнь - октябрь 1919 г.) и Марсель - Шанхай (декабрь 1919 г. - апрель 1920 г.).

В 1921 году пароход был передан Compannie Générale Transatlantique (CGT), переименован в "La Bourdonnais" и оборудован под 122 каютных пассажира и 500 человек в третьем классе. 2 апреля 1921 года он вышел в первый рейс из Гавра в Нью-Йорк. По этому маршруту он в последний раз отплыл 20 января 1923 года, а с 3 марта 1923 года ходил в Нью-Йорк из Бордо. 31 января 1931 года пароход отправился в последний рейс из Бордо с эмигрантами в Нью-Йорк через Виго и Галифакс. Вернувшись из рейса, из-за мирового экономического кризиса, 5 марта 1931 года он был поставлен на прикол в Бордо, а в 1934 году продан на слом. 11 октября 1934 года он прибыл в Геную, где и был разобран.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 4., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1986.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 5., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1988.
3 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1990.
4 Drechsel, Edwin: Norddeutscher Lloyd Bremen, 1857–1970; History, Fleet, Ship Mails. Band 1. Cordillera Publ., Vancouver, 1995
5 Herbert, Carl: Kriegsfahrten Deutscher Handelsschiffe. Broschek & Co, Hamburg, 1934.
6 Kludas, Arnold: Die Seeschiffe des Norddeutschen Lloyd. Band 1: 1857 bis 1919. Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford 1991
7 Kludas, Arnold: Die Seeschiffe des Norddeutschen Lloyd 1857 bis 1919. Koehlers Verlagsgesellschaft, 1991
8 Reinke-Kunze, Christine: Geschichte der Reichs-Post-Dampfer. Verbindung zwischen den Kontinenten 1886–1914. Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford 1994
9 Rothe, Claus: Deutsche Ozean-Passagierschiffe. 1896 bis 1918. Steiger Verlag, Moers 1986
10 Schmelzkopf, Reinhart: Die deutsche Handelsschiffahrt 1919-1939. Stalling, Oldenburg-Hamburg, 1974
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 24.05.2020

 




 

 
Торговый флаг Германской империи 1903-1918
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1914-1918
Торговый флаг Германии, 1921-1933
Торговый флаг Португалии, 1916-1917
Торговый флаг Британии, 1919-1921
Торговый флаг Греции, 1921-1925
Торговый флаг Франции, 1921-1934
Торговый флаг Италии, 1920-1930
Scharnhorst
"Scharnhorst"
La Bourdonnais
"La Bourdonnais"
Scharnhorst
"Scharnhorst"
Gneisenau
"Gneisenau"
Citta di Genova
"Citta di Genova"
Gneisenau
"Gneisenau"
Seydlitz
"Seydlitz"
Seydlitz
"Seydlitz"
Seydlitz
"Seydlitz"
Seydlitz
"Seydlitz" в Чарльстоне после войны.
Seydlitz
"Seydlitz"
Seydlitz
"Seydlitz"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten"