Оглавление → Крейсера → Вспомогательный крейсер "Seeadler"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательный крейсер (Hilfskreuzer)

 Seeadler 


Германия, 1916 г. 1 ед. (грузовой парусник, 1878 г.)

 

*
Seeadler
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Seeadler <Robert Duncan & Co.>, Глазго, Британия, стр. № 237 / 9.08.1888 2.12.1916 грузовой парусник "Pass of Balmaha" комп. "Harby Steamship Co.", Нью-Йорк, США, 21.07.1916 захвачен ПЛ "U-36" /// 1 рейд, псевдонимы "Maletta", "Carmoe", "Kalliope" (?), "Hero" (?) и "Irma", 2.08.1917 разбит цунами у о. Мопелия.
+ плавсредства экипажа после гибели корабля
+ Kronprinzessin Cecilie мотобот с "Seeadler" 23.08.1917 2.09.1917 захвачена британской полицией на о. Вакая (Фиджи).
+ Fortuna французская шхуна "Lutece", захвачена на о. Мопелия 09.1917 4.10.1917 разбилась у о. Пасхи.
+ Moa новозеландская шхуна, захвачена на о. Мотухи 12.1917 вскоре захвачена британским п/х на о. Макаули.
ТТХ
Водоизмещение полное 4500 т
регистровое 1571 брт
Размерения длина МП 74,3 м
полная 83,5 м
ширина 11,81 м
осадка 5,5 м
высота борта на миделе 8,23 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 4,8 м
1 МО 1 дизель Calers-Freres (4 цил., 2-тактный)
3 мачты полный парусник 2600 м²
мощность 900 л.с.
Ходовые данные скорость (под дизелем) 9 уз.
запас топлива 2100 т. соляра
дальность плавания на 9 уз. 40000 миль
Экипаж 64 чел. (7 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, 2 палубы, 5отсеков, 4 люка
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
2 - 105 мм/45 (400 снарядов)
по некоторым данным + 2 пулемёта (не подтверждено)
по некоторым данным + 2 ТА (не подтверждено)

 

 

Третий рейдер последней волны, "Seeadler", был самым необычным вспомогательным крейсером. Это был трофейный американский парусник "Pass of Balmaha" с максимальной скоростью всего 9 узлов и вооружённый лишь двумя 10,5-см пушками. Таким образом его боевая ценность была минимальной и весь расчёт был только на маскировку и неожиданность. Как показал рейд, расчёт себя вполне оправдал.

Стальной винджаммер "Pass of Balmaha" был построен британской верфью Robert Duncan and Company в 1888 году для компании David R Clark (Messrs Gibson & Clark) в Глазго и 20 лет ходил под флагом этого владельца под регистрационным номером 95087 и позывным KTRP. В феврале 1908 года парусник был продан за 5500 фунтов стерлингов компании The River Plate Shipping Company Ltd из Монреаля. Портом регистрации оставался Глазго, но управляли компанией американские владельцы в Бостоне. К 1910 году "Pass of Balmaha" был передан Ship Pass of Balmaha Company Ltd в Монреале под управлением Джорджа I Дьюара из Торонто. Обе эти компании служили интересам американских перевозок пиломатериалов. Вскоре после начала Первой мировой войны в 1914 году парусник был переведен под нейтральный флаг США и зарегистрирован в Бостоне, как собственность компании Harby Steamship Company Ltd из Нью-Йорка, входящей в состав Harris-Irby Cotton Company.

Довольно необычны обстоятельства захвата судна немцами. В июне 1915 года оно выло из Нью-Йорка в Архангельск с грузом хлопка для России. У побережья Норвегии парусник был остановлен британским вспомогательным крейсером "Victorian" и досмотрен на предмет контрабанды. Британский капитан нашел причину для подозрений и приказал паруснику идти в Керкуолл на Оркнейских островах для дальнейшего осмотра, оставив на борту призовой экипаж из офицера и шести матросов. К большой ярости капитана "Pass of Balmaha" Скотта, британцы заменили нейтральный американский флаг на британский. Это означало, что теперь корабль признавался в качестве воюющей стороны. Так оно и вышло: уже 21 июля 1915 парусник был остановлен германской подводной лодкой U-36. Для того, чтобы избежать конфискации, Скотт спрятал британский призовый экипаж в трюме и заменил Юнион Джек на звездно-полосатый флаг. Командир U-36, капитан Эрнст Графф, не был полностью убежден и приказал "Pass of Balmaha" идти в Куксхафен на проверку, на борту был оставлен немецкий мичман. Скотт и его команда, обиженные на вмешательство британцев, держали британских моряков взаперти. Парусник добрался до Куксхафена без особых происшествий и был осмотрен немецкой инспекцией. Затем капитан Скотт сдал немцам британскую команду, которая была тут-же взята в плен. За сотрудничество американцам был разрешен свободный выезд в нейтральную страну, но судно объявили собственностью немецкого флота. Целый год парусник простоял без дела.

Так, как немецким торговым рейдерам, которым удалось прорваться в океан, не хватало иностранных или колониальных баз для пополнения запасов угля, у капитана-лейтенанта Феликса графа фон Люкнера (Felix von Luckner), 35 летнего масона большой физической силы (он мог складывать монеты между пальцами и голыми руками рвать телефонные книги), возникла идея оборудовать для этих целей парусное судно, так как оно не требовало угля и потому имело неограниченный радиус действий. Его выбор пал на "Pass of Balmaha", которому 16 июля 1916 года для маскировки присвоили временное имя "Walter" и отправили на верфь J. S. Tecklenborg в Бременхафене. Там он был оснащен вспомогательным дизельным мотором в 900 лошадиных сил, довольно мощным для того времени, помещениями для дополнительных членов экипажа, двумя скорострельными 105-мм пушками Круппа, скрытно установленными по обе стороны полубака, двумя скрытыми крупнокалиберными пулеметами и парой подводных торпедных аппаратов. Это оружие использовалось редко (торпедные аппараты вообще никогда не использовались, не все источники подтверждают даже их установку), и большинство из 15 кораблей, задержанных рейдером, были потоплены подрывными патронами. На судне также установили генератор дымовой завесы, мощный радиопередатчик, скрытый арсенал с взрывными устройствами и винтовками для призовой команды, а также достаточно комфортабельные места для 400 пленников. При этом внешний вид не претерпел абсолютно никаких изменений.

Чтобы обмануть британские сторожевые корабли, парусник был снабжен фальшивым бортовым журналом, замаскированным под норвежского перевозчика леса "Maletta" (по другим данным, журнал был подлинным, украденным в Копенгагене). Люкнер проявил значительную энергию в тщательном подборе команды (5 офицеров и 58 мотивированных молодых людей), все они имели опыт плавания в гражданском флоте и владели норвежским языком. Выход отложили, пока ожидалось прибытие из США подводной лодки "Deutschland", и за это время настоящая "Maletta" вышла из Дании. Маскировку переделали на "Carmoe", однако настоящее судно с этим именем было в то-же время также досмотрено британцами, и легенду вновь пришлось менять, теперь на имя "Irma". Тут стоит отметить, что Грёнер указывает другие имена: "Maletta" → "Kalliope" → "Hero" → "Maletta".

РЕЙД

21 декабря 1916 года рейдер" вышел в море из Везера и в шторм направился на север к Норвегии, а затем повернул на запад в промежуток между Исландией и Фарерскими островами. 31 декабря в 180 милях к SW от Исландии он был остановлен для досмотра британским вспомогательным крейсером "Avenger", но не вызвал никаких подозрений. Камуфляж был идеальным.

Оказавшись в безопасности, Люкнер выбрал курс на юг через центральную Атлантику. У Азорских островов он настиг первые свои жертвы: 9 января 1917 года - британский пароход "Gladis Royle" в 9 268 тонн; 10 января - 3095-тонный британский пароход "Lundy Island".

Затем "Seeadler" перешёл в зону пассатов в центральной атлантике, где ходили парусники с чилийским нитратом, необходимым для производства боеприпасов, и в течение следующих нескольких недель задержал большинство своих призов: 21 января - 2199-тонный французский барк "Charles Gounod"; 24 января - 364-тонную британскую шхуну "Perce"; 3 февраля - 3071-тонный французский барк "Antonin"; 9 февраля - 1811-тонный итальянский парусник "Buenos Ayres"; 19 февраля - 2431-тонный британский барк "Pinmore"; 26 февраля - 1953-тонный британский барк "British Yeoman"; 27 февраля - 2200-тонный французский барк "La Rochefoucauld"; 5 марта - 2206-тонный французский барк "Dupleix"; 11 марта - 3609-тонный британский пароход "Horngarth". При этом на "Pinmore" в составе досмотровой группы поднялся сам Люкнер, потому, что он 14 лет назад, в 17-летнем возрасте ходил матросом на этом судне, что не помешало ему затопить барк. 21 марта Люкнер захватил 1863-тонный французский барк "Cambronne", передал на борт 207 пленных и отправил в Рио-де-Жанейро, предварительно срубив стеньги для уменьшения скорости.

     

Прибытие "Cambronne" в Бразилию 30 марта раскрыло британцам присутствие в океане нового немецкого рейдера, но Люкнер к этому времени уже был далеко на юге, 18 апреля обогнул мыс Горн, вышел в Тихий океан и направился на север вдоль чилийского побережья. Дважды "Seeadler" встречал британские корабли: вспомогательный крейсер "Otranto" и броненосный "Lancaster", но смог скрыться от них в шквале. Не выдавая себя до поры, к началу мая рейдер дошёл до о. Мас-а-Тьерра, откуда направился на северо-запад, в центральную часть Тихого океана к югу от Гавайев. Когда Люкнер узнал, что в войну против Германии вступили Соединенные Штаты, он начал охоту на американские суда, взяв ещё три приза: 14 июня - 529-тонную шхуну "A. B. Johnson"; 15 июня - 673-тонную шхуну "R. C. Slade" и 8 июля - 731-тонную шхуну "Manila".

К этому времени "Seeadler" находился в море более полугода, и Люкнер решил направиться к отдаленным островам Общества к западу от Таити, чтобы дать своей команде отдохнуть и почистить загрязненное днище корабля. 31 июля рейдер встал на якорь на атолле Мопелия, но утром 2 августа якорь перестал держать, и комбинация течений и ветра вынесли судно на коралловый риф (позиция 16°53'S, 153°55'W), где он был полностью разрушен. Причиной дрейфа на риф возможно была небрежность при постановке на якорь, но Люкнер утверждал, что на риф корабль был выброшен огромной волной, похожей на цунами.

       

Таким образом, в течение 225 дней, проведённых в Атлантическом и Тихом океанах, рейдер задержал 16 вражеских судов, 14 из которых затопил, в том числе три парохода, которые в соответствии с приказом останавливать не рекомендовалось - ведь пароход мог уйти от парусника, сообщить о парусном рейдере и раскрыть всю маскировку. Но этого не произошло. Под видом, в зависимости от обстоятельств, норвежского, британского или американского торгового судна, Люкнер заманивал своих жертв, иногда имитируя пожар или прося указать хронометрическое время. Отсутствие радио заставляло корабли приближаться, чтобы помогать друг другу. При захватах оружие использовалось минимально - за весь рейд погиб только один моряк - радист с британского парохода "Horngarth", который пытался отправить сообщение и немецкие артиллеристы дали залп по радиорубке. С захваченными моряками обращались должным образом, им давали ту же еду, что и всему экипажу. Капитаны и офицеры затонувших кораблей сидели за одним столом с графом Люкнером, был даже сформирован "капитанский клуб".

результаты рейда (развернуть)
дата тип имя тоннаж владелец груз примечания фото
СЕВЕРНАЯ АТЛАНТИКА
9.01.1917 грузовой пароход Gladis Royle 3268 James Westoll Ltd., Сандерленд, Британия уголь потоплен подрывными патронами в 120 милях к SW от Санта-Марии, Азорские о-ва
10.01.1917 грузовой пароход Lundy Island 3095 Williams O. & Watkin & Co., Кардиф, Британия сахар потоплен артиллерией и подрывными патронами в 190 милях к SW от Санта-Марии, Азорские о-ва
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АТЛАНТИКА
21.01.1917 грузовой барк Charles Gounod 2199 Norbert & Gullion, Франция кукуруза потоплен подрывными патронами к N от скал Сан-Паул
24.01.1917 грузовая шхуна Perce 364 Канада габардин, шерсть, рыба потоплена артиллерией в центральной Атлантике
3.02.1917 грузовой барк Antonin 3071 Bordes, Antoine-Dominique & Fils, Франция селитра потоплен подрывными патронами в центральной Атлантике
9.02.1917 грузовой барк Buenos Ayres 1811 Scotto Biago Lachianca, Прочида, Италия селитра затоплен в центральной Атлантике
19.02.1917 грузовой барк Pinmore 2431 Brailli R.D. & Co., Гринок, Британия в балласте потоплен подрывными зарядами в центральной Атлантике, в 100 милях от берега Бразилии
25.02.1917 грузовой барк Viking 2959 De Forenede Dampskibs AS, Копенгаген, Дания ??? досмотрен и отпущен
26.02.1917 грузовой барк British Yeoman 1953 Британия циплята и свиньи затоплен в центральной Атлантике
26.06.1917 грузовой барк La Rochefoucauld 2200 Guillon R. & Fleury R., Нант, Франция ??? 26.06.1917 затоплен к NW от скал Сан-Паул
5.03.1917 грузовой барк Dupleix 2206 Societe Anon Des Armateurs Nantais, Нант, Франция ??? затоплен в центральной Атлантике
11.03.1917 грузовой пароход Horngarth 3609 Turnbull Bros. Co. Ltd., Кардиф, Британия ??? затоплен в 220 милях ENE от от скал Сан Паул
21.03.1917 грузовой барк Cambronne 1833 Франция ??? отпущен с пленными в Рио-де-Жанейро, прибыл 30 марта
ТИХИЙ ОКЕАН
14.06.1917 грузовая шхуна A. B. Johnson 529 Wilson Bros & Co., Сан Франциско, США пиломатериалы 15 июля сожжён
18.06.1917 грузовая шхуна R. C. Slade 673 США копра потоплена в Тихом океане
8.07.1917 грузовая шхуна Manila 731 Hooper J. A., США в балласте потоплена в Тихом океане

 

СОБЫТИЯ ПОСЛЕ РЕЙДА

Люкнер и его люди сняли и свезли на берег все полезное с корабля, сделали из парусов палатки и вскоре на берегу вырос "город" под названием Seeadlerdorf. В конце концов там появилось ещё две деревни, которые были построены американскими и французскими пленниками. На острове было также несколько хижин местных охотников за черепахами, которые сперва были очень обеспокоены, но позже вошли в доверие. Люкнер "объявил" остров Мопелия немецкой колонией и дал ему имя невестки императора Сесилии. Колонисты прогуливались по "променаду Морского орла", слушали концерт духового оркестра на "Рыночной площади" и пользовались бесконечным пляжем для купания. Новый "губернатор" позже говорил, что многие богатые люди отдали бы состояние, что-бы несколько недель летом побыть в этом раю.

Но Люкнер не хотел оставаться на острове Мопелия. Спрятав свой военный сундук (на борту каждого судна в то время был большой запас золотых монет, чтобы подготовиться к возможному ремонту, оплатить товары, купить необходимый уголь и т. д.) и устроив все, что было необходимо для выживания экипажа и заключенных на острове, он приказал сжечь затонувший корабль. Одна из двух снятых с разбитого корабля 6-метровых моторных лодок была оборудована такелажем и пулеметом, получила имя "Kronprinzessin Cecilie" и 23 августа 1917 года вышла в море с графом Люкнером и 5 добровольцами курсом на Фиджи, где они надеялись захватить более крупный парусник и вернуться, чтобы забрать своих спутников. Лодка вошла в историю как "самый маленький крейсер военно-морского флота Германии".

Пройдя 450 миль, открытый катер достиг английских островов Кука без воды и провизии. Для мастера на все руки Люкнера появилась возможность доказать ещё и свой актерский талант. Он сыграл для англичан «жуткого» голландца в приключенческой поездке и получил всё, что было необходимо. Одиссея Люкнера и его людей продолжалась ещё 25 дней и 1350 миль по Тихому океану, пока они не высадились на островке Вакая (Фиджи) 2 сентября. К этому времени лодка протекала, питьевая вода стала солоноватой, провиант сгнил, и вскоре остались только твердый хлеб и вода. Давала о себе знать цинга. На острове путешественники обнаружили американскую шхуну и пытались ее угнать. Но команду обнаружили англичане, арестовали и доставили ​​в лагерь для военнопленных в Новой Зеландии. Сначала их привезли на остров Сува, а затем на остров Мотухи недалеко от Окленда.

Командир лагеря недооценил своих новых заключенных. В декабре 1917 года творческий капитан и его люди угнали у начальника 9-метровую моторную лодку "Perle", и бежали. Под предлогом желания устроить пьесу о битве при Скагерраке, команда договорилась, чтобы англичане сделали реквизит, который включал военный флаг Рейха, нарисованный на листе и старую саблю. Оснащенные этим "оборудованием", пираты угнали новозеландскую шхуну "Moa" и ограбили магазин продовольственных товаров на острове Кертис. Удовольствие каперов вновь плавать под картонным имперским военным флагом было недолговечным: на острове Макаули они были задержаны британским пароходом "Iris", у которой в то время была пушка на борту. Они снова были схвачены и интернированы в Литтелтоне, остров Рипапа. Граф фон Лукнер и моряки вернулись в Германию лишь в июле 1919 года, после окончания войны.

Остальной экипаж "Seeadler", оставленный на Мопелии, в сентябре 1917 года захватил приблизившуюся к маленькой колонии ничего не подозревающую, французскую двухмачтовую 126-тонную шхуну "Lutece". Они переименовали корабль в "Fortuna", уже на следующий день подняли на нём военный флаг Рейха и, оставив заключенных с запасами на два месяца и маленькой лодкой, несмотря на плохое состояние судна, отправились в плавание и чудесным образом в ночь на 4 октября достигли островов Пасхи. Там они наткнулись на риф, которого не было на карте, а затем были задержаны и отправлены в нейтральное Чили, где были интернированы до конца войны.

Заключенные, оставшиеся на острове, были спасены в середине октября, после того, как американский капитан Смит и три добровольца на оставшейся лодке прошли 1600 миль до Паго-Паго, откуда успешно организовали рейс для эвакуации остальных 48 заключенных. По иронии судьбы Смит подошел к Паго Паго 4 октября, в тот же день, когда немецкий экипаж оказался в плену на острове Пасхи.

Обломки "Seeadler" к настоящему времени полностью рассыпались и дайверы могут обнаружить лишь отдельные небольшие фрагменты.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

             

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Felix Graf Luckner: Seeteufel. Heyne Verlag, München 1993
3 Hans D. Schenk (Hrsg.): Graf Luckners "Seeadler": das Kriegstagebuch einer berühmten Kaperfahrt (für das Deutsche Schiffahrtsmuseum herausgegeben von Uwe Schnall), Die Hanse/Carlsen, Hamburg 1999
4 Hilfskreuzer "Seeadler", in: Kapitän zur See a. D. Hugo von Waldeyer-Hartz: Der Kreuzerkrieg 1914-1918. Das Kreuzergeschwader. Emden, Königsberg, Karlsruhe. Die Hilfskreuzer, Oldenburg i. O. 1931
5 Kapitel: S. M. Hilfskreuzer „Seeadler“. In: Eberhard von Mantey: Die deutschen Hilfskreuzer, Berlin 1937
6 Kapitän Seeteufel vom „Seeadler“, in: Oliver E. Allen (Hrsg.): Die Windjammer. Eltville am Rhein: Bechtermünz, 1992
7 Norbert von Frankenstein: "Seeteufel" Felix Graf Luckner: Wahrheit und Legende, Hamburg 1997
8 Schmalenbach, Paul: Die deutschen Hilfskreuzer 1895–1945. Gerhard Stalling AG, Oldenburg, Hamburg 1977
9 John Walter: Piraten des Kaisers – Deutsche Handelsstörer 1914-1918. Stuttgart: Motorbuch Verlag, 1996
на английском
10 Halpern, Paul. A Naval History of World War I. 1994
11 Noppen, Ryan. German commerce raiders 1914-18. Osprey - New Wanguard 228, 2015.
12 David Woodward: The Secret Raiders. New English Library, London 1975
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.:
http://bbs.voc.com.cn/topic-3591192-1-1.html
www.365sterne.de/GrosseLogb/luckner/weltreise

последнее обновление: 05.03.2023

 




 

 
Торговый флаг Британии, 1878-1914
Флаг США, 1914-1916
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1916-1917
Fortuna
"Fortuna" на камнях о. Пасхи.
Seeadler
Модель "Seeadler".
Seeadler
Модель "Seeadler".
Seeadler
Модель "Seeadler".
Seeadler
Модель "Seeadler".
Seeadler
Модель "Seeadler" из золота и платины (Christian Lange).
Seeadler
Модель "Seeadler".
Seeadler
Орудие с "Seeadler" в Папеете, Таити.
Seeadler
Носовая фигура "Seeadler" в австралийском морском музее.
Fortuna
Поход "Fortuna".
Moa
"Moa"
Moa
Поход "Moa".
Kronprinzessin Cecilie
Экипаж "Kronprinzessin Cecilie" в лагере Мотухи.
Kronprinzessin Cecilie
Поход "Kronprinzessin Cecilie".
Kronprinzessin Cecilie
"Kronprinzessin Cecilie"
Seeadlerdorf
Seeadlerdorf

План атолла Мопклия.
Seeadler
Разбитый "Seeadler" на рифах.
Seeadler
Разбитый "Seeadler" на рифах.
Seeadler
Подожжённый "Seeadler".
Seeadler
Разрушения на палубе "Seeadler".
Seeadler
Разрушения на палубе "Seeadler".
Seeadler
Место крушения "Seeadler".
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Seeadler" на атолле Мопклия.
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Seeadler" и "Cambronne" со срубленными стеньгами
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Капитанский клуб" на "Seeadler".
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Seeadler"
Pass of Balmaha
"Pass of Balmaha"
Seeadler
Феликс Граф фон Люкнер в парадной форме.
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
Матросы "Seeadler" под видом норвежских моряков.
Seeadler
"Seeadler"
Pass of Balmaha
"Pass of Balmaha"
A. B. Johnson
"A. B. Johnson"
Pass of Balmaha
"Pass of Balmaha"
Cambronne
"Cambronne"
Seeadler
"Seeadler"
Dupleix
Тонущий "Dupleix".
La Rochefoucauld
"La Rochefoucauld"
British Yeoman
"British Yeoman"
Viking
"Viking"
Seeadler
"Seeadler"
Pinmore
"Pinmore"
Buenos Ayres
"William Law", будущий "Buenos Ayres".
Antonin
"Antonin"
Charles Gounod
"Charles Gounod"
Lundy Island
"Lundy Island"
Pass of Balmaha
Задержанный "Pass of Balmaha".
Seeadler
"Seeadler"
Pass of Balmaha
Задержание "Pass of Balmaha" подводной лодкой.
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Seeadler"
Seeadler
"Seeadler", замаскированный под норвежское судно.
Следующая страница - германский вспомогательный крейсер "Geier"
Предыдущая страница - германский вспомогательный крейсер "Wolf" (II)