ОглавлениеКрейсера → Колёсное авизо "Pommerania"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсное авизо (Radaviso)

 Pommerania 


Северогерманский Союз, с 1870 г. 1 ед. (быв. почтовый п/х, проект: C. A. Elbertzhagen, 1863)

 

*
Pommerania
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / спуск на воду в строю примечания
1 Pommerania <AG Vulcan>, Штеттин, стр. № 40 / 09.1864 20.08.1870 почтовый пароход линии Штеттин - Стокгольм (с 1.05.1865), с 1871 по 1872 использовался как исследовательское судно, с 1877 стационер в Константинополе, с 1879 использовался как судно Службы охраны рыболовства, в 1887 - как императорская яхта, 10.08.1890 исключён, в 1892 продан гамбургской фирме, переоборудован для кильской фирмы "Paulsen & Ivers" в трехмачтовую шхуну Adler, которая 20.01.1894 затонула в первом рейсе во время шторма.
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 391 т
полное 460 т
регистровое 322 брт, 176 нрт
Размерения длина ВЛ 50,50 м
полная 55,2 м
ширина корпус 6,9 м
кожухи 9,7 м
осадка 2,35 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 10 лопастей Ø 5,4 м
1 МКО 1 вертикальная качающаяся 2-цилиндровая ПМ однократного расширения, 29 об/мин.
2 коробчатых ПК (6 топок, 1,5 атм)
мощность проектная 700 л.с.
номинальная 200 л.с.
паруса шхуна, ? м².
Ходовые данные скорость проектная 12 уз.
на испытаниях 14,5 уз.
запас топлива 75 т. угля
дальность плавания со скоростью 14 уз. 300 миль
Экипаж 65 чел. (4 офицера, 61 матрос)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
плавсредства 4 лодки
цена 311,4 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально c 1880
2 - 80 мм/23 [120 снарядов] 2 - 87 мм/24 [120 снарядов]
4-37 мм револьверных


 

 

Прусский почтовый пароход (Postdampfer) "Pommerania" был разработан главным конструктором прусского флота Карлом Эльберцхагеном в 1863 году. Флот взял на себя также расходы на постройку - по видимому военно-морское командование хотело возможность использовать пароход при необходимости. Корабль был заложен верфью "AG Vulcan" в Штеттине, спущен в сентябре 1864.

Корабль имел хорошую мореходность, однако в шторм палубу очень заливало, против волны сильно терял ход. Очень хорошо управлялся, держал курс не так хорошо. Паруса несли только стабилизирующую функцию.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Изменения:

с 28 января 1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

1 мая 1865 года судно было принято в эксплуатацию на линии Штеттин-Стокгольм, где ходило в течение следующих пяти лет. В это время оно успело сесть на мель у Хиддензе в начале сентября 1868 года, откуда было успешно снято.

К концу 1860-х годов рассматривался вопрос временной замены нуждавшегося в капитальном ремонте авизо "Loreley". 2 июля 1870 года военно-морское командование поручило корветтен-капитану Францу фон Вальдерзее осмотреть "Pommerania", чтобы определить, сможет ли она стать подходящей заменой. Вальдерзее ещё продолжал испытания, когда 19 июля разразилась война с Францией, и 20 августа Федеральный флот Северной Германии бесплатно реквизировал судно, как посыльное. Нехватка экипажа и оборудования задержали переоборудование до 27 апреля 1871 года, когда война уже закончилась победой Германии и созданием Германской империи. Корабль, однако, как и планировалось ранее, оставили в составе флота для замены перестраиваемого авизо.

Когда немецкая ассоциация рыболовства запросила экспедицию для проведения исследований в Северном и Балтийском морях, Императорский военно-морской флот предоставил в их распоряжение "Pommerania". Она покинула Киль в середине июня 1871 года и отправилась в первый исследовательский поход через в Скагеррак и Стокгольм к побережью Курляндии. Оттуда судно направилось вдоль побережья на запад, проводя исследовательские работы, которые закончились во Фридрихсорте в Килер-Фёрде из-за вспышки холеры среди членов экипажа, вынудившей уйти на карантин. За время путешествия корабль прошел 2 800 морских миль.

Судно было повторно введено в эксплуатацию 11 июля 1872 года для очередной промысловой экспедиции, начавшейся десять дней спустя. Покинув Киль, оно прошло через Каттегат и Скагеррак в Берген в Норвегии, затем направилось на юг через Доггер-Банку в Ден-Хелдер в Нидерландах, после чего сделало остановку в тогда ещё британском Гельголанде. Оттуда "Pommerania" отправилась в Вильгельмсхафен, а затем обратно через Скагеррак и Каттегат в Киль, прибыв туда 10 сентября и пройдя 2500 морских миль. Там 21 сентября корабль был выведен из компании. Эти две экспедиции легли в основу Закона о рыболовстве 1874 года.

С 16 мая 1873 до конца года вместе с канонеркой "Blitz" корабль вёл гидрографические работы у мекленбургского побережья, преимущественно в области Висмара, но вскоре ему пришлось вернуться в порт для ремонта из-за проблем с машинами, после чего авизо вывели в резерв.

"Pommerania" оставалась в резерве до 1 мая 1876 года, когда ее снова приняли в боевой состав и включили в состав отряда, отправленного в Салоники в ответ на убийство там немецкого консула. По пути 12 июня авизо остановилось в Алжире, что стало одной из первых остановок немецкого военного корабля во французском порту после франко-прусской войны. К международной демонстрации, осуждающей убийство, присоединились французские, русские, итальянские и австро-венгерские военные корабли. Большинство немецких судов ушли в августе, но "Pommerania" с броненосцем "Friedrich Karl" оставались в восточном Средиземноморье, сначала у Леванта, а затем в Смирне, до 15 ноября, когда её сменила канонерка "Comet". 4 декабря "Pommerania" отправилась в столицу Османской империи Константинополь, где она служила вторым кораблем-станцией вместе с той самой "Loreley", которую раньше заменяла на время ремонта, и оставалась там до начала марта 1877 года, когда вернулась в Смирну. Уже 16 мая в связи с началом русско-турецкой войны "Pommerania" снова вернулась в Константинополь, где оставалась до 12 июня 1879 года, когда она начала обратный путь в Германию, прибыла в Вильгельмсхафен и 9 августа была выведена там в резерв.

Следующий раз корабль был принят на службу 25 августа 1881 года - в качестве тендера при военно-морской станции Северного моря и без происшествий служил в этом качестве в течение следующих трех лет. В течение этого периода с апреля по май 1884 года командиром корабля был капитан-лейтенант Карл Ашер. 24 апреля 1884 года корабль был выведен в резерв, но в с 25 марта по 30 сентября 1885 года охранял промыслы в Северном море. Он неоднократно мешал британским судам незаконно ловить рыбу в территориальных водах Германии у Восточно-Фризских островов. В конце августа эти обязанности были прерваны, и "Pommerania" участвовала в ежегодных учениях флота.

С 8 апреля по 12 октября 1886 года корабль вновь служил судном охраны раболовства, периодически проводя исследовательские работы у берегов Северного моря. С 13 апреля 1887 года он вёл дальнейшие изыскательские работы на Балтике, а в июне прибыл в Киль, чтобы принять участие в торжественном начале строительства канала кайзера Вильгельма. Тезка канала Вильгельм I поднялся на борт "Pommerania", чтобы наблюдать за военно-морским смотром - это был последний раз, когда он посетил флот.

Авизо было выведено из компании в Киле 15 октября, на лето 1888 и 1889 годов снова возвращалось в строй для проведения дополнительных исследовательских работ, 16 октября 1889 г. было последний раз выведено из эксплуатации и 10 августа 1890 года корабль исключили из списка военных кораблей.

В 1892 году корабль был продан гамбургской фирме и переоборудован для кильской фирмы "Paulsen & Ivers" в трехмачтовую шхуну "Adler". Во время своего первого рейса 20 января 1894 шхуна затонула во время шторма в точке с координатами 49.45N 12.48E, в результате чего погибла вся команда.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford, sieben Bände
на английском
3 Dodson, Aidan. The Kaiser's Battlefleet: German Capital Ships 1871–1918. Barnsley: Seaforth Publishing. 2016
4 Sondhaus, Lawrence. Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Annapolis: Naval Institute Press. 1997
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 13.09.2020

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1870-1890
Pommerania
"Pommerania"
Pommerania
"Pommerania" на церемонии начала строительства Кильского канала, июнь 1887 г.
Pommerania
"Pommerania" на манёврах флота в 1881 г.
Pommerania
"Pommerania"
Pommerania
Парад флота в Киле 3.06.1887. "Pommerania" проходит перед строем: шведская КЛ "Edda" - "Niobe" - "Ariadne" - "Luise" - "Prinz Adalbert" - "Gneisenau" - "Moltke" - "Stein" - "Blücher"
Померания — историческая область на юге Балтийского моря, находившаяся в разные эпохи в составе различных государств. В описываемый период Померания с островом Рюген были частью Пруссии.
Следующая страница (развитие типа) - германское авизо "Zieten"
Следующая страница (мобилизованные) - вспомогательный крейсер "Normannia"
Следующая страница (колониальные) - лодки / крейсера типа "Albatross"
Предыдущая страница - германское колёсное авизо "Falke"