Оглавление → Крейсера → Колёсное авизо "Pommerania"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
колёсное авизо (Radaviso)
Северогерманский Союз, с 1870 г. 1 ед. (быв. почтовый п/х, проект: C. A. Elbertzhagen, 1863) * Pommerania *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Прусский почтовый пароход (Postdampfer) "Pommerania" был разработан главным конструктором прусского флота Карлом Эльберцхагеном в 1863 году. Флот взял на себя также расходы на постройку - по видимому военно-морское командование хотело возможность использовать пароход при необходимости. Корабль был заложен верфью "AG Vulcan" в Штеттине, спущен в сентябре 1864. Корабль имел хорошую мореходность, однако в шторм палубу очень заливало, против волны сильно терял ход. Очень хорошо управлялся, держал курс не так хорошо. Паруса несли только стабилизирующую функцию. Схемы окраски: Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании. Изменения:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
1 мая 1865 года судно было принято в эксплуатацию на линии Штеттин-Стокгольм, где ходило в течение следующих пяти лет. В это время оно успело сесть на мель у Хиддензе в начале сентября 1868 года, откуда было успешно снято. К концу 1860-х годов рассматривался вопрос временной замены нуждавшегося в капитальном ремонте авизо "Loreley". 2 июля 1870 года военно-морское командование поручило корветтен-капитану Францу фон Вальдерзее осмотреть "Pommerania", чтобы определить, сможет ли она стать подходящей заменой. Вальдерзее ещё продолжал испытания, когда 19 июля разразилась война с Францией, и 20 августа Федеральный флот Северной Германии бесплатно реквизировал судно, как посыльное. Нехватка экипажа и оборудования задержали переоборудование до 27 апреля 1871 года, когда война уже закончилась победой Германии и созданием Германской империи. Корабль, однако, как и планировалось ранее, оставили в составе флота для замены перестраиваемого авизо. Когда немецкая ассоциация рыболовства запросила экспедицию для проведения исследований в Северном и Балтийском морях, Императорский военно-морской флот предоставил в их распоряжение "Pommerania". Она покинула Киль в середине июня 1871 года и отправилась в первый исследовательский поход через в Скагеррак и Стокгольм к побережью Курляндии. Оттуда судно направилось вдоль побережья на запад, проводя исследовательские работы, которые закончились во Фридрихсорте в Килер-Фёрде из-за вспышки холеры среди членов экипажа, вынудившей уйти на карантин. За время путешествия корабль прошел 2 800 морских миль. Судно было повторно введено в эксплуатацию 11 июля 1872 года для очередной промысловой экспедиции, начавшейся десять дней спустя. Покинув Киль, оно прошло через Каттегат и Скагеррак в Берген в Норвегии, затем направилось на юг через Доггер-Банку в Ден-Хелдер в Нидерландах, после чего сделало остановку в тогда ещё британском Гельголанде. Оттуда "Pommerania" отправилась в Вильгельмсхафен, а затем обратно через Скагеррак и Каттегат в Киль, прибыв туда 10 сентября и пройдя 2500 морских миль. Там 21 сентября корабль был выведен из компании. Эти две экспедиции легли в основу Закона о рыболовстве 1874 года. С 16 мая 1873 до конца года вместе с канонеркой "Blitz" корабль вёл гидрографические работы у мекленбургского побережья, преимущественно в области Висмара, но вскоре ему пришлось вернуться в порт для ремонта из-за проблем с машинами, после чего авизо вывели в резерв. "Pommerania" оставалась в резерве до 1 мая 1876 года, когда ее снова приняли в боевой состав и включили в состав отряда, отправленного в Салоники в ответ на убийство там немецкого консула. По пути 12 июня авизо остановилось в Алжире, что стало одной из первых остановок немецкого военного корабля во французском порту после франко-прусской войны. К международной демонстрации, осуждающей убийство, присоединились французские, русские, итальянские и австро-венгерские военные корабли. Большинство немецких судов ушли в августе, но "Pommerania" с броненосцем "Friedrich Karl" оставались в восточном Средиземноморье, сначала у Леванта, а затем в Смирне, до 15 ноября, когда её сменила канонерка "Comet". 4 декабря "Pommerania" отправилась в столицу Османской империи Константинополь, где она служила вторым кораблем-станцией вместе с той самой "Loreley", которую раньше заменяла на время ремонта, и оставалась там до начала марта 1877 года, когда вернулась в Смирну. Уже 16 мая в связи с началом русско-турецкой войны "Pommerania" снова вернулась в Константинополь, где оставалась до 12 июня 1879 года, когда она начала обратный путь в Германию, прибыла в Вильгельмсхафен и 9 августа была выведена там в резерв. Следующий раз корабль был принят на службу 25 августа 1881 года - в качестве тендера при военно-морской станции Северного моря и без происшествий служил в этом качестве в течение следующих трех лет. В течение этого периода с апреля по май 1884 года командиром корабля был капитан-лейтенант Карл Ашер. 24 апреля 1884 года корабль был выведен в резерв, но в с 25 марта по 30 сентября 1885 года охранял промыслы в Северном море. Он неоднократно мешал британским судам незаконно ловить рыбу в территориальных водах Германии у Восточно-Фризских островов. В конце августа эти обязанности были прерваны, и "Pommerania" участвовала в ежегодных учениях флота 1885. С 8 апреля по 12 октября 1886 года корабль служил исследовательским судном, работая вдоль побережья Северного и Балтийского морей Германии. С 13 апреля 1887 года он вёл дальнейшие изыскательские работы на Балтике, а в июне прибыл в Киль, чтобы принять участие в торжественном начале строительства канала кайзера Вильгельма. Тезка канала Вильгельм I поднялся на борт "Pommerania", чтобы наблюдать за военно-морским смотром - это был последний раз, когда он посетил флот. Авизо было выведено из компании в Киле 15 октября, на лето 1888 и 1889 годов снова возвращалось в строй для проведения дополнительных исследовательских работ, 16 октября 1889 г. было последний раз выведено из эксплуатации и 10 августа 1890 года корабль исключили из списка военных кораблей. В 1892 году корабль был продан гамбургской фирме и переоборудован для кильской фирмы "Paulsen & Ivers" в трехмачтовую шхуну "Adler". Во время своего первого рейса 20 января 1894 шхуна затонула во время шторма в точке с координатами 49.45N 12.48E, в результате чего погибла вся команда.
|