колёсное авизо (Radaviso)
Pommerania 
|
Северогерманский Союз, с 1870 г. 1 ед. (быв. почтовый п/х, проект: C. A. Elbertzhagen, 1863)
* Pommerania *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№ |
имя |
верфь-строитель / спуск на воду |
в строю |
примечания |
1 |
Pommerania |
<AG Vulcan>, Штеттин, стр. № 40 / 09.1864 |
20.08.1870 |
почтовый пароход линии Штеттин - Стокгольм (с 1.05.1865), с 1871 по 1872 использовался как исследовательское судно, с 1877 стационер в Константинополе, с 1879 использовался как судно Службы охраны рыболовства, в 1887 - как императорская яхта, 10.08.1890 исключён, в 1892 продан гамбургской фирме, переоборудован для кильской фирмы "Paulsen & Ivers" в трехмачтовую шхуну Adler, которая 20.01.1894 затонула в первом рейсе во время шторма. |
ТТХ
|
Водоизмещение |
нормальное |
391 т |
полное |
460 т |
регистровое |
322 брт, 176 нрт |
Размерения |
длина |
ВЛ |
50,50 м |
полная |
55,2 м |
ширина |
корпус |
6,9 м |
кожухи |
9,7 м |
осадка |
2,35 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
1 вал |
2 гребных колёса по 10 лопастей Ø 5,4 м |
1 МКО |
1 вертикальная качающаяся 2-цилиндровая ПМ однократного расширения, 29 об/мин. |
2 коробчатых ПК (6 топок, 1,5 атм) |
мощность |
проектная |
700 л.с. |
номинальная |
200 л.с. |
паруса |
шхуна, ? м². |
Ходовые данные |
скорость |
проектная |
12 уз. |
на испытаниях |
14,5 уз. |
запас топлива |
75 т. угля |
дальность плавания |
со скоростью 14 уз. |
300 миль |
Экипаж |
65 чел. (4 офицера, 61 матрос) |
Дополнительные данные |
корпус |
железный, набор по поперечной схеме. |
управление |
1 руль |
плавсредства |
4 лодки |
цена |
311,4 тыс. M |
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально |
c 1880 |
2 - 80 мм/23 [120 снарядов] |
2 - 87 мм/24 [120 снарядов] |
4-37 мм револьверных |

Прусский почтовый пароход (Postdampfer) "Pommerania" был разработан главным конструктором прусского флота Карлом Эльберцхагеном в 1863 году. Флот взял на себя также расходы на постройку - по видимому военно-морское командование хотело возможность использовать пароход при необходимости. Корабль был заложен верфью "AG Vulcan" в Штеттине, спущен в сентябре 1864.
Корабль имел хорошую мореходность, однако в шторм палубу очень заливало, против волны сильно терял ход. Очень хорошо управлялся, держал курс не так хорошо. Паруса несли только стабилизирующую функцию.
Схемы окраски:
Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже |
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП |
жёлтый - мачты и стеньги |
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ |
Изменения:
с 28 января 1874 г. |
полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый |
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы |
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы |
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов |
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше |
деревянные части - лакированные с естественным цветом |
1 мая 1865 года судно было принято в эксплуатацию на линии Штеттин-Стокгольм, где ходило в течение следующих пяти лет. В это время оно успело сесть на мель у Хиддензе в начале сентября 1868 года, откуда было успешно снято.
К концу 1860-х годов рассматривался вопрос временной замены нуждавшегося в капитальном ремонте авизо "Loreley". 2 июля 1870 года военно-морское командование поручило корветтен-капитану Францу фон Вальдерзее осмотреть "Pommerania", чтобы определить, сможет ли она стать подходящей заменой. Вальдерзее ещё продолжал испытания, когда 19 июля разразилась война с Францией, и 20 августа Федеральный флот Северной Германии бесплатно реквизировал судно, как посыльное. Нехватка экипажа и оборудования задержали переоборудование до 27 апреля 1871 года, когда война уже закончилась победой Германии и созданием Германской империи. Корабль, однако, как и планировалось ранее, оставили в составе флота для замены перестраиваемого авизо.
Когда немецкая ассоциация рыболовства запросила экспедицию для проведения исследований в Северном и Балтийском морях, Императорский военно-морской флот предоставил в их распоряжение "Pommerania". Она покинула Киль в середине июня 1871 года и отправилась в первый исследовательский поход через в Скагеррак и Стокгольм к побережью Курляндии. Оттуда судно направилось вдоль побережья на запад, проводя исследовательские работы, которые закончились во Фридрихсорте в Килер-Фёрде из-за вспышки холеры среди членов экипажа, вынудившей уйти на карантин. За время путешествия корабль прошел 2 800 морских миль.
Судно было повторно введено в эксплуатацию 11 июля 1872 года для очередной промысловой экспедиции, начавшейся десять дней спустя. Покинув Киль, оно прошло через Каттегат и Скагеррак в Берген в Норвегии, затем направилось на юг через Доггер-Банку в Ден-Хелдер в Нидерландах, после чего сделало остановку в тогда ещё британском Гельголанде. Оттуда "Pommerania" отправилась в Вильгельмсхафен, а затем обратно через Скагеррак и Каттегат в Киль, прибыв туда 10 сентября и пройдя 2500 морских миль. Там 21 сентября корабль был выведен из компании. Эти две экспедиции легли в основу Закона о рыболовстве 1874 года.
С 16 мая 1873 до конца года вместе с канонеркой "Blitz" корабль вёл гидрографические работы у мекленбургского побережья, преимущественно в области Висмара, но вскоре ему пришлось вернуться в порт для ремонта из-за проблем с машинами, после чего авизо вывели в резерв.
"Pommerania" оставалась в резерве до 1 мая 1876 года, когда ее снова приняли в боевой состав и включили в состав отряда, отправленного в Салоники в ответ на убийство там немецкого консула. По пути 12 июня авизо остановилось в Алжире, что стало одной из первых остановок немецкого военного корабля во французском порту после франко-прусской войны. К международной демонстрации, осуждающей убийство, присоединились французские, русские, итальянские и австро-венгерские военные корабли. Большинство немецких судов ушли в августе, но "Pommerania" с броненосцем "Friedrich Karl" оставались в восточном Средиземноморье, сначала у Леванта, а затем в Смирне, до 15 ноября, когда её сменила канонерка "Comet". 4 декабря "Pommerania" отправилась в столицу Османской империи Константинополь, где она служила вторым кораблем-станцией вместе с "Comet", и оставалась там до начала марта 1877 года, когда вернулась в Смирну. Уже 16 мая в связи с началом русско-турецкой войны "Pommerania" снова вернулась в Константинополь, где оставалась до 12 июня 1879 года, когда она начала обратный путь в Германию, прибыла в Вильгельмсхафен и 9 августа была выведена там в резерв.
Следующий раз корабль был принят на службу 25 августа 1881 года - в качестве тендера при военно-морской станции Северного моря и без происшествий служил в этом качестве в течение следующих трех лет. В течение этого периода с апреля по май 1884 года командиром корабля был капитан-лейтенант Карл Ашер. 24 апреля 1884 года корабль был выведен в резерв, но в с 25 марта по 30 сентября 1885 года охранял промыслы в Северном море. Он неоднократно мешал британским судам незаконно ловить рыбу в территориальных водах Германии у Восточно-Фризских островов. В конце августа эти обязанности были прерваны, и "Pommerania" участвовала в ежегодных учениях флота 1885.
С 8 апреля по 12 октября 1886 года корабль служил исследовательским судном, работая вдоль побережья Северного и Балтийского морей Германии. С 13 апреля 1887 года он вёл дальнейшие изыскательские работы на Балтике, а в июне прибыл в Киль, чтобы принять участие в торжественном начале строительства канала кайзера Вильгельма. Тезка канала Вильгельм I поднялся на борт "Pommerania", чтобы наблюдать за военно-морским смотром - это был последний раз, когда он посетил флот.
Авизо было выведено из компании в Киле 15 октября, на лето 1888 и 1889 годов снова возвращалось в строй для проведения дополнительных исследовательских работ, 16 октября 1889 г. было последний раз выведено из эксплуатации и 10 августа 1890 года корабль исключили из списка военных кораблей.
В 1892 году корабль был продан гамбургской фирме и переоборудован для кильской фирмы "Paulsen & Ivers" в трехмачтовую шхуну "Adler". Во время своего первого рейса 20 января 1894 шхуна затонула во время шторма в точке с координатами 49.45N 12.48E, в результате чего погибла вся команда.
|
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford, sieben Bände |
на английском |
3 |
Dodson, Aidan. The Kaiser's Battlefleet: German Capital Ships 1871–1918. Barnsley: Seaforth Publishing. 2016 |
4 |
Sondhaus, Lawrence. Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Annapolis: Naval Institute Press. 1997 |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
|