ОглавлениеКрейсера → Колёсные паровые корветы типа "Bremen"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсные паровые корветы (Dampfkorvette/Radfkorvette) типа

 Bremen 


Северо-Германский Союз, с 1848 г. 3 ед. (быв. германские грузовые п/х похожих типов)

 

*
Bremen
*
Hamburg
*
Lübeck
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / дата спуска в строю примечания
1 Bremen <Johann Marbs>, Гамбург-Альтона-Сан-Паули / 22.06.1842 15.12.1848 быв. грузовой п/х "Leeds" компании "Hanseatische Dampfschifffahrts-Ges.", Гамбург, 23.06.1848 куплен для Гамбургской флотилии, 15.10.1848 передан объединённому флоту и переименован, 12.12. 52 продан английской пароходной компании "General Steam Navigation Co. Ltd., Лондон, с 03.1853 брит. п/х "Hannover ", выведен из эксплуатации в 1865, с 02.1868 угольный склад.
2 Hamburg <Bernhard Wencke>, Бремен / 6.04.1841 15.12.1848 быв. грузовой п/х "Hamburg" компании "Hanseatische Dampfschifffahrts-Ges.", Гамбург, 23.06.1848 куплен для Гамбургской флотилии, 15.10.1848 передан объединённому флоту, 12.12. 52 продан английской пароходной компании "General Steam Navigation Co. Ltd., Лондон, с 03.1853 брит. п/х "Denmark", выведен из эксплуатации и продан для разделки в июле 1859.
3 Lübeck <S. & H. Morton & Co.>, Лейт, Британия / 09.1844 15.12.1848 быв. британский грузовой п/х "Robert Napier", 16.04.1846 продан гамбургской пароходной компании "Hanseatische Dampfschifffahrts-Gesellschaft" и переименован, в 1847 удлинён с 42,8 до 50,0 м, 23.06.1848 куплен для Гамбургской флотилии, 15.10.1848 передан объединённому флоту, 12.12. 52 продан английской пароходной компании "General Steam Navigation Co. Ltd., Лондон, с 03.1853 брит. пассажирский п/х "Newcastlee", выведен из эксплуатации и продан для разделки в октябре 1858.
ТТХ
  Bremen Hamburg Lübeck
Водоизмещение нормальное 350 т 380 т 355 т
регистровое 450 брт 500 брт 435 брт
Размерения длина ВЛ 49,35 м 48,0 м 44,5 м
полная 55,77 м 53,34 м 49,99 м
ширина ВЛ 6,77 м 6,91 м 6,48 м
по кожухам 12,7 м 12,1 м 12,6 м
осадка носом 2,4 м 2,89 м ?
кормой 2,89 м 3,35 м 3,35 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 12 лопастей Ø 6,1 м
1 МКО длиной 14,32/13,42/15,03 м 2 горизонтальных колеблющихся 1-цилиндровых ПМ однократного расширения "Fawcett, Preston & Co." (Ливерпуль)
2 коробчатых ПК, 4 топки (1 атм)
мощность проектная ок. 700 л.с.
номинальная 180 л.с.
паруса бригантины
Ходовые данные скорость номинальная 8 уз.
запас топлива 100 т. угля 120 т. угля 100 т. угля
дальность плавания со скоростью 8 уз. 2330 миль 2300 миль 1860 миль
Экипаж 100 чел. (4 офицера, 96 матросов) 110 чел. (4 офицера, 106 матросов) 100 чел. (4 офицера, 96 матросов)
Дополнительные данные корпус деревянный двухпалубный (дуб и жёлтая ель) с кованными металлическими деталями, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
плавсредства 2 больших лодки и 1 катер 2 больших лодки 2 больших лодки
цена 95 тыс. талеров 95 тыс. талеров 110 тыс. талеров
ВООРУЖЕНИЕ
Bremen Hamburg Lübeck
1 - 36-ф бомбическая пушка 1 - 56-ф бомбическая пушка 1 - 84-ф бомбическая пушка
1 - 32-ф бомбическая пушка
2 - 18-ф бомбических пушки




 

Первой реакцией на конфликт с Данией был договор северогерманских прибрежных государств вооружить торговые суда под руководством так называемого Гамбургского комитета. 23 июля 1848 были закуплены 4 торговых судна - один парусник и три парохода.

Пароходы были построены разными верфями, но отличались незначительно. Все они были вооружены 1 бомбической пушкой 36-ф (Бремен), 56-ф (Гамбург) или 84-ф (Любек) впереди фок-мачты, 1 бомбической пушкой 32-ф на салонной палубе и 2 18-ф бомбическими пушками  перед и за кожухом колёс с портами на оба борта. Мореходные, маневренные и парусные качества соответствовали обычным колёсным пароходам того времени.

Все три корабля принадлежали Гамбургской компании "Ганзейское пароходное общество" и использовались как грузовые пароходы. "Hamburg" был спущен 6 апреля 1841, "Bremen" 22 июня 1842 под именем Leeds, "Lübeck" был куплен в Британии 16 апреля 1846 г. (быв. "Robert Napier", спущен 09.1844). В 1847 последний был удлинён с 42,8 до 50,0 м, чтобы соответствовать стандарту фирмы.

23 июня 1848 эти три судна были куплены Гамбургским адмиралтейством для создаваемой Гамбургской флотилии и каждый получил по 4 орудия, установленных на верхней палубе, при этом "Leeds" был переименован в "Bremen". 15 октября 1848 корабли передали Рейхсфлотте и 15 декабря 1848 они вошли в строй. Реальная боевая ценность этих кораблей была сомнительной, но сам факт их существования бросал вызов датскому флоту.

            

14 июня 1849 "Hamburg" и "Lübeck" участвовали в битве у Гельголанда.

Битва у Гельголанда

 

Первое сражение у Гельголанда произошло 4 июня 1849 во время Первой Шлезвигской войны между неоперившимся немецким флотом, известным как Reichsflotte, который был основан менее чем за год до этого, против Королевского датского флота, который с начала 1848 г. блокировал немецкую военно-морскую торговлю в Северном и Балтийском море.

4 июня, немецкий адмирал Карл Рудольф Бромми вышел из Бремерхафена со своими кораблями ("Barbarossa", "Hamburg", "Lübeck"), чтобы рассеять датские суда, которые охраняли устье реки Везер. Датский состав сил в тот день был незначительным и отступил, но Бромми удалось догнать парусный корвет "Valkyrien", который под командой капитана Андреаса Полдера искал убежище у острова Гельголанд, который в то время принадлежал Британии. Британцы, будучи нейтральным, так или иначе заранее дали понять, что не признавали немецкий флаг и могли рассматривать их как пиратов.

Суда обеих сторон сделали несколько выстрелов, без эффекта. Когда немцы приблизились к трехмильной зоне острова, британские корабли открыли по ним предупредительный огонь, позволив датскому корвету остаться в своих водах. Бромми не хотел рисковать международными осложнениями и остался на расстоянии, в то время как датский капитан Полдер ждал прибытия подкрепления. Когда показался современный датский пароход "Gejser" под командой капитан-лейтенанта Йоргена П. Ф. Вульфа, Бромми отступил, опасаясь дальнейшего усиления датских сил. Датчане проследовали на расстоянии за немцами к устью Эльбы около Куксхафена и возобновили блокаду.

Это было первой и последней боевой операцией  маленького флота под черно-красно-золотым флагом. Результат боя был неопределённым, без жертв, блокаду снять не удалось.


слева на право: три британских корабля, "Barbarossa", датский "Valkyrien", "Hamburg", "Lübeck"

 

 

 

После расформирования флота 12 декабря 1852 г. все три корабля были проданы британской компании General Steam Navigation Co. Ltd. в Лондоне, и в марте 1853 вышли на линию под именами "Hannover", "Denmark" и "Newcastle". Цена продажи всех кораблей, включая ещё три типа "Der Königliche Ernst August" составила 238 тыс. талеров. "Denmark" и "Newcastle" были сданы на слом в 1858-1859 гг., первый оказался крепче и был продан на 10 лет позже, в 1868 г., но и далее продолжал использоваться, уже, как угольный склад.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 14.08.2020





 

 
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1848-1852
Lübeck
"Lübeck"
Robert Napier
"Robert Napier"
Lübeck
"Lübeck"
Hamburg
"Hamburg"

"Hamburg" и "Lübeck" в битве у Гельголанда.
Lübeck
"Lübeck"
Hamburg
"Hamburg"

"Hamburg" и "Bremen"
Любек (нем. Lübeck) — город на севере Германии (юго-восток Шлезвиг-Гольштейна). Порт на Балтийском море вблизи устья реки Траве. В истории известен как крупнейший центр Ганзейского союза.
Вольный и ганзейский город Гамбург (нем. Freie und Hansestadt Hamburg, лат. Hammonia) - расположен в Северной Германии по обоим берегам реки Эльба в месте впадения в неё рек Альстер и Билле, примерно на расстоянии 110 км к юго-востоку от того места, где Эльба впадает в Северное море. Основан в 808 году императором Карлом Великим как крепость Хаммабург. Название происходит от старосаксонского слова "хам", что значит — берег реки и слова "бург" — крепость.
Бремен (нем. Bremen) — город в Германии, расположен на двух берегах реки Везер, приблизительно в 60 километрах от того места, где она впадает в Северное море. Основан в 787 году Карлом Великим в качестве епископской резиденции. В 1260 году город присоединился к Ганзейскому союзу. Стремительное экономическое развитие позволило Бремену выйти из-под власти архиепископа и стать свободным городом.
"Bremen", "Lübeck" и "Hamburg"
Следующая страница - шлезвиг-гольштейнский вооружённый пароход "Bonin"
Предыдущая страница - прусский вооружённый пароход "Königin Elisabeth"