ОглавлениеКрейсера → Яхта-авизо "Hohenzollern (II)"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

авизо - императорская яхта (Kaiserjacht, Aviso)

 Hohenzollern 


Германия, 1893 г. 1 ед. (проект 1890 г.)

 

*
Hohenzollern
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hohenzollern <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 202, "Aviso ST" 07.1891 1910-1911 модернизирована на <Kaiserl. Werft>, Киль, с 08.1914 в резерве, 27.12.1923 исключена, в 1923 слом на "Reichswerft" в Киле.
27.06.1892
8.04.1893
ТТХ
Водоизмещение нормальное 4180 т
полное 4460 т
Размерения длина ВЛ 116,0 м
полная 122,0 м
ширина корпус 14,0 м
осадка носом 5,22 м
кормой 6,21 м
высота борта на миделе 11,64 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 4,5 м
1 МО 2 трёхцилиндровых ПМ тройного расширения
4 КО 4х1 + 4х2 цилиндрических ПК (16+32 топки, 12 атм, 856+1823 м²)
с 1911: 9 ПК ВМ (18 топок, 13 атм.) + 4 цилиндрических ПК (16 топок, 12 атм), (Σ 3360 м²)
мощность проектная 9000 л.с.
паруса шхуна 436 м²
Ходовые данные скорость проектная 20 уз.
на испытаниях 21,5 уз. при 9588 л.с.,
с 1911: 21,9 уз. при 10042 л.с.
запас топлива 540/630 т. угля
дальность плавания со скоростью 14/12 уз. 2520 миль, с 1911 2810 миль
20 уз. 1260 миль, с 1911 1450 миль
Экипаж 313 чел. (12 офицеров, 301 матрос),
с 1911: 354 чел. (12 офицеров, 342 матроса)
Дополнительные данные корпус 3 палубы, стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 13 отсеков, двойное дно на 40% длины.
электроснабжение 3 динамо-машины, 72 кВт, 67 В, с 1907 : 120 кВт.
управление 1 руль
плавсредства ?
цена ?
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1911 предусмотрено на случай войны
8-50 мм/40 [1270 снарядов] 2-52 мм/55 [300 снарядов] 3-105 мм/35 [300 снарядов]
12-50 мм/40 [3000 снарядов]



 

 

После вступления на престол Вильгельма II в июне 1888 он стал чаще использовал для государственных визитов и походов корабль. Так как как колесный пароход "Hohenzollern" уже устарел технически и не соответствовал требованиям императора, потребовались финансовые средства из бюджета 1889/90 для постройки новой яхты. Так как она должна была в случае войны применяться также для военных целей, государственный секретарь только что созданного имперского морского ведомства, контр-адмирал Карл Эдуард Хойснер, ходатайствовал о посыльном судне для высшего командования (Aviso Fürstr größere Kommandoverbände). В рейхстаге дело дошло до споров об этом наименовании, однако, средства в конечном счете были выделены. Конструкторское отделение имперского морского ведомства подготовило проект посыльного судна. Среди современников отношение было неоднозначное, к примеру, Эдуард фон Кнорр обозначал корабль как „упавший в воду автобус.“

Заказ на постройку посыльного судна получила Штеттинская верфь "AG Vulcan", которая заложила киль корабля в июле 1891. 27 июня 1892 корпус был готов к спуску. После речи императора императрица Августа Виктория крестила корабль именем "Hohenzollern". Одноименная старая императорская яхта в тот же день получила новое имя "Kaiseradler". Достройка корабля продолжалась до начала 1893.

"Hohenzollern" не был особенно мореходным кораблем. Уже на небольшом волнении корабль начинал испытывать сильную бортовую качку. Потеря хода против волны была незначительна. Манёвренность - посредственная.

Посыльное судно первоначально было также рассчитано для возможного использования в качестве военного корабля в случае мобилизации. Поэтому конструкция предусматривала установку 3-105 мм и 12-50 мм орудий. Тем не менее, после начала Первой мировой войны эти планы не были осуществлены.

Схемы окраски:

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

1893

После окончания постройки "Hohenzollern" прибыл в Свинемюнде. Там 8 апреля 1893 он был зачислен на службу. Еще во время испытаний, которые продлились до 24 апреля, император Вильгельм II 14-16 апреля находился на корабле в двухдневном переходе из Свинемюнде в Киль. Летняя поездка вела в Глюксбург на Готланде, в Туллгарн для посещения шведского короля Оскара II, оттуда в августе - визит в Коус. В конце сентября в Гетеборге, Вильгельм II вновь встречался с королем Швеции в Карлскруне. В качестве тендера в этих походах служило посыльное судно "Blitz". В течение следующих лет "Hohenzollern" всегда сопровождался военным кораблем и посыльным судном. Эти корабли как и "Hohenzollern" часто также получали окраску с белым корпусом и жёлтым надстройками. В течение 5 следующих лет экипаж сокращался на зиму. Лишь небольшая часть команды и 2-3 офицера оставались на яхте, чтобы поддерживать эксплуатационную готовность. Большинство офицеров откомандировывалось к учебным курсам в военно-морской академии, в то время как остальной состав размещался на блокшиве "Niobe".

1894

Поход на Север в связи с Кильской неделей в 1894 году вёл в Норвегию до Тронхейма, причем были посещены многочисленные фьорды. В этом походе, как и в последующие годы, императора сопровождали несколько дипломатов, представителей экономики и науки, а также члены двора и художники, такие как скульптор Феликс Герлинг. В начале августа Вильгельм II с эрцгерцогом Карлом Штефаном Австрийским на "Hohenzollern" наблюдали осенние манёвры британского флота у Коуса. В этом году тендером яхты было авизо "Meteor".

1895

Император на яхте принял участие в торжествах по поводу открытия канала Кайзера Вильгельма 21 июня 1895. В этом году так же были нанесены визиты в Швецию и Англию, а в сентябре у Свинемюнде и на входе в Данцигскую бухту кайзер наблюдал за осенними маневрами германского флота. Тендером яхты в этом году был крейсер "Gefion"

1896

В 1896 "Hohenzollern" впервые побывал в Средиземноморье во время путешествия в Италию. В таких путешествиях Вильгельм II подымался на борт только в Генуе или Венеции и снова покидал корабль так же в одной из этих гаваней. Яхту в этот раз сопровождал крейсер "Kaiserin Augusta". Летний поход снова вёл в Тронхейм, снова с "Gefion". Кроме того, императора на яхте посетил русский царь Николай II.

1897

Поход на север в 1897 году вёл до Мёльде. За этим последовал визит к русскому царю в Кронштадте, когда Вильгельм II напрасно пытался препятствовать предстоящему союзу России и Франции. Осенью "Hohenzollern" использовался немецкой королевской делегацией для поездки на юбилей трона Оскара II. В этом году яхту снова конвоировал "Gefion".

1898

Летний поход 1898, который должен был вести до Лофотенских островов, прекратился после известия о смерти Отто фон Бисмарка. Следующий поход в этом году вёл в Италию, Турцию и различные гавани Святой Земли. При этом Вильгельм II посетил Иерусалим, где в своей речи выразил симпатию к мусульманам. Поездка кончилась в Поле. В обоих походах яхту сопровождал крейсер "Hela", а в средиземноморском также и большой крейсер "Hertha".

1899

Целью летней поездки в 1899 году снова был Тронхейм. В Бергене император посетил французский учебный корабль "Iphigénie", чтобы подчеркнуть свои усилия к лучшему отношению с Францией. В ноябре Вильгельм II на "Hohenzollern" путешествовал в Англию с визитом к своей бабушке, королеве Виктории. В этом году конвоиром яхты была также "Hela". В течение следующей зимы яхта впервые оставалась на службе с полным экипажем.

1900

В 1900 году корабль совершил короткое плавание на север, в Берген. В качестве постоянного посыльного судна за яхтой был закреплен миноносец "Sleipner".

1901

В январе 1901 года яхта привезла кайзера и наследного принца Вильгельма в Англию, где они приняли участие в похоронах королевы Виктории. Сопровождал яхту новый крейсер "Nymphe". В ходе капитального ремонта, прошедшего весной, яхта получила радиоустановку. Во время парусной регаты «Кильская неделя» в июне яхту всё также сопровождала "Nymphe", но в походе до Мёльде в Норвегии - уже "Niobe". Поход пришлось прервать из-за известия о смерти вдовствующей императрицы Виктории, матери императора Вильгельма II. С 11 по 13 сентября в Гданьской бухте на яхте состоялась встреча кайзера с русским царем Николаем II. Конвоиром была снова "Niobe".

1902

В начале 1902 принц Генрих предпринял поездку в Соединенные Штаты по случаю спуска на воду гоночной яхты "Meteor". "Hohenzollern" вышел в путь 18 января. Чтобы загрузить необходимое для перехода количество топлива, как угольные ямы также использовались вспомогательные отделения, винные погреба и багажные отделения. 12 февраля яхта прибыла в Нью-Йорк. Сам принц Генрих использовал для перехода лайнер "Kronprinz Wilhelm", на котором он вышел 15 февраля. Только в Томпкинсвилле он перешёл на "Hohenzollern". После обусловленного штормом одного дня опоздания, прибывший 23 февраля принц принял участие в различных визитах, государственная яхта была открыта для посещений и ежедневно принимала до 6.000 посетителей. 25 февраля "Meteor" был спущен и по просьбе императора Вильгельма крещён дочерью также присутствующего президента Теодора Рузвельта Элис Рузвельт. Через 2 дня принц Генрих начал свою 9-дневную поездку по 13 штатам. 11 марта принц покинул Соединенные Штаты на лайнере "Deutschland". В тот же день отправился домой и "Hohenzollern" и 27 марта достиг Киля (принц Генрих прибыл в Куксхафен ещё 18 марта).

После рейса "Hohenzollern" прошел необходимый капитальный ремонт и к летнему походу кайзера в Тронхейм снова находился в строю. Затем последовали визиты в Россию и Англию. Во время Кильской недели в июне, похода в Норвегию в июле и во время визита Вильгельма II в Великобританию в ноябре, чтобы навестить своего дядю, короля Эдуарда VII, конвоиром яхты был крейсер "Nymphe". Во время визита в Ревель с 6 по 8 августа для очередной встречи с Николаем II к ней присоединился также большой крейсер "Prinz Heinrich".

1903

В 1903 году император посетил датского короля Кристиана IX в Копенгагене, а также совершил поход на север, который снова вёл до Тронхейма. В обоих походах яхту сопровождал крейсер "Nymphe".

1904

В марте 1904 году целью похода в Средиземное море были Ла-Валлетта и итальянские гавани, а также встреча с итальянским королем Виктором Эммануилом III. В этом походе для сопровождения яхты был нанят лайнер "König Albert". В ходе Кильской недели 1904 яхту посетил король Эдуард VII, после чего последовал визит в Норвегию, снова до Тронхейма. В этом походе конвоиром был крейсер "Ariadne".

1905

В марте 1905 начался следующий поход в Средиземное море. "Hohenzollern" пошёл вперед императора, который следовал до Неаполя на пароходе "Hamburg" компании HAPAG в сопровождении большого крейсера "Friedrich Carl". По пути, 31 марта Вильгельм II по настоянию рейхсканцлера Бернхарда фон Бюлова нанёс визит в марокканский Танжер. Из-за французского стремления к власти в Марокко это обострило напряженную дипломатическую ситуацию. 5 апреля император перешёл с "Hamburg" на "Hohenzollern". Во время захода в Корфу Вильгельм осмотрел дворец Ахиллеон, построенный для императрицы Елизаветы. В 1907 император приобрёл замок и перестроил его в дипломатический центр.

Так как 7 июня норвежский парламент объявил отмену личной унии со Швецией, посещение норвежских гаваней во время летней поездки отменилось. Вместо этого посетили датские, шведские и русские города. 24 июля 1905 года состоялась встреча Вильгельма II и Николая II с целью обсудить немецко-русский союз. Так как немецкой стороне не нравилось ограничение сил в Европе, а русской делегации был важнее союз с Францией, во ходе этой встречи было достигнуто лишь ни к чему не обязывающее соглашение и Бьоркёский договор не был ратифицирован. Конвоирами яхты в этом походе были большой крейсер "Prinz Adalbert" и малый "Berlin".

1906

6 мая 1906 "Hohenzollern" выведен из эксплуатации и поставлен на модернизацию. При этом была заменена котельная установка и изменено вооружение. Кроме того, демонтированы шапки дымовых труб. Во время почти годовой реконструкции императору для его поездок служил пароход "Hamburg", который сопровождали всё те-же "Prinz Adalbert" и "Berlin".

1907

"Hohenzollern" был готов к службе 15 апреля 1907. Командование яхтой принял будущий шеф океанского флота, капитан-цур-зее Фридрих Ингеноль. Летний поход снова вёл в норвежские воды, на этот раз до Нордкапа. Кроме того, наряду с очередной встречей императора с Николаем II у Свинемюнде, были сделаны визиты к королю Фридриху VIII, королеве Вильгельмине, и королю Эдуарду VII. Во время пребывания в Англии Вильгельм II вел продолжительные беседы с Эдуардом Джеймсом Стюартом Уортлеем, которые тот 28 октября опубликовывал в форме интервью в "Дэйли Телеграф". Хотя статья предоставлялась немецким органам власти для разрешения, она содержала несколько недипломатичных отзывов и вызвала один из самых тяжелых внутриполитических кризисов Немецкой империи до Первой мировой войны.

1908

Во время Кильской недели в 1908 году кайзер вручил военно-морским инженерам в качестве награды полевы повязки, в том числе главному инженеру "Hohenzollern". Это было связано со значительным повышением уровня инженерного дела, даже если преобладающее влияние на развитие военно-морского флота продолжал оказывать военно-морской офицерский корпус. После Кильской недели в 1908 году последовал поход на Север до Мёльде и в Средиземное море, где наряду с итальянскими гаванями посетили также Корфу и Полу. Позже в том же году Вильгельм II нанёс визит правящему с конца 1907 шведскому королю Густаву V.

1909

В 1909 году, помимо обычного теперь путешествия по Средиземному морю, произошла встреча с царем Николаем II у Ревеля, где яхту сопровождали крейсера "Gneisenau" и "Hamburg", а также во время Северного похода - с Густавом V и правящим с 1905 королем Норвегии Хоконом VII.

1910

В мае 1910 "Hohenzollern" доставил императора Вильгельма II на похороны его дяди Эдуарда VII в Англию. Летняя поездка этого года снова вела в Норвегию.

1911

Во время похода в Средиземное море в 1911 году посетили итальянские гавани и Корфу. Кроме того, встречались с эскадрами Австро-Венгерского флота. За визитом к британскому королю Георгу V последовал поход на Север до Бальхольмена и парад флота перед австрийским эрцгерцогом Францем Фердинандом в Киле.

1912

В 1912 году, помимо путешествия по Средиземному морю, состоялась встреча с царем Николаем II в Балтийском Порту. Поход на север снова вёл до Бальхольмена.

1913

По случаю серебряного юбилея престола офицерский корпус Императорского флота подарил яхте серебряного орла для флагштока. В 1913 году уже 25-я поездка императора на север вела как и раньше до Бальхольмена. 31 июля в Вангснесе в Согне-фьорде Вильгельм II передал королю Хокону VII доставленную ранее в Норвегию броненосцем " Wittelsbach" статую Фритьофа. Статуя „Король Фритьоф смелый“ была создана Максом Ундгером и должна была выражать благодарность императора за пережитое в Норвегии выздоровление.

1914

Путешествие в Средиземное море весной 1914 вело в Италию и Грецию. Кроме того, корабль посетил австрийский порт Триест. До начала Кильской недели было проведено открытие расширенного канала Кайзера Вильгельма. На Кильскую неделю прибыла британская эскадра сэра Джорджа Варрендера. Однако сообщение об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда 28 июня окончило немецко-британскую встречу. Император покинул Киль 29 июня, за день до этого британская эскадра также вышла из залива. Хотя существовали многочисленные сомнения, рейхсканцлер Теобальд фон Бетманн Гольвег советовал продолжать запланированную летнюю поездку, не обостряя дополнительно напряженной ситуации. 13 июля "Hohenzollern" в сопровождении почти всего океанского флота вышел в поход в норвежские воды до Бальхольмена. Поездка прекратилась раньше времени, после того, как кризис достиг апогея из-за австро-венгерского ультиматума Сербии. 27 июля "Hohenzollern" вернулся в Киль. На следующий день Австро-Венгрия объясняла войну Сербии, положив начало Первой мировой войне.

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Хотя "Hohenzollern" был предусмотрен также и для военной службы, военного применения устаревшего и слабо вооруженного корабля, для которого уже стояла на стапелях замена, не произошло. Яхта была выведена из эксплуатации 31 июля. В течение 20 лет службы корабля император в целом провел на борту 4,5 года.

Во время Первой мировой войны "Hohenzollern" не нашёл применения. 27 декабря 1920 яхта была вычеркнута из списка военных кораблей. В 1923 году корабль был был продан и впоследствии сдан на слом на Deutsche Werke в Киле, носовое украшение и штурвал переданы Исторической коллекции школы ВМФ в Мюрвике. Сейчас штурвал императорской яхты является частью постоянной экспозиции СВЕТ И ТЕНЬ в Церкви Христа и Гарнизона в Вильгельмсхафене. Транспортные ящики с этого корабля хранятся в башне водяных насосов замка Гогенцоллернов. Как они туда попали, неизвестно.

командиры "Hohenzollern"
8.04 - 09.1893 капитан-цур-зее Volkmar von Arnim
10.1893 - 04.1894 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Reinhold Brussatis
04 - 09.1894 капитан-цур-зее Volkmar von Arnim
10.1894 - 03.1895 капитан-лейтенант / корветтен-капитан (сокращённый экипаж) Reinhold Brussatis
03 - 09.1895 капитан-цур-зее / контр-адмирал Volkmar von Arnim
09.1895 - 03.1896 корветтен-капитан (сокращённый экипаж) Reinhold Brussatis
03 - 09.1896 капитан-цур-зее барон Conrad von Bodenhausen
09.1896 - 03.1897 корветтен-капитан Hugo Emsmann
03 - 10.1897 капитан-цур-зее барон Conrad von Bodenhausen
10.1897 - 03.1898 корветтен-капитан (сокращённый экипаж) Wilhelm Peters
03 - 12.1898 капитан-цур-зее барон Conrad von Bodenhausen
12.1898 - 04.1899 корветтен-капитан(сокращённый экипаж) Wilhelm Peters
04.1899 - 16.08.1902 капитан-цур-зее / контр-адмирал граф Friedrich von Baudissin
17.08.1902 - 4.10.1904 капитан-цур-зее Guido von Usedom
4.10.1904 - 5.05.1906 капитан-цур-зее Friedrich Ingenohl
15.04.1907 - 30.09.1908 капитан-цур-зее / контр-адмирал Friedrich Ingenohl
1.10.1908 - 10.10.1911 капитан-цур-зее Oskar von Platen-Hallermund
11.10.1911 - 31.07.1914 капитан-цур-зее Johannes von Karpf

 

МОДЕЛИ

           

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart.
3 Mantey, Eberhard von: Unsere Kriegsmarine. Vom Großen Kurfürsten bis zur Gegenwart. Verlag Offene Worte, Berlin 1926
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 01.01.2024

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1893-1903
Hohenzollern
Модель "Hohenzollern" в Ахиллеоне на Корфу, в убежище кайзера Вильгельма.
Hohenzollern
"Hohenzollern" в ночной иллюминации в Свинемюнде во время визита царя Николая II, 2-6 августа 1907 г.
Hohenzollern
"Hohenzollern" в Бальхольме.
Hohenzollern
"Hohenzollern" в Бальхольме.
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern" принимает парад.
Hohenzollern
"Hohenzollern", при яхтенной регате.
Hohenzollern
"Hohenzollern" в Кильском канале.
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern" в Стокгольме, 1908 г.
Hohenzollern
"Hohenzollern" 18 мая 1897 г.
Hohenzollern
"Hohenzollern" в Кильском канале.
Hohenzollern
Схема размещения вооружения на "Hohenzollern" по мобилизационному плану.
Hohenzollern
Продольный разрез "Hohenzollern".
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
На палубе "Hohenzollern".
Hohenzollern
На палубе "Hohenzollern".
Hohenzollern
На палубе "Hohenzollern".
Hohenzollern
Корма "Hohenzollern", 1902 г.
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
Британский король Эдуард посещает "Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern" и броненосец ВМФ США "Kearsarge", Киль, июнь 1903 г.
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern" в Венеции.
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"

Гогенцоллерны или Хоэнцоллерны (нем. Hohenzollern) — германская династия швабского происхождения, династия курфюрстов Бранденбурга, затем королей Пруссии, в период с 1871 по 1918 прусские короли из династии Гогенцоллернов были одновременно и кайзерами Германии.

Следующая страница - германская яхта-авизо "Hohenzollern (III)"
Предыдущая страница - германская яхта-авизо "Hohenzollern (I)"