ОглавлениеКрейсера → Колёсное авизо "Falke"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсное авизо (Radaviso)

 Falke 


Северогерманский Союз, с 1870 г. 1 ед. (быв. грузовой п/х, 1866)

 

*
Falke
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / спуск на воду в строю примечания
1 Falke <Henderson, Coulburn & Co.>, Ренфрю, Глазго / 1865 4.10.1870 быв. скотовоз Heinrich Heister в Дордрехте, Голландия (1866), строился как прорыватель блокады для Конфедеративных Штатов Америки, до 12.09.1870 Emden, бюджетное наименование при покупке Radaviso D, 12.10.1870 поврежден в столкновении с броненосцем Arminius, в 1871 отремонтирован, вновь введен в строй в 1875, с 1878 использовался как тендер, затем как судно Службы охраны рыболовства (в 1887-1889) и как императорская яхта, 18.11.1890 исключён, в 09.1892 продан на слом.
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1002 т
полное 1230 т
регистровое 779 брт, 450 нрт
Размерения длина ВЛ 77,50 м
полная 78,40 м
ширина корпус 8,56 м
кожухи 11,7 м
осадка носом 2,6 м
кормой 2,5 м
1 см осадки = 2,4 т
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 10 лопастей Ø 6,55 м
1 МКО 1 вертикальная качающаяся 2-цилиндровая ПМ однократного расширения, 30 об/мин.
2 коробчатых ПК с перегревом (6 топок, 1,33 атм)
мощность проектная 1100 л.с.
номинальная 300 л.с.
паруса шхуна, ? м².
Ходовые данные скорость проектная 12 уз.
на испытаниях 15 уз.
запас топлива 200 т. угля
дальность плавания со скоростью 12 уз. 1400 миль
Экипаж 90 чел. (6 офицеров, 84 матроса)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 6 отсеков.
электроснабжение с 1878
управление 1 руль
плавсредства 4 лодки
цена 12,5 тыс. £
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально позже
2 - 120 мм/23 [670 снарядов]
--- + 5 - 37 мм револьверных
с 1878 + 1 прожектор "Siemens-Projektor" (35 ампер, 50 вольт, 4000 NK)



 

 

В конце августа 1870 года, вскоре после начала франко-прусской войны, корветтен-капитан Франц фон Вальдерзее (von Waldersee) был уполномочен найти за границей, в нейтральных странах быстроходные пароходы, пригодные для военной службы. Федеральный флот Северной Германии планировал использовать суда в качестве разведчиков и плавбаз для миноносок, вооруженных буксируемыми и шестовыми минами. Хотя Вальдерзее и знал о присутствии подходящего судна в Роттердаме, сначала он безуспешно искал в Британии. Когда поиски не увенчались успехом, Вальдерзее отправился в Нидерданды и 25 августа, представившись англичанином Джоном Смитом из Лондона, купил у судовладельца в Дордрехте примеченное ранее судно за 12 500 фунтов стерлингов. Деньги на покупку проходили в бюджете рейхстага, как оплата за "Radaviso D" (A, B и C, видимо имелись в виду "Loreley", "Preußischer Adler" и "Pommerania").

Судно для перевозки скота "Heinrich Heister" было заложено верфью "Henderson, Coulburn & Co." в Ренфрю в Британии по заказу Конфедеративных Штатов Америки, как прорыватель блокады, но в 1864 из-за дипломатического давления США контракт был аннулирован, корабль был спущен в 1865, чтобы быть выставленеым на продажу и в 1866 куплен голландским владельцем, который хоть и дал ему имя, но практически не использовал, к 1870 судно стояло на приколе.

Вальдерзее нанял команду голландских моряков и объявил, что его пунктом назначения будет Лондон, но после выхода из Роттердама он приказал экипажу идти в Дельфзейл, заявив, что так хотят подрядчики. Оттуда 30 августа он направил корабль к устью реки Эмс, где его остановила немецкая канонерская лодка, и после того, как Вальдерзее объяснил ситуацию, канонерка сопроводила "Heinrich Heister" вверх по реке в Эмден. Они прибыли туда 2 сентября, где голландский экипаж был отправлен домой. Корабль временно переименовали в "Emden", чтобы скрыть его происхождение, и 4 сентября 1870 приняли в эксплуатацию, чтобы перевести на главную военно-морскую базу в Вильгельмсхафен и переоборудовать там в военный корабль, оснастив пушками. 12 сентября приказом высшего командования его переименовали в "Falke" (Сокол).

Судно являлось одним из многочисленных спекулятивных произведений западноевропейских верфей для Конфедератов. Имело хорошую мореходность, со всеми недостатками колесных пароходов, маневрировало нормально, но держалось на курсе плохо, на волнении сильно теряло скорость, паруса несли только стабилизирующую функцию. Как и все блокадопрорыватели, корабль имел низкий силуэт.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и широкая полоса по уровню пушечных портов.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

 

с 28 января 1874 г.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

После завершения работ по переоборудованию 4 октября 1870 "Falke" был введен в состав флота Северогерманского Союза и, все еще находясь под командованием Вальдерзее, провел ходовые испытания. 12 октября 1870 он вышел с броненосцем "Arminius", чтобы атаковать французскую блокадную эскадру. Операция чуть не закончилась катастрофой, когда при отходе в залив Яде броненосец случайно протаранил авизо. "Falke" получил значительные повреждения ниже ватерлинии и с большим трудом вернулся в порт в почти тонущем состоянии. Единственный сухой док в Вильгельмсхафене был занят до января 1871 года, что не позволило сразу отремонтировать авизо. Когда ремонт был, наконец, выполнен, война уже закончилась, и "Falke" сразу был отправлен в резерв.

"Falke" простоял в резерве следующие четыре года. За это время опыт использования буксируемых мин продемонстрировал военно-морскому командованию, что они не являются эффективным оружием, и от первоначально предполагаемого использования отказались. Однако бюджетная комиссия рейхстага требовала отчёта о потраченных деньгах и от флота требовали найти кораблю применение, и 19 мая 1875 г. "Falke" был введен в строй для службы в качестве авизо. С 3 июня до конца сентября он служил в составе учебной эскадры броненосцев в качестве посыльного и репетичного корабля. В конце этого периода эскадра провела маневры у Засница, за которыми наблюдал кайзер Вильгельм I, при этом "Falke" изображал условное вражеское судно. 10 октября он был выведен в зимний резерв в Вильгельмсхафене.

Он провёл 1876 г. без службы, а 7 мая 1877 г. был введён в строй еще на год. Он должен был идти в восточное Средиземноморье в составе учебной броненосной эскадры, но после того, как корабли тронулись с места, на "Falke" сломался шатун, что вынудило его вернуться в порт для ремонта. Бременская компания AG Weser быстро изготовила запасной стержень и завершила ремонт в течение 24 часов, что позволило "Falke" возобновить поход 3 июня и через десять дней встретиться с остальной частью эскадры в Гибралтаре. На обратном пути в Германию на авизо случилась еще одна поломка, и ему пришлось остановиться на Мальте для ремонта. "Falke" вернулся в Вильгельмсхафен 25 октября 1877 и 5 ноября был там списан в резерв. Находясь в нерабочем состоянии, он получил новые котлы, а машина была капитально отремонтирована.

27 мая 1878 года "Falke" снова был введен в строй, чтобы в составе броненосной эскадры сходить в еще один поход в Средиземное море. 29 мая при запуске машина снова вышла из строя, что потребовало двухдневного ремонта. Прежде чем авизо смогло выйти 31 мая, получили известие о гибели броненосца "Grosser Kurfürst" в результате столкновения с "König Wilhelm" у Фолкстона в Великобритании. "Falke" присоединился к эскадре в Портсмуте, где принял выживших и 6 июня доставил их в Вильгельмсхафен. Контр-адмиралу Карлу Фердинанду Батчу, командиру эскадры, и его штабу также было приказано вернуться в Германию на борту "Falke" для расследования аварии. Естественно, запланированный учебный поход был отменён, и "Falke" оставался в строю только до 17 июля 1878. В этот период он служил судном охраны рыболовства в Северном море.

В следующем, 1879 году "Falke" вернулся в строй 1 апреля, чтобы служить в качестве тендера при военно-морская станции Северного моря. Он участвовал в экспериментах с электрическим освещением и стал первым немецким военным кораблем, оснащенным прожектором, а также проводил исследования течений между Зюльтом и островом Амрум в Северном море. С 26 июля по 28 августа 1879 на нём принц Фридрих Карл посетил короля Швеции-Норвегии Оскара II.

В 1880 и в 1881 году "Falke" служил на тех же должностях, что и в предыдущем году, в основном в качестве тендера морской станции. С апреля по август 1881 года командиром корабля был капитан-лейтенант Фридрих фон Баудиссин. В этот период, 26 апреля, "Falke" доставил в Вильгельмсхафен раненых после взрыва на борту артиллерийского учебного корабля "Mars" на рейде Шиллига. 7 июля "Falke" был отправлен в западную Шотландию, чтобы помочь терпящему бедствие пароходу HAPAG "Vandalia", но к тому времени, когда он прибыл, потерпевшим уже оказал помощь британский пароход. "Falke" был выведен в резерв 25 августа 1881 и в течение следующих двух лет не эксплуатировался. В 1883 году корабль прошел капитальный ремонт, после которого со 2 по 20 октября - ограниченные ходовые испытания, но на службу не принимался, как и в следующие два года. "Falke" был вновь введен в кампанию только 24 марта 1886 г. для охраны рыболовства, а также служил учебным кораблем для инженеров. Списанный на зиму 30 сентября, он был повторно введен в строй 29 марта 1887 года, снова для патрулирования территориальных вод Германии. 17 мая он остановил за нарушение территориальных вод британское рыболовное судно "Lady Goodwill". В 1888 году "Falke" совершил серию походов по Северному и Балтийскому морям для членов Адмирал-штаба. В конце 1888 г. корабль был выведен из компании в последний раз, 18 ноября 1890 г. был исключен из военно-морского реестра и в ноябре 1892 г. продан на слом за 18 000 марок и разделан на металл.

;

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto - Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 3). Ratingen: Mundus Verlag. 1993
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 23.06.2023

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1870-1890
kaiser
Эскадра в 1875, с права на лево: "König Wilhelm", "Kronprinz", "Kaiser", "Hansa", "Falke"
Falke
"Falke"
Falke
"Falke"
Сокол (лат. Falco) — хищная птица семейства соколиных, широко распространённых в мире. Научное название Falco является производным от латинского слова "falx" ("серп") и подчёркивает серпообразную форму крыльев в полёте.
Следующая страница - германское колёсное авизо "Pommerania"
Предыдущая страница - прусское колёсное авизо "Loreley"