Оглавление → Крейсера → Вспомогательный крейсер "Meteor"
→ Минные заградители →

  Крейсера  
  Минные заградители  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательный крейсер, минный заградитель (Hilfskreuzer, Minenleger)

 Meteor 


Германия, 1915 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1903 г.)

 

*
Meteor
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Meteor <Ramage & Ferguson Ltd.>, Лейт, Британия, стр. № 188 / 05.1903 6.05.1915 реквизированный грузовой п/х "Vienna" британской комп. "R. Mackill & Co. Ltd.", 2 рейда, официально числился минным заградителем, 9.08.1915 затоплен экипажем в Северном море.
ТТХ
Водоизмещение полное 3640 т
регистровое 1912 брт
Размерения длина МП 85,34 м
полная 89,10 м
ширина 11,34 м
осадка 5,1 м
высота борта на миделе 5,40 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный гребной винт
. МО 1 вертикальная ПМ тройного расширения (3 цил.)
. КО 2 цилиндрических ПК (12,6 атм.)
мощность 2400 л.с.
Ходовые данные скорость 14,0 уз.
дальность плавания на () уз. до 5000 миль (9)
Дополнительные данные корпус стальной, 2 палубы, 7 отсеков, 4 люка
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
1-й рейд 2-й рейд
. 1 - 150 мм (возможно, бутафорская)
2 - 88 мм/40 (600 сн.) 2 - 88 мм/40 (600 сн.)
2 - 37 мм рев. ?
. 2 ТА - 450 мм (2 торпеды)
374 мины 350 мин

 

 

Первая фаза рейдов вспомогательных крейсеров закончилась 26 апреля 1915 года, когда "Kronprinz Wilhelm" был интернирован в Соединенных Штатах. Все остальные крейсера были потоплены или также интернированы, а служба "этапов" по большей части была израсходована, суда снабжения были захвачены или потоплены противником в море, либо интернированы в нейтральных странах. Большое количество угля, потребляемого переоборудованными лайнерами, и трудности с его снабжением означали, что долгосрочные операции против торговли Антанты были больше не возможны. Тем не менее, следует отметить, что коммерческие рейды и служба "этапов" были рассчитаны для быстротечной войны, лишь на несколько месяцев, а не лет. Германские предвоенные планировщики никогда не ожидали затяжного конфликта и стратегически ошиблись, столкнувшись с этой реальностью. Принимая это во внимание, лайнеры-крейсера достигли своей тактической цели - кратковременно остановить торговлю союзников и связать военно-морские силы Антанты. Тем не менее, к лету 1915 года Адмирал-штаб предпринял некоторые наступательные операции после ограничений, наложенных внезапным окончанием первой подводной кампания против торговли противника из-за политических последствий потопления "Лузитании".

Весной 1915 года германское верховное командование, которое собиралось начать наступление на Восточном фронте, запросило адмиралштаб о возможности установки мин у российских портов Белого моря, чтобы сорвать поставки боеприпасов из Великобритании и Франции. Для выполнения этой задачи адмиралштаб распорядился переоборудовать во вспомогательный минный заградитель 3640-тонный реквизированный британский грузовой корабль "Vienna". Предполагалось, что, поскольку она была британским судном, ей было бы легче незаметно прорвать британскую блокаду Северного моря, чем легко узнаваемому немецкому военному кораблю или лайнеру. Главной защитой была бы не скорость, а обман.

"Vienna" была грузовым пароходом британской компании R. Mackill & Co. Ltd. из Лейта постройки 1903 года, который к началу войны разгружался в Гамбурге и 4 августа 1914 был реквизирован немецкими властями. В начале 1915 года он был отправлен на императорскую верфь в Вильгельмсхафене, где на него было установлено оборудование для постановки и хранения 347 мин. Не смотря на то, что официально корабль был классифицирован, как вспомогательный минный заградитель, крейсерские действия также в ходили в его задачи, поэтому его вооружили двумя 8,8-сантиметровыми пушками и двумя револьверными скорострелками. 6 мая 1915 года рейдер был введен в строй под командованием корветтен-капитана Вольфрама фон Кнорра, сына бывшего адмирала Эдуарда фон Кнорра. Корабль получил имя "Meteor" в честь канонерской лодки, на которой отец капитана 9 ноября 1870 года у Гаваны вступил в бой против французского авизо "Bouvet".

29 мая 1915 г. корабль покинул Вильгельмсхафен и отправился в Белое море, внешне маскируясь под русское гидрографическое судно "Буй". Операция считалась настолько важной, что корабль прикрывал весь ФОМ демонстративным выходом в Немецкую бухту. Далее рейдер сопровождал дирижабль, а в Норвежском море корабль встретился с подводной лодкой "U-19", которая вела разведку по пути следования. "Meteor" успешно преодолел британскую блокаду и в ночь с 7 на 8 июня 1915 года выставил в горле Белого моря десять минных полей, каждое по 27-32 мин, первоначально установленных через каждые 300, а затем 175 м. На этих минах подорвались 10 судов, из них семь затонули. 17 июня 1915 года "Meteor" благополучно вернулся в Киль, на обратном пути остановив три нейтральных грузовых корабля с контрабандой. Два из них были затоплены, а шведский "Thorsten", перевозивший 200 мешков российской почты - приведён в качестве приза.

Следует отметить, что захват нейтральных судов, хоть и с контрабандным грузом, вызвал напряжения в отношениях со скандинавскими странами.

результаты 1-го рейда (развернуть)
дата тип имя тоннаж владелец груз примечания фото
11.06.1915 грузовой пароход Arndale 3583 T. Smailes & Sons SS Co. Ltd, Уитби, Британия кардифский уголь погиб в позиции 67°00'N, 41°32'E на мине, выставленной в Белом море, Россия
15.06.1915 грузовой пароход Verdandi 950 Швеция ??? потоплен подрывными зарядами и артиллерией в Скагерраке
16.06.1915 грузовой пароход Granit 662 Норвегия ??? потоплен артиллерией в Скагерраке
16.06.1915 грузовой пароход Thorsten 1634 Швеция почта захвачен и приведён в Киль, позже возвращён Швеции
16.06.1915 моторная шхуна Николай 154 П. Беляев, Петроград, Россия ??? погибла на мине, выставленной в Белом море, Россия
20.06.1915 грузовой пароход Twilight 3100 J. Wood & Co., Уэст-Хартлпул, Британия уголь повреждён на мине, выставленной в Белом море, Россия
24.06.1915 грузовой пароход Drumloist 3118 W. Christie & Co. Ltd, Лондон, Британия спальные вагоны погиб на мине, выставленной в Белом море, Россия
2.07.1915 грузовой пароход Mascara 4957 Maclay & McIntyre, Глазго, Британия ??? погиб в поз. 66°49’N, 41°20’E на мине, выставленной в Белом море, Россия
6.07.1915 грузовой пароход African Monarch 4003 Monarch SS Co. Ltd., Глазго, Британия уголь и генеральный груз погиб на мине, выставленной в Белом море, Россия
6.07.1915 грузовой пароход Lysaker 2013 DS AS Gesto, Хаугесунд, Норвегия уголь погиб в поз. 67°00’N, 41°03’E на мине, выставленной в Белом море, Россия
14.07.1915 грузовой пароход Urania 1934 Finska Ångfartygs AB, Гельсигфорс, Финляндия генеральный груз погиб на мине, выставленной в Белом море у Архангельска, Россия
27.07.1915 грузовой пароход Madura 4484 Maclay & McIntyre, Глазго, Британия лен, жмых, пшеница и дерево повреждён на мине, выставленной в Белом море, Россия
8.08.1915 грузовой пароход Benarthur 2029 R T Arthurs & Co, Глазго, Британия ??? повреждён на мине, выставленной в Белом море, Россия, и выбросился на берег, позже снят

 

Очевидная успешность рейда натолкнула Адмиралштаб на мысль закрепить успех немедленным повторением рейда, но теперь в Британские воды. Чтобы не терять время на оборудование нового корабля, решили послать тот-же, но с новым экипажем и командиром (прежним требовался отпуск после рискованного похода). Пароход прошёл быстрый текущий ремонт, в ходе которого на нём установили на верхней палубе перед мостиком два траверсных торпедных аппарата, правда без возможности перезарядки. Так, как на британских пароходах к этому времени начали устанавливать на корме пушку для самообороны, для внешнего сходства "Meteor" тоже получил аналогичную, 15-см пушку, открыто стоящую на кормовой надстройке, правда, по некоторым данным - это была лишь деревянная бутафория, но точно это не известно.

Уже 6 августа 1915 года крейсер вновь вышел в рейд, теперь под командованием корветтен-капитана Курта Германна, маскируясь под русский пароход "Император Николай II". Миссия заключалась в установки минного поля в водах Мурен-Ферт в ​​северной Шотландии, одного из проходов из гавани Кромарти, где находилась якорная стоянка основной части британского т.н. домашнего флота.

Сама операция прошла успешно, судно без проблем достигло назначенного района и 8 августа выставило посреди бухты 363 мины в 5 банок. На них на следующий день погиб британский эсминец "Lynx", а 18 августа повреждён шлюп "Lilac". В условленном месте он встретился с подводной лодкой U-17 и пошёл на восток. Долго оставаться незамеченным, однако, не удалось: 9 августа у мыса Киннэйрд "Meteor" встретился английский вспомогательный дозорный корабль "Ramsey" водоизмещением в 1620 тонн, используемый военно-морским флотом для осмотра подозрительных судов и вооружённый двумя 75-мм пушками.

"Meteor" нёс российский торговый флаг, но тем не менее англичане сочли его подозрительным и приказали остановиться для досмотра. Британский корабль тоже остановился, чтобы спустить шлюпку с досмотровой группой, в определенный момент оказавшись на траверзе немецкого корабля, и появилась подходящая возможность использовать торпедный аппарат. "Meteor" тут-же сбросил маску, подняв военный флаг и выстрелил торпедой в британца практически в упор, открыв также огонь из пушек. "Ramsey" затонул за четыре минуты (около 7:15) с потерей пятидесяти трех человек, включая командира, немецкий рейдер поднял с воды 43 человека.

Это была, однако, пиррова победа, потому что радист "Ramsey" успел сообщить по радио о нападении, и на перехват вышли несколько британских крейсеров. Разоблачённый "Meteor" со скоростью 12,5 узлов не имел никаких шансов уйти под защиту своего военного флота.

На обратном пути "Meteor" остановил датский парусник "Jason". Так как он вёз дрова и железнодорожные шпалы в Великобританию, команда была взята в плен, а парусник сожгли, но уже на следующее утро командир рейдера получил сообщение от одного из разведывательных дирижаблей флота о приближении англичан. Курт Германн принял очень необычное решение. Учитывая, что основная миссия по постановке мин была успешно выполнена, а "Meteor" являлся трофейным судном и сам по себе не представлял особой ценности, командир решил избавиться от ненужного финального боя. Обнаружив неподалёку шведский траулер он перешёл на него с экипажем и пленниками и приказал затопить свой корабль подрывными патронами, что и было исполнено в точке 55°56’N, 06°43’E.

По пути на юг моряки встретили норвежский траулер "Ragni", на который передали пленных с "Ramsey" и "Jason", предоставив им немного денег на предметы первой необходимости. 10 августа шведский траулер с экипажем крейсера встретил подводную лодку U-28, которая отбуксировала его в Лист, после чего траулер был освобождён.

результаты 2-го рейда (развернуть)
дата тип имя тоннаж владелец груз примечания фото
9.08.1915 эскадренный миноносец Lynx 1072 т ВМФ, Британия --- погиб на мине у Морей-Фёрт
9.08.1915 дозорный корабль The Ramsey 1520 ВМФ, Британия --- потоплен торпедой в позиции 59° 36′N 01° 25′W
9.08.1915 грузовой парусник Jason 159 Дания лес, шпалы сожжён в Северном море
18.08.1915 шлюп Lilac 1200 т ВМФ, Британия --- сильно повреждён на мине у Морей-Фёрт, 17 убитых.

 

Хотя карьера "Meteor" была недолгой, она продемонстрировала, что хорошо вооруженный и укомплектованный, но невинно выглядящий грузовой корабль мог пройти через линии британской блокады и успешно вести минную и торговую войну в тылу противника. Кроме того, он показал, что относительно дешёвое судно с небольшим экипажем может выполнять такие же задачи, как ценные военные корабли или дорогие лайнеры, предлагая возможность высокой отдачи при минимальных затратах.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Eintrag: Hilfskreuzer „Meteor“, in: Kapitän zur See a. D. Hugo von Waldeyer-Hartz: Der Kreuzerkrieg 1914–1918. Das Kreuzergeschwader. Emden, Königsberg, Karlsruhe. Die Hilfskreuzer, Oldenburg i. O. 1931
3 Eintrag: Meteor, in: Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, 7 Bände in einem Band, Ratingen o. J. 1983
4 Eberhard von Mantey: Die beiden „Meteore“ in der deutschen Marine, Berlin 1925
5 Eberhard von Mantey: Die deutschen Hilfskreuzer, Berlin 1937
6 Fritz-Otto Busch: Hilfskreuzer „Meteor“ – Minen, Männer und Makrelen, Anker-Hefte. Seefahrt in aller Welt, Nr. 36, München 1956
7 John Walter: Piraten des Kaisers – Deutsche Handelsstörer 1914-1918. Stuttgart: Motorbuch Verlag, 1994
на английском
8 Noppen, Ryan. German commerce raiders 1914-18. Osprey - New Wanguard 228, 2015.
9 Halpern, Paul. A Naval History of World War I. 1994
10 Hawkins, Nigel. The Starvation Blockades. 2002
11 Schmalenbach, Paul. German Raiders. 1977
на итальянском
12 Zaffiri, Gabriele, Kaiserliche Hilfskreuzer, Pozzuoli (Napoli), 2007
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 22.06.2020

 




 

 
Торговый флаг Британии, 1903-1914
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1915

Один из шлюпов этого типа.
Lynx
"Lynx"
Ramsey
"Ramsey"
Meteor
Тонущий "Meteor" после подрыва.
Ramsey
"Ramsey"
Meteor
"Meteor" в бою.
Urania
"Urania"
African Monarch
"African Monarch"
Drumloist
"Drumloist"
Thorsten
"Thorsten"
Granit
"Granit"
Verdandi
"Verdandi"
Arndale
"Arndale"
Meteor
"Meteor" в первом рейде.
Meteor
"Meteor" в первом рейде.
Следующая страница - германский вспомогательный крейсер "Möwe"
Предыдущая страница - германский вспомогательный крейсер "Cormoran"