|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательный крейсер, минный заградитель (Hilfskreuzer, Minenleger)
Германия, 1915 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1903 г.) * Meteor *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Первая фаза рейдов вспомогательных крейсеров закончилась 26 апреля 1915 года, когда "Kronprinz Wilhelm" был интернирован в Соединенных Штатах. Все остальные крейсера были потоплены или также интернированы, а служба "этапов" по большей части была израсходована, суда снабжения были захвачены или потоплены противником в море, либо интернированы в нейтральных странах. Большое количество угля, потребляемого переоборудованными лайнерами, и трудности с его снабжением означали, что долгосрочные операции против торговли Антанты были больше не возможны. Тем не менее, следует отметить, что коммерческие рейды и служба "этапов" были рассчитаны для быстротечной войны, лишь на несколько месяцев, а не лет. Германские предвоенные планировщики никогда не ожидали затяжного конфликта и стратегически ошиблись, столкнувшись с этой реальностью. Принимая это во внимание, лайнеры-крейсера достигли своей тактической цели - кратковременно остановить торговлю союзников и связать военно-морские силы Антанты. Тем не менее, к лету 1915 года Адмирал-штаб предпринял некоторые наступательные операции после ограничений, наложенных внезапным окончанием первой подводной кампания против торговли противника из-за политических последствий потопления "Лузитании". Весной 1915 года германское верховное командование, которое собиралось начать наступление на Восточном фронте, запросило адмиралштаб о возможности установки мин у российских портов Белого моря, чтобы сорвать поставки боеприпасов из Великобритании и Франции. Для выполнения этой задачи адмиралштаб распорядился переоборудовать во вспомогательный минный заградитель 3640-тонный реквизированный британский грузовой корабль "Vienna". Предполагалось, что, поскольку она была британским судном, ей было бы легче незаметно прорвать британскую блокаду Северного моря, чем легко узнаваемому немецкому военному кораблю или лайнеру. Главной защитой была бы не скорость, а обман. "Vienna" была грузовым пароходом британской компании R. Mackill & Co. Ltd. из Лейта постройки 1903 года, который к началу войны разгружался в Гамбурге и 4 августа 1914 был реквизирован немецкими властями. В начале 1915 года он был отправлен на императорскую верфь в Вильгельмсхафене, где на него было установлено оборудование для постановки и хранения 347 мин. Не смотря на то, что официально корабль был классифицирован, как вспомогательный минный заградитель, крейсерские действия также в ходили в его задачи, поэтому его вооружили двумя 8,8-сантиметровыми пушками и двумя револьверными скорострелками. 6 мая 1915 года рейдер был введен в строй под командованием корветтен-капитана Вольфрама фон Кнорра, сына бывшего адмирала Эдуарда фон Кнорра. Корабль получил имя "Meteor" в честь канонерской лодки, на которой отец капитана 9 ноября 1870 года у Гаваны вступил в бой против французского авизо "Bouvet". 29 мая 1915 г. корабль покинул Вильгельмсхафен и отправился в Белое море, внешне маскируясь под русское гидрографическое судно "Буй". Операция считалась настолько важной, что корабль прикрывал весь ФОМ демонстративным выходом в Немецкую бухту. Далее рейдер сопровождал дирижабль, а в Норвежском море корабль встретился с подводной лодкой "U-19", которая вела разведку по пути следования. "Meteor" успешно преодолел британскую блокаду и в ночь с 7 на 8 июня 1915 года выставил в горле Белого моря десять минных полей, каждое по 27-32 мин, первоначально установленных через каждые 300, а затем 175 м. На этих минах подорвались 10 судов, из них семь затонули. 17 июня 1915 года "Meteor" благополучно вернулся в Киль, на обратном пути остановив три нейтральных грузовых корабля с контрабандой. Два из них были затоплены, а шведский "Thorsten", перевозивший 200 мешков российской почты - приведён в качестве приза. Следует отметить, что захват нейтральных судов, хоть и с контрабандным грузом, вызвал напряжения в отношениях со скандинавскими странами. результаты 1-го рейда (развернуть)
Очевидная успешность рейда натолкнула Адмиралштаб на мысль закрепить успех немедленным повторением рейда, но теперь в Британские воды. Чтобы не терять время на оборудование нового корабля, решили послать тот-же, но с новым экипажем и командиром (прежним требовался отпуск после рискованного похода). Пароход прошёл быстрый текущий ремонт, в ходе которого на нём установили на верхней палубе перед мостиком два траверсных торпедных аппарата, правда без возможности перезарядки. Так, как на британских пароходах к этому времени начали устанавливать на корме пушку для самообороны, для внешнего сходства "Meteor" тоже получил аналогичную, 15-см пушку, открыто стоящую на кормовой надстройке, правда, по некоторым данным - это была лишь деревянная бутафория, но точно это не известно. Уже 6 августа 1915 года крейсер вновь вышел в рейд, теперь под командованием корветтен-капитана Курта Германна, маскируясь под русский пароход "Император Николай II". Миссия заключалась в установки минного поля в водах Мурен-Ферт в северной Шотландии, одного из проходов из гавани Кромарти, где находилась якорная стоянка основной части британского т.н. домашнего флота. Сама операция прошла успешно, судно без проблем достигло назначенного района и 8 августа выставило посреди бухты 363 мины в 5 банок. На них на следующий день погиб британский эсминец "Lynx", а 18 августа повреждён шлюп "Lilac". В условленном месте он встретился с подводной лодкой U-17 и пошёл на восток. Долго оставаться незамеченным, однако, не удалось: 9 августа у мыса Киннэйрд "Meteor" встретился английский вспомогательный дозорный корабль "Ramsey" водоизмещением в 1620 тонн, используемый военно-морским флотом для осмотра подозрительных судов и вооружённый двумя 75-мм пушками. "Meteor" нёс российский торговый флаг, но тем не менее англичане сочли его подозрительным и приказали остановиться для досмотра. Британский корабль тоже остановился, чтобы спустить шлюпку с досмотровой группой, в определенный момент оказавшись на траверзе немецкого корабля, и появилась подходящая возможность использовать торпедный аппарат. "Meteor" тут-же сбросил маску, подняв военный флаг и выстрелил торпедой в британца практически в упор, открыв также огонь из пушек. "Ramsey" затонул за четыре минуты (около 7:15) с потерей пятидесяти трех человек, включая командира, немецкий рейдер поднял с воды 43 человека. Это была, однако, пиррова победа, потому что радист "Ramsey" успел сообщить по радио о нападении, и на перехват вышли несколько британских крейсеров. Разоблачённый "Meteor" со скоростью 12,5 узлов не имел никаких шансов уйти под защиту своего военного флота. На обратном пути "Meteor" остановил датский парусник "Jason". Так как он вёз дрова и железнодорожные шпалы в Великобританию, команда была взята в плен, а парусник сожгли, но уже на следующее утро командир рейдера получил сообщение от одного из разведывательных дирижаблей флота о приближении англичан. Курт Германн принял очень необычное решение. Учитывая, что основная миссия по постановке мин была успешно выполнена, а "Meteor" являлся трофейным судном и сам по себе не представлял особой ценности, командир решил избавиться от ненужного финального боя. Обнаружив неподалёку шведский траулер он перешёл на него с экипажем и пленниками и приказал затопить свой корабль подрывными патронами, что и было исполнено в точке 55°56’N, 06°43’E. По пути на юг моряки встретили норвежский траулер "Ragni", на который передали пленных с "Ramsey" и "Jason", предоставив им немного денег на предметы первой необходимости. 10 августа шведский траулер с экипажем крейсера встретил подводную лодку U-28, которая отбуксировала его в Лист, после чего траулер был освобождён. результаты 2-го рейда (развернуть)
Хотя карьера "Meteor" была недолгой, она продемонстрировала, что хорошо вооруженный и укомплектованный, но невинно выглядящий грузовой корабль мог пройти через линии британской блокады и успешно вести минную и торговую войну в тылу противника. Кроме того, он показал, что относительно дешёвое судно с небольшим экипажем может выполнять такие же задачи, как ценные военные корабли или дорогие лайнеры, предлагая возможность высокой отдачи при минимальных затратах.
|